От автора. Материалы к курсу лекций

В. П. Зинченко

Живое Знание

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Материалы к курсу лекций

Часть I

Рекомендовано Министерством общего

и профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных

заведений, обучающихся педагогическим специальностям

Самара, 1998


ББК УДК Ю938 159.9+008+32
  Зинченко В. П.
З-63 Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. — Самара: 1998. — 216 с. ISBN 5-8428-0096-9 Автор рассматривает психологические аспекты аксиологии образования. Основное внимание уделено составу живого знания, языкам, на которых оно существует, работе понимания. Вводятся представления о семиосфере (когитосфере) и о месте человека в семиосфере. Высказаны соображения о месте образования среди главнейших сфер человеческой деятельности. Предложена метафора духовного роста человека. Ее раскрытие и обоснование будет представлено во II части книги. Предназначена для преподавателей психологии и педагогики, работников образования, учителей, интересующихся психологией, и студентов факультетов и отделений психологии университетов и педагогических вузов.
  © В. П. Зинченко
  © А. В. Курганский и Н. Ю. Спомиор, компьютерная графика рисунков
ISBN 5-8428-0096-9 © Издательство Самарского государственного педагогического университета

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора  
К читателю  
Глава 1. О целях и ценностях образования  
Глава 2. Живое знание: вызов науке и образованию  
Глава 3. Парадоксы психологии. Путь к свободному действию  
Глава 4. Человек и мир как текст. Вавилонское столпотворение языков  
Глава 5. Работа понимания  
Глава 6. Космогонические представления о семиосфере  
Глава 7. Различные виртуальные позиции наблюдения: Я в Мире; Мир во мне; Я и Мир  
Глава 8. Место образования среди главнейших сфер человеческой деятельности  
Глава 9. Функциональный орган индивида и духовный организм  
Глава 10. Метафора духовного роста и развития человека  
Глава 11. Источники и движущие силы психического развития  
Приложения
Приложение 1. Напоминание о культуре: живые метафоры  
Приложение 2. Напоминание о реальности Духа или «материализации Духа»  
Приложение 3. Принципы психологической педагогики  
Приложение 4. Заповеди психологической педагогики (и в шутку, и всерьез)  
Литература  

От автора

Замысел настоящей книги зарождался во время моей лекционной работы на факультете психологии МГУ им. Ломоносова (1958—1982), на факультете психологии МГПИ им. Ленина (1982—1984), с 1984 г. — на факультете кибернетики МИРЭА (ныне — Технического университета), а с 1993 г. — на социально-психологическом факультете Еврейского университета в Москве и в ряде других вузов. Этот замысел приобретал все более отчетливые очертания благодаря происходившим в последние годы систематическим встречам с учителями и студентами Якутска, Усть-Илимска, Краснодарского края, Надыма, Биробиджана, которые благосклонно принимали мои лекции, посвященные проблематике живого знания и духовного развития человека. Такие встречи стали возможны благодаря Образовательному центру «Эврика», Институту «Открытое общество». Центр «Эврика» способствовал также моим встречам с учителями и работниками образования ряда регионов России на организуемых им Международных сессиях в Лондоне, Венеции, на Кипре. В настоящую книгу вошли материалы к лекциям лишь по первой части курса «Психологическая педагогика». Вторую часть, посвященную духовному развитию, я надеюсь апробировать на факультете психологии Самарского педуниверситета и закончить в 1998 г.

В книге отражены некоторые результаты коллективной исследовательской работы по Программам «Геном культурного развития» и «Психологические аспекты аксиологии образования», поддержанным Российской академией образования, а также по Программам исследования живого движения, поддержанным Международным и Российским фондами фундаментальных исследований (грант № 96—06 80262).

Главную помощь в написании книги мне оказала моя жена Наталья Дмитриевна Гордеева.

Выражаю искреннюю признательность моим сотрудникам и коллегам Н. Д. Гордеевой, В. М. Гордон, В. В. Давыдову, А. В. Курганскому, Б. Г. Мещерякову, В. М. Мунипову, А. И. Назарову, Н. Ю. Спомиору, Е. В. Филипповой, Б. Д. Эльконину за полезное обсуждение и разностороннюю помощь, И. Н. Бикташевой, Е. Б. Крайновой за подготовку компьютерного набора книги, а также редактору книги М. В. Бородько.

Считаю своим приятным долгом поблагодарить ректора Самарского педуниверситета профессора А. А. Семашкина и декана факультета психологии профессора Г. В. Акопова за принятое мною приглашение стать профессором факультета психологии и за предложение издать книгу в Самаре, а также доцента В. В. Шарапова за большую работу по изданию книги в Самаре в отсутствие автора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: