double arrow

Шрифтовые обозначения 51 страница


Тем не менее Н. т. продолжает оставаться в числе современных пороговых теорий, поскольку сохраняется необходимость дать объяснения тем опытам, где линейные психометрические функции были все же получены и где, как можно предположить, подавление шумов было достигнуто за счет действия каких-то факторов, не попавших в поле зрения исследователей. (К. В. Бардин.)

НЕЙРОЛЕПТИКИ —см. Психотропные средства.

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА(англ. neurolinguistics)—научная отрасль, стоящая на границе психологии (психолингвистики),неврологии и лингвистики (языкознания) и изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

Первые исследования в области Н. относятся к концу XIX в., когда на основе неврологических и патолого-анатомических данных и лингвистического описания нарушений речи (см. Речи расстройства)были созданы первые классификации афазий.Для этого периода развития Н. характерны недооценка роли психологии в изучении речевых процессов, простое приурочивание речевых симптомов к мозговым структурам (см. Локализация высших психических функций).Становление Н. связано с развитием нейропсихологии,с одной стороны, и развитием функциональной и порождающей лингвистики и психолингвистики — с др.




В соответствии с представлениями, развиваемыми в современной нейропсихологии, Н. рассматривает речь как системную функцию, а афазию — как системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушений, возникающих вследствие воздействия первичного дефекта, а также функциональных перестроек деятельности мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции. Современный этап развития Н. связан с появлением работ А. Р. Лурия и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики (напр., учением о фонеме Бодуэна де Куртенэ,Н. Трубецкого и Л. В. Щербы и др.). Исследования в Н. позволили выделить первичные факторы, лежащие в основе афазий, и разделить все афазические нарушения на 2 класса: расстройства парадигматических связейязыковых элементов, возникающие при поражении задних отделов речевой зоны доминантного полушария (у правшей) и характеризующиеся нарушением выбора элементов, и расстройства синтагматических связейязыковых элементов, возникающие при поражении передних отделов речевой зоны и характеризующиеся дефектами комбинирования элементов в целостные структуры. Так, типичным нарушением выбора слов из парадигматической системы (или системы кодов языка) является поиск слов у больных с акустико-мнестической афазией, а типичным нарушением комбинирования слов в соответствии с их синтагматическими связями является распад их грамматических структур, характерный для аграмматизмов,наблюдающихся при динамической афазии. См. также Брока центр, Вернике центр, Сигнальные системы, Фонематический слух.(Т. В. Ахутина.)



НЕЙРОМЕДИАТОР(англ. neurotransmitter)— химическое вещество, участвующее в передаче нервных импульсов через синапс от одного нейрона к др. Выделяется из небольших пузырьков на окончаниях аксона в ответ на генерацию потенциала действия; Н., пройдя через синапс, влияет на электрическую активность др. нейрона. См. также Медиатор.

Представим характеристики 8 классических Н.:

1) ацетилхолин — Н. мотонейронов спинного мозга, преганглионарных нейронов вегетативной н. с., нейронов ряда отделов головного мозга; метаболизм ацетилхолина нарушается при болезни Альцгеймера;

2-3) катехоламины:дофамин — Н. головного мозга; играет роль во многих видах поведения, в патогенезе болезни Паркинсона и шизофрении; и норадреналин — Н., регулирующий сокращения гладких мышц и миокарда;

4) серотонин — дефицит этого Н. отмечается в головном мозге при депрессивных психозах;

5) гистамин — участвует в явлениях жажды, антидиуреза, гипотермии;

6) глицин — тормозный Н. интернейронов спинного мозга;

7) ГАМК (гамма-аминомасляная кислота) — тормозный Н. в ц. н. с. млекопитающих;

8) глутамат — возбуждающий Н. афферентных нервных окончаний в ц. н. с. млекопитающих. (Б. М.)

НЕЙРОН-ДЕТЕКТОР(англ. neuron-detector)— специализированная нервная клетка, способная реагировать на тот или иной признак сенсорного сигнала (см. Нервная система).Н.-д. выделяют или обнаруживают в сложном раздражителе его отдельный признак или значение этого признака. Разделение сложного сенсорного сигнала на отдельные признаки для их раздельного анализа — необходимый этап операции опознания образов в сенсорных системах.



Н.-д. были открыты в 1958-59 гг. Ж. Леттвином, Х. Матурано, У. Мак-Каллоком и У. Питсом в сетчатке лягушки и позднее Д. Хьюбелем и Т. Визелем в зрительной коре кошки (за что оба получили Нобелевскую премию в 1981 г.). У низших позвоночных Н.-д. локализованы в ганглиозных клетках сетчатки глаза, а у хищных и приматов практически полностью вытеснены в кору головного мозга.Это обеспечивает огромные пластические возможности анализаторов и их способность к сенсорному научению.

Наиболее детально Н.-д. исследованы в зрительной системе. Это прежде всего ориентационно-и дирекционально-селективныеклетки. Первые генерируют максимальный по частоте и числу импульсов разряд при определенном угле поворота одиночной световой (или темповой) полоски или решетки из чередующихся полос в пределах своего рецептивного поля,т. е. определенной пространственной области фоторецепторов сетчатки. При др. ориентациях эти клетки отвечают на стимул плохо или не отвечают совсем. По кривой зависимости ответа от ориентации стимула оценивают остроту настройки и предпочитаемую нейроном ориентацию. Дирекционально-селективные Н.-д. избирательно реагируют на движение стимула через их рецептивное поле по одному из возможных направлений. В большей части случаев нейроны зрительной коры обладают одновременно и ориентационной, и дирекциональной селективностью.

В зрительной коре описаны 3 типа Н.-д. по степени их сложности и месту в цепи последовательной обработки сигнала: простые,сложныеи сверхсложные клетки.Первые — в основном звездчатые клетки IV слоя коры, первично получающие сигналы из наружного коленчатого тела. У них небольшие рецептивные поля, острая ориентационная настройка, предпочтение к низким скоростям движения стимулов. Н.-д. сложного типа — в основном пирамидные нейроны II-III и V-VI слоев коры, с более широкими рецептивными полями и не столь острой ориентационной настройкой; они чувствительны к более быстрым движениям стимула. Сверхсложные нейроны (пирамиды II-III слоя) во многом сходны с простыми, но чувствительны к ширине и длине световой полоски и сильно реагируют на острые углы и изломы на контурах изображений.

Описаны также Н.-д. более сложных признаков изображений: наиболее интенсивно возбуждаемые, напр., движущейся по экрану тенью руки; циклическими движениями, напоминающими взмахи крыльев; реагирующие лишь на приближение и удаление объектов. Общий принципработы систем Н.-д., по-видимому, заключается в формировании Н.-д. все более обобщенных и полимодальных (зрительно-слуховых, зрительно-соматосенсорных и т. п.) признаков сенсорного сигнала при удалении от первичных корковых проекций. При этом острота селективности детектирования снижается.

Примеры незрительныхН.-д. немногочисленны. Это слуховые Н.-д. положения источника звука в пространстве и Н.-д. направления его движения; направления движения тактильного стимула по коже или угла сгибания сустава; и Н.-д. с определенной настройкой по диапазону температур в соматосенсорной системе.

Получены убедительные данные о большой пластичности свойствкорковых Н.-д. Так, в раннем онтогенезе удается значительно модифицировать свойства отдельных Н.-д. и их системы путем избирательной тренировки. Избирательная зрительная тренировка котят в течение первых 4 нед. жизни приводит к тому, что в коре у них не формируются детекторы тех ориентаций, которые не предъявлялись, и одновременно выявляется поведенческая слепота к изображениям с этими же ориентациями. У взрослых животных свойства зрительных Н.-д. значительно изменяются при смене условий адаптации или уровня бодрствования. См. Зрительное восприятие, Пластичность н. с.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ(англ. neuropsychology)— отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин — психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии — и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.Основоположник Н. в России — А. Р. Лурия.Развивая идеи Л. С. Выготского о системном строении высших психических функций, Лурия разработал теорию системной динамическойлокализации высших психических функций,являющуюся теоретической основой Н.

В Н. используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, направленный на качественную квалификацию этих нарушений и топический диагноз поражения мозга. Для синдромного анализа в Н. применяются методы, разработанные Лурия (см. Методы Лурия).С их помощью описаны различные нейропсихологические синдромы (см. Синдромы нейропсихологические),представляющие собой закономерные сочетания нарушений высших психических функций, а именно синдромы поражения конвекситальных, медиальных и базальных отделов преимущественно левого полушария мозга, а также синдромы поражения глубоких структур мозга.

Современная Н. подразделяется на несколько направлений, которые решают основную теоретическую задачу Н. — изучение мозговой организации высших психических функций с помощью своих методических приемов. КлиническаяН.изучает особенности нейропсихологических синдромов при поражении различных мозговых структур левого и правого полушарий и подкорковых структур. ЭкспериментальнаяН. исследует с помощью методов экспериментальной психологии различные формы нарушений психических процессов, эмоциональных состояний и личности больного. Реабилитационное направлениеизучает механизмы восстановления высших психических функций,нарушенных при локальных поражениях мозга, с помощью специальных методов и приемов восстановительного обучения. Психофизиологическое направлениеизучает методами психофизиологии физиологические механизмы нарушений высших психических функций (см. Психофизиология локальных поражений головного мозга).Н. детского возрастаисследует особенности нарушений высших психических функций у детей разных возрастов с помощью специальных методов, адаптированных к детскому возрасту (см. Детская нейропсихология).Н. имеет большое значение для развития психологической теории, а также для практики диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления нарушенных функций. См. также Блоки мозга.(Е. Д. Хомская.)

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ(англ. neurophysiology)— раздел физиологии, объектом изучения которого является н. с.При использовании современных электрофизиологических методик исследуются нейроны, нейронные ассамблеи, нервные центры и их взаимодействие. ОбщаяН. изучает закономерности функционирования н. с. на разных уровнях. ВозрастнаяН.— это раздел, посвященный изучению созреванию мозга,возрастных и индивидуальных особенностей мозгового обеспечения высших нервных и психических процессов. КлиническаяН.изучает особенности функционирования мозга при патологических процессах. (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер.)

НЕКРОФИЛИЯ — см. Половые извращения.

НЕОБИХЕВИОРИЗМ —см. Бихевиоризм, Э. Т. Толмен, К. Л. Халл.

НЕОФРЕЙДИЗМ(англ. neo-Freudianism)направление в психологии, представители которого так или иначе опираются на психоанализ З. Фрейда (см. Психоанализ, Фрейдизм).Н. возник в 1920-30-е гг. На его становление повлияли идеи К. Юнга и особенно А. Адлера (1-е поколение неофрейдистов), подчеркивавшего роль воздействия социальных условий на целевую установку, формирование чувства общности, возникновение невротических расстройств. Н. признает важное значение открытий антропологов и этнопсихологов о различиях в психологии людей, принадлежащих к разным культурам. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей (см. Бессознательное),которые они находят для своего выражения, теоретики Н. пытаются преодолеть (или смягчить) биологизм Фрейда и делают акцент на значении социокультурных условий в возникновении неврозов,объяснении мотивационных сил и конфликтов личности. Крупнейшие представители 2-го поколения неофрейдистов — амер. психологи К. Хорни,Г. С. Салливен (1892-1949), Э. Фромм.

Хорни подвергает критике многие положения Фрейда: пансексуализм; отрицание роли факторов культуры в возникновении неврозов, предопределяющую роль детства в формировании характера и образовании неврозов, структурное деление психики на Оно, Я и Сверх-Я. Хорни развивает теорию внутренней конфликтности личности, связанной с чувством «базальной тревожности»перед лицом природных и социальных сил. По Хорни, стремление человека удовлетворить многообразные потребности, порождаемые обществом в условиях множества экономических, юридических и этических преград, усиливает у него чувство тревоги, вызывает стремление к безопасности. Конфликт между этими 2 мотивами и поиск путей его разрешения порождает 3 типа личности, характеризующиеся различным отношением к др. людям: агрессивный, уступчивый и отчужденный от общества. Признавая влияние культуры на развитие личности, Хорни сохраняет основной тезис о решающей роли бессознательного в детерминации поведения человека. Она использует фрейдовские методы проникновения во внутренние конфликты и приемы доведения их до сознания.

Салливен развивает идеи о решающей роли межличностных отношений для понимания причин возникновения особенностей личности (при этом, однако, последние трактуются как пассивные социальные проекции тех или иных воздействий на личность) и психологических расстройств. Число типов личности у человека соответствует, по Салливену, количеству его межличностных ситуаций. Будучи уверен, что в любом обществе духовный мир человека заполнен иллюзорными престижными ценностями, Салливен приходит к отрицанию индивидуальности личности, которая рассматривается им как совокупность социальных масок. Социальные отношения сводятся в основном к межличностным связям. Задача психотерапии — перестройка межличностных взаимоотношений. (См. Значимый другой.)

Фромм сохраняет положение Фрейда о том, что человеческое поведение определяют бессознательные побуждения, однако обусловленные не биологическими, а г. о. социальными факторами. В отличие от животных человек утрачивает инстинктивные — естественные — связи с природой. Свобода от инстинктивной детерминации приводит к возникновению характерных для человека экзистенциальных и исторических социальных дихотомий (противоречий). Они являются источником потребностей и стремлений, возникающих из новых — общественных — условий его существования. Фромм анализирует экономические, социальные, политические стороны жизни общества на разных этапах исторического развития и рассматривает их последствия для личности. Основное внимание он уделяет тоталитарному и капиталистическому обществам. Социальные условия общества препятствуют удовлетворению потребностей прогрессивным путем, поэтому возникают различные психологические механизмы (мазохизм, садизм,деструктивизм, конформизм),которые представляют непродуктивные, извращенные, иррациональные способы решения проблем человеческого существования. С ними связано образование различных типов характера и неврозов. Фромм дает развернутую критику западного общества, которое зиждется на принципе неограниченного потребления как цели жизни. Оно основано на философии обладания, ориентация на которую приводит к образованию особой формы социального характера — рыночного. Люди с таким характером отчуждены от своего труда, от самих себя, от др. людей и от природы.

Н. во всех своих вариантах остается теорией бессознательного. Положение о социальной обусловленности психики строится на сведении отношений личности и общества к конфликтному типу. (А. Н. Ждан.)

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ(англ. involuntary memorizing)— процесс запоминания,протекающий на фоне (в контексте) деятельности, направленной на решение немнемических задач.Н. з. — продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности субъекта. Продуктивность Н. з. зависит от цели объекта деятельности человека, от того, какими средствами достигается эта цель и какими мотивами она побуждается. Как показали исследования П. И. Зинченко (1961), для продуктивности Н. з. важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминается лучше, чем в том случае, когда включается в условия, способы достижения этой цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем. Наконец, непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий интерес и эмоции.При высокой степени интеллектуальной активности в процессе выполнения деятельности, в итоге которой осуществляется Н. з., последнее может обеспечить более широкое запечатление материала и более прочное сохранение его в памяти по сравнению с произвольным запоминанием.Н. з. — ранняя генетическая форма памяти, на которой избирательность памяти определяется самим ходом деятельности, а не активным использованием включенных в нее средств и способов, оно предшествует формированию произвольной памяти.

Операциональный состав Н. з. изучен недостаточно. Исследования Г. К. Середы, выполненные на материале учебной деятельности уч-ся начальных классов, позволили установить систему операций, реализация которых приводит к образованию непроизвольного мнемического эффекта. Автор показал, что необходимо формировать не отдельные, изолированные действия, а создавать специальную систему этих действий. Обязательное условие такой системы — включение результата предшествующего действия в последующее в качестве способа достижения цели последнего. (См. также Теория поэтапного формирования умственных действий.)

Основной методический прием для изучения Н. з. состоит в том, что субъекту предлагается выполнить к.-л. деятельность, а затем, после известной паузы, он опрашивается о том, что сохранилось у него в памяти из проделанной работы или полученных впечатлений. (Т. П. Зинченко.)

НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ(англ. involuntary reactions)— реакции,не поддающиеся сознательному волевому контролю. Могут осознаваться (краснение от смущения, проявления различных безусловных рефлексов)и не осознаваться (сомнамбулизм, патологические аффекты).Как правило, вегетативные реакции, регистрация которых широко применяется в психофизиологии (см. Кожно-гальваническая реакция, Плетизмография, Пневмограф),относятся к категории Н. р. См. также Движения непроизвольные и произвольные, Детектор лжи, Зрачковый рефлекс, Полиэффекторный метод.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА(англ. nervous system)совокупность нервных образований в организме человека и позвоночных животных. Ее основные функции: 1) обеспечение контактов с внешним миром (восприятие информации, организация реакций организма — от простых ответов на раздражители до сложных поведенческих актов); 2) реализация целей и намерений человека; 3) интеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция их деятельности (см. Гомеостаз); 4) организация целостного функционирования и развития организма.

Структурно-функциональным элементом Н. с. является нейрон— нервная клетка, состоящая из тела, дендритов (рецепторный и интегрирующий аппарат нейрона) и аксона (его эфферентная часть). На концевых разветвлениях аксона находятся специальные образования, контактирующие с телом и дендритами др. нейронов, — синапсы.Синапсы бывают 2 видов — возбудительные и тормозные, с их помощью происходит соответственно передача или блокада проходящей по волокну импульсной посылки на нейрон-адресат.

Взаимодействие постсинаптических возбудительных и тормозных эффектов на одном нейроне создает многообусловленность ответа клетки, являющейся простейшим элементом интеграции. Нейроны, дифференцированные по структуре и функции, объединены в нейронные модули (нейронные ансамбли) — след. ступень интеграции, обеспечивающая высокую пластичность организации функций мозга (см. Пластичность н. с).

Н. с. делится на центральнуюи периферическую. Ц. н. с. состоит из головного мозга,который находится в полости черепа, и спинного мозга, расположенного в позвоночнике. Головной мозг, особенно его кора, — важнейший орган психической деятельности. Спинной мозг осуществляет г. о. прирожденные формы поведения. Периферическая Н. с. состоит из нервов, отходящих от головного и спинного мозга (т. н. черепно-мозговые и спинномозговые нервы), межпозвоночных нервных узлов, а также из периферического отдела вегетативной Н. с.скоплений нервных клеток (ганглиев)с подходящими к ним (преганглионарными) и отходящими от них (постганглионарными) нервами.

Управление вегетативными функциями организма (пищеварение, кровообращение, дыхание, обмен веществ и т. д.) осуществляет вегетативная Н. с., которая делится на симпатическийи парасимпатическийотделы: 1-й отдел мобилизует функции организма в состоянии повышенного психического напряжения, 2-й — обеспечивает функционирование внутренних органов в нормальных условиях. См. Блоки мозга, Глубокие структуры мозга, Кора головного мозга, Нейрон-детектор, Свойства н. с.(Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер.)

НЕРВНО-МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ(англ. relaxation therapy)— техника (методика) саморегуляции состояний, использующая в качестве основного приема попеременное напряжение и расслабление различных мышечных групп, что обеспечивает быстрое достижение состояния релаксации (расслабления). Обычно представлена серией повторяющихся упражнений для основных участков тела и дыхательной мускулатуры. Эффективная Н.-м. р. сопровождается ощущениями общего покоя, отдыха, потепления конечностей, а также уменьшением нервного напряжения и снятием болей.

Впервые комплекс упражнений Н.-м. р. был разработан амер. врачом Эдмундом Джекобсоном (Jacobson, 1912), установившим прямую зависимость между повышенным тонусом скелетной мускулатуры и различными формами отрицат. эмоционального возбуждения. Предложенная им техника прогрессивной (или активной) Н.-м. р. основана на принципе осознания «разницы напряжения» в расслабленной и напряженной мышце. Помимо непосредственного эффекта расслабления, сопровождаемого усилением кровенаполнения сосудов и усиления восстановительных обменных процессов в задействованных мышечных группах, это дает возможность человеку на основе непосредственных рефлексивных переживаний сформировать субъективный «образ» состояния релаксации.

В настоящее время существуют различные комплексы упражнений Н.-м. р., ориентированные на устранение перенапряжений и симптомов субъективного дискомфорта в различных областях тела (головные боли, повышенный тремор, симптомы позотонического утомления и др.) и в организме в целом (усталость, перевозбуждение и пр.). Для повышения работоспособности и нормализации психического состояния Н.-м. р. чаще всего используется в сочетании с др. методами психологической саморегуляции.Н.-м. р. успешно применяется также в качестве начального этапа в программах обучения навыкам произвольной регуляции состояний. Ом. также Аутогенная тренировка, Психологическая саморегуляция.(А. С. Кузнецова, А. Б. Леонова.)

НЕУДОВОЛЬСТВИЕ(англ. displeasure)по определению Б. Спинозы,«есть переход человека от большего совершенства к меньшему»; уменьшение совершенства понимается как уменьшение (ограничение) способности к действию.Как известно, Спиноза рассматривал Н., удовольствие и желанием качестве триады основных аффектов (т. е. эмоционально-мотивационных состояний), из которых берут свое начало остальные аффекты (см. Базальные эмоции).(Б. М.)

НИСТАГМ(от греч. nystagmos — дремота) — ритмические «пилообразные» вращения глазного яблока, состоящие из относительно медленного движения в одном направлении и быстрого возвратного движения. Н. может возникать при воздействии различного вида раздражителей. Один из видов Н. — т. н. вестибулярныйН., возникающий при воздействии на полукружные каналы вестибулярного аппарата тепловых или холодовых раздражителей. Оптико-кинетическийН. возникает при фиксации глазом объекта, который двигается в поле зрения (частный случай — железнодорожный нистагм, возникающий при наблюдении из окна движущегося поезда). Явление Н. используется для исследования механизмов зрительного восприятия в норме и патологии. См. Версионные движения, Движения глаз.

НОВОРОЖДЕННОСТЬ(англ. newborn)возрастной период, в который происходит приспособление к жизни вне утробы матери (ок. 4-6 нед. после рождения), 1-й этап младенческого возраста.К моменту рождения ни один из органов не заканчивает своего развития (см. Натальный, Пренатальное развитие),но, несмотря на незрелость, ребенок располагает определенными возможностями для восприятия внешнего мира. У него достаточно развиты обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестезическая чувствительность. При отсутствии в первые дни после рождения слухового и зрительного сосредоточения, новорожденный обнаруживает способность слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости,видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации, проявляя при этом избирательную чувствительность к воздействиям, исходящим от взрослого человека.

В период Н. в поведении большую роль играют безусловные рефлексы — сосательный, оборонительный, ориентировочный. Кроме того, ребенок обнаруживает постепенно угасающие рудиментарные рефлексы (Моро, ладонный, переступания, ползания, Бабинского и др.). Быстрота и скорость образования условных рефлексов зависят от условий жизни: при 1-м прикладывании к груди через 20-30 мин после рождения условный рефлекс (на прикосновение, положение тела) вырабатывается после 2-3 подкреплений в течение сут., а через 16-20 ч после рождения — лишь на 10-12-й день после многократных повторений. К концу Н. дети начинают держать голову, а 25 % — самостоятельно переворачиваться.

В период Н. происходит подготовка ребенка к общению со взрослыми. При правильном воспитании со 2-3-й нед. возникает слуховое и зрительное сосредоточение, легче всего вызываемые обращением взрослого человека, но проявляющиеся и при воздействиях предметов. В конце 1-го — нач. 2-го мес. появляется первая «социальная» улыбка в ответ на обращение взрослого, которая знаменует конец периода Н. (см. Комплекс оживления).

Благополучное течение Н. зависит от степени развития плода к моменту рождения, наличия или отсутствия воздействия вредоносных факторов во время беременности, родов, от условий воспитания. Главное условие воспитания на этапе Н. — создание атмосферы любви и заботы, для чего необходимо быстро реагировать на все признаки дискомфорта ребенка, часто брать его на руки, ласково разговаривать, устанавливать контакт взглядов. (С. Ю. Мещерякова.)

НОМОТЕТИЧЕСКАЯ НАУКА—см. Дильтей В.

НОРАДРЕНАЛИН —см. Катехоламины, Нейромедиатор.

НОРМА(от лат. norma — правило, образец). В психологии и медицине термин Н. нередко используется для обозначения здоровья,но их нельзя считать полными син. Выделяют 3 основных вида Н.: 1) статистические, характеризующие статистическое большинство описываемых объектов; 2) физиологические, характеризующие по избираемым параметрам процессы и состояния здорового организма; 3) индивидуальные. С. Б. Семичов выделил 5 уровней психической Н.:







Сейчас читают про: