Которое происходит после обращения?

В предыдущих разделах мы рассмотрели вопрос о том, что новозаветные авторы не стали бы употреблять выражение «крещение Святым Духом» для описания воздействия Святого Духа после обращения, и о том, что «вторич­ный опыт», описанный в Деяниях Ашстолов, не может служить примером для подражания в нашей христианской жизни. Однако хочется все-таки понять, что же собственно произошло с миллионами людей, которые утверждают, что они были «крещены Святым Духом» и что это принесло в их жизнь большие благословения? Действительно ли это было истинное воздействие Святого Духа? Может быть, просто библейские примеры, призванные проиллюстри­ровать этот опыт, были избраны неудачно? Может быть, существуют другие библейские выражения и библейские учения, указывающие на такой опыт воздействия Святого Духа после обращения и помогающие верно осмыслить подобный опыт? Я полагаю, что существуют, но прежде чем мы рассмотрим их,следует пояснить важность верного понимания этого явления.

/. Церкви вредит учение о христианах двух типов. В различные периоды истории церкви христиане пытались разделить верующих на две категории. Именно к этому и может привести пятидесятническое учение о крещении Свя­тым Духом. Это можно изобразить так, как это сделано на рис. 38.2: мир раз­делен на христиан и нехристиан, а христиане в свою очередь разделен ы на две категории — обычных верующих и верующих, крещенных Святым Духом.

29 Относительно Деян. 19:1-7 Эрвин (Conversion-Initiation, pp. 55—59) считает, что эти ученики были сначала крещены, а затем, когда Павел возложил на них руки, полу­чили силу Святого Духа. Мы допускаем, что это верно, но эти два события были столь близки по времени, что четкое разделение между ними провести очень трудно. И уж точно все происшедшее с этими учениками совершенно не подходит к пятидесятая чес­кой схеме: сначала обращение, потом первоначальное обучение и молитвы — иногда недели, месяцы иди даже годы спустя после обращения, для того чтобы получить креще­ние Снятым Духом. Если бы эфесских учеников спросили, было ли крещение Святым Духом в их случае «последующим» событием относительно обращения, они, вероятно, ответили бы, что все произошло одновременно, поскольку эти события были очень близ­ки по времени.



Часть V. Учени е об искуплении



 
 

W-*r
  Христиане, крещенные Дучом
tv Христиане Обычные христиане
Нехристияне  

-: <tuf " " РИС. 38.2

Однако такое деление христиан на две категории не является уникаль­ным, и присуще оно не только последователям пятидесятнического учения в XX в. Такой подход берет свое начало в учениях более ранних религиоз­ных групп, которые утверждали, что христианин может быть обычным ве­рующим или «освященным верующим». В учениях других групп христиа­не делились по другим принципам, например: на обычных верующих и «ис­полненных Духа», на обычных верующих и «учеников*, на «плотских и «духовных» христиан. Римско-католическая церковь разделила церковь даже не на две, а на три категории: обычных верующих, священников и свя­тых (см. рис. 38. У)30.

1а ИСЛ. ' НА'-, Хрисшане, исполненные Духа   Духовные христиане   «Освященные* хрнсгиане   «Ученики^ Обычные христиане   Сигые
Священники
Христиане.:■'< ■ Обычные христиане Плотские христиане Обычные христиане Обычные христиане
Нехрисшаие ■                  

Рис. 38.3

,>.i ..'■ \\

311 В эту схему я не включил деление по принципу, который существует в реформат­ских кругах, но не в официальном учении, а на практике и в отношениях: разделение на обычных христиан и «истинных реформатов».



Глава 38. Крещение Святым Духом и исполнение Святым Духом



Хотя те, кто придерживается пятидесятнического учения о крещении Свя­тым Духом, чаще всего отрицают, что они пытаются разделить христиан на две категории, такое разделение становится очевидным каждый раз, когда они спрашивают человека, был ли он крещен Святым Духом. Подобный вопрос явно свидетельствует о том, что в их представлении существует две группы христиан — те, кто имел опыт «крещения Святым Духом», и тс, кто не имел подобного опыта.

В чем опасность такого подхода? Проблема в том, что это способствует воз­никновению в церквах психологии «свои — чужие», а это, в свою очередь, ведет кревности, гордости и разделениям. Неважно, насколько уважительно те, кто получил эту особую силу Святого Духа, стараются относиться к тем, кто по­добного опыта не имел. Если это был ценный опыт в их собственной христиан­ской жизни, то они просто не могут не желать, чтобы и другие братья и сестры во Христе, которых они истинно любят, обрели этот опыт. Даже если они и не гор­ды в своем сердце (и мне кажется, что большинство из них как раз не горды), убеждение, что существует вторая категория христиан, неизбежно приведет к гордости или ощущению духовного превосходства. Возникнет также и чувство зависти со стороны тех, кто не имел подобного опыта. Итак, поощряется убеж­денность в существовании двух групп внутри церкви, и христиане начинают верить обвинениям в стремлении к расколу, которые выдвигаются против ха­ризматического движения. И в самом деле, расколы в церквах происходят.

Главное возражение заключается втом, что Новый Завет не учит нас тако­му двухуровневому, или разбитому на два класса, христианству. Н игде в посла­ниях мы не обнаруживаем, что Павел или Петр говорят церкви, в которой есть проблемы: «Вам всем нужно принять крещение Святым Духом». Мы не слы­шим такого, чтобы воскресший Господь Иисус говорил слабым и неспокой­ным церквам: «Просите Меня о крещении Святым Духом» (ср.: Отк. 2, 3). Труд­но при этом не сделать вывод о том, что такое двухуровневое, или разбитое на два класса, христианство, проповедуемое всеми этими группами в течение разных исторических периодов, не имеет убедительного обоснования в Но­вом Завете.

2. Существует много степеней обретения смы Святого Духа, общения с

Богом и личной христианской зрелости. Существует ли лучший подход к осмыс­лению степеней зрелости, силы и общения с Богом, присущей разным хрис­тианам? Если мы хотим отказаться от разделения христиан на те или иные группы,толучшийподходвозможен(см.рис. 38.4).

На рисунке показано, что мир разделен на христиан и нехристиан, но сре­
ди христиан нет категорий, на которые мы могли бы разделить верующих.
Напротив, христиане равны на всех стадиях возрастания в христианской
зрелости (освящение), приближения к Богу (один из аспектов усыновления)
и, несмотря на различие в опыте, воздействия силы Святого Духа в их жизни
ислужении. вд.voavw.*..>.-b.L-ч,...,™........ -,....................... - _____..'.■■;;■■



Часть V. Учение об искуплении



Христианская жизнь должна возрастать во всех этих сферах постоянно. Для многих людей этот рост будет постепенным и растянется в их жизни на многие годы. Это можно представить в виде стрелки (см. рис. 38.5)31.

Христианский рост '

Христианский рост
I./tiЈVi_!:!4,fK. H7 Jil КС ■. -Vi.in

i:'f.i4(:-j-,O''4i ■ ■iCn.'I fjfi'ijM,.'

Христиане у
....■■ ■*, W i-- -.-r ■ ■..-..'МзН i:!/:: ■  
.-,.,.У/ -..(. .'И*-'"  
Нехристиаис  
  ! 1 1 1 J 1 1 [ (M 1 1 1 1! ] M 1 1 1 I 1 1 1 1

Годы христианской жизни Рис. 38.5




31 Для большей точности следует признать, что мы можем возрастать в одних аспектах христианской жизни, не возрастая при этом в других, и одной схемы недостаточно, чтобы проиллюстрировать вес аспекты. Например, христианин может возрастать в силе Святого Духа, но не возрастать в святости (как, напр., некоторые верующие в коринфской церкви); или возрастать в знании, но не возрастать б силе; или возрастать в знании, но не в святости жизни (так, как это трагически происходит в жизни некоторых — но совершенно точно не всех — студентов богословских семинарий и с некоторыми пасторами, состредоточиваю-щимися на академических изысканиях). Или же человек может возрастать в общении с Богом, но не в познании Писания (нечто подобное случается с теми, кчо акцентирует свое


н


Глава 38. Крещение Святым Духом и исполнение Святым Духом



1) Как нам следует понимать современный опыт? Что же тогда произошло с теми людьми, которые утверждают, что они имели опыт «крещения Святым Ду­хом» и что это принесло великое благословение в их жизни? Сначала нам следу­ет осмыслить то, что говорится о необходимости подготовки к крещению Свя­тым Духом. Очень часто людей учат, что следует исповедаться во всех извест­ных им грехах и в том грехе, который еше остается в их жизни, верить в Христа ради прощения этих грехов, предоставить все сферы своей жизни служению Господу, полностью вверить себя Ему и верить в то, что Христос даст им новую силу и наделит их новыми дарами для служения. После такой подготовки лю­дям предлагают попросить Иисуса в молитве крестить их Святым Духом. Но что собственно это за подготовка? Ведь это рецепт роста христианской жизни с гарантированным результатом! Исповедь, покаяние, предоставление своейжиз-ни Господу, усиление веры и ожидания, если они подлинны, могут принести ис­ключительно благие результаты в жизни человека. Если христианин искренен в процессе подготовки к крещению Святым Духом, то результатом станет воз­растание в освящении и общении с Богом. Кроме того, мы можем ожидать, что в это же время Святой Дух дарует дополнительную силу, которой ищут искрен­ние христиане, даже если в этих исканиях становится понятно, что их богослов­ская подготовка и терминология, которую они используют, несовершенны. Если такое происходит, то они вполне могут ощутить увеличение силы кслужению, а также возрастание в духовных дарах. Мы могли бы сказать, что человек пере­местился из пункта А в пункт Б и совершил очень большой шаг в своей христи­анской жизни, как это показано на рис. 38.6.

Нехристианс

рис. 38.6

■и >:■ ■!,; "

внимание на «пиетистских» моментах). Или же человек может возрастать в святости, но не возрастать в силе и в использовании духовных даров. Возможны самые разные соче­тания подобного рода, но нам потребовалось бы много схем, чтобы показать наглядно их все. В целях доступности на этой схеме я просто показал «христианский рост» в целом.



Часть V. Учение об искуплении


Безусловно, молитва, изучение Библии и поклонение кажутся более важ­ными. Конечно, это принесет большие плоды в проповеди и в других видах служения. Однако важно понимать, что человек, переместившийся из пункта А в пункт Б, как это показано на рисунке, теперь принадлежит к особой кате­гории христиан, такой, как, например, «те, кто был крещен Святым Духом», и потому этот человек теперь отличается от тех, кто не имел подобного опыта. В той же самой церкви может быть другой христианин, не совершивший по­добного резкого шага в возрастании, но тем не менее постепенно и стабиль­но возраставший в течение последних сорока лет своей христианской жиз­ни и пришедший к пункту В на приведенной выше схеме. Хотя такой чело­век никогда не имел того единовременного опыта, который пятидесятники называют «крещением Святым Духом*, тем не менее он находится гораздо дальше на пути христианского роста, чем те молодые христиане, которые недавно были «крещены Святым Духом» (по пятидесяти и ческой терминоло­гии) и переместились из пункта А в пункт Б. Хотя те христиане, которые пере­местились из пункта А в пункт Б, не продвинулись дальше в христианской жизни, чем тот человек, который находится в пункте В, человек, находящий­ся в пункте Б, безусловно, продвинулся дальше того состояния, в котором он находился прежде, и это, вне всякого сомнения, положительный результат в его жизни. Понимая христианскую жизнь таким образом, мы не разделяем христиан на две категории.

Следует сделать еще одно замечание: во многих случаях харизматическое движение принесло учение о крещении Святым Духом в более либеральные церкви, в которых в течение многих лет не было проповеди Евангелия спасе-н ия одной только верой в Христа и где людей не учили тому, что Библии следу­ет полностью доверять, как данному нам Слову Божьему. В подобных случаях многие люди в таких церквах никогда не имели спасительной веры — они на­ходились в пункте Г на представленной выше схеме, фактически они не были христианами и не родились заново32. И вот, когда в церковь приходит пред­ставитель харизматического возрождения и говорит этим людям, что они мо­гут испытать новый подъем в своей христианской жизни и что подготовка к этому заключается в покаянии во всех известных им грехах; в обращении к Христу с просьбой простить эти грехи, чтобы верить в Него ради прощения этих грехов; и в том, чтобы полностью предать свою жизнь Христу, как Госпо­ду, они охотно следуют этим указаниям. Затем они молятся и просят Иисуса крестить их Святым Духом. Фактическим результатом этого является их пе­ремещение из пункта Г на схеме в пункт А или даже в пункт Б, поскольку они

32 Тем не менее во многих случаях, как В протестантских, так и В Римско-католи­ческой церкви, людям говорят, что они обрели Христа и стали христианами при креще­нии, когда были еще младенцами.


Глава 38. Крещение Святым Духом и исполнение Святым Духом


S81




очень искренне стремятся стать ближе к Богу. И хотя они думают, что в этот момент они были крещены Святым Духом и что э го был вторичны й опыт в их христианской жизни, на самом деле эти люди впервые стали христианами. (Они были «крещены Святым Духом» в истинно новозаветном смысле!) На следующий день они настолько возбуждены, что не могут молчать практи­чески ни минуты. Внезапно чтение Библии наполнилось особым смыслом. Внезапно они шутили присутствие Бога в своей жизни. Внезапно богослуже­ние стало источником глубокой радости, и часто они обретают новые духов­ные дары, которыми прежде не обладали. Нет ничего удивительного в том, что харизматическое движение принесло такое оживление (и часто много проти­воречий) во многие римско-католические приходы и во многие протестант­ские деноминации либерального толка. Мы можем расходиться во взглядах на это учение, но никто не станет отрицать положительных результатов, к ко­торым оно привело в этих церквах.

2) Какие термины следует употреблять в наши дни? Теперь мы можем осо­знать, почему термины, которые мы употребляем для описания этого опыта, и категории, которые мы подразумеваем под этими терминами, столь важны. Если мы используем традиционную пятидесятническую терминологию «кре­щения Святым Духом*, то мы практически неизбежно придем к пониманию христианства с двумя категориями христиан, поскольку при употреблении этого термина данный опыт рассматривается как опыт, который христиане могут и должны обретать одномомент! ю, и что повторяться он не должен. Этот опыт рассматривается как однократное обретение силы для служения, кото­рое отличается от того опыта, который люди обретают, когда становятся хри­стианами, и очевидно, что одни христиане обрели этот опыт, а другие — нет. В особенности если этот опыт описывается в терминах того, что произошло с учениками в день Пятидесятницы (Деян. 2; а это явно был однократный опыт), ссамарянами (Деян. 8) и с эфесскими учениками (Дсян. ]9), то становится очевидным, что это было однократное событие, в результате которого люди обрели силу для служения, но также и перешли в другую категорию или груп­пу, т. е. стали не такими, какими были до этого опыта. Употребление термина «крещение Святым Духом» неизбежно ведет к тому, что в христианстве подра­зумеваются две группы христиан.

Но если мы верно понимаем тот опыт, который обрели миллионы лю­дей в рамках харизматического движения и который стал значительным шагом в их росте в христианской жизни, то следует использовать какой-нибудь другой термин для описания этого явления. Есть много выраже­ний, которые мы могли бы использовать, таких выражений, которые по сво­ему значению передают идею повторяемости, различные степени интенсив­ности и дальнейшее развитие уже за рамками этого опыта. Их можно


Часть V. Умение об искуплении

использовать, если они не подразумевают, что все христиане должны иметь одинаковый опыт33. Одно из подобных выражений мы уже употребили: «зна­чительный прогресс вроете во многих аспектах христианской жизни». Очень важно подчеркнуть, что речь идет не об уникальном событии в жизни челове­ка, этот опыт не переводит христианина в какую-то новую категорию. А по­скольку речь идет о значительном прогрессе в росте, то совершенно очевидно, что другие люди могут испытать такой рост в течение более длительного пери­ода и прогресс не будет столь заметен, но тем не менее эти люди достигнут в христианской жизни столь же значительных успехов34.

Другим полезным термином может быть «обретение новой силы для слу­
жения».
Несомненно, многие люди, имеющие подобный харизматический
опыт, действительно обретают в своей христианской жизни новую силу для
служения, в том числе духовные дары, которыми они прежде не обладали.
Однако проблема такого определения в том, что оно ничего не говорит о глу­
бине взаимоотношений с Богом, о большей эффективности молитвы и изуче­
ния Библии и о новой радости, которую человек находит в богослужении, а
все это является результатом подобного опыта..,...,.,

3) Что значит «быть исполненным Духа»? Однако еше более общим для Нового Завета является выражение «исполниться Святого Духа». Поскольку это выражение часто употребляется в контексте описания христианского ро­ста и служения, мне кажется, что это самое лучшее выражение для описания «вторичного опыта» в наши дни (или опыта, который имеет место в третий или в четвертый раз). Павел говоритэфесянам: «И не упивайтесь вином, от кото­рого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). Он употребляет здесь глагол в повелительном наклонении настоящего времени, который луч­ше было бы перевести: «Будьте постоянно исполнены Святого Духа», т. е. речь идет о явлении, которое постоянно должно происходить с христианами. Та­кая полнота Святого Духа — результат обновленного поклонения и благодарения (Еф. 5:19,20) и обновленных взаимоотношений с другими людьми, в особеннос­ти с теми, кому мы подчиняемся, и с теми, кто подчиняется нам (Еф. 5:21-6:9). Кроме того, поскольку Святой Дух — это Дух, Который освящает нас, такое исполнение часто связано с возрастанием освящения. А поскольку Святой Дух

33 Такие же критерии можно использовать для замены некоторых других терминов,
связанных с «христианством двух категорий», приведенных выше. Можно также просто
пояснять употребляемые термины, чтобы избежать недоразумений.

34 Павел говорит: «Но истинною любовью все возражали в Того, Который есть глава
Христос» (Еф. 4:15). (По-гречески: kv teyiatj] ab^i)aa>jiЈv e'iq abxbv тдеябалхх, bq капп fj
кефаХт), Xpiazdg. Автор опирается на более точный английский перевод: «...are togrowup
in every way into him who is the head, into Christ» — «Нам следует возрастать во всем [все­
ми способами] в Того, Кто есть глава, — в Христа», — Примеч. пер.)


_______ Глава 38. Крещение Святым Духом и исполнение Святым Духом______ S83

дает нам силы для христианского служения и посылает нам духовные дары, такое исполнение часто связано с обретением силы для служения и возраста­нием силы для служения, а также возрастанием эффективности и, возможно, разнообразия в использовании духовных даров. В Деяниях Апостолов мы ви­дим многочисленные примеры исполнения Святым Духом. ВДеян.2:4 учени­ки и те, кто был с ними, «исполнились все Духа Святого». Позже, когда Петр стоял перед синедрионом, мы читаем о нем: «Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им...» (Деян. 4:8). А еще немного позже, когда Петр и другие апостолы вернулись в церковь, чтобы рассказать отом, что произошло (Деян. 4:23), они объединились в молитве. Помолившись, они вновь испол­нились Святого Духа, и Лука явно подчеркивает эту последовательность: «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили слово Божие с дерзновением» (Деян. 4:3!, курсив мой. — У. Г.). Хотя Петри исполнился Святого Духа в Пятидесятницу (Деян. 2:4) и позднее, перед тем, как говорил в синедрионе (Деян. 4:8), он вновь испол­нился Святого Духа после того, как помолился с группой христиан.

Итак, исполнение Святым Духом следует понимать не как однократное событие, а как событие, которое повторяется в христианской жизни вновь и вновь. Это может быть связано с одномоментным обретением силы для особо­го служения (как это, судя по всему, произошло в Деян. 4:8; 7:55), но исполне­ние Снятым Духом может быть также характерно и для длительного периода чьей-либо жизни (см.: Деян. 6:3; 11:24). В любом случае такой процесс может происходить неоднократно. Например, Стефан, один из первых дьяконов (по­мощников апостолов), был человеком, «исполненным Святого Духа и мудро­сти» (Деян. 6:3,5), но когда его побивали камням и, он явно вновь исполнился Духом Святым и получил великую силу (Деян. 7:55).

Кто-то может возразить, что человек, который уже «полон» Святого Духа, не может стать еще более пол) 1ым — если стакан полон воды, в него уже невоз­можно добавить еще какое-то количество жидкости. Однако аналогия со ста­каном слишком бедна, чтобы применять се к нам, людям, ибо Бог может сде­лать так, что мы возрастем и станем способны вместить гораздо больше пол­ноты и силы Святого Духа. Более совершенной аналогией был бы воздушный шар, который может быть «наполнен» воздухом, даже если воздуха в нем очень много. Если шар надуть еще немного, то шар увеличивается и в опре­деленном смысле становится «более полным». То же самое происходит и с нами: мы можем быть исполнены Святого Духа и тем не менее способны при­нять еще больше Духа. Лишь одному Иисусу Отец давал Святого Духа без всякой меры (Ин. 3:34).

Разделений, которые происходят от термина «крещение Святым Духом», можно легко избежать, используя любые альтернативные термины, упомяну­тые в этом разделе. Люди могут благодарить Бога за «новую полноту Святого


Часть V. Учение об искуплении

Духа», или за «обретение новой силы для служения», или за «значительный прогресс в росте» в том или ином аспекте христианской жизни. Тогда не будет никакого разделении на «мы» и «они», поскольку придется признать, что все мы — части единого тела, которое не разделяется на категории35. Многие ха-ризматы и даже традиционные пятидесятники в наши дни гораздо реже упот­ребляют термин «крещение Святым Духом», предпочитая такие термины, как «исполнение Святым Духом»36.

Кроме того, многие люди, не имевшие однократного драматического опы­та (такого, который пятидесятники назвали крещением Святым Духом), тем не менее стали ощущать новые чувства свободы и радости в поклонении (ча­стое использованием современных форм богослужении или песнопений в их церкви). И эффективно и с пользой для самих себя и для церкви они стали использовать большее количество духовных даров (таких, как исцеление, про­рочество, чудеса, различение духов, а также власть над бесовскими силами — с молитвой и словом запрещения, адресованным непосредственно злым ду­хам). Иногда использовался также дар говорения на языках и дар истолкова­ния языков, однако вдругих случаях этого не было. Все это говорит о том, что различий между пятидесятниками и харизматами, с одной стороны, и более традиционными евангельскими христианами, с другой стороны, на мой взгляд, остается все меньше.

Кто-то может сказать, что именно такая молитва о крещении Святым Духом дает людям новые силы в служении и в использовании духовных да­ров. Поскольку этот опыт стал таким полезным в жизни миллионов людей, стоит ли нам так поспешно отказываться от него? Что же, если термин «кре­щение Святым Духом» будет заменен на что-либо более соответствующее уче­нию Нового Завета, то возражений не будет тем, кто призывает людей подго­товить свои сердца к духовному обновлению через искреннее покаяние и веру в то, что Святой Дух может действовать в их жизни с гораздо большей мо-

35 По моему личному убеждению, большинство разделений, имевших место во мно­
гих церквах пол влиянием харизматического возрождения, произошли не из-за про­
блемы духовных даров, а из-за взаимного непонимания, обусловленного употреблени­
ем термина «крещение Святым Духом», которое подразумевает наличие двух групп
христиан.

36 Джон Уимбер, который не любит, когда его причисляют к пятидесятникам или
харизматам, мудро говорит: «Я открыл, что споры, касающиеся крещения Святым Ду­
хом, обычно восходят просто к вопросу бирок. На «божье лекарство» можно наклеить
неверную этикетку, что, вероятно, и произошло в данном случае. Опыт Бога, который
имеют пятидесятники, гораздо лучше, чем их объяснение этого опыта» (John Wimberwith
Kevin Springer, Power Evangelism, p. 145). В последние годы в личных разговорах с профес­
сорами, связанными с харизматическим движением, я заметил нарастающую тенден­
цию говорить скорее об исполнении Святым Духом, чем о крещении Святым Духом,
когда речь идет об опыте, который обретают члены харизматического движения.



Глава 38. Крещение Святым Духом и исполнение Святым Духом

шью37. Нет ничего плохого в том, что людей учат молиться и ожидать больше­
го исполнения Святым Духом или чтобы Господь излил на них больше духов­
ных даров ради тела Христова (см.: 1 Кор. 12:31). Ведь большинство евангель­
ских христиан любой деноминации стремятся к большей силе в служении,
большей радости в поклонении и более тесным взаимоотношениям с Богом.
Многие также будут рады лучшему пониманию духовных даров и откликнут­
ся на призыв лучше использовать их. Если пятидесятники и харизматы будут
учить подобным вещам, не говоря о двухуровневом христианстве, что подра­
зумевает термин «крещение Святым Духом», они, возможно, войдут в новую
эру широкого распространения подобного учения о христианской жизни в
средеевангельскиххристиан.. ■ •■..... >...;'„*■

3. Исполнение Святым Духом не всегда сопровождаетсяговорением на язы­ках. Следует уточнить еще один момент, связанный с исполнением Святым Духом. Посколькув Деяниях Апостолов упомянуто много случаев, когда люди получали новозаветную силу Святого Духа и начинали говорить на языках (Дели. 2:4; 10:46; 19:6; возможно, также в К: 17-19, поскольку здесь проводит­ся параллель с опытом учеников из Деян. 2), пятидесятники обычно утверж­дают, что внешним признаком крещения Святым Духом является говорение на языках (т. е. говорение на тех языках, которые сам говорящий не понимает и никогда не изучал, при этом речь может идти о человеческих языках или других типах языков — ангельских или чудесно дарованных)38.

Однако очень важно осознавать, что есть много случаев, когда исполнение Святым Духом не было связано с говорением на языках. Когда Иисус испол­нился Духа (Л к. 4:1), то результатом этого стад о обретение силы для преодоле­ния искушений сатаны в пустыне. Когда искушения окончились «и возвра­тился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк. 4:14), результатом были чудеса исие-лснйя, изгнание бесов и власть учить людей. Когда Елисавста исполнилась Святого Духа, она произнесла слово благословения Марии (Лк. 1:41-45).

" Мой студент Джек Мэттерн (Jack Mattcrn), хотя сам и не является харизматом, сказал мне, что за десять лет работы и университетских городках он увидел в христианах огромное стремление узнать, каким образом они могли бы исполниться Святым Ду­хом. Он справедливо замечает, что эффективное учение, касающееся этого вопроса, должно включать в себя указание на необходимость 1) полностью предать свою жизнь Богу (Рим. 12:1; Гал. 2:20); 2) полностью положиться на Бога в стремлении обрести силы жить христианской жизнью {Рим. 8:13; Гал. 2:20; 3:2,3); 3) повиноваться велениям Божь­им в нашей жизни (1 Ин. 2:6). Эти элементы сходны с этапами подготовки, упомянуты­ми выше при обсуждении общего для харизмагов учения. В любом случае к этим этапам может быть добавлена и молитва о том, чтобы Святой Дух наполнил нас, в соответствии с волей Божьей, как она выражена в Еф. 5:18. Не может быть никаких возражений про­тив того, чтобы христиан учили ежедневно молиться по такой схеме.

38 См. гл. 52 о говорении на языках. ■


8R6


Часть V. Учение об искуплении


Когда Захария исполнился Святого Духа, он стал пророчествовать (Л к. 1:67-79). Другими итогами были: величественная проповедь Евангелия (Дсян. 4:31), возможно, мудрость, христианская зрелость и здравое суждение (Дсян. 6:3), величественная проповедь и свидетельство на суде (Деян. 4:8), видение небес (Деян. 7:55) и, судя по всему, вера и жизненная зрелость (Деян. 11:24). Многие из этих случаев могут также предполагать полноту Святого Духа к усилению на какое-либо служение, особенно в контексте всей Книги Деяния святых Апостолов, где сила Святого Духа часто творит чудеса, дает дерзновение к про­поведи и великим свершениям^.

Поэтому, хотя исполнение Святым Духом и может привести к говорению на языках или к обретению каких-либо других даров, которыми прежде чело­век не обладал, оно может произойти и без говорения на языках. Многие хрис­тиане в разные периоды истории испытали мощное воздействие Святого Духа, которое не сопровождалось говорением наязыках. В отношении этого дара, как и в отношении всех других даров, мы просто должны сказать, что Святой Дух производит все это, «разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11).

Вопросы для самостоятельной работы

1. Как ны понимали термин скрещение Святым Духом» до того, как прочи­
тали эту главу? Как вы теперь понимаете его?

2. Было ли и вашей жизни событие, которое привело к «значительному рос­
ту» в той или иной сфере вашей христианской жизни? Или же это были неболь­
шие, но непрерывные шаги в процессе освящения, общения с Богом, использо­
вания духовных даров и обретения сил для служения?

3. Знаете ли вы людей, которые говорят, что получили «крещение Святым
Духом» после обращения? По вашему личному мнению, это был позитивный или
негативный опыт в их жизни или однозначно это оценить трудно? Если у вас
самих был такой опыт, то какой термин вы считаете принципиально важным:
скрещение Святым Духом» или «исполнение Святым Духом»? Как вы полагаете,
нужно ли стремиться к исполнению Святым Духом в вашей жизни сейчас? Если
да, то как этого добиться?

4. Подумайте о разнообразных путях роста в христианской жизни: знание
Слова и здравого учения, молитва, любовь к Богу, любовь к другим христианам,
доверие к Богу в каждом конкретном дне, поклонение, святость жизни, исполь­
зование духовных даров, силы Святого Духа в свидетельстве, ежедневное обще­
ние с Богом и т. д. Как вы думаете, в какой сфере вам следует просить Бога о по-

39 Писание не уточняет, что было в жизни Иоанна Крестителя, который «Духа Свя­того исполнился еще от чрева матери своей» (Лк. 1:15), но сказано, что «рука Господня была с ним» (Лк. 1:66). Кроме того сказано, что «младенец же возрастал и укреплялся духом» (Лк. 1:80).


Глава 38. Крещение Святым Духом и исполнение Святым Духом



мощи? Естественным ли будет попросить Его наполнить вас Святым Духом для возрастания?

5. Как вы думаете, вопрос о крещении или исполнении Святым Духом про­изводил разделение в евангельских церквах или способствовал сближению?

Специальные термины


ветхозаветный опыт действия Святого Духа
двухуровневое христианство f., ?

исполнение Святым Духом "',~',.,. крещение во Святом Духе


крещение Святым Духом новозаветный опыт действия

Святого Духа Пятидесятница |,,,,


Библиография

(Очень немногие систематические богословия открыто рассматривают этот во­прос, поскольку в XX в. он стал предметом разногласий.)

■ - ■-- ■--■■ ■ •■; Соответствующие разделы Г|1'

в евангельских систематических богословиях ■.'-::

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1983 Carter, 1:435-447

3. Баптистские ■ 'iQuifrU

1983-1985 Erickson, 879-880

- ■ "J^i. W-'-!

4. Диспенсационалистские t

1947 Chafer, 6:138-161 " ^*;> -'■:» ui.^- -ил.<%_Л

1986 Ryrie, 362-366

6. Реформатские (или пресвитерианские).i4,,,

1962 Buswell, 2:208-212

7. Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические)
1988-1992 Williams, 2:177-179, 181-207, 271-321

,..-..,.- Соответствующие разделы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: