Уже в конце 16 века одним из полковых казацких писарей было составлено «Написание, како приидоша в Сибирь…».
На основе этого летописания Киприан (первый сибирский митрополит) составил первая официальная Сибирская летопись. Этот свод Киприана стал общей основой для:
§ Есиповской
§ Кунгурской
§ Строгановской летописей
Киприановская Летопись прославляла заслуги Ермака. Эту же тенденцию сохранила Кунгурская летопись, обнаруженная в 1703 году Семеном Ульяновичем Ремизовым и она стала приложением к его Ремизовской летописи или «Истории сибирской». Ремизов широко привлек данные фольклора и устные предания.
Отношение всех сибирских летописей к жанру летописей довольно условно. Они скорее всего относятся к жанру повестей с по годовой разбивкой.
Есть несколько иная трактовка происхождения (протографа) сибирских летописей.
До нас дошли:
1. Кунгурская,
2. Строгановская,
3. Есиповская
4. Ремизовская
По мнению С.В. Бахрушина у всех сибирских летописей был общий протограф. При анализе выяснилось, что протограф обладает противоречивыми свойствами, значит промежуточный источник – повесть «О Сибири».
В.И. Сергеев: Объективно возможны три схемы взаимозависимости летописей:
1. Есиповская от Строгановской
2. Строгановская от Есиповской
3. Обе от общего протографа.
Следуя главе 37 Есиповской летописи некоторые историки выделяют её в самостоятельный синодик Киприана (как это было показано выше).
Но здесь кроется значительное количество противоречий.
1622 г. – казаки принесли Киприану «Написание» с именами своих убитых сподвижников, архиепископ распорядился записать их в собственный синодик, НО этих имен в 37 главе нет + Есипов дает четкое разграничение между своей летописью и синодиком.
В.И.Сергеев: синодик Киприана и глава 37 не одно и тоже произведение. Гл 37 имела в качестве протографа этот синодик.
С.В. Бахрушин: Строгановская летопись не связана с Есиповской летописью. А Есиповская легла в основу Строгановской.
В.И. Сергеев: скорее всего обе летописи восходят к одному протографу, но для Есиповской летописи источником стала еще и Строгановская.
В.И. Сергеев предлагает схему развития сибирского летописания