Часть 2 фактор е

1. К тебе хорошо относятся почти все или только некоторые люди
2. Когда ты утром просыпаешься, ты сна­чала сонный и вялый или тебе сразу хочется по­веселиться
3. Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие, или тебе надо немного больше времени
4. Бываешь ли ты иногда неуверен в себе или ты уверен в себе
5. Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей, или иногда тебе не хочется никого видеть
6. Говорит ли тебе мама, что ты медли ге­лей или мама считает, что ты делаешь все быстро
7. Другим детям нравится то, что ты предлагаешь или им не всегда это нра­вится
8. В школе ты выполняешь все точно так, как требуют учителя или твои одноклассники выполняют требования более точно
9. Думаешь ли ты, что дети стараются пе­рехитрить тебя или они относятся к тебе по-дружески
10. Ты делаешь все всегда хорошо или бывают дни, когда у тебя ничего не полу­чается
11. Больше всего общего со «льдом», «паром», «снегом» имеют «вода» или «буря» или «зима»
12. Ты сидишь во время урока спокойно или любишь повертеться
13. Ты иногда возражаешь своей маме или ты ее побаиваешься

Психологическое... МоеСлово.ру


П. Психодиагностические методики

14. Тебе больше нравится кататься на лы- или кататься на лыжах свы-жах в парке, в лесу соких гор

15. «Ходить» так же относится к слову «бегать» как «медленно» к слову «верхом» или «ползком» или «быстро»

16. Ты считаешь, что ты всегда вежлив или бываешь надоедливым

17. Говорят ли, что с тобой трудно дого- или с тобой легко иметь вориться (ты любишь настаивать на дело

своем)

18. Менялся ли ты с кем-нибудь из ребят или ты этого никогда не де-своими вещами (линейкой, ручкой) лал

19. Дан цифровой ряд: 7, 5, 3... Какая следующая цифра в этом ряду? 2 или 1 или 9

20. Хочется ли тебе быть иногда непо- или у тебя никогда нет та-слушным кого желания

21. Твоя мама делает все лучше, чем ты, или часто твое предложение

бывает лучше

22. Если бы ты был диким животным, ты или львом охотнее стал быстрой лошадью

23. Дана группа слов «некоторые», «все», «часто», «никто». Однако одно слово не подходит к остальным. Какое?

«часто» или «никто» или «все»

24. Когда тебе сообщают приятную но- или тебе от радости хочется вость, ты радуешься спокойно прыгать

25. Если кто-то к тебе относится не очень или ты относишься к нему хорошо, ты прощаешь ему это так же

26. Что тебе больше понравилось бы или нырять с вышки в бассейне: плавать

27. Вова моложе Пети, Сережа моложе Вовы. Кто самый старший? Сережа или Вова или Петя

28. Учитель иногда говорит, что ты недо- или он этого почти никогда статочно внимателен и допускаешь не говорит

много помарок в тетради,

29. В спорах ты во что бы то ни стало или спокойно можешь усту-
стремишься доказать, что ты прав, пить

Психологическое... МоеСлово.ру


Приложение

Продолжение

30. Ты лучше бы послушал историю о войне или 0 жизни животных
31. Ты всегда помогаешь новым ученикам, которые пришли к вам в класс, или обычно это делают дру­гие
32. Ты долго помнишь о своих неприятно­стях или ты быстро о них забы­ваешь
33. В игре ты с большим удовольствием изображал бы пилота сверхзвукового самолета или известного писателя
34. Если мама тебя отругала, ты стано­вишься грустным или настроение у тебя поч­ти не портится
35. Ты всегда собираешь свой портфель с вечера или бывает, что делаешь это утром
36. Хвалит ли тебя учитель или он о тебе мало говорит
37. Можешь ли ты прикоснуться к пауку или паук тебе неприятен
38. Часто ли ты обижаешься или это случается очень редко
39. Когда родители говорят, что тебе пора спать, ты сразу же идешь или еще немного продолжа­ешь заниматься своим делом
40. Ты смущаешься, когда приходится раз­говаривать с незнакомым человеком, или ты совсем не смуща­ешься
41. Ты скорее стал бы художником или охотником
42. У тебя все удачно выходит или бывают неудачи
43. Если ты не понял условие задачи, ты обращаешься к товарищу или к учителю
44. Можешь ли ты рассказывать смешные истории так, чтобы все смеялись, или ты находишь, что это не очень легко делать
45. После урока тебе хочется некоторое время побыть около учителя или тебе хочется сразу же идти гулять в коридор
46. Иногда ты сидишь без дела и чувству­ешь себя плохо или такого с тобой не бы­вает
47. По пути из школы ты останавливаешь­ся поиграть или после школы ты идешь сразу домой

Психологическое... МоеСлово.ру


П. Психодиагностические методики

48. Всегда ли твои родители выслушивают тебя или они часто сильно за­няты
49. Когда ты не можешь выйти из дома, тебе грустно или тебе это безразлично
50. У тебя мало проблем или много
51. В свободное время ты лучше пошел бы в кино или стал сажать деревья во дворе
52. Ты охотнее расскажешь маме о своих школьных делах или о прогулке, экскурсии
53. Если друзья берут твои вещи без спро­са, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного, или ты сердишься на них
54. Ты иногда вздрагиваешь от неожидан­ного звука или просто оглядываешься
55. Тебе больше нравится, когда вы с ре­бятами рассказываете что-то друг дру­гу, или тебе больше нравится играть с ними
56. Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда сильно взволнован или ты всегда разговарива­ешь спокойно
57. Охотнее ты пошел бы на урок или посмотрел бы футбол
58. Если ты слушаешь радио или смот­ришь телевизор, мешают ли тебе по­сторонние разговоры или ты их не замечаешь
59. Бывает ли тебе трудно в школе или тебе всегда легко в школе
60. Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты или выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть две­рью

Факторы

ФАКТОР А

«-» «Шизотимия»

Замкнутый, недоверчивый, скептичный; скрытый, критичный, от­стаивает свои идеи, непреклонный; необщительный, безучастный; холодный, отчужденный; точный, объективный; обособленный, рав­нодушный, сердитый, мрачный.

Психологическое... МоеСлово.ру


Приложение

«+» «Аффектотимия»

Открытый, доброжелательный, добрый, естественный, доверчи­вый; непринужденный; добродушный, беспечный; готов к содружест­ву, предпочитает присоединяться; общительный, участливый, внима­тельный к людям; мягкосердечный, небрежный; легко приспосабли­вается, идет на поводу; сердечный, веселый.

ФАКТОР В

«-» «Низкий интеллект»

Несобранный, тупой; низкая степень сформированности интел­лектуальных функций; преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик; эмоциональная дезорганизация мышления; не может решать абстрактных задач.

«+» «Высокий интеллект

Высокая степень сформированности интеллектуальных функций; достаточно развиты абстрактные формы мышления; большой объем знаний; собранный, сообразительный; проницательный, быстро схва­тывающий; существует некоторая связь с уровнем вербальной куль­туры и эрудицией; интеллектуально приспосабливается.

ФАКТОР С

«-» «Слабость Я»

Неуверенный в себе, легко ранимый, слабость, эмоциональная не­устойчивость; находится под влиянием чувств; переменчив в отноше­ниях и неустойчив в интересах; при расстройствах теряет равновесие духа; беспокойный; уклоняется от ответственности, имеет тенденцию уступать, отказывается от работы; не вступает в споры в проблематич­ных ситуациях; невротические симптомы; ипохондрия, утомляемость.

«+» «Сила Я»

Уверенный в себе; спокойный, флегматичный, трезво смотрит на вещи, работоспособный, реалистически настроенный; стабильный; сила, эмоциональная устойчивость; выдержанность; эмоционально зрелый; имеет постоянные интересы; реально оценивает обстановку, управляет ситуацией, избегает трудностей; может иметь место эмо­циональная ригидность, нечувствительность.

ФАКТОР D

«-» «Уравновешенный»

Неторопливый, сдержанный, флегматичный. Эмоциональная урав­новешенность, сдержанность.

«+» «Неуравновешенный»

Нетерпеливый, реактивный, легко возбудимый. Повышенная воз­будимость или сверхреактивность на слабые провоцирующие стиму-

Психологическое... МоеСлово.ру


П. Психодиагностические методики

лы, чрезвычайная активность с самонадеянностью. Беспокойство, от-влекаемость. Недостаточная концентрация внимания.

ФАКТОР Е

«-» «Конформность

Послушный, мягкий, кроткий, услужливый, любезный; зависимый,
уступчивый, застенчивый; берет вину на себя, безропотный, пассив­
ный, покорный, подчиняющийся, тактичный, дипломатичный; экс­
прессивный, легко выводится из равновесия авторитетным руковод­
ством, властями; скромный. i

«+» «Доминантность»

Доминирование, властность; независимый; неуступчивый, само­уверенный, напористый, агрессивный; упрямый, возможно, до агрес­сивности; конфликтный, своенравный; неустойчивый; грубый, враж­дебный; мрачный; непослушный, бунтарь; непреклонный; требует восхищения.

ФАКТОРА

«-» «Десургенсия, сдержанность»

Благоразумный, рассудительный, осторожный, медлительный, серьезный, озабоченный, спокойный, неразговорчивый; молчаливый, с самоанализом; заботливый, задумчивый; необщительный; склонен усложнять, пессимистичен в восприятии действительности; беспокоит­ся о будущем, ожидает неудач, окружающим кажется скучным, вялым.

«+» «Сургенсия, экспрессивность»

Склонный к риску, беспечный, храбрый, беззаботный, восторжен­ный, невнимательный, небрежный; жизнерадостный, веселый, им­пульсивный, подвижный, энергичный; разговорчивый, откровенный, экспрессивный, живой, проворный; отмечается значимость социаль­ных контактов; искренен в отношениях; эмоционален; динамичен в общении; часто становится лидером, энтузиастом; верит в удачу.

ФАКТОР G

«-» «Низкое Суперэго»

Недобросовестный, безответственный, беспринципный, неорга­низованный; возможно антисоциальное поведение, подверженность чувствам, несогласие с общепринятыми моральными нормами, стан­дартами; непостоянный, переменчивый, гибкий, вызывает недоверие; потворствует своим желаниям; небрежный, ленивый; независимый, игнорирует обязанности; подвержен влиянию случая и обстоятельств.

«+» «Высокое Суперэго»

Добросовестный, степенный, исполнительный, ответственный, настойчивый, моралист, уравновешенный; высокая нормативность,

Психологическое... МоеСлово.ру


Приложение

сильный характер; упорный, стойкий, решительный; достойный до­верия; эмоционально дисциплинирован, собранный; совестливый, имеет чувство долга; соблюдает моральные стандарты и правила; точ­ность, деловая направленность.

ФАКТОР Н

«-» «Тректия»

Робкий, застенчивый, нерешительный, сдержанный, боязливый; ограниченный, строго придерживается правил, быстро реагирует на опасность, отличается повышенной чувствительностью к угрозе; сму­щается в присутствии других; эмоциональный; озлобленный, раздра­жительный; деликатный, внимательный к другим; неуверен в своих силах; предпочитает находиться в тени; большому обществу предпо­читает одного-двух друзей.

«+» «Пармия»

Смелый, предприимчивый, социально-смелый, толстокожий; аван­тюристичный, склонен к риску, общительный; активный, явный ин­терес к другому полу; чувствительный, отзывчивый; добродушный; беззаботный, не понимает опасности; импульсивный; расторможен­ный, держится свободно; эмоциональный, артистические интересы; непринужденный, решительный.

ФАКТОР/

«-» «Харрия»

Реалистичный, практичный, полагающийся на себя, низкая чувст­вительность, некоторая жестокость, толстокожий, суровый, не верит в иллюзии, рассудочный; несентиментальный, ожидает мало от жизни; мужественный, самоуверенный, берет на себя ответственность; черст­вый в отношениях; незначительные артистические наклонности, без утраты чувства вкуса; не фантазер; действует практично и логично; постоянный; не обращает внимания на физические недомогания.

«+» «Премсия»

Чувствительный, нежный, мягкосердечный; зависимый от других, сверхосторожный, стремится к покровительству; неугомонный, сует­ливый, беспокойный, ожидает внимания от окружающих; навязчи­вый, ненадежный; ищет помовди и симпатии; способный к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, пониманию; добрый, мягкий, терпимый к себе и окружающим; утонченный, жеманный, напыщенный, при­творный, артистичный, женственный; действует по интуиции; фанта­зирует в беседе и наедине с собой, склонный к романтизму, художест­венность восприятия мира; изменчивый, ветреный; ипохондрик, бес­покоится о состоянии своего здоровья.

Психологическое... МоеСлово.ру


И. Психодиагностические методики

ФАКТОР О

«-» «Гипертимия»

Безмятежный, спокойный, оптимистичный, беспечный, самоуве­ренный, самонадеянный, благодушный, энергичный, хладнокровный, нераскаивающийся; веселый, жизнерадостный; нечувствителен к одоб­рению или порицанию окружающих; небоязливый; бездумный.

«+» «Гипотимия»

Тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений; самобиче­вание, неуверенный в себе, обеспокоенный; депрессивный, подавлен­ный, легко плачет; легко ранимый, находится во власти настроения, впечатлительный; сильное чувство долга, чувствителен к реакциям окружающих; скрупулезный, суетливый; ипохондрик; симптомы стра­ха; одинокий, погружен в мрачные раздумья, ранимый.

ФАКТОР о?

«-» «Низкое самомнение»

Низкий самоконтроль, плохое понимание социальных норм, не­брежный, плохо контролируемый, неточный, следует своим побуж­дениям, не считается с общественными правилами, невнимателен и неделикатен, недисциплинирован; внутренняя конфликтность пред­ставлений о себе.

«+» «Высокое самомнение»

Высокий самоконтроль, понимание социальных норм, самолю­бивый, точный, волевой, может подчинить себе, действует по осо­знанному плану, эффективный лидер, принимает социальные нор­мы, контролирует свои эмоции и поведение, доводит дело до конца, целенаправлен.

ФАКТОР Q4

«-» «Низкая эго-напряженность»

Расслабленный, спокойный, апатичный, сдержанный, вялый, не-фрустированный; низкая мотивация, леность, невозмутимость, из­лишняя удовлетворенность.

«+» «Высокая эго-напряженность»

Напряженный, раздражительный, собранный, энергичный, возбу­жденный, повышенная мотивация; активен, несмотря на утомляе­мость, фрустрированный, слабое чувство порядка.

Психологическое... МоеСлово.ру


Приложение

Фамилия          
Часть [ И D а а 31 а а 51 а а
  12 D а 32 П а 52 а а
  13П 33 D D 53 а а
  14 □ 34 D а 54 а а
  15 а п п 35 а D 55 а D
  16D а 36 а а 56 D а
  17 а 37 П а 57 D а
  18 D D 38 D а 5ва а
  19 а а а 39 а а 59 а □ <
  20 D D 40 а а 60 а а
1 □ а 21 а а 41 а а    
2D D 22 D D 42 а    
за а 23 а d а 43 О а    
4а а 24 D а 44 а а    
5D а 25 а о 45 а а    
бап 26 а D 46 D D    
7D D 27 D а а 47 D а    
8D □ 28 а D 48 а а    
9D D 29 D D 49 а а    
ю о а 30 D D 50 а D    
Факторы
Часть I + Часть 11
Стандартные оценки

Примечание. Отвечая, следует зачеркивать выбранные ответы крести­ком.

Психологическое... МоеСлово.ру


П. Психодиагностические методики

Имя:     Дата ',    
Часть Н 11 О D О 31 D D 51 D а
    12 П а   32 а а 52 а а
    13 П а   33 D 53 D а
    и а а   34 D а 54 а а *
    15 □ а D 35 а а 55 Р а
    16 0 п   36 Р а 56 а а
    17 а а   37 П а 57 а а
    is а   38 а а 58 а а
    19 П 39 а а 59 а а
    20 D D   40 а D 60 а а
i П О 21 а   41 а G    
  D 22 □   42 D а    
3D D 23 □ а 43 а п    
4D D 24 П п   44 D    
  25 П D   45 D п    
бО 26 П о   46 D D    
27 а а D 47 П а    
SD П 2&П с   48 D D    
9D п 29 а а   49 0 а    
ton о зо а а   50 D а    
А в с D f F G я / о а3 0*
                       
                       

Психологическое... МоеСлово.ру


Приложение

Ключ

Примечание. Ключ рекомендуется использовать наложением на I и II части бланка ответов испытуемого, предварительно прорезав отверстия на месте черных квадратиков.

Психологическое... МоеСлово.ру


П. Психодиагностические методики

Стеновые нормы: мальчики (п = 141)

Факто-                        
ры/                     -X О
Стены                        
А         4-5           5,6 2,5
В 0-2               -   6,9 1,8
С         4-5           5,2 2,5
D     2-3               5,6 2,4
Е 0-1                   5,6 2,1
F 0-1 2-3                 6,6 2,0
G Н I 0-1   3 1 2 4 2 5 3 4 6 4 5 7 5 6-7 8 6 8 9 9-10 8-10 4,2 5,8 3,4 2,1 2,3 1£
О             5-6     9-10 3,9 2,5
Q3                   8-10 3,6 2,1
Q4       3-4             6,0 2,4

Стеновые нормы: цевочки (п = 135]

Факто-                        
ры/                     -X О
Стены                        
А 0-2               -   6,3 2,2
В 0-3         -     -   7,3 1,8
С         4-5           5,2 2,6
D       3-4             5,1 2,5
Е 0-1                   5,0 2,1
F 0-1                   4,8 2,1
G         А   6-7       5,2 2,2
Н 0-1       5-6       -   6,3 2,2
I 0-2   -               6,3 1,8
О             6-7       4,4 1,9
Q3             6-7       4,8 2,4
Q4     2-3               5,8 2,5

Психологическое... МоеСлово.ру


Приложение

Опросник Айзенка

Цель: выявление особенностей темперамента ребенка.

Инструкця

— Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведе­ния, если вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то по­ставьте знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-». От­вечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая ре­акция.

Текст опросника

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя под­держать или утешить?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спра­шивают, если это не на уроке?

4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ре­бятами?

7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Ты веселый человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Многое ли раздражает тебя?

14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?

18. Бывает ли так иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьет­ся сердце?

19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подру­житься?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

Психологическое... МоеСлово.ру


П. Психодиагностические методики

21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в рабо­те, которую ты сделал?

22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?

23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. Бывает ли так, что у тебя сильно кружится голова?

30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, по­смеяться над кем-нибудь?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32. Ты любишь иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?

35. Ты быстро решаешься на что-нибудь?

36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди сво­их друзей, приятелей, подруг?

39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?

40. Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?

41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?

42. Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом дол­го переживаешь?

43. Ты любишь шумные и веселые игры?

44. Был ли хотя бы раз в твоей жизни случай, когда тебе было плохо?

45. Тебе трудно отказать, если тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?

48. Ты когда-нибудь был груб с родителями?

49. Тебя считают веселым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

Психологическое... МоеСлово.ру


Приложение

51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому при­нимать участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Ты обычно бываешь уверен в том, что можешь справиться с делом, которое тебе поручают?

54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?

56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гос­тях, на утреннике, на елке?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?

Ключ

1. Экстраверсия—интроверсия:

«да» («+») 1,3,9,11,14,17,19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57. «нет» («-») 6, 33, 51, 55, 59.

2. Нейротизм:

«да» («+») 2,5,7,10,13,14,17,18,21,23,26,29,31,34,37,39,42,45,50, 51,52. 56,58,60.

3. Показатель лжи:
«да» («+») 8, 16, 24, 28, 44.

«нет» («-») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

Оценка результатов

Оценочная таблица для шкалы экстраверсии — интроверсии

Интроверсия Экстраверсия
Значительная Умеренная Умеренная Значительная
1-7 8-11 12-18 19-24

Оценочная таблица для шкалы нейротизма

Эмоциональная устойчивость Эмоциональная неустойчивость
Высокая Средняя Высокая Очень высокая
до 10 11-14 15-18 19-24

Психологическое... МоеСлово.ру


И. Психодиагностические методики

Интерпретация данных

Методика содержит четыре шкалы: экстраверсии—интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.

Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из трех факторов.

А. Экстраверсияинтроверсия. Типичный экстраверт характе­ризуется общительностью и обращенностью вовне, широким кругом знакомств, необходимостью в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тен­денцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого конт­роля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроектив-ный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия зара­нее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к при­нятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Б. Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Характеризует эмо­циональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная ста­бильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональ­ная устойчивость — черта, отражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессо­вых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склон­ностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрез­вычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонно­сти к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виноватости и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянно­сти внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствуют эмоциальность, импульсивность; нервность в контак­тах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выра­женная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздра­жительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагопри­ятных стрессовых ситуациях может развиваться невроз.

Психологическое... МоеСлово.ру


Приложение

В. Псшотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, вы­сокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистич­ности, равнодушию. Согласно Айэенку, высокие показатели по экс­траверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — со­стоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются как «предрас­положенность» к соответствующем видам патологии.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по И. П. Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертиро-ванному типам личности. Природа интро- и экстраверсии видится во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обес­печивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра — интроверсии и нейротизма можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре клас­сических типа. Сангвиник (по основным свойствам центральной нерв­ной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, под­вижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флег­матик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

На графике можно увидеть, как соотносятся типы темперамента со шкалами опросника. Там же приведена краткая характеристика каждого типа темперамента.

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым услови­ям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои им­пульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно работать над заданием, требующим равной затраты сил, длительного и мето­дичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпе­ния. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Психологическое... МоеСлово.ру


П. Психодиагностические методики

НЕСТАБИЛЬНЫЙ


Легко расстраивающийся Тревожный Ригидный Склонный к рассуждениям Пессимистичный Сдержаный Необщительный Тихий

интроверти- /Меланхолик

РОВАННЫИ

Пассивный Осмотрительный Рассудительный Доброжел ател ьн ы й Миролюбивый Управляющий Внушающий доверие Надежный Ровный

Спокойный


Активный Чувствительный Беспокойный Агрессивный Возбудимый Изменчивый Непостоянный Импульсивный Оптимистичный

лолерик ( экстраверти-

РОВАННЫЙ

Общительный Контактный Разговорчивый Отзывчивый Непринужденный Беззаботный Инициативный


СТАБИЛЬНЫЙ

КругАйзенка

Холерик — отличается повышенной возбудимостью, действия пре­рывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных пережи­ваний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен выкладываться полностью, из-за чего может наступить истощения. Имеет общественные интересы; темперамент проявляется в инициа­тивности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духов­ной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздра­жительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспо­собности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем ак­тивности поведения, медленным формированием новых форм пове-

Психологическое... МоеСлово.ру


Приложение

дения, которые, однако, однажды выработавшись, являются стойки­ми. Характеризуется медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настрое­ний. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту бол­тать. Экономит силы, зря их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительны­ми» чертами: выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основа­тельностью и т. д., в других — вялостью, безучастностью к окружаю­щему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонно­стью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздра­жителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то концентрировать свое внима­ние. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжи­тельную тормозную реакцию («опускаются руки»). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, ро­бость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — че­ловек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприят­ных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревож­ного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним пережи­ваниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не за­служивают.

Психологическое... МоеСлово.ру


ЛИТЕРАТУРА

Айдакова Л. Уроки психологии в школе. — М., 1993.

Алекандровская Э. М., Гилъяшева И. Н. Психогимнастика детей и под­ростков. — М, 1993.

Альманах психологических тестов. — М.: КСП., 1996.

Бабайцева В. К. Личностно-ориентированный тренинг. — М., 1997.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

БитяковаМ. Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1997.

Большаков В. Ю. Психотренинг. — СПб., 1996.

Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.

Выготский Л. С. Психология. —М., 2000.

ГилъбухЮ. 3. Психодиагностика в школе. — М., Знание, 1989.

Гиппус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехни­ки. - М, 1967.

Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. — М., 1997.

Данилова В. Л. Как стать собой. — М., 1994.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ния. - М, 1987.

Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. — М., 1991.

Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. —Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

Игры: обучение, тренинг, досуг/Под. ред. В. В. Петрусинского. — М., 1994.

КлеМ. Психология подростка. — М, 1991.

Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатерин­бург, 1997.

Кон И. С. Психология юношеского возраста. —М., 1994.

Коротаева Е. Хочу, могу, умею. — М., 1997.

Психологическое... МоеСлово.ру


Кэдъюсон X. К., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: Питер, 2000.

Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся. — Минск, 1998.

Марасаиов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в соци­ально-психологическом тренинге. — Киров, 1995.

МелибруЪа М. Я - Ты - Мы. - М., 1986.

Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.

ОсиповаА. А. Общая психокоррекция. — М., 2000.

Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социаль­но-психологического тренинга. — М., 1982.

Прихожан А. М. Психология неудачника. — М., 2000.

Прихожан А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности.—М., 1999.

Прученков А. С. Трудное восхождение к себе. — М., 1995.

Сартан Г. Н. Психотренинги. — М., 1992.

Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000.

Рогов. Е. И. Настольная книга практического психолога в образова­нии. - М., 1995.

Родионов В. А., Ступницкая М. А., Кардашина О. В. Я и другие. — Яро­славль, 2001.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1. — М., 1989.

Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2001.

Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. — М., 1999.

Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М.,

1995. Чистякова М. И. Психодиагностика. — М., 1990.

Энциклопедия психологических тестов. — М.: Терра-Книжный клуб, 1999.


Анн Людмила Федоровна Психологический тренинг с подростками


Заведующий редакцией Руководитель проекта Выпускающий редактор Художественный редактор Корректоры Верстка


Л. Винокуров

Н. Римицан

А. Борин

К Радзевич

Одинакова, М. Рошаль

И. Смарышева


ООО -Питер Пресс», 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 73, лит. А29.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2;

95 3005 —литература учебная.

Подписано в печать 21.08.06. Формат 60 х 90/1 6. Усл. п. л. 17.

Доп. тираж 3500 экз. Заказ № 2719.

Отпечатно с готовых диапозитивов в ООО -Типография Правда 1906».

L95299, Санкт-Петербург, Киришская ул., 2.

Тел,: (S12) 531-20-00, (812) 531-25-55.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: