Михаил Александрович Шолохов (1905-1984 гг.)

 

Биографическая справка: Михаил Александрович Шолохов

(1905-1984 гг.)

Русский советский писатель и общественный деятель. Лауреат Нобелев­ской премии по литературе за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время. В 1920—1922 гг. участвовал в ликви­дации неграмотности среди взрослых хуторян, вел перепись населения, служил в станичном ревкоме, работал делопроизводителем заготовительной конторы, уча­ствовал в продразвёрстке. Начиная с 1924 г. в журналах появляются его рассказы, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926 г.).

Российскую и мировую известность М. А. Шолохову принёс роман «Тихий Дон» о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах; это произведение, объединяющее несколько сюжетных линий, называют эпопеей. Писатель-ком­мунист, в годы Гражданской войны бывший на стороне красных, М.А.Шолохов значительное место в романе уделяет белому казачеству, а его главный герой — Григорий Мелехов — в конце повествования так и не «приходит к красным». После выхода первого тома романа писатель был обвинен в плагиате. Вопрос об авторстве и сегодня ряд исследователей считают спорным. Роман «Поднятая це­лина» посвящен коллективизации на Дону и движению «25-тысячников». Здесь высказана авторская оценка хода коллективизации; образы главных персонажей и картины коллективизации неоднозначны. В начале 30-х годов Михаил Шолохов жил в станице Вёшенская Ростовской области и своими глазами наблюдал ужасы коллективизации и репрессий. Шолохов неоднократно заступался за земляков, помогал попавшим в беду и даже написал 4 письма Сталину с описанием того, что происходило в окрестных станицах. В 1941—1945 гг. работал военным коррес­пондентом. После войны М. А. Шолохов опубликовал несколько отрывков из так и не дописанного романа «Они сражались за Родину», рассказ «Судьба человека». Классик русской литературы. До конца дней жил в своём доме в станице Вёшен-ской. Сталинскую премию передал в Фонд обороны, Нобелевскую — на построй­ку школы в Вёшенской. В 1965 году получил Нобелевскую премию по литерату­ре. В 1966 г. выступил на ХХШ съезде КПСС и предложил применить смертную казнь в отношении писателей Синявского и Даниэля. Подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 г., направленное против Солженицына и Сахарова. С 1960-х гг. фактически отошёл от литературы.

К1. Время жизни исторического деятеля:

Задание 1. Укажите даты жизни М.А. Шолохова в соответствии с критерием К1:

1.1. М.А. Шолохов жил в первой половине___ века.

1.2. МА. Шолохов жил в______ годах_____ века.

1.3. М.А. Шолохов был современником______________________________

значит, он жил в первой половине____ века.

 

1.4. М.А. Шолохов участвовал в___________________________________ и

_________________ войнах, следователь­
но, он жил в______ годах_____ века.

К2. Основные направления деятельности:

Задание 2. На основе биографических данных М.А. Шолохова заполните пропуски в характеристике основных направлений его деятельности в соответствии с критерием К2.

—___________________________________________________________ литературная деятельность: в сер. 20-х гг. опубликовал первый том романа «Ти­
хий Дон», посвященный событиям
___________________________________ __,

в 30-х гг. пишет роман _____________________________________________.

—__________________________________________________________ общественная деятельность: принимал участие в установлении советской власти
на Дону, в годы голода и коллективизации попытался обратить внимание Сталина на
тяжелое положение своих земляков, в 60-х гг.
________________________ __

КЗ. Характеристика результатов деятельности:

Задание 3. Вставьте пропущенные слова в характеристике результатов деятельности М.А. Шолохова в соответствии с критерием КЗ.

Литературные произведения М.А. Шолохова стали____________________

явлением в культурной жизни страны. Роман-эпопея «Тихий Дон» стал одним из

самых ярких произведений, раскрывающий характер_____________________.

Его произведения оказали влияние на____

__________________________.Вклад М.А. Шолохова в мировую литературу был

отмечен____________________________________________________.

Общественная деятельность М.А. Шолохова носила противоречивый характер. Его обращения к Сталину не могли остановить репрессии в отношении казачества,

но______________________________________________________________ _.

При этом его выступления против писателей Синявского и Даниэля__________

Задание 4. Напишите сочинение о М.А. Шолохове по критериям Сб.

М.А. Шолохов

 

Биографическая справка: Михаил Сергеевич Горбачёв

(род. в 1931 г.)

Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985-1991 гг.), первый и последний Президент СССР (1990-1991 гг.). Пришел к власти, когда Советский Союз на­ходился в глубоком системном кризисе. Объявил курс на ускорение экономи­ческого развития. Провозглашалось приоритетное развитие машиностроения, вводилась государственная приемка, была объявлена борьба с нетрудовыми до­ходами, за повышение трудовой дисциплины. Провозглашено равенство различ­ных форм хозяйствования, начат перевод предприятий на хозрасчет, самооку­паемость, самофинансирование, в СССР вводились первые элементы рыночной экономики, повсеместно внедрялись кооперативы, были сняты ограничения с валютных операций, была разрешена индивидуальная трудовая деятельность. Но экономические преобразования проводились непоследовательно и не дали ожидаемых результатов. Они привели к исчезновению продуктов из магазинов, введению карточной системы на многие виды продовольствия в 1989 г., гиперин­фляции. Это было следствием отсутствия у М.С. Горбачёва целостной стратегии переустройства общества, копирования западных образцов без учета специфики развития СССР.

М.С. Горбачёвым осуществлена реформа политической системы, которая за­ключалась в проведении выборов в Верховный Совет и местные Советы на альтер­нативной основе, в учреждении нового органа законодательной власти - Съезда народных депутатов СССР, учреждении поста Президента СССР, возрождении многопартийности. Возвращение из политической ссылки советского ученого и диссидента, лауреата Нобелевской премии А. Д. Сахарова, прекращение уголов­ных преследований за инакомыслие, разрешение свободы слова. В идеологиче­ской сфере был провозглашен курс на гласность, фактическое снятие партийной цензуры на средства массовой информации и произведения культуры. Началось духовное раскрепощение общества. Однако ослабление центральной власти привело к росту сепаратистских тенденций в союзных республиках. Локальные национальные конфликты подавлялись жестоюши мерами: силовой разгон ми­тинга молодёжи в Алма-Ате, ввод войск в Азербайджан, разгон демонстрации в Грузии, разворачивание многолетнего конфликта в Нагорном Карабахе, подавле­ние сепаратистских устремлений прибалтийских республик не решили проблему. Началась подготовка нового союзного договора, был проведен общенародный референдум по вопросу сохранения СССР. Нерешительность в поведении во вре­мя выступления ГКЧП окончательно подорвала доверие к М.С. Горбачёву, довер­шила процесс ослабления союзной власти. Политика М.С. Горбачёва во многом способствовала распаду СССР.

Придя к власти, М.С. Горбачёв сформулировал концепцию «нового поли­тического мышления», основным содержанием которой было признание мира единым, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, идея разви­тия международных отношений на основе баланса интересов, а не баланса силы. Он выдвинул множество мирных инициатив. Была достигнута договоренность о

 

ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дально­сти, заключены договор СНВ-1, договор о сокращении обычных видов вооруже­ний и т.д. Правительство СССР в одностороннем порядке объявило мораторий на испытание ядерного оружия. Вывод войск из Афганистана, согласие на объ­единение Германии, падение Берлинской стены, победа демократических сил в Восточной Европе, распад Варшавского Договора и вывод войск из Европы — всё это стало символом «проигрыша СССР в холодной войне». Итоги внешней по­литики: ослабление международной напряжённости; ликвидация целых классов ядерного оружия и освобождение Европы от обычных вооружений, прекращение гонки вооружений, конец «холодной войны»; развал биполярной системы ме­ждународных отношений, обеспечивавшей стабильность в мире; превращение США после распада СССР в единственную супердержаву; снижение обороно­способности России, потеря Россией союзников в Восточной Европе и «третьем мире». С деятельностью М.С. Горбачёва на посту главы КПСС и государства в сознании его современников неразрывно связана масштабная попытка реформи­рования СССР («перестройка»), закончившаяся его распадом, крахом мировой социалистической системы и окончанием «холодной войны». Оценки деятельно­сти М.С. Горбачёва противоречивы. Радикальные политики критиковали его за непоследовательность реформ и попытку сохранить прежнюю центрально-пла­нируемую экономику и социализм. Консервативные политики критиковали его за экономическую разруху, развал Союза и прочие последствия перестройки.

К1. Время жизни исторического деятеля:

Задание 1. Выберите правильный(-ые) ответ(-ы) по К1:

1.1. Время жизни М.С. Горбачёва — вторая половина XX в.-по настоящее время.

1.2. Время жизни М.С. Горбачёва — XX в.

1.3. М.С. Горбачев руководил СССР с 1985 по 1991 гг.

1.4. Время жизни М.С. Горбачёва первая половина — середина XX в.

К2. Основные направления деятельности:

Задание 2. На основе биографических данных М.С. Горбачёва сформулируйте ос­новные направления его деятельности в тех случаях, где приведены ме­роприятия, и охарактеризуйте направления деятельности примерами, фактами, событиями там, где они отсутствуют. К каждому направлению деятельности сформулируйте его результат.

попытки укрепления экономики СССР на основе существующей государственной
собственности:
__________________________ ____________________ примеры

результат

 

—___________________________________: предоставление самостоятельно­
сти предприятиям, введение хозрасчета, начало развертывания частной инициативы,
свертывание ВПК, разработка вариантов перехода крыночной экономике;результат:

— попытки совершенствования существующей политической системы:
_____________________________ примеры ___________________

результат:

— национальная политика: _____________________________________ примеры

результат:

— социальная политика: ___________________________________ примеры

результат:

внешняя политика: концепция «нового политического мышления»:

Взаимоотношения со странами Запада и США:

результат:

Взаимоотношения с социалистическими странами (примеры

результат:

Взаимоотношения с развивающимися странами (примеры

результат:

 

КЗ. Характеристика результатов деятельности:

Задание 3. Выпишите результаты деятельности М.С. Горбачёва из задания 2, сгруп­пировав их по названным основаниям:

положительные результаты деятельности: __________________________

отрицательные результаты деятельности:

Задание 4. Напишите сочинение о М.С. Горбачёве по критериям задания Сб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: