Новый летописец

В XVII в. официальное общегосударственное летописание прекращается. Это происходит из-за несоответствия летописей новым задачам историографии, призванной собирать в систематическом виде все сведения по истории России, осмыслив их в плане единой концепции и показав их в связи со всемирной историей.

Правда, в XVII в. продолжают создаваться исторические сочинения, сохраняющие название летописи или летописца и некоторые внешние формы летописного повествования, но, по существу, эти произведения далеки от летописей. Характерным примером таких летописей может служить «Новый летописец», посвященный событиям Смутного времени.

Некоторое оживление летописной формы относится к середине XVII в. и связано с деятельностью партиарха Никона. Этому в немалой степени способствовало собирание древних рукописей, в том числе и летописей, как самим Никоном, так и его окружением в Новоиерусалимском монастыре. Среди таких летописей особенно характерен свод 1652 г., который продолжает древнюю часть летописей своеобразной церковной хроникой. Особое внимание уделяется в своде митрополиту Филиппу, задушенному по приказанию Ивана Грозного и канонизированному по настоянию Никона в 1651 г., — событие, имевшее большое значение для прославления церкви в Преддверии острейшей борьбы между царской и патриаршей властью, развернувшейся в середине XVII в. Вообще многие события русской истории получают в летописании патриарха Никона черты церковной окраски и осмысленности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: