Обзор навыков, необходимых групповому лидеру

Приемы Описание Цели и желаемые результаты
Активное слушание Проявление внимания к вербальным и невербальным аспектам коммуникации без оценивания Способствовать росту доверия и склонности клиента к самораскрытию и исследованию
Переформулировка Повторение своими словами того, что сказал участник группы, чтобы уточнить значение его высказывания Решить, правильно ли понял лидер утверждение клиента; обеспечить поддержку и понимание
Разъяснение Схватывание сущности сообщения как на чувственном, так и на рациональном уровнях; упрощение утверждений клиента путем сосредоточения на сути сообщения Помочь клиентам разобрать ся в противоречивых и запутанных чувствах и мыслях; достичь значимого понимания сказанного
Тодведение итогов Объединение вместе важных элементов взаимодействия или сессии Избежать фрагментации и дать направление сессии; обеспечивать непрерывность и смысл
Расспрашивание Задавание открытых вопросов, которые побуждают к самоисследованию: «что» и «как» происходит в поведении Вызвать дальнейшее обсуждение; получить информацию; стимулировать мышление; увеличить понимание и концентрацию; обеспечить дальнейшее самоисследование
Интерпретация Предложение возможных объяснений некоторых действий, чувств и мыслей Способствовать более глубокому самоисследованию; обеспечить новую точку зрения для рассмотрения и понимания поведения
Сопоставление Побуждение участников к нахождению несоответствия между их словами и действиями или телесными и вербальными сообщениями; указание на противоречивую информацию или сообщения Способствовать объективному самоисследованию; обеспечить полное использование потенциальных возможностей; вызывать понимание внутренних противоречий
Отражение чувств Сообщать понимание содержания чувств Дать участникам знать, что их услышали и поняли не только на уровне слов
Поддержка Обеспечение поддержки и подкрепления Создать атмосферу, которая поощряет участников удерживать желательные формы поведения; обеспечивать поддержку, если клиенты столкнутся с трудностями; упрочивать доверие
Сочувствие Идентификация с клиентами путем принятия их системы координат Способствовать доверию в терапевтических отношениях; сообщать свое понимание поощрять более глубокие уровни самоисследовапия
Содействие Установление ясных и прямых коммуникаций в пределах группы; помощь членам группы в принятии увеличивающейся ответственности за направление работы группы Содействовать эффективному общению среди членов группы; помогать им в достижении собственных целей в группе
Инициация работы Действия, направленные на вовлечение группы в работу и введение новых направлений в группе Предотвратить бесполезные групповые колебания; увеличить темп группового процесса
Целеполагание Планирование определенных целей для группового процесса и помощь участникам в определении конкретных и значимых целей Задать направление действиям группы; помочь участникам выбрать и уточнить цели
Оценивание Оценка протекания группового процесса, а также индивидуальной и групповой динамики Способствовать более глубокому самосознанию и лучшему пониманию динамики и направления работы группы
Предоставление обратной связи Выражение конкретных и честных реакций, основанных на наблюдении повеления участников группы Предложить внешнее видение того, как человек вступает в отношения с другими; увеличить самоосознанне клиента
Советование Предложение совета и информации, подсказок и идей для новых форм поведения. Помогать членам развивать альтернативные способы мышления и действия
Зашита Защита членов группы от ненужных психологических рисков в группе Предупредить участников относительно возможных рисков от участия вгруппе; уменьшать эти риски
Раскрытие себя Раскрытие реакций на события «здесь и теперь» в группе Облегчить более глубокие уровни взаимодействия в группе; создать доверие; моделировать способы сообщения информации о себе другим людям
Моделирование Демонстрация желательного поведения через действия Обеспечить примеры желательного поведения; вдохновить участников на полное развитие их потенциала
Работа в тишине Сдерживание вербальных и невербальных коммуникаций Принят!) во внимание реф(лексию и ассимиляцию; обострить внимание; интегрировать эмоционально окрашенный материал; помочь группе использовать се собственные ресурсы
Закрепление Вмешательство с целью прекращения непроизводительного поведения в группе. Защитить участников; увеличить продуктивность группового процесса.
Завершение Подготовка группы к завершению сессии или завершению ее истории Подготовить членов группы к ассимиляции, интеграции и к применению изученного в группе в каждодневной жизни

Примечание. Формат этой таблицы заимствован из статьи Эдвина Дж. Нолана (Edwin. J. Nolan) «Leadership Interventions for Promoting Personal Mastery» Journal for Specialists in Group Work, 1978, 3(3), 132-138.

Источник: Theory and Practice of Group Counseling (4th ed., pp. 72-73) by Gerald Corey. 1995 Brooks/Cole Publishing Company.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: