double arrow

Права клиентов и информация о клиентах


У клиентов имеется немало прав в процессе консультирования, как юридических, так и этических, но они зачастую не знают об этом. Одна из первых задач консультантов заключается в информировании клиентов об их правах. Этот процесс не так прост, как может показаться. Например, в случае работы с несовершеннолетними, когда, «в соответствии с общим правом и законами штатов, согласие на консультирование или публикацию информации об услугах консультирования принадлежит опекуну или попечителю (Kaplan, 1996, р. 167).

Существует два основных типа прав клиента: имплицитные и эксплицитные (Hansen et al., 1986). Оба относятся к процедурной стороне процесса. Имплицитные права связаны с материальной стороной процесса. Когда принято постановление, которое в судебном порядке ограничивает деятельность человека (то есть лишает его конституционных прав), то это отказ по существу процесса. Эксплицитные права связаны с областью процедурных вопросов (шаги, необходимые для инициализации или завершения действия в случаях нарушения эксплицитного права). Процедурное оформление процесса нарушено, когда нарушена эксплицитная норма и субъект не информирован о том, как он может ее восстановить. Клиент имеет право знать, какими ресурсами он обладает, когда то или иное из этих двух типов прав нарушается. Юридически вопрос о правах яснее при работе со взрослыми, чем с детьми. Рэмли (Remley Т. P., Jr., 1985) отмечает, «что несовершеннолетние дети не имеют способности или права принимать решения для себя» (р. 182). Тем не менее дети обладают правами и по закону защищены от любых произвольных профессиональных действий.




Информация обо всех клиентах защищена законом, за исключением специальных обстоятельств, например таких, как предусмотренные Поправкой Бакли, согласно которой человек по закону имеет право просматривать свое досье. Бывают также случаи (Humraell, Talbutt & Alexander, 1985), в которых третьи лица получают доступ к информации об учениках без согласия учеников или родителя. В подавляющем большинстве случаев консультанты по закону обязаны защищать клиентов всех возрастов, храня досье под замком, отдельно от любых необходимых деловых отчетов, и не раскрывая какую бы то ни было информацию без письменного разрешения клиента. Лучшим методом ответа на запрос о раскрытии информации является специальный информационный релиз (установленная форма), который может быть подписан уполномоченным лицом (Rosenthal, 1998). Консультанты не должны раскрывать информацию о клиенте, если они не получили ее из первых рук.

Поскольку хранение информации о клиентах – одна из пяти важнейших задач, имеющих отношение к правовой ответственности консультанта (Snider, 1987), часто возникает вопрос о том, что должно входить в досье. В основном досье должно содержать «всю информацию относительно клиента, необходимую для его или ее лечения» (Piazza & Baruth, 1990, p. 313). Количество и типы форм в клиентском досье варьируют в разных агентствах и у разных специалистов, но шесть категорий документов обычно включаются всегда.



1. Идентифицирующая, или входная, информация: имя, адрес, номер телефона, дата рождения, пол, род занятий и так далее.

2. Оценочная информация: психологическая оценка, социальная/семейная хронология, состояние здоровья и так далее.

3. План воздействия: состояние проблемы, план действия, шаги, необходимые для достижения желаемого поведения, и так далее.

4. Примечания: например, задокументированная информация о продвижении к установленной цели в каждой сессии.

5. Итоговое резюме: результат воздействия, заключительный диагноз (если есть в наличии), план дополнительных воздействий и так далее.

6. Другие данные: подписанное клиентом согласие на процедуры, копии корреспонденции, записи относительно обоснования для любых необычных воздействий на клиента, административные проблемы и так далее.

Консультантам очень важно сверяться с правовыми кодексами своего штата для точного соблюдения требований к хранению досье. Для консультантов, получающих компенсацию от третьей стороны, важно удостовериться, что записи их клиентов соответствуют по срокам плану воздействия и диагнозу (если требуется) (Hinkle, 1994). Ни в коем случае, однако, конфиденциальная информация о клиенте не должна передаваться по телефону. Консультанты также этически и юридически обязаны гарантировать, что права клиента защищены от публичного обсуждения случаев консультирования.







Сейчас читают про: