double arrow

Несказочные проблемы


Детям группы предлагается вспомнить о какой-либо своей труд­ности, проблеме, с которой они столкнулись недавно.

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 4. Психогимнастические упражнения

— Выберите сказочного персонажа, у которого могла бы возник­нуть похожая проблема. Вполне возможно, что вам захочется приду­мать своего собственного героя. Это еще лучше. Назовите своих пер­сонажей. При необходимости можно попросить уточнить некоторые особенности персонажей. Их внешность. Это важно тогда, когда это только что придуманный герой.

Затем участники должны придумать завязку сказки, в которой ге­рой столкнется с проблемой, похожей на их реальную проблему. Эти зачины сказок рассказываются по кругу. Таким образом, на этом эта­пе всем становится понятен (в той или иной степени) смысл трудно­стей каждого. На доске записываются имена всех сказочных персона­жей по кругу и предлагается каждому участнику по очереди подойти к доске и соединить стрелками имена тех героев, чьи трудности, по их мнению, в чем-то схожи. Совсем необязательно проводить стрелки от имен своих героев, хотя и это не запрещается.




Мы имеем завязки сказок, но, как и в больших романах, заявлен­ные сюжетные линии должны каким-то образом пересечься, чтобы родилось продолжение обеих сказок — но уже в одном произведении. Ваша задача — сочинить это ваше общее продолжение, в котором ва­ши персонажи поискали бы способы разрешения вставших перед ни­ми трудных вопросов.

Рассказывание сказок. Приемлемо разыгрывание сочиненных ска­зок, но в этом случае лучше объединять участников не в пары, а в чет­верки или даже пятерки.

Нередкой оказывается ситуация, когда сказка сочинена и весьма интересна, но даже при поверхностном анализе, проводимом самими рассказчиками с помощью правильно поставленных вопросов веду­щего, обнаруживается, что проблемы героев не преодолены или пре­одолены частично.

«Сказочные» способы решения жизненных проблем на этом эта­пе, как правило, символически повторяют те попытки, которые уже предпринимались участниками в реальности и не дали результата. Или отражают тот выход, который тоже осознавался, но был отверг­нут по каким-то причинам как совершенно неприемлемый. Чтобы пе­рейти к поиску решения проблем в иной плоскости, надо понять, что очевидные варианты уже исчерпаны. «Отыграв» их в метафориче­ской форме, участники выходят на иной уровень рассмотрения про­блемной ситуации. Работа в парах и необходимость объединить уси­лия в создании общей сказки с «общим» решением позволяют при­близиться к границе этого перехода на качественно иной уровень,

Психологическое... МоеСлово.ру


Упражнения

посмотреть на ситуацию с новой, неожиданной точки зрения. Помочь в этом может внезапное заявление ведущего, что, по его мнению, все сказки остались незаконченными и необходимо сочинить их продол­жение.

— Представьте себе, что вам досталось некое волшебное средство,
с помощью которого может быть разрешена ваша проблема. Поду­
майте, что это за волшебное средство, кто вам его дал, какую потребо­
вал плату. В чем заключается результат, который вы получите, вос­
пользовавшись этим средством? Снова сочиняйте вместе!

Некоторые дети так и не могут ничего придумать и обращаются за помощью к группе.







Сейчас читают про: