Глава 1. Психология подросткового возраста
Особенности психического развития подростка.................................... 7
Основные направления работы с подростками.................................... 11
Формирование интереса к себе. Развитие самооценки.... 12
Развитие и укрепление чувства взрослости...................................... 15
Развитие учебной мотивации............................................................... 17
Развитие интересов.................................................................................. 18
Развитие общения................. •................................................................. 19
Развитие воли............................................................................................ 22
Развитие воображения............................................................................ 24
Тревожность как показатель неблагополучного
личностного развития................................................................................... 27
Глава 2. Социально-психологический тренинг как средство
коррекции....................................................................................................... 33
Психологические особенности тренинговой группы........................... 33
Принципы работы тренинговой группы.................................................. 36
|
|
Руководство по проведению тренинга..................................................... 39
Глава 3. Программа социально-психологического тренинга
«Саморазвитие личности»........................................................................ 43
Занятие № 1. Куда ж нам плыть?............................................................... 44
Занятие № 2. Каков я на самом деле?....................................................... 50
Занятие № 3. Кто Я?...................................................................................... 58
Занятие № 4. Моя индивидуальность....................................................... 61
Занятие № 5. Мой дневник. Мнение.......................................................... 65
Занятие № 6. Точка опоры........................................................................... 67
Занятие № 7. Чувство собственного достоинства................................. 71
Занятие № 8. Уверенное и неуверенное поведение............................... 73
Занятие № 9. Мои права и права других людей.................................... 76
Занятие № 10. Просьба................................................................................. 81
Занятие № 11. Я в своих глазах и в глазах других людей.... 83
Занятие № 12. Эмоции и чувства............................................................... 86
Занятие № 13. Обида..................................................................................... 90
Занятие № 14. Как справиться с плохим настроением........................ 92
Занятие № 15. Мои слабости...................................................................... 96
Психологическое... МоеСлово.ру
Оглавление
Занятие № 16. Мои проблемы.................................................................... 98
Занятие № 17. Мотивы наших поступков............................................. 102
Занятие № 18. Люди, значимые для меня.............................................. 106
Занятие № 19. Эффективные приемы общения.................................... 109
Занятие № 20. Я тебя понимаю................................................................ 117
|
|
Занятие № 21. Взаимопомощь.................................................................. 121
Занятие № 22. Творческая личность....................................................... 125
Занятие № 23. Как достичь цели.............................................................. 127
Занятие № 24. Полюбить себя.................................................................. 134
Занятие № 25. Самопринятие. Самоуважение.
Самоодобрение............................................................................................. 137
Занятие № 26. Будьте собой, но в лучшем виде.................................. 141
Занятие № 27. Жизнь по собственному выбору.................................. 143
Занятие № 28. Звездная карта моей жизни. Контракт
с самим собой................................................................................................ 148
Занятие № 29. Перед дальней дорогой.................................................. 154
Занятие № 30. Прощай................................................................................ 156
Глава 4. Психогимнастические упражнения......................................... 160
Выбор упражнения...................................................................................... 161
Инструкция..................................................................................................... 162
Упражнения................................................................................................... 162
I. Упражнения, которые воздействуют на состояние
группы как целого и на каждого подростка
в отдельности......................................................................................... 163
И. Упражнения, направленные преимущественно
на содержательную сторону работы............................................... 176
III. Упражнения для получения личностной
обратной связи........................................................................................ 211
Приложение........................................................................................................ 230
I. Учебно-тематический план................................................................... 230
П. Психодиагностические методики....................................................... 232
Выявление уровня тревожности у подростков............................. 232
Методика исследования самооценки.............................................. 235
Личностный дифференциал................................................................ 237
Тест школьной тревожности Филлипса.......................................... 239
Методика многофакторного исследования личности
Р. Кеттелла.............................................................................................. 245
Опросник Айзенка................................................................................. 262
Литература.......................................................................................................... 269
Психологическое... МоеСлово.ру
Введение
В поисках средств гуманизации школьного образования педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие.
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.
Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, т. е. человек реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность.
Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в виде ожидания неблагоприятного развития событий. Тревога может выражаться в ощущении беспомощности, неуверенности в себе, бессилии перед внешними факторами, преувеличении их влияния и угрожающего характера.
В младшем подростковом возрасте появляется интерес к собстен-ному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.
|
|
Таким образом, требуется целенаправленная коррекционная работа с подростками с повышенным уровнем тревожности, что предполагает развитие рефлексии, т. е. самопознание внутренних психи-
Психологическое... МоеСлово.ру
Введение __________________________________________
ческих актов и состояний и формирование устойчивой положительной самооценки.
Психолог вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.
Одно из возможных решений — использование в работе с младшими подростками (данный возрастной период является благоприятным временем для формирования личности) — программ социально-психологического тренинга, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.
Программа «Саморазвитие личности» предназначена как для детей, так и для взрослых. Она поможет детям познать себя и научиться управлять своим внутренним миром, а взрослым (педагогам и психологам) — организовать и провести интересные, увлекательные занятия.
Психологическое... МоеСлово.ру
Глава