Прими решение

А. Упражнение направлено на актуализацию знаний детей о том, как критическое мышление помогает принять правильное решение.

Психолог предлагает обсудить преимущества решений, принима­емых после критического осмысления, по сравнению с необдуманны­ми решениями.

Б. Формирование представлений о персональном решении и раз­витие навыка отстаивать свое решение.

Предлагается модельная ситуация: вы находитесь в гостях у своих друзей, вечер в самом разгаре. Однако вы живете очень далеко, воз­вращение может стать проблемой, не стоит ли покинуть друзей по­раньше?

Психологическое... МоеСлово.ру


Упражнения

Обобщая высказывания, следует обратить внимание:

• на необходимость уметь прогнозировать последствия своего ре­шения;

• на то, стоит ли объявлять всем о своем решении (друзья, отговари­вая, помешают последовать принятому решению);

• на то, как отстаивать свое решение (лучший способ — приступить к его выполнению).

Психолог напоминает, что людям часто приходится принимать не персональные, а коллективные решения.

В. Отработка личной стратегии принятия ответственного решения.

Детям предлагается обсудить, какое решение принимать легче — персональное или коллективное. Обращается внимание на то, что, принимая персональное решение, человеку не нужно кого-либо убе­ждать в своей правоте; вместе с тем он лишается возможности посо­ветоваться и несет полную ответственность за последствия своего ре­шения. Предлагается вспомнить ситуацию, когда учащимся удава­лось принять оптимальное решение; обсудить, что при этом помогало (критически осмыслить ситуацию, взвесив все «плюсы» и «минусы», оценить возможные последствия, прежде всего безопасность, свою и других).

Осмысление полученного опыта.

Продолжить фразы: «Для принятия правильного решения людям необходимо...» и «Для принятия правильного решения мне обычно необходимо...»

Моя индивидуальность

А. Упражнение нацелено на актуализацию знаний о собственной индивидуальности, ее проявлениях.

По кругу передается цветок, при этом каждый по очереди произ­носит свое имя. При этом называются качества, присущие данному человеку, которые начинаются с букв, имеющихся в имени (напри­мер: Ольга — осторожная, ленивая, гордая; Вадим — вежливый, доб­рый, интересующийся). Перечисляемые качества записываются на доске (листе бумаги). По окончании упражнения психолог, опираясь на сделанные записи, побуждает детей сделать выводы.

Б. Формирование представлений о неповторимости индивидуаль­ности. Дети выполняют упражнение «Я — уникальный».

Психолог передает два мяча в разные стороны от себя. Подросток, получивший один мяч, продолжает высказывание «Я — как все...»,

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 4. Психогимнастические упражнения

при этом он выбирает одну из социальных позиций, обозначенных на карточках («Сыновья», «Учащиеся» и др.). Подросток, получивший второй мяч, выполняет аналогичное, продолжая высказывание «Я не как все...» В какой-то момент мячи «встречаются» в руках одного из детей. Ему предлагается выбрать, с какой фразы он начнет говорить. Подводя итоги упражнения, психолог делает вывод о единстве общих качеств, характерных для всех, и уникальности, присущих отдельной личности качеств и свойств.

Далее детям предлагается на рисунках, на которых изображено небо с солнцем и облаками, на одном из облаков написать свое имя и фамилию, а на другом — имя, которым им бы хотелось, чтобы их на­зывали. В центре солнца предлагается изобразить символический ав­топортрет и на 2-3 лучах солнца написать качества, присущие под­ростку и помогающие ему преодолевать сложные жизненные ситуа­ции. Задание желательно проводить под музыку.

В. Отработка личностной стратегии взаимодействия с другим че­ловеком, его индивидуальностью.

Заполнив лист, дети передают свои рисунки по кругу. При этом каждый, получив чужой лист, надписывает на одном луче название качества, подчеркивающее, на его взгляд, индивидуальность автора рисунка. Листы, пройдя всех, возвращаются к своим авторам. Дети знакомятся с результатами (отдельные можно прокомментировать вслух), затем им предлагается поставить плюсы рядом с качествами, наиболее выраженными, и точки рядом с наименее выраженными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: