Можно и не читая Библию

Как же быть тем, кто не читает Библию? Могут ли они получить какое-либо знание о Боге? Могут ли они узнать что-либо о Его законах? Да, без Биб­лии можно кое-что узнать о Боге, хотя это знание не будет абсолютно точным.

Люди могут обрести знание о том, что Бог существует, и о некоторых Его качествах, просто наблюдая за самим собой и окружающим миром. Давид говорит: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Чтобы увидеть свидетельство безграничной власти, мудрости и даже красоты Бога, достаточно взглянуть на небо; это значит наблюдать величе­ственное свидетельство славы Божьей. Также и Павел с Варнавой говорят греческим жителям Листры о живом Боге, который сотворил небо и землю: «[Он] в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца

1 Определении общего и частного откровения см. нас. 124, 125.




Глава 6. Необходимость Писания



наши»(Деян. 14:16,17). Дожди и урожайные годы, плоды, которые приносит земля, радость человеческих сердец — все свидетельствует о том факте, что их Творец — это Бог милосердия, любви и даже радости. Все эти свидетельства о Боге находятся вокруг нас, в творении, и их могут увидеть все, кто стремится к этому.

Даже те, кто из-за своей извращенности отвергает истину, не могут не ви­деть свидетельств о существовании Бога, наблюдая за Его творением:

Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их серд­це (Рим. 1:19-21).

Здесь Павел говорит не только о том, что творение свидетельствует о су­ществовании Бога и о Его качествах, но также о том, что даже безнравствен­ные люди признают это очевидным. То, что можно узнать о Боге, «явно для них», и они даже «познали Бога» (судя по всему, они знали, Кто Он), но «не про­славили Его, как Бога, и не возблагодарили». Этоттекст позволяет нам утверж­дать, что все люди, даже наиболее безнравственные, обладают некоторым внут­ренним знанием о существовании Бога и о том, что Он — Творец, наделенный властью. Это становится ясным «через рассматривание творений», т. е. всего творения в целом. И, возможно, в человеке, сотворенном по образу Божьему, люди видят (наблюдая за собой и другими людьми) самое великое свидетель­ство о существовании Бога6.

Таким образом, даже без Библии, вес люди имеют свидетельство в творе­нии о том, что Бог существует, о том, что Он — Творец, а они — творения, и обладают также некоторыми свидетельствами о Его качествах. Итак, из это­го свидетельства они нечто познают о Боге (хотя никто не говорит о том, что это знание способно привести их к спасению),

Д. Кроме того, узнать о качествах Бога
и Его моральных законах можно и без Библии

В Послании к Римлянам Павел продолжает сюе рассуждение и показыва­ет, что даже у тех неверующих, которые не обладают записанными законами

6 Швейцарский богослов Карл Барт (1886-196S) отрицал, что сам по себе человек может узнать что-либо о Боге через естественное откровение в природе, и настаивал, что знание о Боге может быть получено только через знание о благодати Божьей во Христе. Его отрицание естественного откровения не получило широкого признания; оно основа-но на не слишком убедительной точке зрения о том, что в Рим. 1:21 говорится о теорети­ческой возможности познания Бога, а не о фактическом знании.



Часть I. Учение о Слове Божьем




Божьими, в сознании есть некоторое понимание моральных требований Бога. Перечисляя грехи («зависть, убийства, распри, обман...»), Павел говорит о грешниках: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:32). Аморальные люди знают, что их грех — преступление, по крайней мере отчасти.

Далее Павел говорит о действии совести в язычниках, у которых нет пись­менного закона:

Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное дела­ют, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мыс­ли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую {Рим. 2:14,15).

Совесть неверующих свидетельствует им о моральных нормах Бога, одна­ко это свидетельство в сердцах неверующих искажено или глубоко спрятано7. Павел говорит, что иногда их мысли «обвиняют», а иногда «оправдывают» их. Знание о законе Божьем, полученное таким путем, несовершенно, однако до­статочно для того, чтобы дать возможность осознать моральные требования Бога. (Именно на этом основании Павел утверждает, что все человечество виновно перед Богом, даже те л юди, у которых нет письменного закона Бога.)

Знание о существовании Бога, Его качествах и моральных законах, ко­торое люди обретают через творение, часто называют «общим откровением» (так как его получают все люди)к. Общее откровение можно обрести, наблю­дая за природой, видя направляющее воздействие Бога в истории и испыты­вая внутреннее ощущение существования Бога и Его законов, которое Он да­ровал каждому человеку. Общее откровение отличается от «частного откро­вения»; этоттермин обозначает слова Бога, обращенные к конкретным людям, такие, как слова Библии, ветхозаветных пророков и новозаветных апостолов, а также слова личного обращения Бога, такие, как изреченные на горе Синай или во время крещения Иисуса9.

7 Совесть неверующих подавлена или ожесточена под влиянием культурного окру­
жения и частных обстоятельств. Например, в обществе каннибалов совесть многих лю­
дей ожесточена и нечувствительна к злу убийства, тогда как, например, в современном
американском обществе совесть слишком малочувствительна по отношению к злу лжи.
пренебрежения отцовским авторшетом, сексуальной распущенности. Более того, люди,
которые постоянно совершают один и тот же грех, часто испытывают все меньшие угры­
зения совести: вор может очень сильно чувствовать свою вину после первой или второй
кражи, однако остается почти равнодушным после двадцатой. Свидетельство совести
остается в каждом случае, однако аморальность заглушает его.

8 Об истории учения об обшем откровении и его обосновании в Писании см.: Bruce
Demarest, General Revelation (Grand Rapids: Zondervan, 1982); см. также: Gordon R. Lewis
and BruceA. Demarest, Integrgiiye..Theo!pgy., 1:53—91.

'См.гл. 1. ■ ■^„:.:Л„^



Глава 6. Необходимость Писания



Частное открозение — это все слова Писания; но оно также включает в себя и слова, произнесенные, но не зафиксированные в Писании, например, слова Иисуса, ветхозаветных пророков и новозаветных апостолов.

Все люди знают что-либо о моральных законах Бога, и это великое благо­словение для общества. В противном случае, ничто не могло бы сдержать то зло, которое совершают люди, чьи поступки не ограничиваются их собствен­ной совестью. Поскольку существует некоторое общее представление о добре и зле, христиане часто согласны с нехристианами по многим вопросам граж­данского законодательства, общественных норм, основ деловой этики и пра­вил поведения в обычной жизни. Кроме того, мы можем воззвать к чувству справедливости в человеческих сердцах (Рим. 2:14), пытаясь провести луч­шие законы, отменить плохие или исправить какие-либо иные несоответствия того общества, в котором мы живем. Знание о существовании Бога и о Его качествах помогает достичь Евангелием нехристианского сердца и разума (неверующие знают, что Бог сушествует и что они нарушили Его требования, и весть о том, что Христос умер для того, чтобы заплатить за их грехи, — это действительно Благая весть для них).

Однако следует подчеркнуть, что нигде в Писании не говорится о том, что люди могут познать Евангелие или узнать о пути спасения через подобное об­щее откровение. Они могут лишь знать, что Бог существует, что Он —их Тво­рец, что они обязаны подчиняться Ему и что они согрешили против Него. Си­стемы жертвоприношений в древних религиях подтверждают этот факт. По­вторяющиеся случаи «дождей времен плодоносных», о которых говорится в Деяи. 14:17, могли даже привести многих людей к мысли о том, что Бог не толь­ко свят и праведен, но и любящий Бог, Который прощает. Однако каким об­разом святость и справедливость Бога может сочетаться с Его стремлением прощать грехи — это тайна, которая без Библии не была раскрыта ни в одной религии. Не дает нам Библия и надежды на то, что подобное открытие может быть совершено без особого откровения от Бога. Величайшее чудо нашего ис­купления заключается в том, что Сам Бог предоставил нам путь спасения, послав в качестве нашего представителя Своего собственного Сына (Кото­рый одновременно является и Богом, и человеком), чтобы Он понес наказа­ние за наши грехи, сведя воедино справедливость и любовь Бога в бесконечно мудром и поразительно благодатном деянии. Этот факт, который кажется хри­стианину почти что общим местом, не должен терять в нашем сознании своей исключительности — мы никогда не узнали бы об этом без особого устного откровения Божьего.

Кроме того, даже если бы сторонни к древней религии мог бы вообразить себе, что Бог каким-то образом должен Сам понести наказание за наши гре­хи, то подобная мысль казалась бы просто невероятной. Она никогда не смогла бы стать основанием для того, чтобы утвердить на нем спасительную веру, если бы Бог сам не утвердил эту мысль Своими Собственными словами, а именно



Часть 1. Учение о Слове Божьем



словами Евангелия, возвестившего, что это и в самом деле должно произойти (если это откровение было во времена, предшествующие Христу) или что это действительно произошло (если откровение относится ко времени после Хри­ста). Библия нигде не рассматривает человеческие рассуждения в отрыве от Слова Божьего в качестве достаточного основания для обретения спаситель­ной веры: эта спасительная вера, в соответствии с учением Писания, всегда является верой в Бога, основанной на истинности слов Самого Бога10.

''■■"' Вопросы для самостоятельной работы tH:|fi

1. Когда вы свидетельствуете неверующему, что вы ему советуете прочитать в
первую очередь? Вы слышали о таких случаях, когда человек становился христи­
анином, не читая Библии и не слушая тех, кто рассказал бы ему о том, что гово­
рит Библия? Таким образом, в чем заключается самая главная задача миссионе­
ра? Каким образом учение о необходимости Писания отражается на нашей мис­
сионерской работе?

2. Питаете ли вы вашу душу духовной пищей Слова столь же заботлино и
усердно, как вы питаете ваше тело физической пищей? Что делает нас духовно
нечувствительными? Почему при этом физический голод мы чувствуем гораздо
острее, чем духовный? Как исправить эту ситуацию?

3. Когда мы стремимся узнать волю Божью, на что нам следует потратить
больше всего усилий и времени? На что вы тратите более всего усилий и времени
в таком случае? Противоречат ли друг другу принципы Божьи, изложенные в
Писании, и выводы, которое мы делаем, руководствуясь нашими чувствами, со­
вестью, внешними обстоятельствами, человеческими рассуждениями? Что нам
следует делать для того, чтобы разрешить эти противоречия?

4. Как вы думаете, будет ли когда-нибудь составлено гражданское законода­
тельство, основанное на моральных принципах Бога, изложенных в Писании?
Почему следует надеяться на то, что, в конечном счете, мы сможем убедить по­
давляющее большинство нашего общества принять законы, соответствующие
духовным нормам? Что может помешать этим усилиям?




Специальные термины

естественное откровение необходимость Писания


общее откровение частное откровение


1.



10 Следует отметить, что в Новом Завете именно о Слове Божьем говорится как о том представителе, через которого Бог дарует людям духовную жизнь (Иак. 1:18; 1 Пет. 1:23).

u'Mi.^ff; .i'fjMit>;■■■■ ;iMdHH3inoGtO:iMJKi4J1.:ruMi'i ■/it елгц'чг*; аи W-'э idc' v)



Глава 6. Необходимость Писания



:г1- манни

Соответствующие разделы Tm

.'|!;Я

в евангельских систематических богословиях

1. Англиканские (епископальные) | t 3Sitoi$

1882—1892 Litton (вопрос напрямую не рассматривается)юЭ.iiT ncV
1930 Thomas, 258-260.Ј;<>i.bumiol

,,, ч eillhino.y,V\T ЯСУ

2. Арминианские (уэслианские или методистские) -,~., _,.
1983 Carter, 1:288-289 л:-.^.ггяЫнаЛ JiT nfiV

3. Баптистские ;"^"'' ^ ■""■■V-M'l.<цгА<*
1767 Gill, 1:32-36.; y;v
1976-1983 Henry, 1:17-29; 2:91-123; 4:494-522; 6:360-369 -.ч нч
1983-1985 Erickson, 153-174 ' ' -■-''

1987-1994 Lewis/Demarest, 1:59-92

:J':fr.d)W

4. Дисленсационалистские

1947 Chafer, 1:48-60

. Лютеранские ■. •

1934 Mueller, 90-9S K''"'' ''^''"''.\ ^ /* "" "'

6. Реформатские (или пресвитерианские) ■ «,;■-

1559 Calvin, 1:69-74, 838-849 (1.6; 3.19.6-16)

1724-1758 Edwards, 2:479-485,,,,..,,..,■;,!' ..<, ■. ■"

1861 Heppe,3I-33:-от=:-: ■ i-,.-■ н:^- -■--ч

1871-1873 Hodge, 1:18-60, 364-365 '..,,,.,гм>., ■

1878 Dabney, 64-78 :.............................. '"

1938 Berkhof, Mm., 128-133; 165-166 ■-,.,;.

7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические) ■;. u,

1988-1992 Williams, 33-36, 239-241 (;;;^w:'.- -.!*■;■'»'.•:-.--М';;-з tl ■ ■■■

,.,,,... Соответствующие разделы к![-. ■-, ■■■>. i. с

в авторитетных римско-католических богословиях ;, _ ■.;., ^.

1. Традиционные богословия Эгг.;io/,'.-.-:..." '■■!»-■:>
1955 Ott (вопрос напрямую не рассматривается) "'';''--'1)' '"

2. Написанные после II Ватиканского собора....... _.„,,{.

1980 McBrien, 1:151-161; 245-281,^-. [>. _ Г-.. ■.-.;ь-**.:-. ■

Другиеработы. • ^.,ri,v,,. ...НУ1',

Berkouwer, G. С. General Revelation. (No translator named.) Grand Rapids: Eer-dmans, 1955.



Часть I. Учение о Слове Божьем



Demarest, Bruce A. General Revelation. Grand Rapids: Zondervan, 1982.

Demarcst, Bruce A. "Revelation, General". Tn EDT, pp. 944-945. _.

Henry, Carl F. H. "Revelation, Special". In £07", pp. 945-948.

Kuyper, Abraham. Principles of Sacred Theology. Trans, by J. H. dc Vries. Grand Rapids: Eerdmans, 1968, pp. 341—405 (первоначально опубликована в 1898 г. под названием Encyclopedia of Sacred Theology),

Packer, J. T. "Scripture". ]n NDT, pp. 627-63!.

Van Til, Cornelius. Common Grace and the Gospel. Nutley, N. J.: Prebyterian and Reformed, 1973.

Van Til. Cornelius, in Defense of the faith, vol. 1: The Doctrine of Scripture. Ripon, Calif.: den Dulk Christian Foundation, 1967, pp. 1 — 15.

Van Til, Cornelius. In Defense of the Faith, vol. 5: An Introduction to Systematic Theology. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1976, pp. 62-109.

■, ■...*W).....

Отрывок для запоминания

Мф. 4:4:

Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить чело­
век, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
- -

-feet -,'JJ '-

. i.-h-r..-v



<*■ Г Л А В А 7



Достаточность Писания

/ Достаточно ли Библии для того, -'- i-адчя* /и ff swi* чт°бы узнать, чего от нас желает Бог в наших мыслях и действиях?

, r^«um- ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ..,;„

Следует ли нам искать иных слов от Бога, в дополнение к тем, которые ланы нам в Писании? Учение о достаточности Писания отвечает на этот вопрос.

А. Определение понятия «достаточность Писания*

Понятие «достаточность Писания» означает, что Писание содержит в себе все слова Божьи, которые Он желал сказать Своему народу на каждом этапе истории спасения, и сегодня оно содержит в себе все, что нам необходи­мо знать для нашего спасения, для совершенной веры в Бога и для совершенного послушания Ему.

В этом определении подчеркивается тот факт, что только в Писании нам следует искать Божьи слова, обращенные к нам, что там есть все необходимое для нас и что мы должны радоваться великому откровению, которое нам дано, и довольствоваться только им.

Важное подтверждение и объяснение этого учения находим в словах Пав­ла, обращенных к Тимофею: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» {2 Тим. 3:15). Контекст показывает, что здесь «священные писания» — это письменно зафиксированные Писания (2 Тим. 3:16). Следовательно, слова Божьи в Писании — это все, что необходимо нам для спасения; эти слова спо­собны сделать нас мудрыми «во спасение». Это подтверждается другими тек­стами, в которых говорится о словах Писания как о средстве, которое Бог ис­пользует для того, чтобы привести нас к спасению (Иак. 1:18; 1 Пет. 1:23).

Другие тексты указывают нам, что в Библии есть все, что нам необходи­мо для христианской жизни. Павел пишет Тимофею: «Все Писание богодух-новенно и полезно дчя научения, для обличения, для исправления, для настав­ления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16,17).



Часть 1. Учение о Слове Божьем



Здесь Павел указывает на то, что одна из целей, ради которых Бог вдох­новил людей на составление Писания, — это подготовить нас «ко всякому доброму делу». Следовательно, нет иных «добрых дел», которые Бог желает, чтобы мы совершали, помимо тех, которым учит нас Писание.

Схожее учение находим и в Пс. 118: «Блаженны непорочные в пути, ходя­щие в законе Господнем» (ст. 1). Этот стих показывает равнозначность «непо­рочности» и «хождения в законе Господием»: непорочны тс, кто ходят в законе Господнем. Это еще раз подтверждает, что все, чего требует от нас Бог, записа­но в Его Слове. Следовательно, чтобы быть непорочными в глазах Бога, нам просто следует делать все, что повелевает Библия.

Итак, для того чтобы быть морально совершенными, что нам следует де­лать, помимо того, что нам повелевает Писание? Ничего! Совершенно ничего! Если мы просто придерживаемся слов Писания, мы будем «непорочны» и со­вершим «всякое доброе дело», которое ожидает от нас Бог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: