Харлампий политидис

ИСТОРИЧЕСКАЯ АРМЯНСКАЯ РОТА

Иосиф ЗАЯ

Харлампий ПОЛИТИДИС

Воспоминания русского офицера Колмакова представляют безусловную ценность по целому ряду

причин. Эти воспоминания посвящены руководителю антиосманского сопротивления генералу Андра-

нику Сасунскому – одному из самых выдающихся героев армянской истории в один из самых драмати-

ческих и трагических ее периодов.

Но вот что характерно – самый драматичный период в истории Армении оказывается драматичным

отрезком истории и других православных и восточноправославных народов, включая жителей необъят-

ной России. Теперь уже не секрет, что развал одного из главных учредителей Антанты – Российской

империи стимулировался ее союзниками, напуганными, что в результате падения Османской империи

и обретения независимости армянами и другими угнетенными турецкими завоевателями коренными

народами (прежде всего народами византийского культурно-исторического типа – ассирийцами, грека-

ми и др.), объединившийся православный мир поднимается на небывалую высоту и Запад окажется не

в состоянии с ним справиться.

Величие Андраника Сасунского отнюдь не только в его ратных подвигах, но и в осознании общности

судеб народов Византийской Ойкумены и в пропаганде необходимости их совместной борьбы за свое

выживание. Исповедовавшаяся Андраником идеология византизма стала философией морального и

физического выживания духовно родственных православных и восточноправославных народов. После-

довательным утверждением этой идеологии и словом и делом на протяжении всей своей жизни Андра-

ник Сасунский приобрел славу героя не только среди армян, но и среди греков, славян, ассирийцев,

езидов.

Автор предлагаемых читателю воспоминаний русский офицер Колмаков, со временем ставший близ-

ким другом генерала, видимо, тоже испытал влияние византизма. Добровольное участие офицера в ар-

мянском сопротивлении во время турецкой оккупации Кавказа – это не только дань уважения армянско-

му народу, но это и забота о будущем России.

Колмаков с особым уважением и солдатской любовью подчеркивает, что имя Андраника “прослав-

ляет даже наше забайкальское казачество, там, вдали от Кавказа, в глухой Сибири”.

Действительно, в отрядах Андраника сражались представители самых разных народов. Среди рус-

ских сподвижников генерала были и кадровые офицеры и казаки. Правой рукой Андраника современ-

ники нередко называли бесстрашного езидского священника Джангира-Агу, с оружием в руках отстаи-

вавшего честь неугодных турецким поработителям народов.

Андраник Сасунский не был узким националистом и видел в объединении православных и восточно-

православных ту здоровую силу, которая способна остановить насилие над любым из этих народов. Ге-

нерал с гордостью заявлял: “Я не националист. Я признаю только одну нацию – нацию угнетенных.

Там, где угнетенные, там и мой меч”. Пример Андраника Сасунского как нельзя лучше доказывает, что

подлинно общечеловеческое и всечеловеческое достижимо не отрицанием национального, а, напротив,

через обращение к собственным истокам, к своим лучшим традициям.

Свои первые ратные подвиги Андраник совершил в отряде известного сасунского гайдука Сероба

Ахпюра, защищавшем анатолийских христиан от насилия турок и курдов-мусульман. Весной 1904 г.

Андраник возглавил восстание горцев Сасуна, которое сразу же вылилось в ожесточенные бои с пре-

восходящими турецкими войсками. За проявленные чудеса храбрости во сремя сасунской обороны

современники прозвали Андраником новым Давидом Сасунским. Во время Первой балканской войны

Андраник во главе формирования армянских добровольцев беззаветно воевал на стороне славян и бал-

канских греков. В Первую мировую войну легендарный сасунский горец командовал первой армянской

дружиной, был удостоен множества наград, среди которых два Георгиевских Креста. 18 апреля 1915 г.

разгромив многократно превосходящие силы турок под Дильманом, Андраник внес свой очень суще-

ственный вклад в спасение Кавказа от турецкого нашествия. Позднее, в 1918 г., когда после развала

Кавказского фронта турки прорвались на Кавказ, армия Андраника Сасунского оказалась единственной

силой, отказавшейся склонить голову перед полчищами противника и своим сопротивлением еще раз

спасла Кавказ и уберегла на этот раз Советскую Россию от турецкого проникновения в глубь ее терри-

тории.

Будучи убежден, что “солдатам место на поле брани”, Анданик после завершения антиосманского

сопротивления на Кавказе отправился на помощь братскому греческому народу, желая внести свой

вклад в дело освобождения понтийцев от турецкого ига. В своем обращении к армянскому народу в

1921 г. он призывал армян поддержать справедливую борьбу греческого народа:

“Проснись армянский народ, о чем ты думаешь, сегодня – повод для восстановления твоего досто-

инства...

Помоги своему Великому Христианскому Брату Востока, чтобы и он помог тебе быть или не быть.

Если ты останешься равнодушным, то перед тобой пропасть гибели.

Не предавай миллионы своих мучеников.

Пусть тебе будет примером единство всего греческого народа.

Встряхнись и опомнись, иначе могила тебе вырыта: предпочтительнее смерть, чем утрата досто-

инства нации”.

К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.

При чтении воспоминаний Колмакова об Андранике Сасунском невольно приходят на ум слова вели-

кого русского философа С.Н. Трубецкого: “Всякое великое событие в жизни какого-либо народа

превращается в социальное представление, которое продолжает жить и развиваться в нем; всякая вели-

кая личность, иногда еще при жизни, канонизируется в бессмертном образе народного героя. И в такой

канонизации, в своем социальном представлении, великие личности и великие события истинно пере-

живаются и усвояются всем народом, становятся его историей, пребывающими элементами или факто-

рами общего сознания. История народа превращается таким образом, в его откровение, иногда в библию: и такое откровение народа нередко значительнее, историчнее самой действительности тех случайных, давно минувших событий, которые послужили ему остовом”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: