Б. Как мы должны относиться к нашей собственной смерти и к смерти других?

/. Наша собственная смерть. Новый Завет повелевает нам относиться к нашей собственной смерти не со страхом, а с радостью, так как мы отправля­емся к Христу. Павел говорит: «Желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8). Находясь в тюрьме и не зная, казнят его или отпустят, он говорит:

Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же. жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Вле­чет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, пото­му что это несравненно лучше (Флп. 1:21—23, курсив мой. — У. /".).

В Откровении Иоанна мы читаем следующие слова: «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Отк. 14:13).

Поэтому верующие не должны иметь страха смерти, поскольку Писание говорит нам, что даже «смерть... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38,39; ср.: Пс. 22:4). Ведь Иисус умер, чтобы «избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подверже­ны рабству» (Евр. 2:15)3. Этот стих напоминает нам, что отсутствие в нас страха смерти —яркое свидетельство для христиан, живущих в век, который пытается избегать даже упоминаний о смерти и не знает ответа на вопрос о ней.

■■'.'>

2. Смерть друзей и родственников (христиан). Хотя сами мы можем взи­рать на нашу будущую смертьс радостным ожиданием встречи с Христом, наше отношение к смерти наших друзей и родственников — христиан — несколько

J Беркхоф совершенно прав, когда говорит, что погребение Иисуса «не столько по­казало, что Иисус действительно был мертв, сколько освободило искупленных от ужаса перед могилой, оно освятило для них могилу» (Berkhof, Systematic Ttieohgy,p.34Q).


г



Часть V. Учение об искуплении


иное. В этом случае мы испытываем подлинную печаль, однако смешанную с радостью, поскольку знаем, что они отпранились к Господу.

Нет ничего неверного в выражении настоящей печали от потери общения с нашими любимыми, а также печали о тех тяготах, через которые они про­шли перед смертью. Иногда христиане полагают, что демонстрируют недо­статок веры, если глубоко скорбят об умершем брате или сестре во Христе. Однако Писание не поддерживает такой взгляд: «Стефана же погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нем» (Деян. 8:2, курсив мой. — У, Г.). Если когда-либо и существовала уверенность, что кто-то отправился к Гос­поду, то это было в случае со Стефаном. Умирая, он сказал: «Вот, я вижу небе­са отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:56). Затем он молился: «Господи Иисусе! приими дух мой» и «Господи! не вмени им греха сего» (Дсян. 7:59,60). А ведь это произошло в Иерусалиме, где все еще находились все апостолы—те апостолы, которые видели Иисуса после того, как Он воскрес из мертвых. Никто не сомневался в том, что Стефан испы­тывает огромную радость на небесах от обшения с Господом. И, несмотря на это, «Стефанаже погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нем» (Деян. 8:2, курсив мой. — У. Г.). Их горе свидетельствовало о подлинной скорби от потери общения с человеком, которого они любили, и в выражении этой скорби не было ничего неподобающего — вес было правильно. Даже Иисус «прослезился» (Ин. 11:35} у гроба Лазаря. Он скорбел из-за того, что Лазарь умер, из-за того, что его сестры и другие люди были в таком горе и также, без сомнения, из-за того, что в мире присутствует смерть, поскольку, в конечном счете, это явление неестественное и такое, которое не должно было бы суще­ствовать в мире, сотворенном Богом.

Об эфесские пресвитерах, которых Павел лично наставлял в течение трех лет, сказано: «Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целова­ли его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят липа его» (Деян. 20:37,38, курсив мой. — У, /".).Даисам Павел, в том самом посла­нии, в котором он выразил такое желание отойти от этой жизни и отправиться к Христу, сказал, что если Епафродит умер, то «прибавилась мне печаль к печали» (Флп. 2:27). Кроме того, царь Давид, человек, близкий сердцу Божь­ему, человек, так часто говоривший в своих псалмах о вечной жизни с Бо­гом, тем не менее очень печалился, когда узнал, что Саул и Ионафан умерли (2Цар. 1:11-27).

И все же в том горе, которое мы испытываем, отчетливо видны надежда и радость. Павел не говорит фессалоникийпам, чтобы они совсем не печалились об умерших любимых, но пишет: «Дабы вы не скорбели, как прочиене имею­щие надежды» (1 Фес. 4:13, курсив мой. — У. F.) — им не следовало скорбеть таким же образом, с таким же горьким отчаянием, как скорбят неверующие. Однако им, безусловно, следовало скорбеть. Он уверяет их, что Христос умер «за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (1 Фес. 5:10),


Глава 40. Смерть и промежуточное состояние



и тем самым говорит о том, что умершие отправились к Господу. Вот почему Писание гласит: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе... они успокоят­ся от трудов своих» (Отк. 14:13). Писание даже говорит нам: «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс. 115:6).

Поэтому, хотя мы и испытываем подлинную печаль, когда умирают наши друзья и родственники (христиане), мы можем сказать вместе с Писанием: «„Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" <...> Благодарение Богу, даро­вавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (I Кор. 15:55-57). Хотя мы и носим траур, этот траур должен сочетаться с поклонением Богу и с благодарностью за жизнь наших любимых, как мы видим это в поведении Давида и Иова. Когда умер сын Давида, он перестал молиться о его здоровье и поклонился Господу: «Тогда Дэвид встал с земли, и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился» (2 Цар. 12:20, курсив мой. — У. Г.).

Также поступил и Иов, когда узнал о смерти своих десятерых детей:

Тогда Иов встал, и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева ма­тери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1:20,21). <:(Пй.Н--!от! ■'

3. Смерть неверующих. Когда умирают неверующие люди, наша печаль не смешана с радостью и с уверенностью в том, что они отправились к Христу навечно. Эта скорбь, особенно если мы чувствуем ее в отношении тех людей, которых мы близко знали, очень глубока. Сам Павел, когда размышлял о не­которых братьях-иудеях, отвергших Христа, сказал: «Истину говорю во Хри­сте, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль а непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлу­ченным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:1 -3, курсив мой.-У/".).

Однако следует сказать о том, что часто мы не можем быть абсолютно уве­
рены в том, что человек упорствовал в своем отречении от Христа до самого
момента своей смерти. Приближение смертного часа часто порождает в уми­
рающем искренние поиски Бога, и иногда слова Писания или слова христи­
анского свидетельства, которые человек мог слышать задолго до этого, при-
ходят ему на ум и могут привести его к подлинному покаянию и вере. Безус­
ловно, мы не можем быть уверены в том, что все произошло именно так, если
тому не было видимого подтверждения, однако следует осознавать, что во мно­
гих случаях мы облапаем л ишь относительной, а вовсе не абсолютной уверен­
ностью в том, что люди, которых мы знали как неверующих, упорствовали в
своем неверии до самой смерти. В некоторых случаях мы просто не можем
ничегознатьвточности.....,......:... :................. ...



Часть V. Учение об искуплении


i:< Тем не менее после того, как нехристианин умер, не стоит показывать, будто мы полагаем, что этот человек отправился на небеса. Это означало бы неверно информировать других людей, давать им ложную надежду и преумень­шать значение веры в Христа для тех, кто еще жив. Гораздо правильнее, если у нас есть такая возможность, сосредоточиться на том факте, что горечь утраты любимого человека заставляет нас задуматься также и о нашей собственной жизни и судьбе. Ведь в тех случаях, когда мы можем поговорить с другом или с любимым человеком об умершем неверующем, часто Господь дает нам воз­можность поговорить с ними и об Евангелии.

Кроме того, часто бывает очень полезно в таких случаях говорить с ис­тинной благодарностью о тех хороших качествах, которыми обладал и кото­рые поощрял умерший человек4. Хороший пример такого поведения — это реакция Давида на смерть Саула. Хотя Саул и стал злым царем, преследовал Давида и неоднократно пытался убить его, но, когда Саул умер, Давид пуб­лично и совершенно искренне стал говорить о тех благих поступках, которые совершил Саул:

Краса твоя, о, Израиль, поражена на высотах твоих! как пали силь­ные! <...> Саул и Ионафан... быстрее орлов, сильнее львов они были. Дочери Израильские! Плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на олежды ваши золотые уборы. Как пали

сильные на брани! (2 Цар. 1:19—25)5.
■ ул

В. Что происходит, когда люди умирают? ыь. ui

1. Души верующих немедленно отправляются к Господу. Смерть есть вре­менное прекращение телесной жизни и отделение души от тела. Когда верую­щий умирает, его физическое тело предается земле, а душа (или дух) этого ве­рующего в момент смерти немедленно, с радостью, отправляется к Богу. Ког­да Павел размышляет о смерти, он говорит: «Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8, курсив мой. — У. Г.). Выйти из тела означает водвориться у Господа. Он также говорит, что имеет желание «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно луч-

4 Совершенно правильно благодарить Бога за преимущества общей благодати в
жизни неверующих; см. об общей благодати в гл. 30.

5 Однако это требует честности и зрелого суждения. Если нас приглашают для со­
вершения погребальной церемонии над умершим человеком, который был широко из­
вестен своей злобой и стремлением к разрушению, мы не должны создавать у людей
такого впечатления, будто поступки, совершаемые человеком в этой жизни, не имеют
никакого значения или будто мы не знаем о весьма дурных качествах этого человека, в
противном случае, наши слушатели просто перестанут нам доверять. Как пример неиз­
бежной реакции людей на смерть дурного человека —такого, напр., как Адольф Гитлер —
отметим Прит. 11:10: «При погибели нечестивых бывает торжество».


Глава 40. Смерть и промежуточное состояние



ше» (Флп. 1:23, курсив мой. — У. Г.). А Иисус сказал разбойнику, который уми­
рал на кресте рядом с ним: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43, кур­
сив мой. — У. Г.)ь. Автор Послания к Евреям говорит, что когда христиане
собираются вместе для поклонения, они входят не только в присутствие Бога
на небесах, но также и «к духам праведников, достигших совершенства»
(Евр. 12;23)7. Тем не менее, как мы рассмотрим это более подробно в следую­
щей главе, Бог не оставит наши мертвые тела в земле навеч но. Когда возвра­
тится Христос, души верующих воссоединятся с их телами, тела их будут вос­
крешены из мертвых, и они вечно будут жить с Христом..j::,,....../_.;.,

1) В Библии нет учения о чистилище. Тот факт, что души верующих немед­ленно отправляются к Богу, означает, что не существует ничего подобного чи­стилищу. В римско-католическом учении чистилише — это то место, где ду­ши верующих еще в большей степени очищаются от греха до тех пор, пока они не будут готовы кжизни на небесах. В соответствии с этой точкой зрения, стра­дания, претерпеваемые в чистилище, отдаются Богу взамен наказания за гре­хи, которое верующие должны были получить в свое время, но не получили.

Однако в Писании нет такого учения, и оно даже противоречит тем сти­хам, которые были только что процитированы. Римско-католическая церковь нашла подтверждение этому учению не на страницах канонического Писа­ния, как мы определили его выше и как его приняли протестанты со времен Реформации, а в апокрифах8, в особенности во 2 Мак. 12:43-45:

Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он [ Иуда ' '

Маккавей] послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и по- '"■'

ступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо,.'!!'

если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излиш- ■-■■

не и напрасно было бы молиться за мертвых. Но он помышлял, что;i-.

6 Рай — это лишь другое название для небес; см. гл. 26. ■[ ггт»: '■'йз.ч-jmi1

7 Однако тот факт, что мы, когда умираем, немедленно отправляемся к Христу, не дол­
жен восприниматься как призыв к самоубийству. Бог говорит: «Не убивай» (Исх. 20:13), и
это означает, что мы не должны убивать сами себя, точно так же, как не должны убивать
других.

С другой стороны, многие верные христиане во время войны и кораблекрушений или в других тяжелых обстоятельствах отдали свои жизни ради других, исполнив таким образом учение Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

8 более широком понимании это означает, что в этой жизни мы должны оставаться
верными Христу в служении Ему и в молитве, ибо Он призывает нас быть «верными до
смерти» (Отк. 2:10). И хотя Павел, размышляя о своих собственных желаниях, хотел от­
правиться к Христу, он понимал, что ради филнппийцев и других людей, которым он
служил, «нужнее* было остаться (Флп. 1:24).

s См. гл. 2, где говорится, почему мы не должны принимать апокрифы как часть Писания. i"«j Ч'-^i-



Часть V, Учение об искуплении



скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! — Посему принес за умерших умилостиви- _. тельную жертву, да разрешатся от греха (курсив мой. — У Г.).

В этом тексте одобряется молитва за умерших, а также жертва Богу ради освобождения умерших от их грехов. Однако в ответ следует сказать, что эта литература не равна по своему авторитету Писанию и не может быть принята как авторитетное основание для учения. Более того, здесь содержится явное противоречие ясному утверждению о том, что умершие верующие отправляют­ся к Христу, которое было процитировано выше, а потому противоречит ясному учению Нового Завета. Кроме того, когда здесь говорится о том, что Иуда со­вершает «за умерших умилостивительную жертву [греч. 'E^iXarjfiog]», то это про­тиворечит конкретному учению Нового Завета о том, что Христос совершил эту жертву за нас. И наконец, этот отрывок трудно согласовать даже с учением Рим­ско-католической церкви, поскольку здесь сказано, что за воинов, погибших в смертном грехе идолослужения (который не можетбыть прощен, в соответствии с учением католиков), следует возносить молитвы и приносить жертвы, и что это предполагает возможность избавления их от страданий.

Римско-католическое богословие находит подтверждение учению о чис­тилище прежде всего в отрывке из 2 Мак., процитированном выше, и в цер­ковном предании4. Приводят и другие отрывки в поддержку учения о чисти­лище: 2 Тим. 1:18; Мф. 5:26; 1 Кор. 3:15 и Мф. 12:32. Во 2 Тим. 1:17,18 Павел говорит об Онисифоре: «Но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил (мне) в Ефесе, ты лучше знаешь». Те, кто придерживается учения о чистилище, утверждают: «Онисифор... явно не был в числе живых во время написания Второго послания к Тимофею^10. Похоже, это утверждение осно­вано натом, что Павел говорит не о самом Онисифоре, а о «доме Онисифора» (2 Тим. 1:16). Однако это выражение не доказывает, что Онисифор умер; оно лишь свидетельствует о том, что Павел желал благословения не только ему, но и всему его дому. В этом нет ничего удивительного, поскольку Онисифор слу­жил в Эфесе, где Павел трудился в течение трех лет (2 Тим. 1:18; ср.: 4:19). Основывать учение о чистилище на мысли о том, что Онисифор уже умер, — означает строить его на предположении, которое не имеет ясных доказательств. (Для Павла нет ничего необычного в том, чтобы желать христианам получить благословение в Судный день; см.: 1 Фес. 5:23.)

8 Мф. 12:32 Иисус говорит: «Если же кто скажет на Духа Святого, не про­
стится ему ни в сем веке, ни в будущем». Отт говорит, что это утверждение «пред­
полагает возможность прощения грехов не только вэтом мире, ной вбудущем»11.

9 Ludwig Ott, Fundamentals of Catholic Dogma, pp. 321, 322, 482-485.
10Ibid., p. 321.

Mlbid.,p.483.



Глава 40. Смерть и промежуточное состояние



Однако это не более чем логическая ошибка: сказать, что нечто не произойдет в будущем веке, вовсе не предполагает, что это может произойти в будущем веке! |2Для доказательства учения о чистшшше необходимо не отрицательное суждение, подобное этому, а утверждение, которое гласило бы, что люди, по­сле того как умирают, страдают ради продолжения очищения. Однако нигде в Писании об этом не говорится.

В 1 Кор. 3:15 Павел говорит, что в Судный день всякое дело будет оценено и испытано огнем, а затем добавляет: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня». Однако здесь не говорится о том, что человек сгорит или будет терпеть какое-либо наказание, здесь гово­рится, что лишь его дело будет подвергнуто испытанию огнем — доброе бу­дет подобно золоту, серебру и драгоценным камням, которые не увидят тле­ния (ст. 12). Кроме того, сам Отт допускает, что здесь говорится не о том, что произойдет в веке сем, а о том, что случится в день «общего суда»13, а потому этот отрывок трудно использовать в качестве убедительного аргумента в пользу чистилища. Наконец, в Мф. 5:26, после призыва мириться со своими про­тивниками еще по дороге в суд, чтобы обвинитель не отдал их судье, а судья не отдал бы слуге и чтобы таким образом не попасть в тюрьму, Иисус говорит: «Ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Отт пони­мает это как притчу, которая учит об «ограниченном по времени наказании в другом мире»14. Однако в контексте нет никакого указания на то, что это прит­ча. Иисус дает здесь практическое учение о разрешении человеческих конф­ликтов, чтобы избегать ситуаций, которые ведут к злобе и личным оскорбле­ниям (см.: Мф. 5:21—26). В других отрывках из Писания, которые иногда при­водят как аргументы в пользу учения о чистилище15, напрямую не говорится об этом. Скорее всего, здесь говорится о наказании и освобождении от тягот в этом мире или о жизни вечного благословения с Богом на небесах в жизни будущей.

Гораздо более серьезная проблема заключается в том, что это учение предлагает нам что-то прибавить к искупительной работе Христа, подчерки­вая тем самым, что Его искупител ьный труд не был достаточен в качестве на­казания за наши грехи. Но это, безусловно, противоречит учению Писания16. Кроме того, учение о чистилище отнимает у верующих великое утешение,

12 Подобную же ошибку совершают тс, кто утверждает: Иисус говорит, что не изгла­
дит чьего-либо имени из книги жизни {Отк. 3:5), следовательно, можно предположить,
что Он может изгладить из нее имена других людей (см.: гл. 39).

13 Ott, Fundamentals of'Catholic Dogma, p. 483. ■.■.>:.■* и ялж,-),':

14 Ibid., p. 484. ".......... - ■■ '■ ■

15 Беркхоф упоминает о том, что католики иногда ссылаются на Ис. 4:4; Мих. 7:8;
Зах. 9:11; Мал. 3:2.3;] Кор. 15:29.

16 См. гл. 26, где говорится о том, что Своей смертью Христос понес наказание за
наши грехи и полностью искупил нас.



Часть V. Учение об искуплении


которое приносит им мысль о том, что умершие немедленно отправляются к Господу и что они также, когда умрут, отправятся, чтобы «быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:23). ■■(:!■

2) В Библии нет учения о «сне души». Тот факт, что души верующих немед­ленно отпраапяются к Богу, означает также, что учение о сне души неверно. Эта доктрина учит, что когда верующие умирают, они переходят в состояние бес­сознательного существования, и сознание они обретут только тогда, когда вер­нется Христос и воскресит их к вечной жизни. В ходе истории церкви это уче­ние распространялось то одним лицом, то другим, в том числе некоторыми анабаптистами в период Реформации и некоторыми ирвингитами в Англии в XIX в. Одно из первых сочинений Жана Кальвина было направлено против этого учения, которое никогда не было широко принято в церкви.

Подтверждение этому учению часто усматривали в том, что Писание мно­гократно говорит о мертвых как о «спящих» или «засыпающих» (Мф. 9:24; 27:52; Ин. 11:11;Деян. 7:60; 13:36; 1 Кор. 15:6,18,20,51; 1 Фес. 4:13; 5:10). Кро­ме того, похоже, что в некоторых текстах содержится указание на бессо­знательное состояние мертвых (см.: Пс. 6:5; 113:25 [однако см. ст. 26!]; Еккл. 9:10; Ис. 38:19). Но когда Писание представляет смерть как «сон», это лишь мета­форическое выражение, которое показывает, что смерть для христиан — это не более чем временное явление, подобно тому, как сон является чем-то вре­менным. Это очевидно, например, когда И исус разговаривает со своими уче­никами о смерти Лазаря. Он говорит: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду раз­будить его» (Ин. 11:11). Мы должны отметить, что Иисус не говорит: «Душа Лазаря спит», и ни в каком другом месте Писания не го верится, что душа че­ловека спит или находится в бессознательном состоянии (такое утверждение необходимо для доказательства учения о сне души). Иисус просто говорит, что Лазарь уснул. Затем Иоанн поясняет: «Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Ин. 11:33,14), Другие отрывки, в которых говорится о том, что люди спят, когда умирают, следует также понимать в смысле метафорическо­го упоминания о том, что смерть временна.

Что же касается тех мест, где говорится, что мертвые не славят Бога или о том, что сознательная деятельность прекращается после смерти, то их все нужно относить к жизни в этом мире. Нам кажется, что когда люди умирают, они больше не участвуют в сознательной деятельности. Однако Псалом 113 полностью представляет библейскую точку зрения. В нем го­ворится: «Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу», а те, кто верит в Бога: «Но мы будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуйя» (Пс. 113:25,26).

И наконец, во всех отрывках, процитированных выше, где говорится, что верующие сразу же отправляются к Господу и наслаждаются там общением


Глава 40. Смерть и промежуточное состояние

с Ним (2 Кор. 5:8; Флп. 1:23; Лк. 23:42 и Евр. 12:23), есть свидетельства, что после смерти для верующих существует сознательное бытие и общение с Бо­гом. Иисус не сказал: «Сегодня ты не будешь более осознавать, что с тобой происходит». Нет, Он сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Л к. 23:43, кур­сив мой. — У Г.). Нет никакого сомнения в том, что в то время рай понимался не как бессознательное состояние, а как одно из великих благословений и как радость в присутствии Бога17. Павел не говорит: «Имею желание разрешить­ся и быть в бессознательном состоянии в течение длительного периода време­ни», напротив, он говорит: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23, курсив мой. — У. Г.). Он, безусловно, знал, что Христос — это не бес­сознательный, спящий Спаситель, что Он живет и царствует на небесах. Быть с Христом — значит наслаждаться благословением общения с Ним, и именно поэтому разрешиться и быть с Ним — «несравненно лучше» (Флп. 1:23). Вот почему Павел говорит: «Мы... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8).

В Евр. 12:1, сразу же после целой главы, посвященной вере умерших вет­хозаветных святых (Евр. 11), говорится: «Имея вокруг себя такое облако сви­детелей...» Автор призывает нас проходить поприще нашей жизни с терпе­нием, поскольку мы окружены таким облаком свидетелей, т. е. подразуме­вается, что умершие имеют определенное представление о том, что происходит на земле. Писание сообщает нам об этом очень немногое, воз­можно потому, что оно не хочет, чтобы мы общались с умершими, или моли­лись за них, или входили с ними в контакт каким-либо иным образом (отме­тим великий грех Саула, связанный с общением с умершим, 1 Цар. 28:7-25), Тем не менее в Евр. 12:1,2 все же дается нам этот слабый намек, возможно, в качестве ободрения, чтобы мы оставались верными Богу, как и те, кто умер и отправился на небеса прежде нас. Также и в конце гл. 12 Послания к Евре­ям автор говорит, что, когда мы поклоняемся Богу, мы входим в присутствие Бога на небесах и приходим не просто к «духам праведников, которые спят в бессознательном состоянии», а к «тьмам Ангелов, к торжествующему собо­ру и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета» (Евр. 12:22-24)18.

17См. другие употребления слова «рай» во 2 Кор. 12:3 и Отк. 2:7; здесь это слово яино означает небо, где Бог живет и царствует; тфоблематика, связанная с этим слоном, рас­сматривается в гл. 26.

18 Выражение «общение святых» в Апостольском символе веры означает тот факт, чго мы в определенном смысле имеем единство в общении с теми, кто умер и прежде нас отравился на небеса, что подтверждается в Евр. 12:23. Это не значит, что мы можем ощущать это общение, просто когда мы поклоняемся Богу, мы присоединяемся к тому богослужению, которое уже происходит на небесах (см. гл. 50 о том, что наше поклоне­ние сейчас — это также и поклонение на небесах).



Часть V. Учение об искуплении

Откровение Иоанна (6:9-11 и 7:9,10) также ясно показывает нам души
или духи умерших, которые отправились на небеса в молитве и поклонении,
ибо они громко восклицают: «Доколе, Владыка святый и истинный, не су­
дишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Отк. 6:10). Мы видим
их, стоящих «пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми
ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу
нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Отк. 7:9,10). Все эти отрывки опро­
вергают учение о сне души, поскольку они ясно показывают, что души веру­
ющих испытывают осознанное общение с Богрм на небесах сразу же после
смерти. —r-ijqXaw-.fSiHi /■г^'ида.зв-.М.^'й.V. —^*тюнщмг££;££! лдФ.

3) Отправлялись ли ветхозаветные верующие к Богу немедленно? Некото­рые утверждают, что души верующих с момента воскресения Христова немед­ленно отправляются к Богу на небеса, а души тех верующих, которые умерли до воскресения Христова, не наслаждались благословениями небес, а отправ­лялись в место, где ожидали завершения искупительной работы Христа. Иног­да это место называли limbuspatrum, или просто лимбом15. В особенности дан­ная точка зрения характерна для римско-католического богословия, однако ее поддерживали и некоторые лютеране. В определенной степени это учение опирается на представление о сошествии Христа в ад, которое мы уже рас­смотрели20.

Не многие места в Писании говорят о состоянии ветхозаветных верую­щих после смерти, однако все, что об этом говорится, указывает на то, что они немедленно и осознанно радовались присутствию Бога, а не на то, что они ждали где-то вдали от Бога. «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24; ср.: Евр. 11:5, курсив мой. — У. Г.). Илия был взят не в какое-то место на краю ада, нет, «понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2:11, курсив мой. — У. Г.; ср.: Мф. 17:3, где появляются Моисей и Илия, беседую­щие с Иисусом). А вот в чем уверен псалмопевец Давид: «Я пребуду в доме Господнем многие дни» (Пс. 22:6; ср.: 15:10,11; 16:15, курсив мой. —У Г.). Кроме того, когда Иисус отвечает саддукеям, Он напоминает им, что Бог говорит: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», а затем говорит: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). В притче о богаче и Лазаре Иисус не гово­рит, что Лазарь находится в бессознательном состоянии, Он упоминает о том,

19 Строго говоря, римско-католические богословы утверждают, что существует два
лимба: место, куда отправляются некрещеные младенцы, называется limbus infantum, а
место, куда отправились ветхозаветные верующие после смерти, называется limbuspalrum.
Латинское слово limbus означает «кайма, оторочка»; лимб представляли себе распо­
ложенным на краю ада, где люди отстранялись от присутствия Бога, однако при этом
не испытывали осознанных страданий. В Писании нет конкретного подтверждения это­
му учению.

20 Вопрос о том, сходил ли Христос в ад, после того как умер, рассматривается в гл. 26.


__________



Глава 40. Смерть и промежуточное состояние

что Авраам говорит о Лазаре: «Ныне же он здесь утешается» (Лк. 16:25). Ав­раам сам осознанно пребывает в некоем прекрасном месте (куда богач хотел бы попасть) — и речь явно идет не об окраине ада. Важно отметить, что по­скольку все это происходит ло воскресения Иисуса, то Лазарь находится в том же положении, что и ветхозаветные святые.

Поэтому ветхозаветные святые также, судя по всему, немедленно отправ­лялись на небеса и наслаждались там общением с Богом после своей смерти. Однако вполне может быть и так, что, когда Христос возвратился на небо при Своем вознесении, они получили дополнительные благословения и еще боль­шую радость. Тем не менее это не означает, что они были тогда перенесены на небо впервые или что они тогда впервые насладились благословением Божь­его присутствия.

4) Следует ли нам молиться о мертвых? И наконец, тот факт, что души ве­рующих немедленно отправляются к Богу, означает, что нам не следует мо­литься за умерших. Учение об этом мы находим во 2 Мак. 12:42-45 (см. выше), но в самой Библии нигде этого нет. Более того, нигде не говорится, что так поступали новозаветные христиане, и нет указаний на то, что им следовало поступать таким образом. Когда верующие умирают, они отправляются к Богу и пребывают с Ним в состоянии совершенного счастья. Какой смысл тогда продолжать молиться за них? Окончательное небесное вознаграждение будет основано на том, что произошло в этой жизни, как о том неоднократно свиде­тельствует Писание (1 Кор. 3:12—15; 2 Кор. 5:10 и др.)21. Души умерших неве­рующих отправляются в место наказания и вечного отделения от Бога. Мо­литься за них также бессмысленно, поскольку их окончательная судьба была определена па основании их греха и их противления Богу в этой жизни. Мо­литься за умерших означает молиться о том, что, как нам говорит Бог, уже определено22. Учить о том, что нам следует молиться за умерших или призы­вать других поступать таким образом—значит давать ложную надежду на то, что участь человека может быть изменена после того, как он умер, а Писа­ние нигде не дает нам оснований считать, что это так. Это приведет к тому, что люди будут без пользы волноваться и тратить время на молитвы, которые не принесут никакого результата и отвлекут внимание от молитв о том, что

' См. гл. 55 о степени вознаграждения на небесах.

:! Еше одним указанием на то, что нам не следует молиться за мертвых, является тот факт, что Давид весьма много молился о своем сыне, но только до тех пор. пока тот не умер, а после смерти сына Давид поднялся, умылся, сменил одежду и «пошел в дом Господень, и молился... и он ел» (2 Пар. 12:20). Давид понимал, что, как только его сын умер, долг молитвы за него был исполнен. Когда в этом разделе я говорю о «молитве за терших», я имею в виду молитву о том, чтобы Бог изменил их состояние или участь. Но, безусловно, нет ничего неверного в благодарении Бога за жизнь людей, после того как они умерли.



Часть V. Учение об искуплении


происходит в этой жизни и что могло бы значительно ускорить работу Цар­ства. Мы должны использовать наше время на такие молитвы, которые со­гласуются с волей Божьей.

2. Души неверующих немедленно отправляются на вечное наказание. Пи­сание не дает нам оснований полагать, что люди могут получить второй шанс уверовать в Христа, после того как умрут. На самом деле, все обстоит наобо­рот. Притча Иисуса о богаче и Лазаре не оставляет надежды на то, что люди могут перейти из ада на небеса, после того как они умерли. Хотя богач и взы­вал из ада: «Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего Б воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пла­мени сем», Авраам ответил ему: «...Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Л к. 16:24—26, курсив мой. — У. Г.).

В Послании к Евреям смерть и последующий суд тесно связаны: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд...» (Евр. 9:27). Кроме того, Писание никогда не предстаатяет последний суд как нечто зависящее от со­бытий, происходящих после нашей смерти, а лишь оттого, что происходит в этой жизни (Мф. 25:31-46; Рим. 2:5—10; ср.: 2 Кор. 5:10). Некоторые говорят, что есть второй шанс уверовать в Евангелие. Это утверждение основано на проповеди Христа о духах в темнице (1 Пет. 3:18-20) и на благовествовании «и мертвым» (1 Пет. 4:6). Однако такая интерпретация данных стихов невер­на, и если более тщательно рассмотреть эти тексты, то можно убедиться, что здесь нет подтверждения упомянутой точки зрения23.

Мы также должны понимать, что утверждение о том, что после смерти есть второй шанс принять Христа, основано на представлении, что все заслужи­вают шанса принять Христа и что вечное наказание постигает только тех, кто сознательно решает отречься от Него. Однако такая мысль, несомненно, не на­ходит подтверждения в Писании: мы вес — грешники по нашей природе и по нашему выбору; на самом деле никто из нас не заслуживает Божьей благо­дати или возможности услышать Евангелие Христа — все это мы получаем лишь по незаслуженной нами благосклонности Божьей. Проклятие постига­ет не только за то, что кто-то сознательно отрекается от Христа, но также и за совершенные кем-либо грехи и за непокорность Богу, чем, собственно говоря, и являются наши грехи (см.: Ин. 3:18).

Положение о том, что люди имеют второй шанс принять Христа после своей смерти, лишает смысла благовествование и дискредитирует миссионер­скую деятельность в наши дни; непонятен тогда смысл миссионерского рве-

24 Разбор этих стихов см. в гл. 26; см. также; Wayne Grudera, The First Epistle of Peter,
pp. 155-162, 170-172, 203-239....._.,......................,_.,,„,,.._„_-


Глава 40. Смерть и промежуточное состояние



ния, которое столь сильно ощущалось в новозаветной церкви в целом и в част­ности проявилось в миссионерских путешествиях апостола Павла.

Безусловно, учение о том, что существует осознаваемое наказание неверу­ющих после того, как они умирают, и что это наказание длится вечно, вызыва­ет в нас внутреннее сопротивление. Однако те места в Писании, которые учат об этом, столь ясны, что, похоже, мы должны принять это учение, если только принимаем все, чему учит Писание. Иисус говорит, что в день последнего суда Он скажет тем, кто встанет от Него по левую руку: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его», и «пойдут сии в муку веч­ную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:41,46, курсив мой. — У. Г.)25.

Эти отрывки показывают нам, что учение аннигиляционизма не соответ­ствует Писанию. Это учение говорит, что неверующие просто перестанут су­ществовать либо сразу же после смерти, либо после страданий в течение опре­деленного периода времени — Бог «уничтожит» их. Такая мысль на первый взгляд кажется привлекательной и даст нам возможность избежать эмоцио­нальных трудностей, связанных с утверждением о вечных осознаваемых му­чениях тех, кто будет проклят. Но подобная идея нигде открыто не высказана в Писании и противоречит тем отрывкам, в которых говорится о вечном бла­гословении праведников в связи с вечным наказанием проклятых (Мф. 25:46), и тем отрывкам, в которых говорится о том, что проклятые будут подвергаться мучениям вовеки веков, день и ночь (Отк. 14:11; 20:10)26.

Хотя неверующие и переходят в состояние вечных мук сразу после смер­ти, их тела не будут воскрешены до Судного дня. В этот день их тела будут воскрешены и воссоединены с душам и, и они предстанут перед престолом Бога для того, чтобы окончательный суд был свершен над ними в теле (см.: Мф. 25:31-46; Ин. 5:28,29; Деян. 24:15; и Отк. 20:12,15)27.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Много ли вы размышляли о вашей смерти? Вы испытывали страх в связи с
этим? Как вы полагаете, этот страх обусловлен влиянием мира или Писанием?
Как учение Писания велит вам относиться к этим страхам?

2. Изменилось ваше отношение к смерти после прочтения этой главы? Мо­
жете ли вы теперь к ней относиться как к чему-то, что приблизит вас к Христу и
усилит вашу веру в Бога и вашу верность Ему? Как бы вы могли выразить каши
надежды относительно смерти?

25 Учение о последнем суде и об аде рассматривается в гл. 56.

36См. гл. 55, где аннигиляционизм рассматривается более подробно.

"См. гл. 55.



Часть V, Учение об искуплении


3. Как вы полагаете, хватило бы у вас храбрости отречься от греха, даже если
бы нам грозила смерть в римском Колизее, или сожжение на костре в эпоху Ре­
формации, или тюрьма на долгие годы в каком-нибудь иностранном государстве
в наши дни? Как вы полагаете, почему христианские мученики считали, что у
них хватит на это храбрости? Что помогло им подготовиться к такому страданию
(прочтите 1 Кор. 10:13)? Возможно, у вас возникнет желание прочесть рассказ о
мученичестве Поликарпа — волнующее исповедание веры в Бога и в Его верность.
Поликарл умер во II в. н. э." Твердо ли вы помните о том, что послушание Христу
важнее, чем сохранение жизни? Что могло бы заставить вас сомневаться в этом
или вести себя не в соответствии с этой истиной?

4. Если кто-то из ваших близких христиан умер, вы испытывали при этом
горечь, смешанную с радостью? Как повлияло прочтение этой главы на ваше от­
ношение к этому событию, если действительно повлияло?

5. Вы верили прежде В учение о чистилище? Если теперь вы в это больше
не верите, можете ли вы описать, какие чувства порождало в вас это учение и ка­
кие эмоции вы испытываете теперь, когда осознаете, что это учение неверно и
что чистилище не существует?

6. Если смерть рассматривается как часть процесса освящения, то каким об­
разом мы должны относиться к процессу старения в этом мире? Так ли к старе­
нию относится мир? Как вы сами относитесь к старости?

спецИальные термины

::,целвг»


аннигиляционизм

лимб ■ '.уге Ё-!ЛН'\.'

общение святых^;

смерть..


"coif души чистилище limbus patrum


Г" t^ Библиография т~ V

-■*-:■".- " ■

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях


I. Англиканские (епископальные) ■'■■*■■ ■■

1882-1892 Litton, 543-578 :

1930 Thomas, 298-310, 508-52!


О i-'i1 -.пит-


2S Перевод книги оМ^еничество Поликарпа» {The Martyrdom ofPoIycarp) см.: TheAposlolk Fathers, 2 vols., ed. KiRopp Lake, Loeb Classical Library (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1913), pp. 307—345. Его можно найти также вследующем издании: Пе Ante-Nicene Fathers, ed.A. Roberts and J.Donaldson (10 vols.; Grand Rapids: Eerdmans, 1979 [reprint]).


Глава 40. Смерть и промежуточное состояние




uL fii *эгпз|!Т irt'jN./in. i
 
 

л-

'.'MNf6


.H.4

2. Арминианские (уэслианскис или методистские)
1875-1876 Pope, 3:371-386
1892-1894 Miley, 2:430-439

1940 Wiley, 3:211-242 '• "

1983 Carter, 2:1109-1113 '

..;*ЧЦ№Т':!

9iiiib-itnTj.ini'

3. Баптистские л<;?.;
1767 Gill, 2:179-211
1887 Boyce, 437-451

1907 Strong, 982-1003.i-.i, M& ъ^ J>

1917 Mullins, 458-462

1983-1985 Erickson, 1167-1184 ■,! Л'а? жшя,

4. Диспенсациона,чистские ■"" ' ■■-'■>

1947 Chafer, 4:413-415 t _ ,^

1949 Thiessen, 333-336 '^ ^O^jdqrb

1986 Ryrie, 518-520 ; "' ■'

5. Лютеранские

1917-1924 Picper, 3:507-515

1934 Mueller, 613-619 ""^

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1724-1758 Edwards, 2:26-36

1871-1873 Hodge, 3:713-770 * vw^Won

1878 Dabney, 817-829

1889 Shcdd 2b:591-640 '.'.,."' "

1937-1966 Murray, CW, 2:401-403; CW, 3:242-246

1938 Berkhof, 66S-694 ' ^ '

1962 Buswell, 2:304-323 ' ' '

7. Обновленческие (или пятидесятничсские и харизматические)

1988-1992 Williams, 3:400-401, 450.,,,,.,..,

р Соответстщтощие разделы

в авторитетных римско-католических богословиях

1. Традиционные богословия,.., _.,-.-

1955 Ott, 445-450, 473-476, 482-485,,._■ ■ ■-,, ■.

2. Написанные после II Ватиканского собора :i ' ' : ■■

1980 MeBrien, 2:1135-1147 -; ■ "■



!J


Другиеработы "г -' ' ь!

Beckwith, Roger Т. "Purgatory". In NDT, pp. 549-550.

Cooper, John W. Body, Sou! and Life Everlasting: Biblical Anthropology and the Mon­ism-Dualism Debate. Grand Rapids: Eerdmans, 1989, pp. 81-103, 121-253.



Часть V. Учение об искуплении


Davids, P. H. "Death". In EOT, pp. 299, 300. м«и,к,-,.

Feinbcrg, John S. " 1 Peter 3:18-20, Ancient Mythology, and the Intermediate State", WTJ. Vol. 48, no. 2 (Fall 1986), pp. 303-336.

Grudem, Wayne. "Christ Preaching Through Noah: I Peter 3:19—20 in the Light of Dominant Themes in Jewish Literature". In The First Epistle of Peter. Tyndale New Tes­tament Commentaries. Leicester: Inter-Varsity Press, and Grand Rapids: Eerdmans, 1988, pp- 203-239.

Harris, Murray J. "Death". In NDT, p. 188.

Harris, Murray J. "Intermediate State". In NTD, pp. 339, 340.

Hoekema, Anthony A. The Bible and The Future. Grand Rapids: Eerdmans, 1979,
pp. 79-108. flfl

Smith, S. M. "Intermediate State". In EOT, pp. 562-564. - - 5.«*1 ■■

,..,,.', Отрывок для запоминания,т.$*(■! •-

Флп. 1:20-24:,.._-■ _ _,

При уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, ими смертью. Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — при­обретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее

для вас.

l??i: 'ЛЫ? ■■- ■ ■•■*,Ы

F.IT

<*№■£

Q j;cmn.TJiiHiJ:qT


Г Л А В А 41 ■>*?*. ^

Прославление ■«».-«•

(обретение воскрешенного тела) *^'и-

^^ Когда мы обретем воскрешенные тела? '-с. ■

.-- ■-,*.■!'(«■■■ Какими ОНИ будут? пег; юнг: ■ ■:■: i -,-

оте- im;..1

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ*"

Когда Христос искупил нас, Он искупил не только наш дух (или душу), Он освободил нас как личность в целом, что включает в себя и искупление наших тел. Поэтому приложение к нам искупительной работы Христа не бу­дет завершено до тех пор, пока наши тела не освободятся окончательно от вли­яния грехопадения и не будут приведены в состояние совершенства, для кото­рого Бог и сотйорил их. Искупление наших тел случится только тогда, когда Христос возвратится и воскресит наши тела из мертвых. Однако Павел гово­рит, что в настоящий момент мы ожидаем «искупления тела нашего», а затем добавляет: «Ибо мы спасены в надежде» (Рим. 8:23,24). Тот этап, на котором мы получаем воскрешенные тела, называется прославлением. Об этом буду­щем дне Павел говорит: «С Ним и прославимся» (Рим. 8:17, курсив мой. — У. Г.). Кроме того, когда Павел прослеживает все стадии процесса спасения, в по­следнюю очередь он называет прославление: «А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30, курсив мой. — У. Г.).

Тот день, в который мы будем прославлены, станет днем величайшей побе­ды, поскольку в тот день последний враг — смерть — будет истреблен, как это сказано в Писании: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же врагистребится —смерть»(1 Кор. 15:25,26). Павел говорит: «Тогдасбудется слово написанное: „поглощена смерть победою". „Смерть! где твое жшю? ад! где твоя победа?"» (1 Кор. 15:54,55). Когда наши тела будут воскрешены из мертвых, мы достигнем полной победы над смертью, которая является результатом грехопадения Адама и Евы. Тогда наше искуп­ление будет завершено.

Поэтому понятие «прославление» мы можем определить следующим обра­зом: прославление — это окончательный шаг в процессе искупления. Оно про­изойдет, когда возвратится Христос и когда Он воскресит из мертвых тела всех верующих, умерших во все времена, и объединит их с их душами и изменит



Часть V. Учение об искуплении


тела всех верующих, которые останутся живыми, даруя таким образом всем верующим одновременно такие же совершенные воскрешенные тела, как Его соб­ственное.

А. Свидетельство Нового Завета о прославлении

Важнейший новозаветный текст, повествующий о прославлении, или вос­крешении, тела—это 1 Кор. 15:12—58. Павел говорит: «Так по Христе все ожи­вут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в прише­ствие Его» (ст. 22, 23)'. Павел рассматривает природу телесного воскресения несколько подробнее в ст. 35—50, которые мы рассмотрим ниже. В заверше­ние он говорит, что не все христиане умрут, но тела некоторых, тех, кто оста­нется жив во время пришествия Христа, в одно мгновение будут изменены, это будут уже воскрешенные тела, которые никогда не постареют, не станут слабее и не умрут:

Говорю вам тайну: не все мьг умрем, но все изменимся вдруг, во мгнове­ние ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут не­тленными, а мы изменимся (1 Кор. 15:51,52, курсив мой. — У. Г.).

< В Первом послании к Фессалоникийцам Павел поясняет, что в тот день души тех людей, которые умерли и отправились к Христу, вернутся и воссо­единятся со своими телами, потому что Христос возьмет их с собой: «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (] Фес. 4:14, курсив мой. — У, Г.). Однако здесь Павел говорит не толь­ко о том, что Бог приведет тех, кто умер; он говорит также, что «мертвые во Христе воскреснут прежде» (1 Фес. 4:16, курсив мой. — У. Г.). Итак, те верую­щие, которые умерли во Христе, также будут воскрешены для встречи с Хри­стом (Павел говорит в ст. 17: «Мы... вместе с ними восхищены будем на об­лаках в сретение Господу на воздухе»). Такое утверждение имеет смысл только в том случае, если речь идет о том, что души верующих, отправившихся к Христу, вернутся с Ним, и о том, что их тела будут воскрешены из мертвых, чтобы воссоединиться с душами, а затем будут вознесены, чтобы пребывать с Христом.

Кроме этих текстов, I Кор. 15 и 1 Фес. 4, также и во многих других местах в Новом Завете утверждается истинность учения о прославлении. Иисус го-

1 М. Дж. Харрис отстаивает альтернативный взгляд, основанный на собственном по­нимании 2 Кор. 5:1 — 10, ■— о том, что коринфяне ofjpeiyi свои воскрешенные тела сразу же после того, как умрут. См.: Murray J. Harris, From Grave to Glory: Resurrection in the New Testa­ment, pp. 207—210. Однако такой взгляд крайне трудно согласовать с 1 Кор. 15 и 1 Фес. 4; см.: D. A. Carson, "Unity and Diversity in the New Testament: The Possibility of Systematic Theology", in Scripture and Truth, pp. 85, 86.


Глава 41. Прославление (обретение воскрешенного тела)




I


ворит: «...Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28,29, курсив мой. — У Г.)г. Иисус говорит также: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день; воля Послав­шего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:39,40, курсив мой. — У. Г.; ср.: ст. 44, 54).

Павел говорит: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смерт­ные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11, курсив мой. — У. Г.; ср.: 2 Кор. 5:1-10). Он понимает, что христиане живут в радостном ожида­нии возвращения Христа и изменения своих тел, которые должны стать та­кими же, как совершенное тело Иисуса. Он говорит: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Хри­ста, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сооб­разно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп.З:20).

Б. Подтверждения в Ветхом Завете учения о прославлении

Иногдалюди утверждали, что в Ветхом Завете нет (или совсем нет) под­тверждений надежды на будущее воскрешение тел, однако в Ветхом Завете гораздо болыпетаких подтверждений, чем мы думаем. Во-первых, Новый За­вет указывает, что еще до того, как И исус был воскрешен из мертвых, многие иудеи, жившие во времена Христа, имели определенную надежду на будущее телеснос воскресение. Когда Иисус приходит в дом Лазаря, после того как тот умер, и говорит Марфе: «Воскреснет брат твой», Марфа отвечает: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:23,24, курсив мой. — У. Г.). Кроме того, когда Павел на суде сказал Феликсу: «...Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они [об­винители-иудеи] ожидают» (Деян. 24:15, курсив мой. — У. Г.).

Что же касается верований тех людей, которые жили в ветхозаветные вре­мена, то Евр. 11 говорит нам, что Авраам «ожидал города, имеющего основа­ние, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:10). Мы также читаем о том,

2 Некоторые евангельские христиане полагают, что как верующие, так и неверую­
щие будут воскрешены одновременно (такой точки зрения придерживаются амиллена-
рии). Другие (в маетности, премилленарии) полагают, что воскрешение верующих про­
изойдет до наступления миллениума, а воскрешение неверующих — на 1000 лет позже,
после миллениума. См. гл, 54, где рассматривается вся эта проблематика и в том числе
данный конкретный стих. \. к-.-■■-.-,.....,...„.


 

Часть V. Учение об искуплении

что многие ветхозаветные святые «умерли в вере, не получивши обетовании, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле... но они стремились к лучшему, то есть, к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11:13—16, курсив мой. — У. Г.). Автор даже говорит, что Авраам «думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11:19).

Когда мы рассматриваем сами учения Ветхого Завета, мы видим много­численные указания на то, что ветхозаветные авторы имели сильную надежду на будущее воскресение. Иов говорит: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25,26)3.

В Псалтири мы читаем: «Но Бог избавит душу мою от власти преиспод­ней, когда примет меня» (Пс. 48:16; ср.: Пс. 72:24). А в Книге Притчей читаем: «Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Прит. 23:13,14). Исайя говорит: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!» (Ис. 26:19, курсив мой. — У. Г.). Даниил дает очень конкретное пророчество о том, что «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» {Дан. 12:2, курсив мой. — У. Г.). (Ср. также видение Иезекииля о костях в И ез. 37:1-14.)

Ветхозаветные верующие, безусловно, не были в курсе такого количества подробностей о природе воскресения и не знали, каким именно образом оно произойдет через воскресение Мессии; у них не было такого четкого основа­ния для уверенности в воскресении, как у нас (ибо мы знаем, что Христос вос­крес во плоти), тем не менее, как мы видели, они ожидали будущего дня теле­сного воскресения. Люди, которые годами размышляли над этими утвержде­ниями Писания и верили в них (такие, как Марфа; Ин. 11:24), были готовы принять полное новозаветное учение о воскресении, поскольку оно лишь да­вало большую уверенность тем, кто уже в него верил.

3 Многие слова в этом отрывке истолковать довольно трудно; среди исследователей ведутся дебаты о том, надеется ли Иов увидеть Бога в своей жизни {как это и происходит в 42:5), или уже после своей смерти (отметим, что Иов ожидает своего Искупителя, ко­торый явится «в последний день», однако это произойдет после того, как «кожа сия» уже станет прахом). См.: Francis L. Andersen, Job, TOTC (Leicester; I liter-Varsity Press, 1976), pp. 193, 194, где рассматривается экзегетическая проблематика и убедительно защища­ется мнение, что Иов надеется на физическое воскресение, после того как умрет. Точка зрения, что Иов надеется узреть Бога только при своей жизни, основана лишь на убеж­денности некоторых исследователей в том, что в иудаизме не было представления о бу­дущем телесном воскресении еще долгое время после написания Книги Иова (однако см.: Евр. 11:10,19, где говорится о вере Авраама в воскресение).




Глава 41. Прославление (обретение воскрешенного тела)



• ■■ f<■•;Ш: ■ В.Какимибудутнашивоскрешенныетела? '"'■- -'■'■

Если Христос воскресит наши тела из мертвых, когда возвратится, и если наши тела будут подобны Его воскрешенному телу (1 Кор. 15:20,23,49; Флп. 3:21), то какими будут наши воскрешенные тела?

Используя пример посеянного зерна, которое затем вырастает в нечто го­
раздо более прекрасное, Павел продолжает свое объяснение:,т,-н.ф

Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетле­нии; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. <...> И как мы носи­ли образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15:42—44,49, курсив мой. — У. Г.).

Тот факт; что наши тела будут «нетленными», означает, что они не будут стареть и не будут подвержены никаким болезням. Они будут совершенно здо­ровыми и сильными навечно. Кроме того, поскольку постепенный процесс старения — это тот процесс, в ходе которого наши тела подвергаются «тле­нию», справедливо полагать, что наши воскрешенные тела не будут иметь никаких следов старения, но будут вечно обладать признаками зрелой муже­ственности или женственности. Не будет никаких признаков болезни или уве­чья, поскольку все будет совершенным4. Наши воскрешенные тела будут яв­лять исполнение совершенной мудрости Бога, Который сотворил человечес­кие существа — венец Его творения и носителей Его образа. В этих воскрешенных телах мы ясно увидим, в чем, по замыслу Бога, должна заклю­чаться суть человеческой природы.

Павел говорит также, что наши тела будут воскрешены «в славе». Когда это слово противопоставляется «уничтожению», как мы видим это в данном отрывке, то подразумевается внешняя красота или привлекательность, кото­рой будут обладать наши тела. Они более не будут непривлекательными, но будут выглядеть «славными» в своей красоте. Кроме того, поскольку слово «слава» часто используется в Писаниидля обозначения яркого сияния, кото­рое окружает присутствие Самого Бога, то, предположительно, наши тела так­же будет окружать некое сияние — как надлежащий внешний признак того, что мы вознесены и правим всем творением, дарованным нам Богом. Это так­же подразумевается в Мф. 13:43, где приведены слова Иисуса: «Тогда пра­ведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (курсив мой. — У. Г.). Также и в видении Даниила: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обра­тившие многих к правде — как звезды, во веки, навсегда» (Дан. 12:3; в отрывке,

4 На руках Иисуса остались раны от гвоздей, но это особый случай, это напоминание о той иене, которую Он заплатил за наше искупление, и эт


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: