double arrow

Карл XII



Биографическая справка: Елизавета Петровна (1709 * 1761 гг.)

Российская императрица. Дочь Петра I. Пришла к власти в 1741 г. в ре­зультате дворцового переворота с участием гвардии, который имел патриотиче­скую окраску — направлен против засилья иностранцев при дворе. Правила, опи­раясь на фаворитов А.Г. Разумовского, И.И. Шувалова. На ведущие должности стали выдвигаться русские специалисты. Восстановила Сенат как высший госу­дарственный орган, институт прокуроров, Главный магистрат, Берг- и Мануфак­тур-коллегии. Упразднила Кабинет министров, восстановила действовавшие при Петре I чрезвычайные совещания высших сановников — Конференции. Отмени­ла смертную казнь. При ней по ходатайству И. Шувалова был открыт в 1755 г. Московский университет и основан в 1756 г. первый театр. Отменила внутренние таможенные пошлины. При ней началось генеральное межевание помещичьих владений. Разделила Россию на пять рекрутских округов, установила порядок в наборах. В 1754 г. учредила первые в России заемные банки для дворян икупцов. При ней произошло усиление крепостничества: запретила крестьянам по своей воле поступать на военную службу, разрешила дворянам продавать своих кресть­ян в рекруты, предоставила право помещикам ссылать неугодных крестьян в Си­бирь. При ней Россия участвовала в Семилетней войне, одержала ряд побед над прусской армией, но смерть императрицы послужила причиной прекращения дальнейших военных действий против Пруссии.

К1. Время жизни исторического деятеля:

Задание 1. Выберите правильный(-ые) ответ(-ы) по К1:

1.1. Время жизни -~ середина — вторая половина XVIII в.

1.2. Елизавета Петровна жила в XVIII в.

1.3. Елизавета Петровна правила с 1741 г. по 1761 г.

1.4. Время жизни императрицы Елизаветы Петровны — первая половина — 60-е гг. XVTII в.

К2. Основные направления деятельности:

Задание 2. На основе приведенных примеров, фактов, событий из биографических данных Елизаветы Петровны сформулируйте основные направления ее деятельности.

— __________________ : ликвидация Кабинета министров, восстановление

роли Сената, магистратов, прокурорского надзора, возвращение к петровским тра­дициям в отношении армии и флота, опора на национальные устои

—___________________ : открытие Московского университета, Академии ху­
дожеств, поддержка М.В. Ломоносова, ЕР. Державина


—__________________ : рост доходов казны, отмена внутренних таможенных

пошлин, открытие государственного Дворянского банка, успехи хозяйственного развития

—__________________ : усиление крепостнической политики, дарование по­
мещикам права ссылать крестьян в Сибирь, продавать в рекруты

—_________________ : укрепление авторитета Российской империи, военные

успехи в Семилетней войне

КЗ. Характеристика результатов деятельности:

Задание 3. На основе биографических данных сформулируйте и запишите результа­ты деятельности Елизаветы Петровны.

Результаты деятельности:__________________________________________

Задание 4. Напишите сочинение об императрице Елизавете Петровне по критериям задания Сб.

Елизавета Петровна


Биографическая справка: Михаил Васильевич Ломоносов

(1711-1765 гг.)

Ученый-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка. Его отец был черносошным крестьянином, имел землю и суда для рыбного промысла. В 1731 г. Михаил Ломоносов, пристав к обозу, тайком от отца уходит в Москву учиться. Осенью 1736 г. он был отправлен в Германию обучаться химии и горному делу. К этому времени относятся его первые поэтические и литературно-теоре­тические опыты. М.В. Ломоносов прислал в Россию Письмо о правилах россий­ского стихотворства с приложенной к нему одой На взятие Хотина, в которой практически подтверждал провозглашенные в Письме правила русского силла­бо-тонического стихосложения. Его открытием в этой области явился сжатый и энергичный ямбический стих. В 1741 г. по приказу Академии М.В. Ломоносов возвращается в Петербург.

В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был основан Московский универси­тет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян и гим­назия при нем. В 1748 г. он создал химическую лабораторию Академии наук, в ко­торой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751 г. В 1741—1761 гг. в башне Кунсткамеры проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты. Он открыл атмосферу на планете Венера, опи­сал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Он развивает атомно-молекулярные представления о строении веще­ства, закладывает основы физической химии, проводит исследование атмосфер­ного электричества и силы тяжести, выдвигает учение о свете. М.В. Ломоносов возродил искусство мозаики и производство смальты и вместе с учениками созда­вал мозаичные картины.

М.В. Ломоносов был крупнейшим поэтом XVIII в., создателем русской оды философского и высокого гражданского звучания, автором поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики рус­ского языка. В 1743 г. написал «Краткое руководство к риторике» на русском язы­ке. Основной труд М.В. Ломоносова — «Риторика» 1748 г., которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Им были написаны несколько трудов по древней истории. М.В.Ломоносов создал свою историческую концепцию, ко­торая спорила с норманнской теорией.

К1. Время жизни исторического деятеля:

Задание 1. Укажите даты жизни М.В.Ломоносова в соответствии с критерием К1:

1.1. М.В. Ломоносов жил в____________ половине____ века.

1.2. М.В. Ломоносов жил со_____ десятилетия_____ века по_____ десятиле­тие века.


1.3. М.В. Ломоносов участвовал в основании_________ g_______ , значит, он

жил в середине____ века.

1.4. М.В. Ломоносов был современником ____________________ , следова­
тельно, он жил в____ годах_____ века.

К2. Основные направления деятельности:

Задание 2. На основе биографических данных М.В. Ломоносова заполните пропу­ски в характеристике основных направлений его деятельности в соответ­ствии с критерием К2.

—______________________ : создание химической лаборатории, исследование

электричества и силы тяжести, молекулярного строения вещества,_______

просветительская деятельность:

литературная деятельность:

КЗ. Характеристика результатов деятельности:

Задание 3. Охарактеризуйте результаты деятельности Михаила Ломоносова в соот­ветствии с критерием КЗ.

М.В. Ломоносов был вьщающимся российским ученым-энциклопедистом, ко­
торый внес большой вклад в развитие российской науки. Его исследования___

Результатом просветительской деятельности М.В. Ломоносова стало

?


Задание 4. Напишите сочинение о Михаиле Васильевиче Ломоносове по критериям задания Сб.


Сейчас читают про: