Критерий К 2. «Характеристика основных направлений деятельности»

Сложность получения максимальных баллов по этому критерию связана с тем, что в требованиях не только не конкретизировано, что разработчики понимают под направлениями деятельности, но и какое количество направлений должно быть обозначено; указано только, что их должно быть не менее двух. В какой мере ответ должен отражать всю деятельность или достаточно осветить отдельные позиции, в случае, если речь идет о тех исторических личностях, чья деятельность была много­гранной, охватывала различные сферы.

Нужно помнить, что для хорошего ответа необходимо правильно выделить на­правления деятельности, раскрыть их содержание с использованием фактического материала и указать ее результаты.

Определить направления деятельности можно, исходя из основных сфер актив­ности исторического деятеля, например: внутренняя и внешняя политика; эконо­мические, социальные реформы, культурная политика. Другой критерий выделения сфер деятельности — это цели, поставленные перед собой историческим деятелем: борьба с революционными выступлениями, развитие армии и флота, укрепление государственного аппарата, борьба за освобождение и т.д. Они могут быть представ­лены на основании различных аспектов профессиональной деятельности или как определенные этапы реализации творческих способностей. Каждое из указанных направлений нужно охарактеризовать, что означает перечислить факты, события, действия исторической личности в рамках этого направления. При этом важно не путать характеристику исторического деятеля с его биографией, не «забивать» ответ мелкими, малозначащими фактами, не имеющими отношения к тем направлениям деятельности, которые вы описываете.

Одной из проблем может стать выбор плана и формы подачи материала. Тут возможен как хронологический, так и тематический подход. Первый оправдан в тех случаях, когда речь пойдет о характеристике деятельности, протекающей преи­мущественно в одной сфере, где изменения прослеживаются только с временной позиции. Речь в данном случае может идти о полководцах или деятелях культуры. Тематические характеристики дают возможность представить разные стороны дея­тельности исторического лица, выйти за пределы простого перечисления фактов его биографии.

Разработчики контрольно-измерительных материалов не предъявляют строгих требований к форме ответа, потому это может быть как текст по типу сочинения, так и структурный план. Структурный план позволяет достаточно четко обозначить


наиболее важные направления деятельности, раскрыть их содержание через обозна­чения подпунктов плана, указать результаты. Краткость и четкость формулировок, отсутствие необходимости прописывать связки-переходы в тексте делают такую форму ответа достаточно популярной, однако при этом нельзя забывать о необхо­димости выделения причинно-следственных связей, указания особенностей исто­рического периода, на который приходится деятельность выбранной личности.

Сочинение позволяет в свободной форме передать не только информацию, но и собственные размышления, позицию, представить различные оценки. Но при этом возникает опасность подмены характеристики деятельности описанием био­графических сведений самой личности. Помимо того, для написания историческо­го сочинения необходим определенный запас времени. Чтобы избежать некоторой хаотичности в изложении, можно рекомендовать не пренебрегать его структуриро­ванием, соблюдением разделения на смысловые абзацы, перехода к новым фраг­ментам с использованием красной строки и т.д.

При подготовке ответа нужно быть готовым к определенным сложностям, непо­средственно связанным с выбранными историческими персоналиями.

1. Проблема несоответствия личных взглядов, политических предпочтений правите­
ля и той политике, которая осуществлялась в годы его правления.

Например: В случае с Николаем II, занимавшим четко выраженную охранитель­ную позицию, возникает противоречие между реформистской политикой, реали­зуемой С.Ю.Витте и П.А. Столыпиным, ориентированной на развитие буржуазного сектора, и достаточно невнятной позиции царя как в отношении реализуемых ре­форм, так и во внутренней политике в целом.

2. Проблема соответствия указанного направления деятельности и его характери­
стики.

Например: Выбор аграрной реформы в качестве направления деятельности П.А. Столыпина требует ее полной характеристики, включая цели, основные ме­роприятия, результаты, оценки. Однако, если ученик в качестве направлений ука­зывает деятельность П.А. Столыпина по предотвращению революционных выступ­лений или же содействие развитию промышленности и сельского хозяйства, то в этом случае аграрная реформа может быть названа в качестве конкретного примера осуществления последнего направления без детальной характеристики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: