Сложность получения максимальных баллов по этому критерию связана с тем, что в требованиях не только не конкретизировано, что разработчики понимают под направлениями деятельности, но и какое количество направлений должно быть обозначено; указано только, что их должно быть не менее двух. В какой мере ответ должен отражать всю деятельность или достаточно осветить отдельные позиции, в случае, если речь идет о тех исторических личностях, чья деятельность была многогранной, охватывала различные сферы.
Нужно помнить, что для хорошего ответа необходимо правильно выделить направления деятельности, раскрыть их содержание с использованием фактического материала и указать ее результаты.
Определить направления деятельности можно, исходя из основных сфер активности исторического деятеля, например: внутренняя и внешняя политика; экономические, социальные реформы, культурная политика. Другой критерий выделения сфер деятельности — это цели, поставленные перед собой историческим деятелем: борьба с революционными выступлениями, развитие армии и флота, укрепление государственного аппарата, борьба за освобождение и т.д. Они могут быть представлены на основании различных аспектов профессиональной деятельности или как определенные этапы реализации творческих способностей. Каждое из указанных направлений нужно охарактеризовать, что означает перечислить факты, события, действия исторической личности в рамках этого направления. При этом важно не путать характеристику исторического деятеля с его биографией, не «забивать» ответ мелкими, малозначащими фактами, не имеющими отношения к тем направлениям деятельности, которые вы описываете.
|
|
Одной из проблем может стать выбор плана и формы подачи материала. Тут возможен как хронологический, так и тематический подход. Первый оправдан в тех случаях, когда речь пойдет о характеристике деятельности, протекающей преимущественно в одной сфере, где изменения прослеживаются только с временной позиции. Речь в данном случае может идти о полководцах или деятелях культуры. Тематические характеристики дают возможность представить разные стороны деятельности исторического лица, выйти за пределы простого перечисления фактов его биографии.
Разработчики контрольно-измерительных материалов не предъявляют строгих требований к форме ответа, потому это может быть как текст по типу сочинения, так и структурный план. Структурный план позволяет достаточно четко обозначить
наиболее важные направления деятельности, раскрыть их содержание через обозначения подпунктов плана, указать результаты. Краткость и четкость формулировок, отсутствие необходимости прописывать связки-переходы в тексте делают такую форму ответа достаточно популярной, однако при этом нельзя забывать о необходимости выделения причинно-следственных связей, указания особенностей исторического периода, на который приходится деятельность выбранной личности.
|
|
Сочинение позволяет в свободной форме передать не только информацию, но и собственные размышления, позицию, представить различные оценки. Но при этом возникает опасность подмены характеристики деятельности описанием биографических сведений самой личности. Помимо того, для написания исторического сочинения необходим определенный запас времени. Чтобы избежать некоторой хаотичности в изложении, можно рекомендовать не пренебрегать его структурированием, соблюдением разделения на смысловые абзацы, перехода к новым фрагментам с использованием красной строки и т.д.
При подготовке ответа нужно быть готовым к определенным сложностям, непосредственно связанным с выбранными историческими персоналиями.
1. Проблема несоответствия личных взглядов, политических предпочтений правите
ля и той политике, которая осуществлялась в годы его правления.
Например: В случае с Николаем II, занимавшим четко выраженную охранительную позицию, возникает противоречие между реформистской политикой, реализуемой С.Ю.Витте и П.А. Столыпиным, ориентированной на развитие буржуазного сектора, и достаточно невнятной позиции царя как в отношении реализуемых реформ, так и во внутренней политике в целом.
2. Проблема соответствия указанного направления деятельности и его характери
стики.
Например: Выбор аграрной реформы в качестве направления деятельности П.А. Столыпина требует ее полной характеристики, включая цели, основные мероприятия, результаты, оценки. Однако, если ученик в качестве направлений указывает деятельность П.А. Столыпина по предотвращению революционных выступлений или же содействие развитию промышленности и сельского хозяйства, то в этом случае аграрная реформа может быть названа в качестве конкретного примера осуществления последнего направления без детальной характеристики.