Задание 1. Развитие невербальных средств общения.
Включите телевизор и выключите в нем звук. Попытайтесь понять, о чем говорят участники телепередачи. Через 5 минут включите звук и сравните ваши предположения с произносимым текстом.
Опишите:
1. Легко ли вам удалось выполнить задание?
2. Что помогло, а что осложнило ваше понимание?
3. Какие невербальные приемы использовали участники телепередачи для установления контакта?
4. Какие индивидуально–психологические особенности вам удалось заметить в процессе наблюдения?
5. Какие чувства у вас вызывает ситуация вынужденного невербального общения?
6. Вспомните собственные наиболее характерные невербальные средства общения? Помогают или мешают они вам и в какой ситуации?
7. Какие ваши личностные особенности способствуют, а какие препятствуют достижению цели?
Тема 3. Виды слушания.
Задание 1. Анализ содержания сообщения и эмоциональных проявлений собеседника.
Вспомните недавний разговор с другом, родителем, начальником, преподавателем и др., который вы оцениваете как конфликтный.
|
|
Опишите поведение каждого участника диалога.
1. Какие приемы активного слушания (уточнение, парафраз, отражение чувств, резюмирование) применял каждый из вас?
2. Какие из них помогали, а какие мешали достижению цели диалога?
3. Как вы чувствовали себя в процессе диалога?
4. Что мешало взаимопониманию с обеих сторон?
5. Какой мотив в общении преследовал каждый участник беседы?
6. Какого опыта не хватило вам в общении с «трудным» собеседником?
Задание 2. Формулирование условий и правил хорошего слушания.
Составьте список необходимых правил эффективного общения, включающих основные установки активного слушания.
Напишите:
1. Какие ошибки в общении чаще всего совершаете вы?
2. Какие приемы пассивного слушания вам знакомы?
3. Какие приемы активного и пассивного слушания необходимы в работе психолога (безмолвное слушание, подтверждение, перефразирование, уточняющие вопросы, вербализация, дальнейшее развитие мыслей собеседника)?
4. Вспомните ситуации, в которых навыки активного и пассивного слушания помогли вам в достижении цели общения.