Детям группы предлагается вспомнить о какой-либо своей трудности, проблеме, с которой они столкнулись недавно.
Психологическое... МоеСлово.ру
Глава 4. Психогимнастические упражнения
— Выберите сказочного персонажа, у которого могла бы возникнуть похожая проблема. Вполне возможно, что вам захочется придумать своего собственного героя. Это еще лучше. Назовите своих персонажей. При необходимости можно попросить уточнить некоторые особенности персонажей. Их внешность. Это важно тогда, когда это только что придуманный герой.
Затем участники должны придумать завязку сказки, в которой герой столкнется с проблемой, похожей на их реальную проблему. Эти зачины сказок рассказываются по кругу. Таким образом, на этом этапе всем становится понятен (в той или иной степени) смысл трудностей каждого. На доске записываются имена всех сказочных персонажей по кругу и предлагается каждому участнику по очереди подойти к доске и соединить стрелками имена тех героев, чьи трудности, по их мнению, в чем-то схожи. Совсем необязательно проводить стрелки от имен своих героев, хотя и это не запрещается.
|
|
Мы имеем завязки сказок, но, как и в больших романах, заявленные сюжетные линии должны каким-то образом пересечься, чтобы родилось продолжение обеих сказок — но уже в одном произведении. Ваша задача — сочинить это ваше общее продолжение, в котором ваши персонажи поискали бы способы разрешения вставших перед ними трудных вопросов.
Рассказывание сказок. Приемлемо разыгрывание сочиненных сказок, но в этом случае лучше объединять участников не в пары, а в четверки или даже пятерки.
Нередкой оказывается ситуация, когда сказка сочинена и весьма интересна, но даже при поверхностном анализе, проводимом самими рассказчиками с помощью правильно поставленных вопросов ведущего, обнаруживается, что проблемы героев не преодолены или преодолены частично.
«Сказочные» способы решения жизненных проблем на этом этапе, как правило, символически повторяют те попытки, которые уже предпринимались участниками в реальности и не дали результата. Или отражают тот выход, который тоже осознавался, но был отвергнут по каким-то причинам как совершенно неприемлемый. Чтобы перейти к поиску решения проблем в иной плоскости, надо понять, что очевидные варианты уже исчерпаны. «Отыграв» их в метафорической форме, участники выходят на иной уровень рассмотрения проблемной ситуации. Работа в парах и необходимость объединить усилия в создании общей сказки с «общим» решением позволяют приблизиться к границе этого перехода на качественно иной уровень,
|
|
Психологическое... МоеСлово.ру
Упражнения
посмотреть на ситуацию с новой, неожиданной точки зрения. Помочь в этом может внезапное заявление ведущего, что, по его мнению, все сказки остались незаконченными и необходимо сочинить их продолжение.
— Представьте себе, что вам досталось некое волшебное средство,
с помощью которого может быть разрешена ваша проблема. Поду
майте, что это за волшебное средство, кто вам его дал, какую потребо
вал плату. В чем заключается результат, который вы получите, вос
пользовавшись этим средством? Снова сочиняйте вместе!
Некоторые дети так и не могут ничего придумать и обращаются за помощью к группе.