Вот факторы, которые определяют «большую чистоту» церкви:
'зной- |
■ 1 1<Г*А1 |
1. Библейское учение (или верная проповедь Слова).
2. Надлежащее исполнение таинств.
3. Правильное применение церковной дисциплины.
4. Подлинное богослужение.
5. Эффективная молитва.
6. Эффективное свидетельство.
7. Эффективное общение. __]' |%*"*эт"
8. Библейское церковное правление. ' ' "''
9-Духовная сила в служении. '" ''
,ot- vti |
9. Личная святостьжизни членов церкви.
10. Забота о бедных.
11. Любовь к Христу.
Можно выделить и другие признаки, однако перечисленные выше — это тот минимум, который указывает на соответствие Божьим целям. Церкви, безусловно, могут быть более чистыми в одних сферах и менее чистыми в других. В церкви, например, может великолепно преподаваться учение и звучать прекрасная проповедь, но при этом будет явный недостаток свидетельства другим или осмысленности богослужения. Или же церковь может энергично свидетельствовать и истинно славить Бога в поклонении, но слабо знать библейское учение.
|
|
В большинстве церквей люди склонны полагать, что те сферы, в которых конкретная церковь сильна — это наиболее важные сферы, а тс, в которых слаба — наименее важные. Однако Новый Завет призывает нас трудиться ради чистоты церкви во всех этих сферах. Цель Христа— «освятить ее [церковь], очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить
Часть VI, Учение о Церкви
ее Себеславною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:26,27, курсив мой. — У. Г.). Павел нес свое служение, «вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить вся кого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28). Кроме того, Павел говорил Титу, что пресвитер должен «наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9), причем лжеучителям «должно заграждать уста» (Тит. 1:11). Иуда призывал христиан «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 3). Надлежащее исполнение таинств заповедано в 1 Кор. 11; 17-34, а требование правильно применять церковную дисциплину ради защиты чистоты церкви находим в 1 Кор. 5:6,7,12,13.
В Новом Завете упоминается также ряд других факторов: мы должны стремиться к духовному поклонению (Еф. 5:18-20; Кол. 3:16,17), эффективному свидетельству (Мф. 28:19,20; Ин. 13:34,35; Дели. 2:44-47; 1 Ин. 4:7), к должному управлению церковью (] Тим. 3:1 —13), к духовной силе в служении (Деян. 1:8; Рим. 1:16; 1 Кор. 4:20; 2 Кор. 10:3,4; Гал. 3:3-5; 2 Тим. 3:5; Иак. 5:16), к личной святости (1 Фес. 4:3; Евр. 12:14), к заботе о бедных (Деян. 4:32—35; Рим. 15:26; Гал. 2:10) и любви к Христу (1 Пет. 1:8; Отк. 2:4). Христианам сказано: «Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (I Кор. 14:12, курсив мой. — У. Г.). Это призыв не только к увеличению числа членов церкви, но также (и даже в первую очередь) к росту церкви в христианской зрелости. Сила всех этих текстов направлена на то, чтобы напомнить, что нам следует трудиться ради чистоты видимой церкви.
|
|
Конечно, если нам следует трудиться ради чистоты церкви, в особенности местной церкви, частью которой мы являемся, мы должны признать, что это процесс и что наша церковь в некоторых сферах относительно нечиста. Во времена Нового Завета не было совершенных церквей, и таких не будет до тех пор, пока не возвратится Христос1. Это означает, что христиане не должны искать самую чистую церковь и затем покинуть ее, если они вдруг обнаружат еще более чистую. Христианам следует найти истинную церковь, в которой они могли бы нести эффективное служение и иметь опыт христианского роста, и остаться там и заниматься служением, непрерывно трудясь ради чистоты этой церкви. Бог благословит их молитвы и подлинное свидетельство, и церковь будет постепенно возрастать в чистоте во многих сферах церковной жизни.
Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что не все церкви должным образом отзовутся па призыв к большей чистоте. Иногда, несмотря на присутствие в церкви нескольких верных христиан, основное направление задается теми, кто уводит церковь на иные пути. Если только Бог благодатно не вмешается и не привнесет реформы, некоторые из этих церквей со време-
1 Это признается Вестминстерским исповеданием веры: "Самые чистые церкви под небом подвержены отклонениям и ошибкам» (25.5).
Глава 44. Чистота и единство Церкви
нем могут умереть и затворить свои двери. Большинство же подобных церквей постепенно приходятклиберальному протестантизму.
В связи с этим необходимо помнить, что для классического либерального протестантизма характерен гуманизм, такой протестантизм в первую очередь сосредоточен на человеке, а не на Боге2. Когда церковь начинает уходить от верности Христу, это становится очевидным не только в склонности к нечистому учению (которое зачастую скрывается от членов церкви), но также и в повседневной жизни: вся деятельность церкви — проповедь, беседы с верующими и даже обычные разговоры между членами церкви — все больше сосредоточиваются на человеке и все меньше на Боге. При этом постоянно упоминаются типичные схемы аутотренинга из популярных журналов светских психоаналитиков. Модельповедения становится «горизонтальной» — сосредоточенной начеловеке, в противоположность вертикальной модели — сосредоточенной на Боге. Молитве уделяется все меньше времени, а Писание уже не считается авторитетом в жизненных ситуациях. Человек рассматривается как нежное и чувствительное существо, большое внимание уделяется поддержке и тому, чтобы поступать с ближними по любви. Разговоры и все, что происходит в церкви, имеют все меньше подлинно духовного содержания — мало говорится о необходимости ежедневной молитвы о личных нуждах и о прощении грехов, о ежедневном чтении Писания, о постоянном доверии Христу и об осознании реальности Его присутствия в нашей жизни. Если речь идет о призывах к моральному изменению, то часто подразумевается, что человеческие недостатки могут быть исправлены усилиями самого человека, с помощью дисциплины и, возможно, с помощью других людей. Однако это не воспринимается как грех против Святого Бога, грех, который может быть эффективно преодолен лишь силой Святого Духа, действующего внутри нас. Когда подобная гуманистическая тема начинает доминировать в церкви, то это означает, что такая церковь во многих сферах, которые были перечислены выше, уже дошла до крайней отметки шкалы с обозначением «менее чистая» и двигается по направлению к тому, чтобы стать ложной церковью.
|
|
Г. Новозаветное учение о единстве церкви
Новый Завет особенно подчеркивает необходимость единства церкви. Вот какова цель Иисуса: «Будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16, курсив мой. — У. Г.). Он молится обо всех будущих верующих: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Это единство будет свидетельством для неверующих, поскольку Иисус молится также: «Да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты поаалМенян возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:23, курсив мой. — У. Г.).
2 См. замечательный анализ этой ситуации: J. Gresham Machen, Christianity and Liberalism (v&pt.ed.. Grand Rapids: Eerdmans, 1968; first published in 1923), esp, pp. 64—68.
Часть VI. Учение о Церкви
-.<■= Павел обращается к коринфянам, как к «призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» (I Кор. 1:2, курсив мой. — У. Г.). Затем Павел пишет в Коринф: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одна, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10, курсив мой. — У. Г.; ср. сост. 13).
Он призывает фил иппийцев: «Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2:2, курсив мой. — У, Г.). Он говорит эфесянам, что христиане должны «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3, курсив мой. — У. Г.) и что Господь дарует церкви таланты «для созидан ия тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:12,13, курсив мой. — У. Г.).
Павел повелевает церкви жить в единстве потому, что между истинно верующими уже существует действительное духовное единство во Христе. Он говорит: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (Еф. 4:4—6). И хотя тело Христово состоит из множества членов, все эти члены — «одно тело» (1 Кор. 10:17; 12:12-26).
|
|
Новозаветные авторы, поскольку они ревностно оберегают это единство
церкви, предостерегают о тех, кто приводит к разделениям: ',."
Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и со-
_ttf, блазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
_-[rf< ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чре-
,0, ву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных
' (Рим. 16:17,18).
Павел в свое время выступил против Петра, когда тот стал избегать общения с христианами из язычников, отдавая предпочтение христианам из иудеев (Гал. 2:11-14). Те, кто производит «ссоры... распри, разногласия... Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:20,21). Иуда предостерегает, что «люди, отделяющие себя (отединства веры), [суть] душевные, не имеющие духа» (Иуд. 19).
С новозаветным призывом к единству верующих согласуется и тот факт, что когда в Писании звучит призыв отделяться, — всегда имеется в виду отделение от неверующих, а не от христиан, с которыми возникли те или иные разногласия. Когда Павел говорит: «И потому выйдите из среды их и отделитесь» (2 Кор. 6:17), то он говорит это в продолжение мысли, высказанной в начале этого текста: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2 Кор. 6:14, курсив мой. — У. Г.). Павел также говорит Тимофею: «Таковых удаляйся» (2 Тим. 3:5), но говорит это не о верующих, а о неверующих, о тех, кто «более
Глава 44. Чистота и единство Церкви
сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:4,5). Он говорит, что это «люди развращенные умом, невежды в вере» (2 Тим. 3:8). Безусловно, существует и такой вид церковного наказания, как отлучение от церкви человека, который привносит волнение в церковь (Мф. 18:17; 1 Кор. 5:11—13). Могут существовать также и иные основания для отделения (см. об этом ниже), однако сейчас важно отметить, что в Новом Завете нет прямых указаний отделяться от христиан из-задоктриналь-ных различий (если только эти различия не являются серьезной ересью, когда отрицается сама вера)3.
В Писании, когда речь идет о единстве церкви, говорится, что нам следу-еттрудиться не только ради чистоты видимой церкви, но и ради ее единства. Тем не менее мы должны осознавать, что такое единство не подразумевает единого всемирного правления над всеми христианами. Единство верующих часто весьма эффективно осуществляется через добровольное сотрудничество и братские отношения между различны ми группами христиан. Кроме того, различные виды служения могут привести к наличию различных организаций, каждая из которых подчиняется всемирному главенству Христа как Господа Церкви. Поэтому существование различныхденоминаций, миссий, христианских образовательных учреждений и т. д. не является признаком отсутствия единства Церкви (хотя в некоторых случаях такое может иметь место), поскольку все эти структуры могут весьма успешно сотрудничать и демонстрировать единство самых разных организационных форм. (Я полагаю, что современный термин «парацерковная организация» неудачен, поскольку он подразумевает, что эти организации находятся «за» церковью, а потому «вне» ее, тогда как в реальности все они просто являются частями одной всемирной Церкви.) Кроме того, многие христиане считают, что всемирного управления Церковью быть не может, поскольку в Новом Завете нет примеров, когда бы пресвитер имел власть где-либо еще помимо своей собственной местной общины {см. гл. 46). Ведь даже апостолы согласились, что Павел должен проповедовать язычникам, а Петр — иудеям (Гал. 2:7). Например, Павел на некоторое время разлучился с Варнавой, поскольку они не были согласны в вопросе о том, следует ли им брать с собой Марка (Деян. 15:39,40), хотя во всех прочих отношениях они были едины4.
3 В Новом Завете христианам запрещается приветствовать учителей-еретиков, ко
торые не проповедуют истинного Евашелия (см.: 2 Ин. 10).
4 Писание подразумевает, что Павел был прав, а Варнава нет, не соглашаясь с ним,
поскольку, как там сказано, Павел покинул Антиохию вместе с Силой, «быв поручен
братиями благодати Божией» (Деян. 15:40). тогда как о Варнаве ничего подобного не го
ворится. Этот случай упоминается не для того, чтобы мы считали такие отношения нор
мой, поскольку упоминается также и об «огорчении» (ст. 39), а для того, чтобы показать,
что и эти люди не были совершенно безупречны.
Часть VI. Учение о Церкви
■-"■'■- Д. Краткая история организационного разделения Церкви
Иногда возникают причины, по которым внешнее, или видимое, единство церкви поддерживать невозможно. Краткий обзор истории организационного разделения Церкви поможет выявить некоторые из этих причин5 и объяснить, каким образом возникли современные деноминации.
В течение первого тысячелетия Церковь сохраняла практически полное внешнее единство. Существовали некоторые незначительные разделения в периодспоровсгруппами, подобнымимонтанистам (11 в.) идонатистам(1Ув.), а также с некоторыми монофизитскими церквами (V—VI вв.), однако в основном все были категорически против разделений в теле Христовом. Например, Ириней, епископ II в., сказал о тех, кто стремился к разделениям в Церкви: «Никакая реформа, осуществляемая ими, не в состоянии компенсировать тот вред, который происходит от раскола» (Против ересей 4.33.7).
Первое большое разделение в Церкви произошло в 1054 г. н.э., когда Восточная (ныне Православная) церковь отделилась от Западной (Римско-католической) церкви. Причина заключалась в том, что папа своей собственной властью изменил исповедание веры6, а Восточная церковь полагала, что он не имел на это никакого права.
Затем, в XVI в. Реформация разделила Западную церковь на Римско-католическую и протестантскую, хотя часто возникало сильное сопротивление формальному разделению. Мартин Лютер хотел реформировать Церковь, не разделяя ее, однако в 1521 г. он был отлучен. Англиканская (епископальная) церковь не отделилась от Рима, и тоже была отлучена в 1570 г.; поэтому она может утверждать: «Мы страдаем от раскол а, но не мы совершили его». С другой стороны, существовало много протестантов, особенно среди анабаптистов, которые хотели формировать церкви только из верующих, и начиная с 1525 г. они стали создавать отдельные церкви в Швейцарии и других частях Европы.
опубликована. Материал использован с разрешения |
См. рассуждения ofilioque (филиокве) в гл. 13 |
В века, последовавшие за Реформацией, протестантизм раскололся на сотни небольших групп. Иногда вожди этих новых групп сожалели о подобных разделениях: Джон Уэсли, хотя и был основателем методизма, говорил, что никогда не переставал быть членом англиканской церкви. Часто случалось так, что причиной разделения становились вопросы свободы совести и религиозной свободы, как, например, в случае с пуританами и многими пие-тистскими группами. Сдругой стороны, иногда и языковые различия (как.
.
Глава 44. Чистота и единство Церкви
напр., среди различных групп иммигрантов в Америке) приводили к основанию отдельных церквей.
Всегдали разделения на различные организации и деноминации были обоснованными? Хотя между основными отделившимися церквами почти всегда существовали серьезные богословские различия, можно говорить о том, что слишком часто, и особенно в последнее время, подлинными мотивами для разделений были мотивы, продиктованные эгоизмом. И Жан Кальвин, вероятно, был прав, когда говорил: «Гордость или самовосхваление есть причина и начало любых несогласий, когда каждый человек, претендуя на что-то такое, к чему он не предназначен, стремится подчинить своей власти других»7. Он говори г также: «Честолюбие всегда было, и до сих пор остается, матерью всех заблуждений, разногласий и сект»3.
В середине XX в. экуменическое движение стремилось к организационному единству между деноминациями, однако без заметного успеха. Это движение не получило сердечного одобрения и поддержки со стороны евангельских христиан. С другой стороны, в 1960-х гг. рост харизматического движения внутри практически всех деноминаций, широкое распространение библейских школ и молитвенных групп и снижение осведомленности светских людей в вопросах учения привели к значительному росту действительного единства в общении—даже между протестантами и католиками — на местном уровне.
Хотя в предыдущих абзацах говорилось о разделении в смысле формирования отдельных организаций, существует также два других, более серьезных типа разделения, о которых следует упомянуть: ]) никакого сотрудничества. В данном случае церковь или христианская организация отказывается принимать участие в совместных акциях с другими церквами (таких, как проведение евангелизационных кампаний, ил и совместных богослужений, иди взаимное признание рукоположения); 2) никакого личного общения. Такой тип разделения подразумевает крайне жесткое стремление избегать любого личного общения с членами других церквей, запрещение совместной молитвы или совместного изучения Библии, а иногда даже запрещение обычных общественных контактов с членами других церковных групп. Рассмотрим возможные причины этихтипов разделения.
Е. Причины разделения
Исследовав причины, которые приводили к разделению, и сравнив их с новозаветным требованием стремиться к единству и чистоте, мы увидели как верные, так и неверные причины для разделения. Неверные причины — это личное честолюбие и гордыня или различия в учениях и обрядах второстепенной
7 Коммент. к 1 Кор. 4:6.
8 Комме!it. кЧис. 12:1.
Часть VI. Учение о Церкви
важности (которые не оказывают влияния на другие учения и не изменяют существенным образом христианскую жизнь)9.
С другой стороны, существуют и такие причины разделения, которые мы можем рассматривать в качестве верных (точнее, верных в зависимости от конкретных обстоятельств). В большинстве случаев эти причины проистекают из необходимости трудиться ради чистоты церкви столь же усердно, как и ради ее единства. Можно выделить три категории причин: доктринальные; связанные с вопросами совести; исходящие из практических соображений. Далее я перечислю несколько ситуаций, когда, как мне кажется, христиане обязаны покинуть церковь. Затем — несколько других ситуаций, которые мне кажутся менее ясными. Одни христиане в таких случаях, возможно, будут полагать, что, покидая церковь, поступают мудро, а другие — что это немудро. В этих менее ясных случаях я в основном не делаю никаких выводов, а просто перечисляю возможные факторы, которые христианам следует рассмотреть.
1. Доктринальные причины. Необходимость в разделении может возникнуть в том случае, если церковь займет доктринальную позицию, кардинально отличающуюся от библейской. Это может быть выражено официально или проявиться в фактической вере и на практике, насколько это можно определить. Но как понять, что необходимо выйти из церкви и создать отдельную церковную структуру? Как мы уже говорили, пока церковь является частью тела Христова, нельзя отделяться от нее. Павел говорил, что верные христиане должны не отделяться от заблуждающихся церквей, а наставлять их, трудиться ради их покаяния и молиться о них. При этом он имеет в виду даже такие церкви, как коринфская, в которой имели место серьезные доктринальные и моральные заблуждения и где в течение некоторого времени были люди, отрицавшие апостольский авторитет Павла. Безусловно, в Новом Завете есть и повеления применять дисциплинарные меры к тем, кто порождает смуту внутри церкви, и даже призыв прекратить с ними общение (1 Кор. 5:11-13; 2 Фес. 3:14,15; Тит. 3:10,11), однако никогда верующим не было сказано покинуть церковь и совершить разделение (см.: Отк. 2:14—16,20—25; ср.: Л к. 9:50; 11:23).
Во Втором послании Иоанна (ст. 10, 11, где запрещается принимать лжеучителей) содержится, пожалуй, самое жесткое утверждение во всем Новом Завете: «Того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его». Однако следует отметить, что подобный посетитель учит серьезной ереси о личности Христа, а такая ересь мешает людям обрести спасительную веру. (Иоанн говорит о тех, кто не пребывает «в учении Христовом», и о тех, кто «не имеет Бога»; ст. 9.) Более того, здесь гово-
9 О различии между первостепенными и второстепенными учениями см. во введении,
Глава 44, Чистота и единство Церкви
рится о лжеучителях, а не обо всех людях, придерживающихся ложных верований; о тех, кто приходит «и не приносит сего учения» (ст. 10; ср. со ст. 7: «Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти»). В отношении таких людей Иоанн даже употребляет слово «антихрист». Наконец, то приветствие, которое Иоанн имеет в виду, является официальным приветствием церкви, и может создаться впечатление, что приветствующий разделяет подобное учение, поскольку речь идето странствующих учителях, которые приходят не в частные дома, а обращаются к церкви в целом.
Похоже, христиане обязаны покинуть церковь и присоединиться к другой или создать новую лишь в том случае, если доктринальное заблуждение настолько серьезно и всепроникающе, что прежняя церковь стала ложной и больше не является частью тела Христова. Такая церковь — это уже не общение истинных верующих, не истинная часть тела Христова и не то место, где верящие в ее учение обретают спасение11. В таком случаете, кто отделяется, могут сказать, что на самом деле они не покинули истинную церковь, так как сами являются истинной церковью, что бывшая церковь сама покинула их, впав в заблуждение.
Тем не менее, когда проявляются серьезные доктринальные отклонения, но при этом отделение не является абсолютной необходимостью, многие христиане могут решить выйти из церкви еще прежде, чем она станет ложной. Например, если еретический взгляд на первостепенные учения (такие, как учение о Троице, о личности Христа, об искуплении, воскресении и т. д.) разделяется человеком, который возглавляет церковь; при этом он не подвергается дисциплинарным мерам и не исключается из общения. Или если церковь публично одобряет серьезные доктринальные или моральные заблуждения (напр., включает доктринальное заблуждение в церковный символ веры). Однако другие христиане могут решить, что отделение в таких случаях не является мудрым решением, и выскажутся в пользу молитвы и труда ради возрождения и реформирования внутри самой церкви; они могут предложить публично выразить несогласие сдоктринальными ошибками, признанными этой церковью. В любом случае и те, кто принимает решение остаться, и те, кто принимает решение выйти из церкви, должны осознавать, что Бог может призывать разных христиан на разное служение, а потому решения также могут быть разными; так что мы обязаны предоставить другим значительную свободу в поисках Божьей мудрости. •
10 См.: John Stott, TheEpistlesof John, TNTC (London: Tyndale Press, 1964), pp. 212-215.
11 Сказав, что даже «самые чистые иеркви под небом подвержены отклонениям и
ошибкам», Вестминстерское исповедание веры добавляет: «и некоторые из них настолько
пали, что совсем перестали быть Христовыми церквами, но превратились в синагоги
сатаны»(25.5).,,...
Часть VI. Учение о Церкви
2. Вопросы совести. Христианин может принять решение отделиться от своей церкви, руководствуясь совестью. Например, если в церкви ограничивается свобода проповеди или учения в точном соответствии Писанию. Однако в данном случае требуются осторожность и великое смирение, так как личное суждение о Писании может быть неверным, особенно если этот человек плохо знает историю христианства и не советуется с другими верующими.
Человек также может решить выйти из церкви, если здесь решающее влияние на все, что происходит, оказывают люди, которые не имеют никаких признаков спасительной веры; при этом он будет ориентироваться на 2 Кор. 6:14, где сказано, что мы не должны преклоняться под чужое ярмо с неверными. Но стоит обратить вниман ие на то, что в данном случае не предлагается ограничить общение с такими людьми и отказаться от их помощи (ср.: Лк. 9:50; также 3 Ин. 7);речьидстотом,чтомы не должны позволять им контролировать наши действия и мешать жить в послушании Богу, — именно такие ограничения подразумеваются в метафоре «преклоняться под ярмо».
Некоторые люди могут также решить уйти из церкви, если там проповедуется и практикуется небиблейское учение, чтобы не создалось впечатления, что и они поддерживают это ложное учение. Однако другие могут решить остаться в церкви и ясно высказать свое неодобрение.
В некоторых случаях необходимо покинуть деноминацию, если высшее
руководство велит совершить нечто я ш ю греховное (т. е. нечто, ясно противо
речащее Писанию). В подобном случае многие скажут, что покинуть деноми
нацию — это единственное средство избежать греховного поступка и греха
неповиновения властям. Но можно привести много мест из Писания, где го
ворится, что можно не повиноваться властям, если ими предлагается нечто
греховное (см.: Деян. 5:29; Дан. 3:18; 6:10), и при этом оставаться в своей церк
ви, если только вас не принудят покинуть ее. t.
3. Практические соображения. Христианин может принять решение отделиться от сЕ*оей церкви из практических соображений. Например, если труд ради Господа становится крайне неэффективным, поскольку внутри церкви встречается противодействие или потому что нет контакта с другими христианами в церкви. Кроме того, христианин может решить, что его присутствие в церкви принесет вред вере других христиан или оттолкнет неверующих от истинной веры. Трудясь ради изменения церкви, он может столкнуться с серьезным сопротивлением руководства. В таких ситуациях необходима усердная молитва и зрелое суждение, поскольку уход из церкви, особенно если человек был в ней уже в течение долгого времени или принимал участие в формировании структуры церкви, — это очень серьезный поступок.
Глава 44. Чистота и единство Церкви
4. Есть ли такие случаи, когда сотрудничество и личное общение могут быть прекращены? Когда именно христиане должны принимать более жесткие меры, чем те, о которых говорилось выше, и осуществлять такой тип разделения, который мы назвали «никакого сотрудничества» или «никакого личного общения»? Похоже, Писание требует, чтобы христиане проводили в жизнь принцип «никакого сотрудничества» только в том случае, если другая группа состоит из неверующих людей. Но и тогда разделение будет оправдано, только если эта группа неверующих участвует в контроле над тем или иным видом деятельности (именно это подразумевается в метафоре «преклоняться под чужое ярмо» во 2 Кор. 6:14). Безусловно, может быть принято решение не сотрудничать с кем-либо и по другим причинам, однако и тогда речь может идти лишь о группе неверующих людей. Разумеется, противодействие со стороны других истинно верующих такой деятельности, например, как евангелизаци-оииые кампании, рассматривается новозаветными авторами как стремление к расколу и отказ демонстрировать единство тела Христова12.
Третий, и самый жесткий, тип разделения — «никакого личного общения» с членами другой церкви — в Новом Завете не оговорен. Такая крайняя мера может быть использована только в самых серьезных случаях— когда к тому или иному члену церкви применяются дисциплинарные меры, а не в случаях разногласий между церквами.
.;№!.ш '
Вопросы для самостоятельной работы
1. Б каких сферах ваша церковь «более чиста»? В каких сферах она, по вашему
мнению, «менее чиста»?
2. Как бы вы оценили вашу церковь по десятибальной шкале по всем катего
риям, которые характеризуют более чистую церковь («!» означает меньшую чис
тоту, «10» — большую)?
3. Как вы полагаете, что вам следует делать для того, чтобы ваша церковь ста
ла более чистой? Если вы видите какой-то конкретный недостаток вашей церк
ви, то не означает ли это, что Бог приэываег вас (а не кого-то другого) исправить
ситуацию?
4. Знаете ли вы церкви, которые, по вашему мнению, более чистые, чем ваша
собственная? Почему вы остаетесь в вашей церкви, даже если знаете, что это не са
мая чистая церковь из известных вам?,;.,„.^,....,,..,..„.
" Большинство разделений среди протестантов, происшедших прежде и поддерживаемых сегодня, касались наименее ярко выраженных и не вполне четко сфор\гулиро-ванных в Новом Завете учениях; таких, как формы церковного правления, природа присутствия Христа на Вечере Господней, а также события конца времен. (Многие добавили бы к этому списку еще и различия в обряде крещения.)
Часть VI. Учение о Церкви
5. Есть ли такие признаки сравнительно большей чистоты церкви, которые
проповедники нынешнего века освещали недостаточно?
6. Как вы полагаете, возрастала ли Церковь в чистоте с течением времени,
начиная с I в.? Можете ли вы привести какие-либо конкретные соображения в
подтверждение нашего мнения?
7. Какие ободряющие признаки возрастания Церкви в чистоте вы проследи
ли в течение вашей жизни? Есть ли признаки, показывающие, что Церковь воз
растает в единстве?
8. Как вы полагаете, каким образом ваша церковь могла бы привести к един
ству собственных членов?
9. Каким образом ваша церковь могла бы продемонстрировать большее един
ство с другими истинными церквами? Что мешает этому? Каким образом подоб
ное единство может быть выражено? Какая может быть польза от таких проявле
ний единства?
10. Вы не думали, что, может быть, Бог хочет, чтобы вы оставили свою цер
ковь? После прочтения этой главы не думаете вы, что вам следует оставить цер
ковь, членом которой вы являетесь? Произошли ли значительные перемены к
лучшему в вашей церкви за последние десять лет? Если бы вы знали, что в тече
ние следующих десяти лет ваша церковь в основном останется все такой же, то
какое решение бы приняли: уйти или остаться?
11. Каким образом всемирное единство истинных верующих уже демонстри
руется? Как выглядела бы Церковь по всему миру, если единство проявлялось бы
еще больше? Как бы это отразилось на мире в целом?
12. Если уже есть несколько активных и эффективно действующих евангель
ских церквей, стоит ли пытаться организовать свою собственную церковь?
13. Как вы полагаете, если неверующие одинаково относятся ко всем церк
вам — и ложным и истинным — как к «христианским», мешает ли это проповеди
и свидетельству обществу в целом? Можно ли сделать что-либо, чтобы изменить
такое восприятие?
14. Какие виды единства и сотрудничества с верующими Римско-католичес
кой церкви могут быть уместными в наши дни? Есть ли пределы такого сотруд
ничества?
Специальные термины
Восточная церковь единство церкви Западная церковь
отделение чистота церкви
i
Глава 44. Чистота и единство Церкви
■-■:.//.0 yd д-
Библиография
Ь?ггпо!эЯ пп- (
-mi <иП inoi.J
,1 ,l_nov.nniA
ли "О ли"1,
Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях
1. Англиканские (епископальные) янотС*
1882-1892 Litton, 380-386, 413-418
2. Арминианские (уэслианские или методистские) ■:
1875-1876 Pope, 3:267-279.г
1940 Wiley, 3:112-113
1983 Carter, 2:594-595
3. Баптистские ■"" ""' '"■"'■ ■"■•■ "■' ■ ■ гл 1"
1983-1985 Erickson, 1129—1146
4. Диспенсаиионалистские
(вопрос напрямую не рассматривается)
5. Лютеранские........,,, „...
1917-1924 Pieper, 3:423-427 l-tCl,.
1934 Mueller, 556-562
6. Реформатские (или пресвитерианские) ■-;>.р...-^1-.
1559 Calvin, 2:1011-1053 (4.1-2) ■ ч"^:. '--
1861 Нерре, 670-672 ^w '■--...■
1887-1921 Warfield, SSW, 1:299-307
1937-1966 Murray, CW, 1:269-291; CW, 2:321-336
1962 Buswell, 1:421-424
7. Обновленческие (пятидесятничсские и харизматические)
1988-1992 Williams, 3:25-35
Соответствующие разделы - чт. ■;--! в авторитетных римско-католических богословиях
1. Традиционные богословия
1955 Ott, 290-309
2. Написанные после II Ватиканского собора
1980 McBricn, 2:854-858 rf....^
Другие работы «■-.,.:■
Bromiley, G. W "Unity". In EDT, pp. 1127, 1128.
Carson, Donald A. "Evangelicals, Ecumenism and the Church". In Evangelical Affirmations. Ed. by Kenneth S. Kantzer and Carl F. H. Henry. Grand Rapids: Zonder-van, 1990, pp. 347-385.
Часть VI. Учение о Церкви
Puritan and Reformed Studies Conference. Approaches to Reformation of the
Church. London: The Evangelical magazine, 1965. Contains papers by D. W. Mar
shall, D. P. Kingdon, J. 1. Packer, G. S. R. Соя, S. M. Houghton, and D. M. Lloyd-
Jones. w;i.'Ji.fi лй-:.«...й-т> ■ ■ --,.—
Отрывок для запоминания -^
Еф. 4:14-16: ".'.*;К--ч>-^' Ul, ^^^->^^~„^:|,,^.<•*--
Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. -
I L I-
5фтз11
Ui-bWS. r-.pa-.f/ ОЙ*?I
>лЛ-. v>."
И 1
.qi ЛИЛ ill ', I/ "' V i). y-jliiTm-H
•(«"ГЛАВА 45
ii. __,. ''.гад j!i^(.
Власть Церкви
Какой властью обладает церковь? ;0 Что такое церковная дисциплина?
ЧГ-Ч Wim»1":i-I.r-,q}J"-
Когда мы видим, какой властью обладают мирские правительства, а также другие структуры, пользующиеся влиянием, то может показаться, что у церкви нет ни силы, ни влияния. Более того, наблюдая, как быстро усиливается зло в обществе, мы невольно спрашиваем себя: а может ли вообще церковь повлиять на этот процесс?
С другой стороны, в некоторых странах официально признанная церковь оказывает огромное влияние на государственную политику. Это, безусловно, справедливо в отношении Римско-католической церкви в прежние времена в некоторых южно-европейских и латиноамериканских странах (до определенной степени это справедливо даже в наши дни). Это справедливо в отношении англиканской церкви в прошлые века, церкви Жана Кальвина в Женеве, пока он был жив, и церкви, основанной переселенцами в массачусетской Бей-Колони в 1620 г. Когда мы видим, что церковь обладает большим влиянием, мы спрашиваем себя: определяет ли Писание пределы власти церкви?
Мы можем определить понятие «власть церкви» следующим образом: власть церкви есть ее Богом данный авторитет действовать в духовной брани, провозглашать Евангелие и применять дисциплинарные меры.
Хотя эти сферы пересекаются и могут быть рассмотрены в любом поряд
ке, тем не менее, поскольку категория «духовная брань» — это более широкая
категория, она будет рассмотрена первой. Это напоминает нам, что, в отличие
от мирского влияния, которое оказывают на общество армии и правительства,
власть церкви напрямую затрагивает сферу духовного... ^
А, Духовная брань
Павел напоминает коринфянам: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем; оружия воинствования нашего не плотские, носильные Богом на разрушение твердынь» (2 Кор. 10:3,4). Эти «оружия», которые используются против бесовскихеил, мешающих распространению Евангелия и росту церкви,
Часть VI. Учение о Церкви
включают в себя такие вещи, как молитва, богослужение, слова Писания, вера и благочестивое поведение членов церкви, власть отражать бесовские силы. (Павел говорит подробнее о нашем духовном поединке и об оружии, которое нам для него дано, вЕф. 6:10—! 8.)
Если мы рассматриваем эту духовную власть в широком смысле, то она, безусловно, включает в себя власть Евангелия бороться с грехом и с ожесточенным противодействием, а также пробуждать веру в сердцах неверующих людей (см.: Рим. 10:17; Иак. 1:18; 1 Пет. 1:23). Однако эта власть включает в себя также и власть лишать силы бесовское противодействие Евангелию. Мы видим примеры этого вДеян. 13:8—11, где Павел осудил Елиму волхва, который противился проповеди Евангелия, и вДеян. 16:16—18, где Павел дал отпор зломудуху в девушке-прорицательнице, который мешал Павлу проповедовать Евангелие1. Такая духовная власть часто проявлялась в эпоху ранней Церкви, например, в момент освобождения Петра от уз (Деян. 12:1-17), а также, возможно, впоследуюшем осуждении царя Ирода Агриппы1(Деян. 12:20-24)2.
Но Павел понимает, что он может использовать духовную власть не только против внешних врагов церкви, противящихся Евангелию, но также и против тех, кто находится в Церкви и при этом является активным противником апостольского служения. Вот что он говорит о тревожных признаках: «Но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4:19,20). С подобной силой заигрывать не стоило, ибо это была все та же сила Святого Духа, которая принесла смерть Анании и Сапфире (Дсян. 5:1- П) и слепоту Елиме (Деян. 13:8—11). Павел не хотел бы использовать эту силу в качестве кары, однако он был готов сделать это, если возникала подобная необходимость. Позже он снова написал коринфянам, что его действия, когда он придет, будут столь же исполнены силы, сколь его послания, когда он отсутствует (2 Кор. 10:8-11); он предостерег тех, кто противился его авторитету, кто публично согрешил и не покаялся в содеянном: «...Когда опять приду, не пощажу. Вы ищите доказательства на то, Христос л и говорит во мне... Мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с НимсилоюБожисюввас» (2 Кор. 13:2-4). Затем он еще раз упоминает о том, что не стремится использовать свою власть
1 Иисус часто изгонял бесовских духов, которые мешали Ему в Его служении: см.:
Мк. 1:23—26; 5:1—13 и др.
2 Текст не уточняет, была ли связана смерть Ирода с «прилежной молитвой» (Деян. 12:5)
церкви за Петра. Однако тот факт, что рассказ о смерти Ирода непосредственно следует
за историей о том, как он убил мечем Иакова, брата Иоанна, и отправил Петра в темни
цу, вне всякого сомнения дает основания полагать, что Бог совершил это как суд над
одним из главных врагов церкви. Тем самым было показано, что никакое противодейст
вие не может помешать распространению Евангелия. Такой вывод подтверждается тем,
что сразу после повествования о смерти Ирода в тексте стоит следующее предложение:
«Слово же Божие росло и распространялось» (Деян. 12:24).
Глава 45, Власть Церкви
и что поэтому пишет, прежде чем прийти, чтобы «в присутствии не употребить строгости по власти, данной... Господом к созиданию, а не к разорению» (2 Кор. 13:10).
Итак, мы можем спросить: обладает ли церковь в наши дни той же степенью власти, какой обладали апостолы Петр или Павел? Безусловно, между апостолами и другими христианами ранней Церкви есть разница, это отмечено даже в Книге Деяния святых Апостолов (отметим, что сразу же после смерти Анании и Сапфиры «руками... Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса», но «из посторонних... никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их»,Деян. 5:12,13). Более того, Павел не повелевал активным членам церкви в Коринфе, даже Тимофею или Титу, пользоваться этой духовной властью. Он говорил о власти, данной ему Господом (2 Кор. 13:10), а не о власти, данной Господом церкви или христианам в целом.
Сдругой стороны, Павел повелел коринфской церкви применить дисциплинарные меры в случае инцеста, который произошел в этой церкви, и сделать это в их «собрании... во имя Господа... Иисуса Христа обще с [его] духом, силою Господа... Иисуса Христа» (1 Кор. 5:4). Кроме того, в духовной брани, о которой идет речь в Еф. 6:10-18 и во 2 Кор. 10:3,4, похоже, могут участвовать все христиане; и в наши дни не многие станут отрицать, что церковь имеет власть молиться и высказываться против бесовского противодействия труду Евангелия3. Итак, по крайней мере, некоторую степень власти против бесовского противодействия Бог дарует церкви любого периода истории (в том числе и настоящего). Возможно, нам не удастся более точно определить степень духовной власти, которую Бог даст церкви в будущие времена, когда произойдет столкновение со злом, однако у нас нет необходимости знать все детали заранее — мы призваны просто быть верными Писанию, молиться и соблюдать церковную дисциплину, а остальное предоставить в руки Божьи, зная, что Он дарует силу, которой будет достаточно для воплощения Его целейчерез
-..<■: л ■: ■■•; ',,'•-: ■it''v Б. Ключи Царства ■-1|'ii%/: "' '-*
Выражение «ключи Царства» встречается в Библии лишь однажды, в Мф. 16:19. Иисус говорит Петру; «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Что же означает выражение «ключи Царства Небесного»?4 ■
! См. гл. 19 о столкновении с бесовскими силами и о «стратегическом уровне духовной брани*.
4 Остальная часть этого раздела о ключах Царства Небесного азята из моей статьи "Keys of the Kingdom", in EOT, pp. 604, 605; материал использован с разрешения.
Часть VI. Учение о Церкви
Во всех прочих местах Нового Завета «ключ» всегда подразумевает власть открыть дверь и дать доступ в какое-либо место или в сферу чего-либо. И исус говорит: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Лк. 11:52). Кроме того, Иисус говорит: «Имею ключи ала и смерти» (Отк. 1:18), подразумевая, что Он имеет власть давать возможность входить и выходить из этих сфер. (Ср. также: Отк. 3:7; 9:1; 20:1; а также мессианское пророчество в Ис. 22:22.)
Итак, «ключи Царства Небесного» —это, как минимум, власть проповедовать Евангелие Христа (ср.: Мф. 16:16) и таким образом открывать дверь Царства Небесного и позволить людям войти в него.
Впервые Петр использовал эту власть, проповедуя Евангелие вдень Пятидесятницы (Деян. 2:14—42). Но другим апостолам также дана была такая власть в первичном значении (они записали Евангелие в форме Нового Завета). А все верующие имеют такой «ключ» во вторичном значении, поскольку они могут нести Евангелие другим людям и таким образом открывать Царство Небес; юе тем, кто в пего входит.
Однако есть ли еще какая-либо власть, помимо упомянутой, которую Иисус подразумевает в выражении «ключи Царства Небесного»? Существует два фактора, которые свидетельствуют о том, что власть ключей включает в себя также власть применять дисциплинарные меры внутри церкви: 1) форма множественного числа слова «ключи» подразумевает власть более чем над одной дверью. Таким образом, здесь имеется в виду нечто большее, чем просто вход в Царство; подразумевается также определенная власть внутри Царства. 2) Иисус завершает Свое обетование о ключах утверждением о «связывании» и «разрешении», что является близкой параллелью к Его словам из Мф. 18, где «связывание» и «разрешение» означают применение церковных дисциплинарных мер и освобождение от них:
Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послу- ' шает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено-на небе (Мф. 18:17,18)'.
Такое понимание слов «связывание» и «разрешение» согласуется с контекстом Мф. 16:19, где после обетования создать церковь (ст. 18) Иисус обещает не только дать власть войти в Царство, но также и определенную административную власть, с помощью которой можно регулировать поведение
5 В Мф. 16:19 слова Иисуса практически идентичны вышеприведенным. Здесь используется местоимение в единственном числе «тебе» (имеется в виду Петр), тогда как в Мф. 18:18 используется множественное число (имеются в виду христиане в целом), однако одни и те же греческие слова употреблены для глаголов «связывать» {Sea/) и «разрешать» (Аиь)), идентична и грамматическая конструкция (перифрастическое будущее совершенное время).
Глава 45. Влауть Церкви
людей, вошедших в него6. Итак, судя по всему, «ключи Царства Небесного», которые Иисус обещает Петру в Мф. 16:19, подразумевают власть вводить людей в Царство через проповедь Евангелия и контролировать церковную дисциплину тех, кто в него входит.
ВМф. 16:16-19 не говорится, что власть ключей позднее будет дана также и другим ученикам, помимо Петра. Однако, несомненно, власть проповедовать Евангелие была позднее дана и остальным; а в Мф. 18:18 открыто утверждается, что власть осуществлять церковную дисциплину дана церкви в целом, когда она собирается вместе («Скажи церкви», Мф. 18:17). Итак, власть ключей (имеются в виду оба аспекта) сначала была дана Петру, а вскоре распространилась и на церковь в целом. Проповедуя Евангелие и применяя дисциплинарные меры, церковь теперь осуществляет властьключей Царства.
Кто и за что подвергается тому виду дисциплинарного взыскания, которое подразумевается властью ключей? Как в Мф. 16:19, так и в Мф. 18:18 слово «что» в греческом языке стоит в среднем роде и, судя по всему, означает, что Иисус говорит не о людях (т. е. не сказано «кто бы ни» — такое значение было бы выражено множественным числом мужского рода), а скорее вообще об определенных ситуациях и отношениях внутри церкви. Это не значит, что такие дисциплинарные меры не могут применяться но отношению к отдельным личностям; просто выражение имеет более широкое значение и включает в себя и определенные действия, за которые также может быть наложено дисциплинарное взыскание.
И все же власть ключей, относящаяся к сфере церковной дисциплины, не является совершенно неограниченной. Она эффективна только против подлинного греха (ср.: Мф. 18:15), как его определяет Слово Божье. Церковь не имеет права своей собственной властью решать, что верно, а что нет в абсолютном смысле, ибо это принадлежит одному только Богу (см.: Рим. 1:32; 2:16; 3:4-8; 9:20; Пс. 118:89,142,160; Мф. 5:18). Церковь может провозглашать только то, что Бог уже постановил в Своем Слове, и учить этому. Не подразумевает власть ключей и власти прошать грехи ни в каком абсолютном смысле, поскольку из Писания совершенно ясно, что это может совершить только Сам Бог (Йс. 43:25; 55:7; Мк. 2:7,10; Пс. 102:3; 1 И». 1:9)7. Поэтому
6 Многие утверждают, что слова «связывание» и «разрешение» имеют отношение
не к церковной дисциплине, а к власти создавать различные правила поведения, по
скольку в раввиниетической литературе иудейских учителей времен Иисуса слова «свя
зать» и «разрешить» иногда употребляются в значении ^запретить» и «позволить» раз
личные поступки. Однако такое толкование не кажется убедительным, поскольку эти
суждения раввинов — параллель гораздо более далекая, чем слова Самого Иисуса в
Мф. IS: 18, а здесь совершенно явно имеется в аиду церковная дисциплина. Крсщетого,
эти слова не использовались в значении, характерном для традиции раввинов.
7 В Ин. 20:23 прощение греков учениками лучше всего понимать как освобождение
от взыскания и восстановление личного общения в значении, сходном с «разрешением»
изМф. 16:19 и 18:18.
Часть VI. Учение о Церкви
власть осуществлять церковную дисциплину должна быть осуществлена в соответствии с Писанием.
Возможно ли определить еще конкретнее природу духовной власти, которую дают ключи Царства Небесного? Как в Мф. 16:19, так и в Мф. 18:18 в греческом тексте употребляется необычная глагольная конструкция (перифрастическое будущее совершенное время). Лучше всего она переведена в NASB8. Множество других примеров показывают, что эта глагольная конструкция обозначает не просто будущее действие («будет связано»), выражен-ное в греческом языке другим временем (будущим временем страдательного залога), а действие, которое будет совершено до наступления какого-то момента в будущем, однако последствия которого будут еще ощущаться9. Таким образом, Иисус учит, что церковная дисциплина будет иметь небесную санкцию. Однако это не означает, что церковь должна ожидать, пока Бог одобрит ее действия прежде, чем эти действия будут совершены. Напротив, когда церковь применяет дисциплинарные меры, она может быть уверена, что Бог уже начал этот процесс в духовном плане. Когда же она освобождает от взыскания, прошает грешника и восстанавливает личное общение, то может быть уверена, что Бог духовно уже начал это восстановление (ср.: Ин. 20:23). Итак, Иисус обещает, что духовные взаимоотношения между Богом и человеком, подвергшимся взысканию, будут немедленно изменены в соответствии с тем направлением, в котором применялось церковное дисциплинарное взыскание. Поэтому законная церковная дисциплина подразумевает внушающую ужас уверенность, что соответствующая небесная дисциплина уже начала действовать.
Более того, это учение о власти ключей имеет большое значение для отдельных христиан, которые подвергаются дисциплинарным взысканиям со стороны истинной церкви, — христиане должны подчиняться и не стараться избежать наказания, потому что Сам Бог уже подверг их этому наказанию за совершенный грех., u ^^^„^д,^^,^ №,1датепи drMjyi,1ада»л-
■ ■■■-■ ■■■ г-- •• В. Власть церкви и власть государства && се-Ю^н,*,:
В предыдущих разделах были рассмотрены вопросы духовной власти и
духовной брани, которые должны осуществляться церковью. Но должна ли
церковь когда-либо использовать физическое воздействие (оружие, напр.),
для того чтобы осуществить эту миссию? Физическую, мирскую брань обыч
но обозначают выражением «взяться за меч». -.■,■„,,■], _,..((tl-lB' ■ мд.,
8 Грамматический аспект этого вопроса рассматривается в комментарии на Евангелие от Матфея Д. А. Карсонав The Expositors' Bible Commentary, pp. 370-372.
'См. примеры в Лк. 12:52; Быт. 43:9; 44:42; Исх. 12:6; Сир. 7:52; Hernias Similitudes 5.4.2; Letter ofArisleas4Q.
Глава 45. Власть Це ркви
... В Писании есть много указаний на то, что в эпоху Ноаого Завета церковь никогда не должна браться за меч для достижения своих целей. Крестовые походы, когда по Европе и Азии шли армии, содержавшиеся наденьги церкви, — ужасная ошибка. В этих случаях церковь пыталась применить физическую силу, чтобы покорить земные территории. Но Иисус сказал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня» (Ин. 18:36, курсив мой. — У, Г.). Церковь обладает властью ключей — духовной властью, и использовать ее нужно в духовных битвах, воюя духовным оружием, а не мечом: «Оружия воинствова-ния нашего не плотские» (2 Кор. 10:4).
Нет никакого сомнения в том, что Бог дает мирскому правительству право носить меч, т. е. использовать силу для наказания зла в этом мире (Рим. 13:1-7). Однако нет никаких указаний на то, что власть правительства должна быть использована с целью привлечь к христианству какие-либо народы10. Более того, Иисус запрещал использовать власть физической силы для того, чтобы заставить людей принять Евангелие. Например, когда одно самарянское селение не приняло Иисуса, Иаков и Иоанн спросили: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?» (Л к. 9:54). Но Иисус «запретил им» (ст. 55) даже помышлятьо подобном. Иисус пришел предложить Евангелие всем, кто хочет принять его, а не для того, чтобы покарать тех, кто отверг его. Вот почему Он говорит: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). Однажды, в конце эпохи церкви, Он вернется с судом, но в этом веке у церкви нет права судить с помощью физической силы.
Иисус явно проводил различие между властью, данной правительству, и властью, которую Бог осуществляет в нашей личной преданности Ему: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). И хотя Иисус признавал власть мирского правительства, Сам Он, когда вышел спор о наследстве, отказался от такой власти, сказав некоему человеку: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк. 12:13,14).
Правительство не должно использовать силу, чтобы привлечь людей к христианству еще по одной причине: в Новом Завете членство в церкви и верность Христу должны быть добровольными. Ни семья, ни государство не могут этого требовать. Ведь вера в Христа не может быть результатом насилия, иначе никто не станет придерживаться ее и исповедовать истинно. Принуждение меняет внутреннюю сущность веры как добровольного выбора личности, и такая вера не может быть исти иной.
Из этого также следует, что мирская власть не должна принимать законов, требующих или запрещающих те или иные церковные установления, или
10 См.: Edmund Clowney, "The Biblical Theology of ihe Church", in The Church in the Bible and the World, ей. by D. A. Carson (Exeter: Paternoster, and Grand Rapids: Baker, 1987), p. 33.
Часть VI. Учение о Церкви
ограничивать свободу верующих, мешая им проводить богослужения так, как они предпочитают. С другой стороны, и церковь не должна управлять государством, словно она — некая высшая власть; это не так. Власть церкви и власть государства относятся к разным сферам (Мф. 22:21; Им. 18:36; 2 Кор. 10:3,4); церковь должна уважать ту власть, которую Бог дал государству в определенной сфере, и наоборот.
Практика католической церкви в Средние века весьма расходилась с ограничениями, наложенными на деятельность церкви и государства. В тот период церковь часто обладала большей властью, чем светское правительство. Англиканская церковь в своей практике также не следует этим принципам, поскольку она подчинена власти королевы и парламента, которые участвуют в назначении епископов и в любом изменении учения. В наши дни во многих католических странах наблюдается смешение ролей церкви и государства. Церковь здесь все еще оказывает сильное влияние на правительство. То же самое было характерно и для протестантских церквей Северной Европы после Реформации, которые финансировались государством; членство в церкви здесь было обязательным, и это заставило многих людей эмигрировать в Америку в поисках религиозной свободы.
И все-таки степень зависимости религии от государства в протестантских или католических странах намного меньше, чем в большинстве мусульманских стран в наши дни, а также во многих индуистских и буддистских странах. Можно даже утверждать, что подлинную религиозную свободу вне здорового влияния христианства найти в мире очень трудно (за исключением тех регионов, где религии столь слабы, что ни одна из них не обладает превосходящей политической силой). Когда христиане оказываются замешанными в политике, они должны твердо провозглашать религиозную свободу как неотъемлемое право каждого человека и отстаивать это право, в том числе для тех религий, к которым сами они не принадлежат. Христианская вера способна сама устоять на ногах и быть вполне конкурентноспособной в любом обществе и любой культуре, если только ей предоставлена такая свобода.
И наконец, все то, что было сказано выше, не должно быть неверно истолковано. Никто не запрещает христианам пытаться оказать позитивное моральное влияние на правительство, чтобы убедить его принимать законы, соответствующие библейским моральным принципам. Очень хорошо, если христиане стараются убедить правительство принимать законы, которые защищают семью, частную собственность и жизнь человека, которые осуждают и карают убийство, измену