Биографическая справка: Елизавета Петровна (1709 * 1761 гг.)
Российская императрица. Дочь Петра I. Пришла к власти в 1741 г. в результате дворцового переворота с участием гвардии, который имел патриотическую окраску — направлен против засилья иностранцев при дворе. Правила, опираясь на фаворитов А.Г. Разумовского, И.И. Шувалова. На ведущие должности стали выдвигаться русские специалисты. Восстановила Сенат как высший государственный орган, институт прокуроров, Главный магистрат, Берг- и Мануфактур-коллегии. Упразднила Кабинет министров, восстановила действовавшие при Петре I чрезвычайные совещания высших сановников — Конференции. Отменила смертную казнь. При ней по ходатайству И. Шувалова был открыт в 1755 г. Московский университет и основан в 1756 г. первый театр. Отменила внутренние таможенные пошлины. При ней началось генеральное межевание помещичьих владений. Разделила Россию на пять рекрутских округов, установила порядок в наборах. В 1754 г. учредила первые в России заемные банки для дворян и купцов. При ней произошло усиление крепостничества: запретила крестьянам по своей воле поступать на военную службу, разрешила дворянам продавать своих крестьян в рекруты, предоставила право помещикам ссылать неугодных крестьян в Сибирь. При ней Россия участвовала в Семилетней войне, одержала ряд побед над прусской армией, но смерть императрицы послужила причиной прекращения дальнейших военных действий против Пруссии.
|
|
К1. Время жизни исторического деятеля:
Задание 1. Выберите правильный(-ые) ответ(-ы) по К1:
1.1. Время жизни -~ середина — вторая половина XVIII в.
1.2. Елизавета Петровна жила в XVIII в.
1.3. Елизавета Петровна правила с 1741 г. по 1761 г.
1.4. Время жизни императрицы Елизаветы Петровны — первая половина — 60-е гг. XVTII в.
К2. Основные направления деятельности:
Задание 2. На основе приведенных примеров, фактов, событий из биографических данных Елизаветы Петровны сформулируйте основные направления ее деятельности.
— __________________: ликвидация Кабинета министров, восстановление
роли Сената, магистратов, прокурорского надзора, возвращение к петровским традициям в отношении армии и флота, опора на национальные устои
—___________________: открытие Московского университета, Академии ху
дожеств, поддержка М.В. Ломоносова, ЕР. Державина
—__________________: рост доходов казны, отмена внутренних таможенных
пошлин, открытие государственного Дворянского банка, успехи хозяйственного развития
—__________________: усиление крепостнической политики, дарование по
мещикам права ссылать крестьян в Сибирь, продавать в рекруты
—_________________: укрепление авторитета Российской империи, военные
|
|
успехи в Семилетней войне
КЗ. Характеристика результатов деятельности:
Задание 3. На основе биографических данных сформулируйте и запишите результаты деятельности Елизаветы Петровны.
Результаты деятельности:__________________________________________
Задание 4. Напишите сочинение об императрице Елизавете Петровне по критериям задания Сб.
Елизавета Петровна
Биографическая справка: Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765 гг.)
Ученый-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка. Его отец был черносошным крестьянином, имел землю и суда для рыбного промысла. В 1731 г. Михаил Ломоносов, пристав к обозу, тайком от отца уходит в Москву учиться. Осенью 1736 г. он был отправлен в Германию обучаться химии и горному делу. К этому времени относятся его первые поэтические и литературно-теоретические опыты. М.В. Ломоносов прислал в Россию Письмо о правилах российского стихотворства с приложенной к нему одой На взятие Хотина, в которой практически подтверждал провозглашенные в Письме правила русского силлабо-тонического стихосложения. Его открытием в этой области явился сжатый и энергичный ямбический стих. В 1741 г. по приказу Академии М.В. Ломоносов возвращается в Петербург.
В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян и гимназия при нем. В 1748 г. он создал химическую лабораторию Академии наук, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751 г. В 1741—1761 гг. в башне Кунсткамеры проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты. Он открыл атмосферу на планете Венера, описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Он развивает атомно-молекулярные представления о строении вещества, закладывает основы физической химии, проводит исследование атмосферного электричества и силы тяжести, выдвигает учение о свете. М.В. Ломоносов возродил искусство мозаики и производство смальты и вместе с учениками создавал мозаичные картины.
М.В. Ломоносов был крупнейшим поэтом XVIII в., создателем русской оды философского и высокого гражданского звучания, автором поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка. В 1743 г. написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд М.В. Ломоносова — «Риторика» 1748 г., которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Им были написаны несколько трудов по древней истории. М.В.Ломоносов создал свою историческую концепцию, которая спорила с норманнской теорией.
К1. Время жизни исторического деятеля:
Задание 1. Укажите даты жизни М.В.Ломоносова в соответствии с критерием К1:
1.1. М.В. Ломоносов жил в____________ половине____ века.
1.2. М.В. Ломоносов жил со_____ десятилетия_____ века по_____ десятилетие века.
1.3. М.В. Ломоносов участвовал в основании_________ g_______, значит, он
жил в середине____ века.
1.4. М.В. Ломоносов был современником ____________________, следова
тельно, он жил в____ годах_____ века.
К2. Основные направления деятельности:
Задание 2. На основе биографических данных М.В. Ломоносова заполните пропуски в характеристике основных направлений его деятельности в соответствии с критерием К2.
—______________________: создание химической лаборатории, исследование
электричества и силы тяжести, молекулярного строения вещества, _______
просветительская деятельность:
— литературная деятельность:
КЗ. Характеристика результатов деятельности:
Задание 3. Охарактеризуйте результаты деятельности Михаила Ломоносова в соответствии с критерием КЗ.
|
|
М.В. Ломоносов был вьщающимся российским ученым-энциклопедистом, ко
торый внес большой вклад в развитие российской науки. Его исследования___
Результатом просветительской деятельности М.В. Ломоносова стало
?
Задание 4. Напишите сочинение о Михаиле Васильевиче Ломоносове по критериям задания Сб.