Митрополит Климент смолятич

Об авторе МИТРОПОЛИТ КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ

О втором митрополите Киевском из русских - Клименте Смолятиче (умер ок. 1164 г.) восторженно писали: "... и был книжник и философ, каких в Русской земле не бывало". Из многих его сочинений дошло лишь данное послание, переложенное монахом Афанасием. Автор даёт символическое истолкование ряда богословских образов и сюжетов, проявляет широкую образованность и оригинальность мышления.

ПОСЛАНИЕ, НАПИСАНО КЛИМЕНТОМ, МИТРОПОЛИТОМ РУССКИМ, ФОМЕ, ПРЕСВИТЕРУ.

ИСТОЛКОВАНО АФАНАСИЕМ МНИХОМ (Перевод А.Ю. Карпова)

Прочитав писание твоей любви, хотя и не сразу, я удивился, а в память свою углубясь, очень восхитился твоим благоразумием, возлюбленный мне о Господе брат Фома. Есть в письме твоем любезное порицание нашего тщеславия. И так с радостью прочел я преславное твое писание в присутствии многих слушателей и перед князем Изяславом, указав при этом и повод, по которому ты мне пишешь. И ты, любимец, не суди строго написанную мною к тебе грамоту.

Ты говоришь мне: "Тщеславишься в писаниях своих, философа из себя строя" - а прежде всего сам себя изобличаешь. Разве я тебе что-нибудь писал? Не писал и писать не хотел.

Говоришь мне: "Философию излагаешь" - но это ты пишешь весьма несправедливо. А что пренебрегши обычными для чтения сочинениями, излагал я Гомера, и Аристотеля, и Платона, которые были прославлены в греческих странах, то, если и писал так, то не к тебе, а к князю1, и к тому же не часто.

А что ты жалуешься, будто я тебя задел, то Бог мне свидетель, что не для испытания твоего благоразумия, а бесхитростно я писал. И если ты этого не можешь уразуметь, то напрасно указываешь мне на учителя своего Григория, говоря: "С Григорием беседовал я о душевном спасении". А разве я когда-либо похулил или укорил Григория? Но еще раз признаю, что он не только праведен, но и преподобен, а если не будет дерзостью сказать, то и свят он! Но если он тебя этому не Научил, то не знаю, каким образом хочешь ты руководить порученными тебе душами, когда и Григорию, и тебе это неизвестно.

Да, странно ты говоришь мне, что я ищу славы. Вот я назову тебе желающих славы. Это те, которые присоединяют дом к дому, и села к селам, приобретают изгоев, и сябров, борти и пожни, пустоши и пашни. От всего этого я, окаянный Клим, вполне свободен; но вместо домов и сел, бортей и пожней, сябров и изгоев у меня - четыре локтя земли, чтобы могилу выкопать, и эта моя могила на глазах у многих. И если я свой гроб вижу ежедневно по семь раз, то не знаю, с чего бы это мне тщеславиться, - ведь нет мне иного пути до церкви, как только мимо могилы. А если бы я захотел славы, то это не было бы удивительным, ибо, по словам великого Златоуста, богатство презрели многие, а славу - никто. И тогда прежде всего, по мере своих сил, я искал бы власти, но Ведающий сердца и утробы, Он один знает, сколько я молился, чтобы избавиться от нее. Если же так случилось по Его промышлению, то не подобает мне противиться этому.

Отселе, любимец, я уж не буду давать тебе ответа, но к вопросу побуждаю твое благоразумие.

Не подобает ли тщательно вникать в Божественные писания? И последуем ли мы за блаженным Соломоном, говорящим в притчах: "Если утвердишь око свое на него, ни с кем не сравниться тебе". Что, и Соломон, славы ища, так пишет?

Или еще, славы ища, он пишет: "Премудрость создала себе храм и утвердила семь столпов"? Соломон так говорит: "Премудрость создала себе храм". "Премудрость" - Божество, а "храм" - человечество, ибо истинный наш Христос Бог, как во храм, вселился в плоть, воспринятую им от Пречистой владычицы нашей Богородицы. А "утвердил семь столпов" - означает семь соборов святых и богоносных наших отцов.

Или опять, что говорит родитель Соломона [Давид]? "Возлюбили рабы твои каменья, и о прахе его жалеют". Да о каменьях ли и о прахе говорит богоотец? Или, любимец, велишь мне разуметь здесь каменья и прах, когда богоотец говорит об апостолах?

Если же я читаю из книги Бытия боговидца Моисея: "И сказал Господь Бог: "Вот стал Адам, как и мы, как один из нас, и теперь как бы не простер он руки своей и не взял от дерева жизни!" - то это ли читаю я тщеславия ради? <...>

И что для меня, брат, Иаков и две жены его, Лия и Рахиль, если просто читать об этом, а не понимать духовно? Ибо Иаков - образ Бога всех, то есть Бога двоякого рода людей - и израильтян, и язычников. И как израильтяне покров имели на сердце своем, то есть были наклонны к неверию, а язычники отличались правильной верой, так и Иаков имел две жены: Лию - образ израильтян, потому и глазами она болела, что израильтяне покров и имели на сердце, и Рахиль - образ язычников, потому и божественное Писание называет ее прекрасной, что язычники, преуспев в правильной вере и искренне уверовав в Спасителя, с корнем исторгли неправду. Прообразом же этого была Рахиль: вот почему она и идолов своего отца украла.

Что для меня хромота Иакова? Что мне за печаль, если хромает Иаков? Он боялся брата своего Исава, и Бог, желая сделать Иакова смелым, боролся с ним, ибо с Богом укрепишься, а с человеком - нет. Опять же, Иаков был образом воплощения Божьей славы; поэтому Бог и повредил ему голень, ибо божеское естество было крепче человеческого.

Что, если о Заре и Фаресея2 вынужден разуметь иносказательно, разве и это есть тщеславие? Зара и Фарес - прообразы двоякого рода людей: Фарес - израильтян, а Зара - язычников. Зара и руку прежде выставил потому, что он до закона [Моисеева] [праведное] житие показал, ибо и прежде закона некоторые отличались благочестием, живя не по закону, но по вере. А красная нить была прообразом бывших до закона жертв, которые приносили Авель, Енох, Ной, Авраам. А когда Зара опять руку вовлек - это означает, что покинуло его то благочестие. Явился Фарес, ибо закон есть преграда.<...> О Заре и Фаресе. Ибо о них божественное Писание говорит. В первых книгах Моисеевых, в которых написано об Аврааме и о прочих, упоминается и об Иуде, от которого по плоти произошел с Христос Бог наш, и о том, как Фамарь, сноха его, украсившись на подобие блудницы, его соблазнила. Но да не будет же осужден за это Иуда, ибо он не был блудником и по неведению сделал это. Скажу же, что и Фамарь, хотя и с намерением совокупилась, но совокупилась не ради прелюбодеяния, а для того, чтобы родить.<...>

Смотри, как Фамарь получила от Иуды залог, не платы желая, но рассчитывая, что тотчас от совокупления сможет зачать. А если бы она не взяла этого залога, то, будучи осужденной Иудой "на смерть, умерла бы, и не поверил бы Иуда словам ее, что от него зачала она. Но смотри, как она посылает к нему, говоря: "Чей это залог?" И узнал Иуда перстень свой, печать и жезл, и сказал: "Оправдалась Фамарь". Осудивший прежде ее на смерть, потому что услышал о ее согрешении, потом, убедившись в своем совокуплении с ней, уже оправдывает и очищает ее [от вины], так как не отдал ее [другому] сыну своему - Силому.

Ибо за грехом и осуждением следует смерть, за правдой же и очищением последует жизнь - поэтому и Фамарь оправдалась. И зачав таким образом, родила сыновей - образ закона и благодати, Зару и Фареса. И когда приблизилось время родов ее, Зара прежде руку высунул, и, ожидая рождения его, навязали ему на руку красную нить. А когда он обратно руку вовлек, родился Фарес, ибо Фарес ["закон"] - преграда для прежде бывшего благочестия и для будущей благодати.

Почему же Зара высунул руку прежде, чем родился Фарес? Не потому ли, что он был образом благочестия и благодати? А тем, что руку высунул, он показал на благочестие, которое обнаружили Авель, Сиф, Енох, Ной и Авраам. Красная же нить была образом крови и приносимых Богу жертв. Таким образом, показав рукою на предшествующее, Зара предоставил явиться прежде закону, то есть Фаресу, а потом и сам он вышел. Оба же они были прообразами, то есть предвозвестили два рода людей: Фарес - израильтян, а Зара - язычников.

Смотри же теперь, как оправдываются Иуда и Фамарь, что не ради прелюбодеяния они это совершили, не потому, что хотели остановить разжение похоти. Ведь если бы Фамарь этого захотела, то не искала бы Иуду, когда многие другие мимо нее проходили; но именно от Иудиного племени она пожелала разрешить узы своего бесчадия. А если бы ее плод был от той мнимой, скверной и нечистой похоти и беззакония, вопреки промышлению Божьему, то Бог не прообразовал бы ее плодом будущую тайну великого своего промышления, чтобы совершить избавление. Ибо явился Христос, чтобы удалившееся, ослабевшее и погруженное в беззаконные страсти естество человеческое исцелить. И это удаляющееся и убегающее от Бога естество он улучил и, приблизив, к себе привел.<...>

Аполлинариево безумие стыдится говорить о совершенном воплощении и вочеловечивании истинного нашего Спасения, как будто стыдясь видеть это, и считая грехом прилагать это к Христу Спасителю, к тому, который безгрешным пришел и принял образ раба, и вочеловечился для ослабления греховной силы. Но поскольку "везде там, где Бог, нет греха", чем же он может оскверниться? Ибо ничто не скверно, кроме греха. Поэтому многие очевидцы и сподвижники Христовы с дерзновением об этом поведали, не находя никакой мнимой хулы в отношении плоти и поучая об этом.

Другие же считают это хулою, и припоминают Зару и Фареса, и говорят, будто бы они от прелюбодеяния родились. Нет, не от прелюбодеяния они родились. Но когда, по промышлению Божию, Фамарь, вышедши замуж за первого сына Иудина, а потом за второго, осталась без совокупления, то лучше было бы ей тогда [в замужестве] зачать, чем от одного совокупления с Иудой. Но нося тогда во чреве узы бесчадия, вместо чадородия, от одного только совокупления она разрешилась, и зачав таким образом, родила этот богознаменитый плод. Ибо "Бог есть огнь поддающий и очищающий от грехов".

Всем тем, что тогда в завете с Авраамом совершил Бог, он прообразовал будущее. А если же все подзаконное захотим мы призвать к ответу, то и некоторых из двенадцати патриархов осудить пожелаем, потому что и их матери не все законным браком сочетались с Иаковом, а только Лия и Рахиль, взятые в жены по завещанию отцовскому. Но если все это будем исследовать и судить, то и сами как бы пожелаем стать богами. Ибо "если Господь оправдывает, то кто осуждает?".

Потом же, по истечении лет и родов многих, явился Моисей, который и боговидения на Синайской горе сподобился. Бог вручает ему закон, на скрижалях каменных написанный, повелевая израильтянам быть под законом. С появлением закона уже прекратилось "заветное" многоженство, а узаконилось сочетание с одной женой; ибо закон упразднил завет, а благодать упразднила и то, и другое - завет и закон. Когда воссияло солнце, то есть ли нужда всему миру пребывать во мраке? Лучше подобает ему осветиться пресветлыми лучами. Так же и Христос Бог наш, солнце праведное, озарил нас божественными зарями и просветил своим крещением, "и вот все ветхое прошло, и стало все новое", и уже не теснится в законе человечество, но под благодатию свободно ходит, ибо вся преграда закона пала, будучи только образом будущего, но не самой истиной. <...>

Опять же вспоминаю о своем письме к князю твоему, а моему истинному господину. "Поскольку и пиявицы той не остерегся!" "Пиявицей" же называет Писание и власть, и славу, ибо эти вещи преследуют и египтян, и иерусалимлян. Египтяне - это мирские люди, иерусалимляне же - монахи. Славы же и власти желают не только миряне, но и монахи, и стремление к ним преследует нас до гроба.

Если даже кто из нас и глубокой старости достигнет, то и тогда никак славолюбия оставить не может, ибо "и повелитель мой изнемог из-за чувственных и [не] вещественных разбойников, переходя от Иерусалима к Иерихону".

"Повелителем" ум называется, поэтому и говорится: "Ум мой изнемог от чувственных и невещественных разбойников", а разбойниками называют бесов. "Иерихон" же означает мир, ибо и в Евангелии Господь наш Иисус указывает, говоря: "Человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежды и изранили его". Иерусалимом называется эдем, а Иерихоном - мир; человек идущий - Адам, разбойники же - бесы, ибо их обманом лишился Адам боготканных одежд. Ранами же называют грехи.

Где здесь излагал я философию, недоумеваю. Христос сказал святым ученикам и апостолам: "Вам дано знать тайны царствия, а для прочих - притчи". Не в том ли, любимец, моя философия, которою я ищу славы от людей, что описанные у евангелиста чудеса Христовы хочу разуметь иносказательно и духовно?

Что мне в том, если о дочери князя Иаира я вопрошал иносказательно, и если рассказ об этом объясняет мне то-то и то-то? Что, если о дочери хананеянки хочу исследовать духовно? Что, если ищу значения в рассказе о кровоточивой? Что, если спрашиваю евангелиста о пяти хлебах и двух рыбах? Что, если ищу значения в рассказе об усохшей смоковнице? Что, если исследую о той вдовице, которая бросила два медяка в святилище храма?

Но молюсь: да будет моя темная душа, как та вдовица, и да вбросит она два медяка в святилище: от плоти - целомудрие, и от души - смирение.

Что, если я спрашиваю евангелиста о ловле рыб5? Что в том, если хочу исследовать иносказательно об исцелении больного6 водянкой? Все эти божественные знамения и чудеса Господа нашего Иисуса Христа, которые упоминаются в святом Евангелии, я намеренно припомнил. А если святые и божественные отцы наши добавили нечто подобное к Господним словам, чтобы разъяснить и истолковать их, то это весьма полезно, хорошо и похвально.

И все это столь же чудно и славно, сколь и сама истина, то есть что Господь наш на самом деле чудо сотворил и знамение показал, воскресив дочь князя Иаира, бывшую мертвой и совершенно бездыханной. Если же о хананеянке вспомним и о кровоточивой, о пяти хлебах и о двух рыбах, или об усохшей смоковнице, или о той вдовице, вбросившей два медяка в святилище, или о ловле рыб (о чем у евангелиста Луки), и об исцелении больного водянкой, - то это все по истине так было, как евангелист повествует. То есть Господь наш не только впритчах, но и на самом деле показал свои божественные знамения и чудеса.

Что мне до самарянки, свята ли она? Или о ее пяти мужьях, и о шестом, или о колодце Иакова, о сыновьях его и о скоте их8? Но не хочешь ли узнать, что говорит мне отец, Гераклийский епископ9? Самарянка - душа, а пять мужей ее - пять чувств, шестой муж ее - ум; колодец Иакова - напоминание об Иакове, сыновья Иакова - добродетели, скот же - добрые помыслы.

Если и здесь, по-твоему, славы ища, пишу, то сильно ты, брат, соблазнился!

Исцеляет Иисус расслабленного, 38 лет пребывавшего на Овечьей купели, которая имела 5 притворов. Что же означают 38 лет? Говорит мне [святой] отец: купель есть крещение, при котором искупалась овца - Христос; 5 притворов - 4 добродетели и пятое - разум. 30 лет расслабленный - всякий, кто в Троицу не верует, а о восьми годах расскажет тебе Соломон, говоря: "Давай часть семи и даже восьми".

Исследуя это подробно, тщеславлюсь ли я, любимец?

Но и опять вспоминаю указанного тобой учителя Григория, которого и святым назвать не стыжусь, и, не осуждая его, но лишь любя правду, хочу сказать тебе: Григорий знал альфу и виту также, как и ты, а равно и всю 20 и 4 словес грамоту. А не слыхал ли ты у меня о мужах - а я их самолично вижу - из которых каждый мог бы назвать альфу не скажу даже сотней, или двумя сотнями или тремя, или четырьмя сотнями [раз], а так же и виту?

Смотри, любимец (ибо следует смотреть и понимать), как все устраивается, поддерживается и преуспевает силой Божьей, ибо нет другой помощи, кроме помощи Божьей, и другой силы, кроме силы божественной. Ибо сказано: "Все, что захотел, сотворил - и на небесах, и на земле, и в море, и во всех безднах", и прочее.<...>

Не ехион морской останавливает шествие корабля, в котором спал "тревечерний странник". Но ехион, малое и невзрачное морское животное, часто наставляет плавающих в том, когда бывает буря, а когда спокойная погода. И когда он наперед узнает о предстоящем волнении ветра, то, влезши на твердый камень, сильно качается, так что и волны морские его не могут сбросить. А когда увидят это предзнаменование корабельщики, то и догадываются, что будет буря.

Никакой не астролог и не халдей, наблюдающий для предсказания погоды за восходом небесных звезд, научил этого ехиона. Но тот, кто Господь морей и ветров, он дал этому невзрачному животному истинное понимание своей великой премудрости. Ибо ничто не презренно у Господа: все видит его бессонное око, все наблюдает, при всем стоит, подавая каждому спасение. Да если даже ехиона не забыл Бог, то сколь изобильнее его щедроты и человеколюбие в отношении нас, уповающих на его святое имя! Он премудро управляет нами и устраивает наше спасение и каждому повелевает так, как хочет.

Когда пророк Иона послан был Богом в великий город Ниневию, чтобы предсказать его трехдневное разрушение, и когда свыше силы своей разгневался он на Бога и от лица Божия хотел бежать в Таре, то не ехион морской остановил движение того корабля, на дне которого спал Иона, "тревечерний он странник". ("Тревечерний" потому, что столько он пробыл в ките, "странник" - потому, что бежал). Тогда ведь не были дни алкионовы. Но всемогущая сила Божья разбила корабль. Ведь пророк из-за гнева бежал, но Владыка чудотворец остановил корабль. Много можно было видеть кораблей, безопасно плавающих туда и сюда, один только жестоко разбился из-за Ионы. И до тех пор не получил спасения и покоя корабль, пока не отдалморю этого гневливого беглеца. Море же, приняв его, опустило в свои пучины, а пучины препроводили во чрево "бессолнечному зверю, глубинному льву", то есть киту. Чрево же кита, волей-неволей принявшее пророка, вскоре принесло доброго проповедника городу Ниневии. "Сладкоядый зверь", приняв его в свою утробу, опять выпустил на свет того, кто проповедал слово Господнее, и спасению научил и тем даровал жизнь от Бога ради раскаяния. Все это кто совершил? Не один ли Христос Бог, дивный во славе, один творящий чудеса!

И не к недельному сроку алкионова рождения и возрастания снисходя, успокоил Бог пархянскую пучину, но ради юноши, рыданием удивившего всех, с ним плывущих на корабле.

Алкион - морская птица; гнезда себе она устраивает на морском берегу, на песке, а яйца несет на песке зимою. И хотя в это время от частых бурь ветры свирепствуют на земле, но тогда, когда алкион сидит на яйцах семь дней, прекращаются ветры и утихают волны морские. В эти только дни он и выводит птенцов. Но поскольку им нужен корм, то всещедрый Господь и другие семь дней дал ему для вскормления птенцов. Такую же тишину даровал Господь малому этому животному на время рождения и

вскормления птенцов. Мореходы знают это и называют эти дни алкионовыми.

Это и нам поучение - как просить у Бога добрых и полезных дел и как достигнуть и получить спасение. И если Бог о бессловесных заботится и все делает так, то ради нас, созданных по образу и подобию Божию, какого чуда не совершит, если ради столь малой птицы столь "великогордое" море удерживает среди зимы, повелевая ему стоять тихо.

Когда великий Григорий Богослов, будучи юношей, плыл в Афины, чтобы изучить тамошние науки, внезапно поднялась буря и заволновалось море, так что корабль разбивался и все отчаялись за свою жизнь. Юноша же зарыдал и взмолился на удивление всех находящихся с ним на корабле людей. И все тотчас же избавились от "суровства посейдонского", то есть от морской бури, и кроткой "земли Деметры" достичь смогли, то есть доброй и тихой земли - ибо "Деметрой" земля называется - благодаря тому, кто в глубокой старости глубокое возвещал (ибо он в глубокой и преклонной старости написал 16 слов, чудных и похвалы достойных, не переданных для чтения церковного из-за величия и глубины мысли этих таинственных и дивных слов). Разве саламандр прованский10 погасил в Багдаде печь, раскаленную в сорок девятый раз 11 для составивших всемирный лик юношей?

Саламандр - зверек, живет он во внутренней Индии, а внутренняя Индия - это Средиземия. В этих местах, в горах, и живет тот зверек. Его зовут саламандр, потому что естеством своим он так устроен Богом, что если вбросят его в раскаленную лечь, то огонь от нее угаснет, сам же он останется невредимым.

Упоминает же писатель в 49-й раз раскаленную печь. Это - вавилонская печь, которую распалил беззаконный и нечестивейший во всей земле царь, когда устроил и поставил золотую статую, перед которой не поклонились богоносные отроки. Тогда этот нечестивый царь повелел разжечь печь семь раз седьмерицею, а сосчитав семь седьмериц, мы и находим 49.

И таким образом те отроки не изжарились в столь великом огне, благодаря только тому, что их осияла прохлада и пламень превратился в росу. Но нет, не саламандр угасил багдадскую, то есть вавилонскую печь, но всемогущий ангел Божий, то есть Христос Бог, единородный сын Отца, спас среди пламени верных тех отроков, прохладив их промыслом Божьим.

Нечестивый же царь, как бы сподобившисьпророческого дара, увидев его в печи, сказал предстоящим: "Мужей ввергли в печь. Все же они словно одними устами говорят: Царь, во веки живи! Так трое говорят. Я же вижу четвертого, вид его подобен сыну Божию".

О великое твое промышление, человеколюбец Христос! Ты не только спас отроков и чудо совершил, халдеев опалив, но и грядущую девственную тайну своего рождения здесь показал. Прежде ведь своему боговидцу Моисею в купине ты показал девственную тайну, а печью прообразовал неопалимую девственную утробу своей матери, через которую ты воплотился в земной образ по своему повелению, человеколюбец! <...>

Но если поодиночке все будет описано, то целый год уйдет у меня на писание.

Взгляни на огонь, иссекаемый из камней и из дерева исходящий, который и высекается, и добывается вещественными человеческими руками; когда он войдет в силу от горения, то смотри, как при помощи человеческого искусства, вложенная в него чистейшая вещь очищается - разумею золото и серебро. Ибо если оно наполнено будет какою-либо нечистотою, то есть примесью, то, будучи вложено в разведенный огонь, изжигается огненным жаром, и таким образом очищается то вложенное золото и серебро, и возвращается чистое и без повреждения: примесь исчезает бесследно.

Но это лишь огонь вещественный, Богом сотворенный на службу разумному и одаренному даром слова человеку! Человек, будучи отмечен Богом, вещью печь очищает. И если мы, будучи творением Божиим, действуем сотворенною Богом тварью, как хотим, то что для нас, возлюбленные, может быть лучше, как помышлять особенно о Боге, совет и премудрость которого наш ум нимало постигнуть не может, - и не только наш ум, но и те святые ангелы и архангелы, и все чины небесные. Разве ему не подобает действовать сотворенною им тварью, и как он хочет, управлять великоименитым своим кораблем? Нам же не подобает противиться промышлению его, а подобает только прославлять и благодарить.

И как мы получили закон и благодать священного Писания от общего Владыки, Господа нашего Иисуса Христа Спасителя и Управителя наших душ, и святых и божественных его апостолов, по дару и благодати и силе Духа, будем держаться, возлюбленные, за эту грядущую надежду, не уклоняясь ни налево, ни направо, чтобы не упасть нам на самое дно погибели. Нопоследуя истинным и честным церковным святителям, таким образом достигнем вышней светлости в будущем царстве Господа нашего Иисуса Христа, ему же слава вместе с безначальным Отцом и пресвятым и благим и животворящим Духом, всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ Об авторе

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ

Епископ Туровский (умер до 1182 г.) прославился как "Златоуст, паче всех воссиявший на Руси". Он является мастером торжественного красноречия, тонким интерпретатором библейских книг, вдохновенным проповедником христианского учения, одним из основоположников не рассудочной, а эмоционально-символической манеры богословствования и философствования, ставшей доминантной в отечественной традиции.

ПРИТЧА О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ, И О ТЕЛЕ, И О НАРУШЕНИИ БОЖЬЕЙ ЗАПОВЕДИ, И О ВОСКРЕСЕНИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, И О СТРАШНОМ СУДЕ, И О МУЧЕНИИ. (Перевод В. В. Колесова)

Господи, благослови, отче!

Хорошо же, братья, и очень полезно понимать нам Святого писания смысл: это и душу делает целомудренной, и на смирение направляет ум, и сердце на стремление к добродетели изостряет, и самого человека делает благодарным, и на небеса к Божьим заветам мысль устремляет, и к духовным трудам тело укрепляет, и пренебрежение к этой земной жизни, и богатству, и славе дает, и все житейского мира печали отводит. Потому и прошу вас, постарайтесь прилежно читать святые книги, чтобы, Божьим насытясь словом, вечной жизни несказанного блаженства достичь: если она и невидима, зато вечна и конца не имеет, прочна и недвижима. Давайте не просто проговорим языком, написанное произнося, но, с рассуждением вчитавшись, постараемся делом исполнить это. Ибо сладко - медвяный сот, и хорошо - сахар, обоих же лучше книжное знание: потому что оно - сокровище вечной жизни. Если бы здесь кто нашел земное сокровище, то на все и не посягнул бы, но лишь один драгоценный камень взял бы - и вот уже без печали питается, как до самой смерти богатство имеющий. Так и нашедший сокровище священных книг, а также пророческих, и псаломских, и апостольских, и самого Спасителя Христа сохраненных речей, ум истинный, размышляющий, - уже не себе одному на спасение, но и многим другим, внимающим ему. Сюда и подходит евангельская притча, говорящая: "Всякий книжник, познавший царство небесное, подобен мужу домовитому, который из сокровищ своих раздает и старое, и новое"; если же от тщеславия, большим угождая, малыми пренебрегает, дерзко скрывает серебро господина, не пустив его в оборот12 при жизни, чтобы удвоить царское серебро - человеческие души, то, узря горделивый его ум, возьмет Господь от него свой талант; ибо сам он гордым противится, смиренным же дает благодать. Если же мира сего властелины и в житейских делах погрязшие люди усердно требуют книжного знания, насколько больше следует нам учиться у них и всем сердцем в него погрузиться, познавая речи Господни, о спасении душ наших писанные! Но затрудняется мой неясный ум, слабый разум имея, не может нужных слов по порядку изложить и подобен слепому стрелку, над которым смеются, ибо не может попасть в свою цель. Пусть же не от себя изложу я необученным языком, но из священных извлекая писаний; с великой боязнью евангельских решаюсь коснуться речей, для начала Господню притчу сказав так, как Матфей ее церкви донес.

Начало. Сказал Господь. Был один домовитый человек; он насадил виноградник, и оградил оплотом, и выкопал яму для отжимки вина, оставил вход, - устроил и ворота, но не затворил входа. И возвращаясь домой, сказал он: "Кого оставлю я сторожем моего виноградника? Если оставлю кого-либо из служащих мне рабов, то, зная мою снисходительность, расточат они мое добро. Но вот что сделаю: приставлю к воротам хромца и слепца. Если кто из врагов моих захочет обокрасть мой виноградник, то хромец увидит, а слепец услышит. Если же кто-нибудь из них двоих захочет войти в виноградник, то хромец, не имея ног, не сможет проникнуть внутрь; слепец же, если и войдет, то, заплутав, в пропасти расшибется". И, посадив их у ворот, дал им власть надо всем, что вокруг виноградника, и пищу и одежду приготовил легкую. "Только, - сказал, - того, что внутри виноградника, не касайтесь без моего повеления". И потом ушел, сказав, что вернется со временем и тогда плату им за работу с собой принесет, но пригрозил им наказанием, если те запрет его преступят. Оставив их здесь, снова обратимся к словам Евангелия, словесный плод на умственном пиршестве вашим очам предлагающего.

Истолкование. Домовитый человек - Бог всевидец и вседержитель, сотворивший все словом, видимое и невидимое. Домовитым он называется, ибо имеет не только дом, согласно Писанию. Говорит ведь пророк: "Твои небеса и твоя земля: вселенную и пределы ее ты основал", и еще: "Небо мне - престол, а земля - подножие ногам моим". Моисей же под твердью понимает дно вод, а Давид ставит воду превыше небес. Но посмотри в Писание и вдумайся: везде дома Божьи, и не только в твари, но и в людях. "Ибо вселюся я, - сказал, - в них". Так же и было: сошел он, и вошел в плоть человеческую, и вознес ее от земли до небес, и престолом Божьим стала плоть человеческая; на вышнем небе престол тот стоит. А что насадил виноградник - так это рай: ибо это и есть его труд. Пишется же: "И насадил Бог рай в эдеме". А что оградил его, - говорит, - оплотом - своим устрашеньем. "Устрашением его, - говорит пророк, - движется земля, рассыпаются камни, животные трепещут, горы дымятся, светила раболепно служат, облака и воздушные твари предначертанное исполняют". Оплот же - значит закон. Закон - всем Божий завет. "Предел же, - сказал, - положил, которого не перейдут и не передвинут". Но оставил вход, то есть знание разуму: никакая тварь не нарушит Божьего повеления. "Все ведь, - сказал, - от тебя ожидают: ты дашь им пищу, и вовремя". Пищей же не еда называется, но слово Божие, которым всякая тварь питается. Ибо говорит Моисей: "Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из Божьих уст". Незапертые же ворота - чудесных Божьих созданий порядок, и чрез это - познание сущности Бога. "Через создание же, - сказал, - Творца познай: не свойство, но величие, и силу, и славу, и благодать, которую творит самовластно, угождая всем вышним и нижним, видимым и невидимым. Если же и зовется Христос человеком, то не по виду, а иносказательно: никакого подобия Божьего не может иметь человек. Решается же Писание и ангелов людьми называть, - но словом, а не подобьем. Если же соблазняются некие, слушая Моисея, говорившего: "Сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и подобию", - и прикладывают к бесплотному тело без пригодного разума, то есть это ересь и доныне у тех, кто считает Бога подобным человеку, который никак не описывается и пределов свойств не имеет. Однако, это оставив, о прежнем скажу. И возвращаясь домой, "кого, - сказал он, - оставлю я сторожем дела моего?" Эти вопросы - Отца и Сына и Святого Духа - не о созданиях, но о владельце созданий, то есть о господине, которому пожелал передать землю и все живое покорить; не ангелам же предназначил он вселенную, и так далее. "Приставлю, - сказал, - к воротам хромца и с ним слепца". Кто это - хромец и слепец? Хромец - это тело человеческое, слепец же - душа. Сначала Бог создал тело Адама бездушным, потом же - душу. Создав же тело, говорит Писание: "И вдунул в лицо его жизненный дух". Оттого-то тело без души хромо и не зовется человеком, но трупом. Проследи здесь и пойми Книгу Бытие. Сотворил Бог тело вне рая и внес его в эдем, а не в рай. Эдем же и значит пища. Как и всякий, зовущий на пир, прежде приготовит обильную пищу и потом лишь приведет званого, - так же и Бог сначала приготовил ему для жилья эдем, а не рай. Рай ведь - место святое, как и в церкви алтарь. Церковь же для всех открыта. Она всем нам мать, порождающая всех крещением и легко питающая всех в ней живущих, одевающая и радующая всех, вошедших в нее. Ибо говорит пророк: "Вот служащие церкви поедят и насытятся". И снова: "О чада церковные, сосущие из сосцов ее жир и масло, окропите радостью ваши головы", и Давид: "Напьются, - сказал, - от обилия дома твоего, и потоком пищи твоей напоишь их". И еще об облачении священников и одежде монахов: "Служители твои, Господи, облекутся в правду", и прочее. Монаху же: "Снял с меня тягостные и уродливые одежды, и одел меня в спасение, и препоясал меня радостью". Воспойте же, сказано, Господу новую песнь - хвалите в церквах его добродетельными. И вот действительно так: из священников - епископ, и из монастыря - монах. Видишь теперь, что епископия и монастырь - эдем, то есть беспечальная жизнь; алтарь же свят как эдемский рай, в который трудно войти, хотя и ворота незамкнутые имеет. Так был посажен хромец со слепцом у ворот стеречь то, что внутри, как приставлены патриархи, архиепископы, архимандриты меж церковью и алтарем стеречь святые тайны от врагов Христовых, то есть от еретиков и зловерных искусителей, нечестивых грехолюбцев и неверных осквернителей. Послушайте же со вниманием, мы по порядку речь нашу скажем, а вы со вниманием следите. Хотя беспорядочный ум у меня и язык грубоват, но, надеясь на ваши молитвы, прошу дара слова. Хотя и недостоин я об этом говорить, но для пользы слушающих напишу. Если же кто с пристрастием слушает, тот не ищет, что бы на пользу ему отыскать, но обдумывает, в чем бы нас обвинить и за что укорить.

После того, как они сидели некоторое время, сказал слепец хромцу: "Что это за благоухание из ворот виноградника овевает меня?" Отвечал хромец: "Много доброго внутри виноградника есть у господина нашего, а на вкус - несказанно приятного. Но так как господин наш мудр, посадил тебя здесь слепого и меня хромого, и не можем никак насытиться добрыми плодами". Отвечал слепец, говоря: "Что же ты давно не сказал мне этого, мы бы не терпели, но это, данное нам во владенье, давно бы разобрали! Хоть я и слеп, но имею ноги и силен, могу носить и тебя, и груз". (Понимай, что грех есть духовный груз; потому и пророк говорит: "Бремя тяжкое отяготило меня".) И сказал слепец: "Бери корзину и садись на меня; я тебя понесу, ты же указывай путь, и все добро господина нашего мы оберем; не думаю я, что придет сюда наш господин". Вот представления не Бога ищущих, но о мирских чинах и о теле только пекущихся, не жаждущих воздать ответ за дела свои, но как будто суетный пар свою душу на ветер пускающих! Потому говорит Исайя: "Зависть воспримут люди неученые", завидуем мы, грешные, чести и славе праведных вместо того, чтобы подражать их делам. "Если же, - добавил слепец, - придет сюда наш господин, укроется от него наше дело. Коли он меня спросит о покраже, я скажу: "Ты знаешь, господин, что я слеп". Если же спросят тебя, ты скажи: "Хром я и не могу войти внутрь", - и так перехитрим мы нашего господина и сами получим плату за свою работу". И сел хромец на слепца, и, войдя внутрь виноградника, обокрали все бывшее там добро господина своего.

Однако не негодуйте, братья, на мое невежество, из-за которого и повесть моя недостойный вид принимает. Ибо как и по ногам повязанной птице невозможно в воздушную взмыть высоту, так и мне, в телесных погрязшему желаньях, нельзя о духовном беседовать: не достигнут цели слова грешника, лишенные благодати Святого Духа. Все же к прежде сказанному вернемся, разъясняя сей притчи смысл. Толкование. Сидели они, как сказано, долгое время. Что это -долгое время? - презрение к Божьей заповеди и о теле забота, безразличие же к своей душе. Ибо никто, страх Божий имея, плотским не прельстится, никто из искренне верующих незаконно не пытается получить сана - никто, ожидая смерти и после смерти опять воскресенья; другие же в злых погрязают делах. И снова то же скажу поучения ради. Сказал слепец хромцу: "Что это за благоухание из ворот овевает меня?" - и так далее. Вот раздувание Адамова высокоумия, который, владея всем земным, животными, морем и в нем находящейся тварью, в эдеме насыщаясь благости, до повеления Бога на святое дерзнув, из эдема прошел в рай. Потому Писание говорит: "Изгнал Бог Адама из рая и осудил его обрабатывать землю, из которой и взят был". Вдумайся: не там было повелено ему жить, откуда его изгнал. Но так же вошел, как и этот церковник, недостойный священства и утаивший грех свой, пренебрег Божьим заветом, но ради высокого сана и славы земной взошел на епископский стол. Сравнение. За то Адама смертью осудил, что тот прикоснулся древа познания добра и зла. Древо же познания добра и зла - это познанный грех и добровольное действие в угождение Богу. Ибо пишется: "Горе сознательно согрешающим!" Этим погубляет дуновенье животворного духа, который вдохнул в него Бог, что есть несвершенная благость освящения. Ибо пишется: "И вдунул в него животворный дух". Так же и Христос, дунув на лица апостолам: "Примите, - сказал, - духа святого", - несовершенную благодать, всего лишь залог посвящения; ибо ждать повелел им самого Святого Духа: "Который, прийдя, - сказал, - до конца освятит вас". Так и святители освящают иподьяконов, чтецов и дьяконов, - несвершенный дар, но залог посвящения, чтоб могли себя приготовить на окончательное святительство. Ничто так не любо Богу, как не возноситься в чинах, и ничто столь не омерзительно ему, как высокомерная заносчивая хвастливость в захвате сана не по-божьи. Посмотри на того же слепца с хромцом, как пренебрегли господина своего приказом и запрещеньем: взяв же хромца и груз, понес, и, зайдя внутрь, приблизился к древу, вкусил плод, а он весьма хорош, и так обокрали то, что велено было стеречь им.

Сопоставление. От того древа вкусил Каин; не будучи посвящен, на святительский посягнул сан, позавидовав священному Авелю, которого по зависти и убил. Того древа вкусили сыновья Корея, бывшие с Дафаном и Авироном: взяв же кадильницы, пошли в скинию, будучи непосвященными, - и поглотила их земля. Того же древа вкусил жрец Илий, который, зная, что его сыновья нарушают закон иереев, не отлучил их от священного сана. Того древа вкусили еретики, которые в обмане, будто зная духовный путь, заблуждались, и, не раскаявшись, погибли. Но это все сокращая, к прежнему возвратимся рассказу.

Хоть и изнемог язык мой, но пророк вдохновляет меня, так же говоря: "Изнемог я от вопля, охрипла моя гортань!"

Обличение грехов. Услышал же господин, что обокраден его виноградник, повелел отбросить от ворот хромца и изгнать из сторожей слепца.

Понимайте же теперь, безрассуднейшие из сановников, глупейшие из священников! Когда поумнеете? Давший ухо не слышит ли? Создавший око не смотрит ли? Повелевающий народами не обличит ли? Поучающий человека разуму не уразумеет ли нашего заблуждения? Господь ведь постигнет обманные помыслы, как лживые, и извергнет неправедных от власти, отгонит нечестивых от жертвенника. Ибо никакой сан в этом мире не избавит от мучений нарушающих Божий заповеди. Но прошу вашей милости, внимательно всмотритесь в написанное и все, что слышите, обдумайте.

Повелел Бог изгнать из рая Адама, потому что запретного коснулся, то есть до разрешения вошел в освященное место. И поселил его рядом с райской пищей. "Лишь только, - сказал, - протянет руку и вкусит с райского древа, и жить будет вечно", - если, конечно, опомнится и, смирившись, покается в том, что согрешил. Но велико человеколюбие Бога! И казнит нас, и милует, за грехи порицает и - вновь в покаянье принимает; не желает он смерти грешника, но повелевает исправиться и в жизни пребыть.

Что такое древо жизни? Смиренномудрие, начало которому покаяние. "Признаюсь же, - сказал, - в беззаконье моем, и ты простил мне нечестье сердца моего". Ствол того корня - благоверие. "Вера же твоя, - сказал, - спасет тебя", все же верующему дастся. От того ствола много различных ветвей, много ведь, сказано, видов покаяния: слезы, пост, чистая молитва, милостыни, смирение, воздыхание и прочее. Тех ветвей добродетельный плод: любовь, послушанье, покорение, нищелюбье, - много путей спасения. Видишь: не в раю было древо жизни, не в эдеме, но в изгнанье, то есть в отлучении от сана. Изринул он также и Каина, узнавши об убийстве им брата, и, обличив, показал ему древо жизни, сказав так: "Стенай и содрогайся!", то есть покайся в злобе, в зависти, в обмане, в убийстве, во лжи, смирись, постись, бодрствуй, лежи на земле. Но так как ты этого не совершил, то отошел от лица Божьего - не отдаленностью земли, но отсутствием страха Божья в своей душе. Если благих дел нет в нас и нет покаянья в грехах, то в каком бы мы ни были чине, далеко от Бога мы. Только близ сокрушенных сердцем Господь; смиренных духом - спасет, желанья страшащихся его - исполнит. Лицом же Господь обращен на злодеев, чтоб истребить на земле и память о них. Так и Павел отогнал от священного жертвенника Именея и Филита и наблудивших в Коринфе священников, и поместил их рядом со святым алтарем, то есть поставил их средь освященных, сказав: "Стыдите их, но возлюбите, чтобы не погибли в злой доле, пусть покаются - и живы будут!" Не захотел этого древа жизни вкусить кузнец Александр, о котором сказал Павел: "Да воздаст ему Господь в день судный по греху его!" Не вкусил того древа и Трефис из Эфеса, и Николай, один из семи дьяконов, которые отреклись от Христа, ставший жрецом в селунской кумирне, который предавал христиан мучителям; о них же обоих пишет Иоанн, говоря: "Из нас вышли и встали на нас". Того райского древа не приняли и еретики, прокляты были и умерли духовной смертью, не постигнув пророка, сказавшего: "Вкусите и признайте, что - благ Господь!"

Ибо нет греха, который преодолел бы Божьи милости. Но только не отчаемся подобно Иуде; не усомнимся в воскресении плоти, подобно саддукеям, - но покаяньем постучимся в Божьи врата, пока не откроет нам райские двери. Не ложно сказал Господь: "Постучитесь - и откроется вам! ищите - и обрящете! просите - и дастся вам!" Но не буду умножать повесть изложением речей, что затянет беседу; давайте к сказанному уже возвратимся.

Увидел же тот человек, что обокраден его виноградник, и пожелал разлучить слепца и хромца; и велел сначала привести слепца, чтобы его допросить, кто нарушил его приказание и посягнул на запретное без его повеленья. Ибо ничто не сможет утаиться от Божьего ока, и никто из нас так не знает себя, как Бог всех нас знает. Толкование. Повелел разлучить Бог душу с телом. Словом же Божьим исходит из тела душа: "И отнимешь, - сказал, - дух их, и исчезнут они, и в прах возвратятся". Когда же видишь тело, в земле погребенное, не думай, что здесь же и душа, ибо не от земли душа и не в землю входит. Но если же и святых видишь чудотворные мощи, не тут их осталась душа, но Божию разумей благодать, столь восславившую своих угодников: "Славящих меня, - сказал, - прославлю". Повелел привести слепца: отойдя от тела, душа всякого человека пред Богом является с приставленным к ней ангелом, человека верующего и неверующего, живущего праведно и неправедного. "Господь же, - сказано, - допросит праведного и нечестивого", ибо все племена народов от одной были крови рождены и распространились жить по лицу всей земли, и Бог им назначил благотворить его тем, что давал дождь с небес и счастливую пору урожая. "Направляет же, - сказано, - солнце свое на добрых и на злых", и прочее. Пусть никто за слова эти не осуждает меня, - но взгляните в Писание и найдете, что я из святых черпаю книг. Пишет же Моисей: "Поставил пределы народам по числу ангелов Божьих". Иеремия же: "Один лишь Господь, - сказал, - у всех поднебесных народов", хотя и оставил их каждого в его заблужденье, но души их перед ним предстанут, и он рассудит по делам их. Павел: "Зачем же мне, - говорит, - внешних судить, ведь внутренних вы сами судите, а внешних судит Бог". Внутренними называет он тех, кто в вере, а внешними - языческие народы. Слышать же подобает Божье имя теперь расстающимся с телами душам, чтоб в Судный день, воскреснув в теле, негреховно поклониться Богу, - и не подобает душам, прельщенным дьяволом, плоти своей служить, ибо говорит апостол: "И тогда увидит любое око, и всякий народ поклонится, признавая, что Господь Иисус Христос в славе Бога Отца - един". Но это всякий учившийся знает, - я же о слепце начатую беседу по силе моего разумения вкратце истолкую, хотя и предвижу попреки, ко мне обращенные; знаю ведь, что не от мудрости, но от невежества это мое повествование. Однако тут на основе пророческой и апостольской строим, за краеугольный камень полагая самого Христа.

Когда же приведен был слепец, начался допрос. "Не поставил ли я тебя, - сказал господин, - как доброго сторожа моему винограднику? Зачем же ты его обокрал?" Отвечал ему слепец: "Господин! ты знаешь, что я слеп и без поводыря не вижу, куда идти, и не знаю ни одного места, если бы и хотел пойти. Не слыхал я, чтобы кто-нибудь шел мимо меня в ворота, иначе вслед ему я начал бы громко кричать. Но вот что я думаю, господин, что хромец своровал". Узнай в этом лживый разговор души перед Богом и клевету на тело.

Толкование. Так же есть духовное слово: "Господи, я - дух. И ни есть и ни пить не желал я, ни чести, ни славы земной не искал я, и плотских устремлений не понимал, и дьявольской воле не потворствовал, - все это делало тело!"

Тогда повелел господин постеречь слепца в тайном месте, о котором сам знал, пока не вернется в виноградник и не призовет хромца - и тогда будет судить обоих.

Потому до второго пришествия Христа нет ни суда, ни мучения никакого человеческой душе, верующей и неверующей. Веруйте же в истину воскресения человеческой плоти. "Пошлешь же, - сказано, - дух свой, и соединятся, и обновишь лицо земли". На примере Иезекииля показал нам надежду воскресением. "Предреки, - сказал, - сын человеческий, мертвым этим костям, чтоб наросла на них плоть и натянулась кожа, чтобы явился дух от четырех ветров и вошел в этих мертвых - пусть оживут!" Это все сам Творец совершает, не изменяя порядка, но все же первоначальный свой труд обновляя. Сначала он создал тело Адама и только потом вдохнул ему душу. Так и в утробе женской: сперва из семени образуется тело, через пять месяцев создаст он душу. В крещении же сначала порождает водою, потом - возрождает духом от тленья греховного. Так же и в Судный день: сначала возродит землю, и соберет прах человеческий, и создаст все наши тела во мгновение ока, потом и души наши - каждая войдет в свое вместилище, - по Павлу, говорящему, что сам Господь в архангельских кликах, под Божьи трубы сошел с небес, и мертвые во Христе воскреснут раньше, потом же и мы, живые. Кто эти мертвые? Все народы, не принявшие Божьего закона, не познавшие крещенья. "Кто же, - говорится, - беззаконно согрешил, тот беззаконно погибнет". Живыми же христиан называет он. Смотри же: плотью все люди воскреснут, и верим мы показанию Павла, сказавшего по Божьему слову: "Кто не постигнет от начала Богом созданного человека, тот не поймет и порожденного в жизнь крещением; потому и не верит он в последующее во плоти воскрешение встающих на вечную жизнь всех людей: тех - в честь и славу, этих - в поругание и мучение". Но скажем же и об остальном.

Когда пришел господин взять плоды в винограднике и увидел его обокраденным, призвал хромца и соединил его со слепцом, и начали они обличать друг друга. Хромец говорил слепцу: "Если бы ты меня не понес, никак бы я не мог туда добраться, так как я хром". Слепец же говорил: "Если бы ты не показывал мне дорогу, то никак бы я не мог добраться туда". Тогда господин, сев на судейское кресло, начал судить их обоих. И сказал: "Как вы крали, так и теперь - пусть сядет хромец на слепца". И когда хромец воссел, приказал перед всеми рабами нещадно наказывать во внешней мученья темнице.

Познайте же, братья, толкование этой притчи. Человек домовитый - Бог Отец, творец всех. Его же сын доброго рода - Господь наш Иисус Христос. А виноградник - это земля и мир. А оплот виноградника - закон Божий и заповеди. Слуги же, сущие с ним, - ангелы. Хромец - это тело человека. А слепец - душа его. А что их посадил у ворот - это значит, что он отдал во власть человека всю землю, дав ему закон и заповеди. Когда же человек преступил заповедь Божью и за это осужден на смерть, то сначала душа его к Богу приводится и оправдывается, говоря: "Не я, но плоть согрешила". Потому и нет мучения душам до второго пришествия, но они сохраняются, - Бог знает, где. Когда же он придет обновить землю и воскресить всех умерших, как сам нам предрек, тогда: "Все сущие в гробах услышат голос Сына Божия, и оживут, и выйдут сотворившие благо в воскрешение жизни, а сотворившие зло - в воскрешенье суда". Тогда же души наши войдут в тела и каждый получит воздаяние по делам своим: праведники - вечную жизнь, а грешники - бесконечную и бессмертную муку: "Чем же кто согрешит, тем же и муку примет".

Все это я истолковал не по своему замышлению, но по святым книгам. И это не слово мое, но только беседа, ибо я не такой учитель, как те церковные и священные мужи.

ДРЕВНЕРУССКИЕ АПОКРИФЫ О произведении ДРЕВНЕРУССКИЕ АПОКРИФЫ

Наряду с канонической литературой на Руси широко распространилась апокрифическая, её дополнявшая. В переводных и трансформировавшихся на русской почве анонимных сочинениях затрагивались важные вопросы, касающиеся мира, природы, человека. Они исполнены символизма, аллегорий, иносказаний, что стимулировало творческое воображение.

СКАЗАНИЕ, КАК СОТВОРИЛ БОГ АДАМА (Перевод А. Ю. Карпова)

Создать в земле Мадиамской человека - взял Бог земли горсть от восьми частей: 1) от земли - тело, 2) от камня - кости, 3) от моря - кровь, 4) от солнца - глаза, 5) от облака - мысли, 6) от света - свет, 7) от ветра - дыхание, 8) от огня - теплоту.

И пошел Господь Бог глаза ему брать от солнца, и оставил Адама одного лежать на земле. Пришел же окаянный сатана к Адаму и вымазал его грязью, и тиной, и соплями. И вернулся Господь к Адаму, и захотел глаза вложить в Адама, но увидел его гнусно вымазанного. И разгневался Господь на дьявола, и стал говорить ему: "Окаянный дьявол, проклятый, не заслужил ли ты погибели? Зачем напакостил ты этому человеку, вымазав его? Будь ты проклят!" И дьявол исчез сквозь землю, как молния, от лица Господнего. Господь же снял с Адама пакость сатанинскую и, смешав с Адамовыми слезами, сотворил из этого собаку, и теслом очистил его, как зеркало, от всей скверны. И поставил собаку, и повелел ей стеречь Адама, а сам Господь пошел в горний Иерусалим за дыханием для Адама.

И во второй раз пришел сатана, и захотел напустить на Адама злую скверну, но увидел сатана собаку, лежащую у ног Адама, и очень испугался. Собака стала зло лаять на дьявола, а окаянный сатана взял палку и истыкал всего человека Адама, и сотворил в нем 70 недугов. И возвратился Иисус из горнего Иерусалима, и увидел Адама, палкой исколотого, и стало ему жалко его. И сказал он сатане: "Проклятый дьявол, что ты сделал человеку этому? Зачем эти недуги сотворил в нем?" Тогда сказал дьявол, окаянный сатана, Господу в ответ: "Если какая-нибудь болезнь подступит к этому человеку, но не до конца поразит его, то он не вспомнит тебя; а если заболеет, перестрадает каким-нибудь недугом, тогда всегда будет он в страданиях призывать тебя на помощь".

И прогнал Господь дьявола, и исчез дьявол, словно тьма от света, и возвратились все недуги к нему. И послал Господь ангела своего, повелев ему взять "аз" на востоке, "добро" на западе, "мыслете" на севере и на юге 13. И стал человек душею живою, и наречено было имя ему Адам. А костей создал Бог в Адаме 345, и стал Адам царем над всеми землями, и птицами небесными, и зверями земными, и рыбами морскими, и дал ему Бог самовластие. И сказал Господь Адаму так: "Тебе служат солнце, и луна, и звезды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и животные, и гады". И насадил Господь Бог рай на востоке, и велел Адаму жить там. А жена Адаму еще не была создана. И навел Господь Бог сон на Адама, и когда уснул Адам, взял Бог его левое ребро, и из того ребра извлек руки, и ноги, и голову, и создал ему жену в шестой день. И показал Господь ему свою смерть, и распятие, и воскресение, и предвидел он вознесение за пять тысяч пятьсот лет14. И увидел Адам Господа распятого, и Петра в Риме ходящего, а Павла в Дамаске обучающего народ, проповедующих воскресение Господа и то, как вознесся он. И проснулся Адам в волнении и страхе великом из-за предвидения своего. И увидел Господь Адама, ходящего по раю, и сказал ему: "Адам! Адам! поведай мне!" Но Адам сильно испугался, не смея поведать Богу о своем видении. И сказал ему Господь Бог: "Адам! Адам!" Адам же ответил ему: "Господи, Владыко, тебя видел, на кресте распятого в Иерусалиме, а учеников твоих - Петра в Риме, а Павла в Дамаске, - ходящих и проповедующих твое распятие и воскресение". И сказал ему Господь: "Следует мне ради тебя сойти на землю и быть распятым, и воскреснуть на третий день, а ты никому не рассказывай видения этого, пока не увидишь меня в раю, сидящим справа от Отца. И ты о том поскорби, Адам".

И был Адам в раю семь дней, чем прообразовал Господь Бог человеческую жизнь: десять лет исполнится - ребенок, 20 лет - юноша, 30 лет - зрелость, 40 лет - середина жизни, 50 лет - седина, 60 лет - старость, 70 лет - смерть.

И сотворил Господь Бог всю тварь умением своим: море, и реки, и животных; и те семь дней - прообраз семи тысяч лет. И поставил Господь Бог два светила великих на тверди небесной, чтобы освещать землю, и отделять день от ночи, и для знамений, [и времен], и дней, и годов. И да будут они светильниками на тверди небесной: светило большое, для управления днем, второе светило, для управления ночью. И звезды поставил Господь Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять день от ночи и свет [от тьмы].

И был вечер, и было утро - день четвертый. Поставил Господь Бог планеты, и зоревые облака, и радуги на облаках, которые пускают дожди, и громы, и молнию для людей всей земли, чтобы освещать плодовитые деревья. И сказал Господь Бог: "Сотворю вовеки животворные воды, птиц, обитающих по заводям, на тверди небесной". И было так, что сотворил Господь Бог четырех громадных китов, пустил от них всяких птиц и гадов по земле, а других благословил съедать их, и сказал: "Растите и размножайтесь, и наполняйте [землю], и владейте ею". А в семь дней совершается круг солнечный, а семь лет - за все семь тысяч лет, и восьмой тысяче нет конца, так как бесконечна она.

В воскресенье, в день, называемый неделей, в тот день воскрес Христос из мертвых, и в тот же день будет Господь на облаках судить весь мир, который не имеет конца (света), и воздаст всем Господь Бог, каждому по делам его.

И еще произрастил [Господь Бог] из земли всякое древо, приятное на вид и хорошее для пищи. Дерево жизни стоит посреди рая [и дерево] познания добра и зла. И река выходит из Эдемского рая, орошающая райские деревья, и разделяется она на четыре реки. Имя одной - Фисон, второй - Геон, третьей - Тигр, четвертой имя - Евфрат. Фисон же обтекает всю землю Греческую, в которой рождается хорошее золото; там камень драгоценный, и апракс зеленый. Евфрат же обтекает всю землю Эфиопскую, Иерусалимскую. Геон же обтекает Ассирийскую землю.

И посадил Господь Бог посреди рая Адама, украшенного, как царь, и дал ему Господь закон: не есть ягод от дерева одного, стоящего посреди рая. Заповедал Господь Бог Адаму: не есть от древа этого; а "если съедите, то злой смертью умрете".

И сотворил Господь Бог зверей лесных, и птиц небесных, и животных, и гадов. И пришел Господь Бог к Адаму в шестой день и сказал ему: "Адам, это - кость от кости твоей, поэтому назовется жена от мужа, и поэтому оставит человек отца своего и мать, и все имущество свое". И взошел Господь Бог от Адама на небеса. Адам же и жена его, не стыдясь, ходили по раю. И увидел окаянный сатана Адама, ходящего по раю, украшенного, как царь, сидящего под деревом, такой славы от Бога [удостоенного] - ведь сам он свержен был с небес, отлучен от Бога и от ангелов, и на великую муку осужден. И очень позавидовал ему, и превратился в змею, и, прийдя к Еве, зашептал ей на ухо: "Почему не велел Бог вам есть ягод от дерева этого, одного посреди рая стоящего?" И отвечала Ева змее: "Не велел нам Бог и сказал нам: "Если съедите, то злой смертью умрете". На сказала змея: "Не умрете вы смертью, а станете как боги и познаете добро и зло". И ответила ей Ева: "Хорошо это есть". И послушалась дьявола, и взяла, и съела ягоду от дерева запретного, и дала мужу своему. И открылись глаза у них обоих, и [узнали они], что наги, и сшили себе листья смоковичные, и прикрыли наготу свою.

А пребывал Адам в раю 6 часов, и изгнан был из рая. В третий час дня заповедь принял от Бога, в 6 часов - от Бога [?], и от древа вкусил в 9 часов. И изгнан был из рая негодный Адам, и поселился в земле Мадиамской, из которой создан был; в ней же и умер. И вопреки ему Господь Бог наш Иисус Христос в третий день осуждение принял, в шесть часов душу отдал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: