Особенности административной правосубъектности Президента Украины

I. В административно-правовых отношениях участвуют конкретные носители соответствующих прав, обязанностей и ответственности. Эти носители обязанностей являются участниками административно-правовых отношений, которые складываются в сфере исполнительной власти.

Иными словами, субъект административного права - это такой потенциальный участник административно-правовых отношений, который в силу особенностей своего правового статуса и комплекса социальных предпосылок (условий) своего функционирования способен быть носителем административных полномочий, обязанностей и ответственности.

К таким особенностям правового статуса и условий (предпосылок) функционирования субъектов административного права относятся:

q во-первых, социальное признание возможности участия в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю персонифицированного субъекта;

q во-вторых, юридическое признание административно-правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей в сфере реализации государственной исполнительной власти, т.е. быть потенциально возможным участником административно-правовых отношений.

Наличие этих двух предпосылок формирует административную правоспособность субъекта административного права, т.е. его способность иметь субъективные права и обязанности в сфере реализации государственной испол­нительной власти. Административная правоспособность появляется у субъектов административного права с момента их возникновения, т.е. у физических лиц — с момента их рождения, а у организаций (учреждений, предприятий, го­сударственных органов и т.п.) — с момента их государственной регистрации. Соответственно прекращение административной правоспособности — осуществляется с момента исчезновения субъекта (упразднения государственного органа, ликвидации предприятия или организации, смерти физического лица и т.п.).

Административная правоспособность как потенциальная возможность быть участником административно-правовых отношений дополняется административной дееспособностью субъектов административного права, т.е. признанной административно-правовыми нормами способностью субъекта самостоятельно, своими осмысленными действиями реализовать предоставленные ему права, исполнять возложенные на него обязанности и нести ответственность в сфере реализации государственной исполнительной власти.

В совокупности административная правоспособность и административная дееспособность образуют административную правосубъектность соответствующих физических лиц, органов и организаций как субъектов административного права, которые являются носителями конкретных субъективных прав и обязанностей в сфере реализации го­сударственной исполнительной власти. При этом конкретные субъективные права субъектов административного права представляют собой предоставленную и гарантированную государством путем закрепления в нормах административного права меру возможного (дозволенного) поведения в правоотношениях с другими субъектами административного права, на которых возлагаются корреспондирующие обязанности. К этим правам относятся, в частности:

Ø возможность определенного нормами административного права поведения субъекта;

Ø удовлетворение предусмотренных законом интересов и потребностей

Ø субъекта;

Ø реализация соответствующих функций и полномочий с целью решения

Ø возложенных на субъекта задач;

Ø возможность участвовать в конкретных правоотношениях и совершать действия, определенные нормами административного права;

Ø возможность получить гарантию реализации предоставленных прав, обеспеченную государственным принуждением, применяемым к недобросовестному носителю корреспондирующей обязанности.

Диалектической противоположностью правам субъектов административного права являются их обязанности, т.е. установленная государством и закрепленная нормами административного права мера должного поведения в административных правоотношениях, обеспеченная воз­можностью применения государственного принуждения. К субъективным обязанностям субъектов административного права относятся:

- требование надлежащего поведения, предусмотренного соответствующими нормами административного права;

- осуществление действий, корреспондирующих правам других субъектов конкретных административно-правовых отношений;

- реализация функций и задач в пределах, определенных нормами административного права в интересах других участников административно-правовых отношений;

- соблюдение меры, формы и содержания должного поведения;

- несение ответственности и других неблагоприятных последствий,

наступающих вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения

обязанностей.

Субъективные права и обязанности субъектов административного права существуют и проявляются в конкретных правоотношениях, составляя фактическое содержание последних. Они всегда связаны с практическим осуществлением определенных действий в сфере реализации государственной исполнительной власти. Поэтому участниками административно-правовых отношений и, следовательно, субъектами административного права могут быть различные физические лица, органы и организации, интересы которых в силу предписания административно-правовых норм так или иначе связаны с осуществлением функций государственной исполнительной власти и нуждаются

для своего удовлетворения в соответствующих действиях исполнительно-распорядительного характера. Среди этих субъектов выделяются органы государственной исполнительной власти и их подразделения; государственные предприятия, учреждения и организации; негосударственные объединения граждан; административные коллективы; граждане, лица без гражданства и иностранцы.

В зависимости от организационных особенностей и социальных признаков конкретных субъектов административного права их можно разделить на две группы, обособив: а) индивидуальные субъекты административного права и б) коллективные субъекты административного права. Каждая из этих групп субъектов в свою очередь дифференцируется в зависимости от особенностей административно-правового статуса, социальной роли, конкретных задач, прав и обязанностей в сфере государственной исполнительной власти. В частности, среди коллективных субъектов административного права могут быть выделены органы государственной исполнительной власти, административные коллективы, учреждения, государственные и негосударственные организации, предприятия, структурные подразделения государственных органов и организаций и т.п. В свою очередь в группе индивидуальных субъектов выделяются граждане, лица без гражданства, иностранцы, лица, имеющие специальные административно-правовые статусы и т.д.

В зависимости от содержания и особенностей функций, которые осуществляются субъектами административного права, среди них можно выделить тех субъектов, которые осуществляют и защищают публичные интересы (например, органы государственной исполнительной власти), и тех, которые реализуют частные интересы (например, граждане). Очень близко к такой группировке примыкает деление субъектов административного права по признаку наличия у них государственно-властных полномочий. При этом из всей совокупности субъектов административного права могут быть выделены властные субъекты, т.е. носители государственно-властных полномочий, отношения между которыми являются, как правило, внутри аппаратными. И невластные субъекты между которыми не могут складываться внутри аппаратные административно-правовые отношения. Иначе говоря, условием возникновения внутри аппаратных, а внешних административно-правовых отношений, направленных на реализацию задач и функций в сфере государственной исполнительной власти, является обязательное взаимодействие властных и не­властных субъектов административного права, когда обязательным участником любого административно-правового отношения является субъект — носитель государственно-властных полномочий, который представляет и реализует государственный, публичный интерес и обязан содействовать в реализации прав и законных интересов невластных субъектов (граждан, лиц без гражданства и иностранцев).

ІІ. Административная правосубъектность Президента Украины характеризуется определенными особенностями, которые определяются своеобразием его правового статуса, закрепленного Конституцией Украины. Согласно ст. 102 КУ Президент является главой государства, выступает от его

имени, является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Как глава государства Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей государственной власти, — включая законодательную, исполнительную и судебную. Многие органы государственной исполнительной власти формируются им, либо подчинены ему непосредственно или косвенно — через Правительство. Поэтому хотя Президент формально не является главой исполнительной власти, однако фактически он все необходимые правовые основания для активного влияния на деятельность всей системы исполнительно-распорядительных органов.

Субъектом административного права Президент становится в результате всенародных выборов, после принесения народу присяги и вступления в должность. Его полномочия в сфере государственной исполнительной власти определяются статьями 106, 112, 113, 114, 115, 118 Конституции Украины и некоторыми другими, которые закрепляют принципы и характер взаимоотношений Президента с центральными и местными органами государственной исполнительной власти.

В зависимости от целевой направленности и содержания полномочий Президента в сфере государственной исполнительной власти их можно разделить на три группы: а) формирование органов исполнительной власти; б) определение содержания и направлений их функционирования; в) обеспечение законности в сфере государственного управления,

В процессе реализации по формированию исполнительной власти Президент Украины:

— назначает по согласованию с Верховной Радой Украины Премьер-министра Украины: приостанавливает полномочия Премьер-министра и принимает решение об его отставке;

— назначает по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, также глав государственных администраций и приостанавливает их полномочия на этих должностях;

— создает, реорганизует и ликвидирует по представлению Премьер-министра Украины министерства и другие центральные органы государственной исполнительной власти (в пределах объемов финансирования, предназначенных на содержание указанных органов);

— назначает на должности и освобождает с должностей по согласованию с Верховной Радой Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины Председателя Государственного комитета информационной политики телевидения и радиовещания;

— назначает половину состава Национального совета Украины по делам телевидения и радиовещания;

— назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований;

— назначает и освобождает от должностей глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств;

— формирует в пределах своих средств, предусмотренных в Государственном бюджете, консультативные, совещательные и иные вспомогательные органы и службы, необходимые для осуществления возложенных на него полномочий.

В ходе определения содержания и направлений функционирования органов исполнительной власти Президент Украины:

- представляет Украину в международных отношениях, осуществляет руководство ее внешнеэкономической деятельностью, ведет переговоры и заключает международные договоры;

- возглавляет Раду национальной безопасности и обороны Украины;

- пользуется правом законодательной инициативы;

- обращается с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении страны;

- подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины;

- издает Указы и распоряжения, которые являются обязательными на территории страны;

- отменяет акты Кабинета Министров Украины и акты Совета Министров Автономной Республики Крым;

- является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины;

- осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства;

- принимает в соответствии с законом решения об общей либо частичной мобилизации и введении военного положения в Украине или отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, или угрозы государственной незави­симости Украины;

- принимает решения о введении в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации с последующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины;

- присваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и другие высшие звания и классные чины;

- награждает государственными наградами; устанавливает президентские отличия и награждает ими. С целью обеспечения законности в сфере государственного управления Президент Украины:

- назначает всеукраинский референдум относительно изменений Конституции Украины согласно ст. 156 КУ;

- провозглашает всеукраинский референдум согласно всенародной инициативе;

- назначает внеочередные выборы Верховной Рады Украины в сроки, установленные Конституцией;

- приостанавливает полномочия Верховной Рады Украины, если на протяжении тридцати дней очередной сессии пленарные заседания не могут быть начаты;

- назначает, с согласия Верховнойй Рады Украины Генерального прокурора Украины на должность и увольняет его с должности;

- осуществляет контрольные полномочия как лицо, которое возглавляет Раду национальной безопасности и обороны Украины;

- отменяет акты Кабинета Министров Украины и акты Советами инист ров Автономной Республики Крым;

- пользуется правом вето относительно принятых Верховной Радой Украины законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение в Верховную Раду;

- формирует общие суды в установленном законом порядке;

- назначает одну треть состава Конституционного суда Украины.

С целью обеспечения необходимых условий осуществления Президентом Украины возложенных на него конституционных полномочий и в соответствии со ст. 106 Конституции Украины (п.28) Президент формирует постоянно действующий вспомогательный орган — Администрацию Президента Украины. На Администрацию Президента возлагается;

— организационное, правовое, консультативное, информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента Украины как главы государства;

— содействие Президенту Украины в осуществлении задачи обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия Кабинета Министров Украины, центральных и местных органов исполнительной власти, а также в решении кадровых и других вопросов, отнесенных к компетенции Президента;

— обеспечение взаимодействия Президента с ВРУ, другими органами государственной власти органами местного самоуправления и объединениями граждан;

— анализ социально-экономических, политических и правовых процессов, проистекающих в Украине, и внесение соответствующих предложений Президенту Украины;

— организация подготовки и оформления проектов Указов и распоряжений Президента Украины, а также проектов законов, которые вносятся Президентом Украины на рассмотрение Верховной Рады в порядке законодательной инициативы;

— осуществление по поручению Президента в порядке осуществления его полномочий как главы государства, гаранта соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина, контроля за соблюдением Конституции, актов законодательства и иных правовых актов;

— организация протокольных мероприятий и осуществление материально-технического и организационного попечения деятельности Президента Украины. Задачи и функции Администрации Президента Украины осуществляет ее личный состав, к которому относятся: Глава Администрации Президента Украины; Первый помощник Президента Украины; Первый заместитель и заместители Главы Администрации Президента Украины; помощники, советники и консультанты Президента Украины, Постоянный представитель Президента Украины в ВРУ, Постоянный представитель Президента Украины в Конституционном суде Украины; работники специализированных управлений Администрации Президента (государственно-правового, экономической и социальной политики; организационной работы и кадровой политики; документального обеспечения и информации и др.), а также отделов — Помилования, Гражданства, Наград, Писем и приема граждан; канцелярии; Ппресс-службы и Службы Протокола.

Поручения Главы Администрации Президента, Первого помощника Президента Украины, Первого заместителя и заместителей Главы Администрации Президента Украины по вопросам их компетенции (в пределах, определенных Президентом Украины) являются обязательными для исполнения органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами, которым они адресованы.

Администрация Президента Украины формируется Президентом после занятия им своего поста в порядке, определенном ст. 104 Конституции Украины, и начала исполнения им своих полномочий и действует до истечения срока полномочий Президента. Срок полномочий Президента Украины определен ст.103 Конституции Украины и составляет 5 лет.

Президент приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения им присяги на верность народу Украины и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности, т.е. с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Украины.

В случаях, предусмотренных ст. 108 КУ и в порядке, определенном ст. ст.109,110 и 111 Конституции, полномочия Президента могут быть прекращены досрочно. К этим случаям относятся: отставка Президента; невозможность исполнять полномочия по состоянию здоровья; смещение с поста в порядке импичмента; смерть (см. ст. 108 Конституции Украины).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: