Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

Глава 1. Психология подросткового возраста

Особенности психического развития подростка.................................... 7

Основные направления работы с подростками.................................... 11

Формирование интереса к себе. Развитие самооценки.... 12

Развитие и укрепление чувства взрослости...................................... 15

Развитие учебной мотивации............................................................... 17

Развитие интересов.................................................................................. 18

Развитие общения................. •................................................................. 19

Развитие воли............................................................................................ 22

Развитие воображения............................................................................ 24

Тревожность как показатель неблагополучного

личностного развития................................................................................... 27

Глава 2. Социально-психологический тренинг как средство

коррекции....................................................................................................... 33

Психологические особенности тренинговой группы........................... 33

Принципы работы тренинговой группы.................................................. 36

Руководство по проведению тренинга..................................................... 39

Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

«Саморазвитие личности»........................................................................ 43

Занятие № 1. Куда ж нам плыть?............................................................... 44

Занятие № 2. Каков я на самом деле?....................................................... 50

Занятие № 3. Кто Я?...................................................................................... 58

Занятие № 4. Моя индивидуальность....................................................... 61

Занятие № 5. Мой дневник. Мнение.......................................................... 65

Занятие № 6. Точка опоры........................................................................... 67

Занятие № 7. Чувство собственного достоинства................................. 71

Занятие № 8. Уверенное и неуверенное поведение............................... 73

Занятие № 9. Мои права и права других людей.................................... 76

Занятие № 10. Просьба................................................................................. 81

Занятие № 11. Я в своих глазах и в глазах других людей.... 83

Занятие № 12. Эмоции и чувства............................................................... 86

Занятие № 13. Обида..................................................................................... 90

Занятие № 14. Как справиться с плохим настроением........................ 92

Занятие № 15. Мои слабости...................................................................... 96

Психологическое... МоеСлово.ру


Оглавление

Занятие № 16. Мои проблемы.................................................................... 98

Занятие № 17. Мотивы наших поступков............................................. 102

Занятие № 18. Люди, значимые для меня.............................................. 106

Занятие № 19. Эффективные приемы общения.................................... 109

Занятие № 20. Я тебя понимаю................................................................ 117

Занятие № 21. Взаимопомощь.................................................................. 121

Занятие № 22. Творческая личность....................................................... 125

Занятие № 23. Как достичь цели.............................................................. 127

Занятие № 24. Полюбить себя.................................................................. 134

Занятие № 25. Самопринятие. Самоуважение.

Самоодобрение............................................................................................. 137

Занятие № 26. Будьте собой, но в лучшем виде.................................. 141

Занятие № 27. Жизнь по собственному выбору.................................. 143

Занятие № 28. Звездная карта моей жизни. Контракт

с самим собой................................................................................................ 148

Занятие № 29. Перед дальней дорогой.................................................. 154

Занятие № 30. Прощай................................................................................ 156

Глава 4. Психогимнастические упражнения......................................... 160

Выбор упражнения...................................................................................... 161

Инструкция..................................................................................................... 162

Упражнения................................................................................................... 162

I. Упражнения, которые воздействуют на состояние

группы как целого и на каждого подростка

в отдельности......................................................................................... 163

И. Упражнения, направленные преимущественно

на содержательную сторону работы............................................... 176

III. Упражнения для получения личностной

обратной связи........................................................................................ 211

Приложение........................................................................................................ 230

I. Учебно-тематический план................................................................... 230

П. Психодиагностические методики....................................................... 232

Выявление уровня тревожности у подростков............................. 232

Методика исследования самооценки.............................................. 235

Личностный дифференциал................................................................ 237

Тест школьной тревожности Филлипса.......................................... 239

Методика многофакторного исследования личности

Р. Кеттелла.............................................................................................. 245

Опросник Айзенка................................................................................. 262

Литература.......................................................................................................... 269

Психологическое... МоеСлово.ру


Введение

В поисках средств гуманизации школьного образования педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутрен­ние ресурсы и саморазвитие.

Одной из главных целей школьного образования является созда­ние и поддержание психологических условий, обеспечивающих пол­ноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следо­вательно, учебно-воспитательный процесс становится больше ориен­тированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.

Большое значение для развития личности имеет психическое здо­ровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, т. е. человек реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность.

Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в виде ожи­дания неблагоприятного развития событий. Тревога может выра­жаться в ощущении беспомощности, неуверенности в себе, бессилии перед внешними факторами, преувеличении их влияния и угрожа­ющего характера.

В младшем подростковом возрасте появляется интерес к собстен-ному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать се­бя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и го­ворить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приво­дит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверен­ности в себе.

Таким образом, требуется целенаправленная коррекционная ра­бота с подростками с повышенным уровнем тревожности, что пред­полагает развитие рефлексии, т. е. самопознание внутренних психи-

Психологическое... МоеСлово.ру


Введение __________________________________________

ческих актов и состояний и формирование устойчивой положитель­ной самооценки.

Психолог вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста дея­тельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.

Одно из возможных решений — использование в работе с млад­шими подростками (данный возрастной период является благопри­ятным временем для формирования личности) — программ социаль­но-психологического тренинга, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, ока­зания психологической помощи и поддержки.

Программа «Саморазвитие личности» предназначена как для де­тей, так и для взрослых. Она поможет детям познать себя и научиться управлять своим внутренним миром, а взрослым (педагогам и пси­хологам) — организовать и провести интересные, увлекательные за­нятия.

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: