Вместе — лучше?

— Далеко-далеко друг от друга в бесконечном космосе существу­ют два различных мира, один из которых населяют только мужчины, а второй — только женщины. Сейчас мы разделимся на две группы — мальчиков и девочек, и создадим эти миры, используя имеющиеся элементы.

Дети расходятся по разным частям помещения, разделенного за­навесом или ширмой.

В каждой группе ведущие (психолог и помощник) дают участни­кам игры инструкцию, сообщая, что жители каждого «мира» облада­ют тремя исключительными свойствами, и вручают каждой группе соответствующие таблички. Затем ведущий предлагает из имеющих­ся предметов, рисунков и табличек условно изобразить свой «мир». Во время «сотворения мира» рекомендуется включить музыку, уста­новив магнитофон между группами так, чтобы мальчики не слышали обсуждение девочек, и наоборот.

По мере выполнения инструкции дается следующее задание. Де­ти, используя разложенный материал, таблички, игрушки, «создают» свой «мир» с учетом качеств, которыми они наделены. При необходи­мости можно дорисовать (дописать) недостающие элементы «мира».

После организации «мира» проводится общий сбор каждого «на­рода» — участники придумывают, как проходит у них обыкновенный день (уклад жизни, правила, законы и т. д.).

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 4. Пси жяимна стические упражнения

Далее детям сообщается, что два мира получили возможность кон­такта. Занавес поднимается, и проводится презентация «миров». По­сле контакта группы расходятся по своим местам, занавес закрывает­ся и начинается обсуждение увиденного и вариантов дальнейших контактов. Детям предлагается нарисовать «мир», который они посе­тили. При этом им говорится, что картина будет подарком для друго­го «мира». Им сообщается также, что дальнейшие контакты возмож­ны при соблюдении определенных условий.

Так, например, если они захотят встречаться:

• один раз в сто лет, то должны отдать одно из своих исключитель­ных качеств;

• встречаться один раз в год, — два качества;

• жить вместе — должны отказаться от всех трех качеств.

Психолог предлагает приготовить еще один подарок для жителей другого «мира». Подарок должен быть символичным и приятным.

После принятия участниками решения занавес поднимается. Груп­пы сообщают о принятом решении и обмениваются подарками. Таб­лички с «исключительными» качествами, которые пошли в уплату за возможность выбранных форм контактов, уничтожаются.

Приобретенный опыт интегрируется. При подведении итогов иг­ры психолог проводит «аукцион идеи»: «нам лучше быть вместе по­тому, что...»

Трон

— Я хочу предоставить каждому из вас возможность выяснить, ко­го из остальных участников группы вы готовы признать в качестве лидера.

Закройте, пожалуйста, глаза и устройтесь поудобнее на стуле. Со­средоточьтесь на время на своем дыхании, постарайтесь вдыхать и выдыхать глубже, чем обычно.

Я хочу пригласить вас поучаствовать в небольшом воображаемом эксперименте. Представьте себе, что наше занятие проходит для раз­нообразия в каком-то старом замке. Вот вы все собрались в большом зале замка и по широкой галерее идете к комнате, в которой будет проходить работа группы.

Вы открываете дверь комнаты и видите заранее расставленные кругом стулья. Для каждого из вас приготовлено по стулу. Один из стульев сразу бросается в глаза. Он отличается от остальных высокой спинкой, подлокотниками и дорогой обивкой. Вы все рассаживае-

Психологическое... МоеСлово.ру


тесь. Обратите внимание, кто сел в это, выбивающееся из общего ря­да, кресло? Куда сели вы сами?

Теперь откройте глаза и по очереди расскажите, что вы видели....

Обсуждение.

• Кого из участников группы видели в кресле чаще остальных?

• Как он сам к этому относится?

• Как каждый относится к участнику, которого он увидел в кресле?

• Кто посадил в кресло самого себя? i

Скука

Я хочу показать вам, как можно использовать скуку для получе­ния полезного результата. Когда вы в следующий раз почувствуете скуку, вы можете воспользоваться способом, о котором узнаете сего­дня. Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните несколько раз...

А теперь перенеситесь в воображении в такое место, где бы вам сейчас хотелось очутиться... Найдите место, которое вам действи­тельно нравится... Возможно, это будет комната, где вы сможете по­быть в одиночестве... Возможно, вы представите себя где-нибудь на природе...

Осмотритесь вокруг...

А сейчас откройте глаза и вернитесь сюда... Внимательно огляди­тесь, прислушайтесь к звукам и шорохам...

Теперь снова закройте глаза и мысленно вернитесь в то место из вашего воображения.

Осмотритесь, обратите внимание на звуки, которые слышны в этом месте, на доносящиеся до вас запахи...

А теперь снова вернитесь сюда и откройте глаза...

Чего не хватает вашей данной ситуации из того, что вы нашли в воображении? Что вы сможете сделать, чтобы ваше пребывание здесь и сейчас стало таким же приятным, как в воображаемом месте?

Ш. Упражнения для получения личностной обратной связи

Благодаря обратной связи подросток может корректировать свое по­следующее поведение, заменяя неудачные способы общения на но­вые, проверяя их воздействие на окружающих. Позитивная обратная связь — хорошее средство стабилизации и повышения самооценки участников занятий, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе.

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 4. Психогимнастическ ие упражнения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: