double arrow

Аристотель Фиораванти


Биографическая справка: Борис Годунов (1552-1605 гг.)

По отзывам современников, Борис Годунов обладал выдающимися спо­собностями государственного деятеля. Выдвинулся при Иване Грозном, участво­вал в опричнине, по сути был правителем при слабоумном царе Фёдоре Ивано­виче. Был первым избранным Земским собором царем, что у многих вызывало к нему отрицательное отношение как к «неприродному царю». Придя к власти в 1598 г. после смерти последнего из династии Рюриковичей бездетного царя Фё­дора Ивановича, Борис Годунов расправился со своими конкурентами из бояр­ской оппозиции: сослал бояр Романовых.

Во внутренней политике Борис Годунов, стремясь к консолидации господ­ствующего класса, учитывал интересы служилого дворянства и некоторые тре­бования верхов посада. Боролся с неурожаями 1601-1603 гг., раздавал хлеб из царских закромов, но не смог предотвратить голод и всплеск социального недо­вольства (восстание под предводительством Хлопка). Построил много новых го­родов, крепостей, продвинув засечную черту на юг.

Во внешней политике ему удалось частично ликвидировать последствия Ли­вонской войны (в 1595 г. по Тявзинскому миру России были возвращены некото­рые районы, захваченные Швецией). Его стараниями в конце XVI в. значительно укрепились русские позиции на Северном Кавказе, в Закавказье, Заволжье. Резко возросла внешняя торговля (через Архангельск и по Волге). Избрание Бориса Го­дунова царём сопровождалось рядом льгот (прежде всего уездному дворянству). Он первым стал посылать боярских и дворянских детей на учебу за границу, при­глашать иноземных ученых в Москву, но его попытки установить культурные свя­зи с Западной Европой оказались безуспешными. Ему приписывали причастность к «угличскому делу» — гибели царевича Дмитрия — младшего сына Ивана Грозно­го как конкурента на престол. Слабость правительства Бориса Годунова выяви­лась и в невозможности справиться с нараставшим движением народных масс, с одной стороны, и дворянства южных районов страны — с другой. В разгар борьбы с Лжедмитрием I Борис Годунов скоропостижно умер. Царём был провозглашен его сын —- Фёдор. Но в результате восстания горожан Москвы правительство Го­дуновых было свергнуто, и Фёдор был убит. Таким образом, в ходе царствования Бориса Годунова сложились основные предпосылки Смуты в России.

К1. Время жизни исторического деятеля:

Задание 1. Выберите правильный(-ые) ответ(-ы) по К1:

начало XVII в.

1.1. Время жизни Бориса Годунова: вторая половина XVI в.

1.2. Борис Годунов жил в начале XVII в.

1.3. Борис Годунов правил с 1598 по 1605 гг.

1.4. Время жизни Бориса Годунова XVI в.


К2. Основные направления деятельности:

Задание 2. На основе биографических данных Бориса Годунова охарактеризуйте каждое направление его деятельности (приведите примеры, факты, со­бытия).

— расправа с боярской оппозицией: _____________________________________

попытки стабилизировать положение в стране:

внешняя политика:

попытки ликвидировать культурную отсталость России:

борьба с Лжедмитрием I:

КЗ. Характеристика результатов деятельности:

Задание 3. Охарактеризуйте результаты деятельности Бориса Годунова в соответ­
ствии с критерием КЗ.
Результаты деятельности:_________________________________________


Задание 4. Напишите сочинение о Борисе Годунове по критериям задания Сб.

Борис Годунов



Биографическая справка: Симеон Полоцкий (1629 -1680 гг.)

Известный белорусский просветитель, богослов, поэт, драматург, пере­водчик.

Учился в Киево-Могилянской коллегии. При посещении Полоцка Алексеем Михайловичем ему удалось лично поднести царю приветственные «Метры» сво­его сочинения. В 1664 г. он отправился в Москву, где царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел. Он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона. По уполномочию Восточных патриархов, Симеон произнёс перед царём речь о не­обходимости повысить уровень образования в Московском государстве. В 1667 г. назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича.

Кроме наставничества у царевичей, Симеон Полоцкий в это время активно ра­ботает на государевой службе, составляет речи для Алексея Михайловича, пишет торжественные объявления и проекты царских указов. Симеон Полоцкий явля­ется ключевой фигурой среди инициаторов создания первого в Москве высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии. С 1667 г. Симеон, в период воспитания царевичей, пишет для них специально несколько сочинений: «Вертоград Многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Кни­га кратких вопросов и ответов катехизических». В «Венце веры кафолической» Полоцкий объединил все знания, какие дали ему школа и чтение, начиная с апо­крифов и кончая астрологией. Эти труды были для того времени серьезнейшими источниками обучения, которые впоследствии еще долго использовались в цер-ковно-светском обучении детей.

Симеон Полоцкий был одним из первых русскоязычных поэтов, автор силла­бических виршей (стихов) на церковнославянском и польском языках, пронизан­ных любовью к родной земле — Полоччине и Витебщине, а также двух комедий, школьных драм для придворного театра Алексея Михайловича.

До потомков дошли два больших сборника стихотворений Симеона Полоцко­го: «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион, или Стихослов». Первый сбор­ник называли энциклопедией, из которой черпали знания по самым разнообраз­ным вопросам жизни. Во второй сборник были включены драматические пьесы, которые ставились в придворных театрах Москвы.

К1. Время жизни исторического деятеля:

Задание 1. Укажите даты жизни Симеона Полоцкого в соответствии с критерием К1:

1.1. С.Полоцкий жил в__ -х —___ гг. XVII в.

1.2. С.Полоцкий жил в_______ XVII в.

1.3. Современником Симеона Полоцкого был царь_____________________,

следовательно, он жил в_____________ XVII в.


1.4. С.Полоцкий участвовал в низложении Никона, что происходило в_____

годах XVII в.

К2. Основные направления деятельности:

Задание 2. На основе приведенных примеров, фактов, событий из биографических данных Симеона Полоцкого сформулируйте основные направления его деятельности.

—____________________: участвовал в обучении подьячих Приказа тайных

дел, был инициатором создания Славяно-греко-латинской академии, воспитателем детей Алексея Михайловича

—____________________: автор стихотворных сборников «Вертоград много­
цветный» и «Рифмологион, или Стихослов», книг для чтения религиозного содер­
жания «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и
ответов катехизических», драматических пьес

КЗ. Характеристика результатов деятельности:

Задание 3. На основе биографических данных сформулируйте и запишите результа­ты деятельности Симеона Полоцкого.

Результаты деятельности:_________________________________________

Задание 4. Напишите сочинение о Симеоне Полоцком по критериям задания Сб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: