double arrow

Гипотеза о «случайном» возникновении науки Эйнштейна-Прайса,

Основные ее моменты четко выражены в одном из писем А.Эйнштейна (1953): «Развитие западной науки основано на двух великих достижениях: на разработке греческими философами формально-логических систем (евклидова геометрия) и на обнаружении в эпоху Возрождения того факта, что причинные отношения можно вскрыть с помощью систематического экспериментирования. Я лично не стал бы удивляться тому, что китайские мудрецы не сумели сделать этих открытий. Удивляться приходится другому: что эти открытия вообще были сделаны».

Такой подход тесно связан с «профессорской школой» в английской истории философии. Один из ее представителей Д.Бернет считал: «Чтобы дать точное описание науки, достаточно указать, что она есть мышление о мире по греческим нормам. Именно поэтому наука существует только у тех народов, которые испытали влияние Греции».

Другой представитель этой школы Ф.Корнфорд, проведя анализ древних текстов Эпикура и Лукреция, подчеркивает явную незаинтересованность греческих философов в познании того, что может быть познано научными методами, а также склонность философов увлеченно рассуждать о таких явлениях, причины которых недоступны ни для органов чувств, ни для экспериментальной проверки. Весь анализ Корнфорда строится на подчеркивании того, что начиная с Демокрита, софистов и Сократа античная философия безразлично проходит мимо явлений, которые могли бы стать предметом научного изучения, развивается в отрыве от практических нужд, в отрыве от технологии.

Но Эйнштейн и Прайс видят в философии не столько науку, сколько ее предпосылку, что заслуга философии – в создании формально-логического аппарата. С их точки зрения, для возникновения науки необходимо было кроме греческого «чуда» еще одно – эксперимент. Это второе чудо датируется XVII веком – тем временем, с которого начинается процесс становления современной экспериментальной науки.

В целом схема генезиса науки по гипотезе Эйнштейна-Прайса выглядит следующим образом: в античности возникает один элемент – системы формализации, который проходит период утробного развития в теле философии и теологии, с тем, чтобы в конце XVII века (1665 г. – дата появления первого научного журнала) объединиться с идеей экспериментального познания причин и породить современную науку с характерным для нее процессом накопления знания. Кстати, такая схема позволяет судить о возможности создания науки в развивающихся странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: