дал определение политической экономии как науки, задача которой состоит в «исследовании
общественной стороны хозяйственных явлений и законов, которым эти явления
подчиняются». В области теории ценности Бунге выступил как приверженец
психологической школы и определял ценность полезностью («пригодностью»).
Однако у него не было четкого понимания ценности, он объясняет ее как свой-
ство предметов, которые человек не может приобрести бесплатно. Величина
ценности, в свою очередь, зависит от спроса и предложения. Он рассматривал
все факторы, определяющие ценность (полезность, труд, затраты), как факторы
спроса и предложения.
Бунге считал, как и большинство буржуазных экономистов, что в произ-
водстве принимают участие три фактора: труд, природа и капитал. Любой из
этих факторов выступает самостоятельным источником стоимости. Стоимость,
которая создается тремя факторами, соответственно делится на три вида дохо-
дов: заработную плату, ренту и прибыль. Эти виды доходов отвечают трем
классам общества (рабочие, землевладельцы и капиталисты). Он поддерживал
вмешательство государства в экономическую жизнь, утверждая, что это спо-
собствует «праведливому распределению доходов». Капитализм он рассматри-
вал как естественный порядок и критиковал социалистов.
Роман Михайлович Орженцкий в работе «Полезность и
цена. Политико-экономический очерк» (1895) поставил задачу популяризации
идей австрийской школы маржинализма и английской школы математической
статистики в России, критикая трудовую теорию стоимости Маркса. В работе
«Учение о ценности у классиков и канонистов» (1896) он дает историко-
философское обоснование психологического направления, его общих методо-
логических принципов, вводит в научный оборот такие категории и понятия,
как «объективная общественная ценность», «потребительские блага» и «произ-
водительные блага». Ценность благ Орженцкий определяет чувством, «величи-
ной чувственного состояния», которое порождается фактом владения блага или
его отсутствием. Субъективно-психологическое определение ценности он до-
полняет такими понятиями, как исторический характер формирования потреб-
ностей, их зависимость от ограниченности благ.