на каждый конкретный вопрос „ А
Конечно, мы осознаем, что в этой жизни мы никогда не сможем совершенным образом повиноваться Писанию (см.: Иак. 3:2; 1 Ин. 1:8-10; и ниже, гл. 23). Тогда возникает вопрос: зачем нам знать, что Бог повелевает нам через Библию, если мы все равно не можем выполнить Его предписания? Однако истина о достаточности Писания имеет огромное значение для нашей христианской жизни. Она дает нам возможность сосредоточить наш поиск на одной только Библии. Нам не нужно перечитывать книги христианских мыслителей, написанные в течение всей истории христианства, не нужно изучать все учения Церкви или искать ответа среди тех ощущений, которые приходят нам на сердце', чтобы понять, чего требует от нас Бог. В самом практическом
1 Эта не означает, что следует игнорировать субъективное ощущение воли Божьей. Такая точка зрения подразумевала бы почти деистический подход (невмешательство Бога в жизнь Его детей) и механистический, безличный взгляд на водительство Божье. Бог может использовать, и действительно использует, субъективное восприятие Его вол и длятого, чтобы направить или даже подтолкнуть наши мысли в нужном направлении ко многих решениях, которые мы принимаем в течение дня, — и само Писание говорит нам об этих субъективных факторах водительства (см.: Деян. 16:6,7; Рим. 8:9,14,16; Гал. 5:16-18,25). И все же эти стихи, говорящие о достаточности Писания, учат нас, что подобные субъективные впечатления могут лишь напомнить нам о тех моральных заповедях, которые уже зафиксированы в Писании, или привести нам на память те факты, которые мы (по крайней мере, в теории) могли бы узнать сами из других источников; эти ощущения ничего не могут добавить к повелениям Писания или заменить Писание, определяя, в чем именно заключается воля Божья, или быть равными с Писанием по авторитету.
|
|
Учитывая, что люди самых разных христианских традиций не раз серьезно ошибались, принимая определенные решения на основе своих ощущений, которые «подска-
Глава 56. Новое небо и новая земля
Ранее мы рассматривали вопрос о том, каким образом Бог присутствует всюду1, и, в частности, как в некоторых местах Он являет свое присутствие для благословения. Величайшее проявление присутствия Божьего для благословения происходит на небе, где Он являет Свою славу и где ангелы, прочие небесные существа и спасенные святые поклоняются Ему.
2. Небо — это определенное место, а не просто состояние разума. Однако кто-то может спросить, каким образом можно соединить небо и землю? Ясно, что земля — это место, которое расположено на определенном участке нашего мира, существующего в пространстве и времени, но вероятноли помыслить о небе как о месте, которое может быть соединено с землей?
|
|
Представление о небе как об определенном месте часто отрицается, в основном потому, что его существование подтверждается только свидетельством Писания. В последнее время даже некоторые евангельские исследователи очень неуверенно говорили о том, что небо — это определенное место:. Можно ли отрицать, что небо — это реальное место, лишь на том основании, что мы о нем знаем только из Библии и не можем исследовать его опытным путем?
Новый Завет ясно и неоднократно учито том, что небо расположено в определенном месте. Когда Иисус вознесся на небо, тот факт, что Он отправился в определенное л*ест0, похоже, составляет основную суть повествования. Кроме того, И исус хотел, чтобы Его ученики именно так восприняли Его вознесение, когда Он постепенно возносился, все еще говоря с ними: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9; ср. с Лк. 24:51: «И когда благословлял их, стал отдаляться от них»). Ангелы воскликнули: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Трудно яснее представить учение о том, что Иисус вознесся в некое место.
Тот же самый вывод можно сделать из повествования о смерти Стефана. Перед тем, как его побили камнями, он, «будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную
1 ' О вездесущности Бога см. в гл. 10.
2 Миллард Эриксон говорит: «Хотя небо — это и место, и состояние, в первую очередь это все же состояние» (Millard Erickson, Christian Theology, p. 1232). Это утверждение очень трудно понять. Нечто может либо быть местом, либо не быть местом; ничто не может являться местом, но при этом «в первую очередь — состоянием». Еще более категоричен Дональя Гатри, который говорит о Новом Завете: «Однако нам не стоит пытаться найти описание места, кроме упоминания присутствия в нем» (Donald Guthrie, New Testament
Theology, p. 875). Он говорит также: «Павел не мыслит о небе как о месте, он мыслит о нем в терминах присутствия Бога» (гам же, р. 880). Однако какой смысл имеет такое разграничение? Если кто-то присутствует где-либо, то, по определению, там должно быть место, поскольку «присутствовать» означает «находиться в том или ином месте».
Глава 7. Достаточность Писания
смысле учение о достаточности Библии означает, что мы способны сделать ясные выводы по любому вопросу. Например, мы вполне можем найти все библейские тексты, которые имеют прямое отношение к вопросам брака и развода, к ответственности родителей и детей, к отношению христиан к государству.
Кроме того, это учение означает, что мы можем собрать все тексты, которые имеют отношение ктаким вопросам учения, как искупление, личность Христа, действие Святого Духа в жизни верующего в наши дни. В этих и в сотнях других вопросов, касающихся морали и учения, библейская истина о достаточности Писания дает нам уверенность в том, что мы сможем найти то, что поможет нам понять, что Богтребуетот нас в этих сферах. Проще говоря, учение о достаточности Писания говорит нам, что, изучая систематическое богословие и этику, мы можем найти ответы на наши вопросы.
Тут мы расходимся с богословами Римско-католической церкви, которые считают, что к этому мы должны добавить то, что было накоплено церковью за всю историю христианства. Мы согласны, что история церкви может помочь понять, что именно Бог говорит нам через Библию, но Бог никогда ничего не прибавляя к учениям или заповедям Писания. Писание способно снабдить нас всем «на всякое доброе дело», а ходить его путями — значит быть «непорочным» в глазах Бога.
|
|
Мы расходимся здесь также и с неевангельскими богословами, которые считают, что необходимо также учитывать тот опыт, который испытали,многие христиане ранней эпохи в их отношениях с Богом. Они допускают, что можно обнаружить множество мнений и точек зрения по основным вопросам. Но наша цель — это не поиск различных мнений по богословским и этическим вопросам, а стремление найти и понять то, что Сам Бог говорит нам Своими словами, которые содержатся в Писании, и только в Писании. :л-ш ч,''
В. Писание было достаточным на каждом этапе истории спасения''
Говоря о достаточности Писания, мы не имеем в виду, что Бог не может ничего добавить к сказанному Им. Мы утверждаем, что человек не может
зывали» им, что их «ведет» Бог, важно помнить, что о этой жизни мы не можем быть
абсолютно уверены, что знаем волю Божью в каждой конкретной ситуации (за исключе
нием тех случаев, когда тот или иной текст Писания ясно относится к определенной
ситуации). В различных ситуациях мы можем обладать лишь различной степенью уве
ренности. Хотя наша способность постичь волю Божью должна развиваться по мере
достижения христианской зрелости, мы неизбежно будем иногда совершать ошибки.
У Эдмунда Клоуни (Edmund Clowney) я позаимствоцал прекрасное высказывание на этот
счет: «Степень уверенности в знании воли Божьей в той или иной ситуации прямо про
порциональна степени осознания нами того, как именно Слово Божье применимо к этой
ситуации» (из частной беседы в ноябре 1992 г.).
Глава 56. Новое небо и новая, земля
В этом городе мы будем править всем творением Божьим: «И будут царствовать во веки веков» (22:5).
Однако более важным, чем физическая красота небесного города, более важным, чем общение, которым мы будем наслаждаться с народом Божьим из всех наций и исторических периодов, более важным, чем наше избавление от боли, горя и физического страдания, и более важным, чем власть над Царством Божьим, — гораздо более важным, чем все это, — будет наше присутствие перед Богом и наслаждение общением с Ним. «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Боге ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их...» {21:3,4, курсив мой. — У. Г.).
|
|
В Ветхом Завете сказано, что когда слава Божья наполняла храм, священники не могли стоять на служении (2 Пар. 5:14). В Новом Завете сказано, что, когда слава Божья окружила пастухов на поле близ Вифлеема, они «убоялись страхом великим» (Лк. 2:9). Однако там, в небесном городе, мы будем способны вынести присутствие силы и святости Бога. «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Бажия осветила его, и светильник его — Агнец» (21:23, курсив мой. — У. У.). Это будет исполнением плана Бога, Который решил призвать нас «славою и благостию» (2 Пет. 1:3); тогда Бог призовет нас постоянно пребывать «пред славою Своею непорочными в радости» (Иуд. 1:24, курсив мой. — У. Г.; ср.: Рим. 3:23; 8:18; 9:23; 1 Кор. 15:43; 2 Кор. 3:18; 4:17; Кол. 3:4; 1 Фес. 2:12; Евр. 2:10; 1 Пет. 5:1,4,10).
В этом городе мы будем жить в присутствии Божьем, так как «престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (22:3). Здесь, на земле, мы иногда испытываем радость подлинного поклонения Богу и осознаем, что наша величайшая радость заключается в Его прославлении. Но в том городе радость увеличится во много раз и мы испытаем то, ради чего и были сотворены. Наша величайшая радость будет заключаться в том, что мы увидим Самого Господа и навсегда пребудем с Ним. Когда Иоанн говорит о благословениях небесного города, то последнее, о чем он упоминает, — «узрят лице Его» (22:4, курсив мой. — У. Г.) — это самое значительное благословение. Когда мы посмотрим в лицо нашему Господу, а Он в ответ посмотрит на нас с бесконечной любовью, мы увидим в Нем исполнение всего хорошего, справедливого и желанного, что только естьв мире. В лице Бога мы увидим исполнение всех желаний: совершенной любви, мира, радости, познания истины, справедливости, святости и мудрости, доброты и силы, славы и красоты. Когда мы посмотрим в лиио нашего Господа, мы более полно, чем когда-либо, осознаем: «Полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:11, курсив мой. — У. Г.). Тогда исполнится стремление наших сердец: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во вес дни жизни моей, созерцать красоту Тосподню и посещать храм Его» (Пс. 26:4, курсив мой. — У. Г.).
Часть I. Учение о Слове Божьем
по своей инициативе добавить какие-либо слова к тем, что Бог уже изрек. Кроме того, это означает, что фактически Бог не сказал человечеству никаких иных слов, которым мы могли бы верить и повиноваться, помимо тех, что есть в Библии.
Этот момент очень важен, поскольку он помогает нам понять противоречивый, на первый взгляд, факт: Бог сначала говорит Своему народу, что Его слова достаточны для него в различные моменты истории спасения, а позднее добавляет к этим словам. Например, во Втор. 29:29 Моисей говорит: «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего».
Этот стих напоминает нам, что Бог всегда был Тем, по Чьей инициативе нам что-либо открывалось или не открывалось. На каждом этапе истории спасения, то, что Бог открывал, предназначалось для Его народа в этот временной отрезок, а народу следовало изучать, верить и повиноваться. Походу истории спасения добавлялись новые слова Божьи, которые истолковывали эту историю {о развитии канона см. выше, в гл. 2).
Таким образом, ко времени смерти Моисея, первые пять книг нашего Ветхого Завета были достаточны для народа Божьего того времени. Однако Бог вдохновил последующих авторов сделать добавления, чтобы Писание стало достаточным доя верующих более поздних времен. Для современных христиан достаточны слова Бога, зафиксированные в Ветхом и Новом Заветах. После смерти, воскресения и вознесения Христа и после основания церкви, как это описано в Новом Завете, а также после соединения книг в новозаветном каноне, не произошло никаких значительных событий в истории спасения, которые имели бы значения для всего народа Божьего во все последующие времена, и поэтому никаких новых слов Божьих, истолковывающих эти события, нам не было дано.
Это означает, что мы можем процитировать тексты Писания из всех частей канона, где ясно показано, что принцип достаточности откровения Божьего в каждый конкретный период оставался все тем же. В этом смысле стихи, которые говорят о достаточности Писания в более ранние периоды, непосредственно относятся также и к нам, несмотря на то что объем Библии в наше время значительно увеличился. В этом смысле следующие тексты Писания обращены также и к нам:
Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте запонеди Господа, Бога вашего, которые я нам заповедую (Втор. 4:2).
Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнять; не прибавляй к тому и не убавляй от того (Втор. 12:32).
Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом
Глава 7. Достаточность Писания
!■■'■. И я таюке свидетельствую всякому слышащему слова пророчества
книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о
которых написано в книге сей: и если кто отнимет что от слов книги
JS. пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом
., граде и в том, что написано в книге сей (Отк. 22:18,19)!.
., г': Г. Практическое применение учения о достаточности Писания
Учение о достаточности Писания может помочь нам в различные моменты христианской жизни. Приведем несколько примеров (список можно продолжить).
1. Когда мы, размышляя, стараемся сделать вывод (по тому или иному
вопросу) или принимаем решение, как поступить (в той или иной ситуации),
нас поддерживает мысль, что все сказанное Богом по этим проблемам можно
найти в Писании. Это не означает, что Библия дает ответ на все вопросы, ко
торые могут прийти нам в голову, ибо «сокрытое принадлежит Господу, Богу
нашему» (Втор. 29:29). Это значит лишь, что, когда перед нами встает под
линно значимая для нашей христианской жизни проблема, мы можем обра
титься к Писанию с уверенностью втом, что через него Бог поможет нам ре
шить ее.
Конечно, иногда бывает и так, что П исание прямо не отвечает на важный для нас вопрос (напр.. какого «богослужебного порядка» нам придерживаться в воскресенье утром; как лучше молиться: на коленях или стоя; в какое время дня нам принимать пишу и т. д.). В подобных случаях стоит сделатьвы-вод, что Бог не требует от нас ничего определенного (кроме соблюдения общих принципов поведения и наших стремлений). Однако во многих других случаях мы обретем прямое и ясное водительство от Господа, Который даст нам все необходимое для «всякого доброго дела» (2 Тим. 3:17).
Чем чаще мы будет обращаться к Писанию в поисках водительства, тем быстрее научимся находить точные, четко сформулированные ответы на наши вопросы. Следовательно, мы сможем обрести способность верно понимать учения Библии и применять их в конкретных ситуациях.
2. Мы ничего не можем прибавить к Писанию и ни одну другую книгу мы
не можем считать равной Писанию по значимости. Этот принцип нарушают
почти все культы и секты. Мормоны, например, утверждают, что они верят в
Библию, но, по их мнению, и «Книга Мормона» обладает божественным ав
торитетом. Христианские ученые гонорят, что верят в Библию, но на практике
2 В первую очередь Э1 и стихи, конечно, относятся к самой Книге Откровение, однако неслучайно они расположены в самом конце этой книги — единственной, которая может быть последней в каноне Нового Завета. Следовательно, мы с полным основанием можем применить эти стихи ко всему канону (см. гл. 2). _., ^
Часть I. Учение о Слове Божьем
считают книгу «Science and Health With a Key to the Scriptures» Mary Baker Eddy равной Писанию по авторитету. Поскольку это является нарушением повеления Бога не добавлять ничего к Его словам, нам не следует думать, что в этих книгах можно найти дополнительные слова Божьи. Иногда подобная ошибка совершается в христианских церквах, когда люди с доверием принимают новые идеи о Боге или о небесах, основанные не на Писании, а на чьих-то рассуждениях или наличном опыте.
3. Мы не должны верить каким-либо письменным свидетельствам о Боге
или о Его труде спасения, если их нет в Библии. Среди письменных памятников
ранней церкви есть документы, где собраны изречения Иисуса, не вошедшие
в Евангелия. Похоже, что некоторые из них действительно являются доволь
но точной записью того, что Иисус говорил (хотя сейчас невозможно с доста
точной степенью точности установить, какие именно). Однако для нашей хри
стианской жизни это не имеет никакого значения, поскольку, благодаря Богу,
в Писании есть все, что нам следует знать о словах и делах Иисуса. Надо при
знать, эти документы в какой-то степени могут помочь при лингвистичес
ких исследованиях и, возможно, при изучении истории церкви, но они никак
не могут повлиять на наше знание о том, во что нам следует верить, когда речь
идет о жизни и учении Иисуса, и не смогут помочь сформулировать наши бо
гословские или этические убеждения.
4. Ни одно современное откровение от Бога не может считаться равным
Писанию по авторитету. В разные периоды истории Церкви, и особенно в со
временном харизматическом движении, люди утверждали, что ради блага церкви
Богдал через них откровение. Как бы мы ни расценивали подобные заявления3,
нам следуетбыть осторожными и никогда (по крайней мере, на практике) не
ставить их на один уровень с Писанием4. Все, что касается Бога и Его дея
тельности в мире, содержится в Писании. И мы не должны повиноваться ка
ким бы то ни было указаниям, которые содержатся в подобных откровениях,
если они не находят подтверждения в Писании. В Библии есть все, что нам
необходимо узнать от Бога, для того чтобы верить в Него и повиноваться Ему5.
3 См. гл. 51, где говорится о том, что возможны некоторые виды откровения от Бога
и в наши дни, когда канон уже сформирован. Особенно см. гл. 52 о даре пророчества.
4 Наиболее ответственные представители современного харизматического движе
ния в целом согласны с этим предостережением; см.: Wayne Grudem, The Gift of Prophecy
in the New Testament and Today (Eastbourne, England: Kingsway, and Westchester, 111.: Crossway,
1988), pp. 110-112; 245-250.
5 Я не кочу сказать, что придерживаюсь «цессационистского» (от лат. cessalio, «пре
кращение». — Примеч. ред.) взгляда на духовные дары (т. е. что определенные дары, та
кие, как пророчество и говорение на языках, прекратились после смерти апостолов).
Здесь я просто хочу показать, насколько опасно преувеличивать значение этих даров,
особенно если при этом снижается авторитет Писания или игнорируется учение о доста
точности. Более подробно эти дары рассматриваются в гл. 52; см. также: Wayne Grudem,
The Gift of Prophecy in the New Testament and Today (см. предыдущую сноску).
Глава 7. Достаточность Писания
Следует отметить также, что, когда пытаются опровергнуть учение о достаточности Писания с помощью каких-либо документов, которые люди стремятся поставить натотже уровень, что и Писание (будь то виебиблейская христианская литература I в., или документы Римско-католической церкви, или книги различных культов, как, например, «Книга Мормона»), в результате всегда происходит одно и то же: 1) учения самой Библии отходят на второй план и 2) люди начинают учить таким вещам, которые противоречат Писанию. Церковь всегда должна осознавать возможность возникновения подобной опасности.
5. Что касается непосредственно христианской жизни, то учение о достаточности Писания напоминает нам следующее: то, что не запрещено в Писании (прямо или косвенно), не является грехом. Ходить в законе Господнем — значитбыть «непорочным» <Пс, 118:1). Таким образом, мы не можем прибавлять никаких запретов к тем, которые уже изложены в Писании. Конечно, иногда могут позникатьситуации, когда конкретному христианину будет лучше, например, воздержаться от кофе, кока-колы или идоложертвенного мяса или отказаться от посещения кинотеатров (см.; ] Кор. 8-10), однако если какое-либо конкретное учение или общий принцип Писания не запрещает этого всем верующим, то мы должны твердо говорить о том, что эти действия не являются греховными сами по себе и что они не запрещены Богом Его народу во всех других случаях6.
Этот принцип также очень важен, поскольку в среде верующих всегда существует тенденция жить по писаным или неписаным правилам (или дено-минационным традициям), указывающим, что следует и что не следует делать в христианской жизни, вместо того чтобы ежедневно искать водительства Бога в Библии.
Кроме того, если мы расширяем список грехов, которые запрещены П и-санием, это приносит вред и церкви, и конкретным верующим. Святой Дух
6 Безусловно, человеческие сообщества, такие, как нация, церковь, семья и т. д., могут устанавливать свои внутренние правила поведения. Напр., какая-либо семья может запретить детям смотреть телевизор поздно вечером в будние дни. Подобных правил нет в Писании, и едва ли их можно обосновать тем или иным библейским принципом. И все же повиноваться этим правилам нужно, так Бог повелевает нам покоряться власти начальства (Рим. 13:1—7; 1 Пет. 2:13 — 3:6 и др.). Но говорить об отрицании учения о достаточности Писания можно будет лишь в том случае, если кто-либо попытается придать правилу общее значение вне рамок той ситуации, и которой оно должно Действовать (напр.: «Члены нашей церкви не должны смотреть телевизор поздно вечером в будние дни» или «Христиане не должны смотреть телевизор поздно вечером в будние дни»)- В таком случае правило перестает быть правилом поведения в одной конкретной ситуации и становится моральной заповедью, как бы применимой ко всем христианам в любой ситуации. Мы не вправе добавлять подобные правила к Писанию и навязывать их всем верующим, на которых мы имеем влияние; не может поступать таким образом и церковь
В ЦеЛОМ.
Часть I. Учение о Слове Божьем
не станет призывать нас повиноваться правилам, которые не одобрены Богом в Писании, да и сами верующие не будут находить радости в повиновении тому, что не согласуется с законом Божьим, записанным и их сердцах. Иногда христиане долгое время молят Бога о «победе» над предполагаемым грехом. Но Бог не может дать «победы», поскольку состояние или действие, о котором идет речь, — вовсе не грех, это не вызывает гнева Божьего. А в результате, не получая ответа на свои молитвы, люди приходят в отчаяние и разочаровываются в христианской жизни.
В других случаях, не соглашаясь с навязанным представлением об этих новых «грехах», христианин тем не менее будет испытывать чувство вины и отчуждения от Бога. Часто бывает так, что на этих новых правилах бескомпромиссно и открыто настаивают те, кто еяедует им, и тогда в церкви исчезает подлинное общение верующих. Это вредит и проповеди, так как создается впечатление (по крайней мере, у посторонних), что возвещение Евангелия подразумевает дополнительные требования вжизни верующих, т.е. человек может подумать, что, для того чтобы стать членом Тела Христова, следует жить так, как живут именно эти христиане.
Явный пример подобных дополнений к повелениям Писания — это противодействие Римско-католической церкви «искусственным» методам контроля над рождаемостью; эта политика не находит ни малейшего подтверждения в Писании. В результате многие люди, нарушая эти правила, ощущали отчуждение от Бога и испытывали ложное чувство вины. И все же надо признать, что человеческой природе свойственно устанавливать подобные правила; такие примеры можно найти в писаной или неписаной традиции почти каждой деноминации.
6. Бог не требует от нас ничего, что прямо или косвенно не повелевает нам Писание. Это напоминает нам о том, что, пытаясь узнать волю Божью, мы должны сосредоточить свое внимание на Писании. Если кто-либо утверждает, что он знает, как нам поступить в той или иной конкретной ситуации, потому что у него есть сообщение для нас от Бога, мы прежде всего должны проверить, подкрепляется ли это материалом Писания. Если подтверждения в Писании нет, то мы должны отвергнуть подобную помощь и не испытывать при этом чувство вины.
Открытие этой истины может привнести великую радость и мир в жизнь многих христиан, которые, проводя бесконечные часы в поисках воли Божьей за пределами Писания, часто так и не обретают уверенности в том, что они нашли се. Ведь многие христиане в наши дни вообще не уверены, что они могут узнать волю Божью хоть с какой-то долей определенности. Отсюда происходит и отсутствие стремления исполнять волю Божью (ибо как же ее узнать?}, и незначительный рост в святости перед Богом.
И напротив — христиане, которые убеждены в достаточности Писания, охотно ищут и находят волю Божью в Писании. Они могут постоянно возрастать в послушании Богу, познавая великую свободу и мир в христианской жизни. И они смогут воскликнугь вместе с псалмопевцем:
Глава 7. Достаточность Писания
буду хранить закон Твой всегда, но веки и веки. Буду ходить свободно; ибо я взыскал повелений Твоих. <... >
Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения (Пс. 118:44, 45,165).
7. Если речь идет о богословском и этическом учении, мы должны наибольшее значение придавать тому, чему придает значение Писание, и довольствоваться тем, что Бог сказал нам в Писании. Есть такие предметы, о которых Бог сказал нам в Библии мало или ничего. Мы должны помнить, что «сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему» (Втор. 29:29) и что Бог открыл в Писании имен но то, что было нам предназначено. Мы должны принимать эту истину, не преуменьшать значение Писания и не желать, чтобы Бог дал нам больше информации о том, о чем в Писании говорится мало. Конечно, возможны такие ситуации, когда мы сталкиваемся с проблемой, требующей от нас очень большого вниманиям большей информации. Однако такие случаи сравнительно редки, и они не должны задавать тон в нашей жизни и в нашем служении.
Во многих культах акцент делается на неясные учения Писания (на память приходит то внимание, которое мормоны уделяют крещению для мертвых; об этом говорится водном-единственном стихе Библии [1 Кор. 15:29], точное значение которого, судя по всему, сейчас установить невозможно). Однако сходная ошибка была допущена и целым поколением либеральных исследователей Нового Завета в начале XX в. Большую часть жизни они посвятили бессмысленным поискам источников событий, не вошедших в евангельские повествования, или «подлинных» изречений Иисуса.
К несчастью, подобное слишком часто встречается и в среде евангельских христиан различных деноминаций. Основанием для разделения на деноминации послужили те вопросы учения, которым Библия уделяет сравнительно мало внимания; их разрешение чаще всего основывается на сложных логических построениях, а не на прямых библейских утверждениях. Например, спорят о «правильной» форме церковного управления; о присутствии Христа в символах Вечери Господней; о событиях, которые последуют за возвращением Христа; о том, кого следует допускать к Вечере Господней; кого можно крестить; что означает «крещение Святым Духом» и т. д.
Мы не утверждаем, что все эти вопросы не имеют никакого значения или
что Писание не дает нам на них ответов (многих из них мы будем разбирать в
последующих главах этой книги). Однако всем этим темам уделяется сравни
тельно мало внимания в Писании. Грустно сознавать, что руководители дено
минаций большую часть своей жизни нередко посвящают защите именно вто
ростепенных моментов учения, которые отделяют их деноминацию от других.
Что лежит в основе этих усилий? Желание достигнуть единства понимания в
церкви? Или желание удержать власть над другими людьми, основанное на
человеческой гордыне? Как бы там ни было, но в конечном счете это не нази-
даетцерковь. vm\-os^.:,,aqgT &~.{.\--<-\qi
Часть 1. Учение о Слове Божьем
': ■■"" Вопросы для самостоятельной работы -лиспн.;:
1. Какое значение вы придаете чтению Библии и чтению других христиан
ских книг, когда ищете волю Божью в вашей повседневной жизни? Менялось ли
ваше отношение к Библии и другим книгам в процессе роста в христианской
жизни и в результате углубления ваших взаимоотношений с Богом? Поможет ли
вам учение о достаточности Писания в вашей христианской жизни?
2. Какие вопросы учения и морали остаются для вас неясными? Согласны
ли вы с тем, что Писание может дать ясный ответ на многие из этих вопросов?
3. Хотелось ли вам когда-нибудь, чтобы Библия говорила больше (или мень
ше) по тому или иному вопросу? Как вы считаете, что порождает в вас подобное
желание? Используя материал этой главы, что бы вы сказали человеку, который
сейчас выразил бы подобное желание? Каким образом мудрость Божья проявля
ется в том, что Он не сделал Библию ни длиннее, ни короче, чем она есть?
4. Если в Библии есть все, что нам необходимо для того, чтобы полностью
повиноваться Богу, то какова роль инициатив, помогающих нам узнать волю Бо
жью в нашей жизни? (Это могут быть советы других людей; проповеди и занятия
по изучению Библии; водительство Святого Духа, когда мы чувствуем, что Он
руководит нашими внутренними устремлениями и субъективными впечатлени
ями; дар пророчества (если вы считаете, что он действует в наши дни.)
5. Каким образом вы станете искать «совершенной* воли Божьей о вашей жиз
ни? Возможно ли существование более чем одного «совершенного* выбора в тех
решениях, которые мы принимаем? (Поразмышляйте над Пс. 1:3 и 1 Кор. 7:39,
когда будете отвечать на этот вопрос, и используйте материал этой главы.)
6. Когда мы ищем воли Божьей, нужно ли нам знать что-либо еще помимо
учения Писания, фактов, касающихся данной ситуации и умения правильно при
менять то, что узнали? Какова, в таком случае, роль молитвы в поисках водитель
ства? О чем нам следует молиться?
Специальные термины
достаточность Писания непорочность
Библиография