Административно-правовой статус религиозных организаций

II. В соответствии со ст. 36 Конституции Украины граждане в целях удовлетворения и защиты своих прав, свобод, политических, экономических, социально-культурных и других интересов имеют право объединяться в политические партии и общественные организации. Эти объединения представляют собой добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, создаваемые по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В зависимости от целей, преследуемых соответствующими объединениями, они подразделяются на два вида: а) политические партии и б) общественные организации.

Политические партии создаются с целью содействия формированию и выражению политической воли граждан. Общественные же организации, создаваемые в различных организационно-правовых формах (общественный фонд, ассоциация, движение и т.п.) могут создаваться для удовлетворения самых различных интересов и целей, если только эти интересы и цели не противоречат обеспечению государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и защиты прав и свобод не участвующих в данной организации граждан (ч.1 ст. 36 Конституции Украины).

Основателями общественных объединений и организаций могут быть только физические лица, достигшие 18-летнего возраста и являющиеся: а) гражданами Украины, б) гражданами иностранных государств, в) апатридами (т.е. лицами без гражданства). Для основателей молодежных и детских организаций законодательством сделано исключение. Ими могут быть лица, достигшие 15-летнего возраста.

Членами общественных организаций могут быть граждане любого государства или апатриды, которым исполнилось 14 лет (ст. 11 Закона Украины «Об объединениях граждан»). Возраст членов молодежных и детских общественных организаций устанавливается их уставами.

Членство лиц, заинтересованных в совместном решении определенных задач, оформляется индивидуальными заявлениями или документами. Сформированное объединение (организация) действует на основе Устава, в котором определяются:

название, цели, организационно-правовая форма объединения; структура, руководящие и контрольно-ревизионные органы; территория, в пределах которой объединение осуществляет свою деятельность; условия и порядок приобретения и утраты членства в объединении; права и обязанности его членов; компетенция и взаимоотношения общественных объединений с государством строятся на началах невмешательства государства во внутренние дела объединений и невмешательства общественных объединений в деятельность государственных органов. Хотя государство довольно интенсивно и целенаправленно осуществляет общее руководство и правовое воздействие на деятельность этих объединений, однако формы и методы этого руководства и воздействия существенно отличаются от правового регулирования деятельности государственных структур. Во-первых, государство распространяет свое регулятивное влияние только на те полномочия общественных объединений, которые реализуются непосредственно во взаимоотношениях с государственными органами. Во-вторых, суть этого регулирования сводится к тому, чтобы с помощью административно-правовых норм закрепить полномочия общественных объединений в сфере реализации государственной исполнительной власти и создать реальные гарантии их осуществления.

Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экономическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля. В свою очередь общественные объединения и граждане, чьи права оказались нарушенными, могут обратиться с исковыми заявлениями в судебные органы и с заявлениями или жалобами в административные органы.

Прекращение действия конкретного общественного объединения возможно, как правило, только в случае его ликвидации по решению общего собрания членов объединения или по решению суда. При этом ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на деятельность независимо от факта его регистрации. В отдельных случаях деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда в случае нарушения им Конституции Украины, текущего законодательства, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.

Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в орган, зарегистрировавший это объединение, для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

III В законодательстве Украины по вопросам прав человека и гражданина важное место сядут законы о свободе совести и религиозные организации. Правовую основу деятельности последних составляют Конституция Украины, в которой провозглашается, что каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедание, а также Закон Украины "О свободе совести и религиозные организации" от 23 апреля 1991 р1.

В Законе подтверждаются конституционные положения о том, что ни одна из религий не может быть признана в качестве государственной или обязательной, а религиозные организаций отделенные от государства и равные перед законом. Поэтому государство не вмешивается в законную деятельность религиозных организаций. Но и религиозные организации не имеют права вмешиваться у дела государства, принимать участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, в деятельность политических партий, а также предоставлять им материальную и другую помощь.

В соответствии с Законом, религиозные организации в Украине получаются с целью удовлетворения религиозных потребностей граждан исповедовать и распространять веру и могут существовать в виде религиозных общин, управлений и центров, монастырей, религиозных братств, миссионерских обществ (миссий), духовных учебных заведений, а также объединений, которые состоят из перечисленных организаций.

Религиозная община есть местной организацией верующих граждан одного и того же культа, вероисповедание, направления, течения или толка, которые добровольно объединилось с целью удовлетворения религиозных потребностей.

Закон не дает определения других видов религиозных организаций, отмечая лишь, что и религиозные управления и центры, и монастыри, братства и миссии и духовные учебные заведения действуют на основании своих уставов, зарегистрированных определенным чином, ведь они являются юридическими лицами. Относительно религиозной общины, то она может и не иметь статуса юридического лица, а сообщение о его создание государственных органов не является обязательной.

Административно-правовые отношения возникают в процессе государственной регистрации религиозных объединений, осуществление ними полномочий юридического лица, контроля государственных органов за деятельностью религиозных объединений и их ликвидации.

Религиозная организация признается юридическим лицом из момента государственной регистрации ее устава или положение.

Для получения религиозной организацией статуса юридического лица граждане в количества не меньшее десяти, что образовали ее и достигли 18-годового века, подают заявление и устав к областной государственной администрации. Религиозные центры, управление и монастыре, религиозные братства, миссии и духовные учебные заведения подают устав на регистрацию к государственному органу Украины в делах религий.

В необходимых случаях орган, который осуществляет регистрацию устава, может потребовать вывод местной государственной администрации, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета, а также специалистов.

Деятельность религиозной организации может быть прекращена в связи с ее реорганизацией или ликвидацией.

Реорганизация или ликвидация религиозной организации происходит по решению ее основателей или суда.

В судебном порядке деятельность религиозной организации прекращается лишь в случаях, установленных в законе, а именно:

- при совершении религиозной организацией действий, запрещенных законодательством;

- при объединении обрядовой или проповеднической деятельности религиозной организации с посягательствами на жизнь, свободу, здоровье и достоинство лица;

- при систематическом нарушении религиозной организацией установленного законодательством порядка проведения публичных религиозных мероприятий;

- при побуждении граждан к невыполнению своих конституционных обязанностей или действий, которые сопровождаются грубыми нарушениями общественного порядка или посягательством на права и имущество государственных, общественных или религиозных организаций.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: