double arrow

Рассерженные шарики


Данная техника помогает детям понять, каким образом в человеке накапливается гнев и как он затем, вырываясь наружу, может трав­мировать окружающих, да и самого человека. Ребенок может увидеть и то, как можно выражать это чувство более безопасным, «дозирован­ным» образом. Для работы требуются надувные шарики.

1. Попросите каждого ребенка надуть шарик и завязать его.

а) Объясните детям, что шарик может символизировать тело, а на­
ходящийся в нем воздух — чувства раздражения и гнева.

б) Спросите детей (после того, как они завяжут шарики), может
ли сейчас воздух входить в шарик и выходить из него и что слу­
чается, когда эти чувства переполняют человека. А если чело­
век переживает раздражение и гнев, может ли он оставаться
спокойным и мыслить трезво?

2. Предложите детям прыгнуть на шарик, чтобы шарик взорвался.

а) Спросите их, можно ли такой способ выражения гнева рас­
сматривать как вполне безопасный, а если нет, то почему. Не­
которые дети пугаются, когда шарики взрываются. Обсудите
с ними, что может означать этот страх.

б) Объясните детям, что если шарик — это человек, то взрываю­
щиеся шарики могут означать какой-либо агрессивный посту­
пок, например нападение на другого человека. Спросите их,
можно ли считать такой способ выражения гнева «безопасным».

3. Предложите детям надуть еще один шарик. На этот раз они не должны его завязывать; они лишь крепко держат шарики, не давая воздуху выходить наружу. Шарик по-прежнему символизирует человека, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева.

4. Предложите детям выпустить из шарика немного воздуха и затем вновь крепко его зажать. Обратите внимание детей на то, что ша­рик уменьшился. «Взорвался ли он, когда вы выпускали из него воздух? Можно ли такой способ выражения чувства гнева считать

Психологическое... МоеСлово.ру


Упражнения

более безопасным? Остался ли в результате этого шарик целым?» Следует подчеркнуть тот факт, что шарик остался целым и невре­димым, не взорвался и никого не испугал. Подобным же образом, когда мы выражаем гнев контролируемым способом, он никому не причиняет вреда.

5. Предложите детям продолжить понемногу сдувать шарики до тех пор, пока в них совсем не останется воздуха. Вновь объясните, что воздух внутри шарика — это чувства раздражения и гнева. Говоря о том, что вызывает в нас эти чувства, и находя способы их адек­ватного выражения, мы можем избежать возможных осложнений. Когда раздражение и гнев в нас накаливаются, они однажды могут вырваться наружу, как воздух вырывается наружу из слишком сильно надутого шарика, и напугать или травмировать ребенка и тех, кто находится с ним рядом. Приведите примеры иных — более безопасных — способов выражения этих чувств. Можете нарисо­вать радугу (или предложить детям нарисовать ее) и в каждой из полос определенного цвета написать какую-нибудь букву. Спросите детей, какие способы «безопасного» выражения гнева, начинающиеся с этих букв, они могут назвать.

В случае необходимости повторите упражнение.

Гадалка

Все, что необходимо иметь, — это квадратный лист бумаги, чис­тый с обеих сторон, и карандаш или ручку. Игра начинается с того, что углы квадратного листа сворачиваются внутрь и почти соединя­ются посередине. Сверху фигура напоминает четыре треугольника, сходящиеся вершинами в точке. Треугольники не должны перекры­вать друг друга.

Переверните лист и повторите то же самое, но загибая углы листа уже на другую сторону. На этой стороне также получится четыре тре­угольника. Затем вновь переверните лист и на каждом из четырех квадратов напишите название какого-либо цвета.

Предложите детям выбрать четыре самых любимых цвета. Снова переверните лист. Обозначьте восемь маленьких треугольников циф­рами от 1 до 8. Теперь под каждым из восьми маленьких треугольни­ков можно записывать «предсказания». Сложите лист дважды — по горизонтали и по вертикали. Подложите свои большие и указатель­ные пальцы под квадраты, на которых написаны названия цветов. Предложите детям выбрать один из цветов. Поочередно открывайте и закрывайте полученную форму в разных направлениях так, чтобы

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 4. Психогимнастические упражнения

можно было видеть цифры на ее внутренних гранях. В определенный момент остановитесь и, показывая ребенку цифры, предложите ему выбрать одну из них. Поднимите завернутый край листа с обозначен­ной на нем цифрой и прочтите, что под ним написано.

При выборе и прочтении различных предсказаний появляются богатые возможности для обсуждения с детьми. Например, подрост­ка можно спросить, что нужно сделать, чтобы его мечта сбылась.


Сейчас читают про: