double arrow

В авторитетных римско-католических богословиях. 2. Написанные после 11 Ватиканского собора ' ' ' ^J (J'^ }"


1. Традиционные ,<•-><,, [\'\- {, ■«;-,.! иi rt^i" rse-.nab!

1955 Ott, 175-179, 182-192,211-219 -л\\ .^да.м

2. Написанные после 11 Ватиканского собора ' ' ' ^J (J'^ }"

1980 McBricn, 1:417-423; 2:865-901 '' ' "' '1|!

, ... -Ј,j r,. Другиеработы-pi :2jKp -l

Bauckham, Richard J. "Descent into Hell". In NOT, pp. 194-195 Bcrkouwer, G. C. The Work of Christ. Trans, by Cornelius Lambregtse. Grand Rap­ids: Eerdmans, 1965.




Часть/V. Учение о Христе и о Святом Духе


Brown, John. The Sufferings and Glories of the Messiah. Evanston, Ind.: Sovereign Grace Publishers, 1959 (reprint of 1852 edition).

Campbell, John MeLeod. The Nature of the Atonement. 6th ed. London and New York: Macmillan, 1886 (first published in 1856).

Elwell, Waller. "Atonement, Extent of the". In EOT, pp. 98-100.

Green, Michael. The Empty Cross of Jesus. The Jesus Library, ed. by Michael Green. Downers Grove, III.: InterVarsity press, 1984.

Grensted, L. W. A Short History of the Doctrine of the Atonement. Manchester: Uni­versity Press, and London: Longmans, 1962.

Hodge, Archibald A. The Atonement. London: T. Nelson, 1868.

Kendall, R. T. Calvin and English Calvinism to 1649. Oxford: Oxford Univ. Press, 1979.

McDonald, H. D. The Atonement of the Death of Christ. Grand Rapids: Baker, 1985.

McGrath, Alister E. Luther's Theology of the Cross: Martin Luther's Theological Breakthrough. Oxford: Basil Blackwell, 1985.

McGrath, Alister E. The Mystery of the Cross. Grand Rapids: Zondervan, 1988.

McGrath, Alister E. What Was God Doing on the Cross? Grand Rapids: Zondervan, 1993,

Martin, Hugh. The Atonement: In Its Relations to the Covenant, the Priesthood, the Intercession of Our Lord. Philadelphia: Smith and English, 1871.

Morey, Robert A. Studies in the Atonement. Southbridge, Mass.: Crowne, 1989-

Morris, Leon. The Apostolic Preaching of the Cross. 3d ed. Grand Rapids: Eerd-mans, 1965.

Morris, Leon. "Atonement". In EDT, p. 97.

Morris, Leon. The Alonement: Its Meaning and Significance. Leicester and Down­ers Grove, III: InterVarsity Press, 1983.

Morris, Leon. "Atonement, Theories of the". In EDT, pp. 100—102.

Morris, Leon. The Cross in the New Testament. Grand Rapids: Eerdmans, 1965.

Morris, Leon. The Cross of Jesus. Grand Rapids: Eerdmans, and Exeter: Paternos­ter, 1988.

Murray, John. Redemption Accomplished and Applied. Grand Rapids: Eerdmans, 1955, pp. 9-78.

Owen, John. The Death of Death in the Death of Christ. Carlisle, Pa.: Banner of Truth. 1959.

Smeaton, George. The Doctrine of the Alonement as Taught by Christ Himself Grand Rapids: Zondervan, 1953 (reprint of 1871 edition).

Smeaton, George. The Apostles' Doctrine of the Atonement. Grand Rapids: Zonder­van, 1957 (reprint of 1870 edition).

Stott, John R. W. The Cross of Christ. Leicester and Downers Grove, III.: InterVar­sity Press, 1986.

Turretin, Francis. The Atonement of Christ. Trans, by James R. Wilson. Grand Rap­ids: Baker, 1978 (reprint of 1859 edition; first published in Latin in 1674).

Wallace, Ronald S. The Atoning Death of Christ. Wet Chester, 111.: Crossway, 1981.


Глава 26. Искупление



Отрывок для'запдминаний ^"i

Рим. 3:23-26:

Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание
даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предло­
жил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в
прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к пока­
занию правды Его в настоящее время, да явится Qh праведным и оправдываю­
щим верующего в Иисуса. '
' """": ■" ■*"-•"*'* ■чч.'нл: -.,. .J.H.....-- .,;!._. ,


лньОааЦ, Л


.П.t

:то и .инн*1ГЭ'5ШЧЭ емним ьчэно'К r;-.H3-J5q;i:




ГЛАВА 27Л


Воскресение и вознесение

Каким было возрожденное тело Христа?
.■■ Почему это имеет значение для нас? ,,

'J.1' Чтопроизошло с Христом, когда Он вознесся на небо?''''' Что подразумевается под состояниями Иисуса Христа? '

-ii*w;с .■ ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСЙОВАНИЙВ ПИСАНИЙШ

- ч j, - •!;. А. Воскресение ... _, <;-.^c: ;■,;*<- i> ■;.

А Новозаветные свидетельства. Евангелия содержат множество свиде­тельств о воскресении Христа (см.: Мф. 28:1-20; Мк. 16:1-8; Лк. 24:1-53; Ин. 20:1—21:25). В дополнение к этим подробным рассказам в четырех Еванге­лиях Книга Деяния святых Апостолов повествует о том, как апостолы возве-щачи о воскресении Христа и о необходимости постоянно молиться Христу и верить в Него, как в Бога живого, царствующего на небе. Послания полностью основаны напредположении, что Иисус есть живой царствующий Спаситель, Который является ныне небесным главою церкви, в Которого надо верить, Ко­торому надо молиться, и Которого надо просла&чять, и Который возвратится однажды в силе и великой славе, чтобы царствовать на земле. Книга Открове­ние изображает воскресшего Христа, царствующего на небе, и предвещает, что Он возвратится, чтобы нанести поражение Своим врагам и царствовать в славе. Такимобразом, весь Новый Завет несет свидетельство о воскресении Христа1.

2. Природа воскресения Христа. Воскресение Христа не было просто воз­вращением к жизни, подобным тому, что испытывали прежде другие, напри-




1 Исторические доказательства воскресения Христа весьма существенны, и они убе­дили многих скептиков, начинавших с исследования этих данных с целью опровержения факта воскресения. Самый известный рассказ о подобном переходе от скептицизма к вере содержится в книге: Frank Morison, Wlw Moved the Stone? (London: Faber and Faber, 1930; reprint. Grand Rapids: Zondervan, 1958). Перечень доказательств воскресения предстаачен в широко используемой брошюре: J. N. D. Anderson, The Evidenceforthe Resurrection (London and Downers Grove, III.: lnter\&rsity Press, 1966). (Оба автора — и Морисон, и Андерсон — имеют юридическое образование.) Более современное и подробное изложение доказательств вос­кресения представлено в следующих трудах: William Lane Craig, The Son Rises: The Historical Evidenceforthe Resurrection of Jesus (Chicago: Moody, 1981); Gary Habermas and Anthony Flew, Did Jesus Rise From the Dead? Tlw Resurrection Debate, ed. Terry L. Miethe (New York: Harper and Row, 1987); Gary Habermas, "Resurrection of Christ", in £07", pp. 938-941. Обширное собрание доказательств и высказываний известных ученых, подтверждающих неоспоримую досто­верность свидетельств воскресения Христа, представлено в книге: Josh McDowell, Evidence that Demands a Verdict, rev. ed., vol. 1 (San Bernardino, Calif.: Here's Life Publishers, 1979), pp. 179-263.



Глава 27. Воскресение и вознесение



мер, Лазарь (Ин. 11:1—44), ибо в таком случае Иисус был бы подвержен ста­рению и о конце концов умер бы снова, как умирают все люди. Напротив, воскреснув из мертвых, Иисус стал «первенцем»2 (1 Кор.} 5:20,23) новой фор­мы человеческого существования — существования, в котором Его тело было сделано совершенным, не подверженным больше дряхлению, старению или смерти, но способным жить вечно.

Это правда, что двое учеников Иисуса не узнали Его, когда шли вместе с Ним по дороге в Эммаус (Л к. 24:13—32), но Лука специально отмечает, что это произошло потому, что «глаза их были удержаны» (Лк. 24:16), но позднее «от-крылисьу них глаза, и они узнали Его» (Л к. 24:31). Мария Магдалина не узна­ла Иисуса лишь на мгновение (Ин. 20:14-16), но, возможно, было еще темно, и сначала она не смотрела на Него — первый раз она пришла, «когда было еще темно» (Ин. 20:1), и «обратилась», чтобы говорить с Иисусом, как только узнала Его (Ин. 20:16).

В других случаях ученики, по-видимому, узнавали Иисуса довольно быстро (Мф. 28:9; Ин. 20:19,20, 26-28; 21:7,12). Когда Иисус явился одиннадцати уче­никам в Иерусалиме, сначала они смутились и испугались (Лк. 24:33,37), но, посмотрев на Его руки и ноги и увидев, что Он ест рыбу, удостоверились, что Он воскрес из мертвых. Эти примеры показывают, что после смерти внешний облик Иисуса в значительной мерс остался прежним. И вместе с тем Иисус не выглядел точнотакже, как перед смертью, ибо ученики нетолько поразились тому, чего, по их мнению, не могло произойти, но и не сразу узнали Иисуса, поскольку в Его облике произошли какие-то изменения. Надо полагать, эти внешние изменения объясняются не чем иным, как различием между человеком, прожившем жизнь, полную страданий и горя, и человеком, чье тело было возрождено во всей красоте молодости и совершенного здоровья: хогя тело Иисуса по-прежнему оставалось материальным, оно было воскрешено в преображенном виде, уже не подвержен­ном страданию, дряхлению, болезни или смерти; оно было «облечено в бессмер­тие» (1 Кор. 15:53). Павел говорит, что возрожденное тело «восстаетвнетлении... в славе... в силе... тело духовное» (1 Кор. 15:42—44)3.

2 См. обсуждение понятия «первенец» ниже. " "

5 Под «духовным телом» Павел подразумевает не «бесплотное» тело, а, скорее, тело, •поддающееся водительству Духа», В посланиях Павла слово «духовный» (греч. шщаакд/;) обычно означает «соответствующий природе и деятельности Святого Духа», но отнюдь не «бесплотный» (см. напр.: Рим. 1:11; 7:14; 1 Кор. 2:13,15; 3:1; 14:37; Гал. 6:1 [«вы духовные»]: Еф. 5:19). Говоря, что «сеется тело душевное» (греч. Ц/Щ1к6:;), Павел подразумевает тело, живушее своей собственной жизнью и по законам своего времени, однако не полностью подчиняющееся и соответствующее характеру и воле Святого Духа. Этот отрывок можно было бы перефразировать следующим образом: «Сеется тело есте­ственное, подчиняющееся обычаям и страстям своего века и ведомое собственной гре­ховной волей, а восстает тело духовное, полностью подчиняющееся воле Святого Духа и откликающееся на Его водительство». Такое тело отнюдь не является «бесплотным», но оно приобретает ту меру совершенства, какую изначально предначертал ему Бог.



Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе



Тот факт, что после воскресения у Иисуса было материальное тело, которое можно было осязать, подтверждается тем, что ученики «ухватились за ноги Его» (Мф. 28:9), что по дороге в Эммаус ученики приняли Егоза обычного путника (Л к. 24:15—18,28,29), что Он взял хлеб и преломил его (Лк. 24:30), что Он ел рыбу, чтобы показать ученикам, что Он не дух, что Мария приняла Его за садовни­ка (Ин. 20:15), что «Он показал им руки и ребра Свои» (Ин. 20:20), что Он предложил Фоме потрогать Его руки... и ребра (Ин. 20:27), что Он приготовил обед для Своих учеников (Ин. 21:12,13) и что Он ясно сказал им: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39). Петр сказал, что ученики «с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых» (Деян. 10:41).

Это правда, что Иисус мог появляться и исчезать из виду совершенно не­ожиданно (Лк. 24:31,36; Ин. 20:19,26). Однако нам не следует делать на этом основании далеко идущие выводы, поскольку о том, что Иисус мог внезапно появляться и исчезать, говорится не во всех отрывках; в некоторых из них про­сто сказано, что Иисус пришел и стал среди учеников. Когда Иисус внезапно стал невидим ученикам в Эммаусе, возможно, это было некое чудесное явле­ние, подобное тому, что имело место, когда «Филиппа восхитил Ангел Госпо­день, и евнух уже не видел его» (Деян. 8:39). Не следует также придавать слиш­ком большое значение тому, что Иисус дважды приходил и становился среди учеников, когда «двери были заперты»4 (Ин. 20:19,26), ибо в тексте не гово­рится, что Иисус «проходил сквозь стены» или что-нибудь в этом роде. В дру­гом эпизоде, описанном в Новом Завете, когда возникла необходимость пройти через запертые двери, они чудесным образом отворились (Деян. 12:10)5.

Недавно М.Харрис предложил альтернативную интерпретацию приве­денных выше стихов, в частности, стихов, в которых Иисус изображен то появляющимся, то исчезающим. Он считает, что эти стихи показывают, что, хотя Иисус мог иногда материализоваться в плотское тело, Его обычное су-

4 Греч, причастие совершенного вида ksKkeicnevow может означать либо «захлоп­нутые», либо «запертые» двери.

s Я не утверждаю, что воскресший Иисус не мог каким-то образом пройти сквозь запертые двери или через стену, но только об этом не говорится ни в одном стихе Библии. Такое возможно, но эта возможность не заслуживает статуса обоснованного вывода, ко­торый она приобрела в популярном проповедовании и в некоторых евангелических кру­гах, — это всего лишь одно из возможных толкований данного стиха. Леон Моррис гово­рит: «Некоторые полагают, что Иисус прошел сквозь запертые двери или что дверь откры­лась сама собой и т. п. Но в Писании ничего не говорится о способе появления Иисуса в комнате, и мы поступим правильно, если не будем чрезмерно настаивать на его определе­нии» (Leon Morris, The Gospel According to John, p. 844). Проблема, связанная с утверждени­ем, будто Иисус проходил сквозь стены, состоит в том, что это заставляет людей думать, что после воскресения тело Иисуса стало бесплотным, а это противоречит несомненным подтверждениям его материальности в нескольких текстах Нового Заиета.



Глава 27. Воскресение и вознесение





ществование протекало в нематериальной, или бесплотной, форме «духовно­
го тела». Кроме того, после вознесения на небо на сороковой день Иисус на­
всегда отказался от материализации в плотское тело. Профессор Харрис го­
ворит: ,,,, „_

Воскресение Иисуса было не превращением в бесплотное тело, а овладением «духовным телом», которое могло материализонаться или дематериализоваться по Его воле. Когда Иисус хотел появиться перед какими-нибудь людьми в материальном виде, Он представал перед ними к том же «духовном теле», в каком пребывал в то время, когда был неви­дим и неосязаем... Через сорок дней, когда Его явления на земле пре­кратились, Иисус принял единственно возможную форму, видимую оби­тателям небес, но имеющую бесплотное тело... В Своем воскрешенном состоянии Он преступил законы физического существования. Он боль­ше не был связан материальными или пространственными ограничени­ями6.

Необходимо отметить, что Харрис со всей определенностью утверждает материальное, телесное воскресение Иисуса из мертвых7. Он говорит, что вос­кресло то же самое тело, которое умерло, но затем оно преобразилось в «духов­ное тело* с новыми свойствами".

В ответ, хотя я не считаю, что это вопрос большого доктринального зна­чения (поскольку он касается только природы возрожденного тела, о чем нам известно очень мало)5, можно возразить, что Новый Завет предостав­ляет несколько убедительных свидетельств, вынуждающих пас не согла­ситься с точкой зрения Харриса. Харрис признает, что в некоторых случа­ях Иисус имел материальное тело из плоти и костей, к которому можно было прикоснуться и которое позволяло Ему принимать пищу. Он даже призна­ет, что «Тот, Кто вознесся на небо на глазах учеников, был настоящий Иисус

6 Murray Harris, From Grave In Glory: Resurrection in the New Testament (Grand Rapids:
Zondervan, 1990), pp. 142, 143.

7 См.: Harris, ibid., pp. 351 и 353 (где он недвусмысленно говорит о «материальном, в
буквальном смысле этого слова, воскресении Иисуса из мертвых») и р. 365 («я с удоволь­
ствием заявляю, что наш Господь воскрес из мертвых в материальном теле, которое при­
надлежало Ему перед смертью»).

s On понимает «духовное» не как о нематериальное», а как «приводимое в действие и направляемое духом» (или, возможно, «Духом»), р. 195.

' См. пространный отчет о воззрениях Харриса и о тех, кто их критикует (иногда
искажая их): СТ, April 5, 1993, pp. 62—66. Норман Гейслер и некоторые другие обвиняют
Харриса в серьезной ереси, но в этой статье Дж. И. Пакер говорит, что «и Харрис, и
Гейслер выглядят ортодоксами, и оба они в равной степени таковы» (pp. 64, 65). По мне­
нию трех других евангельских богословов, МиллардаЭриксона, Брюса Демареста и Род­
жера Никоула, воззрения Харриса «несколько непривычны», но «согласуются с позицией
Trinity Evangelical Divinity School, где преподает Харрис, а также... евангельского дви-
жениявиеломи(р.бЗ). - ■>.■-■ .... ...



Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе


из „плоти и костей"(Лк. 24:39)»10. Единственный вопрос заключается в том, существовало ли это тело Иисуса в другие моменты в нематериальной, бес­плотной форме, как утверждает Харрис. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны поинтересоваться, требуют ли новозаветные тексты о появляющемся и исчезающем Иисусе подобного умозаключения. По-видимому, они этого не требуют.

Лк. 24:3 ], где говорится, что после того, как Иисус преломил хлеб и подал его двум ученикам, «Он стал невидим для них», не предполагает такого выво­да. Греческое выражение, переведенное как «стал невидим» (bnpavToq tyevezo), в Новом Завете больше нигде не используется, но встречается уДиодора Си­цилийского (историка, работавшего в 60—30 гг. до н. э.), где однажды оно ис­пользуется по отношению к человеку по имени Амфиараус, который сорвал­ся на колеснице в пропасть и «стал невидим», а в другом месте — по отноше­нию к Атласу, которого сдуло сильным ветром с вершины горы, и он «стал невидим»". В каждом из этих примеров данное выражение означает лишь то, что люди скрылись из поля зрения, а не дематери&чизовались или действи­тельно стали невидимыми12. Поэтому и по поводу Л к. 24:31 мы можем ска­зать только то, что ученики перестали видеть Иисуса — то ли потому, что Его восхитил Ангел Господень (как это было с Филиппом в Деян. 8:39), то ли по­тому, что Он просто скрылся из их поля зрения (как это было с Моисеем и Илией на горе Преображения, Мф. 17:8, или с Елисеем в окружении небесно­го воинства, 4 Цар. 6:17, или с учениками, прошедшими мимо стражей тем­ницы в Деян. 5:19—23; 12:6,10). Во всех этих случаях необходимость вывода о превращении материального тела Иисуса в нематериальное не более велика, чем необходимость вывода о превращении материальных тел учеников в не­материальные, когда они прошли мимо стражи (Деян. 5:23; !2:10) и освобо­дились из темницы. Следовательно, в Л к. 24:31 говорится не о превращениях, происходивших с телом Иисуса, а только о том, что ученики не могли Его ви­деть13.

'"Harris, From Grave to Glory, p. 422. . ■'.•г.ъгчотсьгмлымы-.мл.гя:-/*

11 Diod. Sic. 4.65.9 {об Амфиараусе) и 3.60.3 (об Атласе).

12 Еще один пример использования слова tspavtog имеет сходный смысл: Плутарх
(ок. 50—120 гг.) рассказывает о некоем человеке, который сказал, что если земля или
океан и имеют «центр», то его местонахождение «известно богам, но сокрыто (otytxvzot;)
от смертных» {Moralia 409F). Смысл не в том, что он «нематериален», а в том, что он
«недоступен зрению, невидим».

13 Ср.: Лк. 24:16, где говорится, что Иисус приблизился к ученикам на дороге вЭм-
маус, но «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Если Бог смог частично
ослепить учеников, чтобы они видели Иисуса, но не узнавали Его, то, несомненно, спу­
стя некоторое время Он мог ослепить их еще больше, чтобы они не видели Иисуса вооб­
ще. Это сложный вопрос, и наши знания слишком ограниченны, чтобы утверждать, буд­
то из этик текстов вытекает, что Иисус стал нематериальным.


Глава 21. Воскресение и вознесение





Что касается заявления о способности Иисуса проходить сквозь матери­альные преграды, то оно не находит подтверждения в Новом Завете. Как по­казано выше, тот факт, что Иисус появлялся в комнате, когда двери были за­хлопнуты или заперты (Ин. 20:19,26), необязательно означает, что Он прохо­дил сквозьдвери или стену. Особенно показателен в этом отношении первый эпизод освобождения апостолов из темницы: они не проходили сквозь двери, но «Ангел Господень отворил двери темницы» (Дсян. 5:19); однако на следую­щее утро служители докладывали, что нашли темницу «запертою со всею пре­досторожностью и стражей стоящими пред дверями; но отворивши не нашли в ней никого» (Деян. 5:23). Ангел отворил двери, апостолы прошли через них, и ангел снова закрыл и запер двери. Соответственно, когда Петр был осво­божден из темницы, ему не пришлось дематериализоваться, чтобы избавить­ся отсковывающихего цепей, ибо «цепи упали с рук его» (Деян. 12:7)14. Точно также нельзя исключить возможность, что двери чудесным образом отвори­лись для Иисуса или что Он даже вошел в комнату вместе с учениками, но был временно скрыт от их глаз.

Что касается природы возрожденного тела Иисуса, то тексты, показыва­ющие, что Иисус явно имел материальное тело «из плоти и костей» (Л к. 24:39), которое было осязаемо и позволяло Ему есть, пить, преломлять хлеб и гото­вить обед, намного более определенны, чем тексты о появлениях и исчезнове­ниях Иисуса. В отличие от последних эти тексты не предполагают альтерна­тивного толкования, отрицающего материальность тела Иисуса, — сам Хар­рис признает, что в этих текстах Иисус имеет тело из плоти и костей. Но чему должны были научить апостолов эти явления во плоти, как не тому, что воз­рожденное тело Иисуса, несомненно, было материачьным? Если Иисус вос­крес из мертвых в том же теле, в каком умер, и если Он неоднократно являлся ученикам во плоти, ел и пил с ними {Деян. 10:41) в течение сорока дней, и если Он вознесся на небо на глазах учеников (Деян. 1:9), и если ангелы в то же



-


11 Харрис говорит, что, согласно Мф. 28:2,6, Иисус вышел из запечатанного фоба, но эти стихи вполне можно истол копать и в том смысле, что камень был сначала отвален отгроба, а затем Иисус иышел (ср.: Л к. 24:2). В Ин. 20:4—7 также говорится только о том, что там, где было тело Иисуса, лежали одни пелены, но из этого не следует, что Иисус «прошел сквозь» пелены; с такой же долей вероятности это может означать, что Иисус (или ангел) снял пелены и аккуратно сложил их в фобу. В Деян. 10:40,4] говорится, что Иисусу было дано являться избранным свидетелям, но и здесь ничего не сказано о Его материализации или пребывании в бесплотном состоянии. По моему мнению, во всех этих стихах Харрис вычитывает слишком многое из слишком скудных данных.

И наконец, если даже Иисус действительно проходил через двери или стены (как считают многие христиане), это не заставляет нас говорить о том. что Его тело было не­материальным, и вполне может объясняться особым чудом или свойством возрожден­ных тел, недоступным в настоящее время нашему пониманию, но не предполагающим, что они бесплотны или нематериальны.

■*: IS Ж1! : -riJ 1' •\--\\Ц1ХА и/Ц-^Ц</:■■>"■: '



Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе


мгновение сказали им, что «сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:1J), то, очевидно, Иисус учил их, что Его возрожденное тело является материальным. Если бы «обычной формой» существования возрожденного тела была немате­риальная, то этими неоднократными явлениями во плоти Иисус создавал бы у учеников (и у всех последующих читателей Нового Завета) ложное пред­ставление о том, что Его возрожденное тело осталось материальным, тогда как оно таковым не было. Если обычно он пребывал в бесплотном состоянии и предполагал навсегда остаться бесплотным по вознесении, то со стороны Иисуса было бы нечестно говорить: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня* (Л к. 24:39). Он не сказал: «...плоти и костей, которые, как вы видите, временно есть у Меня»! Учить апостолов о материальности Своего тела, в то время как в обычной форме существования Иисус таковым не обла- дал, означало бы вводить их в заблуждение.

Если бы Иисус хотел показать им, что способен материализоваться и де- материализоваться по своей воле (как утверждает Харрис), Он мог бы легко продемонстрировать это передними, чтобы они смогли подробно описать это явление. Он вполне мог пройти сквозь стену у них на глазах, вместо того что­бы внезапно появляться среди них. Короче говоря, если бы Иисус и авторы Нового Завета хотели внушить нам, что возрожденное тело было обычно и по преимуществу нематериальным, они бы так и сделали, но вместо этого они дали нам множество ясных указаний на то, что обычно оно было материаль- ным, хотя это было совершенное тело, навсегда избавленное от дряхления, болезней и смерти.

И наконец, этот вопрос наводит на более широкие богословские размыш­ления. Физическое воскресение Иисуса и Его вечное обладание материаль­ным возрожденным телом ясно подтверждают совершенство материального мира, первоначально созданного Богом: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Мы, воскрешенные мужчины и женщины, будем жить вечно на «новом небе и новой земле, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13). Мы будем жить на обновленной земле, освобожденной «от раб­ства тлению» (Рим. 8:21) и подобной Эдемскому саду. Там будет новый Иеру- сал и м, и люди «принесут в него славу и честь народов» (Отк. 21:26), и там бу­дет «река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой» (Отк. 22:1,2). Очевидно, в этом вполне реальном, материальном мире мы бу­дем жить как человеческие существа с материальными телами, приспособ- ленными к существованию в обновленном Богом творении. Таким образом, воскрешенное в материальной форме тело Иисуса подтверждает совершен­ство человека, которого Бог создал не в виде духа, подобного ангелам, а в виде



Глава 27. Воскресение и вознесение




существа с материальным телом, каковое было «хорошо весьма». Мы не долж­ны впадать в заблуждение, полагая, что бесплотное существование в каком-то смысле является для людей более прел почтительной формой жизни ^.Сде­лав нас венцом творения, Бог придал нам материальные тела. Воскресший из мертвых в совершенном материальном теле, Иисус царствует ныне на небе, и возвратится к нам, чтобы остаться с нами навсегда.

3. Участие Отцаи Сынав воскресении. Одни тексты со всей определенно­
стью утверждают, что Христа воскресил из мертвых Бог-Отец (Деян. 2:24; Рим.
6:4; 1 Кор. 6:14; Гал. 1:1; Еф. 1:20), тогда как другие сообщают об участии
Иисуса в собственном воскресении. Иисус говорит: «Потому любит Меня
Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у
Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею принять ее;
сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин. 10:17,! 8; ср.: 2:19—21). Наибо­
лее разумно предположить, что в воскресении участвуют и Отец, и Сын16.
Иисус говорит: «Я еемь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25; ср.: Евр. 7:1 б)'7.

4. Доктринальное значение воскресения. 1) Воскресение Христа гарантиру-
етнаше возрождение:Петр говорит, что Бог возродил «нас воскресением Иису­
са Христа из мертвых к упованию живому» (I Пет. 1:3). Он недвусмысленно
связывает воскресение Иисуса с нашим возрождением, или новым рождени­
ем. Когда Иисус восстал из мертвых, Его существование приобрело новые ка­
чества: «возрожденную жизнь» в человеческом теле и человеческий дух, иде­
ально приспособленный для вечного общения с Богом и повиновения Ему.
Своим воскресением Иисус заработал для нас такую же новою жизнь, как и у
Него. Когда мы становимся христианами, мы не получаем эту «новую жизнь»
полностью, ибо наши тела по- прежнему подвержены дряхлению, старению и
смерти. Но наш дух укрепляется живительной силой спасения18. Новый вид
жизни, которую мы получаем при «возрождении», Христос заработал для нас
именно Своим воскресением. Вот почему Павел говорит, что Бог «оживотво­
рил» нас «со Христом... и воскресил с Ним» (Еф. 2:5; ср.: Кол. 3:1). Воскрешая

15 Профессор Харрис также старается избежать этой ошибки, ибо говорит: «Ни о каком противопоставлении духа и материи не может быть и речи. Ни один новозаветный автор не предусматривает спасение души или духа, предавая при этом забвению види­мый материальный мир» (р. 251). Но меня беспокоит, что его позиция может привести других к недооценке значения материального творения и совершенства наших тел, со­зданных Богом.

'sCm. обсуждение участия Отца и Сына в воскресении в гл. 25.

" Поскольку деяния Бога — это обычно деяния всей Троицы, вероятно, правильнее йшо бы говорить, что Святой Дух также участвовал в воскресении Христа из мертвых, од­нако втекстах Писания не содержится прямого свидетельства об этом (хотя см.; Рим. 8:11).

18 Обсуждение- возрождения см. в гл. 33. ■ ■ . -



Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе


Христа из мертвых, Бог думал и о нашем воскресении «со Христом» и, следо­вательно, считал достойными приобщения к Христову воскресению. Павел говорит, что видит цель своей жизни в том, «чтобы познать Его, и силу воскре­сения Его...» (Флп. 3:10). Павел понимал, что даже в этой жизни воскресение Христа придает новую силу христианскому служению и повиновению Богу. Связывая воскресение Христа с действующими в нас духовными сила­ми, Павел говорит эфесяпам, что молится за них, дабы они поняли, «как без­мерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и поса­див одесную Себя на небесах» (Еф. 1:19,20). Здесь Павел говорит, что сила, которой Бог воскресил Христа из мертвых, — это та же сила, которая действу­ет в нас. Более того, Павел рассматривает нас как воскресших во Христе:«... Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. <...> Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живымижс для Бога во Христе Иисусе...» (Рим. 6:4,11). Эта живительная сила в нас включает способность одерживать все новые и новые победы над грехом в нашей жизни — «грех не должен над вами господ­ствовать» (Рим. 6:14); ср.: I Кор. 15:17), —несмотря на то что мы не достигнем совершенства в этой жизни. Сила воскресения включает также способность к служению в царстве. Именно после воскресения Иисус пообещал Своим уче­никам: «Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Эта новая, превосходящая человеческие возможности сила для возвещения Евангелия, совершения чудес и преодоления сопротивления вра­гов была дана ученикам после воскресения Христа из мертвых и стала неотъем­лемым элементом силы воскресения, присущей их христианской жизни.

2) Воскресение Христа гарантирует наше оправдание: Павел связывает вос­кресение Христа с нашим оправданием (или полученным нами уведомлени­ем, что мы не виновны, а праведны перед Богом)19 только в одном отрывке. Павел говорит, что Иисус «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Воскресение Христа из мертвых было декларацией Бога об одобрении работы Христа по спасению. Благодаря тому, что Христос «сми­рил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8), «Бог превознес Его...» (Флп. 2:9). Воскрешая Христа из мертвых, Бог-Отец факти­чески говорил, что одобряет работу Христа, претерпевшего страдании и смерть за наши грехи, считает эту работу завершенной и не видит необходимости в том, чтобы Христос и впредь оставался мертвым. Не было никаких неопла­ченных грехов, ничто не вызывало гнев Божий и никакой вины, требующей наказания, не осталось — за все было уплачено сполна. Воскресением Бог

19 Об оправдании см. в гл. 35. > ......


Глава 27. Воскресение и вознесение




говорил Христу: «Я одобряю все. Что Ты сделал, и Ты находишь благоволение в Моих глазах».

Это объясняет, почему Павел может говорить, что Христос «воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Если Бог нас «воскресил с Ним» (Еф. 2:6), то, благодаря нашему союзу с Христом, Божья декларация об одобрении Хри­ста является в то же время декларацией об одобрении нас. Когда Отец, по су­ществу, говорит Христу: «За есе грехи уплачено, и Я считаю Тебя не винов­ным, а праведным в Моих глазах», Он делает заявление, которое относится и к нам, поскольку мы веруем в Христа ради спасения. Таким образом воскре­сение Христа служит еще и окончательным подтверждением того, что Он за­работал наше оправдание.

3) Воскресение Христа гарантирует, что мы также получим совершенные возрожденные тела: В Новом Завете воскресение Иисуса несколько раз свя­зывается с нашим окончательным воскресением втеле. «Бог воскресил Госпо­ла, воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6:14). «Воскресивший Господа Иису­са воскресит чрез Иисуса и нас и поставит пред Собою с вами» (2 Кор. 4:14). Но наиболее обстоятельное обсуждение связи между воскресением Христа и на­шим воскресением содержится в 1 Кор. 15:12—58. Здесь Павел говорит, что Хри­стос—это «первенец из умерших». Называя Христа «первенцем» (букв.: «пер­вый плод», греч. cazapxti), Павел использует земледельческую метафору, что­бы показать, что мы будем походить на Христа. Подобно тому, как «первые плоды» или первая проба созревающего урожая показывают, каким будет весь урожай, Христос как «первенец» показывает, какими будут наши возрожден­ные тела, когда во время окончательной «жатвы» Бог воскресит нас из мерт­вых и введет в Свое присутствие20.

После воскресения у Иисуса остались следы гвоздей на руках и ногах и рана от копья, пронзившего Его ребра (Ин. 20:27). Люди иногда спрашивают, не означает ли это, что шрамы от серьезных повреждений, полученных в этой жизни, останутся на наших возрожденных телах. На это можно ответить, что, вероятно, у нас не будет шрамов от повреждений, полученных в этой жизни, и нашитсла будут совершенными, не подверженными «тлению» и воскресшими «вславе». Шрамы, оставшиеся на теле Иисуса после распятия уникальны, по­тому что служат вечным напоминанием о Его страданиях и смерти за нас21. Тот факт, что у Него остались эти шрамы, отнюдь не означает, что шрамы останут­ся и у нас. Напротив, все будет исцелено, восполнено и сделано совершенным.

20 более подробное обсуждение природы наших возрожденных тел см. в гл. 41.

" Фактически, все последствия жестокого бичевания, которому подвергся Иисус
через распятием, были исцелены, и только шрамы на руках, ногах и между ребер оста­
лись свидетельством о Его смерти за нас: Иисус был воскрешен «в славе» (ср.:! Кор. 15:43),
а не просто возвращен кжизни в обезображенном виде. ^^ i ^r ^ ._


Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе

5. Этическое значение воскресения. Павел считает, что воскресение имеет непосредственное отношение к нашему повиновению Богу в этой жизни. За­ключая подробное обсуждение воскресения, Павел призывает своих читате­лей: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом* (1 Кор. 15:58). Мы должны неустанно продолжать трудиться ради дела Гос­подня именно потому, что тоже воскреснем из мертвых, как воскрес Христос. Все, что мы делаем для привлечения людей в царство и укрепления их веры, будет иметь поистине вечное значение, ибо все мы воскреснем в тот день, ког­да Христос возвратится, и будем жить с Ним вечно.

Во-вторых, Павел призывает нас к тому, чтобы, размышляя о воскресе­нии, мы поставили своей целью будущую небесную награду. Он рассматри­вает воскресение как время, когда все усилия, предпринятые нами в этой жиз­ни, будут вознаграждены. Но если Христос не воскрес, и воскресения не было, то «вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчаст­нее всех человеков» (] Кор. 15:17-19; ср.: ст. 32). Но, поскольку Христос вос­крес, а вместе с Ним воскресли и мы, нам следует стремиться к небесной на­граде и помышлять о небесном:

...Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос си-'-ДИТ одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, '.мми жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол. 3:1-4).

Третий этический аспект воскресения состоит в требовании безусловно­го отказа от повиновения греху в нашей жизни. Говоря, что мы должны почи­тать себя «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе», благо­даря воскресению и живительной силе Христа, действующей в нас (Рим. 6:11), Павел восклицает: «Дане царствует грех в смертном вашем теле... И не преда­вайте членов ваших греху» (Рим. 6:12,13). Побуждая нас больше не грешить, Павел использует тот факт, что мы обладаем новой живительной силой, спо­собной обуздать господство греха в нашей жизни.

,fij'F;'r■ >■ ■ -•■ ■"■■■• Б.Вознесение

* 1. Христос, вознесенный на небо. После воскресения Иисус оставался на земле в течение сорока дней (Дсян. 1:3), затем вывел учеников из Иерусалима в Вифаниюи, «подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50,51). -»«••«

... СходноеописаниеприводитЛукавначалеКнигиДеяний:

.(■.fro Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг


Глава 27. Воскресение и вознесение





предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:9-11).

Здесь рассказывается о событии, которое, несомненно, имело целью по­казать ученикам, что Иисус возвращается домой. Он не исчез внезапно, так что больше Его невозможно было увидеть, а постепенно вознесся у них на гла­зах, после чего облако (вероятно, облако Божьей славы) скрыло Его из виду. Нотутже появились ангелы, которые сказали, что Он возвратится таким же образом, каким вознесся на небо. Тот факт, что у Иисуса было возрожденное тело, подчиняющееся пространственным ограничениям (в определенный мо­мент времени оно могло находиться только в одном месте), означает, что, вос­ходя на небо, Иисус отправлялся в какое-то место.

Вызывает удивление, что даже некоторые евангелические богословы не решаются утверждать, что небо может быть домом или что Иисус вознес­ся в какое-то определенное место в пространственно-временном контину­уме. Мы действительно не знаем, где сейчас находится Иисус, но не потому, что Он перешел в некое «состояние вечного существования», каковое вообще не может быть локализовано во времени и пространстве, а потому, что наши глаза неспособны различать незримый духовный мир, существующий вокруг нас. Нас окружают ангелы, но мы просто не видим их, потому что наши глаза не обладают такой способностью. Елисей был окружен сонмом ангелов и ог­ненных колесниц, которые защищали его от сирийцев в Дофане, однако слу­га Елисея не видел их, пока Бог не открыл ему глаза, чтобы он смог разглядеть то, что происходит в духовном измерении (4 Цар. 6:17). Точно так же, когда умирал Стефан, Бог наделил его способностью видеть мир, скрытый от на­ших глаз, ибо он, «воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:55,56). А Сам Иисус говорил: «В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: „Я иду приготовить место вам". И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас кСебе,чтоби выбыли, гдеЯ»(Ин. 14:2,3).

Конечно, мы не можем точно сказать, где находится небо. В Писании ча­сто изображаются люди, возносящиеся на небо (как Иисус и Илия), или схо­дящие с неба (как ангелы во сне Иакова, Быт. 28:12), поэтому у нас есть осно­вания представлять небо как некое место, расположенное «над» землей. Разу­меется, земля шарообразна и вращается вокруг своей оси, поэтому мы просто не имеем возможности сказать более точно, где находится небо, — Писание не сообщает нам об этом. Однако неоднократные упоминания о том, что Иисус отправился в какое-то место (как и Илия, 4 Цар. 2:11), а также тот факт, что Новый Иерусалим сойдет с неба от Бога (Отк. 21:2), свидетельствуют о том что небо имеет определенные координаты в пространственно-временном



Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе


континууме. Возможно, те, кто не верит в Писание, подвергнут подобное пред­
ставление насмешкам и с недоумением пожмут плечами, подобно тому, как
первый русский космонавт, вернувшись из космоса, доложил, что не видел
там Бога или неба, но это лишь указывает на слепоту их глаз по отношению к
незримому духовному миру, а не то, что небо не существует как определенное
место. В сущности, вознесение Иисуса на небо имело целью научить нас, что
небо существует как место в пространствен но-нреме ином континууме. (Даль­
нейшее обсуждение природы неба см. в гл. 56.) уЩ*щ- Jow 7 я

2. Христос получил славу и почести, которыми не обладал прежде, когда
был Богочеловеком.
Вознесшись на небо, Иисус удостоился славы, почестей
и власти, какими никогда не обладал прежде, в Свою бытность человеком и
Богом. Перед тем как умереть, Иисус молился: «Ныне прославь Меня Ты, Отче,
у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5)22.
В проповеди на Пятидесятницу Петр сказал, что Иисус был «вознесен деа [ицею
Божиею» (Деян. 2:33), а Павел провозгласил, что «Бог превознес Его» (Флп. 2:9)
и что Он «вознесся во славе» (1 Тим. 3:16; ср.: Евр. 1:4). Ныне Иисус находит­
ся на небе, и хор ангелов воспевает Ему хвалу: «Достоин Агнец закланный
принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благо­
словение* (Отк. 5:12)2\ г —-■-!-- ■'■■■-■;--^-^ ■■ --■• -^-- --■

3. Христос воссел одесную Бога. Одним из аспектов вознесения Христа на
небо и Его прославления был тот факт, что Он воссел одесную Бога.

В Ветхом Завете предсказано, что Мессия воссядет одесную Бога: «Ска­зал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1). Когда Христос вознесся на небо, это пред­сказание исполнилось: «Совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1:3). Приятие в Божественное присутствие и пребывание одесную Бога — это яркое подтверждение завер­шения работы Христа по спасению. Подобно человеку, садящемуся по завер­шении трудной работы, чтобы с удовлетворением обозреть плоды своего тру­да, Иисус, сидящий одесную Бога, наглядно демонстрирует, что Его работа по спасению завершена.

Вмсстестем, пребывание Христа одесную Бога указывает не только на за­вершение дела спасения, но и на то, что Он получил власть над вселенной. Па­вел говорит, что Бог воскресил Христа из мертвых и посадил одесную Себя на небесах «превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого

22 Этот стих показывает, что славой Христос обладал как вечный Сын Божий, но
она не принадлежала Ему в период Его воплощения в Богочеловека.

23 Некоторые лютеранские богословы говорят, что, когда Иисус вознесся па небо,
Его человеческая природа стала вездесущей (присутствующей повсюду); см. обсужде­
ние этого вопроса is гл. 25.


Глава 27, Воскресение и вознесение




имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф. 1:20,21). Сход­ным образом, Петр говорит об Иисусе, «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога, и Которому покорились Ангелы и власти и силы» (1 Пет. 3:22). Павел также опирается на Пс. 109:1, когда говорит, что Христу «надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор. 15:25).

Еще одним аспектом власти, полученной Христом от Отца, когда Он вос­сел одесную, была власть излить Святого Духа на церковь. Петр говорит на Пятидесятницу: «Он, бы в вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обе­тование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:33).

Тот факт, что Иисус сидит ныне одесную Бога на небе, не означает, что Он навечно «прикован» к этому месту или пребывает в бездействии. Он изобра­жается и как стоящий одесную Бога (Деян. 7:56), и как ходящий посреди семи золотых светильников (Отк. 2:1). Подобно земному царю, сидящему на троне при вступлении на царствование, но затем ежедневно занимающемуся самы­ми разными делами, Христос, восседающий одесную Бога, являет Собой яр­кое свидетельство завершения дела спасения и приобретения власти над все­ленной, но, несомненно, Он занимается на небе и другими делами. ^ . . .

^г.^Уг

4. Доктринальное значение вознесения Христа в нашей жизни. Как и вос­кресение, вознесение Христа имеет непосредственное отношение к нашей жиз­ни. Во-первых, поскольку мы едины с Христом во всех аспектах Его работы по спасению24, восхождение Христа на небо предвещает наше будущее воз­несение и присоединение к Нему. «Мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (] Фес. 4:17). Автор Послания к Евреям призывает нас идти пожизненному пути, помня, что мы следуем по стопам Иисуса и в конце кон­цов достигнем блаженства небесной жизни, которым ныне пользуется Он: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальни­ка и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:1,2). И Сам Иисус говорит, что однажды возьмет нас к Себе (Ин. 14:1).

Во-вторых, вознесение Иисуса дает нам уверенность в том, что нашим последним домом будет небо. «В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: „Я иду приготовить место вам". И когда Я пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Яп (Ин. 14:2,3). Иисус был человеком, таким же, как мы, во всех отношениях, только без греха, и Он ушел раньше нас, чтобы в конце концов мы смогли последовать за Ним и жить с Ним вечно. Тот факт, что Иисус уже вознесся на небо и достиг поставленной перед Ним цели, придает нам уверенность, что в конце концов и мы окажемся там.

24 См. обсуждение вопроса об единении с Христом В гл. 42.



Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе



•■•' В-третьих, благодаря нашему единению с Христом в Его вознесении, мы уже сейчас разделяем (отчасти) с Ним власть над вселенной, а позднее бу­дем пользоваться ею в еще более полной мере. Именно на это указывает Павел, когда говорит, что Бог нас «воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6). Разумеется, мы не присутствуем на небе физичес­ки, поскольку остаемся пока на земле. Но если пребывание Христа одес­ную Бога указывает на полученную им власть, то обещание Бога посадить нас рядом с Христом означает, что мы в какой-то мере разделим с Ним эту власть— власть противостоять «духам злобы поднебесным» (Еф. 6:12; ср.: ст. 10—18) и сражаться оружием «сильным Богом на разрушение твердынь» (2 Кор. 10:4). В будущем наше с Христом господство над вселенной осуще­ствится еше пол нее: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1 Кор. 6:3). Более того, мы разделим с Христом власть над миром, сотворенным Богом (Евр. 2:5—8)25. Иисус обешает: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до кон­ца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего» (Отк. 2:26,27). И продолжает: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцсм Моим на престоле Его» (Отк. 3;21). Осо­знать всю полноту смысла этих поразительных обещаний о пашем присоеди­нении к Христу, сидящему одесную Бога, мы сможем только в будущем.

■jVn - В. Состояния Иисуса Христа

Рассуждая о жизни, смерти и воскресении Христа, богословы иногда го­ворят о «состояниях Иисуса Христа». Под этим они понимают различные по­зиции, в которых Иисус находился по отношению к Божьему закону для че­ловечества, обладанию властью и получению славы. Обычно различают два состояния (унижение и возвышение). Таким образом, учение о «двойствен­ном состоянии Христа» — это учение о том, что сначала Христос испытал со­стояние унижения, а затем состояние возвышения.

Унижение Христа включает Его воплощение, страдание, смерть и погре­бение. Иногда к этому добавляют пятый аспект (схождение в ад), но, как по­казано выше, это представление не находит подтверждения в Писании.

Возвышение Христа также включает четыре аспекта: воскресение, воз­
несение на небо, пребывание одесную Бога и возвращение в силе и славе. Во
многих систематических богословиях состояния унижения и возвышения
используются как широкие категории, позволяющие упорядочить обсужде­
ние работы Христа26. .;„.„„,.,■;*...-.; .„,... ,„, _„„.„;, ^__ ... „;;..

35 См. обсуждение Евр. 2:5—8 в гл. 25.

26 Подробное обсуждение этого вопроса см.: W. Grudem, "States of Jesus Christ", EDT,
pp. 1052-1054. . ■ ■ . ■ . ._ ■-, . ■;



Глава 27. Воскресение и вознесение





n.v;..' Вопросы для самостоятельной работы *Hi

1. Какие аспекты библейского учения о воскрешенном теле вы открыли для
себя по мере чтения этой главы? Можете ли вы представить свойства воскрешен­
ного тела, которые вы предвкушаете с особым нетерпением? Какие чувства вызы­
вает у вас представление об обладании подобным телом?

2. Что бы вам хотелось сейчас сделать, если бы слабость или ограниченные
возможности вашего материального тела не препятствовали осуществлению это­
го желания? Считаете ли вы, что подобные занятия будут возможны в вашей жиз­
ни на небе?

3. Когда вы родились свыше, вы получили новую духовную жизнь. Если вы
считаете, что эта новая духовная жизнь порождена живительной силой Христа,
действующей внутри вас, то каким образом это влияет на вашу христианскую
жизнь и служение людским нуждам?

4. Библия говорит, что вы уже сейчас сидите «на небесах ао Христе Иисусе»
(Еф. 2:6). Как влияют размышления об этом факте на ваши молитвы и на ваше
участие в духовной войне с силами зла?

5. Когда вы думаете о Христе, пребывающем ныне на небе, заставляет ли это
вас сосредоточить свое внимание на вещах, имеющих вечное значение? Укрепля­
ет ли это вашу уверенность в том, что когда-нибудь вы будете с Ним на небе? Ка­
кие чувства вызывает у вас перспектива гцэави.ть с Христом н,ад народами и анге­
лами? " " ,у_гк.(,' -.из „!>_0М "-4J' v--.i: '■'' гЧ1 -т'>:



 
 

возвышение Христа вознесение воскресение воскресший в силе воскресший в славе

Специальные термины

*2CJr v: воссесть одесную

духовное тело

нетленный

состояния Иисуса Христа

унижение Христа, .

S

Библиография'! !f ^.i -л-т

Соответств ующиеразделы в евангельских систематических богословиях

Англиканские {епископальные) г Ч1™":»И »иы -оими/Г J О .у:лП
1882-1892 Litton, 195-196 тyiil:r_t; ,.^.,.lO

1930 Thomas, 73-S7 ,,,,um -^ thro, ,4,1Vi'j'";I ',,_.1Г1^ ;1^ьт




.Я"с; Ау-г-.-цГ.-зЯ I гтг пц



Часть IV. Учение о Христе и а Святом Духе



2. Ар МИН панские (уэслианскис или методистские) r"; "iSiXHft^'H;..;
1875-1876 Pope, 3:401-406 *»«*■ <ОД л*

1987-1990 Oden, 451-526 :,w-.->; ■ ,

3. Баптистские ! л*

1767 Gill, 1:583-602" =

1907 Strong, 706-710, 1015-1023

1917 Mullins, 44-46, 158-164. 472-478

1983-1985 Erickson, 769-779

1987-1994 Lewis/Demarest, 2:437-496

4. Диспенсационалистские " ■'■ ■ "■- ш : ■ -" ':

1947 Chafer, 5:231-279

1949 Thiessen, 243-250

1986 Ryrie, 267-274 -

5. Лютеранские :" ',,'j»"' '.

1917-1924 Piper, 2:324-330 " ^ ^
1934 Mueller, 295-300 ,''." [

6. Реформатские (или пресвитерианские) «.'&№

1861 Heppe, 488-509 "'c'"iO

1871-1873 Hodge, 2:626-638

1887-1921 Warfield, SSW, 1:178-202; PWC, 535-548

1937-1966 Murray, CW, 1:40-43; CW, 4:82-91

1938 Berkhof, 344-355

1962 Buswell, 2:32-40

7. Обновленческие (или пятидесятиическиё И харизматические)

1988-1992 Williams, 1:381-413

Соответствующие разделы,.г , .

в авторитетных римско-католических богословиях...,,, ,mJf.[,

1. Традиционные .ццэацл- :■ ■

1955 Ott, 192-196 Vot'i;:-;--^-.'.;. .wr;.. -мж. -,.;■■ , .

2. Написанные после II Ватиканского собора "" ' 1;'' ' ' " " ' ""*'

1980 McBricn, 1:405-417 '"' ' ;i—'■"■''ri !; i:"; "



Другие работы-г -^.............. ----■ " " '

Bray, G. L. "Ascension and Heavenly Session of Christ'". In NOT, pp. 46, 47.

Craig, William Lane. The Son Rises: The Historical Evidence for the Resurrection of Jesus. Chicago: Moody, 1981.

Fuller, Daniel P. Easter Faith and History. Grand Rapids: EerdniHiib, 1965.

Gaffin, Richard В., Jr. Resurrection and Redemption: A Study in Paul's Soteriology. Formerly, The Centrality of the Resurrection: A Study in Paul's Soteriology. Phillipsburg. N.J.: Presbyterian and Reformed, 1978.


Глава 27. Воскресение и вознесение




4 'V-.


Habermas, G. R. "Resurrection of Christ". In EDT, pp. 938-941.

Habemias, G. R., and Anthony Flew. Did Jesus Rise From the Dead? The Resurrec­tion Debate. Edited by Terry L. Miethe. New YorK: Harper and Row, 1987.

Harris, Murray J. From Grave to Glory: Resurrection in the New Testament, Includ­ing a Response to Norman L. Geisler. Grand Rapids: Zondervan, 1990.

Harris, Murray J. "Resurrection, General". In NDT, pp. 581, 582.

Ladd, George E. / Believe in the Resurrection of Jesus. Grand Rapids: Eerdmans, 1975.

Macleod, D. "Resurrection of Christ". In NDT, pp. 582-585. "F

Morison, Frank. Who Moved the Stone? London: Faber and Faber, 1930; reprint, Grand Rapids: Zondervan, 1958.

O'Donovan, Oliver. Resurrection and Mora! Order. Leicester: Inter-Varsity Press, 1986.

Ross, A. "Ascension of Christ". In EDT, pp. 86, 87.

Swete, Henry Barclay. The Ascended Christ: A Study in the Earliest Christian Teach­ing. London: Macmillan, 1910.

Tcnney, Merrill C. The Reality of the Resurrection. New York: Harper and Row, 1963.

Toon, Peter. The Ascension of Our Lord. Nashville: Thomas Nelson. 1984. -"'■- -

Wenham, John. The Easter Enigma. London: Paternoster, 1984. *"■■■


Отрывок для запоминания

1 Кор. 15:20-23:

HoXpucmoc воскрес измертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.


г: п.-ла


.-a tu\ty, j 1:и




,-lititt\ ^■•w,f


ГЛАВА 28


■i\i..r."


.*.*,,1Н:-


Должности Христа >|


.О л-в


Каким образом Христос является Пророком, Священником и Царем ?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ'

В Ветхом Завете у народа Израиля существовало три главных должности: пророк (напр., Нафан, 2 Цар. 7:2), священник (напр., Авиафар, 1 Цар. 30:7) и царь (напр., Давид, 4 Цар. 5:3). Функции людей, занимавших эти должности, отчетливо различались. Пророк возвещал народу Божье слово, священник совершал жертвоприношения и возносил Богу молитвы и хвалы от имени на­рода, а царь правил народом как представитель Бога. Эти три должности пре­допределили работу Христа в различных направлениях. Поэтому мы можем посмотреть на работу Христа еще раз, имея теперь в виду эти три должности, или категории'. Христос исполнял эти три должности следующим образом: как Пророк, Он открывает нам Бога и произносит Его слово; как Священник, Он приносит Богу жертву от нашего имени, и в то же время Сам является этой жертвой; как Царь, Он возглавляет церковь и правит вселенной. А теперь об­ратимся к более подробному обсуждению этих должностей.

А. Христос как Пророк

Ветхозаветные пророки возвещали народу Божье слово. Первым великим пророком был Моисей, который написал первые пять книг Библии, Пятикни­жие. После Моисея появился целый ряд других пророков, которые произно­сили и записывали слова Бога2. Но Моисей предсказал, что однажды придет пророк, подобный ему самому.

Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте; так как ты просил у Господа, Бога твоего... И сказал мне Господь... Я воздвигну им Пророка из среды бра-

1 Жан Кальвин (1509—1564) был первым крупным богословом, применившим эта
категории к работе Христа (см. его Institutes of the Christian