— Далеко-далеко друг от друга в бесконечном космосе существуют два различных мира, один из которых населяют только мужчины, а второй — только женщины. Сейчас мы разделимся на две группы — мальчиков и девочек, и создадим эти миры, используя имеющиеся элементы.
Дети расходятся по разным частям помещения, разделенного занавесом или ширмой.
В каждой группе ведущие (психолог и помощник) дают участникам игры инструкцию, сообщая, что жители каждого «мира» обладают тремя исключительными свойствами, и вручают каждой группе соответствующие таблички. Затем ведущий предлагает из имеющихся предметов, рисунков и табличек условно изобразить свой «мир». Во время «сотворения мира» рекомендуется включить музыку, установив магнитофон между группами так, чтобы мальчики не слышали обсуждение девочек, и наоборот.
По мере выполнения инструкции дается следующее задание. Дети, используя разложенный материал, таблички, игрушки, «создают» свой «мир» с учетом качеств, которыми они наделены. При необходимости можно дорисовать (дописать) недостающие элементы «мира».
|
|
После организации «мира» проводится общий сбор каждого «народа» — участники придумывают, как проходит у них обыкновенный день (уклад жизни, правила, законы и т. д.).
Психологическое... МоеСлово.ру
Глава 4. Пси жяимна стические упражнения
Далее детям сообщается, что два мира получили возможность контакта. Занавес поднимается, и проводится презентация «миров». После контакта группы расходятся по своим местам, занавес закрывается и начинается обсуждение увиденного и вариантов дальнейших контактов. Детям предлагается нарисовать «мир», который они посетили. При этом им говорится, что картина будет подарком для другого «мира». Им сообщается также, что дальнейшие контакты возможны при соблюдении определенных условий.
Так, например, если они захотят встречаться:
• один раз в сто лет, то должны отдать одно из своих исключительных качеств;
• встречаться один раз в год, — два качества;
• жить вместе — должны отказаться от всех трех качеств.
Психолог предлагает приготовить еще один подарок для жителей другого «мира». Подарок должен быть символичным и приятным.
После принятия участниками решения занавес поднимается. Группы сообщают о принятом решении и обмениваются подарками. Таблички с «исключительными» качествами, которые пошли в уплату за возможность выбранных форм контактов, уничтожаются.
Приобретенный опыт интегрируется. При подведении итогов игры психолог проводит «аукцион идеи»: «нам лучше быть вместе потому, что...»
Трон
— Я хочу предоставить каждому из вас возможность выяснить, кого из остальных участников группы вы готовы признать в качестве лидера.
|
|
Закройте, пожалуйста, глаза и устройтесь поудобнее на стуле. Сосредоточьтесь на время на своем дыхании, постарайтесь вдыхать и выдыхать глубже, чем обычно.
Я хочу пригласить вас поучаствовать в небольшом воображаемом эксперименте. Представьте себе, что наше занятие проходит для разнообразия в каком-то старом замке. Вот вы все собрались в большом зале замка и по широкой галерее идете к комнате, в которой будет проходить работа группы.
Вы открываете дверь комнаты и видите заранее расставленные кругом стулья. Для каждого из вас приготовлено по стулу. Один из стульев сразу бросается в глаза. Он отличается от остальных высокой спинкой, подлокотниками и дорогой обивкой. Вы все рассаживае-
Психологическое... МоеСлово.ру
тесь. Обратите внимание, кто сел в это, выбивающееся из общего ряда, кресло? Куда сели вы сами?
Теперь откройте глаза и по очереди расскажите, что вы видели....
Обсуждение.
• Кого из участников группы видели в кресле чаще остальных?
• Как он сам к этому относится?
• Как каждый относится к участнику, которого он увидел в кресле?
• Кто посадил в кресло самого себя? i
Скука
— Я хочу показать вам, как можно использовать скуку для получения полезного результата. Когда вы в следующий раз почувствуете скуку, вы можете воспользоваться способом, о котором узнаете сегодня. Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните несколько раз...
А теперь перенеситесь в воображении в такое место, где бы вам сейчас хотелось очутиться... Найдите место, которое вам действительно нравится... Возможно, это будет комната, где вы сможете побыть в одиночестве... Возможно, вы представите себя где-нибудь на природе...
Осмотритесь вокруг...
А сейчас откройте глаза и вернитесь сюда... Внимательно оглядитесь, прислушайтесь к звукам и шорохам...
Теперь снова закройте глаза и мысленно вернитесь в то место из вашего воображения.
Осмотритесь, обратите внимание на звуки, которые слышны в этом месте, на доносящиеся до вас запахи...
А теперь снова вернитесь сюда и откройте глаза...
Чего не хватает вашей данной ситуации из того, что вы нашли в воображении? Что вы сможете сделать, чтобы ваше пребывание здесь и сейчас стало таким же приятным, как в воображаемом месте?
Ш. Упражнения для получения личностной обратной связи
Благодаря обратной связи подросток может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. Позитивная обратная связь — хорошее средство стабилизации и повышения самооценки участников занятий, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе.
Психологическое... МоеСлово.ру
Глава 4. Психогимнастическ ие упражнения