Воспоминания поручика Колмакова
К 140-летию знаменитого российского генерала
Андроника Сасунского
Публикуемый материал, посвя- против «царизма» и «российско-
щенный личности знаменитого го империализма», практически
российского генерала Андраника всегда (за исключением лишь 2—
Озаняна (Сасунского), чье 140- 3 лет в эпоху «позднего сталиниз-
летие отмечалось в 2005 году, ма») возвеличивал его оппонен-
представляется весьма актуаль- та — чеченского националиста
ным в свете современных веяний. Шамиля. Деятельность таких лю-
Речь, к сожалению, идет о тенден- дей, как Андраник Сасунский, за-
ции противопоставления наро- малчивалась. Но столь же есте-
дов Кавказа России. ственно было бы теперь воздать
Андраник Сасунский, яркая, должное человеку, действовавше-
хотя и незаслуженно забытая лич- му во имя интересов российской
ность, представляет собой при- государственности даже тогда,
мер сплочения народов Кавказа когда она уже не существовала.
вокруг России. Такая позиция се
|
|
годня называется исследователя- С.В.Волков
ми «андраникизмом», и она за-
служивает всяческого внимания, Воспоминания русского офи-
поскольку, получив распростра- цера Колмакова, ближайшего
нение, вполне может быть пред- сподвижника генерала Андрани-
ложена в качестве альтернативы ка представляют безусловную
кавказскому «шамилизму», тем ценность. Самый тяжелый пери-
более, что она является не порож- од в истории Армении оказыва-
дением российской государ- ется драматичным отрезком ис-
ственной мысли, а явлением, выз- тории и других православных на-
ванным к жизни историческими родов, включая жителей необъят-
реалиями. ной России.
Совершенно естественно, что Величие Андраника Сасунского
прежний режим, ненавидевший отнюдь не только в его ратных
историческую российскую госу- подвигах, но и в осознании общ-
дарственность и восхвалявший и ности судеб народов православ-
почитавший всех, кто боролся ной византийской ойкумены, и в
Российский генерал Андраник Озанян, за свою доблесть получивший имя Андраник Сасунский
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Андроник с Верховным Патриархом — Католикосом всех армян Геворком V.
1918 г.
пропаганде необходимости их совместной борьбы за свое выживание. По сути, разработанная Андраником Сасунским идеология стала философией морального и физического выживания духовно родственных православных и восточноправо-славных народов. Последовательным утверждением этой идеологии и словом, и делом на протяжении всей своей жизни Андраник Сасунский приобрел славу героя не только среди армян, но и среди греков, славян, ассирийцев, езидов.
|
|
Автор воспоминаний поручик Колмаков с особым уважением и солдатской любовью подчеркивает, что имя Андраника Сасунского «прославляет даже наше забайкальское казачество там, вдали от Кавказа, в глухой Сибири». И действительно, в отрядах Андраника Сасунского сражались представители самых разных народов. Среди русских сподвижников генерала были и кадровые офицеры, и казаки. Правой рукой Андраника Сасунского современники нередко называли бесстрашного езидского священника Джан-гира-Агу, с оружием в руках отстаивавшего честь неугодных ту-рецким поработителям народов.
Нет ничего удивительного в том, что горячий патриот Армении стал эпическим героем многих народов, ведь Андраник Сасунский не был узким националистом и видел в объединении православных и восточноправослав-ных народов ту здоровую силу, которая способна остановить насилие. Генерал с гордостью заявлял: «Я не националист. Я признаю только одну нацию — нацию угнетенных. Там, где угнетенные, там и мой меч». Пример Андраника Сасунского как нельзя лучше доказывает, что подлинно общечеловеческое и всечеловеческое достижимо не отрицанием национального, а, напротив, через обращение к собственным национальным истокам, к своим лучшим традициям.
Будучи убежден, что «солдатам место на поле брани», Андраник Сасунский после завершения антиосманского сопротивления на Кавказе отправился на помощь братскому греческому народу, желая внести свой вклад в дело освобождения понтийцев от ту-
рецкого ига. В своем обращении к армянскому народу в 1921 году он призывал армян поддержать справедливую борьбу греческого народа: «Проснись, армянский народ! О чем ты думаешь? Сегодня — повод для восстановления твоего достоинства... Помоги своему Великому Христианскому Брату Востока, чтобы и он помог тебе быть или не быть».
Призыв Андраника Сасунского нашел тогда широкий отклик среди армян. Несмотря на чинимые препятствия со стороны властей западных держав и некоторых исламских стран, Андраник Сасун-ский рвался в бой за греческую свободу. 14 июня 1921 года он писал: «Я решил принять участие в войне между Грецией и Турцией, будучи уверенным, что мое участие в боевых действиях, насколько бы оно ни было скромным, будет способствовать успеху греческой армии и соответственно неудачам турок и таким образом не может не послужить облегчению участи нашей родины».
К сожалению, этим планам не суждено было сбыться. Появление на фронте формирований легендарного генерала могло бы во многом переломить ход событий в пользу греков. Однако предательство стран Антанты, и прежде всего Франции, сдавшей свои позиции в Понте и Киликии турецкой армии, а также усиленная поддержка кемалистского режима со стороны большевиков привели к внезапному поражению поначалу успешно осуществлявших боевые действия греческих вооруженных сил. И специально разработанный
план операций военных против турок так и не был воплощен в жизнь.
Плачевные результаты греко-турецкой войны еще раз доказали необходимость четкой координации действий православных и восточноправославных народов и стали еще одним свидетельством того, что по-настоящему опереться в критической ситуации эти народы могут только друг на друга. Подобные мысли Анд-раник Сасунский высказывал неоднократно.
При чтении воспоминаний поручика Колмакова об Андранике Сасунском невольно приходят на ум слова замечательного русского философа С.Н.Трубецкого: «Всякое великое событие в жизни какого-либо народа превращается в социальное представление, которое продолжает жить и развиваться в нем; всякая великая личность, иногда еще при жизни, канонизируется в бессмертном образе народа-героя. И в такой канонизации, в своем социальном представлении, великие личности и великие события истинно переживаются и усвояются всем народом, становятся его историей, пребывающими элементами или факторами общего сознания. История народа превращается таким образом в его откровение, иногда в библию; и такое откровение народа нередко значительнее, историчнее самой действительности, тех случайных, давно минувших событий, которые послужили ему остовом».
|
|
Х.Г.Политидис, И.Ю.Зая
К единству! 2, 2005
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ