double arrow

F51.5 Кошмары


Кошмары представляют собой насыщенные тревогой или страхом сны, которые больной помнит очень детально. Сны являются крайне живыми и обычно имеют темы, включающие угрозу жизни, безопасности или самоуважению. Довольно часто повторяются одни и те же или сходные темы кошмарных сновидений.

Во время типичного эпизода повышен уровень вегетативной активности, но отсутствуют существенные вокализации и подвижность тела. При пробуждении быстро достигается нормальный уровень бодрствования и ориентировки. Больной полностью коммуникабелен и обычно дает детальный отчет о сновидении как при пробуждении от эпизода, так и на следующее утро.
У детей нет четкой связи с психологическими нарушениями, и кошмары обычно имеют отношение к специфической фазе эмоционального развития. В отличие от них у взрослых кошмары часто сочетаются с психологическими нарушениями, обычно в форме личностного расстройства. Возникновению кошмаров может способствовать и употребление некоторых психотропных препаратов, таких как резерпин, тиоридазин, трициклические антидепрессанты и бензодиазепины. Более того, резкая отмена препаратов, таких как небензодиазепиновые гипнотики, которые подавляют REM-сон (стадия сна, связанная со сновидениями), может привести к усилению сновидений и кошмаров за счет растормаживания REM-сна.

Диагностические указания:
Для достоверного диагноза необходимы следующие клинические признаки:
а) пробуждение от ночного сна или дремы с детализированным и живым воспроизведением сновидений ярко устрашающего содержания, обычно включающего угрозу для жизни, безопасности или для самоуважения; пробуждение может наступать в любое время периода сна, хотя как правило во вторую половину;
б) при побуждении от страшного сна быстро достигаются нормальный уровень бодрствования и ориентировки;
в) сновидения и возникающие как их следствие расстройства сна приводят к выраженному дистрессу.

Включается:
- ночное тревожное расстройство;
- расстройство тревожных сновидений.

Дифференциальный диагноз:
Кошмары важно дифференцировать от ужасов во время сна. В последнем случае эпизоды возникают в течение первой трети периода сна и характеризуются интенсивной тревогой, паническими криками, чрезмерной подвижностью тела и крайними проявлениями вегетативной активности. Далее, при ужасах во время сна нет детального воспроизведения сновидений как непосредственно при пробуждении от эпизода, так и наутро.

По фабуле страха
По фабуле страха или фобии описано более 500 самостоятельных научных терминов.

По психической локализации
По локализации психического источника своего возникновения выделяют страхи или фобии, происходящие из угрозы инстинкту самосохранения жизни, здоровья и безопасности (страх смерти); те, которые возникают в системе наших социальных отношений. При этом господствует иерархический инстинкт, что даёт страхи, связанные с другими людьми (страх конфликтов, «потери лица»), и, наконец, есть у нас страхи, связанные со сферой сексуальных отношений, т. е. с половым инстинктом (сексуадльные страхи). Поскольку же между сознанием и подсознанием постоянно возникают трения, то по каждому из этих пунктов возможны страхи или фобии — за жизнь, за социальную жизнь и за жизнь половую.

По распространённости
По распространённости выделяют страхи или фобии, встречающиеся относительно часто. К ним относят:

· страх смерти,

· страх езды в метро, как частный случай страха замкнутых пространств,

· страх высоты,

· страх темноты,

· страх заболеваний и, как частный случай, страх рака и страх СПИДа,

· страх потери близкого человека
К редким видам страхов или фобий относят многочисленную группу страхов экзотических видов реальных или воображаемых источников опасности (например: страх наступить на Рыбу-камень, или страх укуса мухой Це-Це.)

По отношению к болезням
По отношениям к тем болезням, частным проявлением которых является страх или фобии выделяют невроз навязчивых состояний и психостению. Для последней характерны навязчивые патологические опасения. Кроме того, страхи или фобии встречаются в рамках неврозоподобных состояний и при эндогенных депрессиях, частным случаем которой является Ананкастическая депрессия. Возможны страхи или фобии при эпилепсии, последствиях черепно-мозговой травмы, соматических заболеваниях, главным образом, при ипохондрически-фобическом или нозофобическом синдроме.
Примером страха при эндогенных состояниях может быть так называемый страх в голове (нем. Kopfangst). Аффект страха при этом возникает в связи с неприятными ощущениями в голове (головными болями, чувством распирания или сжатия мозга, ощущением пустоты в голове, головокружениями). Часто страх в голове возникает при остром сенестопатозе при соответствующей локализации испытываемых больным ощущений.

По времени суток
Страх или фобия может возникать преимущественно в то или иное время суток. При этом выделяют страхи дневные (лат. pavor diurnus) и ночные (лат. pavor ltoclurnus).
Дневные страхи - это страхи у маленьких детей, аналогичные ночным, но возникающие в дневное время, во время послеобеденного сна.
Ночные страхи - состояния выраженного страха и двигательного возбуждения во время ночного сна. Протекают при суженном или рудиментарно сумеречно-помраченном сознании, после пробуждения амнезируются, т.е. забываются. Наблюдаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста, нередко сопровождаются снохождением и обманами восприятия. Различают [Ковалёв В.В., 1979] ночные страхи сверхценного и бредового содержания, психопатологически недифференцированные (эти категории не отличаются от аналогичных страхов, наблюдающихся в дневное время) и пароксизмальные ночные страхи, периодически повторяющиеся и приуроченные к определенному времени ночного сна, чаще спустя 2 часа после засыпания. Иногда при этом бывает упускание мочи и дефекация.
Пароксизмальные ночные страхи или фобии рассматриваются как проявление височной эпилепсии. Кроме того, ночные страхи или фобии могут наблюдаться и при соматогенной астении. Ночные страхи возникают в периоде дельта-активности сна, то есть в 3-й или 4-й фазе медленного сна. На ЭЭГ при этом отсутствуют патологические изменения.

По возрасту и полу
По возрасту, когда преимущественно отмечаются те или иные виды страхов, выделяют страхи детские, примером которого может служить страх преступника (лат. pavor sceleris). Форма детского страха, боязни плохого человека — вора, грабителя, похитителя младенцев, иногда — какой-то нереальной, мифической, выдуманной персоны. Аналогично выделяют страх заразиться СПИДом в детородном возрасте и страх смерти в старческой возрастной группе. Имеются и гендерные различия, примером которых может служить страх или фобия нежелательной беременности.

По роли в овладении ситуацией
По роли в овладении ситуацией выделяют чувство тревоги и некоторого страха, способствующее мобилизации доступных ресурсов и более тщательной подготовке к предстоящему испытанию и страхи, деморализующие поведение человека. Настоящее различие в большой мере зависит от психофизических особенностей человека и лишь в некоторой степени поддаётся коррекции. Уместно вспомнить жестокий способ отбора телохранителей Г.Ю.Цезаря, когда воину реально угрожала казнь. В этой ситуации у одних лицо краснело, что расценивалось, как благоприятный признак стрессоустойчивости в экстремальной ситуации и им сохраняли жизнь, делая телохранителями тирана, а у других лицо бледнело, т.е. кровь отливала от головы, что снижало их способность к активным действиям и их на самом деле казнили.

Понятия, смыкающиеся с темой страхов или фобий
К группе этих понятий можно отнести такие негативные эмоции, как тревога, депрессия, кошмар, ужас, паника, месть, зависть и ревность. Первых четыре понятия уже были рассмотрены выше в разделе, посвящённом МКБ 10. Приведём здесь лишь внетаксономические определения.

Тревога
Тревога - субъективно неприятное эмоциональное состояние: чувство неопределённости, ожидание плохих событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от страха, тревога обычно беспредметна, иррациональна и не имеет конкретного стимула. Тревогу не всегда следует считать патологической эмоцией. Она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, и поэтому выполняет определённую защитную функцию. Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда ещё нет (и может не быть) реальной опасности для человека, но он ждет её, причём пока не представляет, как с ней справиться. По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций — страха, печали, стыда и чувства вины.
Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своём прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем проецирует этот опыт в своё будущее.
Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил разнос от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередного нагоняя. При этом человек может испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним, а с другими людьми или вообще были выдуманы. Например, несколько лет назад, узнав об эпидемии атипичной пневмонии в Китае, многие люди в России испытывали сильный страх заболеть ею.
Иногда подобный механизм образования приводит к возникновению абсурдных страхов, которые, тем не менее, оказывают очень сильное негативное влияние на психику человека. Многие люди не могут спать от страха, посмотрев на ночь триллер или фильм ужасов про вампиров. При этом они понимают, что фильм был всего лишь плодом воображения сценариста и режиссёра, а колдуны, вампиры, привидения или пришельцы из космоса были результатом компьютерной графики или искусной игры загримированных актёров, но люди всё равно продолжают испытывать тревогу. Страх и тревога, по мнению одних авторов, имеют лишь количественные различия, а, по мнению других, отличаются принципиально, как по своим механизмам, так и по способу реализации. По мнению первых авторов, если источник тревоги ликвидировать не по силам, тревога переходит в страх.
По мнению других исследователей (К.Изард), первичной и самостоятельной эмоцией является страх, а тревога представляет собой комбинацию нескольких эмоций, одной из которой является страх, а другими её компонентами, по мнению этого ученого, являются чувства печали, вины и стыда. Следует отметить, что большинство авторов (как отечественных, так и зарубежных) склонны рассматривать тревогу как реакцию на неопределенный, часто неизвестный сигнал, а страх как ответ на конкретный сигнал опасности (Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И.). При этом между тревогой и страхом имеется ряд принципиальных различий, касающихся как происхождения этих феноменов, так и их психических проявлений. Так тревога чаще возникает задолго до наступления опасности, в то время как страх возникает при её наступлении или незадолго до неё. Источник страха, как правило, осознается человеком и носит вполне конкретный характер (злая собака, предстоящий экзамен, грозный начальник), в то время как источник тревоги часто не осознается или не поддается логическому объяснению.
Тревога чаще вызывает общее возбуждение организма (в частности — симпатической системы), а страх тормозит деятельность, активирует парасимпатическую систему и в больших дозах — парализует человека. Тревога проецирована в будущее, а источником страха является прошлый психотравмирующий опыт.

Кошмар
Кошмар – тревожный сон, вызывающий эмоции паники и страха. Обычно сновидение в виде ночного кошмара принимает явные сюжетные формы — причём, в центре сюжета оказывается сам сновидец. Сюжет развивается в виде преследования, череды каких-либо несчастных случаев, итогом которых становится как правило смерть сновидца — но в самый последний момент он просыпается.
В психоанализе кошмар объясняют как состояние сна, основанное на сильном подавлении вытесненных (наиболее часто — сексуальных) желаний. Такие симптомы как давление на грудь, подчинение чужой воле и сладострастные ощущения считаются доказательствами этого утверждения.

Ужас
Ужас – крайняя форма страха. Отдельно выделяют так называемый ночной ужас - расстройство сна, характеризующееся резким пробуждением в состоянии сильного страха.

Паника
Паника - психологическое состояние человека — безотчётный, неудержимый страх, вызванный действительной или мнимой опасностью, охватывающий человека или многих людей, неконтролируемое стремление избежать опасной ситуации.

Месть
Месть – вредящие действия, произведённые из побуждения ответить на реальную или мнимую несправедливость, причинённую ранее и относящееся к этическим категориям. Месть часто, но не обязательно сопровождается эмоцией страха.

Зависть
Зависть – желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или большей степени (количестве). Под завистью также понимают огорчение по поводу успеха и благополучия других людей. Запрет на зависть содержится уже у Моисея в последней из десяти заповедей.

Ревность.
Ревность - желание безраздельно распоряжаться всем временем и всеми силами, душевными и телесными, другого человека. Мучительное сомнение в чьей-либо верности, любви, преданности.

Методы психотерапевтической помощи при страхах и/или фобиях
Личностно-ориентированная психотерапия
Цель — сделать личность, способной к разрешению внешних и внутренних конфликтов путем реорганизации системы ее отношений. Поэтому такая психотерапия называется реконструктивной.
В становлении личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии как самостоятельного направления большую роль сыграло учение В.Н.Мясищева о неврозах и психотерапии при этой форме пограничной психической патологии. Задачами данного вида психотерапии являются, во-первых, глубокое и всестороннее изучение личности больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования, структуры и функционирования системы его отношений; во-вторых, выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих как возникновению, так и сохранению патологического состояния и симптоматики; в-третьих, достижение у больного осознанного понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и заболеванием; в-четвертых, помощь больному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации, при необходимости — изменение его объективного положения и отношения к нему окружающих; в-пятых, изменение отношений больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что является главной задачей психотерапии и в свою очередь ведет к улучшению как субъективного самочувствия больного, так и к восстановлению полноценности его социального функционирования.
В психотерапии В.Н.Мясищева, которая может быть названа патогенетической, достижение указанных целей осуществлялось методом индивидуальной психотерапии. Исследования последнего периода отражают смещение акцента с индивидуальной психотерапии на групповую психотерапию, которая позволяет более эффективно восстанавливать нарушенные отношения личности.
Индивидуальная психотерапия строится на общении психотерапевта с больным. Инструментом воздействия при этом выступает лишь психотерапевт, что ограничивает диапазон реального эмоционального взаимодействия и реальных вариантов поведения как в количественном, так и в качественном плане (отношения врача и пациента по меньшей мере на протяжении длительного периода не являются отношениями равных людей, иными словами, контур взаимодействия врач — больной является скорее "вертикальным"). Это отличает индивидуальную психотерапию от групповой, где инструментом воздействия выступает психотерапевтическая группа, существует ситуация реального эмоционального взаимодействия, реального поведения, в которую систематически включены пациенты с широким диапазоном различных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих реакций, находящиеся при этом в относительно равной позиции по отношению друг к другу. Эти особенности индивидуальной психотерапии, вероятно, все же уменьшают (но не исключают) возможности непосредственной коррекции эмоциональных и поведенческих реакций больного в достаточно широком объеме.
В процессе индивидуальной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии можно выделить определенную последовательность в формах поведения врача. При первой встрече с пациентом он минимально активен, недирективен, способствует искреннему раскрытию эмоциональных переживаний пациента, созданию доверительного контакта. Затем, увеличивая свою активность, приступает к выяснению "внутреннкартины болезни", вербализации пациентом всех его представлений, связанных с пониманием болезни, ожиданий от лечения и перспектив выздоровления. Проводя коррекцию "концепции" болезни у пациента, врач обсуждает с ним данные его обследований, убеждает, что причины невроза кроются не в "органических" изменениях, помогает уловить связь эмоциональных факторов с симптоматикой. В этот период врач предоставляет пациенту соответствующую информацию и выступает преимущественно в роли эксперта. После уяснения пациентом связи между симптоматикой и провоцирующими патогенными ситуациями в содержании бесед происходят существенные изменения. Их предметом становятся уже не симптомы, а психологические проблемы, переживания и отношения личности пациента. Постепенно в процессе обсуждения в сознании пациента выстраивается определенная последовательность звеньев новой концепции болезни (симптоматика — эмоциональные факторы или патогенные ситуации — личностные позиции, или отношения — невротический конфликт — потребности, или мотивы). Взаимоотношения с больным углубляются, врач становится помощником в интенсивной работе пациента над его внутренним миром. На заключительном этапе личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии врач вновь увеличивает свою активность и даже директивность в испытании и закреплении пациентом новых способов переживания и поведения.
В течение лечебного курса при использовании этого метода на всех его этапах постоянно осуществляются два взаимосвязанных психологических процесса — осознания и реконструкции отношений личности. Первый процесс — осознание (инсайт), связанное с необходимостью понимания больным истинных источников собственных невротических расстройств. Второй — реконструкция отношений личности — в соответствии со степенью осознания проявляется в коррекции нарушенных и выработке новых отношений на их познавательном, эмоциональном и поведенческом уровнях. В условиях личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии врач пытается расширить у больного область осознаваемого, чтобы помочь уяснить причинно-следственные связи, породившие психическое расстройство, вербализовать его смутные переживания и уточнить те соотношения, которые сам пациент прежде не соединял в своем сознании. Важно "натолкнуть" больного на связывающие звенья между различными аспектами его поведения и эмоциональными особенностями, раскрывающие "уязвимые" точки его личности. Полезным приемом в этом процессе является привлечение внимания больного к возможным аналогиям его эмоциональных отношений с врачом и отношений со значимыми лицами в его жизни.
Самое главное и самое трудное при обсуждениях заключается в том, чтобы помочь пациенту понять, что его заболевание, например невроз, был вызван не только обстоятельствами жизни и внешними конфликтами, но и конфликтом внутренним. Конфликт же сопровождается эмоциональным напряжением, дезорганизующим соматопсихическое функционирование пациента и вызывающим тем самым соответствующую симптоматику. Именно эти взаимосвязи врач помогает пациенту осознать. Достижение осознания больным психологических механизмов болезни отнюдь не является чисто рациональным, познавательным процессом: в него обязательно должны быть включены достаточно значимые эмоциональные переживания, которые и делают возможной необходимую перестройку личности на основе положительных внутренних ресурсов. Рациональное, интеллектуальное понимание пациентом своих проблем и их причин само по себе малодейственно и к необходимым переменам в личности больного не приводит, но является их важнейшей предпосылкой. Осознание может иметь различные уровни глубины. Первый уровень может касаться понимания больным некоторых новых представлений о своем неправильном поведении, в частности, в условиях патогенной ситуации. Это осознание может появиться в обстановке откровенного общения с другими больными, медперсоналом и лечащим врачом. Второй уровень отражает осознание пациентом тех неадекватных отношений (в самооценке, отношении к другим людям и к окружающему миру), которые лежат в основе его неправильного поведения. На этом уровне понимания больной не только видит неправильность своего поведения в прошлом, но и понимает, почему он вел себя таким образом. Третий уровень глубины понимания пациентом генеза своего невроза (особенно важно это бывает при невротических развитиях, требующих длительной психотерапии) связан с осознанием им нарушений в сфере мотивов и потребностей, лежащих в основе неправильно сформированных в ходе развития личности отношений. При анализе жизненной истории врачу приходится обращать особое внимание пациента на развитие его чувств, отношений и форм поведения, начиная с детского возраста, когда в силу условий воспитания могла формироваться неадекватность его системы отношений. В процессе психотерапии не всегда удается достичь всех указанных уровней. Что же способствует осознанию, если такая цель становится врачом?
Во-первых, прогностически полезными могут быть такие свойства, как способность больного к самонаблюдению, психологическая настроенность на самоанализ, рефлексия, склонность к самораскрытию, достаточный уровень интеллекта. Впрочем, психологическая настроенность и самораскрытие пациента могут повышаться в процессе психотерапии.
Во-вторых, важны такие условия, как эмпатический подход врача, доверительность в контакте, катарсис и, кроме того, обратная связь (узнавание себя в реакциях других).
Наряду с осознанием и пониманием важна реорганизация тех значимых в данной жизненной ситуации отношений личности, дезадаптирующее влияние которых проявляется в целостном функционировании пациента. Недостаточно адекватные вследствие "изъянов" развития личности отношения в определенных жизненных обстоятельствах могут быть не столько условием внешних и внутренних конфликтов, сколько причиной неспособности личности успешно решать эти конфликты. Задача психотерапии — сделать личность способной к разрешению трудностей путем реорганизации, или реконструкции, системы ее отношений. Отсюда название "реконструктивная психотерапия" в отличие от рациональной и гипносуггестивной. Именно реконструкция отношений личности — ее главная цель и метод. Достижение этой цели ведет не только к устранению клинической симптоматики, но и к развитию новых, более зрелых форм восприятия, переживаний и поведения пациента.
В ходе реконструкции нарушенных отношений личности больного происходят два процесса: коррекция "неадаптивных" позиций и выработка новых, более реалистичных, проходящих проверку вначале в условиях терапевтической среды, а затем во внелечебных ситуациях реальной жизни пациента.
Процесс реконструкции отношений и выработки нового поведения пациента протекает иногда с определенными трудностями, противодействием и своего рода сопротивлением больного. Это сопротивление — реальный клинический факт. Представляя собою своеобразный психологический защитный механизм, сопротивление обычно отражает реакцию больного на болезненное для него прикосновение к зачастую глубоко скрытым или скрываемым им тягостным переживаниям. Сопротивление больного проявляется в общении с врачом в различных формах — в уклонении от обсуждения наиболее важных проблем и переживаний, в молчании, в переводе разговора на другую тему, в неясности формулировок проявлений своего заболевания, в отрицании реальных фактов, в отрицательной реакции на те или иные методы лечения, иногда даже в излишней податливости и согласии с высказываниями врача без должной их переработки и т.д.
Степень сопротивления, противодействия психотерапевтическому влиянию в процессе лечения может измениться. Она повышается при "несовместимости" установок больного и психотерапевтического стиля врача, при явном игнорировании устойчивых лечебных ожиданий больного, преждевременной интерпретации, чрезмерных требованиях от больного откровенности или активности, неверии врача в возможности больного и внутренней отрицательной позиции (критика без одобрения, ирония) и т.д. Следует отличать сопротивление от резистентности к психотерапии. Последняя может быть обусловлена такими характеристиками больного, как низкая мотивация к лечению вплоть до рентной установки, низкий интеллект или негибкость мышления, психический инфантилизм. Важными при наличии сопротивления являются терпение и гибкость психотерапевта в общении с больным без отхода от общего плана лечения.

Самые распространенные страхи и как от них избавиться.

Страх – это скрытый враг, способный овладевать людьми в любом возрасте и независимо от их профессии. Это очень хитрый враг, способный опустошить, отравить наше мышление, похитить внутренний покой и уничтожить жизненные интересы. Мы становимся из-за него малодушными, испуганными, расстроенными, обеспокоенными, встревоженными, нервными, вызывая в нас все эти нежелательные и неприятные чувства.

Мы часто находимся в состоянии страха перед конфликтами и переменами, неудачами и расстройствами в наших планах. Например, как побороть страх перед вождением? Многие боятся страданий и болезней. Другим страшно, что с их любимыми может произойти что-то ужасное. Кому-то страшно услышать чужое мнение, кто-то боится одиночества или темноты. Многие страшатся смерти и ощущения неизвестности. Есть люди, которым страшно даже жить.

Страх является для человека естественным чувством, поэтому стесняться его не нужно. Рассмотрим такой вид страха, как страх драки.

Как избавиться от страха драки?

Для начала, нужно найти возможность обойти ее. Не надо думать, что люди вокруг начнут считать вас трусом и неудачником. В первую очередь нужно беречь свое здоровье, не обращать внимания на то, что над вами подтрунивают задиры. Скорее всего, они сами больше всего боятся, что их изобьют и унизят.

Тем не менее, бывают ситуации, когда доводов больше нет, и драка становится неизбежной. Здесь вам и пригодится знание, как побороть страх перед дракой. Хотим дать вам несколько советов.

1. Оцените ситуацию. Прикиньте, сколько перед вами противников, и каковы их физические данные. При неравных силах, когда явно произойдет не драка, а ваше избиение, этот критический случай позволяет попытаться сбежать, позвать на помощь, начать вести себя вызывающе: кричать, прыгать, то есть любым способом привлечь внимание посторонних и смутить противника. Такое поведение вполне может охладить страсти, повеселить собравшихся и отменить рукоприкладство. А это как раз то, чего мы добивались.

Еще пример, как избавиться от страха драки.

Вас унижают и оскорбляют, а вы находитесь в окружении знакомых и друзей, и драки не избежать. На вас смотрят и ждут чуда, а у вас дрожат руки и колени, ноги задеревенели, и нет возможности сдвинуться с места. В мозгу только одна мысль: «Хоть бы не опозориться».

Не надо бояться, что вас побьют! Как побороть страх в драке? Ввязавшись в драку с обидчиком, вы будете выглядеть героем перед своими друзьями. А настоящие друзья вступятся за вас, окажут помощь в нужный момент. Не надо пытаться нанести первый удар. Подождите, пока противник начнет активные действия. Соберите силы, подумайте о неприятном моменте, который был в вашей жизни, чтобы вызвать в себе агрессию и достойно встретить выпад противника. Это хороший совет, как побороть страх перед дракой. В таком агрессивном состоянии вы сможете достойно ответить на тычки и удары, забыв про страх и окружающих. Оскорбленный человек налетит на обидчика со всем пылом и страстью. А тут уже будет не до страха и даже боли.

Простой совет – не надо доводить до драки. Но как побороть страх в драке, если она неизбежна, прочь робость и стеснительность, страхи и принципы! Нужно бороться за свое достоинство, как зверь!

Страх – это не больно, больно осознавать, что страх помешал выразить и раскрыть ваш внутренний потенциал. Не дайте никому даже грубого слова сказать в ваш адрес!

Как побороть страх смерти.

Человек становится человеком только благодаря этому затаенному и глубинному чувству тревоги, таящемуся в его недрах души. Только тогда у человека начинается настоящая жизнь, когда он осознанно принимает неотвратимость смерти. Он свободно и достойно отказывается от сопротивления, после чего обретает возможность жизни в реальном мире.

Попробуем раскрыть, как люди пытаются убегать от реальности, но и как они принимают этот страх и делают его своим союзником. Нам предстоит убедиться в том, что именно благодаря преодолению, а не отрицанию страха смерти открывается перспектива полноценной, осмысленной жизни.

Страх чувствовали все. Многие задумывались над тем, как побороть страх высоты или как избавиться от страха перед вождением. Природу страха и тревоги до сих пор не знают психологи. Одним кажется, что суть тревоги в человеческой беспомощности, другие – во внутреннем разладе, возникающем в те периоды, когда нам угрожает опасность, третьим кажется, что главное в дезинтеграции личности, сталкивающейся с противоречиями.

В каких случаях возникает страх? Прежде всего, перед неизвестностью. Мы не знаем, что с нами произойдет через минуту, появляется разрыв, заполненный неопределенностью. Человек начинает бояться того, что его ждет впереди. Некоторым людям становится близка «уверенность в завтрашнем дне». Всему обществу хочется определенности, начинаются разговоры о «сильной руке», приводящие к диктатуре.

Есть страх, вызванный тревогой отделения. Ребенок боится, что его оторвут от матери, любящий боится потерять возлюбленную, у каждого появляется страх, что его могут выбросить из знакомого и привычного мира.

Что мы знаем о будущем? Определенно известно лишь то, что все когда-нибудь умрут. Как избавиться от страха смерти? Завтра или через много лет это неизбежно наступит. Оказывается, все дело в неизвестности. Мы не знаем, какая судьба ждет нас, в связи с чем в нас возникает очень сильное чувство тревоги. Мы начинаем задумываться о том, а есть ли смысл в нашей жизни вообще. Многие писатели и мыслители рассуждают о смерти, называя ее самой саднящей человеческой раной. И задача, как побороть страх смерти, часто становится самой главной в нашей жизни.

Есть люди, которые делают попытки обмануть смерть. Одна старушка постоянно боялась, что умрет во сне. Четыре года она провела, сидя на стуле, и умерла, когда ей было 89 лет. Король Франции Людовик XIV запрещал придворным при нем говорить о смерти, а дворец перенес в Версаль, подальше от кладбища, но от смерти это его не уберегло.

Задумываясь над тем, как побороть страх смерти, мыслитель Кьеркегор сделал вывод, что тревога появляется тогда, когда мы начинаем ощущать себя человеческими личностями. Звери и ангелы тревогу не ощущают, говорил мыслитель.

Страх смерти приобретает огромное значение для нашего внутреннего опыта. Ничто так сильно и постоянно не преследует нас, как будто внутри нас дремлет вулкан. С самого раннего возраста нас начинает поглощать вопрос смерти, преодоление страха перед уничтожением становится фундаментальной задачей развития человека.

В связи со страхом смерти появляются и другие страхи, порождающие боязнь всевозможных рисков. Возникает вопрос:

· как побороть страх перед публикой

· как побороть страх вождения

· как побороть страх высоты.

Для того, чтобы преодолеть страх смерти, мы начинаем воздвигать защиты против осознания смерти, которые основаны на на отрицаниях и формируют наш характер. Если наши защиты неудачны, они способны порождать в нас клинические синдромы. В результате неэффективных способов, которыми мы пытаемся преодолеть смерть, возникает психопатология.

Жизнь и смерть находятся во взаимной зависимости. Стоики утверждали, что смерть является самым важным событием жизни. Чтобы научиться жить хорошо, нужно научиться умирать хорошо, и наоборот. Святой Августин говорил, что человек рождается по-настоящему лишь перед лицом смерти.

Страх смерти есть у всех людей. Для его преодоления многие вырабатывают адаптивные стратегии, которые включают механизмы, основанные на отрицании: подавлении, смещении, вере в личное всемогущество, разделении религиозных верований, которые обезвреживают смерть в нашем сознании, на личных усилиях по преодолению смерти при помощи разного рода активностей, направленных на то, чтобы достичь символического бессмертия.

Психотерапевты в своей клинической работе встречаются с индивидами, испытывающими сильную тревогу перед многими событиями. Например, пациенты часто задают вопрос, как побороть страх перед публикой, как побороть страх вождения, и другие. Тревога является сигналом восприятия угрозы в дальнейшем существовании. Невротики сомневаются в собственной безопасности, заставляя расширять защитные ограждения. Многие находятся в состоянии сильнейшего стресса, чувствуя угрозу своей карьере или другим атрибутам жизни. Нужно понимать, что могут исчезнуть любые атрибуты, а вы останетесь, ваше существование продолжится.

Причины возникновения и способы избавления от страха темноты.

Никтофобия – это страх или боязнь темноты. Самый распространенный страх, встречающийся у дошкольников и школьников младших классов. Многие из нас в темноте теряют ориентацию .Исчезают все ориентиры, знакомые нам, или меняют привычный облик, становятся таинственными и зловещими. Многие страшные народные поверья, легенды и сказки связаны с темнотой и ночью.

Бытует мнение, что у взрослых нет этой фобии, но у многих взрослых есть страх темноты, только они тщательно скрывают его от других и даже себя. Страх темноты, как считал Зигмунд Фрейд, появляется из-за детских психологических травм. Психоз ребенка может развиться, когда мать и отец ночью ругаются за закрытой дверью.

Почему взрослые не могут спокойно спать? Как избавиться от страха темноты?

· Страхи и комплексы начинаются в детстве. Причины могут быть разными, но главное, вспомнить, когда страх темноты появился у вас впервые. Нужно постараться пережить те ощущения заново, представив счастливый финал. Откорректировав прошлые ощущения, можно избавиться от боязни в настоящем.

· Человек, оставаясь в темной комнате, начинает испытывать одиночество. Эти ощущения возникают в детстве, если родители действуют правильно, то во взрослой жизни они не возникают. Советуем не выключать телевизор, завести домашнее животное или послушать радио, создавая эффект присутствия других людей в комнате, благодаря чему страх исчезнет.

· Чудовища в шкафу. С трех лет у ребенка появляется воображение. Злость, раздражение или плохое настроение часто проецируются в чудовищ. Как избавиться от страха темноты? Рекомендуем вам рисовать этих монстров, потом рвать рисунки, даже сжигать или лепить из пластилина и сминать в лепешки. Так ваша боязнь трансформируется в иронию. Если вы боитесь спать с выключенным светом, пройдите по комнате, загляните во все углы, убедитесь в том, что никакой угрозы нет. Можно также каждый день уменьшать освещенность комнаты, что полностью избавит вас от никтофобии.

· Из-за постоянных стрессов на работе значительно ухудшается психологическое состояние. Оставаясь в одиночестве, человек начинает еще острее переживать свои проблемы. Так появляется беспокойство, чувство одиночества, страх темноты. Вам нужно избавиться от стресса и преодолеть страх! Поменяйте что-нибудь в своей жизни, найдите новую работу, займитесь спортом, влюбитесь. Ваш страх улетучится, а жизнь станет гораздо лучше.

· Врачи считают, что появление страха темноты связано с отсутствием в организме минеральных веществ. Нужно больше гулять, правильно питаться и ложиться спать пораньше.

Не запускайте и не прячьте свои страхи глубоко. Займитесь немедленно и избавьтесь от них.

Коррекция и лечение страхов

Как вы полагаете, какая эмоция выражается таким выражением лица: прямыми, чуть приподнятыми и немного сведенными бровями, приоткрытым ртом, с едва сдерживаемым криком, напряженными губами, приподнятым верхним веком, обнажающим клеру, и напряженным нижним веком, подтянутым кверху, морщинами, образованными при помощи сдвинутых бровей, четко обозначающими середину лба. Не знаете? Тогда я советую вам подойти к зеркалу и примерить его. Это настоящая эмоция страха. Ее легко узнать. Ее можно видеть ежедневно. Она бывает долгой и кратковременной (испуг и облегчение). Мы привыкаем и почти не замечаем страха на лице прохожего, своих близких, тех, с кем рядом работаем.

Я хочу поговорить с вами о страхе. Именно о вашем страхе. Запомните, что страх является базисом, чем-то темным, живущим в глубинах души. Если страх не узнать и не изучить, это может превратиться в настоящую проблему, способную закрыть перед вами массу возможностей. Лечение страхов нельзя запускать, и начинать следует с такой методики, как коррекция страхов. Начнем, пожалуй, с психологии страха.


Сейчас читают про: