Предмет социологии науки
Зачем вам социология науки?
1. Во-первых, это интересно с познавательной точки зрения и для закрепления полученных знаний на примере относительно нового социального института науки. Я буду рассказывать и о специфике ценностно-нормативной структуры науки, и о далеко не гладко проходящем «встраивании» науки в систему других социальных институтов, таких как религия, образование и т.д. и о том, что происходит с российской наукой в наши дни.
2. Во-вторых, вы – молодые ученые. И каждый молодой ученый должен кроме знаний по своей специальности знать закономерности научной деятельности, правила «научной игры», ведь наука – это не только система знаний, но и социальная организация. Такие знания содержат науковедческие дисциплины и, прежде всего, социология и социальная психология науки. Однако в нашей стране лишь в нескольких вузах читают лекции по социологии науки; ни в России, ни в странах СНГ нет ни одной кафедры социологии науки, тогда как во всех развитых странах эта дисциплина входит в первую десятку наиболее поддерживаемых социологических дисциплин, в США даже в технических вузах есть кафедры социологии науки.
3. Наконец, в практической работе вы можете столкнуться с необходимостью опрашивать ученых, а также людей, которые вышли из научной среды (например, политиков или предпринимателей). А это весьма специфический контингент – научная деятельность способствует выработке у людей способа мышления с преобладанием аналитического начала. Это предъявляет особые требования к отбору вопросов и их формулировке.
Краткая история социологии науки.
По сравнению с другими социологическими специальностями социология науки молода. В США первые ученые степени по социологии были присвоены еще в конце XIX в., а по социологии науки лишь в середине 30-х гг. XX века. А становление социологии науки как самостоятельной специальности происходит лишь в конце 1950-х годов, когда наука и новейшие технологии были признаны неотъемлемыми компонентами жизни общества, социальными институтами общества. К этому времени были опубликованы три теоретических работы, усиливших интерес к социологии науки – это работы Р.Мертона «Наука, техника и общество в Англии в XVII веке» (1938), Дж.Бернала «Социальная функция науки» (1939) и Т.Куна «Структура научных революций» (1962).
Дж.Бернал – исследовал социальную природу науки, роль науки на различных этапах жизни общества. То есть он дал первое тематическое направление социологии науки – взаимосвязи между наукой и ее социальными основаниями; взаимовлияние науки и других социальных институтов.
Р.Мертон – показал, что основные ценности господствовавшей в Англии XVII пуританской религиозной морали (полезность, рационализм, индивидуализм и др.) оказали стимулирующее воздействие на научные открытия видных ученых той эпохи. В последующих работах Мертон формулирует основы социологического анализа науки как особого социального института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами. Совокупность идей Мертона называется «мертонианской парадигмой».
Т.Кун – дал новую методологическую ориентацию – когнитивную. Он утверждал, что нельзя анализировать динамику социальных отношений в науке, отвлекаясь от происходящих в ней познавательных процессов. Он дал третье направление социологии науки – социальные проблемы научного познания.