Http://novarm.narod.ru/arch112006/andra.htm

Воспоминания поручика Колмакова

К 140-летию знаменитого российского генерала

Андроника Сасунского

Публикуемый материал, посвя- против «царизма» и «российско-

щенный личности знаменитого го империализма», практически

российского генерала Андраника всегда (за исключением лишь 2—

Озаняна (Сасунского), чье 140- 3 лет в эпоху «позднего сталиниз-

летие отмечалось в 2005 году, ма») возвеличивал его оппонен-

представляется весьма актуаль- та — чеченского националиста

ным в свете современных веяний. Шамиля. Деятельность таких лю-

Речь, к сожалению, идет о тенден- дей, как Андраник Сасунский, за-

ции противопоставления наро- малчивалась. Но столь же есте-

дов Кавказа России. ственно было бы теперь воздать

Андраник Сасунский, яркая, должное человеку, действовавше-

хотя и незаслуженно забытая лич- му во имя интересов российской

ность, представляет собой при- государственности даже тогда,

мер сплочения народов Кавказа когда она уже не существовала.

вокруг России. Такая позиция се

годня называется исследователя- С.В.Волков

ми «андраникизмом», и она за-­

служивает всяческого внимания, Воспоминания русского офи-

поскольку, получив распростра- цера Колмакова, ближайшего

нение, вполне может быть пред- сподвижника генерала Андрани-

ложена в качестве альтернативы ка представляют безусловную

кавказскому «шамилизму», тем ценность. Самый тяжелый пери-

более, что она является не порож- од в истории Армении оказыва-

дением российской государ- ется драматичным отрезком ис-

ственной мысли, а явлением, выз- тории и других православных на-

ванным к жизни историческими родов, включая жителей необъят-

реалиями. ной России.

Совершенно естественно, что Величие Андраника Сасунского

прежний режим, ненавидевший отнюдь не только в его ратных

историческую российскую госу- подвигах, но и в осознании общ-

дарственность и восхвалявший и ности судеб народов православ-

почитавший всех, кто боролся ной византийской ойкумены, и в

Российский генерал Андраник Озанян, за свою доблесть получивший имя Андраник Сасунский

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Андроник с Верховным Патриархом — Католикосом всех армян Геворком V.

1918 г.

пропаганде необходимости их совместной борьбы за свое вы­живание. По сути, разработан­ная Андраником Сасунским иде­ология стала философией мо­рального и физического выжи­вания духовно родственных пра­вославных и восточноправо-славных народов. Последова­тельным утверждением этой идеологии и словом, и делом на протяжении всей своей жизни Андраник Сасунский приобрел славу героя не только среди ар­мян, но и среди греков, славян, ассирийцев, езидов.

Автор воспоминаний поручик Колмаков с особым уважением и солдатской любовью подчеркива­ет, что имя Андраника Сасунского «прославляет даже наше забай­кальское казачество там, вдали от Кавказа, в глухой Сибири». И дей­ствительно, в отрядах Андраника Сасунского сражались предста­вители самых разных народов. Среди русских сподвижников ге­нерала были и кадровые офице­ры, и казаки. Правой рукой Анд­раника Сасунского современники нередко называли бесстрашно­го езидского священника Джан-гира-Агу, с оружием в руках от­стаивавшего честь неугодных ту-рецким поработителям наро­дов.

Нет ничего удивительного в том, что горячий патриот Арме­нии стал эпическим героем мно­гих народов, ведь Андраник Са­сунский не был узким национали­стом и видел в объединении пра­вославных и восточноправослав-ных народов ту здоровую силу, которая способна остановить на­силие. Генерал с гордостью заяв­лял: «Я не националист. Я признаю только одну нацию — нацию угне­тенных. Там, где угнетенные, там и мой меч». Пример Андраника Са­сунского как нельзя лучше дока­зывает, что подлинно общечело­веческое и всечеловеческое дос­тижимо не отрицанием нацио­нального, а, напротив, через об­ращение к собственным нацио­нальным истокам, к своим луч­шим традициям.

Будучи убежден, что «солдатам место на поле брани», Андраник Сасунский после завершения ан­тиосманского сопротивления на Кавказе отправился на помощь братскому греческому народу, желая внести свой вклад в дело освобождения понтийцев от ту-

рецкого ига. В своем обращении к армянскому народу в 1921 году он призывал армян поддержать справедливую борьбу греческого народа: «Проснись, армянский народ! О чем ты думаешь? Сегод­ня — повод для восстановления твоего достоинства... Помоги своему Великому Христианскому Брату Востока, чтобы и он помог тебе быть или не быть».

Призыв Андраника Сасунского нашел тогда широкий отклик сре­ди армян. Несмотря на чинимые препятствия со стороны властей западных держав и некоторых ис­ламских стран, Андраник Сасун-ский рвался в бой за греческую свободу. 14 июня 1921 года он писал: «Я решил принять участие в войне между Грецией и Турци­ей, будучи уверенным, что мое участие в боевых действиях, на­сколько бы оно ни было скромным, будет способствовать успеху гре­ческой армии и соответственно неудачам турок и таким образом не может не послужить облегчению участи нашей родины».

К сожалению, этим планам не суждено было сбыться. Появле­ние на фронте формирований ле­гендарного генерала могло бы во многом переломить ход событий в пользу греков. Однако преда­тельство стран Антанты, и прежде всего Франции, сдавшей свои позиции в Понте и Киликии турец­кой армии, а также усиленная под­держка кемалистского режима со стороны большевиков привели к внезапному поражению поначалу успешно осуществлявших боевые действия греческих вооруженных сил. И специально разработанный

план операций военных против ту­рок так и не был воплощен в жизнь.

Плачевные результаты греко-турецкой войны еще раз доказа­ли необходимость четкой коор­динации действий православных и восточноправославных народов и стали еще одним свидетель­ством того, что по-настоящему опереться в критической ситуа­ции эти народы могут только друг на друга. Подобные мысли Анд-раник Сасунский высказывал неоднократно.

При чтении воспоминаний по­ручика Колмакова об Андранике Сасунском невольно приходят на ум слова замечательного русско­го философа С.Н.Трубецкого: «Всякое великое событие в жизни какого-либо народа превращает­ся в социальное представление, которое продолжает жить и раз­виваться в нем; всякая великая личность, иногда еще при жизни, канонизируется в бессмертном образе народа-героя. И в такой канонизации, в своем социаль­ном представлении, великие лич­ности и великие события истинно переживаются и усвояются всем народом, становятся его истори­ей, пребывающими элементами или факторами общего сознания. История народа превращается таким образом в его откровение, иногда в библию; и такое откро­вение народа нередко значитель­нее, историчнее самой действи­тельности, тех случайных, давно минувших событий, которые по­служили ему остовом».

Х.Г.Политидис, И.Ю.Зая

К единству! 2, 2005

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: