Об авторе ФИЛИПП ПУСТЫННИК
Натурфилософский памятник византийского автора XI века, получивший после перевода на славянский язык в XIV веке большое распространение на Руси и ставший наиболее фундаментальным антропологическим сочинением. Центральное место в нём занимает диалог души, выступающей в роли госпожи, и плоти, играющей роль служанки.
ДИОПТРА. РАЗГОВОР ДУШИ И ПЛОТИ (Перевод Г. М. Прохорова)
ВСЕГО В ТРЕТЬЕМ СЛОВЕ 1654 СТИХА
СЛОВО 3
1. Что душа ничего не совершает и не делает помимо тела, но действует только с помощью всех его членов, а через это и познается, какова она и какая.
2. Что если не полностью разовьются члены и части тела, действия душевные останутся непроявленными.
3. Что если какой-нибудь из членов тела погибнет или иначе повредится, душа окажется не в состоянии действовать присущим этому члену образом.
4. В какой части тела следует считать пребывающим ум.
5. Что сращена душа с телом и одновременно появились душа и тело, а не одно прежде другого.
6. Что с разрушением тела не разрушается с ним и душа; и о том, как бессмертное и славное было создано со смертным и бесславным, и что чего первозданней.
|
|
7. Кто согрешил в Адаме сначала - душа или тело, и - что смерть не мука, но врачевание и прекрасное предусмотрение, и что душа, пока привязана к этой плоти, мысленного видеть не способна.
8. Что у человека по образу и что по подобию, и кто из обеих обладает этим - душа или тело.
9. Тленной или нетленной была создана Адамова плоть.
10. Где следует считать пребывающими души прежде отошедших, и -что в последний день все от начала веков умершие воскреснем и какими.
11. Христос, сойдя в ад, все ли от века там находящиеся души освободил, по Писанию, или нет, и как и каким образом каждая душа опознает свое тело при воскресении.
12. Что все тогда будут узнавать всех, пока не разделятся на стоящих справа и слева, после чего одни только праведные будут узнавать друг друга, а грешные нет.
13. Что с воскресением всяческая тварь обновится, сделавшись нетленной и став лучше и красивей, также и человеческие тела, а с ними и души, но не трехчастны, как теперь, они тогда будут, ибо отнимутся две части у них - способности ярости и влечения.
14. И еще о воскресении.