double arrow

Третий раздел. Идея есть адекватное понятие, в котором субъективность и объективность равны, или где наличное бытие соответствует понятию


УЧЕНИЕ ОБ ИДЕЯХ

§84

Идея есть адекватное понятие, в котором субъективность и объективность равны, или где наличное бытие соответствует понятию, как таковому. Она заключает внутри себя истинную жизнь самости (Selbstleben). Идея есть отчасти жизнь, отчасти познание, отчасти наука.

I. ИДЕЯ ЖИЗНИ

§85

Жизнь есть идея в стихии наличного бытия. Благо даря единству понятия и объективности живое является таким целым, части которого сами по себе ничто, но существуют только в целом и посредством него, т.е. представляют собой органические части, где материя и форма – неразрывное единство.

§86

Жизни в себе присущи всеобщие моменты, которые конструируют и всеобщую органическую систему. Жизнь обладает 1) в своей внешности своим простым всеобщим внутри-себя-бытием, чувствительностью; 2) возбудимостью извне и непосредственным противодействием внешнему, раздражимостью; 3) возвратом этого действия из внешности внутрь себя, воспроизведением.

§87

Как реализующееся самодвижение жизнь представляет собой троякий процесс: 1) формирование индивида внутри себя самого; 2) его самосохранение в от ношении его неорганической природы; 3) сохранение рода.




§88

1) Процесс формирования есть отношение органического к себе самому и состоит в том, что органически о части постоянно и взаимно производят друг Друга, причем сохранение одной из них зависит от сохранения других. Это взаимное произведение органических частой является, с одной стороны, развитием данной в себе организации, а с другой – постоянным ее изменением. Этот простой рост, т.е. изменение количественное, не есть, однако, процесс увеличения посредством сопоставления, т.е. механическое увеличение, а является увеличения посредством восприимчивости [14].

§89

Процесс органического изменения точно так же не является и химическим процессом. В химизме относящиеся друг к другу материи взаимно связаны понятием (химическое сродство) и в себе уже содержат свой продукт; однако последний не производит себя наперед как нечто данное и себе равное. Поэтому про изведение его не есть самосохранение. Он только ней тральный продукт, т.е. такой продукт, в котором за тухла деятельность, принадлежащая отдельным материям; он не является самопроизводящим и снова может быть разделен как качественно, так и количественно на свои составные части.

§90

Наоборот, совершенным определением материального увеличения служит органический процесс питания. Питание есть процесс увеличения посредством внутренней уже существующей формы, которая как субъективное или как простая форма всех частей от носится сама к себе, причем каждая из частей по отношению к остальным является объективной и подвержена лишь внутреннему процессу.



§91

2) Процесс самосохранения органического перед лицом его неорганической природы. – Свободное противополагание жизни как субъективного и объективного представляется как органическая и неорганическая природа. Последняя есть жизнь без индивидуальности, где единичное существует для себя, обладает своим понятием только как законом естественной необходимости, а не в субъективной форме и получает смысл только в целом. Это целое как субъект есть органическое, с каковым существенно соотнесена неорганическая природа и каковая образует условие последней.

§92

Неорганическое условие относится к органическому не как причина или химический момент, но то, что положено в органическом воздействием неорганического, само существенно определено органическим и действует лишь возбуждая. Органическое есть двоякое движение постоянной борьбы, движение, которое, с одной стороны, прекращает стихийное становление и переход в противоположность, снимает свое условие и индивидуализирует объективную всеобщность, а с другой стороны, исключает из себя самого индивидуальное пли субъективное и принижается до неорганического наличного бытия.

§93

3. Процесс сохранения рода есть а) реализация рода вообще; последний как всеобщая жизнь переходит через обособление видов в единичном к действительности, к индивидуальности; b) отношение органического к равному ему органическому, посредством чего оно производит себя как другой индивид того же рода, это отношение представляет в смене индивидов обратный путь единичности ко всеобщности.







Сейчас читают про: