double arrow

Законодательные акты как исторический источник

§ документы, отражающие волю (интересы) господствующего класса.

§ вид источника, объединяющий нормативные документы, санкционированные верхушкой.

Виды законодательных актов:

1. Указы

2. Уставы

3. Уложения

4. Судебники и др.

Законодательные акты изучают:

1. Социально-экономические

2. Политические

3. Правовые отношения

Классификация законодательных актов: (по источнику происхождения)

1. Публичноправовые

2. Частноправовые

Периодизация законодательных актов:

1. Древнерусские: нормы обычного права постепенно заменяются нормами государственного права, часто возникавшими на основе судебного решения, принятого по конкретному делу, и впоследствии сводившимися в общие законодательные установления.

2. Феодальная раздробленность: законодательные акты с более ограниченными функциями.

3. Централизация Российского государства: кодификация норм русского права.

Для первого периода характерно использование в повседневных отношениях норм обычного права (традиции). Эти нормы не нуждались в санкции (утверждения законодательной властью). Фиксация норм возникала только при: изменении отношений в традиционном обществе, складывание отношений с новыми социальными группами.

Особая роль традиции. Не было рецепции римского права. На Руси его заменила Библия.

Каждая правовая норма и закон в целом формулируют желательные «стандарты» поведения и поступков.

!!!! до середины 17 века на Руси ни один закон никогда полностью не выполнялся (не было возможности контролировать исполнение эти законов).

Законодательные акты Руси вызывают сложность изучения из-за разбиения текста на статьи (основа такого разделения: киноварные заголовки, инициалы, грамматическая структура фраз). От того насколько точно разделено членение текста законодательного акта на заголовки зависит его понимание.


«Русская правда» как исторический источник.

Старейшим законодательным актом Древней Руси является Русская Правда. Об исключительном значении этого памятника свидетельствует более 100 его списков XIII—XVIII вв., дошедших до нашего времени. По своему содержанию они делятся на три редакции:

1. Краткую,

2. Пространную и

3. Сокращенную.

Краткая Русская Правда сохранилась в двух основных списках XV в. — Академическом и Археографическом — в Новгородской I летописи младшего извода. Существует еще 11 списков Краткой редакции XVIII— XIX вв., восходящих к Академическому списку. Краткая редакция Русской Правды была помещена в Новгородской I летописи под 1016 г., после сообщения о победе новгородского князя Ярослава Мудрого над великим киевским князем Святополком Окаянным. По сообщению летописи, Ярослав после одержанной победы щедро наградил своих воинов «и отпусти их всех домов и дав им Правду и Устав списав, тако рекши им: «По сей грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите. А се есть правда русская». Однако датировка Краткой Русской Правды 1016 годом (Б. Д. Греков, Л. В. Черепнин) вызвала возражения. В записи упоминаются сыновья Ярослава, при которых уже после смерти Ярослава была составлена одна из частей Краткой Правды. Возможно, что слова о пожаловании Ярославом новгородцам Правды и Устава и текст Правды были внесены в летопись позднее. Древний пергаменный Синодальный список Новгородской I летописи (старшего извода) не имеет ни записи о грамоте Ярослава 1016 г., ни текста Русской Правды. В Софийской летописи (XV в.) есть два известия о Ярославовых грамотах. Первое — под 1019 г. — сходно с известием 1016 г. Новгородской I летописи младшего извода, второе относится к 1035 г. и также сообщает о грамоте Ярослава новгородцам. Если допустить, что под грамотой понимается Русская Правда, то датой возникновения Краткой редакции может считаться 1036 год. По своему составу Краткая Правда делится на четыре части:

1. Правда Ярослава,

2. Правда (Устав) Ярославичей,

3. Покон вирный,

4. Урок мостникам.

К Правде Ярослава относят первые 17 статей. В самих списках нумерации статей нет. Она дана исследователями. При этом учитывались некоторые сигнальные моменты:

§ красная строка,

§ буква,

§ логическое завершение мысли,

§ существование определенных норм права,

§ объекта права.

Правда Ярослава идет до слов: «Правда уставлена руськой земли, егда ся съвокоупилъ Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячно, Перенег, Микыфор Кыянин, Чюдин, Микула». Разрыв этот в тексте выделяется не только тем, что указывает на какую-то новую часть Правды, но и разбором терминологических особенностей первых 17 и последующих статей.

В Правде Ярослава предполагается существование двух слоев: древнего и более позднего. Еще В. Н. Татищев и Л. К. Гетц считали возможным отнести Правду Ярослава ко времени до крещения Руси. Однако сравнение юридических норм Правды Ярослава с договорами Руси с Греками свидетельствует о том, что правовые нормы Правды Ярослава более позднего происхождения. В частности, в Правде право кровной мести сосуществует с заменой ее выкупом, договоры признают только кровную месть. И все же некоторые особенности первых статей позволяют говорить об их возникновении на основе более раннего памятника, что приводит к выделению этой части в так называемую Древнейшую Правду.

Вторая часть Краткой Правды получила название Правды Ярославичей. Время ее составления устанавливается прежде всего по упоминанию в заголовке Ярославичей — Изяслава, Всеволода, Святослава и лиц, бывших в их окружении и, по-видимому, принимавших участие в составлении Правды. Из текста преамбулы.следует, что Ярославичи собирались в дни установления «Правды руськой земли». Такой съезд мог состояться между 1054 г. (время смерти Ярослава) и 1076 г., когда умер Святослав.

Обращение к Повести временных лет помогает установить более точно встречу братьев Ярославичей. В 1072 г. они «совокупишася» под Киевом, в Вышгороде, для перенесения мощей Бориса и Глеба в связи с их канонизацией. Слово «совокупишася» в памятниках того времени означало съезд. Хотя съезд был формально посвящен торжественно-религиозному моменту и нет упоминания о выработке нового законодательства, логично предположить, что именно тогда Ярославичи обсудили ту часть норм древнерусского права, которая вошла в Краткую Правду. Выяснение причин, которые могли вызвать появление Правды Ярославичей, подтверждает эту мысль. «Можно думать, — отмечал М. Н. Тихомиров, — что Правда Ярославичей возникла в непосредственной связи с восстаниями в Киевском государстве 1068—1071 гг. Правда Ярославичей устанавливает особенно высокие ставки за убийства княжеских людей, участившиеся в то время вследствие волнений на Руси». Материалы для датировки Правды Ярославичей можно получить и при анализе имен, упомянутых вместе с Ярославичами на съезде.

Особое место в Краткой Правде занимают Покон вирный и урок мостникам. Первый представляет собой устав для вирников — сборников пошлин в пользу князя. Некоторые исследователи видят в его заключительных словах «то та оурок Ярославль» подтверждение того, что Покон вирный возник при Ярославе. Устав мостникам большинство исследователей рассматривают как правила для мостовщиков, строителей и ремонтников деревянных мостовых. Другое толкование этого устава подразумевает мосты на реках-

Нет одинакового решения вопроса о времени и месте составления Краткой Правды в целом как единого памятника. Ряд исследователей считают Краткую Правду памятником конца XI в. (М. Д. Приселков, С. В. Юшков), другие (М. Н. Тихомиров, Л. В. Черепнин) относят ее сложение ко времени новгородских событий 1136 г. Местом возникновения Краткой Правды указывают Киев и Новгород.

Пространная Правда дошла до нашего времени более чем в 100 списках. Она больше Краткой по объему и составу. Во всех древнейших списках Пространная Правда разделена киноварными заглавиями на две части—«Суд Ярославль Володимиричь. Правда Русъская» и «Устав Володимерь Всеволодича». На первый взгляд это дает основание рассматривать обе части как особые памятники. Однако изучение их приводит к выводу, что они возникли одновременно.

Источники Пространной Правды

§ Краткая, некоторые статьи которой дословно или в значительно переработанном виде вошли в обе ее части.

§ Устав Владимира Мономаха. Причем к уставу во второй части можно отнести только статьи о резах (процентах) и закупах. На это указывает начало текста в ряде списков: «...а се уставил Володимер Всеволодович». Этот заголовок относится к статьям о резах. Время возникновения устава определяется по сообщению, в котором говорится, что Владимир после смерти Святополка «созва дружину свою на Берестовем: Ратибора Киевьского тысячьского, Прокопью Белогородьско-то тысячьского, Станислава Переславьского тысячьского, Нажира, Мирослава, Иванка Чудиновича Олгова мужа, и уставили..,». Видимо, это совещание состоялось накануне въезда Владимира в Киев (после восстания 1113 г., направленного прежде всего против ростовщичества). Этим по мнению Б. Д. Грекова объясняется появление устава о резах.

§ Очень сложным представляется вопрос о возможном третьем источнике Пространной Правды. По мнению М. Н. Тихомирова, им мог быть протограф Совращенной Правды. Вывод М. Н. Тихомирова о возникновении Сокращенной Правды во второй половине XII в. и существовании ее протографа основывается на том, что следы этого протографа имеются в Сокращенной и Пространной Правде. Некоторые исследователи предполагают позднее возникновение Сокращенной Правды, тем более что два сохранившихся списка относятся к XVII в. Так, С. В. Юшков относил возникновение ее к первой половине XV в., когда новые правовые потребности Московского княжества вынудили изъять из текста Пространной редакции статьи, потерявшие практическое значение.

Ряд статей Пространной Правды, в том числе устав о холопах, раздел о наследстве, возникли первоначально как самостоятельные акты, включенные затем в общий текст. Время возникновения сводного протографа Пространной Правды М. Н. Тихомировым и Л. В. Черепниным связывается с восстанием.1209 г. (по уточнению В. Л. Янина, это восстание было в 1207 г.) в Новгороде против ростовщичества. Это мнение находит свое подтверждение при сравнении Пространной Правды с текстом договора Смоленска с Ригой 1229 г. Сопоставление свидетельствует о заимствованиях в договоре правовых норм и терминологии Пространной Правды. Характерно, что в тексте договора правовые нормы выделены даже названием «А се починается Правда». Вторичность договора видна из ссылки на Правду и употреблении в нем более позднего денежного счета.

Русская Правда отражает изменения правовых норм и освещает ряд вопросов социальной, экономической, политической жизни

XI—XV вв. При этом Древнейшая Правда в сведениях по истории Древней Руси первой половины XI в. не дает широкой дифференциации русского общества в целом и феодального класса в частности. Правда Ярославичей с дополнительными статьями к ней отмечает эти изменения для второй половины XI в. Пространная Правда содержит сведения о хозяйстве, категориях феодально зависимых людей (холопов, закупов, смердов), о системе юридического оформления этой зависимости, углублении социальной, классовой дифференциации, отражает классовую борьбу, политические события, вводит нас в атмосферу быта феодальной городской верхушки и купечества, свидетельствует об оживленной торговой деятельности и т. д.

Источниковедческое изучение редакции и списков Русской Правды позволяет проследить процесс оформления этого законодательного памятника как свода постановлений и судебных обычаев, которым пользовались в различных русских землях.

С установлением феодальной раздробленности тексты Русской Правды (Пространной редакции) подвергаются переработке в соответствии с конкретными потребностями. Русская Правда дополнялась многочисленными руководствами для церковных и гражданских судей, что привело к широкому распространению списков Русской Правды в составе Кормчих и Мерил Праведных.

Почти все древнейшие списки Пространной Правды северного происхождения. Не случайно с наибольшей силой ее влияние прослеживается в юридических памятниках Новгородской, Псковской земель, Владимиро-Суздальского княжества. Русская Правда оказала воздействие и на развитие правовой мысли в тех южных и западных землях Руси, которые вошли в состав Великого княжества Литовского и Польского государства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: