Власти как субъекты административного права

1. Понятие и классификация органов государственной исполнительной власти.

2. Основные полномочия Кабинета Министров Украины как высшего органа государственной исполнительной власти Украины.

3. Правовые основы деятельности центральных органов государственной исполнительной власти.

4. Правовые основы деятельности местных органов государственной исполнительной власти.

I. Органы государственной исполнительной власти — это первичные элементы аппарата государственного управления, образуемые государством для осуществления от его имени задач и функций государственной исполнительной власти. В социальном смысле они представляют собой организационно оформленные коллективы работников госаппарата (государственных служащий), наделенные определенным объемом государственно-властных полномочий и необходимыми для осуществления этих полномочий материальными (финансовыми, организационно-техническими и др.) ресурсами.

По характеру компетенции различают: органы общей юрисдикции (Кабинет Министров), отраслевой (министерства, ведомства, государственные комитеты) и межотраслевой или функциональной компетенции (министерство финансов, Антимонопольный комитет и др.).

В зависимости от порядка решения вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной исполнительной власти, они разделяются на коллегиальные (Кабинет Министров) и единоначальные (министерства, инспекции, отделы и управления государственных администраций и др.)

Органы государственной власти осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность, связанную с управлением делами всего общества через согласование и регулирование разнообразных процессов реализации публичных и частных интересов граждан в различных сферах общественной жизни. Их функциональное назначение заключается в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности в процессе государственного руководства хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

II. Согласно ст. 113 КУ высшим органом в системе органов государственной исполнительной власти является Кабинет Министров. Кабинет Министров Украины ответственен перед Президентом, а также подконтролен и подотчетен ВРУ. Его взаимоотношения с Президентом регулируются ст. 106 КУ. Президент по согласованию с ВРУ назначает Премьер-министра на должность, приостанавливает его полномочия и принимает решение о его отставке.

Кабинет Министров призван обеспечить государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, а также осуществление внутренней и внешней политики государства на основе исполнения требований КУ, законов и актов Президента. Это достигается разработкой и осуществлением общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины; обеспечением развития всех форм собственности, управлением объектами государственной собственности, а также проведением единой финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики государства.

На него возлагается осуществление мер по обеспечению прав и свобод гражданина и человека путем реализации их конституционного статуса, осуществление политики в сфере труда и занятости населения, социальной защиты граждан, а также реализация их и свобод в сфере науки, культуры, природопользования, обеспечения экологической безопасности.

Кабинет Министров осуществляет меры по обеспечению внешнеэкономической деятельности Украины, реализации таможенной политики. Обеспечению обороноспособности и национальной безопасности страны, а также меры по поддержанию общественного порядка и борьбы с преступностью и правонарушениями.

Кабинет Министров разрабатывает проект закона «О государственном бюджете Украины» и обеспечивает исполнение утвержденного ВРУ бюджета, представляет ВРУ отчет об исполнении. В случае необходимости Кабинет Министров осуществляет и другие функции, определенные КУ и законами Украины, а также актами Президента Украины.

Возглавляя иерархическую систему органов государственной исполнительной власти, направляя и координируя их работу в соответствии со ст.116 КУ Кабинет Министров, по существу, обеспечивает практически повседневное и систематическое государственное руководство хозяйственной, социально-культурной и административно-политической деятельностью всей страны. Это обстоятельство и позволяет рассматривать Кабинет Министров как высший орган государственной исполнительной власти, осуществляющий исполнительную власть в общегосударственном масштабе.

ІІІ. Вместе с тем успешная реализация функций и полномочий Кабинета Министров была бы немыслима без аппарата соответствующих отраслевых министерств и ведомств, которые руководят конкретными отраслями (хозяйственной, социально-культурной и административно-политической деятельности, либо осуществляют функциональное управление). Отраслевые министерства и ведомства согласно ст.114 КУ относятся к центральным органам государственной исполнительной власти. В их число включаются министерства (Министерство экономики Украины, Министерство аграрной политики); государственные комитеты (например, Государственный комитет по строительства, архитектуры и жилищной политике, Антимонопольный комитет), а также разнообразные ведомства (например, СБУ, Государственная таможенная служба, ГНАУ т др.)

На них возлагается обязанность по разработке единой политики по обеспечению эффективного функционирования и развития соответствующей отрасли, обобщению практики применения законодательства по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также по подготовке предложений, представляемых Президенту и Кабинету Министров Украины, которые касаются совершенствования законодательства, регулирующего общественные отношения в данной отрасли.

В случае необходимости центральный орган исполнительной власти может издавать также совместные с другими центральными и местными исполнительными органами акты управления. Причем эти акты распространяют свое действие не только на сферу деятельности данного центрального исполнительного органа, но в случаях, предусмотренных законодательством, являются также обязательными для исполнения другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, представительными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также гражданами.

Таким образом, центральный орган государственной исполнительной власти в пределах своей компетенции осуществляет не только оперативно-исполнительские и юрисдикционные функции, но и правотворческую функцию, которая обусловлена необходимостью конкретизации и детализации требований закона, актов Президента и Кабинета Министров Украины применительно к непосредственному регулированию тех общественных отношений, которые возникают в сфере функционирования данного органа.

Центральный орган государственной исполнительной власти возглавляется его руководителем (министром, председателем), которого назначает Президент Украины. У руководителя имеются заместители, которые назначаются в соответствии с требованиями законодательства. Распределение обязанностей между заместителями производится руководителем.

Для согласованного и квалифицированного решения задач, которые возложены на данный орган государственной исполнительной власти, коллегиального обслуживания наиболее важных направлений его деятельности и развития соответствующей отрасли в структуре органа исполнительной власти создается Коллегия. В состав Коллегии включаются руководитель данного органа, его заместители, а также руководящие работники отдельных учреждений, предприятий и организаций, которые входят в систему данного министерства (государственного комитета или ведомства). Членов Коллегии утверждает Кабинет Министров. Решения Коллегии проводятся в жизнь приказами руководителя центрального органа государственной исполнительной власти.

Кроме того, в центральном органе исполнительной власти с учетом специфики его деятельности могут создаваться и другие совещательные или консультативные органы, состав и правовой статус которых определяется руководителем данного органа. Руководитель утверждает также штатное расписание возглавляемого им центрального органа исполнительной власти и положение о его структурных подразделениях.

Центральный орган государственной исполнительной власти является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в учреждениях банка, печать с изображением герба Украины наименование данного органа.

IV. На местном уровне государственную исполнительную власть осуществляют государственные администрации, которые являются составной частью системы исполнительной власти страны. Согласно ст.119 КУ местные государственные администрации на подведомственной им территории обеспечивают:

• Исполнение КУ, законов, Указов Президента, а также актов Кабинета Министров и др. высших органов государственной исполнительной власти;

• Поддержание правопорядка, законности соблюдения прав и свобод граждан;

• Исполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств - также программ их национально-культурного развития;

• Подготовку и исполнение соответствующих областных и районных бюджетов, а также отчетов об их исполнении;

• Взаимодействие с органами местного самоуправления;

• Реализацию других предоставленных государством либо делегированных соответствующими советами полномочий.

В процессе осуществления своих полномочий местные государственные администрации ответственны перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины, подотчетны и подконтрольны другим органом государственной исполнительной власти высшего уровня. В части полномочий, предоставленных им государством либо делегированных соответствующими районными или областными Советами, они подотчетны и подконтрольны высшим органами государственной исполнительной власти либо соответствующим советам, которые делегировали им полномочия.

Местным государственным администрациям областей, а также Киевской и Севастопольской городской администрации подчиняются соответственно районные (и районные в г. Киеве и Севастополе) государственные администрации, которые возглавляются главами администраций.

Главы местных государственных администраций в процессе осуществления возложенных на них задач и реализации, предоставленных им полномочий могут принимать соответствующие решения, которые издаются от имени государственной администрации.

Будучи местными органами государственной исполнительной власти государственные администрации активно взаимодействуют не только с местными советами, но и с высшими органами государственной исполнительной власти. При этом отношения местных государственных администраций с Кабинетом Министров опосредуются Президентом, которому принадлежит роль «политического арбитра» в конфликтах между ними. Что же касается взаимоотношений с самим Президентом, то здесь действует система ежегодной отчетности глав местных государственных администраций об исполнении ими возложенных на администрацию задач, а также об общественно-политическом, социально-экономическом и экологическом состоянии подведомственных территорий. В таких отчетах практикуется обычно и внесение предложений, касающихся совершенствования действующего законодательства и практики его применения, а также улучшения системы, структуры и функции государственного управления конкретными областями и сферами хозяйственного и социально-культурного строительства.

Таким образом, все органы государственной исполнительной власти как субъекты административного права образуют довольно стройную систему соподчиненных, взаимосвязанных и взаимодействующих органов, которые обеспечивают осуществление основных задач и функций государства путем повседневной, оперативной исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: