double arrow

В. И все же мы можем обладать истинным знанием о Боге


Несмотря на то что мы не можем познать Бога исчерпывающим образом, мы можем знать истину о Боге. Ведь все, что Писание говорит нам о Боге — правда. Правда то, что Бог есть любовь (1 Ин. 1:5), что Богестьдух(Ин.4:24), что Бог справедлив или праведен (Рим. 3:26) и т. д. Утверждая это, мы не гово­рим, что знаем все о Боге, о Его любви, о Его праведности или о любом дру­гом Его свойстве. Когда я говорю, что у меня три сына, это утверждение пол­ностью истинно, хотя я и не знаю всего о моих сыновьях и даже о себе са­мом. Точно также обстоит дело и с нашим знанием о Боге. Мы обладаем истинным знанием о Боге, почерпнутым из Писания, хотя мы и не обладаем исчерпывающим знанием. Мы можем узнать о некоторых из Божьих помыс­лов— и даже о многих из них — из Писания, и, узнавая о них, мы, подобно Давиду, находим их «ценными» (Пс. 138:17). (Всинодальном переводе — «воз­вышенные». Еврейское слово Чрч имеет следующие значения: ценный, доро­гой; драгоценный [о камне]; редкий; прекрасный; значительный, важный. Пе­реводчики версии, которую цитирует автор, предпочли вариант «ценный» — precious. — Примеч. пер.)

Еще более важно то, что мы познаем Самого Бога, а не просто факты о Нем или о том, что Он свершает. В разговорном английском языке мы прово­дим различие между знанием фактов и знанием людей. Я был бы прав, если бы сказал, что знаю много фактов, связанных с президентом Соединенных Шта­тов, однако я не могу сказать, что я знаю его самого. Если бы я сказал, что знаю его, это означачо бы, что я встречался и беседовал с ним и что у меня с ним есть какие-то взаимоотношения.

Многие люди сейчас утверждают, что мы не можем знать Самого Бога, мы можем знать только факты, связанные с Ним или с тем, что Он делает. Другие говорят, что мы не можем знать Бога таким, каков Он есть, а можем знать Его лишь таким, каким Он открывается нам в отношениях с нами (подразумевается, что эти два аспекта имеют некие различия). Но Писание не утверждает этого. В многочисленных текстах говорится о познании Самого Бога. В Книге Пророка Иеремии мы читаем следующие слова Божьи;

Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий ми­лость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь (Иер. 9:23,24).



Глава 9- Познаваемость Бога



Здесь Бог говорит, что источником нашей радости и чувства значимости должно быть не наше имущество и не наши способности, а тот факт, что мы знаем Его. Также Иисус в молитве к Отцу говорит: «Сия же есть жизнь веч­ная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Хри­ста» (Ин. 17:3). Обетование нового завета заключается в том, что все будут знать Бога, «от малого до большого» (Кор. 8:11), а в Первом послании Иоанна говорится, что Сын Божий пришел и даровал нам разум, «да познаем (Бога) истинного» (I Ин. 5:20; см. также: Гал. 4:9; Флп. 3:10; 1 Ин. 2:3; 4:8). Иоанн говорит: «Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» (1 Ин.2:13).

Богатство христианской жизни состоит, помимо всего прочего, и в лич­ных взаимоотношениях с Богом, а это доказывает, что мы знаем именно Са­мого Бога. Как показывают эти тексты, мы обладаем гораздо большей при­вилегией, нежели просто знание фактов, имеющих отношение к Богу. Мы го­ворим с Богом в молитве, а Он говорит к нам в Своем Слове. Мы собираемся в Его присутствии, поем Ему хвалу и знаем, что Он лично пребывает среди нас и дарует нам благословение (Ин. 14:23). Воистину эти личные взаимоотноше­ния с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Богом-Духом Святым — это величайшее из всех благословений христианской жизни.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Иногда люди говорят, что на небесах будет очень скучно. Как может по­
мочь ответить на это возражение тот факт, что Бог непостижим, но при этом по­
знаваем?

2. Почему мы можем быть уверены, что на небесах Бог не скажет нам, что
большая часть из того, что мы знали о Нем — неправда и что нам придется за­
быть это и начать узнавать о Нем нечто иное?

3. Бы бы хотели познавать Бога все глубже и глубже в течение вечности? По­
чему? Вы бы хотели однажды познать Бога исчерпывающе? Почему?

4. Как вы считаете, почему Бог решил открыть Себя нам? Вы узнаете о Нем
больше из откровения в природе или из откровения в Писании? Как вы считаете,
почему помышления Бога «дороги» нам (Пс. 138:17)? Вы назвали бы ваши взаи­
моотношения с Богом личными? В чем эти отношения схожи с вашими взаимо­
отношениями с другими людьми и чем отличаются от них? Что могло бы улуч­
шить ваши взаимоотношения с Богом?

■О а!4|гн')1и;пьвс|Г

Специальные термины

непостижимый познаваемый



Часть II, Учение а Боге



Библиография


-.;>.н-:>ч ,iru;)f)H>:: ■"»!■.



'.'. !;;.v.3nti.. Соответствующие разделы

в евангельских систематических богословиях =,

1. Англиканские (епископальные) -iousm

1882-1892 Litton (вопрос напрямую не рассматривается)

2. Арминианские (уэслианские или методистские) , _;

1875-1876 Pope, 1:242-248
1892-1894 Miley, 1:137-158
1983 Cottrell, 1:1-47, 306-387

1987-1990 Oden, 1:317-374

3. Баптистские июнагйлТ^иК-'Ч-Orf.'j*

1767 Gill, 2:352-364

1887 Воусе, 8-54

1917 Mullins, 35-48

1976-1983 Henry, 2:17-167, 247-334; 5:375-409

1983-1985 Erickson, 137-140, 177-181, 268-271

4. Диспенсанионалистские

1947 Chafer, 1:179-186 :'- n ' " "

1986 Ryrie, 25-34 ./Ot,'B3 i

5. Лютеранские ^ ....=.

1917-1924 Pieper,'1:375-381

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1559 Calvin, 1:33-43(1.1-2)

1871-1873 Hodge, 1:191-202,335-365
1909 Bavinck, DG, 13-110 ".


.kN; «ьг.<

P<"»J JrfJHI



1962 Buswcll, 1:29-30

7. Обновленческие (пятидесятиические и харизматические)!; я <

1988-1992 Williams, 1:29-46 ■■■'■'■

- ;,.,ы5 utaov1 *Ч]}' Соответствующие разделы

в авторитетных римско-католических богословиях

1. Традиционные богословия

1955 Oit, 17-24 •.fl&HSMM*113rtl l" :1-

2. Написанные после II Ватиканского собора

1980 McBrien (вопрос напрямую не рассматривается)


лава Р. Познаваемость Бога



Другие работы

Bray, Gerald L. The Docirine of God. Downers Grove, 111.: inierVarsity Press, 1993.

Charnock, Stephen. The Knowledge of God. The Complete Works of Stephen Qiarnock. Vol. 4. Edinburgh: James Nichol, 1865. Repr. ed.: Edinburgh: Banner of Truth, 1985, esp. pp. 3-164.

Frame, John M. The Doctrine of the Knowledge of God. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1987.

France, R. T The Living God. Downers Grove, III.: InierVarsity Press, 1970.

Bicker, J. I. "God". In NOT, pp. 274-277.

Packer, J. 1. Knowing God. London: InterVarsity Press, 1973, pp. 13—37.

Piper, John. Desiring God. Portland, Ore.: Multnomah, 1986. ■■■ -

Tozcr, A. W. The Knowledge of the Holy. New York: Harper and Row, 1961. " "

Van Til, Cornelius. In Defense of the Taith, vol. 5: An Introduction to Systematic Theology, n. p.: Presbyterian and Reformed, 1976, pp. 159—199.


"Л*


..Отрывок для запоминания


(В ст. 3 этого отрывка говорится о том, что Бога нельзя познать до конца, однако тот факт, что Давид славит Бога и говорит с Ним, показывает, что он знаег

о Боге истину и имеет с Ним личные взаимоотношения.)

■■1'tjT:,:.

Пс. 144:1-3:

Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки. Велик Господь и достохваяен, и величие Его неисследимо.


ГЛАВА 10

Свойства Бога: «непередаваемые» атрибуты1|!яэЭ ■«"?

> .!oV (. qq ,qe? .( .М n;ioL ,t

Чем Бог отличается от нас?

■'йг

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ"^

.... ;iscii4

А. Введение в изучение свойств Богаw.AT»iiT

/. Классификация Божьих атрибутов. Безусловно, мы не можем сразу из­ложить все, чему учит Библия об атрибутах Бога. Нам необходим какой-то принцип, который позволит определить, какие качества Бога рассматривать в первую очередь, какие во вторую и т. д. Иными словами, нам необходимо как-то классифицировать атрибуты Бога. Этот вопрос не так маловажен, как может показаться на первый взгляд. Существует вероятность применить невер­ный подход и одним атрибутам уделить больше внимание, чем другим, и тогда не все атрибуты будутосвещеныдолжным образом.

Применяются различные методы классификации атрибутов Бога. В этой главе мы будем исходить, возможно, из наиболее распространенной класси­фикации и разделим все атрибуты на непередаваемые (т. е. такие, которые Бог не передает нам) и передаваемые (те, которые Бог передает нам).

Примерами непередаваемых атрибутов Бога будут: вечность (Бог суще­ствовал вечно, а мы нет), неизменность (Бог не изменяется, а мы изменяемся) или вездесущность (Бог присутствует всюду, а мы присутствуем только в од­ном месте в одно время). Примерами передаваемых атрибутов могут быть: лю­бовь (Бог есть любовь, и мы также способны любить), знание (Бог обладает знанием, и мы также способны обладать знанием), милость (Богмилосерден, и мы также способны быть милосердными) или справедливость (Бог спра­ведлив, и мы также способны быть справедливыми). Такая классификация атрибутов Бога, разделяющая их на две большие категории, весьма эффек­тивна, так как все люди интуитивно знают, какие атрибуты следует назвать непередаваемыми, а какие — передаваемыми.

Однако, поразмыслив, мы поймем, что такое разделение нельзя назвать совершенным. Это обусловлено тем, что ни один из атрибутов Бога не являет­ся полностью передаваемым и ни один из Его атрибутов не является пол­ностью непередаваемым! Это станет очевидным, если мы на минуту задума­емся о том, что мы уже знаем о Боге.



Глава 10. Свойства Бога: «непередаваемые» атрибуты



Например, мудрость Бога обычно называют передаваемым атрибутом, поскольку мы также можем быть мудрыми. Однако мы никогда не будем так бесконечно мудры, как Бог. Его мудрость передается нам доопределенной сте­пени, но никогда не передается нам полностью. Точно так же мы можем час­тично получить знание Бога, но мы никогда не получим его полностью, ибо мысли Бога выше наших мыслей, «как небо выше земли» (Ис. 55:9). Мы мо­жем подражать любви Бога и до определенной степени разделять ее, но мы никогда не будем столь бесконечно любящими существами, каким является Бог. И так дело обстоит со всеми атрибутами Бога, которые нормативно назы­ваются «передаваемыми атрибутами»: Бог действительно передает их нам до определенной степени, однако ни один из этих атрибутов не является полнос­тью передаваемым. Правильнее говорить, что те атрибуты, которые мы назы­ваем «передаваемыми», передаются нам в большей степени.

Те атрибуты, которые мы называем «непередаваемыми», лучше определить как атрибуты, которые передаются ном в меньшей степени. Ни один из непере­даваемых атрибутов Бога не является совершенно чуждым природе человечес­ких существ. Например, Бог неизменен, тогда как мы подвержены изменени­ям. Однако мы не изменяемся полностью, так как существуют такие аспекты нашей природы, которые остаются практически неизменными. Например, наша личность, многие из наших качеств характера, многие из наших целей, дости­жение которых требует длительного времени, также остаются по существу неиз­менными в течение многих лет (и останутся неизменными, когда мы освобо­димся от греха и войдем в вечную жизнь в присутствии Божьем).

Или, например, Бог вечен, а мы ограничены временем. Однако мы видим некоторое отражение вечности Бога в том факте, что мы будем жить с Ним вечно и наслаждаться вечной жизнью, равно как и в том, что мы способны помнить прошлое и осознавать будущее (что не свойственно большей части творения Божьего; ср.: Еккл. 3:11), Божьи атрибуты независимости и везде­сущности — это, вероятно, те атрибуты, которые сложнее всего различить в нашей природе, однако их слабое отражение также можно увидеть в нас, если сравнить себя с прочим творением Божьим. Например, когда мы становимся взрослыми, мы достигаем определенной степени независимости от других людей; и, хотя мы не можем быть более чем водном месте водно и то же время, мы способны совершать действия, которые оказывают влияние на множество событий или людей в различных местах одновременно (это также отличает нас от большей части прочего творения).

Итак, мы будем использовать понятия «передаваемые» и «непередавае­мые» атрибуты, сознавая, что данная классификация не вполне точна и что в реальности эти категории накладываются одна на другую.

2. Имена Бога в Писании. В Библии имя человека — это описание его качеств. Точно так же и имена Бога в Писании являются разнообразными



Часть Л. Учение о Боге


Гл



описаниями Его качеств. Таким образом, в широком смысле, «имя» Бога эк­вивалентно всему тому, что Библия и творение говорят нам о Боге. Когда мы молимся: «Да святится имя Твое» в молитве Господней (Мф. 6:9), мы молимся о том, чтобы люди говорили о Боге так, чтобы прослазить Его и верно отра­зить Его качества. Прославить имя Божье можно как словами, так и дела­ми, так как наши действия отражают качества Творца, Которому мы служим (Мф. 5:16). Таким образом, прославить имя Божье — значит прославить Его Самого. Заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7) — это заповедь, запрещающая нам бесчестить Бога ни сбиваю­щими с толку или безумными словами, ни делами, которые не отражают Его истинных качеств.

Итак, Библия дает Богу много конкретных имен, каждое из которых от­ражает какой-либо истинный аспект Его качеств. Некоторые из этих имен, призванных описать ту или иную часть качеств Бога, позаимствованы из че­ловеческого опыта или из эмоциональной сферы, тогда какдругие имена взя­ты из природного творения. В каком-то смысле все эти выражения качеств Бога, сформулированные в терминах явлений мира, являются «именами» Божьими постольку, поскольку они говорят нам что-либо истинное о Нем.

Герман Бавиикв книге «Учение о Богс»! приводит длинный список по­добных описаний Бога, основанных на творении: Бог сравнивается со львом (Ис. 31:4), с орлом (Втор. 32:11), с агнцем (Ис. 53:7), с птицей (Мф. 23:37), с солнцем (Пс. 83:12), с утренней звездой (Отк. 22; 16), со светом (Пс. 26:1), со светильником (Отк. 21:23), с огнем (Евр. 12:29), с потоком (Пс. 35:9),ствср-дыней (Втор. 32:4), с покровом (Пс. 118:114), с башней (Прит. 18:10), с се­нью (Пс. 90:1), со щитом (Пс. 83:12), с храмом (Отк. 21:22) и т. д.

Мы приведем здесь только часть сравнений, позаимствованных из чело­веческого опыта (Бавинк находит еще большее количество): Бог называется женихом (Ис. 61:10), супругом (Ис. 54:5), отцом (Втор. 32:6), судией и царем (Ис. 33:22), мужем брани (Исх. 15:3), художником и строителем (Евр. 11:10), пастырем (Пс. 22:1), целителем (Исх. 15:26) и т. д. Кроме того, о Боге говорит­ся, что Он узнает (Быт. 18:21), вспоминает (Быт. 8:1; Исх. 2:24), видит (Быт. 1:10), слышит (Исх. 2:24), обоняет (Быт. 8:21), испытывает (Пс. 10:5), сидит (Пс. 9:8; глагол ЗЕР, который в синодальной версии переведен «пребывает», может означать также «сидеть». — Примеч. пер.), восстает (Пс. 67:2), ходит (Лев. 26:12), отирает слезы (Ис. 25:8) и т. д. Богу приписываются такие чело­веческие эмоции, как радость (Ис. 62:5), огорчение (Иер. 7:18,19; Ис. 63:10), гнев (Пс. 77:40), любовь (Ин. 3:16), ненависть (Втор. 16:22), ярость (Пс. 2:5) и т.д.

Herman Bavinck, The Doctrine of God, trans, and ed. by William Hendrikscn (Grand

u l-.'inrf t-

Rapids: Eerdmans. 1951), pp. 86—£


Хотя у Бога и значающие части1 Бога. В Писании Отк. 22:4), Его оч [вданномстихез нокорепнойевр. t (в синодальном те так и «лицо». — Щ

пом перероде —«у синодальном nepei так и «спину». — /



Глава 10. Свойства Бога: «непередаваемые» атрибуты



Хотя у Бога и нет физического тела3, л Писании используются слова, обо­значающие части человеческого тела для метафорического описания действий Бога. В Писании говорится о лице Бога (Исх. 33:20,23; Ис. 63:9; Пс. 15:11; Отк. 22:4), Его очах (Пс. 10:4; Евр. 4:13), веждах (Пс. 10:4), ушах (Пс. 54:2 [в данном стихе в евр. тексте употребляется только глагол «слышать*, од-нокореиной евр. слову «ухо». — Примеч. пер.]; Ис. 59:1), носе (Втор. 33:10) (в синодальном тексте — «лицо», так как евр. ^N может означать как «нос», таки«липо». — Примеч. пер.), устах (Втор. 8:3), губах (Иов. 11:5; в синодаль­ном переводе—«уста». — Примеч. пер.), языке (Ие. 30:27), шее (Иер. 18:17; в синодальном переводе —«спина», так как евр. Ч"]!? может означать как «шею», так и «спину». — Примеч. пер.), руке (Исх. 15:16; в синодальном переводе — «мышиа». — Примеч. пер.; Чис. 11:23), персте (Исх. 8:19), сердце (Быт. 6:6), ногах (Ис. 66:1) и т. д. Даже слова, которые являются описанием личностных качеств, таких, какдоброта, милосердие, сострадание, праведность, святость, справедливость и многие другие, — это слова, значение которых известно нам из опыта общения с другими людьми. И даже такие слова, как «вечность» или «неизменность», которые кажутся наименее связанными с творением, мы по­нимаем не интуитивно, а через отрицание тех понятий, которые известны нам из опыта (вечность — это неограниченность во времени, а неизменность — это отсутствие изменчивости).

Цель всех этих отрывков — показать, во-первых, что так или иначе все творение открывает нам что-либо о Боге и что высшее творение, особенно человек, который сотворен по образу Божьему, открывает Его наиболее полно.

Вторая причина цитирования этого длинного списка заключается в том, чтобы показать, что все, что мы знаем о Боге из Писания, выражено такими словами, которые понятны нам постольку, поскольку они описывают яа!е-ния или предметы, знакомые нам из человеческого опыта. Используя более специальный термин, мы можем сказать, что все, что Писание говорит о Боге, оно говорит с использованием антропоморфного языка описания, такогоязыка, который описывает Бога в терминах, связанных с человеком*. Иногда людей тревожит тот факт, что в Писании используется антропоморфный язык. Од­нако это не должно нас тревожить, поскольку, если Бог желает научить нас тому, чего мы не можем узнать из непосредственного опыта (как, напр., из Его атрибутов), Ему следует учить нас в тех терминах, которые нам знакомы.

2 Хотя сейчас Иисус обладает физическим телом, как В ого человек. Отец и Святой
Дух не обладают телом, как не обладал и Сын до того, как был зачат во чреве Марии, (В
Ветхом Завете во время «геофаний», когда Бог являлся в человеческом облике, челове­
ческие тела были лишь временными образами и не относились к личности Бога.)

3 Слово «антропоморфизм» происходит от двух греческих слов: ба/щжод, «человек»,
и jiopfyi], «форма». Антропоморфное описание повествует о Боге в формах или понятиях,
связанных с человеком : . • "Г1"";


Часть II. Учение о Боге

Поэтому все, что Писание говорит о Боге, — «антропоморфно» в широком смысле (т. е. о Боге говорится в терминах, связанных либо с человеком, либо с известным нам творением). Этот факт не означает, что Писание дает нам лож­ные или неточные представления о Боге, ибо в этом заключается тот путь, ко­торый Бог избрал для того, чтобы открыть Себя нам, причем открыть подлин­но и точно. Тем не менее мы должны воздерживаться от того, чтобы принимать то или иное описание само по себе, вне связи с непосредственным контекстом или с остальными текстами, повествующими о Боге4. Если мы будем посту­пать таким образом, то рискуем впасть в заблуждение или получить неадек­ватное представление о том, Каков Бог на самом деле. Каждое описание атри­бутов Бога следует рассматривать в свете всех прочих текстов Писания, пове­ствующих о Боге. Если мы не будем об этом помнить, то неизбежно составим себе ложное представление о качествах Бога.

Например, из человеческого опыта мы имеем представление о том, что та­кое любовь. Это помогает нам понять, что Писание имеет в виду, когда гово­рит, что Бог есть любовь, однако наше понимание значения слова «любовь» в применении к Богу не соответствует нашему опыту любви, который мы при­обретаем в человеческих взаимоотношениях. Таким образом, исследовав то, как действует Бог во всем Писании, и все прочие свойства Бога, данные в Писании, а также ориентируясь на наш собственный опыт любви Бога, нам необходимо выяснить, следует ли скорректировать наше предстаадение о люб­ви Бога, чтобы избежать неверного понимания. Таким образом, антропоморф­ный язык истинен в Писании, однако правильно его можно понять лишь че­рез постоянное чтение Писания в течение всей нашей жизни, чтобы приобрести тем самым способность понимать этот язык в контексте всего Писания.

Есть и третья причина, объясняющая такое разнообразие описаний Бога, взятое из человеческого опыта и из мира природы. Подобный язык должен напоминать нам, что Бог сотворил мир для того, чтобы показать совершен­ство Своих качеств, т. е. для того, чтобы показать Свою славу. Бог достоин славы, поскольку Он сотворил все (Отк. 4:11); поэтому все творение должно прославить Его.

Псалом 148 — это призыв прославить Бога, и обращен этот призыв ко всему творению:

Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вес звезды света. <...> Хва­лите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и


__________



4 Эту ошибку могут допустить, напр., люди, которые считают, что у Бога есть чело­веческое тело, поскольку Писание говорит о Его очах, ушах, устах и т. д. Следуя этой логике, им пришлось бы также сказать, что Бог выглядит подобно льву, агниу, орлу, огню, твердыне, птице, потоку, солнцу, щиту, сени и храму — одновременно! В таком случае люди не понимают, что все это — метафоры, которые повествуют о качествах Бога,,но при этом Сам Бог — это «дух» (Ин. 4:24), и у Него нет материального тела.



Глава 10. Свойства Бога: «непередаваемые" атрибуты



туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры... цари земные и все народы... Да хвалят имя Господа; ибо имя Его единого превознесен но, слава Его — на земле и на ,.., небесах (Пс. 148:3, 7-11,13).

Когда мы узнаем о свойствах Бога из Писания, это открывает нам глаза и помогает правильно истолковывать творение. Это даст нам возможность видеть отражение свойств Бога во всем творении: «Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).

И хотя все, что Писание говорит нам о Боге, — истинно, следует помнить,
что это не исчерпывающее описание. Писание не говорит нам все о свойствах
Бога. Так, мы никогда не узнаем полного «имени» Бога, в том смысле, что мы
никогда не получим исчерпывающего знания о свойствах Бога. Мы никогда
не узнаем о Боге всего, что можно о Нем узнать. Поэтому в богословиях ино­
гда говорится: «У Бога много имен, и все же у Него нет имени». У Бога много
имен, поскольку мы имеем много истинных описаний Его свойств в Библии,
но у Него нет имени, поскольку мы никогда не сможем описать или постиг­
нуть все Его свойства. — ■■............... -.-;'- -- '--- ■'■■•>-■

i :/#*l''<JiiJi fi'-J- АЛ. ".II •}Г'$'ч'(!Л;-:

3. Уравновешенность в определениях непередаваемых атрибутов Бога.

Непередаваемые атрибуты Бога чаше всего осмысляются неверно, вероятно, потому, что они представляют собой такие свойства Бога, которые в наимень­шей степени известны нам из опыта. Поэтому в данной главе каждый из непе­редаваемых атрибутов Бога определяется предложением, состоящим из двух частей. В первой части определяется рассматриваемый атрибут, а во второй части дается предостережение против неверного понимания этого атрибута, которое заключается в изложении уравновешивающего (противоположного) аспекта этого атрибута. Например, понятие «неизменность Бога» определяет­ся следующим образом: «Бог неизменен в Своем бытии, совершенстве, наме­рениях и обетованиях, и все же Бог действует, и действует по-разному в раз­ных обстоятельствах». Вторая часть этого утверждения предостерегает против представления о том, что неизменность подразумевает неспособность действо­вать. Некоторые люди действительно понимают неизменность именно так, однако подобное представление не соответствует библейской концепции неиз­менности Бога.

■*;■'■'■'■;........... ' Б. Непередаваемые атрибута Бога

7.Независимость. Понятие «независимость Бога» определяется следую­щим образом: Бог не нуждается ни в нас, ни в остальном творении, и все же мы и остальное творение можем прославлять Его и приносить Ему радость. Этот атрибут Бога иногда называют Его самодостаточностью или асеизмом (отла­тинских слов ase, которые означают «от себя»). :-;ил>-'и.-мчжаян»г'? ;-



Часть //. Учение о Боге




Писание во многих местах утверждает, что никакая часть творения не нуж­на Богу для Его существования или для каких-либо других целей. Бог абсо­лютно независим и самодостаточен. Павел заявляет афинянам: «Бог, сотво­ривший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не врукотво-ренных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24,25). Суть этого высказывания заключается в том, что Бог не нуждается в человечестве ни при каких обстоятельствах.

Бог спрашивает Иова: «Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? подвеем небом все Мое» (Иов. 41:3). Никто не дал Богу ничего такого, что уже не произошло от Бога, Который все сотворил. Также в Слоне Божьем читаем; «...ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49:10—12).

Прежде иногда полагали, что Бог сотворил людей потому, что Он был оди­нок и нуждался в общении. Если бы это было так, то, безусловно, означало бы, что Бог не является совершенно независимым. Это означало бы, что Бог нуждался в сотворении человека для достижения полного счастья или совер­шенства в Своем личном существовании.

Однако в словах Иисуса есть конкретные указания на неверность подоб­ного представления. Иисус молился: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия миро» (Ин. 17:5). Это указывает на то, что еще до творения между Отцом и Сыном существов&чо общение славы (sharing ojglory). Далее Иисус говорит Отцу: «Да видят славу Мою, которую Ты дал М не, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17:24). До акта творения между Отцом и Сыном существовали любовь и общение.

Эти тексты прямо говорят нам о том, что мы можем узнать из учения о Троице: между лицами Троицы вечно существовали совершенная любовь, связь и общение. Тот факт, что Бог — это три личности и при этом единый Бог, означает, что Бог не был одинок, и у Него не было недостатка в личном обще­нии до творения. Эта любовь, а также межличностное общение и общение сла­вы всегда были и всегда будут гораздо более совершенными, чем любое обще­ние, которое в принципе возможно между нами, конечными человеческими существами, и Богом. И, поскольку второй из процитированных выше сти­хов говорит о той славе, которую Отец дал Сыну, мы должны понять, что здесь речь идет о таком даровании славы лицами Троицы друг другу, которое далеко превосходит славословие всего творения.

Что же касается существования Бога, то это учение также напоминает нам, что только Бог существует посредством Своей Собственной природы и что Он не был сотворен и никогда не возникал (из небытия). Он был всегда. Это очевидно из того факта, что все существующее было сотворено Им («Ибо



Глава 10. Свойства Бога: «непередаваемые» атрибуты



Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» [Отк. 4:11]; утверждения о том же самом содержатся также в Ии. 1:3; Рим. 11:35,36; 1 Кор. 8:6). Моисей говорит нам, что Бог существовал до творения: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог» (Пс. 89:3). Независимость Бога также очевидна из Его собственного опре­деления: «Бог сказал Моисею: Я ЕСМЬ СУЩИЙ» (Исх. 3:14). Это утверж­дение можно также перевести: «Я буду Тем, Кем Я буду», однако в обоих слу­чаях суть одна — существование Бога и Его качества определяются только Им Самим и не зависят ни от чего и ни от кого. Это означает, что бытие Бога всегда было и всегда будет в точности таким, каково оно есть. В Своем суще­ствовании или в Своих свойствах Бог не зависит ни от какой части творения. И без творения Бог был бы бесконечно любящим, бесконечно справедливым, вечным, всеведущим, троичным и т. д.

Бытие Бога также есть нечто совершенно уникальное. Дело не просто в том, что Бог не нуждается в творении для чего бы то ни было, — Бог не может нуждаться в творении для чего бы то ни было. Различие между творением и Творцом — это колоссальное различие, так как Бог существует в бытии, прин­ципиально иначе организованном. Дело обстоит не таким образом, что мы существуем и Бог существует, как и всегда существовал; суть заключается в том, что Бог необходимо существует бесконечно лучшим, мощным и совер­шенным образом. Различие между бытием Бога и нашим бытием более вели­ко, чем различие между солнцем и свечой, между океаном и дождевой каплей, арктическим льдом и снежинкой, между вселенной и комнатой, в которой мы находимся. Бытие Божье — это качественно иное бытие. На наше представле­ние о Боге невозможно спроецировать никакого ограничения или несовершен­ства творения. Он — Творец; все прочее — тварно. Все прочее может прейти вмиг; Он — необходимо существует вечно.

Уравновешивающим по отношению к этому учению будет утверждение о том, что мы и прочее творение можем славить Бога и приносить ему радость. Об этом следует сказать для того, чтобы предостеречь от представления о том, что независимость Бога делает нас существами, лишенными значимости. Кто-то может спросить себя: «Если Бог не нуждается в нас, то разве мы име­ем какое-то значение? Есть ли какой-то смысл в нашем существовании или в существовании прочего творения?» В ответ следует сказать, что на самом деле мы очень значимы, поскольку Бог сотворил нас и определил тот факт, что мы будем для Него значимы. Таково высшее определение подлинной зна­чимости.

Бог говорит о Своих сыновьях и дочерях от концов земли: «Каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устро­ил» (Ис. 43:7). Хотя никакой необходимости творитьнас у Бога не было, Он решил сделать это, обладая абсолютной свободой выбора. Он решил, что со­творит нас для того, чтобы мы прославили Его (ср.: Еф. 1:11,12, Отк. 4:11).


г



Часть П. Учение о Боге


Глав



Верно также и то, что мы способны принести Богу истинную радость и наслаждение. Один из самых поразительных фактов в П исании заключается втом, что Бог действительно наслаждается Своим народом и радуется о нем. Исайя пророчествует о восстановлении народа Божьего:

И будешь венцем славы в руке Господа и царскою диадемою — на
длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю
твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Мое
благоволение к нему», а землю твою — «замужнею*, ибо Господь благово­
лит к тебе,
и земля твоя сочетается. <...> ...Как жених радуется о невес­
те, так будет радоваться о тебе Бог твой
(Ис. 62:3—5). щ,г( >:т--. у

Также и Софония пророчествует: «Господь Богтвой среди тебя: Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф. 3:17,18). Бог не нуждается в нас, но поразительно — Он избирает нас для того, чтобы радоваться о нас я позволяет нам приносить радость Его сердцу. В этом — основание значимос­ти жизни всего народа Божьего. Быть значимым для Бога —значит быть зна­чимым в наивысшем смысле. Невозможно представить себе более высокую степепьличной значимости.

2. Неизменность. Мы можем определить понятие «неизменность Бога» сле­дующим образом: Бог неизменен в Своем бытии, совершенстве, намерениях и обетованиях, и все оке Бог действует и испытывает эмоции, и Он действует по-разному и испытывает разные эмоции в разных обстоятельствах*. Этот ат­рибут Бога называется также непреложностью Бога.

1) Свидетельство Писания.В Псалме 101 мы находим противопоставле­ние таких явлений, которые мы считаем неизменными, подобно небу и земле, с одной стороны, и Бога, сдругой стороны. Псалмопевец говорит:

В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук. Они погиб­нут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, — и изменятся. Но Ты — тот же, и лета Твои не кон­чатся (Пс. 101:26-28)'.

Бог существовал еще до того, как были сотворены небо и земля, и будет существовать и спустя долгое время после того, как они будут уничтожены. Бог изменяет вселенную, но Сам Он, напротив, остается «тот же».

5 Четыре основные понятия {бытие, совершенство, намерения, обетования), кото­
рые описывают, каким именно образом Бог неизменен, взяты из книги: Louis Berkhof,
Systematic Theology (Gvand Rapids: Eerdmans, 1939, 1941), p. 58.

6 Немаловажно, что этоттекст цитируется в Евр. 1:11,12 в связи с Иисусом Христом.
В Евр. 13:8 о неизменности также говорится в применении к Христу: «Иисус Христос
B'icpa и сегодня и во веки Тот же». Таким образом, Бог-Сын также полностью разделяет

ЭТОТ атрибут БОЖИЙ.



Глава 10. Свойства Бога; «непере\



В связи со Своим собственным долготерпением и. милосердием Бог гово­рит: «Ибо# — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничто­жились» (Мал. 3:6). Здесь Бог использует общее утверждение о Своей неиз­менности для того, чтобы показать конкретный аспект этой неизменности.

Иаков напоминает своим читателям, что всякое доброе даяние в ко­нечном счете исходит от Бога, «у Которого нет изменения и ни тени переме­ны» (Иак. 3:17). Он рассуждает так: если всякое доброе даяние всегда ис­ходит от Бога, то мы можем быть уверены, что в будущем получим от Него только доброе, поскольку Его качества не меняются даже в самой малой степени.

Данное выше определение говорит о том, что Бог неизменен не в том, что можно себе предстаиить, а в том, о чем говорит само Писание. Процитиро­ванные выше тексты Писания говорят как о бытии Бога, так и об определен­ных Его качествах. Из этого мы можем заключить, что Бог неизменен, по край­ней мере, в Его «бытии» и в Его «совершенстве» (т. е. в Его атрибутах и в раз­личных аспектах Его природы).

Великий датский богослов Герман Бавинк отмечает, что неизменность бытия Бога имеет огромную важностьлля выявления различий между Твор­цом и творением и для нашего поклонения Богу:

Учение о непреложности Бога имеет для религии огромное значе- , , ние. Противопоставление бытия и становления характеризует различие между Творцом и творением. Каждое творение непрерывно пребывает В процессе становления. Оно изменчиво, постоянно стремится куда-то, влекомое жаждой покоя и удовлетворения, и находит этот покой в Боге, в Нем одном, ибо Он один — чистое бытие вне становления. Поэтому в ■ Писании Бог часто называется скалой...7

Данное выше определение утверждает также неизменность, или непрелож­
ность, Бога в отношении Его намерений. «Совет же Господень стоит вовек; по­
мышления сердца Его — ирод и род» (Пс. 32:11). (Евр. ПЗГ означает как «со­
вет», так и «цель, намерение». Под влиянием библейского употребления анг­
лийское слово counse/такжс приобрело значение «намерение». — Примеч. пер.)
Это общее утверждение о намерениях Бога подтверждается множеством сти­
хов о конкретных планах или намерениях Бога, которые существовали у Него
вечно (Мф. 13:35; 25:34; Еф. 1:4,11; 3:9,11; 2 Тим. 2:19; 1 Пет. 1:20; Отк. 13:8).
Если Бог определил, что Он желает что-либо свершить, то Его намерение неиз­
менно, и задуманное будет свершено. Через Исайю Бог заявляет, что в этом с
Ним никто не может сравниться: ' '"'; " ""

...Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от на- ,.;;„ чала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось,

7 Herman Bavinck, The Doctrine oj'God\ trans, by William Hendriksen (Edinburgh: Banner of Truth, 1977, rcprinl of 1951 ed.],p. 149.


г



Часть П. Учение о Боге


Г,



■ ^".говорю: Мой совет состоится, и все. что Мне угодно, Я сделаю. <...> Я ска­зал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю (Ис. 46:9—11).

Кроме того, Бог неизменен в Своих обетования*. Если Он обещал что-либо, то Он не нарушит обетования; «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет гово­рить, и не исполнит?» (Чис. 23:19; ср.: 1 Цар. 15:29).

2) Может ли Бог передумать? Итак, мы говорим о неизменности намере­ний Бога, но в некоторых стихах Писания написано, как Бог говорит, что свершит суд над Своим народом, а затем, по молитве или покаянию (или под влиянием того и другого), Бог смягчается и не свершает того суда, око-тором говорил. Примеры подобной «отмены» угрожавшего суда: успешное молитвенное заступничество Моисея, которое предотвратило уничтожение израильского народа (Исх. 32:9—14), продление жизни Езекии на пятнадцать лет (Ис. 38:1—6) или отмена объявленного суда над Ниневией после покая­ния народа (Ион. 3:4,10). Разве не изменились в этих случаях намерения Бога? Есть и такие тексты, в которых говорится о том, как Бог сожалеет о уже свер­шенном. Создается впечатление, что Бог сожалеет о том, что создал на земле человека (Быт. 6:6), или о том, что сделал Саула царем (1 Цар. 15:10). Разве не изменились намерения Бога в этих случаях?

Эти примеры следует понимать как истинные выражения нынешнего со­стояния или намерения Бога по отношению к ситуации в том виде, в каком она существует в данный момент. Если ситуация изменится, то, конечно, изме­нится и отношение к ней Бога. Иными словами, Бог различно реагирует на разные ситуации. Пример Ионы, проповедующего в Ниневии, помогает ра­зобраться в этой проблеме. Бог видит безнравственность Ниневии и посылает Иону, чтобы тот объявил: «Еще сорок дней, — и Ниневия будет разрушена!» (Ион. 3:4). В словах Ионы, как они записаны в Библии, не прочитывается, что Бог не сверш ит суд, если народ покается, но это безусловно подразумева­ется в предостережении пророка: чельэтого предостережения заключается в том, чтобы привести народ к покаянию. Когда народ покаялся, ситуация из­менилась, и Бог реагировал иначе на эту изменившуюся ситуацию: «Иувидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10).

Ситуации с Езекией и с заступничеством Моисея, по сути, в точности та­ковы же. Бог сказал, что свершит суд, и это было истинное заявление, при том условии, что ситуация оставалась бы такой же. Однако ситуация изме­нилась: некто начал горячо молиться (Моисей — в одном случае и Езекия — в другом). Здесь сама молитва была частью новой ситуации, и была, по сути, именно тем фактором, который изменил эту ситуацию. Бог отреагировал на эту ситуацию тем, что ответил на молитву и отменил осуждение.

.4 j ;- Л'* [ Г; ,!. U--! !'_V| Ш JIIIIT^I .\'"> ,11141'



Глава 10. Свойства Бога: «непередаваемые» атрибуты



Сожаление Бога по поводу того, что Он сотворил человека или, например, сделал Саула царем, можно также понять как выражение нынешнего неудо­вольствия Бога по отношению к греховности человека. Ни один из этих слу­чаев не приводит пас к мысли, что если Бог начнет сначала, то Он не сотворит человека или не сделает Саула царем. Здесь подразумевается, что предшеству­ющие действия Бога привели к таким событиям, которые на короткое время опечалили Его, однако через более продолжительное время благие цели все же были достигнуты. Эта ситуация аналогична тому, как отец позволяет своему ребенку предпринимать действия, которые, как он знает, доставят много пе­чали и ребенку, и ему самому, но через более продолжительное время приведут к благим результатам.

3) Вопрос о бесстрастности Бога. И ногда богословы говорят еще об одном атрибуте, а именно о бесстрастности Бога. Этот атрибут, если бы он действи­тельно было присущ Богу, означал бы, что Он «бесстрастен», т. е. не подвер­жен эмоциям. В гл. 2 Вестминстерского исповедания веры о Боге даже гово­рится: «Не подверженный страстям». Это утверждение выходит за рамки того, что мы сказали в нашем определении неизменности Бога. Здесь утверждает­ся, что Бог не просто неизменен в Своем бытии, совершенстве, намерениях, но и то, что Бог не испытывает эмоций, или «страстей».

В Вестминстерском исповедании веры в качестве доказательства этого утверждения приводится Дсян. 14:15. В KJV<King James Version) здесь гово­рится о том, как Варнава и Павел отвергли поклонение жителей Л истры, го­воря, что они не боги, а «подобные [им, жителям] человеки». По переводу KJV может создасться впечатление, что у истинного Бога нет «страстей», как у людей, или что апостолы просто отвечали наложное представление о бесстраст­ных богах, которое было свойственно жителям Л истры (см. ст. Ш, 11). Но при правильном переводе этого стиха видно, что он, вне всякого сомнения, не мо­жет использоваться в качестве доказательства утверждения о том, что у Бога нет никаких страстей или эмоций, так как греческое слово, о котором идет речь (Ьцоюлавцс), может означать просто пребывание в тех же обстоятельствах или обладание тем же опытом или природой8. Конечно, у Бога нет греховных страстей или эмоций. Однако представление о том, что у Бога нет никаких стра­стей или эмоций, входит в противоречие со значительной частью Писания, и поэтому в данной книге я не говорю об учении о бесстрастности Бога. Напро­тив—Бог, Который является источником наших эмоций и Который сотворил наши эмоции, явно и Сам обладает эмоциями: Бог радуется (Ис. 62:5). Его можно огорчить (Пс. 77:40; Еф. 4:30; глагол У£Я в Пс. 77:40 в синодальной версии переведен как «прогневлять», а глагол Ашёшв Еф. 4:30 — «оскорблять»,



       
   
 
 

Часть II. Учение о Боге

однако оба эти глагола имеют также значение «огорчать» и в английском тек­сте, на который ссылается автор, оба они переведены глаголом grieve, «огор­чать». — Примеч. пер.). Его гнев воспламеняется на Его врагов (Исх. 32:10). Он жачеет Своих детей (Пс. 102:13; евр. ПГП,«любить, жалеть», в синодаль­ной версии — «миловать». — Примеч. пер.). Он любит (евр. ПГП,«любить, жалеть», в синодальной версии — «миловать». — Примеч. пер.) вечной любо­вью (Ис. 54:8; Пс. 102:17; евр. ЧОП,«доброта, верность», в синодальном пере­воде — «милость». — Примеч. пер.). Он ~- Бог, и нам следует подражать Его эмоциям в вечности, подобно тому как мы подражаем нашему Творцу в нена­висти к греху и в любви к праведности.

4) Вызов «теологии процесса».Впоследние годы неизменность Бога часто отрицали сторонники теологии процесса, которые утверждают, что процесс и изменение —это основные аспекты подлинного существования и поэтому Бог со временем также должен изменяться, как и все, что существует. Чарлз Харт-шорн, чьи идеи были положены в основу теологии процесса, утверждает даже, что Бог постоянно прибавляет к Себе весь тот опыт, который имеет место где бы то ни было во вселенной, и таким образом постоянно изменяется9. На са­мом деле теология процесса утверждала, что все люди горячо стремятся узнать свое предназначение, они хотят чувствовать свою значимость во вселенной. Богословам этого движения не нравится учение о неизменности Бош, посколь­ку, по их мнению, это подразумевает, что человеческие поступки не имеют зна­чения для Бога. Если Бог действительно неизменен, говорят они, то никакие наши действия — и вообще ничто из происходящего во вселенной — не ока­зывают никакого влияния на Бога, потому что Бог не изменяется. Тогда ка­кой же смысл в нашем существовании? Можем ли мы вообще иметь какое-либо значение? В ответ на этот вопрос они отвергают учение о неизменности Бога и говорят нам, что наши поступки столь значимы, что оказывают влия-

5 Чарлз Хартшорн {род. 1897) преподавал в Чикагском университете, университете Эмори и в Техасском университете. См. введение в теологию процесса, написанное дву­мя его последователями: Process Theology: An Introductory Exposition by John B. Cobb, Jr., and David R. Griffin (Philadelphia: Westminster, 1976). Подробный анализ этой концепции с евангельской точки зрения содержится в следующих работах: Carl F. H. Henry, "The Resurgence of Process Philosophy" in God, Revelation, and Authority, 6:52—75, and Royce Gruenler, The Inexhaustible Cod: Biblical Faith and'the Challenge ofProcess 77je«m (Grand Rapids: Baker. 1983).

Брюс А. Уэр недавно написал две прекрасные статьи, в которых этот вопрос тоже освещается с евангельской точки зрения: Bruce A. Ware. "An Exposition and Critique of the Process Doctrines of Divine Mutability and Immutability", WTJA1 (1985): 175-196 (критика теологии процесса), and "An Evangelical Reformulation of the Doctrine of the Immutability of God". JETS29(i9B6): 431—446 (позитивная переформулировка о рто доке альн ого взгля­да на неизменность Бога).



Глава 10. Свойства Бога: «непередаваемые» атрибуты



ние на бытие Самого Бога! Когда мы совершаем какое-либо действие и все­ленная изменяется, то это производит воздействие на Бога, и изменяется Его бытие — Бог становится чем-то иным, нежели Он был прежде10.

Сторонники теологии процесса часто несправедливо обвиняют евангель­ских христиан (или даже самих библейских авторов) в том, что они верят в Бога, Который бездействует в мире и не может по-разному реагировать в раз­личных ситуациях (эти ошибочные взгляды мы уже разобрали выше). Что же касается нашего влияния на бытие Бога, то мы должны ответить, что это неверная предпосылка, внесенная в дискуссию, и что такая точка зрения про­тиворечит Писанию. Писание ясно говорит, что наша значимость основана не на способности изменять бытие Божье, а на том факте, что Бог сотворил нас ради Его славы и что Он считает нас значимыми11. Один лишь Бог дает высшее определение тому, что в мире значимо, а что незначимо, и если Он счи­тает нас значимыми, то это так и есть!

Другое фундаментальное заблуждение теологии процесса заключается в предположении, что Бог должен изменяться, подобно сотворенному Им миру. Однако Писание недвусмысленно отрицает это: «В начале Ты, Господи, осно­вал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза... и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр. 1:10-12, цитата из Пс. 101:26-28).

5) Бог бесконечен и личен.Наш анализ теологии процесса показывает, на­сколько велико различие между библейским христианством и всеми прочими богословскими системами. В учении Библии Бог бесконечен и личен: Он бес­конечен, поскольку не подвержен ограничениям, которым подвержен человек или все творение в целом. Он более велик, чем все, что Он сотворил, гораздо более велик, чем все, что существует помимо Него Самого. Но Он также и ли­чен: Он общается с нами какличность, и мы можем поддерживать с Ним от­ношения как личности. Мы можем молиться Ему, поклоняться Ему и любить Его, а Он может обращаться к нам, радоваться за нас и любить нас.

Вне истинной религии Библии, ни в одной религиозной системе нет Бога, Который был бы и бесконечен, и личен12. Например, боги древнегреческой и римской мифологии были личными (они часто общались с людьми), но не были бесконечными: они были слабы и морально несовершенны, даже мелочно

10 См.: "Exposition and Critique", pp. 183-185, где У>р рассматривает теорию Хартшор-
наотом, что мы передаем Богу те достоинства, которыми Он без этого не обладал бы.

11 О причинах сотворения человека см. в гл. 20.

12 Строго говоря, мы должны признать, что иудаизм, основанный на том, что мы
называем Ветхим Заветом, также считает Бога бесконечным и личным, хотя иудаизм
никогда не признавал указаний на троичность природы Бога, которые есть даже в Вет­
хом Завете (см. гл. 13). . ;-..[;„.т.т,н-,(1чт,г;1, ...




Часть П. Учение о Боге


\ '.*.



ревнивы. С другой стороны, деизм представляет Бога бесконечным, но слиш­ком далеким от мира, чтобы лично вмешиваться в его дела. Также и пантеизм утверждает, что Бог бесконечен (поскольку весь мир считается Богом), одна­ко подобный Бог, конечно, не может быть личным и общаться с нами, как с личностями.

Ошибка теологии процесса вписывается в эту общую схему. Ее сторон­ники убеждены, что Бог, неизменный в своем бытии, настолько отличается от творения (Он так бесконечен и неограничен изменениями, которые характе­ризуют все наше существование), что Он не может быть личным и при этом небезразлично относиться к нам. Поэтому, чтобы получить личного Бога, они считают необходимым отказаться от бесконечного Бога в пользу такого Бога, Который все время находится в процессе изменения. Подобный ход рассуж­дения типичен для многих (или даже для всех), кто возражает против пред­ставления о Боге, изложенного в Библии. Люди говорят, что если Бог бесконе­чен, то Он неможетбытьличным,иличтоесли Богличсн,то Он не может быть бесконечным. Библия учит, что Бог как бесконечен, так и личен. Мы должны утверждать, что Бог бесконечен (или неограничен) по отношению к тем изме­нениям, которые происходят в мире (ничто не изменит бытие, совершенство, намерения или обетования Бога), и в то же время Он личен, состоите нами в личном общении и считает нас значимыми.

6) Значение неизменности Бога.Напервый взгляд, утверждение о неизмен­
ности Бога может показаться не столь уж важным. Это представление столь
абстрактно, что мы можем не сразу осознать его важности. Однако если мы
на минуту представим себе, что было бы, если бы Бог лад изменяться, важ­
ность этого учения становится ясной. Например, если бы Ъог мог изменяться
(в Своем бытии, совершенстве, намерениях или обетованиях), тогда каждое
изменение было бы либо изменением к лучшему, либо изменением к худшему.
Но если бы Бог мог меняться к лучшему, то Он не был наилучшим существом
тогда, когда мы впервые уверовали в Него. И как теперь мы можем быть уве­
рены, что Он — наилучшее из всех существ? Но если бы Бог мог меняться к
худшему (в самом Своем бытии), то каким Богом Он был бы? Мог ли бы Он
стать, например, немного злым, по сравнению с той совершенной добротой,
которая была Ему свойственна прежде? Но если Он мог бы стать немного злым,
то как мы можем быть уверены, что Он не станет значительно более злым или
совершенно злым? И мы ничего не смогли бы с этим поделать, ведь Он на­
столько более велик и могуществен, чем мысами. Таким образом, представ­
ление о том, что Бог может изменяться, ведет к ужасающей перспективе —
через тысячи лет мы можем войти в вечную жизнь, в которой правит абсолют­
ное зло — всемогущий Бог. Трудно представить себе нечто еще более страш­
ное. Как мы можем верить в Бога, Который может измениться? Как мы мо­
жем доверить Ему свои жизни? '■ ■ '




Глава 10. Свойства Бога: «непередаваемые» атрибуты



Кроме того, если предположить, что Бог может менять в Свои намерения, то наша надежда на возвращение Иисуса оказывается тщетной. Да, в период написания Библии Он обещал, что Иисус возвратится, чтобы править новым небом и новой землей, но сейчас Он может передумать. Или если бы Бог мог меняться в Своих обетованиях, то как мы могли бы полностью доверять Ему в вопросе вечной жизни? Или в любом другом утверждении Библии? Возмож­но, тогда, когда была написана Библия, Он обещал прощение грехов и веч­ную жизнь тем, кто верит в Христа, но (если Бог способен меняться), возмож­но, Он передумал — как мы можем быть уверены в обратном? Или, можетбыть, Его всемогущество однажды изменится, и тогда, даже если Он захочет сдер­жать Свои обещания, Он просто не сможет этого сделать.

Подобные размышления показывают, какой абсолютной важностью об­ладает учение о неизменности Бога. Если Бог не является неизменным, то всеоснование нашей веры рушится, а наше понимание мира распадается на час­ти. Это обусловлено тем, что наша вера, надежда и знание в конечном счете зависят от той Личности, Которая заслуживает бесконечного доверия — по­скольку она абсолютно и вечно неизменна в Своем бытии, совершенстве, на­мерениях иобетованиях.

3. Вечность.Понятие «вечность Бога» можно определить следующим об­разом: v Бога нет ни начала, ни конца, в Его бытии нет последовательности мгновений, и Он все времена видит с одинаковой ясностью, и все же Бог видит события во времени и действует во времени.

Иногда это учение называют учением о бесконечности Бога во времени. Быть «бесконечным» — значит быть неограниченным, и это учение утвержда­ет, что время не ограничивает Бога.

Это учение также связано с неизменностью Бога. Если верно, что Бог не изменяется, то мы должны сказать, что время не меняет Бога, другими сло­вами, оно не влияет ни на Его бытие, ни насовершенстш, ни на намерения, ни на обетования. Но это означает также, что время не влияет на знания Бога. Например, Бог никогда не узнает ничего нового и ничего не забывает, так как это означало бы наличие изменений в Его совершенном знании. Это озна­чает также, что течение времени ничего не прибавляет к знаниям Бога и ниче­го не убавляет: Он знает все прошлое, настоящее и будущее, и знает все это с одинаковой ясностью.

1) Бытие Бога имеет вневременной характер.Тот факт, что у Бога нет ни на­чала, ни конца, показан в Пс. 89:3: «Прежде нежели родились горы, и Ты обра­зовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог». Также в Иов. 36:26 Елиуй говорит о Боге: «Число лет Его нсисследимо».

Вечность Бога подразумевается также в тех текстах, где говорится о том факте, что Бог всегда есть или всегда существует. «Я еемь Альфа и Омега,



Часть II. Учение о Боге



начало и коней, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Отк. 1:8;ср.:4:8)13.

На это указывает также смелое употребление Иисусом глагола б настоя­щем времени, который подразумевает постоянное нынешнее существование, когда Он ответил Своим оппонентам-иудеям: «Прежде нежели был Авраам, Я еемь» (Ин. 8:58). Это утверждение само по себе является открытым заявле­нием имени Божьего: «Я ЕСМЬ СУЩИЙ» (Исх. 3:14), имени, которое также предполагает постоянное нынешнее существование; Бог — это вечное «Я ЕСМЬ»,Тот, Кто существует вечно.

Тот факт, что Бог никогда не начал существовать, может быть логически выведен из того факта, что Бог все сотворил и что Сам Он — нематериальный дух. До того, как Бог сотворил мир, материи не было, а затем Он сотворил вес вещи (Быт. 1:1; Ин. 1:3; I Кор. 8:6; Кол. 1:16; Евр. 1:2). Физика говорит нам, что материя, время и пространство должны существовать одновременно: если нет материи, то не может быть ни пространства, ни времени. Таким образом, до того, как Бог сотворил мир, «времени» не было, по крайней мере в смысле последовательности мгновений. Поэтому, когда Бог сотворил мир, Он также сотворил время. Когда Бог начал творить мир, началось время и началась по­следовательность мгновений и событий14. Но до того, как возник мир, идо того, как возникло время, существовал Бог, без начала и вне воздействия вре­мени. И поэтому время не имеет собственного суще


Сейчас читают про: