double arrow

Второй раздел. Чистое созерцание, перешедшее из своей непосредственности к в-себе-и-для-себя-бытию, иначе говоря, наполненное пространство и время есть материя

ФИЗИКА

I. МЕХАНИКА

§110

Чистое созерцание, перешедшее из своей непосредственности к в-себе-и-для-себя-бытию, иначе говоря, наполненное пространство и время есть материя. Внеположность пространства и внутри-себя-бытие времени, положенные абсолютно в одно, дают понятие материи вообще.

§111

Соответственно моменту внутри-себя-бытия материя была бы отдельной точкой; соответственно моменту вне-себя-бытия она была бы множеством исключающих друг друга атомов. Но так как последние, исключая друг друга, тем самым относятся друг к другу, то атом не имеет действительности, и атомистичность, так же как и абсолютная непрерывность, или бесконечная делимость, представляют собой в материи лишь возможность.

§112

Материя, взятая как существующая для-себя-бытпе, обладает моментом разобщенности (Vereinziehung), присущей, однако, столь же и материи как в-себе-бытии, и является лишь некоторой существенной непрерывностью, тяжестью, образующей всеобщий предикат тела, которое и представляет собой материю в форме субъекта.

§113

В теле имеется связь (Beziehung) идеальных моментов пространства и времени. Эта связь проявляется как движение, а тяжесть – как основание последнего.

§114

Свободное движение присуще телам, имеющим внутри себя свой собственный центр тяжести. Благодаря связи таких центров возникает свободная система кругового движения небесных тел. Другие же тела, не имея собственного центра, лишены центробежной силы и подчиняются центростремительной силе, вследствие чего они падают.

§115

Кроме пространства и времени моментом величины движения является масса. Пространство и время переходят в силу и подобно массе являются моментами силы.

II. ФИЗИКА НЕОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

§116

Тяжесть, индивидуализируемая и разлагаемая на качественные различия светом, есть конкретная или, лучше сказать, физическая природа и предмет физики вообще.

§117

Тяжесть – это противоположность вне-себя-бытия, лишь стремящегося к внутри-себя-бытию. Материя и есть это наличное бытие стремления, причем противоположность последнего выражается только в моментах пространства и времени, в некотором чисто идеальном центре. Указанное становление вне-себя-бытия внутри-себя-бытием, простое интенсивное единство тяжести есть некоторое противостоящее ей наличное бытие, свободно существующая самость материи, свет. Как себе самому равное внутри-себя-бытие свет есть принцип индивидуализации и обособления (Besonderung) материи. Его соотношение с его чистым отрицанием, с темнотой, образует цвет [ 15 ].

§118

Первым моментом особенного наличного бытия физической природы является магнетизм, раздвоение пункта индивидуального единства на противоположность, которая, однако, еще остается заключенной в понятии.

§119

Вторым моментом является реализация, а именно освобождение и особое конституирование сторон противоположности 1) в качестве электричества, каковое представляет собой еще неовеществленное, мимолетное проявление этой противоположности, состоящее в абсолютной напряженности ее сторон по отношению друг к другу; 2) в качестве элементарных химических веществ. Они суть качественные различия телесности и существуют в виде особых материй, которые, однако, еще абстрактны и не имеют действительной индивидуальности; 3) в качестве физических тел, в каковых качественные определения существуют внутри конкретной телесности; такие тела хотя и содержат внутри себя все моменты телесности, но под определением какого-либо одного из этих моментов, пли качеств, и принимают по отношению друг к другу форму безразличного, устойчивого существования: а) как физические элементы, b) как абсолютные или небесные тела и с) как перешедшие в дальнейшее разделение и разобщение земные тела.

§120

Третьим моментом является химический процесс. Разобщенность и собственное безразличное обособленное существование тел есть вместе с тем и отношение этих тел друг к другу, не только взаимное напряжение, но и взаимное противоположение и побуждение к деятельности и воздействию, благодаря чему их безразличное пребывание снимается и снова приводится к единству тотальности. Этот возвратный процесс в живой природе совпадает, однако, с процессом конструирования, вследствие чего соединение, с другой стороны, становится здесь вместе с тем выделением и оседанием (Niederschlag) какого-нибудь безразличного существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: