Марионетка

Дети должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два подростка должны играть роль кукловода — полностью управ­лять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет иг­рать роль куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на рас­стоянии 1,5-3 метров. Цель «кукловодов» — перевести «куклу» с од­ного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый подросток.

Обсуждение.

• Что чувствовали дети во время игры, когда были в роли «куклы»?

• Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было?

• Хотелось ли что-либо сделать самому?

Психологическое... МоеСлово.ру


ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Учебно-тематический план

Наименование темы Количество занятий
Тренинговая груп­па (общеобразова­тельные классы) Коррекционный класс (ЗПР)
I Ориентировочные занятия    
  Куда ж нам плыть?    
  Каков я на самом деле    
  Кто Я?    
  Моя индивидуальность    
  Мой дневник. Мнение    
II Развивающие занятия    
  Точка опоры    
  Чувство собственного досто­инства    
  Уверенное и неуверенное по­ведение    
  Мои права и права других людей    
  Просьба    
  Я в своих глазах и в глазах других людей    

Психологическое... МоеСлово.ру


I. Учебно-тематический план

Наименование темы Количество занятий
Тренинговая груп­па (общеобразова­тельные классы) Коррекционный класс (ЗПР)
  Эмоции и чувства    
  Обида    
  Как справиться с раздражени­ем, плохим настроением    
  Мои слабости    
  Мои проблемы    
  Мотивы наших поступков    
18 19 Люди, значимые для меня Эффективные приемы обще­ния   2 3
  Я тебя понимаю    
  Помощь друг другу    
  Творческая личность    
  Как достичь цели    
  Полюбить себя    
  Самопринятие. Самоуваже­ние. Самоодобрение.    
  Будьте собой, но в лучшем виде    
  Жизнь по собственному вы­бору    
III Закрепляющие занятия    
  Звездная карта моей жизни. Контракт с самим собой    
  Перед дальней дорогой   2.
  Прощай    
IV Дополнительные занятия:песочная терапия    

Психологическое... МоеСлово.ру


Приложение

II. Психодиагностические методики

Данные методики используются для определения уровня тревожно­сти и самооценки у детей подросткового возраста.

Рекомендуется проводить диагностическую процедуру в начале (для отбора детей в группу) и в конце (для определения результатов групповой работы) социально-психологического тренинга. В случае необходимости можно провести дополнительные оценочные проце­дуры в середине года.

Выявление уровня тревожности у подростков

Методики подобного рода построены так, чтобы человек не выявлял у себя тревожность или ее отсутствие, а оценивал ситуации, вызы­вающие ту или иную степень тревоги, и выявлял сферы действитель­ности, являющиеся для него основными источниками тревоги.

Инструкция

На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас не­приятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Вни­мательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1,2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру «О».

Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру «1».

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокой­ство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру «2».

Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокой­ство, тревогу, страх, обведите цифру «3». • Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете пере­нести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру «4».

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуа­цию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степе­ни эта ситуация может вызывать у вас опасение, беспокойство, трево­гу или страх.

Текст методики.

1. Отвечать у доски. О 12 3 4

2. Пойти в дом к незнакомым людям. О 12 3 4

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах. О 12 3 4

Психологическое... МоеСлово.ру


П. Психодиагностические методики


  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4
  1 2 3 4

4. Разговаривать с директором школы.

5. Думать о своем будущем.

6. Учитель смотрит в журнал, кого бы спросить.

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (на­блюдают за тобой во время работы, решения задачи).

9. Пишешь контрольную работу.

10. После контрольной учитель говорит отметки.

11. На тебя не обращают внимания.

12. У тебя что-то не получается.

13. Ждешь родителей с родительского собрания.

14. Тебе грозит неудача, провал.

15. Слышишь за своей спиной смех.

16. Сдаешь экзамены в школе.

17. На тебя сердятся (непонятно почему).

18. Тебе нужно выступить перед большой аудиторией.

19. Предстоит важное решающее дело.

20. Не понимаешь объяснения учителя.

21. С тобой не согласны, противоречат тебе.

22. Сравниваешь себя с другими.

23. Проверяются твои способности.

24. На тебя смотрят как на маленького.

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос.

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла).

27. Оценивается твоя работа.

28. Думаешь о своих делах.

29. Тебе надо принять для себя решение.

30. Не можешь справиться с домашним заданием. Методика включает ситуации трех типов:

а) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

б) ситуации, актуализирующие представление о себе;

в) ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

Психологическое... МоеСлово.ру


Приложение

Данные о распределении пунктов шкалы:

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная Самооценочная Межличностная 1 469 10 13 16 20 25 30 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29 2 78 11 15 17 18 21 24 26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разде­лу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпрети­руются как показатели уровней соответствующих видов тревожно­сти, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.

Особое внимание надо обратить прежде всего на учащихся с высо­кой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо действительным неблагополу­чием школьника в наиболее значимых сферах деятельности, либо су­ществовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, наруше­ний в развитии самооценки и т. п.

Уровень тревожно­сти Группа учащихся Уровень различных видов тревожности, баллы
Класс Пол Общая Школьная Самооце­ночная Межлич­ностная
1. Нор­мальный   ж 30-62 7-19 11-21 7-20
м 17-54 4-17 4-18 5-17
  ж 17-54 2-14 6-19 4-19
м 10-48 1-13 1-17 3-17
  ж 35-62 5-17 12-23 5-20
м 23-47 5-14 8-17 5-14
2. Несколь­ко повы­шен   ж 63-78 20-25 22-26 21-27
м 55-73 18-23 19-25 18-24
  ж 55-72 15-20 20-26 20-26
м 49-67 14-19 18-26 18-25
  м 63-76 18-23 24-29 21-28
м 48-60 15-19 18-22 15-19

Психологическое... МоеСлово.ру


И. Психодиагностические методики

Уровень тревожно­сти Группа учащихся Уровень различных видов тревожности, баллы
Класс Пол Общая Школьная Самооце­ночная Межлич­ностная
3. Высокий   ж 79-94 26-31 27-31 28-33
м 74-91 24-30 26-32 25-30
  ж 73-90 21-26 27-32 27-33
м 68-86 20-25 27-34 ' 26-32
  ж 77-90 24-30 30-34 29-36
м 61-72 20-24 23-27 20-23
4. Очень высокий   ж   более 31 более 31 более 33
м   более 30 более 32 более 30
  ж   более 26 более 32 более 33
м   более 25 более 34 более 32
  ж   более 30 более 34 более 36
м 72 и более более 24 более 27 более 23
5. Чрез­мерное спокойст­вие   ж   менее 7 менее 11 менее 7
м   менее 4 менее 4 менее 5
9- ж   менее 2 менее 6 менее 4
м   - - менее 3
  ж   менее 5 менее 12 менее 5
м 23 и менее менее 5 менее 8 менее 5

Методика исследования самооценки

На бланке (с. 236-237) перечислены 20 различных личностных качеств. В левой колонке (идеал) испытуемый ранжирует эти качества по при­влекательности, в той мере, в какой они ему импонируют, какими он хотел бы обладать. Затем в правой колонке (Я) ранжирует эти качест­ва по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнями каж­дого качества определяется разность (д.), которая возводится в квад­рат (if). Затем подсчитывается сумма квадратов (2jf) и по формуле:

г= 1- 0,00075 J^d2 Психологическое... МоеСлово.ру


Приложение

определяется коэффициент самооценки. Чем ближе коэффициент г к 1 (от 0,7 до 1), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной са­мооценке свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6. Заметим, что если при применении данной методики исследователь пожелает ис­пользовать не 20 качеств, а какое-то другое их число, то формулу под­счета необходимо изменить. При всяком изменении количества лич­ностных качеств меняться будет коэффициент при Y_d2-, т. е. будет не 0,00075, а какое-то другое число. В связи с этим полезно знать, что указанная выше формула есть просто частный случай общей форму­лы вычисления коэффициента ранговой корреляции:

п(п2- 1) '

где п — число используемых при ранжировании качеств. Именно по этой формуле и необходимо проводить расчеты, если изменено число

ранжируемых качеств. Нетрудно убедиться, что множитель----------- =—

п(г? — 1)

для варианта с 20 качествами (т. е. п~ 20) становится равным 0,00075.

Идеал Качество личности Я Разность
d d2
  Уступчивость      
  Смелость      
  Вспыльчивость      
  Настойчивость      
  Нервозность      
  Терпеливость      
  Увлекаемость      
  Пассивность      
  Холодность      
  Энтузиазм      
  Осторожность      
  Капризность      
  Медлительность      

Психологическое... МоеСлово.ру


П. Психодиагностические методики

Идеал Качество личности Я Разность
d d2
  Нерешительность      
  Энергичность      
  Жизнерадостность      
  Мнительность      
  Упрямство      
  Беспечность      
  Застенчивость      

Личностный дифференциал

Цель: изучение определенных личностных свойств, самосознания че­ловека, межличностных отношений.

Личностный дифференциал сформирован путем репрезентатив­ной выборки слов, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры, своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

Отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3 классических факторов:

1) оценки;

2) силы;

3) активности.

В личностном дифференциале отобрана 21 личностная черта. В не­скольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимической пары и был дополнен. Шкалы личност­ного дифференциала заполняются испытуемым с инструкцией оце­нить самих по отобранным чертам личности.

Инструкция

Дана 21 личностная черта.

Вам необходимо оценить себя по отобранным чертам личности, по тому, что, на ваш взгляд, вам более подходит. Например.

1.0+ Обаятельный 321012 3- Непривлекательный

3 — максимальное соотношение. Нужно подчеркнуть только одну цифру — ту, которая к вам более всего близка.

Психологическое... МоеСлово.ру


Приложение

  Фамилия             Кл асе
  Пол Возраст          
1. О + Обаятельный             3 ■ Непривлекательный
2. С - Слабый               + Сильный
3. А + Разговорчивый               - Молчаливый
4. О - Безответственный               + Добросовестный
5. С + Упрямый               - Уступчивый
6. А - Замкнутый               + Открытый
7. О + Добрый               — Эгоистичный
8. С - Зависимый               + Независимый
9. А + Деятельный               - Пассивный
10. О - Черствый               + Отзывчивый
11. С + Решительный             3 ' - Нерешительный
12. А - Вялый               + Энергичный
13. О + Справедливый               - Несправедливый
14. С - Расслабленный               + Напряженный
15. А + Суетливый               — Спокойной
16. О - Враждебный               + Дружелюбный
17. С + Уверенный               - Неуверенный
18. А - Нелюдимый               + Общительный
19. О + Честный               - Неискренний
20. С - Несамостоятельный               + Самостоятельный
  А + Раздражительный               - Невозмутимый

Обработка полученных данных

Производится подсчет суммы чисел по каждому фактору. Фактор имеет знак (-) и (+).

В зависимости от того, какой выбор сделал испытуемый, требует­ся вычесть или сложить балл в сумму данного фактора.

Интерпретация факторов личностного дифференциала

При применении личностного дифференциала для исследования самооценок, значения фактора оценки (О) свидетельствуют об уров­не самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Низкие значения фак-

Психологическое... МоеСлово.ру


П. Психодиагностические методики

тора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем дости­жений, личностными особенностями, на недостаточный уровень са­мопринятия. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности. При ис­пользовании личностного дифференциала для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня при­влекательности, симпатии, которым обладает один человек в воспри­ятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отри­цательные (-) — его отвержению.

Фактор силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии воле­вых сторон личности, об их осознании самим испытуемым. Его высо­кие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонно­сти рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособ­ности держаться принятой линии поведения, зависимости от внеш­них обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки указывают на асте-низацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования—подчинения, то, как они воспринимают­ся субъектом оценки.

Фактор активности (А) в самооценках интерпретируется как сви­детельство экстравертированности личности. Положительные (+) зна­чения указывают на высокую активность, общительность, импуль­сивность; отрицательные (-) — на интровертированность, определен­ную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей других.

При интерпретации данных, полученных с помощью личностного дифференциала, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь час­тично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.

Тест школьной тревожности Филлипса

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со шко­лой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

Психологическое... МоеСлово.ру


Прилож ение

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школь­никам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция

— Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отве­чать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху напишите свое имя, фамилию и класс.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы со­гласны с ним, или «-» — если не согласны.

Текст опросника

1. Трудно ли тебе успевать вместе с классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается прове­рить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе иногда, что учитель в ярости от того, что ты не зна­ешь урока?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объясне­нии нового материала, чтобы ты понял, о чем он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Бывает ли так, что ты боишься вызваться отвечать, так как боишь­ся сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

И. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожи­дал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одно­классников не хочет делать то, что хочешь ты?

Психологическое... МоеСлово.ру


П. Психодиагностические методики

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять зада­ние?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя роди­тели?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сдела­ешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты тво­ей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одно­классников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?,

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение класса те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обра­щают на тебя внимания?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

Психологическое... МоеСлово.ру


Приложение

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, ко­торых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах боль­ше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с тревогой о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что со­вершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель гово­рит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих заданий в классе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, бо­ишься ли ты, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сде­лать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои од­ноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

Психологическое... МоеСлово.ру


П. Психодиагностические методики

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что де­лаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок отве­тил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», т. е. ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявле­ния тревожности. При обработке подсчитывается:

а) общее число несовпадений по всему тесту: если оно больше 50%,
можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше
75%о от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности;

б) число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выде­
ляемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в
первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное
состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех
или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Фактор Номер вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 4,7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50,51,52,53,54,55,56,57,58 S =22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 S= 11
3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 S = 13
4. Страх самовыражения 27,31,34,37,40,45 S = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2,7, 12, 16,21,26 S = 6
6. Страх несоответствия ожи­даниям окружающих 3, 8, 13, 17, 22 S = 5
7. Низкая физиологическая со­противляемость стрессу 9, 14, 18, 23,.28 S = 5
8. Проблемы и страхи в отно­шениях с учителями 2,6, 11,32,35,41,44,47 S = 8

о*


Психологическое... МоеСлово.ру


Приложение

Ключ к вопросам: «+» — Да «-» — Нет

1 - 11 + 21 - 31 - 41 + 51 -
2- 12- 22 + 32- 42 - 52-
3- 13- 23- 33- 43 + 53-
4- 14- 24 + 34 - 44 + 54-
5- 15- 25 + 35 + 45 - 55-
6- 16- 26- 36 + 46- 56-
7- 17- 27- 37- 47- 57 -
8- 18- 28- 38 + 48- 58-
9- 19- 29- 39 + 49-  
10- 20 + 30 + 40- 50-  

Результаты

1. Число несовпадений знаков («+» — Да, «-» — Нет) по каждому фактору (— абсолютное число несовпадений в процентах: <50%; >50%;>75%).

2. Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3. Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: аб­солютное значение — < 50%;> 50%;> 75%о.

4. Представление этих данных в виде диаграмм.

5. Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору > 50 % и> 75 % (для всех факторов).

6. Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7. Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста). Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприят­ный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Психологическое... МоеСлово.ру


П. Психодиагностические методики

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные пережива­ния ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и пе­реживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыс­лей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожида­ние негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенно­сти психофизиологической организации, снижающие приспособ­ляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повы­шающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирова­ния на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негатив­ный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, сни­жающий успешность обучения ребенка.

Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла

Детский личностный опросник, предназначенный для детей младше­го и подросткового возраста; включает в себя 12 факторов, или шкал, отражающих характеристики некоторых качеств личности.

Инструкция

Каждый школьник должен написать свои имя, фамилию, возраст, класс, номер школы и другую информацию, которую вы хотите полу­чить, в верхней части опросного листа. Как только дети будут готовы слушать, прочтите вслух инструкцию.

— Дорогие ребята, мы проводим изучение характера школьников. Предлагаем анкету с рядом вопросов. Здесь не может быть «правиль­ных» или «неправильных» ответов. Каждый должен выбрать ответ, наиболее для него подходящий. Вопросы состоят из двух частей, раз­деленных словом «или». Читая вопросы, выбирай ту часть, которая подходит тебе больше. В листке для ответов против каждого номера вопроса имеются два квадратика, соответствующие левой части во­проса (все, что находится до слова «или») и правой (все, что находит­ся после слова «или»). Поставь крестик в квадратике, который соот­ветствует той части вопроса, которую ты выбрал.

Психологическое... МоеСлово.ру


Прил ожение

Указания для обработки

При оценке используется стандартный шаблон-ключ, который на­кладывается на опросный лист (1-я и 2-я части идентичны для обра­ботки). Каждый фактор на шаблоне обозначен буквой, и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оцениваются в 1 балл. Затем все бал­лы (1-й и 2-й части) суммируются по каждому фактору. Полученная сумма баллов есть предварительная «сырая» оценка, которая запи­сывается внизу опросного листа против соответствующего фактора. Каждая предварительная оценка переводится в «шкальную» — стан­дартную путем соотнесения с нормативными данными, представлен­ными в виде таблиц, различных для детей разного пола и возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: