Ответ оценивается в 2 балла:
— Без фактических ошибок указаны результаты деятельности по двум направле
ниям.
Ответ оценивается в 1 балл:
— Без фактических ошибок указаны результаты только по одному направлению
ИЛИ указаны результаты деятельности по двум направлениям, при этом допуще
ны фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.
Ответ оценивается в 0 баллов:
— результаты деятельности не относятся к указанным направлениям
ИЛИ результаты деятельности даны в предельно обобщённых формулировках, не относящихся непосредственно к указанным направлениям деятельности
ИЛИ результаты деятельности приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл
ИЛИ результаты деятельности не приведены вообще.
В данном пособии школьники, готовящиеся к сдаче ЕГЭ или желающие научиться писать исторические сочинения в формате ЕГЭ, найдут рекомендации по выполнению такого задания; алгоритмы характеристики правителей, государственных деятелей, деятелей культуры, военачальников; анализ возникающих затруднений при написании сочинения и путей их преодоления. Большая часть пособия посвящена обучению работе над созданием качественного исторического сочинения. На основе приведенных биографических справок исторических деятелей, выполняя поэтапно каждое из предложенных заданий, можно написать сочинение по тем критериям, которые разработаны для задания С6 ЕГЭ по истории.
|
|
Методические рекомендации обучающимся
Определенную сложность в понимании, как должен выглядеть ответ, который будет оценен высокими баллами, вызывает отсутствие в Демонстрационном варианте экзаменационной работы эталонного ответа. Некоторую информацию можно получить на сайте ФИЛИ, в различных изданиях, публикующих тренировочные варианты ЕГЭ начиная с 2012 г. Но при этом нужно быть готовым к тому, что разные авторы неодинаково представляют себе, как должен выглядеть эталонный ответ.
В методических материалах ФИПИ 2012 г. для экспертов ЕГЭ предложен следующий вариант ответа, получивший максимальные баллы за критерий К2 (в 2012 г. этот критерий соответствовал характеристике основных направлений и результатов деятельности): «П.А. Столыпин — общественный деятель во времена правления Николая Второго. Деятельность его неоднозначна. Во-первых, он был сторонником репрессивных мер. Так он ввел военно-полевой суд, где были казнены многие россияне. С другой стороны, он известен своей аграрной реформой. По ней отделившиеся от общины крестьяне получали отрубы или хутора, а политика переселения позволила освоить огромные районы Сибири.
|
|
Оценка современников деятельности Столыпина ясна: он был убит террористом, но сам реформатор считал, что при ведении мирной внешней и внутренней политики Россия преобразуется в лучшую сторону благодаря его реформе.
Реформы Столыпина не были завершены, да и их результаты противоречивы. Так многие крестьяне, отделившиеся от общины, не смогли организовать свое хозяйство и пополнили ряды бастующих рабочих. Также переселение крестьян было плохо организовано, из-за чего многие переселенцы вернулись в родные края, озлобившись на правительство.
С другой стороны, экспорт сельскохозяйственной продукции увеличился благодаря тем крестьянам, которые сумели успешно вести единоличные хозяйства; переселенцы, оставшиеся в Сибири и в других частях страны, освоили территорию.
Таким образом, я пришла к выводу, что деятельность Столыпина дала положительные результаты.
Комментарий федерального эксперта: Несмотря на неудачную формулировку оценки деятельности П.А. Столыпина (и не требовалось), верно указаны и охарактеризованы основные направления и результаты деятельности — 4 балла».1
Авторы индивидуального комплекта для подготовки к ЕГЭ-2012 г. по истории предложили свои варианты ответа на задание С6, например: «Сб. Я выбираю Александра III.
Он царствовал в 1881—1894 гг. Взошел на престол после гибели отца от рук народовольцев. Александр III их казнил и одной из важнейших целей своих ставил борьбу с революционерами. Он пересмотрел многие реформы отца, которые считал слишком
либеральными. Поэтому период его царствования получил название «контрреформы». Так, он провел земскую, городскую, судебную контрреформы (ликвидировал мирской суд). Еще при нем ограничивали возможность детям из низших сословий получить образование («циркуляр о кухаркиных детях»). Зато были достигнуты большие успехи в экономике, развитии промышленности (произошел индустриальный рывок), была начата постройка Сибирской железной дороги»2.
Комментарий авторов данного пособия: такой ответ явно не может быть оценен максимальным количеством баллов, потому что основные направления деятельности названы, но не охарактеризованы; приведено несколько примеров, при этом с ошибкой: «мировой суд» назван «мирским судом», отсутствуют результаты деятельности, кроме «больших успехов в экономике».
На интернет-сайтах, в различных группах по подготовке к ЕГЭ можно встретить достаточное количество вариантов ответа или справочных материалов, например:
«Лорис-Меликов Михаил Тариелович (1825—1888). Генерал и государственный деятель.
Лорис-Меликов пошел на некоторые уступки либеральной части общества. Осознавая роль газет и журналов в формировании общественного мнения, он ослабил цензуру, содействовал открытию запрещенных ранее и появлению новых изданий, не препятствовал критике правительства, публичному обсуждению политических вопросов, за исключением лишь одной проблемы — введения в стране конституции.
Прислушиваясь к общественному мнению, Лорис-Меликов решил сместить со своих постов некоторых высших чиновников. Он настоял на увольнении министра народного просвещения графа Толстого и этим шагом привлек к себе симпатии широких кругов общественности.
28 февраля 1881 г. Лорис-Меликов представил царю доклад, в котором для окончательного успокоения страны предлагал завершить «великое дело государственных реформ» и привлечь для этой цели общественные силы. Он считал, что для разработки соответствующих законов необходимо создать из представителей земств и городов две временные комиссии — административно-хозяйственную и финансовую. Подготовленные в них проекты законов Лорис-Меликов предлагал направить для обсуждения в «Общую комиссию», составленную из выборных представителей земского и городского самоуправления. После одобрения в «Общей комиссии» законопроекты поступили бы в Государственный совет, в заседании которого предполагалось участие 10-15 выборных, работавших в «Общей комиссии». Таково содержание проекта, который получил название «Конституции» Лорис-Меликова. Данный проект мало походил на реальную конституцию, так как предложенные в нем меры не могли существенным образом повлиять на политическое устройство Российской империи. Но его претворение в жизнь могло стать началом создания основ конституционной монархии. Утром 1 марта Александр II одобрил проект Лорис-Меликова и назначил на 4 марта заседание Совета министров для его окончательного утверждения. Однако проект так и не был осуществлен в связи с убийством Александра II.
|
|
Период, когда Лорис-Меликов находился во главе внутренней политики государства, был назван современниками «диктатурой сердца». Сократилось число террористических актов, обстановка в стране, казалось, стала более спокойной»3.
Комментарий авторов данного пособия: в данном варианте ответа при достаточно большом количестве фактов направления деятельности в явном виде не названы. Помимо того, деятельность М.Т. Лорис-Меликова вырвана из временного и исторического пространства, отсутствует характеристика факторов, определивших его политику, нет указаний на её репрессивную составляющую.
Опыт ЕГЭ-2012 по истории показал, что одной из проблем для учащихся становится наличие большого количества информации, биографических материалов, которые вызывают соблазн просто переписать их без анализа в расчете на то, что при оценивании большого фактического материала можно получить максимальное количество баллов. В связи с этим заблуждением работы учащихся зачастую наполнены второстепенными фактами и обилием дат из жизни и деятельности исторических личностей, без комментариев и группировки по направлениям деятельности. При этом нарушается структура ответа, и он не соответствует предъявляемым требованиям.
|
|
Как школьникам определиться в этом множестве материалов? Авторы данного пособия считают, что целесообразно исходить из следующих положений:
• в демонстрационном варианте экзаменационной работы отсутствует эталонный ответ, что не позволяет использовать алгоритм его написания;
• единственного правильного варианта ответа не существует. И это верно, потому что задание носит творческий характер и предполагает элемент выбора не только исторического деятеля, но и фактологического материала, на основании которого будет выстроен ответ;
• разработчики контрольно-измерительных материалов ставят целью создание сложного задания, проверяющего творческие способности и аналитический уровень выпускников, уровень владения историческим материалом. Задание носит комплексный характер, при его выполнении проверяется не только наличие определенных знаний, но и умение структурировать материал, группировать факты по основным направлениям, определять итоги деятельности исторических персоналий;
• доигтого чтобы получить максимальный балл за выполнение задания С6, необходимо внимательно прочитать его требования и постараться четко по критериям сформулировать свой ответ, не забывая при этом,что в данном задании проверяется не только знание исторических фактов, но и умение выделять причинно-следственные связи, обобщать, анализировать.