Степан Разин


Биографическая справка: Фёдор Матвеевич Апраксин

(1661-1728 гг.)

Знаменитый сподвижник Петра I, генерал-адмирал русского флота, ро­дился в 1661 г. Принимал участие в играх и занятиях Петра с потешными войска­ми. В 1692 г. Апраксин назначен губернатором Архангельска, где построил ко­рабль, который послал для торговли за море. В 1697 г. ему был поручен главный надзор за судостроением в Воронеже.

С 1700 г. Ф.М. Апраксин — глава Адмиралтейского приказа, азовский губер­натор. Возглавляя воронежскую верфь, обустроил её доками и шлюзами, учре­дил новые верфи, доставил азовскому флоту множество новых судов, перестроил Азов, создал Таганрог с гаванью для военных судов и с крепостью Троицкой. На Ф.М. Апраксине лежала обязанность не только снабжения флота всем необходи­мым, но и забота об углублении мелководных устьев Дона и о производстве гид­рографических работ. В 1705 г., вследствие возмущения в Астрахани, этот город был временно поручен его управлению. Управлял Оружейным и Ямским прика­зами и Монетным двором. В 1708 г. Ф.М. Апраксин отразил нападение шведов, попытавшихся разорить Петербург, за что получил титул графа. В память о побе­де была выбита медаль с изображением на одной стороне Ф.М. Апраксина, а с другой — флота, построенного в линию, с надписью: "Храня сие не спит; лучше смерть, а не неверность». В 1710 г. руководил осадой Выборга, приведшей к капи­туляции крепости. Согласно договору, заключенному Петром I с турками после неудачного Прутского похода 1711 г., Ф.М. Апраксину было велено разрушить Таганрог и отдать туркам Азов. В 1711—23 гг. он командует Азовским флотом, управляет Эстляндией, Ингерманландией, Карелией, Финляндией. Начальствуя над галерным флотом, в 1713 г. взял города Гельсингфорс и Борго, в 1714 г. — флот Швеции у мыса Гангут. Удачные действия Ф.М. Апраксина на Балтийском море способствовали заключению выгодных для России условий Ништадтского мира. В 1717 г. Апраксин был назначен президентом Адмиралтейств-коллегий со зва­ниями генерал-адмирала и сенатора; в 1718 г. был назначен вторым, по старшин­ству, членом следственной комиссии по делу царевича Алексея Петровича. Во время Персидского похода 1722—23 гг. Ф.М. Апраксин командовал Каспийской флотилией, в 1723—26 гг. — Балтийским флотом.

В 1726 г. назначен членом Верховного тайного совета. Умер в 1728 году.

К1. Время жизни исторического деятеля:

Задание 1, Выберите правильный(-ые) ответ(-ы) по К1, дополните недостающую информацию:

1.1. Время жизни Ф.М. Апраксина — XVIII в.

1.2. Время жизни Ф.М. Апраксина - конец XVI в.-20-е гг. XVIII в.

1.3. Современниками генерал-адмирала Ф.М. Апраксина были___________

__________________, значит, время его жизни — это_____ годы______

века.


1.4. Генерал-адмирал Ф.М. Апраксин был участником и свидетелем событий_____

_____________________, следовательно, его активная деятель­
ность приходится на___ годы____ века (веков).

-

К2. Основные направления деятельности:

Задание 2. На основе сведений из жизни Ф.М. Апраксина выберите из предложен­ных ниже элементов направления и характеристику его деятельности. Запишите их, используя слова в скобках.

осуществлял главный надзор за судостроением в Воронеже в 1697 г., результатом которого стал флот, осадивший Азов, назначен главным начальником Адмиралтей­ского приказа, президентом Адмиралтейств-коллегий;

назначен воеводой в Архангельске, губернатором в Азове, членом следственной комиссии по делу царевича Алексея, членом Верховного тайного совета;

перестроил Азов, построил Таганрог с гаванью для военных судов;

успешно отразил нападение шведов на Петербург в 1710 г. руководил осадой Вы­борга, приведшей к его капитуляции; во главе галерного флота взял города Гель­сингфорс и Борго, способствовал поражению шведской эскадры у мыса Гангут;

деятельность Ф.М. Апраксина была направлена на________________________ и

способствовала____________________________

(Создание флота, строительство морских крепостей, укрепление государствен­ной власти, подавление восстаний, участие в управлении государственными уч­реждениями, командование российским флотом в годы Северной войны, военная деятельность, особые поручения императора, укрепление положения России на юге в Приазовье, успешное участие в Северной войне)

КЗ. Характеристика результатов деятельности:

Задание 3. Выберите из предложенных элементов в задании 2 не менее двух резуль­татов деятельности Ф.М. Апраксина. Назовите и охарактеризуйте их, ис­пользуя слова в скобках.

_ ?


Задание 4. Напишите сочинение о Ф.М. Апраксине по критериям задания Сб.

Ф.М. Апраксин


Биографическая справка: Карл XII (1682-1718 гг.)

Король Швеции в 1697—1718 гг. В наследство от отца Карла XI ему доста­лось сильное королевство, где царил порядок в экономике и финансах, охраняемый одной из лучших армий в Европе. Карл XII взошёл на трон в возрасте 15 лет и спустя 3 года покинул страну, приступив к растянувшимся на 18 лет многочисленным во­енным кампаниям с целью окончательно сделать Швецию доминирующей силой в Северной Европе. «Твердость характера, переходящая в упрямство, стала причиной его катастроф на Украине и продержала его пять лет в Турции; его щедрость, выро­ждавшаяся в расточительность, разорила Швецию; его мужество, перераставшее в безумную смелость, стало причиной его смерти; а в последние годы жизни сохране­ние власти граничило с тиранией», — так характеризовал его Вольтер.

Первая военная кампания Карла была направлена против Дании, королём ко­торой был его кузен Фредерик ГУ. Карл с экспедиционным корпусом в 1700 г. не­ожиданно высадился у Копенгагена, и Дания запросила мира. Однако возвышение Швеции на Балтике вызвало недовольство Польши и России. Польский король Ав­густ II в 1700 г. осадил центр Шведской Прибалтики — город-крепость Ригу, но из­вестия о поражении Дании заставили Августа II отступить.

Летом 1700 г. русские войска под командованием Петра I осадили крепости Нар­ва и Ивангород. В ответ Карл, неожиданно перебросив свою армию, стремительно атаковал осаждающих. В этом упорном сражении русское войско почти в 3-4 раза превосходило шведскую армию. Своей безмерной жаждой боя и храбростью, лич­ным примером Карл XII вдохновлял воинов. Они верили в него и преклонялись пе­ред ним. После победы под Нарвой Карл XII ошибочно считал Россию выведенной из войны и от выгодного мира с ней отказался.

Затем разбив Августа II в 1702 г., поставил на престол своего ставленника по-знаньского воеводу Станислава Лещинского. Войска Карла XII в 1708 г. вторглись на территорию России, король был уверен в скорой и лёгкой победе, намереваясь одним сражением сокрушить русскую армию и разделить земли между Швецией и Польшей. Этот поход завершился полным разгромом шведской армии под Полта­вой в 1709 г..

Король, спасаясь от плена, укрылся в Турции, подталкивая султана Ахмеда III к войне с Россией.

Вернувшись в Швецию (1714 г.), Карл пытался восстановить власть и влияние. В 1718 г. во время похода в Норвегию при осаде крепости Фредрикстен он был убит шальной пулей. По другой версии он стал жертвой заговора шведских правящих кругов, недовольных разорением страны бесконечными войнами.

Карл XII стал последним монархом Европы, павшим на поле боя.

Карл XII считается большинством историков блестящим полководцем, но пло­хим королем. По оценкам современников, он мужественно переносил боль и лише­ния, умел сдерживать свои эмоции. Король привел Швецию к вершине могущества, через свои блестящие военные кампании. Однако его честолюбивое стремление к победоносному продолжению войны с Россией в итоге принесло Швеции пораже­ние и лишило её статуса великой державы.


К1. Время жизни исторического деятеля:

Задание 1. Укажите время жизни шведского короля Карл XII в соответствии с кри­терием К1:

1.1. Шведский король Карл XII жил в______________ века.

1.2. Шведский король Карл XII жил в___ —__ десятилетиях___ века.

1.3. Современниками шведского короля Карл XII были_________________,

значит, время его жизни — это___ годы_____ века.

1.4. Шведский король Карл XII был участником и свидетелем событий европей­
ской истории________________________________, следовательно, его

активная деятельность приходится на___ годы_____ века.

К2. Основные направления деятельности:

Задание 2. На основе биографических данных шведского короля Карла XII заполни­те пропуски в характеристике основных направлений его деятельности в соответствии с критерием К2. Дополните известные вам из истории фак­ты, события, которые не указанны в биографической справке (например, морские сражения).

а) сделать Швецию лидером в Северной Европе: ______________________

б) разгром России и разделение ее земель:

в) ______________________: в 1700 г. угроза захвата Копенгагена, заключение

с Данией договора о мире, борьба за город-крепость Ригу; в 1702 г. победа над ко­ролем Польши Августом II, поставил на престол своего ставленника Станислава Лещинского,

г) _______________________: Османская империя, победив, захватила Азов.

* КЗ. Характеристика результатов деятельности:

Задание 3. Вставьте пропущенные слова (или продолжите текст) в характеристике результатов деятельности шведского короля Карла XII в соответствии с критерием КЗ.

а) ____________________________._________________________________

б)


в) Разгромив и _____________ Польшу и Данию в 1700—17 гг., потерял кон­
троль
_______________________,______________________ утраченные земли и

расширили территории в Прибалтике.

г) ____________________ не выступила _____________________ походом на

______________, остановившись на ___________ рубежах ________________.

Задание 4. Напишите сочинение о шведском короле Карле XII по критериям зада­ния Сб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: