Когнитивная сторона науки. Закономерности развития науки

Первое измерение характеризует познавательную (когнитивную) сторону науки, которая развивается благодаря внутренней логике развития системы научного знания. Механизмы, детерминирующие развитие науки, содержатся в ней самой, в ее структуре, и прежде всего в сложном взаимоотношении научной деятельности и научного знания. С одной стороны, назначение научной деятельности состоит в продуцировании нового научного знания. С другой стороны сама научная деятельность испытывает на себе влияние знания, причем двояким образом.

Во-первых, все ее особенности как высокоспециализированной деятельности, программируются знанием, существующим лишь в качестве идеальной цели.

Во-вторых, знание как уже произведенный, наличный продукт, вовлекается в ее состав и оказывается теоретическим средством дальнейшего познания. Поскольку в отличие от продукции материального производства, знание не амортизируется, не «снашивается» в процессе его освоения, оно может быть одновременно доступно различным потребителям, даже удаленным друг от друга во времени и пространстве. Оно образует точку опоры и отправной пункт последующих познавательных усилий, «магический кристалл», сквозь который рассматривается изучаемая действительность. В итоге видоизменяются задачи и возможности познающего субъекта, формируются новые циклы исследований, устремленные к открытиям новых фактов, новых теорий или новых границ справедливости теоретических построений, новых направлений, новых методов и средств познания.

Прогресс науки развертывается в различных плоскостях, охватывает все грани науки, все ее структурно-функциональные параметры.

При самом первом приближении все закономерности внутренней логики развития науки можно разделить на две группы:

1) внутринаучные закономерности отдельных дисциплин, как конкретная последовательность проблемных ситуаций в их истории (например, в истории политэкономии можно выделить периоды исследования проблем обращения капитала – школа меркантилизма, проблем производства – школа физиократов, проблем прибавочной стоимости – марксизм);

2) общенаучные закономерности развития науки, к которым можно отнести: диалектизацию, дифференциацию и интеграцию научного познания, тенденцию его к более высокому уровню обобщенности; взаимодействие общественных, естественных и технических наук на основе универсализации методов и средств исследований; взаимосвязь фундаментальных и прикладных исследований; математизация, кибернетизация (информатизация), экологизация и проч.

Эти структурные уровни связаны между собой: общенаучные закономерности реализуются через закономерности отдельных наук, научных направлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: