double arrow

Новозаветные понятия, описывающие различные аспекты искупления

Искупительная работа Христа — это сложное событие, имевшее для нас мно­жество последствий. Поэтому его можно рассматривать с нескольких различ­ных сторон. В Новом Завете для его описания используются различные поня­тия; мы рассмотрим четыре наиболее важных из них.

Эти четыре понятия показывают, каким образом смерть Христа отвечала потребностям, которые мы испытываем как грешники:

1. Мы заслуживаем смерти в наказание за грех.:

2. Мы заслуживаем того, чтобы принять на себя гнев Божий..,.-.. ,.

3. Наши грехи отдаляют нас от Бога. л;ц отР

4. Мы находимся в рабстве у греха и у царства сатаны.

в) ЖЕРТВА. Претерпев наказание смертью, которое мы заслужили свои­ми грехами, Христос умер как жертва вместо нас. «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9:26).

б) УМИЛОСТИВЛЕНИЕ. Чтобы отвести от нас гнев Божий, который мы
заслужили, Христос умер во искупление наших грехов. «В том любовь, что
не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына своего в умилос­
тивление за грехи наши»(1 Ин.4:10).

в) ПРИМИРЕНИЕ. Чтобы преодолеть отдаление от Бога, мы нуждаемся в
том, кто смог бы обеспечить примирение и тем самым возвратить нам обще­
ние с Богом. Павел говорит, что Бог «Иисусом Христом» примирил нас с Со­
бою и дал «нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с
Собою мир» (2 Кор. 5:18,19).

г) СПАСЕНИЕ. Поскольку мы, как грешники, находимся в рабстве у греха
и сатаны, мы нуждаемся в том, кто принесет нам спасение и тем самым «осво­
бодит» нас от этого рабства. Когда мы говорим о спасении, в поле зрения




Част!, IV. Учение о Христе и о Святом Духе



возникает представление о «выкупе». Выкуп — это цена, которую надо запла­тить, чтобы освободить кого-нибудь из рабства или плена. Иисус говорит о Себе: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). Если мы спросим, кому уплачен выкуп, то поймем, что человеческая аналогия с уплатой выкупане соответствует искуплению Христа ни единой деталью. Хотя мы находились в рабстве у греха и у сатаны, никакой выкуп «греху» или са­мому сатане уплачен не был, ибо, во-первых, они не имели права требовать подобной платы, а, во-вторых, сатана не был тем, чья святость была оскорб­лена грехом и кто мог требовать расплаты за грех. Как мы убедились, плату за грехи принес Христос, и она была получена и принята Богом-Отцом. Но мы не решаемся говорить об уплате «выкупа» Богу-Отцу, потому что это не Он держат нас в рабстве у сатаны и у наш их собственн ых грехов. Поэтому в дан­ном отношении идея уплаты выкупа не находит применения во всех деталях. Достаточно отметить, что цена была уплачена (смертьХриста) и результатом явилось то, что мы были «освобождены» из рабства.

Мы были спасены от рабства сатане, потому что «весь мир лежит во зле» (1 И н. 5:19), и Христос пришел, чтобы «избавить тех, которые от страха смер­ти чрез всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:15). Поистине Бог-Отец избавил нас «от власти тьмы» и ввел нас «в Царство возлюбленного Сына Сво­его» (Кол. 1:13).

Что касается освобождения от рабства, то Павел говорит: «Так и вы почи­тайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе... <...> Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благо-датию» (Рим. 6:11). Мы были освобождены от рабства греху и от его господ-ст на над нашей жизнью.

5) Другие воззрения на искупление. В отличие от изложенного в этой главе толкования искупления как заместительной жертвы, в истории Церкви су­ществовали и другие точки зрения на эту проблему,

а) ТЕОРИЯ ВЫКУПА САТАНЕ. Такого воззрения придерживался Оригеи (ок. 1S5—254 гг. н. э.), богослов из Александрии, поселившийся затем в Кеса­рии, а после него — и некоторые другие представители раннехристианской церкви. Согласно этому воззрению, выкуп, уплаченный Христом, чтобы спа­сти нас, был уплачен сатане, в чье царство все люди попадают посредством греха.

Эта теория не находит никакого прямого подтверждения в Писании и имеет мало сторонников в истории Церкви. Она зиждется на неверной пред­посылке, что сатана, а не Бог, требует расплаты за грех, и тем самым полнос­тью пренебрегает требованиями Божьей справедливости по отношен шок гре­ху. Сатана рассматривается в ней как существо, обладающее значительно




Глава 26. Искупление




>руюнадозапла-Иисус говорит о Ему служили, но

Мк. 10:45). Если:ская аналогия с ой деталью. Хотя i «греху» или са-

правд требовать лъбылаоскорб-дились, плату за ч-Отном. Но мы ну что это не Он,. Поэтому вдан-1 во всех деталях, га) и результатом

1Ирлежитвозлс» ie от страха смер-истинс Бог-Отец иного СынаСво-

- «Так и вы почи-те Иисусе... <..-> ом, ноподблаго- f и от его господ -

[ного в этой главе ории Церкви су-

рживался Ориген йся затем в Кеса-шехристианской ictom,чтобыспа-дют посредством

ния в Писании и ia неверной прсд-:м самым полнос-отношениюкгре-щее значительно


большими правами, чем он имеет в действительности, а именно правом требо­вать от Бога всего, что он пожелает. В Писании нигде не говорится, что мы, как грешники, должны что-либо сатане, но в нем настойчиво повторяется мысль, что Богтребует от нас расплаты за наши грехи. Кроме того, это воззре­ние не согласуется с текстом, в котором говорится о смерти Христа как о жертве умилостивления, принесенной Богу-Отцу за наши грехи, а также с тем фак­том, что, принимая плату за наши грехи от Христа, Бог-Отец представляет

Троицу (СМ. Обсуждение ВЫШе).

б) ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. Впервые выдвинутая
французским богословом Пьером Абеляром (1079-1142), теория нравствен­
ного воздействия искупления исходит из того, что Бог не требовал расплаты
за грех, а смерть Христа была лишь средством, с помощью которого Бог по­
казал, что Он так горячо любит людей, что готов отождествить Себя с их стра­
даниями, вплоть до смерти. Таким образом, смерть Христа превращается в
величайший нравоучительный пример, показывающий любовь Бога к нам и
побуждающий нас к благодарному ответу, с тем чтобы, любя Его, мы были
прощены.

Серьезные трудности, связанные с этим воззрением, заключаются втом, что оно противоречит многим местам в Писании, где говорится о смерти Хри-стаза грехи, о Его несении греха и о Его смерти в качестве жертвы умилостив­ления. Кроме того, это воззрение лишает искупление его объективного харак­тера, поскольку исходит из предпосылки, что искупление не воздействовало на Самого Бога. И наконец, оно никак не связано с нашей виной, — если Хри­стос не умер, расплачиваясь за наши грехи, мы не вправе верить Ему, что наши грехи прощены.

в) ТЕОРИЯ ПРИМЕРА. Теория примера была разработана сонинианами,
последователями Фауста Социна (1539—1604), итальянского богослова, обо­
сновавшегося в Польше в 1578 г и привлекшего к себе множество сторонни­
ков18. Теория примера, как и теория нравственного воздействия, отрицает,
что Божья справедливость требует расплаты за грех. Она утверждает, что
Своей смертью Христос просто подает нам пример, как надо доверять и по­
виноваться Богу, даже если это доверие и повиновение приводят к ужасной
смерти. Если, согласно теории нравственного воздействия, смерть Христа
учит, как сильно нас любит Бог, то, согласно теории примера, смерть Христа
учит нас, как мы должны жить. Подкрепление этому воззрению можно най­
ти в 1 Пет. 2:21: «Ибо вы к этому призваны; потому что и Христос пострадал
за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его».

18 Социниане были антитринитаринми, поскольку отрицали божественность Хрис­та: их воззрения вели к современному унитаризму.




Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе



-! г Несмотря на истинность того, что Христос подает нам пример даже Сво­ей смертью, вопрос заключается в том, является ли этот факт полным объяс­нением искупления. Теория примера не в состоянии объяснить многие места в Писании, посвященные смерти Христа как расплате за грех, или тому факту, что Он взял на Себя наши грехи, или тому факту, что Он был жертвой умилос­тивления за нас. Одних только этих соображений достаточно, чтобы отверг­нуть эту теорию. Кроме того, приверженцы этого воззрения фактически до­ходят до того, что утверждают, будто человек может спастись сам, если после­дует примеру Христа и будет доверять и повиноваться Богу, как это делал Христос. Таким образом, теория примера не в состоянии показать, как можно избавить нас от вины за грех, поскольку она не признает того, что Христос действительно расплатился за наши грехи и, умирая, позаботился о проще­нии нашей вины.

г) АВТОРИТАРНАЯ ТЕОРИЯ. Авторитарная теория искупления была раз­работана голландским богословом и юристом Гуго Гроцием (1583-1645). Со­гласно этой теории, на самом деле Бог не нуждался в плате за грех, поскольку, будучи всемогущим, Он мог просто отказаться от этого требования и простить грехи без всякой расплаты. В чем же тогда состояло назначение смерти Хрис­та? С ее помощью Бог продемонстрировал тот факт, что Его законы наруша­ются, что Он является нравственным законодателем и правителем вселенной и что любое нарушение законов предполагает некое наказание. Таким обра­зом, смерть Христа была не расплатой за реальные грехи людей, а демонстра­цией того, что за нарушение Божьих законов необходимо расплачиваться.

И снова проблема этой теории состояла в том, что она не могла адекватно объяснить те места Писания, в которых говорится о Христе, принесшем наши грехи на крест, о Боге, возложившем на Христа вину за все наши беззакония, о Христе, умершем за наши грехи, и о Христе, ставшем жертвой умилостивле­ния. Она лишает искупление его объективного характера, представляя его как акт, направленный не на удовлетворение справедливости Бога, анато, чтобы внушить нам убеждение, что у Бога есть законы, которые необходимо соблю­дать. Эта теория подразумевает, что мы не можем по-настоящему верить в то, что Иисус заработал прощение наших грехов, так как фактически Он не рас­плачивался за эти грехи. Более того, она изображает сам факт прощения на­ших грехов как нечто пришедшее Богу в голову, независимо от смерти Христа на кресте: Он уже решил простить нас, не требуя никакой расплаты, а затем покарал Христа — только для того, чтобы показать, что Он по-прежнему яв­ляется высшим нравственным авторитетом во вселенной. Но это означает, что Христос (согласно этой теории) в действительности не заработал для нас про­щение и спасение, и потому ценность Его искупительной работы значитель­но понижается. И, наконец, эта теория не может адекватно объяснить неиз­менность Бога и бесконечное совершенство Его справедливости.



Глава 26. Искупление




J


6) Сошел ли Христос в ад?19 Иногда утверждают, что Христос после смер­ти сошел в ад. Выражение «сошел в ад» не встречается в Библии. Но широко используемый Апостольский символ веры гласит: «Он был распят, умер, по­гребен и сошел в ад; на третий день воскрес из мертвых». Означает ли это, что Христос претерпел после Своей смерти на кресте дополнительные страдания? Как мы увидим далее, внимательное изучение библейского свидетельства до­казывает, что это не так. Но, прежде чем рассматривать соответствующие биб­лейские тексты, обратимся к выражению «сошел в ад» в Апостольском сим­воле веры.

а) ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ «СОШЕЛ В ЛД»- Обстоятельства, приведшие к появлению этого выражения, на большей части его истории по­крыты мраком. Истоки его происхождения — когда их удается обнаружить — далеко не всегда заслуживают доверия. Крупный историк церкви Филипп Шафф представил формирование Апостольского символа веры в простран­ной таблице, воспроизведенной на с. 660-66120,

Из таблицы явствует, что, в отличие от Никейского символа веры и хал-кидонского определения, Апостольский символ веры не был сформулирован или утвержден одним Церковным собором. Напротив, он формировался по­степенно, примерно с 200-го по 750 г.

Как это ни удивительно, но выражение «сошел в ад» не встречается ни в одной из ранних версий Апостольского символа веры (в версиях, которые ис­пользовались в Риме, во всей остальной Италии и в Африке) и появляется только водной из двух версий Руфина в 390 г. После этого оно не включалось в какие-либо версии вплоть до 650 г Более того, Руфин, единственный богослов, вклю­чивший это выражение до 650 г., не думал, что оно означает, будто Христос дей­ствительно сошел в ад, а понимал его просто как «Христос был погребен»21.

"Данный раздел взят из: Wayne Grudem, "He Did Not Descend Into Hell: Л Plea for Following Scripture Instead of the Apostles' Creed", JETS vol. 34, no. 1 (March, 1991). pp. 103-113.

и Эта таблица взята из: The Creeds ofChristendom, 2:52-55.

11 См.: SchafF, Creeds, 1.21, n. 6; см. также 46, п. 2. Шафф отмечает, что это выраже­ние встречалось и несколько ранее (ок. 360 г.), но в дальнейшем оно отсутствовало в каких-либо ортодоксальных символах веры или в каких-либо версиях Апостольского символа веры, хотя и имело место в некоторых символах веры ариан — людей, которые отрицали полноту божественности Христа, утверждая, что Сын был сотворен Отцом (см.: Schaff, Creeds, 2.46, п. 2). (Шафф не подтверждает это сообщение о символах веры ариан ссылками на источники.)

Следует отметить, что Шафф в своем «Creeds of Christendom» делает несколько ре­дакторских комментариев в защиту положения о действительном схождении Христа в ал после смерти на кресте. Так, напр., он говорит, что «сам Руфин, однако, понимал это выражение неверно, истолковывая его как „был погребен"» (1.21, п. 6). Следовательно, Шафф полагает, что понимать это выражение как «сошел в могилу» означает понимать ею неверно (см. также: 2.46, п. 2; 3.321, п. 1).



Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе



Постепенное формирование


Апостольского



Статья текст Западного вероисповедания Пирмин. 750 г. I. Св. Иримсй, 200 г 11. Тертуллшн, 220 г. 111. Св. Кипрман, 250 г. IV
  Qui Conctptus est Зачатого   (missum a Patte in Virginem)   '■:-™::;\
  De Spirita Sancto От Духи Снятого   (EX SPIR1TU Patris Dei cl virtute)    
.Г* Nalus Рожденного (Genemtionem) NATUM (camem factum el ex ea naium) •'Л.i-юл -■
-Нь'З. Ex Maria Virgine От Марш Девы yiwrptv (ex Virgine) EX VIRQINE MARIA ......  
  &LSSUS Страдавшего Kai тд wdOos- CRUC1F1XUM (passum)    
- Г Sub Pontig Pilato При Почтой Пилате (SUB POJMT1O PILATOI sub Ponlio Pilato   .ui-'. -■■-■
IV Crucifixus Распятого        
  Mortuus Умершего   (MORTUUM)    
  Et Sepullus И нагребенного   (ET SEPULTUM secundum Scnptums)    
V Descend it ad Inierna Сошедшего е ад        
Tertia die В третий день   TERTIA DIE    
Resumuit Воскресшего   resuscitatum (a Palre) (iBbUrrexisse]    
A mart u is Из мертвых ЈK HЈKptuf E MORTU1S    
  Ascendit ad coelos Вознесшегося на небеса ei? Tobg oupavoi& dvaAipfitv (et in claritale iccepttis) rcceplum in coclis (in coelos resumptuml (in coelos ereptum|    
  Sedet ad de-xlcram Сидящего одесную   SEOENTEM nuns AD DEXTERAM    


     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 26. Искупление i.:№ лЛ


АПОСТОЛЬСКОГОСИМВОЛаВерЫ


l»*Vt"



Марделл,

341 г


VI.

ГУфин, 390 r.

Аквилеп


VII.

Рефин.

Рим,390 i


VIII. Св. Августин,

400 т.


IX. Св. Никита,

450 r.


X.

Евссвий Галл, 55(1 г. (?)


XI. Sacranientariun

Gilllicanum, 650 r.



QU1

de Spiritu

SANCTO


lie Spiritu


de Spiritu [per Sp. Sanct.l


ex Spiritu Sanclo


qui

CONCEPTUS

EST

de Spirilu Sanclo


de Spirilu Sanclo



■x Maii Virgine


гх Maria Vijgine


ex Milria Virgin? n


el Virgine Maria


ex Maria Vitgine


: Maria Virgit



sub Ponlio PUate


sub Pontic Piiato


sub l^ntio

Piliito


sub

Pontio Pilato



et bcpultus


;t sepultit



DESCEND1T in iNFEI^'A


Desetndil АО Infema



ASCEND1T in COELOS


ascend it in codos


iibc end it i;oelos



SEDET ad dexrcram


SEDET£ dexleiam


sedet ad tlexleram


sedet ad (км е ram


sedet ad desteram


sedel ad

dexioram


АШ1 I' '"■



Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе



Другими словами, Руфин истолковал его как «Христос сошел в могилу» (греч. слово Ы5т}<; может использоваться в значении «могила», а не ykEVva, «ад, мес­то наказания»). Кроме того, следует отметить, что это выражение встречается только в одной из двух версий символа веры, дошедших до нас от Руфина: его не было в римской версии, которую он сохранил.

Таким образом, это означает, что до 650 г. ни одна версия символа веры не включала это выражение с намерением сказать, что Христос «сошел в ад», — в единственной версии, включающей это выражение до 650 г., ему при­дается другое значение. В связи с этим возникает вопрос, применимо ли к этому выражению определение «апостольский» и по праву ли оно занимает место в символе веры, в самом названии которого утверждается происхождение от пер­вых апостолов Христа.

Кроме того, данный обзор исторической эволюции этого выражения до­пускает вероятность того, что, когда оно начало испол ьзоваться более широ­ко, в некоторых версиях (ныне утраченных) выражение «и погребен» отсут­ствовало. Если так, то, вероятно, многие истолковывали его также, как и Ру­фин: «сошел в могилу». Но позднее, когда это выражение было включено в другие версии символа веры, уже содержавшие выражение «и погребен», его потребовалось истолковать как-то по-другому. Ошибочное включение этого выражения после слов «и погребен» (очевидно, сделанное кем-то ок. 650 г.) привело кразнообразным попыткам объяснить выражение «сошел в ад» не про­тиворечащим Писанию способом.

Некоторые понимали его в том смысле, что Христос претерпел муки ада, когда был на кресте. Например, Кальвин говорит, что выражение «Христово схождение в ад» указывает на тот факт, что Он не только умер телесной смертью, но и «испытал на Себе суровость Божьего возмездия, укротил Его гнев и удовлетворил Его справедливый суд»22.

Сходное толкование представлено в вопросе 44 Гейдельбергского катехи­зиса:

"' ■ 111
Вопрос: Почему добавлено: «Он сошел н преисподнюю?» —'------------------- ^-|-*

Ответ: Чтобы я в своих величайших искушениях мог быть уверен, что Христос, мой Господь, Своими невыразимыми страданиями, болью и страхом, пережитыми в Его душе на кресте и ранее, спас меня от боли и мучений ада".

Но является ли это удовлетворител ьн ым объяснением выражения «сошел в ад»? Хотя Христос действительно претерпел на кресте страдания от излив­шегося на Него Божьего гнева, это объяснение не подходит к выражению в Апостольском символе веры: слово «сошел» едва ли отражает эту идею, а по­мещение этого выражения после слов «был распят, умер и погребен» делает это толкование искусственным и неубедительным.

21 John Calvin, Institutes of the Christian Religion, 1.515(2.16.10). "SchafT", Creeds, 3-321.



Глава 26, Искупление





Другие понимают его в том смысле, что Христос оставался в «состоянии смерти» вплотьдо воскресения. Большой Вестминстерский катехизис, во­прос 50, гласит:

Унижение Христа после смерти заключалось в Его погребении и пре- !>h
бывании в состоянии смерти, под властью смерти, до третьего дня; ина- '■-'
че это выражено словами «Он сошел в ад». Q

Хотя Христос действительно пребывал в состоянии смерти до третьего дня, такое толкование выражения «Он сошел в ад» также выглядит натянутым и неубедительным, ибо место, которое занимает данное выражение в этом от­рывке, придает ему странный смысл: «Он был распят, умер и погребен; Он сошел в состояние смерти». Такое толкование не объясняет первоначальное значение этих слов в данной последовательности и, скорее, представляет неубедительную попытку придать им некий богословски приемлемый смысл.

Кроме того, английское слово «ад» не и меет такого значения, как просто «быть мертвым» (хотя греч. слово Ь&цд может иметь такое значение), что де­лает подобное толкование еще более неестественным для англоязычных читателей.

И наконец, некоторые утверждают, что значение этого выражения имен­но таково, каким оно представляется при первом чтении: Христос действи­тельно сошел в ад после Своей смерти на кресте. Такое понимание Апостоль­ского символа веры не представляет трудностей (ибо, несомненно, это значе­ние очевидно), но в таком случае возникает другой вопрос: находит ли эта идея подтверждение в Писании?

6) ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯСХОЖДЕ­НИЯ ХРИСТА В АД. Подтверждение идеи схождения Христа в ад находят, глав­ным образом, в пяти отрывках: Деян. 2:27; Рим. 10:6,7; Еф. 4:8,9; 1 Пет. 3:18-20 и1 Пет. 4:6. (Иногда обращаются и к некоторым другим фрагментам, но это выглядит менее убедительно.)24 Позволяет ли внимательное рассмотрение любого из этих отрывков ясно обосновать данное учение?

Деян. 2:27. Это часть проповеди Петра на Пятидесятницу, где он цитирует Пс. 15:10. В AV(h в синодальном переводе. — Примеч. пер.) эти стихи звучат так: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления».

Означаетли это, что после Своей смерти Христос сошел в ад? Это необяза-тельнотак, поскольку, несомненно, эти стихи могут иметь и другой смысл. Слово «ад» представляет здесь новозаветное греческое понятие (схбщ) и ветхозаветное


м Напр., Мф. 12:40, где говорится, что Христос будет три дня и три ночи «в сердце
земли», указывает лишь на тот факт, что в период между смертью и воскресением Он
находился в могиле (ср. в LXX, Пс. 45 [46]:2и Ион. 2:3).. ____............ _



Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе



древнееврейское понятие (bw, обычно переводимое как «преисподняя»). На­пример, в NIV предложен такой вариант перевода: «Ибо Ты не оставишь меня в могиле и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Деян. 2:27). Такое толко­вание более предпочтительно, ибо контекст подчеркивает, что Христос вос­стал из могилы, — в отличие от Давида, который остачся в могиле. Ход рас­суждений таков: «Плоть моя упокоится в уповании» (ст. 26), «ибо Ты не оста­вишь меня в могиле» (ст. 27). Петр использует псалом Давида, чтобы показать, что плоть Христа не подверглась тлению, — следовательно, Он отл ичаетсл от Давида, который «умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня» (ст. 29). Сле­довательно, этот отрывок о восстании Христа из могилы не является убеди­тельным подтверждением идеи о схождении Христа в ад.

Рим. 10:6, 7. Эти стихи содержат два риторических вопроса, также являю­щихся цитатами из Ветхого Завета (из Втор. 30:12,13): «„Не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо?"то есть, Христа свести; или: „кто сойдет в без­дну?" то есть, Христа из мертвых возвести». Маловероятно, однако, что этот отрывок учит о схождении Христа в ад. Его смысл в том, что Павел призывает своих читателей не задавать эти вопросы, потому что Христос не удалился -Он так же близок, как исповедание устами и верование сердцем (ст. 9). Эти запрещенные вопросы являются вопросами неверия, а не утверждениями того, чему учит Писание. Тем не менее кто-то может возразить, что Павел не стал бы предупреждать своих читателей о недопустимости этих вопросов, если бы о том, что Христос действительно сходил «в бездну», не было хорошо извест­но. Но даже если это возражение справедливо, Писание не утверждает и не под­разумевает, что Христос сошел в «ад» (в значении «место наказания грешни­ков», каковое обычно выражается греч. понятием ykevva), а говорит, что Он сошел в «бездну» (греч. afixxjaoq — понятие, часто используемое в ЬХХдля обозначения морских глубин [Быт. 1:2; 7:11; 8:2; Втор. 8:7; Пс. 106:26], но, по-видимому, могущее относиться и просто к царству мертвых [Пс.70:20])25.

Павел использует здесь слово «бездна» (bfixxjaoQ) как противоположность «небу», чтобы создать представление о некоем недоступном, недосягаемом для человека месте. Противопоставление построено не на том, что небо — это ме­сто высшего блаженства, а бездна — место наказания, а на том, что небо не­достижимо высоко, а бездна — недостижимо глубока. Никакого отчетливого

1 Клим. 28:3 переводит Пс. 138:8, используй iifSvaaoi; вместо представленного в «Сойду ли в бездну, и там Ты». В Новом Завете это слово используется только в Лк. 8:31; Рим. 10:7 и 7 раз в Отк. Таким образом, хотя этим слоном обозначается обитали­ще осужденных бесов (в Отк.), это значение не находит широкого применения в 1_ХХи не является единственно возможным в Новом Завете. В своем основном значении это по­нятие относится к бездонным глубинам, недоступным человеку, (С. Е. В. Cranfteld,^ Critical and Exegelica! Commentary on /he Epistle to the Romans, 2. 525, отмечает, что ujitiaaot; — это обычный для LXX перевод древнееврейскогословаП1ПП, и что Dinri используется в Мишнг jPesahim7:7; Nazir 9:2]. где оно обозначает могилу, о которой ничего неизвестно.)



Глава 26. Искупление



подтверждения или опровержения идеи о «схождении в ад» в этом отрывке мы не находим.

Еф. 4:8,9. Здесь Павел пишет: «А „восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?»

Означает ли это, что Христос «нисходил» в ад? Сначала значение выра­жения «преисподние места земли» представляется неясным, однако другой перевод, по-видимому, придает ему более отчетливый смысл: «А „восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в нижние, земные пределы!» (NIV). Здесь N1V истолковывает «нисхождение» как появление Христа на земле вобразе младенца (воплощение). Последние три слова представляют допус­тимое понимание греческого текста, истолковывая выражение «нижние пре­делы земли» как «нижние пределы, каковыми является земля» (эту граммати­ческую форму греческого языка можно было бы назвать родительным прило­жения). В английском языке эта форма используется в таких, например, выражениях, как «the city of Chicago» («город Чикаго»), где подразумевается «город, который и есть Чикаго».

Перевод NI Vb этом контексте выглядит предпочтительнее, поскольку Па­вел говорит, что Христос, Который восшел на небо (Своим вознесением), — это тотже, кто прежде сошел с неба (ст. 10). Это «нисхождение» с неба, несомненно, имело место тогда, когда Христос должен был родиться в образе человека. Сле­довательно, в этом стихе говорится о воплощении, а не о схождении в ад26.

/ Пет. 3:18—20. Многим этот отрывок представляется наиболее загадоч­ным из всех библейских высказываний на эту тему. Петр говорит, что Хрис­тос был «умерщвлен во плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Бо-жию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега».

Подразумевается ли здесь, что Христос проповедовал в аду?

Некоторые истолковывают выражение «Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал» в том смысле, что Христос сошел в ад и пропове­довал находившимся там духам, — либо провозглашая Благую весть и давая им еще одну возможность покаяться, либо просто возвещая о Своей победе над ними и об их вечном осуждении.

Однако подобное толкование не дает адекватного объяа [ения ни отрыв­ку в целом, ни его положению в контексте. Петр говорит, что Христос пропо­ведовал не всем духам, а только «некогда непокорным... во время строения ковчега». Представляется довольно странным, что Христос сошел в ад, чтобы проповедовать столь ограниченному кругу слушателей — тем, кто проявлял

м Имея и виду Еф. 4:9, X. Байтенхард (Н. Bietenhard) говорит: «В современном тол­ковании наличие в этом отрывке указания на descensus ad inferos („сошел в ад" в Апос­тольском символе веры) отрицается почти всеми без исключения» (NIDNTT, 2:210).



Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе



непокорность во времена строительства ковчега. Если Христос возвещал о Своей победе, то почему только этим грешникам, а не всем? И если Он давал еще одну возможность спасения, то почему только этим грешникам, а не всем? Еще более несостоятельным это толкование представляется в свете того фак­та, что в других местах Писание указывает на невозможность покаяния после смерти (Лк. 16:26; Евр. 10:26,27).

Кроме того, контекст 1 Пет. 3 делает «проповедь в аду» маловероятной. Петр призывает своих читателей смело свидетельствовать окружающим их враждебно настроенным неверующим. Он говорит: «будьте всегда готовы вся­кому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» (i Пет. 3:15), Этот евангелический мотив утратил бы свою настоятельность, если бы Петр учил о еще одной возможности спасения после смерти. И он не имеет никако­го отношения к «проповеди» осуждения.

Возможно, здесь подразумевается, что Христос проповедовал падшим ангелам?

Желая дать более убедительное объяснение этим трудностям, некоторые комментаторы предлагали истолковывать «духов в темнице» как бесовских духов, духов падших ангелов, и утверждали, что Христос возвестил осужде­ние этим бесам. Это (по их мнению) должно было приободрить читателей Пет­ра, так как свидетельствовала о победе Христа над гнетущими их силами зла.

Но, так как Петр не излагает это учение со всей определенностью, чтобы прийти к такому заключению, его читателям пришлось бы произвести чрез­вычайно сложные рассуждения. Они должны были бы рассуждать следую­щим образом: 1) некоторые давным-давно согрешившие бесы были осужде­ны; 2) другие бесы подстрекают ныне ваших преследователей; 3) когда-ни­будь эти бесы точно так же будут осуждены; 4) следовательно, будут осуждены и ваши преследователи. И, наконец, читатели Петра уразумели бы его глав­ную мысль: 5) поэтому не бойтесь ваших преследователей.

Вероятно, те, кто разделяет гипотезу о «проповеди падшим ангелам», по­лагают, что читатели Петра «читали между строк» и вывели все эти умоза­ключения (2-5) из простого сообщения, что Христос проповедовал находя­щимся в темнице духам, некогда непокорным (1 Пет. 3:19,20). Не выглядит ли утверждение о том, что Петр ожидал от своих читателей способности вычи­тать все это из его послания, слишком неестественным?

Кроме того, в данном контексте Петр уделяет основное внимание враж­дебно настроенным людям, а не бесам (1 Пет. 3:14,16). И откуда у читателей Петра могло возникнуть представление об ангелах, грешивших «во время стро­ения ковчега»? В рассказе о строительстве ковчега в Книге Бытие нет ничего подобного. И (вопреки утверждениям некоторых комментаторов) если мы об­ратимся к любым иудаистским традициям толкования рассказа о потопе. то не найдем никаких упоминаний об ангелах, грешивших именно «во время




I


Глава 26. Искупление





строения ковчега»27. Таким образом, воззрение, согласно которому Петр го­ворит о Христе, возвещающем осуждение падшим ангелам, на самом деле стольже неубедительно.

Означает ли это, что Христос возвещал освобождение ветхозаветным святым?

Еще одно объяснение состоит в том, что Христос после Своей смерти по­шел и возвестил освобождение ветхозаветным святым, которые не имели воз­можности попасть на небо до завершения работы Христа по спасению.

И снова напрашивается вопрос, насколько адекватно эта гипотеза объяс­няет то, о чем в действительности говорится в тексте. А в тексте говорится, что Христос проповедовал не тем, кто был верующим или преданным Богу, а «не­когда непокорным» — акцент сделай на неповиновении. Более того, Петр го­ворит не обо всех ветхозаветных верующих, а только о тех, кто был непокорен «водни Ноя, во время строения ковчега» (I Пет. 3:20).

Наконец, Писание не даст никакого ясного свидетельства, заставляюще­го нас думать, что ветхозаветным верующим после смерти был закрыт доступ к блаженству пребывания рядом с Богом на небе. На самом деле многие отрывки указывают на то, что верующие, умершие до смерти Христа, незамедлительно оказывались на небе рядом с Богом, потому что их грехи были прощены благо­даря вере в грядущего Мессию (Быт. 5:24; 2 Цар. 12:23; Пс. 15:11; 16:15; 22:6; Еккл. 12:7; Мф. 22:31,32; Лк. 16:22; Рим. 4:1-8; Евр. 11:5).

По-видимому, наиболее удовлетворительным можно считать объяснение 1 Пет. 3:19,20, давно предложенное (хотя и не получившее должной поддерж­ки) Августином: этот отрывок посвящен не тому, чем занимался Христос в период между Своей смертью и воскресением, а тому, чем Он занимался в «ду­ховной сфере существования» (или «через Дух») во дни Ноя. Когда Ной стро­ил ковчег, Христос «в духе» проповедовал через Ноя враждебно настроенным неверующим, окружавшим праведника28.

Эта точка зрения находит подтверждение в двух других высказываниях Петра. В1 Пет.1:11 он говорит о «Духе Христовом», сущем в ветхозаветных про­роках. Это означает, что Петр вполне мог думать, что «Дух Христов» говорил и через Ноя. Во 2 Пет. 2:5 он называет Ноя «проповедником правды», используя существительное {кг\рх>£), имеющее тот же корень, что и глагол «проповедал» (Щрь^ер) в 1 Пет. 3:19. Поэтому представляется вероятным, что, проповедуя накануне потопа «находящимся в темнице духам», Христос делал это через Ноя.

v Подробное обсуждение иудаистских толкований греха «сынов Божиих» в Быт. 6:2,4 «тех, кто грешил во времена строительства ковчега, см.: „Christ Preaching Through Noah: I Peter 3:19-20 in the Light of Dominant Themes in Jewish Literature", in Wayne Grudem, The First Epistle of Peter, pp. 203—239. (В этом приложении содержится пространное обсуж­дение I Пет. 3:19,20, которое здесь я изложил в самом общем виде.)

Этот раздел является сокращенным изложением подробного обсуждения в Wayne
Grudem, The First Epistle of Peter, pp. 157-162, 203-239. ■ ■■ ■


Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе


Люди, которым Христос проповедовал через Ноя, были неверующими, живущими на земле во времена Ноя, но Петр назыпает их «духами в темнице», потому что ныне они находятся в темнице ада —даже если в то время, когда звучала эта проповедь, они были не духами, а живыми людьми. (В NASB Хри­стос проповедовал «духам, находящимся ныне в темнице».) Мы можем гово­рить подобным образом и по-английски: «Я знал президента Клинтона, когда он был студентом колледжа» — это корректное высказывание, несмотря нато что Клинтон не был президентом в период обучения в колледже. Это высказы­вание означает: «Я знал человека, который является в настоящее время пре­зидентом Клинтоном, когда он еще был студентом колледжа». Поэтому выра­жение «Христос проповедовал находящимся в темнице духам» означает: «Хри­стос проповедовал людям, которые являются ныне духами в темнице, в то время, когда они еще жили на земле»29.

Этотолкованиекакнельзялучше соответствует контексту 1 Пет. 3:13-22. Сходство ситуации, в которой находился Ной, и ситуации, в которой находи­лись читатели Петра, проявляется в следующих моментах:.Л 347..-г,i"i

Ной Читатели Петра
Праведное меньшинство в окружении Праведное меньшинство в окруженш
враждебно настроенных неверующих враждебно настроенных неверующих
Суд Божий приближался Скоро мог начаться Божий суд (1 Пет. 4:5,7
.,.,;fc, -.j.'-ot^I J, 2 Пет. 3:10)
Ной смело свидетельствовал {силою Они должны были смело свидетельство-
Христа) ватьсилою Христа (1 Пет. 3:!4—17; 4:1 Г
В результате Ной был спасен В результате они будут спасены (1 Пет
  3:13,14;4:13; 5:10)

Подобное толкование представляется гораздо более вероятным решением проблем ы этого трудного фрагмента. Кроме того, оно опровергает четвертое предполагаемое подтверждение идеи о схождении Христа в ад, ибо в тексте, скорее, говорится о том, что Христос проповедовал на земле во времена Нол.

1 Пет. 4:6. Последний, пятый отрывок гласит: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом».

Означает ли этот стих, что Христос сошел в ад и благовествовал тем, кто умер? Если так, то это единственный отрывок в Библии, содержащий учение

Студент Тет-Лим Йи обрагил мое внимание на еще одно подобное выражение в Писании: Ноеминь говорит, как хорошо Руфь и Орфа «поступали с умершими» (Руф. 1:8), подразумевая поведение сиоих невесток в то время, когда их мужья были еще живы.



Глава 26. Искупление





о «дополнительной возможности» спасения после смерти и противоречащий таким фрагментам, какЛк. 16:19-31 и Евр. 9:27, где подобная возможность швеей определенностью отрицается. Кроме того, этот отрывок не содержит утверждения о том, что Христос проповедовал людям после того, как они умер­ли, и, скорее, подразумеваеттотфакт, что Благая весть была возвещена (здесь даже не говорится, что благовествовал именно Христос) людям, которые ныне мертвы, но которые услышали ее, когда еще были живыми на земле.

Это широко распространенное толкование, и, по-видимому, оно наибо­лее удачно объясняет этот стих. Оно находит поддержку в третьем слове сти­ха, «того», которое отсылает к последнему суду, упоминаемому в конце ст. 5. Петр говорит, что Благая весть была возвещена мертвым именно для того, что­бы подготовить их к последнему суду.

Это должно было поддержать читателей, опечаленных тем, что некоторые из их братьев-христиан уже умерли. Вероятно, они задавались вопросом, ка­кую пользу принесла им Благая весть, если она не спасла их от смерти. Петр отвечает, что назначением Благой вести, проповеданной тем, кто умер, было неспасение отфизической смерти (они подверглись «суду по человеку шютию»), а спасение от окончательного осуждения (они будут жить «по Богу духом»). Следовательно, тот факт, что они умерли, не означает, что Благая весть не до­стигла своей цели, — ибо, несомненно, в небесном царстве они будут жить вечно.

Таким образом, «мертвые» — этолюди, которые умерли и ныне мертвы, хотя, когда им была проповедана Благая весть, они еще были живы. (Перевод в NIV гласит: «По этой причине Благая весть была проповедана даже тем, кто ныне мертв», а в NASB — «тем, кто мертв».) Это устраняет доктриналь-ную проблему «дополнительной возможности» ci [асения после смерти и соот­ветствует как формулировке, так и контексту данного стиха.

Итак, мы приходим к заключению, что и последний отрывок, если рас­сматривать его с учетом контекста, не содержит никакого подтверждения док­трины о схождении Христа в ад.

Принимая это во внимание, люди, занимающие различные позиции в вопросе о том, действительно ли Христос спускался в ад, должны будут со­гласиться, по меньшей мере, с тем, что идея о «схождении Христа над» не пре­подносится в отчетливом виде ни в одном отрывке Писания. И многие (вклю­чая автора этих строк) приходят к заключению, что эта идея вообще отсут­ствует в библейском учении. Но, даже не сомневаясь в том, что в Писании эта идея нигде не преподносится как несомненный факт, мы должны задаться вопросом, не противоречит л и она каким-либо фрагментам Писания.

в)БИБЛЕЙСКИЕВОЗРАЖЕНИЯ'ИДЕЕ'«СХОЖДЕНИЯВ'АД»-. В допол­нение к тому, что библейские подтверждения схождения Христа в ад чрезвы­чайно скудны, некоторые новозаветные тексты опровергают вероятность того, чтопослеСвоейсмертиХристоспосетилад.-1 -■■ ■—'■" ■—^•■™. •'■■■"■ч'"'- ■


 

Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе

Слова, сказанные Иисусом злодею на кресте: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43), означают, что после смерти Иисуса Его душа (или дух) незамедлительно оказалась на небе рядом с Отцом, хотя Его тело осталось на земле и было погребено. Некоторые комментаторы отрицают это, говоря, что «рай» — это место, отличное от неба, однако в двух других местах Нового За­вета, где употребляется это слово, оно явно означает «небо»: во 2 Кор. 12:4 это место, куда был восхищен Павел в своем видении неба, и в Отк. 2:7 это мес­то, где мы обнаруживаем древо жизни, каковое ясно изображается как небо в Отк. 22:2 и 1430.

Добавим к этому, что возглас Иисуса «Совершилось!» (Ин. 19:30) неопро­вержимо свидетельствует, что в этот момент не только прекратились страда­ния Христа, но и исчезло Его отчуждение от Отца, возникшее по той причине, что Иисус взял на Себя наши грехи. Это означает, что он не сошел в ад, а втот же миг оказался рядом с Отцом.

И, наконец, возглас «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Л к. 23:46) так­же свидетельствует о том, что Христос предвидел незамедлительное завер­шение Своих страданий и разлуки с Отцом, а также радушное приятие Его духа Богом на небе (обратите внимание на аналогичный возглас Стефана в Деян.7:59).

Таким образом, из этих текстов явствует, что в смертный час с Христом произошло то же, что происходите верующими в наше время, когда они уми­рают: Его мертвое тело осталось на земле и было погребено (как будут погре­бены и наши тела), но Его душа (или дух) мгновенно оказалась рядом с Богом на небе (как это будет и с нашими душами). Утром первого дня Пасхи дух Христа воссоединился с телом, и Он воскрес из мертвых — точно так же, как души христиан, которые умерли, будут воссоединены с их телами (по прише­ствии Христа), и они воскреснут в своих совершенных возрожденных телах к новойжизни31... ■■ ■■■•-■■■■ ■■■.■.-.--.

30 Дополнительным подтверждением этой идеи является тот факт, что, хотя слово
пардбешод, «рай», может означать просто '(Прекрасный сад» (особенно is LXX, где оно ис­
пользуется по отношению к саду Эдема), оно часто обозначает «небо» или «обитель блажен­
ства в присутствии Бога»: см.: Ис. 51:3; Иез. 28:13; 31:8,9; Завет Левия 18:10; 1 Енох. 20:7;
32:3; Сивиллины книги 3:48. Именно такое значение все чаще придавалось этому слову
в иудаистекой литературе в период между двумя заветами (еще несколько примеров см,:
Joachim Jeremias, nap66eiaoq, TDNT5 [1967], pp. 765—773, особенно 767, п. 16-23).

31 Ин. 20:17 («Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему») наибо­
лее правильно истолковывать следующим образом: Иисус, в Своем новом, возрожден­
ном состоянии, в возрожденном теле, еще не воззнесся на небо; поэтому Марии нельзя
было прикасаться к Его телу. Совершенный вид глагола tmxpЈpr)Ka, «восшел», означа­
ет: «Я еще не восшел на небо и остался на месте, где я возносился», или «я еще не нахо­
жусь в состоянии вознесения» (последнее выражение взято из: D. A. Carson, The Gospel
According to John
[Leicester: Inter-Varsity Press, and Grand Rapids: Eerdraans, 1991], p. 644).



F


Глава 26. Искупление



Этот факт служит нам пастырским напутствием: мы можем не бояться смерти не только потому, что вечная жизнь протекает в мире ином, ной пото­му, что мы знаем: наш Спаситель прошел через те же испытания, через кото­рые пройдем мы, — Он приготовил, и даже освятил этот путь, и мы с уверен­ностью проделаем вслед за Ним каждый шаг на этом пути. Это приносит на­много большее утешение перед лицом смерти, чем могут принести любые представления о схождении в ад.

г) ВЫВОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО АПОСТОЛЬСКОГО СИМВОЛА ВЕРЫ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО СХОЖДЕНИЯ В АД. Заслуживает ли вы­ражение «сошел в ад» того, чтобы остаться в Апостольском символе веры на­ряду с великими постулатами веры, с которыми все могут согласиться? Един­ственным доводом 5 его пользу, по-видимому, следует считать то обстоятель­ство, что оно находилось там столь долгое время. Но старая ошибка остается ошибкой — и до тех пор, пока это выражение останется на месте, оно будет вызывать недоумение и разногласия относительно его значения.

С другой стороны, против этого выражения имеются неотразимые дово­ды. Оно не находитясного подтверждения в Писании и, по-видимому, даже опровергается некоторыми отрывками из Писания. Оно не имеет права на­зываться «апостольским» и не находит никакой поддержки (в смысле «схож­дения в ад») в первых шести веках истории церкви. Оно отсутствовало в древ­нейших версиях символа веры и было включено позднее только в результате явно ошибочного понимания его значения. В отличие от других положений символа веры, оно представляет не какую-то важную доктрину, признавае­мую всеми христианами, а некое высказывание, по поводу которого у многих христиан возникают разногласия32. В лучшем случае оно вызывает недоуме­ние, но чаще всего вводит современных христиан в заблуждение. По моему мнению, мы только выиграем и ничего не потеряем, если вычеркнем его из символа веры раз и навсегда.

Что касается доктринального вопроса, действительно ли Христос сошел после смерти в ад, то ответ, основанный на целом ряде отрывков из Писания, будет отрицательным.

■■■■.I-ЛОЯ.Ч--; -p., -.-■,.Tktn.1fTW*Bi;ii.-iW..T

Г. Масштабы искупления

Одно из отличий реформатских богословов от католических и других про­тестантских богословов заключается в отношении к вопросу о масштабах искупления. Этот вопрос можно сформулировать следующим образом: когда

32 Рэндалл Э. Отто занимает по этому вопросу сходную позицию: «Включение столь загадочного пункта В символ веры, считающийся сводом основополагающих и жизнен­но важных догматов веры, представляется весьма неразумным» (Randall E. Olto, "Descendil ш1фта;к Reformed Review of a Doctrinal Conundrum", WTJ 52 [1990], p. 150). ч _.-„--(



Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе



Ь


Христос умирал на кресте, Он заплатил за грехи всего человечества или толь­ко за грехи тех, кто, как Он знал, будут в конечном счете спасены?

Не принадлежащие к реформатской церкви верующие утверждают, что Благая весть, изложенная в Писании, постоянно предлагается всем людям, и чтобы это предложение было действенным, расплата за грехи уже должна была состояться, а последствия этого актадолжны были затронуть фактически всех людей. Кроме того, они говорят, что если число людей, за чьи грехи заплатил Христос, ограниченно, то и возможность воспользоваться предложением Еван­гелия также ограниченна, и Благая весть не может предлагаться всему чело­вечеству без исключения.

С другой стороны, реформаты утверждают, что если Христос Своей смер­тью расплатился за грехи каждого жившею когда-либо человека, то не оста­лось чьих-либо неоплаченных грехов, откуда неизбежно следует, что все без исключения люди будут спасены. Ибо Бог не мог обречь на вечные муки кого-либо из тех, чьи грехи уже оплачены: это было бы требованием повторной пла­ты и, следовательно, несправедливостью. В ответ на возражение, что это ста­вит под угрозу возможность каждого человека воспользоваться предложени­ем Евангелия, реформаты отвечают, что мы не знаем, кто те люди, которые уверуют в Христа, ибо это известно только Богу. Что касается нас, то мы счи­таем, что доступ к Евангелию открыт всем без исключения. Кроме того, мы знаем, что всякий, кто покается и уверует в Христа, будет спасен, поэтому все должны покаяться (ср.: Дсян. 17:30). То обстоятельство, что Бог заранее знает, кто будет спасен, и что Он принял смерть Христа в качестве платы только за их грехи, не препятствует свободному доступу к Евангелию, ибо того, кто от­кликается на Его призыв, Бог учитывает в Своих тайных замыслах. То, что мы не знаем, кто откликнется, не дает повода не предлагать Евангелие всем людям точно так же, как незнание величины будущего урожая не дает земле­дельцу повода отказаться от засевания своих полей.

И наконец, реформаты утверждают, что Божий замысел спасения согла­сован в кругу Троицы и, несомненно, принят к исполнению. Те, кого Бог на­меревался спасти, — это те же самые люди, ради которых Христос пошел на смерть, и тс же самые люди, которым Святой Дух даст преимущества искупи­тельной работы Христа, пробуждая в них веру (И н. 1:12; Флп. 1:29; ср.: Еф. 2:2) и призывая их верить в Христа. То, что задумал Бог-Отец, Бог-Сын и Свитой Дух поддержали и, несомненно, исполнили'.

1. Библейские отрывки, используемые для подтверждения реформатско­го воззрения. О том, что Христос умер ради Своих избранных, говорится во многих местах Писания. «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). «Жизнь Мою полагаю за овец» (Ин. 10:15). Павел говорит о церкви «Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). И спрашивает: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Егоза всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32). Этот отрывок указывает




Глава 26. Искупление





на связь между замыслом Бога отдать Своего Сына «за всех нас» и даровани­ем нам «нсего», что подразумевает и спасение. В следующем стихе Павел чет­ко ограничивает сферу приложения этого постулата теми, кто будет спасен: «Кто будет обвинять избранных Божиих?» (Рим. 8:33), а в следующем стихе упоминает смерть Христа как причину, по которой никто не обвинит избран­ных (8:34). В другом месте Павел говорит: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Цсркоиь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25).. Более того, в начале Своего служения Христос знал о существовании лю­дей, которых дал Ему Отец. «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и прихо­дящего ко Мне не изгоню вон... Воля же пославшего Меня Отца есть та, что­бы из того, что Он М не дал, ничего не погубить, но все то воскресить в послед­ний день» (Ии. 6:37-39). Он говорит также: «Не овеем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин. 17:9). Затем он переходит от конкретной просьбы за учеников к молитве за всех верующих: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Ин. 17:20).

И наконец, в некоторых отрывках говорится об определенном взаимодей­ствии между Отцом и Сыном в смертный чае Христа, взаимодействии, имев­шем непосредственное отношение к тем, кто уверует. Например, Павел гово­рит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). И добавляет: «Ибо, если, будучи врага­ми, мы примирились с богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его» (Рим. 5:10). Это примирение с Богом затрагивает определенную группу людей, которые будут спасены, и происходит когда мы еще были «врагами». Соответственно, Павел говорит: «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21; ср.: Гал. 1:4; Еф. 1:7). И «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13).

Дополнительным подтверждением реформатских воззрений является то обстоятельство, что все блага спасения, включая веру, покаяние и деяния Свя­того Духа по осуществлению спасения, были обеспечены искупительной рабо­той Христа именно для Его избранных. Те, для кого Он заработал прощение, получили и другие блага, заработанные для них (ср.: Еф. 1:3,4; 2:8; Флп. 1:29)3-\

j) Я не знаю армшшан, придерживающихся того, что я называю «реформатским воз­зрением», — воззрения, которое обычно называют «спасением избранных» или «ограничен­ным искуплением». Но мне не представляется логически несовместимым, если кто-то, за­нимающий традиционно арминианскую позицию {что Бог предвидел, кто уверует, и пред­назначил их на основании этого предвидения), присоединится к убеждению, что Сиоей смертью Христос расплатился за фехи тех, кто, как предвидел Бог, уверует, и больше не за чьи, Это равнозначно утверждению, что, хотя «ограниченное искупление» составляет неотьем-лемый элемент реформатского воззрения, логически вытекая из абсолютного верховенства Бога в деле спасения, человек может (по меньшей мере, теоретически) разделять представ­ление об «ограниченном искуплении», не присоединяясь к реформатской позиции по дру­гим вопросам, касающимся верховенства Бога в жизни вообще или и спасении в частности.



Часть!У. Учение о Христе и о Святом Духе


Кор. 8:11).] и у вас будут!


То, что я называю в этом разделе «реформатским воззрением», обычно относится к «ограниченному искуплению»34. Однако большинство богосло­вов, занимающих эту позицию в наши дни, не одобряют выражение «огра­ниченное искупление», поскольку оно якобы говорит о некоей недостаточ­ности искупительной работы Христа. Обычно предпочитают пользоваться выражением «спасение избранных*, поскольку это представление зиждется на том, что Христос умер за определенных людей (а именно тех, кто будет спасен и кого Он пришел искупить), которых Он знал лично «прежде созда­ния мира» (см.: Еф, 1:3-5) и которых имел в виду в Своей искупительной работе.

Противоположное воззрение, заключающееся в том, что Христос Своей смертью заплатил за грехи всех когда-либо живших людей, называют «все­общим спасением* или «неограниченным искуплением».

2. Библейские отрывки, используемые для подтверждения нереформат-ского воззрения (всеобщего спасения или неограниченного искупления). Ряд от­рывков из Писания указывает на то, что в некотором смысле Христос умер за все человечество. Иоанн Креститель сказал: «Вот Агнец Божий, Который бе­рет на Себя цзехмира» (Ин. 1:29). А Ин. 3:1 б говорит нам, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Иисус сказал: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51). Павел говорит, что «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19). Мы читаем о Христе, что «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за гре­хи всегомира» (1 Ин. 2:2). Павел пишет, что Христос Иисус предал «Себя для искупления всех»(\ Тим. 2:6). И автор Послания к Евреям говорит, что Иисус был немного унижен перед ангелами, «дабы Ему, по благодати Божией, вку­сить смерть за всех» (Евр. 2:9).

В некоторых других отрывках, по-видимому, говорится о том, что Хрис­тос умер за тех, кто не будет спасен. Павел говорит: «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Рим. 14:15). В сходном контексте он говорит, что-

34 Это буква «L» в акрониме TULIP, представляющем так называемые «пять пунк­
тов кальвинизма», — пять доктрин, приверженность к которым отличает кальвинистов,
или реформатских богословов, от многих


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: