Б. Три стадии освящения

1. Освящение начинается с рождения свыше. Решительное моральное из­менение происходит в нашей жизни в период рождения свыше, поскольку Павел говорит о «бане возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5). Как только мы рождаемся вновь, мы уже не можем продолжать грешить по привычке, по образу жизни (1 Ин. 3:9), поскольку сила новой духовной жиз­ни внутри нас удерживает нас от греха.

Первоначальное моральное изменение — это первая стадия освящения. В этом смысле рождение свыше и освящение пересекаются, поскольку мо­ральное изменение — часть рождения свыше. Но если мы будем рассматри­вать его сточки зрения нашего внутреннего морального изменения, то мы так­же увидим, что это первая стадия освящения. Павел рассматривает совершив­шееся в промдлом событие, когда говорит коринфянам: «Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11). Также и в Деян. 20:32 Павел говорито коринфя­нах: «Со всеми освященными»2.

За этим первым шагом следует решительный отказ от руководящей силы греха и от любви к греху, так что верующий больше не управляется грехом и не любит грех. Павел говорит: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе... <...> Грех не должен над вами господ­ствовать...» (Рим. 6:11,14, курсив мой. — У. Г.). Павел говорит, что христиане •освободились от греха» (Рим. 6:! 8). В этом контексте умереть для греха или освободиться от греха — значит обрести силу для того, чтобы преодолеть при­вычки и стандарты греховного поведения в собственной жизни. Павел велит римлянам не позволять греху «царствовать в смертном... теле», и он говорит также: «И не предавайте членов ваших греху в орудие неправды» (Рим. 6:13). Умереть для власти греха означает, что мы, как христиане, силою Святого Духа и воскрешен ной жизни Христа имеем власть преодолевать искушения греха. Грех больше не будет нашим хозяином, как это было до того момента, как мы пали христианами.

Выражаясь практически, мы должны две вещи признать истинными. Содной стороны, мы н икогда не сможем сказать: «Я полностью свободен от гре­ха*, поскольку'наше освящение никогда не достигнет совершенства (см. ниже).

' В греческом тексте стоит выражение xolq iyyiaGiiuvoiQ, страдательное причастие перфекта, которое выражает как действие, со верш и в ш ее ся в прошлом, так и длящийся

результат действия (т. е. они продолжают испытывать освящающее влияние этого действия),


Часть V. Учение об искуплении


Но, с другой стороны, христианин никогда не должен говорить, например; «Этот грех победил меня. Я сдаюсь. Тридцать семь лет у меня был скверный характер, и таким он и. останется до самой моей смерти, и людям просто при­дется принять меня таким, каков я есть!» Сказать нечто подобное — значит признать, что грех одолел нас. Это значит позволить греху царствовать в на­шем теле. Это значит признать поражение. Это значит отрицать истину Пи­сания, которая гласит: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» (Рим. 6:11), Это значит отрицать истину Писа­ния, которая говорит нам: «Грех не должен над вами господствовать» (Рим. 6:14). Итак, этот первоначальный разрыв с грехом приводит к переориентации на­ших желаний, так что в нашей жизни больше нет преобладающей любви к греху. Павел знает, что его читатели прежде были рабами греха (как и все неве­рующие), и говорит, что они не порабощены более. «Вы, бывши прежде раба­ми греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим. 6:17,18). Та­кое изменение предпочтений и желаний происходит в начале освящения3.

2, Освящение возрастает с течением жизни. Хотя Новый Завет и говорит о начальном пункте освящения, тем не менее освящение рассматривается как процесс, который продолжается втечение всей христианской жизни. Имен­но так об освящении говорится в систематических богословиях и просто в беседах христиан в наши дни''. Хотя Павел и говорит, что его читатели осво­бодились от греха (Рим. 6:18) и должны «почитать себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» (Рим. 6:11), он признает, тем не менее,

3 Возможно, многие захотят принести здесь один или несколько отрывков из По­слания к Евреям, где говорится об освящении как о чем-то, что произошло в прошлом. Например, автор говорит, что по воле Бога «освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10). В греческом тексте здесь перифрастическое страда­тельное причастие перфекта ijyiaafibvoi to/iev, которое описывает длящееся в насюя-щем времени состояние как результат действия, имевшего место в прошлом: «Мы про­должаем освящаться (и ощущать результаты происшедшего акта освяшения)».

Однако в Посланник Евреям термин еосвящать» (греч. byifx^ai) больше соотносится с ветхозаветным понятием о ритуальной чистоте или святости в присутствии Бога, а по­тому «освященный» в Послании к Евреям означает святой и праведный а глазах Божи-их, а потому годный для того, чтобы приблизиться к Богу в поклонении. Грубо говоря, «освященный» из словаря Послания к Евреям приблизительно эквивалентен слову «оправданный» из словаря апостола Павла. В этом значении «освященный» встречается в Евр. 9:13; 10:10; 13:12. В этих отрывках говорится о разновидности ритуального очише-ния, которое дает возможность приблизиться к Богу, и «освящение» относится здесь к началу христианской жизни. Тем не менее акцент здесь поставлен на приближении к Богу в поклонении, тогда как Павел подчеркивает, что оправдание дает нам освобожде­ние от наказания, которому мы подлежим по закону Бога.

" В традиции Уэслианского движения святости слово «освящение» в рамках протес­тантизма употребляется иначе. В этом понимании опыт освящения иногда рассматрива-



Глава 37. Освящение (возрастание в подобие Христу)



что грех остается в их жизни, а потому велит им не позволять греху царить (Рим. 6:12,13). Таким образом, их христианский долг —возрастать в освя­щении, в противоположность тому, как прежде они возрастали в грехе: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию надела беззакон­ные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности надела святые» (Рим. 6:19; слова «как... так ныне» [греч. сботгер... ovtovqI означают, что Па­вел хочет, чтобы они сделали это таким же образом: «точно так, как» прежде они все больше и больше предавались греху, «таким же самым образом» те­перь им следует все больше и больше отдаваться праведности и освящению).

Павел говорит, что в течение всей христианской жизни «мы же все... пре­ображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18). В течение нашей христианской жизни мы постепенно становимся все больше похожи на Хри­ста. Поэтому Павел говорит: «Забывая заднее и простираясь вперед, стрем­люсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13,14, курсив мой. — У Г.) — и это в контексте рассуждения о том, что он еще не со­вершенен и стремится достичь всех тех целей, ради которых Христос спас его (ст. 9—12).

Павел говорит колоссянам, что они не должны лгать друг другу, «совлек­шись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновля­ется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:9,10, курсив мой. — У. Г.), показывая таким образом, что освящение влечет к подобию Богу в наших по­мыслах, а также в словах и делах. Автор Послания к Евреям велит своим чита­телям: «Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех» (Евр. 12:1), «ста­райтесь иметь... святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14, курсив мой. — У Г.). Иаков говорит: «Будьте же исполнители слова, а не слы-шатели только» (Иак. 1:22), а Петр отмечает: «И сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1:15).

Нет необходимости при водить дополнительные цитаты, поскольку зна­чительная часть Нового Завета посвящена тому, как именно следует верую­щим в различных церквах возрастать в подобии Христу. Сюда относятся все при­зывы и увещевания новозаветных посланий, поскольку все они призывают верующих к тому или иному аспекту освящения. И все новозаветные авторы надеются, что освящение будет возрастать с течением нашей христианской жизни.


 

ется как единовременный акт, следующий за обращением, в котором христианин дости­гает более высокого уровня святости, того уровня, который иногда называется «полным освящением» или «безгрешным совершенством». В этой традиции освящение рассматри­вается как тот опыт, которого христианин ищет и иногда достигает. (См. систематические богословия, перечисленные в библиографии в конце каждой главы, в разделе «арминиан-скиеа.) Если большинство протестантов скажут: «Я освящаюсь», то последователь движе­ния святости скажет: «Я освящен», имея в виду не первоначальный разрыве грехом, кото­рый происходит во время обращения, а позднейший опыт, в котором человек начинает чувствовать свободу от сознательного греха. Сложности такого взгляда перечислены ниже.


Часть V. Учение об искуплении

3. Освящение завершается со смертью (для нашей души) и когда Господь возвращается (для нашего тела). Хотя грех продолжает пребывать в нашем сердце, несмотря на то что мы стали христианами (Рим. 6:12,13; 1 Ин. 1:8), наше освящение не может быть завершено в этой жизни (см. ниже). Но когда мы умираем и отправляемся к Господу, то наше освящение завершается в од­ном аспекте, поскольку наши души освобождаются от обитающего в них гре­ха и становятся совершенными. Автор Послания к Евреям говорит, что, когда мы входим в присутствие Господа в поклонении, мы приходим «к духам пра­ведников, достигших совершенства» (Евр. 12:23, курсив мой. — У Г.). Это верно уже потому, что «не войдет.,. ничто нечистое» в присутствие Бога, в небесный город (Отк. 21:27).

Однако, уясняя, что освящение касается человека в целом, включая и тело (см.: 2 Кор. 7:1; 1 Фес. 5:23), мы понимаем, что освящение не завершится в полном объеме до тех пор, пока Господь не возвратится и мы не получим вос­крешенных тел. Мы ожидаем прихода нашего Господа Иисуса Христа с не­бес, «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообраз­но славному телу Его» (Флп. 3:21). «В пришествие Его» (1 Кор. 15:23) мы ста­нем жить с воскрешенными телами и тогда уже в полной мере «будем носить и образнебесного»(1 Кор. 15:49)5.

Мы можем представить процесс освящения в виде схемы (рис. 37.1). Здесь видно, что мы рабы греха до нашего обращения; 1) начало освяшения — об­ращение; 2) освящение должно увеличиваться в течение христианской жизни; 3) освящение становится совершенным в смерти. (Этап завершения освящения, после того как мы получим воскрешенные тела, опущен ради простоты.)


Совершенная святость

- ■■...'.■ ::::.>.

Возрастание в святости

Рабство греху


   
   
  1 © смер!ь ^/™"(2) христианская жизнь
нехристианин Ф обращение

Рис- 37-1- Процесс освящения

5 См. гл. 44 о прославлении (т. е. о получении воскрешенного тела при втором при­шествии Христа).


Глава 37. Освящение (возрастание в подобие Христу)



Я обозначил процесс освящения в виде неровной линии, тем самым по­казывая, что иногда мы осознаем прогресс в освящении, а иногда чувствуем некоторый регресс. В самом крайнем случае верующий, который очень мало делает для освящения, получаст плохое наставление, не общается с братьями и очень малое внимание уделяет Слову Божьему и молитве, может в течение многихлет иметь очень маленький про фесе в святости — но это, безусловно, нельзя признать нормальным или предполагаемым образом жизни христиа­нина. Это даже следует признать в высшей степени ненормальным явлением.

4. Освящение не достигает завершенности в этой жизни. В истории Церк­ви всегда были люди, которые принимали такие повеления, как Мф. 5:48 («Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный») или 2 Кор. 7:1 («Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием»), и полагали, что если Бог дает нам такие повеления, Он также дол­жен дать нам способность совершенно следовать им. Таким образом, заклю­чали они, для нас возможно при этой жизни достичь состояния безгрешной святости. Кроме того, они указывали на молитву Павла о фессалоникийцах: «Бог мира да освятит вас во всей полноте» (1 Фес. 5:23) и считали, что эта мо- литва вполне могла исполниться. Иоанн говорит даже; «Всякий, пребываю­щий в Нем, не согрешает»! Развезти стихи не говорят о возможности безгреш­ного совершенства в жизни некоторых христиан? В этой дискуссии я буду употреблять термин «перфекционизм», чтобы обозначить точку зрения, допус­кающую возможность безгрешного совершенства при этой жизни.

При более детальном изучении становится очевидно, что приведенные отрывки не подтверждают перфекционистской позиции. Во-первых, Писа­ние просто не учит нас, что если Бог дает некое повеление, то Он также дает способность следовать ему в каждом случае6. Бог повелевает всем людям по­всюду повиноваться Его морал ьным законам, и люди держат ответ за то, что поступают иначе, даже если речь идет о невозрожденных людях, которые яв­ляются грешниками, а потому мертвы в преступлениях и грехах и не в состоя­нии повиноваться Божьим повелениям. Когда Иисус повелевает нам быть совершенными, как совершенен Отец наш Небесный (Мф. 5:48), это пока­зывает, что абсолютная моральная чистота Бога — образец, к которому мы должны стремиться, что это мерка, по которой мы будем оцениваться. Тот факт, что мы не в состоянии достичь этого идеального образца, не означает, что мы должны снизить планку; скорее это означает, что мы нуждаемся в Божьей бла­годати и прощении для того, чтобы преодолеть остающийся в нас грех. Таким же образом Павел, когда говорит коринфянам сделать святость совершенной в страхе Божьем (2 Кор. 7:1; выражение kizizeXvvxe<; оушешцу в русской

6 См. гл. 23, где говорится, что Божьи повеления п Писании не всегда предполагают, что мы способны исполнить их.


т

Часть V. Учение об искуплении

синодальной версии переведено как «совершая святыню». — Примеч. пер.) или молится о том, чтобы Бог во всей полноте освятил фессалоникийцев (1 Фес. 5:23), выражает желание, чтобы они достигли этой цели. Он не предполагает, что кто-либо может достичь этой цели, он просто говорит, что это тот образец, к кото­рому все мы должны стремиться, ибо этого хочет Бог.

Утверждение Иоанна, что «всякий, пребывающий в Нем, не согрешает» (1 Ин. 3:6), учит не о том, что некоторые из нас достигнут совершенства (по­скольку греческие глаголы в настоящем времени лучше переводить, показы­вая, что обозначаемое действие продолжается постоянно, или привычно). Речь тут идет о том, что пребывающий в Нем не продолжает грешить. Это пере­кликается с тем, что Иоанн говорит несколькими стихами позже: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; ион не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3:9). Если бы эти стихи говорили о безгрешном совершенстве, они утверждали бы это относительно всех христиан, поскольку здесь говорится обо всех, рожденных от Бога, и обо всех, кто видел Христа и знал Его7.

Итак, в Писании, похоже, нет стихов, которые убедительно показывали бы, что кто-то может быть абсолютно свободным от греха в этой жизни. С дру­гой стороны, в Ветхом и в Новом Заветах есть тексты, которые ясно учат о том, что в этой жизни мы не можем быть морально совершенными. Соломон, например, при освящении храма молится и говорит: «Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46). Сходным образом и в Книге Притчей читаем риторический вопрос с подразумеваемым отрицательным ответом: «Кто может сказать: „я очистил мое сердце, я чист от греха моего"?» (Прит. 20:9). Мы также читаем прямое утверждение Екклесиа­ста: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20).

В Новом Завете Иисус велит своим ученикам молиться так: «Дай нам хлеб наш на каждый день; и прости нам наши грехи, как и мы прощаем тем, кто со­грешил против нас» (Мф. 6:11,12, перевод мой. — У, Г.). Также как молитва о хлебе — образец молитвы, которую следует произносить ежедневно, так и мо­литва о прошении грехов должна произноситься христианином каждый день.

Как мы отметили выше, когда Павел говорит о новой власти над гре­хом, которая дана христианам, он не говорит, что в жизни христианина больше не будет греха, он говорит только, что верующие не должны позволять греху «царствовать» в их телах, а членам тела «предаваться» греху {Рим. 6:12,13). Он не говорит, что не будет греха, он говорит, что грех «не должен... господство­вать» над ними (Рим. 6:14). Сам по себе тот факт, что Павел даст такие указа­ния, показывает, что он осознает, что грех будет присутствовать в жизни верую­щих в течение всей их земной жизни. И если даже Иаков, брат нашего Госпо-


' Таким же образом следует понимать и 1 Ин. 5:18.


' См. гл. 23 о том, что 1


Глава 3 7. Освящение (возрастание в подобие Христу)



да, говорит: «Все мы много согрешаем» (Иак. 3:2, курсив мой. — У. Г.), то, ко­нечно же, и мы должны признать это. И наконец, сам Иоанн в том же посла­нии, в котором он так часто утверждает, что чадо Божье не будет продолжать грешить, также ясно пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманыва­ем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). Иоанн исключает возмож­ность полностью освободиться от греха в нашей жизни. Он даже говорит, что тот, кто утверждает, что он абсолютно свободен от греха — обманывает сам себя, и истины в таком человеке нет8.

Однако, придя к заключению о том, что освящение не может быть завер­шено в этой жизни, нам следует обращаться с этой истиной с мудростью и осторожностью. Кто-то может принять этот факт в качестве оправдания сво­его бездействия, отсутствия стремления к святости, или возрастания в освя­щении, — а это как раз противоречит десяткам новозаветных указаний. Дру­гие, размышляя о том, что мы не можем стать совершенными в этой жизни, могут потерять надежду добиться успехов в христианской жизни — что также противоречит ясному учению гл. 6 Послания к Римлянам и другим текстам о воскрешающей силе Христа в нашей жизни, которая дает нам способность преодолевать грех. Таким образом, хотя освящение и не может завершиться в этой жизни, мы должны помнить, что нельзя прекращать возрастать в свято­сти в этой жизни.

Кроме того, чем больше христианин возрастает в святости, тем меньше проявляются в его словах и делах грехи. Речь тут идет скорее о внутренних грехах, берущих начало в желаниях сердца, — гордыня и эгоизм, недостаток решимости иаеры; недостаток любви к Богу всем сердцем нашим и любви к нашим ближним, как к себе самим; отсутствие полного доверия всему тому, что Бог обещает в каждой конкретной ситуации. Это настоящие грехи! Они показывают нам, насколько мы далеки от морального совершенства Христа.

Тем не менее осознание природы грехов, которые будут присутствовать даже в жизни зрелых христиан, помогает избежать недоразумений при разго­воре о том, что в этой жизни никто не может быть совершенным и свободным от греха. Вполне возможно, что зрелые христиане множество раз в день дейст­вительно свободны от сознательных актов неповиновения Богу в своих сло­вах и делах. Если христианские руководители должны быть «образцем для вер­ных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12, курсив мой. — У. Г.), то часто бывает так, что их жизни свободны от слов и дел, кото­рые другие сочли бы достойными порицания. И все же это состояние слиш­ком далеко от достижения полной свободы от греха в устремлениях нашего сердца и в наших помыслах.

Джон Мюррей отмечает, что когда пророк Исайя оказался 8 присутствии Господнем, он лишь воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми

'См. гл. 23 о том, что 1 Ин. 1:8 не обязательно относится ко всем христианам.



Часть V, Учение об искуплении


устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои ви­дели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5). А когда Иов, чья праведность была показана во всей истории его жизни, попал в присутствие всемогущего Бога, он лишь сказал: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5,6). Мюррей заключает из этих примеров и из свидетельства других святых в истории Церкви:

Действительно, чем более человек освящен, чем более он прибли­зился к образу Спасителя, тем более ясно он осознает каждое несоот­ветствие единообразия со святостью Бога. Чем глубже его осознание ве­личия Бога, тем больше силы в его любви к Богу, чем больше его жела­ние славить Бога, тем более ярко он осознает тяжесть остающегося в нем греха и тем большее отвращение он будет к нему испытывать... Разве это не очевидно из реакции тех людей, которые оказались близки к откро­вению Божьей святости?9

В. Бог и человек сотрудничают в освящении

Некоторые исследователи (такие, как, напр., Джон Мюррей)10 возража­ют против утверждения о том, что Бог и человек «сотрудничают» в освящении. Они настаивают, что Божье дело — главное, а наше дело — лишь второсте­пенное (см.: Флп. 2:12,13). Тем не менее, если мы внятно поясняем суть роли Бога в освящении и нашей собственной роли, то, скорее всего, мы сможем сказать, что Бог и человек сотрудничают в освящении. Бог трудится в освя­щении, и мы также трудимся, и ради той же цели. Мы не говорим, что имеем равное значение в освящении, но просто говорим, что сотрудничаем с Богом таким образом, который возможен при нашем статусе Божьего творения. Факт, что Писание подчеркивает роль, которую мы играем в освящении (все мо­ральные установления Нового Завета), подтверждает учение о том, что Бог призывает нас сотрудничать с Ним в этом деле''.

,- 1. Роль Бога в освящении. Освящение — это прежде всего Божье дело, и Павел с полным основанием молится: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте» (1 Фес. 5:23). Один из особых аспектов роли Бога-Отца в на-


э John Murray, Redemption Accomplished and Applied, p. 145, ■■; - l0 Ibid., pp. 148, 149.

" С одной стороны, если мы скажем, что осыящение — это полностью дело Божьей что мы используем освящение таким образом (или подобное этому выражение), чтобы способствовать ему, то смысл будет тот же. Меня заботит лишь то, что нас могут непра­вильно понять, если мы будем говорить, что освящение — это полностью дело Божье, а jto может дать повод к пассивному участию христиан в освящении; они могут решить, что им ничего не нужно предпринимать для освящения в этой жизни.


!См. гл.29, где более


Глава 3 7. Освящение (возрастание в подобие Христу)



шем освящении заключается в том, что Он дисциплинирует нас, как Своих детей (см.: Евр. 12:5-11). Павел говоритфилиппийцам: «Потому что Бог про­изводит в such хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13, кур­сив мой. — У. Г.), обозначая таким образом один из путей, которым Бог освя­щает их: производя в них желание того, чего желает и Он Сам, и давая им силу исполнять его. Автор Послания к Евреям о роли Отца и роли Сына говорит в известном благословении: «Богжемира...даусовершит вас во всяком добром деле, к; исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа. Ему слава so веки веков!» (Евр. 13:20,21).

Роль Бога-Сына, Иисуса Христа, в освящении заключается в том, что Он, во-первых, заслужил для нас освящение. Поэтому Павел мог говорить о том, что Бог сделал Христа нашей «премудростью... праведностью и освяще­нием и искуплением» (1 Кор. 1:30). Кроме того, в процессе освяшения Иисус — также и пример для нас, ибо мы должны жить, «взирая на начальника и со­вершителя веры, Иисуса» (Евр. 12:2). Петр говорит своим читателям: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли последам Его» (1 Пет. 2:21). А Иоанн говорит: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6).

Однако по преимуществу именно Бог-Дух Святой свершает в нас измене­
ние и освящает нас, даруя нам большую святость жизни. Петр говорит об «ос­
вящении от Духа» (1 Пет. 1:2), а Павел — об «освящении Духа» (2 Фес. 2:13).
Именно Святой Дух производит в нас «плод духа» (Гал 5:22,23), те специфи­
ческие черты, которые и составляют суть освящения. Если мы возрастаем в
освящении, мы «поступаем по духу» и «водимы духом» (Гал. 5:16—18), т.е. мы
становимся все более способными отвечать на устремления Святого Духа в
наших делах и помыслах. Святой Дух есть Дух святости, и Он производит свя-
тостьвнас12. I-........ 1ч,-;- ■ ". ^ '■.>.!(цш'--:

2. Наша собственная роль в освящении. Мы играем в освящении как пас­сивную роль, поскольку в освящении мы зависим от Бога, так и активную, поскольку стремимся повиноваться Богу и предпринимаем шаги, которые увеличивают наше освящение. Следует рассмотреть оба аспекта нашей роли посвящении. Во-первых, о том, что можно назвать «пассивной» ролью в про­цессе освящения, мы читаем в тех отрывках из Писания, которые повелевают нам доверять Богу и мол иться о том, чтобы Он освятил нас. Павел говорит сво­им читателям: «Представьте себя Богу, как оживших из мертвых» (Рим. 6:13, ср. со ст. 19), и велит римским христианам: «Представьте тела ваши вжертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12:1). Павел осознает, что в освя­щении мы зависим от Святого Духа. Он говорит: «Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 3:13, курсив мой. — У. Г.).

|! См. гл. 29, где более полно рассматривается действие Святого Духа в освящении.



Часть V. Учение об искуплении


К сожалению, в наши дни эта «пассивная» роль в освящении, эта мысль о покорности Богу и доверии Ему производить в нас «хотение и действие по Своему благоволению» (Фл п. 2:13) иногда так сильно подчеркивается, что это бывает практически вообще единственным, что люди узнают об освящении. Иногда выражение «пусть Бог вес свершит так, как Ему угодно» преподается в качестве краткого руководства к христианской жизни. Однако это траги­ческое искажение учения об освящении, поскольку речь в этом случае идет только об одной части той роли, которую мы должны играть в этом процессе, и христиане таким образом призываются к лени и отказу от активных дей­ствий, которые Писание велит нам предпринимать для нашего собственного освящения.

Эти активные действия описаны в Рим. 8:13, где Павел говорит: «Если [вы] духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Здесь Павел призна­ет, что способны мы сделать это Духом. Но он также говорит, что именно мы должны сделать это! Не Святому Духу дается повеление умерщвлять дела плот­ские, а христианам! Павел также говорит филиппийцам: «Итак, возлюблен­ные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совер­шайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:12,13, курсив мой. — У. Г.). Павел хвалят их за то, что они еще более послушны, чем в то время, когда он был с ними. Он говорит, что послушание — тот способ, которым они «свершают свое спасе­ние», и при этом имеет в виду, что они в дальнейшем сами реализуют преиму­щества спасения в своей жизни13. Филиппийцам следует трудиться над воз­растанием в святости и делать это с почтением («со страхом и трепетом»), по­скольку свершается это в присутствии Самого Бога. Но есть и еще одна причина, по которой им следует трудиться и ожидать, что их труд будет иметь результат. Заключается она в том, что «Бог производит... хотение и действие». Предшествующий и дающий основу труд Бога в освящении усиливает их соб­ственный труд, а потому не будет напрасным и принесет позитивные резуль­таты.

В нашей активной роли в освящении есть несколько аспектов. Нам дано повеление: «Старайтесь иметь... святость, без которой никто не увидит Госпо­да» (Евр. 12:14, курсив мой. — У Г.). Нужно, «чтобы вы воздерживались от блу-да» и повиновались воле Божьей, которая и есть наше «освящение» (1 Фес. 4:3, курсив мой. — У. Г.). Иоанн говорит, что те, кто стремится быть подобным Христу, должны активно трудиться над очищением: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1 Ин. 3:3). Павел говорит

13 В этом стихе под «спасением» понимается не первоначальное оправдание, а дли­тельный процесс, в результате которого благословение спасения все усиливается; «спа­сение» здесь приблизительно соответствует «освящению».


Глава 37. Освящение (возрастание в подобие Христу)





коринфянам: «Бегайте блуда» {\ Кор. 6:18, курсив мой. — У. Г.) и «Не прекло­няйтесь под чужое ярмо с неверными» (2 Кор. 6:14). Затем он говорит: «Очис­тим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божи-ем» (2 Кор. 7:1, курсив мой. — У. Г.). Такое стремление к послушанию Богу и к святости может потребовать больших усилий с нашей стороны, потому что Петр говорит своим читателям: «Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель» (2 Пет. 1:5). Многие места в Новом Завете призыва­ют к пристальному вниманию к разнообразным аспектам святости и праведно­сти (см.: Рим. 12:1-13; Еф. 4:17 - 6:20; Флп. 4:4-9; Кол. 3:5-4:64; I Пет. 2:11 -5:11 и др.). Мыдолжны непрестанно работать над навыком к святости, посколь­ку зрелые христиане «навыком приучены к различению добра нала» (Евр. 5:14).

Новый Завет не подсказывает нам никаких особых приемов, с помощью которых мы могли бы расти в освящении, нам просто многократно сказано о старом, хорошо проверенном способе: чтение Библии и размышление (Пс. 1:2; Мф.4:4; 17:17), молитва (Еф. 6:18; Флп. 4:6), поклонение (Еф. 5:18-20), сви­детельство (Мф. 28:19,20), христианское братство (Евр. 10:24,25) и самодис­циплина (самообладание; Гал. 5:23;Тит. 1:8).

Важно, что мы возрастаем как в пассивном доверии Богу в деле освяще­ния, так и в нашем активном стремлении к святости и большему послуша­нию. Если мы пренебрегаем активным стремлением повиноваться Богу, мы становимся пассивными, ленивыми христианами. Если мы пренебрегаем пас­сивной ролью доверия Богу и стремления к Нему, мы становимся гордыми и самодостаточными. И в том и в другом случае наше освяшен несильно стра­дает от этого. Мы должны стремиться и к вере, и к усердию одновременно. Мудры слова старинного гимна: «Верь и повинуйся, ибо нет другого пути быть счастливым в Иисусе — только верить и повиноваться»14.

В вопросе об освящении нужно отметить еще один момент. В Новом Заве­те об освящении обычно говорится как о коллективном процессе. Это проис­ходит в общине. Нам сказано: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некото­рых обычай; но будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматрива­ете приближение дня оного» (Евр. 10:24,25, курсив мой. — У. Г.). Вместе хрис­тиане представляют собою «дом духовный, священство святое» (1 Пет. 2:5). Вместе христиане — «народ святый» (1 Пет. 2:9). Вместе им сказано: «уве-щавайте друг друга и назидайте олин другого» (1 Фес. 5:11). Павел говорит, что «поступать достойно звания, в которое вы призваны», означает жить в общине особым образом: «со всяким смиренномудрием и кротостью и дол­готерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство

14 Джон Ливингстон сравнивает нашу жизнь с деревом, на котором есть две боль­
шие ветви: «Сатана поражает.,.либо ветвь веры, либо ветвь усердия». (См.: D. M, M'Intyre,
The Hidden Life of 'Prayer [Minneapolis: Bethany Fellowship, 1969], p. 39.) -.,.„.-..



Часть V. Учение об искуплении


духа в союзе мира» (Еф. 4:2,3). Когда такое происходит, то тело Христово жи­вет как единое целое, «при действии в свою меру каждого члена», так что освя­щение происходит как бы в едином теле, «для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16; ср.: I Кор. 12:12-26; Гал. 6:1,2). Немаловажно, что плод Духа вклю­чает в себя многое изтого, что объединяет общину («любовь, радость, мир, дол­готерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание», Гал. 5:22,23), тогда как «дела плоти» разрушают общину («прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, рас­при, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчин-ствоитому подобное», Гал. 5:19-21). яржегячиэтмыпчили

.,J._,. Г. Освящение затрагивает всю личность в целом

Когда Павел говорит, что мы облекаемся в новую природу, нового челове­ка, «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10), мы понимаем, что освящение затрагивает наш интеллект и наше сознание. Павел говорит филиппийнам: «Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» (Флп. 1:9). Он велит рим­ским христианам: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2). Хотя наше знание о Боге есть нечто большее, чем интеллектуальное знание, в нем несомненно есть интеллектуальный компонент, и Павел говорит, что знание о Боге должно возрастать в течение нашей жизни. Поступать «достойно Бога, во всем угождая Ему», — значит жить, «возрастая в познании Бога» (Кол. 1:10). Освящение нашего интеллекта связано с возрастанием в мудрости и познании, когда мы «пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 30:5) и обнаруживаем, что наши помыслы — это именно те помыслы, которые Сам Бог дает нам через Свое Слово.

Кроме того, возрастание в освящении затрагивает наши эмоции. Мы все больше наблюдаем в нашей жизни такие эмоционал ьн ые состояния, как «лю­бовь, радость, мир, долготерпение» (Гал. 5:22). Мы обретаем все большую спо­собность «удаляться от плотских похотей, восстающих надушу» (1 Пет. 2; 11). Мы постепенно осознаем, что нелюбим «мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2:15), но, подобно Спасителю, находим удовольствие в воле Божьей. Мы все боль­ше и больше «от сердца» становимся «послушны» (Рим. 6:17) и «удаляем» от себя такие негативные эмоции, как «раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою» (Еф. 4:31).

Кроме того, освящение затрагивает нашу волю, нашу способность при­нимать решения, поскольку в нас действует Бог, Который «производит... и хо­тение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Чем больше мы воз­растаем в освящении, тем больше наша собственная воля согласуется с волей Отца нашего небесного.


Глава 37. Освящение (возрастание е подобие Христу)



Освящение также затрагивает наш дух, нематериальную часть нашего существа. Павел говорит: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, со­вершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1), а также о том, что незамужняя христианка, в частности, заботится о делах Божьих, «чтоб быть святою и те­лом и духом» (1 Кор. 7:34)15.

И наконец, освящение касается наших физических тел. Павел говорит: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23, курсив мой. — У. Г.). Чем более наши тела становятся освященными, тем более они будут полезны в служении Богу, готовыми под­чиниться воле Божьей и желаниям Святого Духа (ср.: 1 Кор. 9:27)16. Мы не по­зволим греху царствовать в наших телах (Рим. 6:4) и не позволим нашим те-ла\т участвовать в блуде (1 Кор. 6:13), но будем заботиться о нашихтелах, осо­знавая, что тела — это средство, через которое Святой Дух действует в нас в этой жизни. А потому к ним не следует относиться пренебрежительно, их сле­дует делать полезными и способными отвечать воле Божьей: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших...» (1 Кор. 6:19,20). .■fjkv-^fsifr-..;- оосп'.■""•■";

Д. Мотивы послушания Богу в христианской жизни '■г' Л'':'-*'-

Иногда христиане не принимают в расчет большое количество мотивов послушания Богу, которые мы находим в Новом Завете.

1) Желание угодить Богу и выразить нашу любовь к Нему — это очень
важный мотив послушания Ему. Иисус говорит: «Если любите Меня, соблю­
дите Мои заповеди» (Ин. 14:15); «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот
любит Меня* (Ин. 14:21; ср.: Ин. 5:3);

2) чтобы иметь чистую совесть перед Богом (Рим. 13:5; 1 Тим 1:5,19;2 Тим.
1:3; 1 Пет. 3:16);

3) чтобы стать сосудом «в почетном употреблении» и быть эффективным
втруде Царства (2 Тим. 2:20,21);

4) желание, чтобы неверующие приходили к Христу, видя наш образ жиз­
ни (1 Пет. 3:1,2,15,16);

13 См. гл. 22 о том, что слова, «душа» и «дух» означают в Библии примерно одно и то же.

" Конечно, с возрастом к нам приходит физическая слабость, а иногда и раньше — из-за болезни. Однако это не мешает возрастать в освящении, ибо Бог говорит: "Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Павел ясно учит нас этому, когда говорит: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была припи­сываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7); «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется!' (2 Кор. 4:16). i.; i "



Часть V. Учение об искуплении


5) желание получать благословения от Бога в нашей жизни и в нашем
служении (1 Пет. 3:9—12);

6) чтобы не вызвать Божьего неудовольствия и не дать Ему повода дис­
циплинировать нас (иногда это называют «страхом Божиим»;Деян. 5:11; 9:31:
2 Кор. 5:11; 7:1; Еф.4:30; Флп. 2:12; Ним. 5:20; Евр. 12:3-11; 1 Пет. 1:17; 2:17;
ср. состояние неверующих в Рим. 3:8);

7) чтобы заслужить большую награду на небесах (Мф. 6:19—21; Лк.
19:17-19; 1 Кор. 3:12-15; 2 Кор. 5:9,10)17;

8) чтобы иметь более близкие отношения с Богом (Мф. 5:8; Ин. 14:21:
1 Ин. 1:6; 3:21,22; Пс. 65:18; Ис. 59:2);

9) желание вести себя так, чтобы ангелы славили Бога за наше послу­
шание (1 Тим. 5:21; 1 Пет. 1:12);

10) стремление к миру (Флп. 4:9) и радости (Евр. 12:1,2) в нашей жизни;

1 i) желание делать то, что повелевает Бог, просто потому, что Его повеления

справедливы, а мы любим делать то, что справедливо (Флп. 4:8; ср.: Пс. 39:8).

." Е. Красота и радость освящения

'"' ■ Былобынеправильно,еслибымыокончилинашсрассуждение,неотметив того факта, что освящение приносит нам радость. Чем больше мы возрастаем в подобии Христу, тем больше мы лично испытываем «радость» и «мир», которые являются плодами Святого Духа (Гал. 5:22), и тем более мы приближаемся ктому образу жизни, который будет свойствен нам на небесах. Павел говорит, что если мы все более послушны Богу, то «плод [наш] есть святость, а конец — жизнь веч­ная» (Рим. 6:22). Он осознает, что это источник нашей истинной радости. «Ибо Царствие Божие не пишаи питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Вместе с возрастанием в святости мы возрастаем в подобии Христу, и все больше Его прекрасных черт видны в нашейжизни. Это и есть цел ь полного освящения, на которое мы надеемся, и к которому стремимся, и которое будет нам даровано по пришествии Христа. «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1 Ин. 3:3).


Вопросы для самостоятельной работы


,. \у


1. Помните ли вы момент начала освящения в вашей жизни, когда вы стали христианином? Ощущаете ли вы четкий разрыв с властью греха и любовью к греху в вашей жизни? Вы действительно убеждены^ что теперь мертвы для власти греха и любви к нему? Как эта истина христианской жизни может помочь вам в тех сфера* вашей жизни, в которых вы ощущаете необходимость возрастания в освящении?

' См. гл. 55 о вознаграждениях на небесах.


Глава 37. Освящение (возрастание в подобие Христу)



2. Можете ли вы отметить стабильное возрастание в освящении в последние
несколько лет вашей христианской жизни? Что ранее приносило вам удоволь­
ствие, а теперь не интересует вас? Что раньше вас совершенно не привлекало, а
теперь вызывает живой интерес?

3. Достигнув большей зрелости и святости в христианской жизни, яснее ли
вы осознаете тяжесть греха, который продолжает пребывать в вашем сердце? Если
нет, то почему не осознаете? Полагаете ли вы, что вам было бы полезно яснее
осознавать грех, который присутствует в вашей жизни?

4. Как на вашу жизнь повлияло бы ясное осознание того факта, что Святой
Дух постоянно действует в вас и работает над возрастанием вашего освящения?
Поддерживаете ли вы равновесие в христианской жизни между вашей пассивной
и вашей активной ролью в освящении, или вы большое внимание уделяете лишь
одному из этих аспектов, и почему? Что вы могли бы сделать для исправления
этого дисбаланса, если он действительно имеет место в вашей жизни?

5. Вы полагали ранее, что освящение затрагивает ваш разум и образ мыслей?
Какие сферы вашего сознания все еще нуждаются в освящении? Как вы полагае­
те, вы нуждаетесь в освящающем воздействии Бога в эмоциональной сфере? В
чем именно? Есть ли некие аспекты, касающиеся вашего физического тела и его
послушания воле Божьей, которые нуждаются в освящении?

6. Есть ли такие вещи, за которые вы боролись годами, чтобы добиться в них
освящения, и тем не менее не добились никаких результатов? Помогло ли вам
чтение этой главы обрести надежду добиться успеха в этом направлении? (Тем
Кристианам, которые отчаялись из-за недостатка успехов в освящении, очень важ­
но лично побеседовать с пастором или с другим зрелым христианином об этой
ситуации; не следует пускать все на самотек в течение долгого времени.)

7. Обнадежила ли вас эта глава в целом, или вы ощутили отчаяние по поводу
вашей христианской жизни? ■ w.—Ј<it -.ц -.i- IW\

■ '■ 'I ■■'' -I -H.'iil-Tnl

' Специальные термины ч"'' '"'' г"'""

безгрешное совершенство ^*'* \к- ■•'.'. -К >-. перфекционизм
освящение ■ ■-■ * ""-' " ■": - '"■«■ ' ■

'•-■■;:


I


Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Англиканские (епископальные).:....■, -... .„а

1882-1892 Litton, 330-345 "-М •■><,г.О

1930 Thomas, 199-209, 223-235

11,-Т. <tiT :i,


Часть V. Учение об искуплении


2. Арминианские (уэслианские или методистские)
*■■■■"-■-1847 Finncy, 423-481

й -ог.й- 1875-1876 Pope, 3:27-100 а^***1 *»:,!■.j
-; 1892-1894 Miley, 2:355-384 И'**!

;;f,-«5W 1940 Wiley, 2:440-517; 3:7-102' ^"Ь^ ;<5Ui-i

ЯМЗЛ i960 Purkiser, 305-392, 428-441

ми-.- 1983 Carter, 1:521-569

3. Баптистские

1767 Gill, 2:93-107, 141-151,364-557,,.-,;■

.;..>! i 1887 Boyce, 409-425 tOHdujlp.ia

1907 Strong, 869-881 A~'<i сч'лЛгК

1917 Mullins, 417-432 отИ ■ г.:.;ч;'л и,sw»:

1983-1985 Erickson, 967-984 оЦЬтигп^Ч';■ ■'•:,-?■>

4. Диспенсаиионалистские ■■.-«- ■'

y.. VOl1947 Chafer, 3:355-363; 6:162-298 <(Ч

..'....; 1949 Thiessen, 283-289 - 1:"

1986 Ryrie, 300-306 Uf.,M .JMl.

' 5. Лютеранские 'ря "'■r;<jI-'1

^;:;"1 1917-1924 Pieper, 3:3-86

 

Mueller, 384-435


:.iioe ниш

"I CI -.ГГ ".!


6. Реформатские (или пресвитерианские)

1559 Calvin, 1:684-725, 833-849 (3.6-10, 19)

1724-1758 Edwards, 2:173-185

1861 Heppe, 565-580

1871-1873 Hodge, 3:213-465 '■'■'' '- "■;

1878 Dabney, 674-687

1887-1921 Warfield, SSW, 2:325-328; Perf., 3-464

1889 Shedd, 2b:553-56O

1937-1966 Murray, СИ/, 2:277-317; RAA, 141-151 ^-j(i,

1938 Berkhof, 527-544

1962 Buswell, 2:196-215 "

7. Обнонлснчсские {или пятидесяти и чес кие и харизматические)

1988-1992 Williams, 2:83-117, 411-445


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: