И исполнено изобилия и радости в присутствии Божьем


Исследуя все вопросы, касающиеся нового неба и новой земли, мы не долж­ны забывать, что Писание говорит об этом новом творении как о месте, ис­полненном красоты и радости. Эта тема постоянно повторяется в описании неба в Книге Откровение (гл. 21 и 22). Это «святой город», «приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (21:2). Там «смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (21:4). Там мы будем пить «даром от источника воды живой» (21:6). Этот город «имеет славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидно­му» (21:11). Это город огромных размеров, вне зависимости оттого, как мы понимаем приводимые цифры — буквально ил и символически. Длина его — «двенадцатьтысяч стадий» (21:16), т. с около 1400 миль (2250 км>, и «длина и широта и высота его равны» (21:16). Разные части города изготовлены из огромных драгоценных камней различного цвета (21:18-21). В нем не будет никакого зла, так как «не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только тс, которые написаны у Агнца в книге жизни» (21:27).

------------------------------------------------------------- /НИ-?-" VMHi-*?i/:' Г. к:!. ИЬ1.

SO степени вознаграждения на небесах см. в гл. 55. ■■ ;--i'j ■■ ■■



Часть VII. Учение о грядущем


Когда мы, наконец, увидим Господа лииом к лицу, наши сердца уже ни в чем не будут нуждаться более. «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле... Богтвердыня сердца моего и часть моя вовек» (Пс. 72:25,26). Тогда мы с радостью присоединимся к спасенным всех времен и к великому небесному воинству, которые воспевают: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель,

Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8). - -..-«■,>■.-, -...............,.-..■

__________________________________________________ :;tfr»?-~.-',.:'■•-'ViM U--.\ - >\

su-iqv; ,tS\:- Вопросы для самостоятельной работы qH^'->.■:'•/■ i - ■ •■■

1. Прежде вы часто размышляли о новом небе и новой земле? Стремитесь ли
вы к ним всем сердцем? Если ваше стремление не очень сильно, то, как вы дума­
ете, почему?

2. После прочтение этой главы усилилось ли ваше желание попасть в небес­
ный город? Как вы считаете, какой эффект окажет на вашу христианскую жизнь
горячее стремление к будущей жизни?

3. Согласны ли вы с тем, что новое творение — это определенное место, в
котором мы будем существовать в наших совершенных физических телах? Если
да, вас это вдохновляет или тревожит? Почему? Как вы полагаете, почему даже в
наши дни необходимо настаивать на том, что небо — это определенное место?

4. Каким образом вы уже смогли сберечь сокровища на небе, а не на земле? Как
вы могли бы добиться большего в этом плане? Как вы считаете, вам это удастся?

5. Иногда люди думают, что будущая жизнь будет скучна. Вам приходила в
голову эта мысль? Как можно возразить на это?

6. Вы в состоянии описать ваши ощущения, которые, по вашему мнению, вы
испытаете, когда войдете в присутствие Божье и увидите Его лицом к лицу?

' ■■-'■?Л(г:-уг- ': -;;• Специальные термины.

'v.fii.'tt.! -{к. '.■v.«.j.m n t>i!■!;--

~ "небо ' ' ■;.-"*"■'"';■'!■.:■ ■ "новое небо

новая земля ■■.-г>"иуын: ■■.,■. ■,.

Библиография

■у;;.'(:.A*"jJt.- ■■ Соответствующие разделы " гп"''. '■-.ifl.\<\^

by:>:i55)h:-(- в евангельских систематических богословиях *»нп*о ■■и"; i.,.

1. Англиканские

1882-1892 Litton, 600-605 [" ' -к^Г' ч'^'

2. Арминианские (уэслианские или методистские) и иц мзн г:' i "J'J ■ ".'i..<_

1875-1876 Pope, 3:447-454.. ■ к ■jV,)^',J и ■- ■-!.■«-(<


Глава 56. Новое небо и новая земля




       
 
   
 

1892-1894 Miley, 2:472-475,№ ч,;.'Nl.A rrl 1940 Wiley, 3:375-393 1960 Purkiser, 574-577 1983 Carter, 2:1130-1133, 1136-1140

A;»ofilit/. J

VSlv-M1,

сердца уже ни в пчегонсхочуна 25,26). Тогдамы кому небесному ■ Вседержитель,

:? Стремитесь ли то, как вы дума-

попасть в небес-:тианскую жизнь

пленное место, в:ких телах? Если е, почему даже в еденное место? не на земле? Как л это удастся? Вам приходила в

1ему мнению, вы цом к лицу?

о вое небо


3. Баптистские ' /'_' '

.-AT

iO U&fct- '.., Gill, 2:258-268, 329-340
1887' ^ Boyce, 471-477
1907 Strong, 1029-ЮЗЗ,lin v.

1917 Mullins, 483-488

1976-1983 Henry, 4:593-614 1983-1985 Erickson, 1225-1234

4. Диспснсанионалистскис

1947 Chafer, 4:433-439; 5:365-376

kb cat

1949 Thiessen, 397-399

. 5. Лютеранские _,,.ч ,:*ьм- lj dwonw

1917-1924 Pieper, 3:550-555 ^чуш-, *r.\*.y.>^'l',^

1934 Mueller, 639-644.vi ■-■>>* -^;; i>«r4i

6. Реформатские (или пресвитерианские)
1724-1758 Edwards, 2:617-641

1861 Heppe, 706-712

1871-1873 Hodge, 3:855-861

1878 Dabney, 849-852

1889 Shedd, 2b:664-666

1938 Berkhof, 736-73H

1962 Buswell, 2:511-538

7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)
1988-1992 Williams, 3:479-508

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

1. Традиционные

1955 04,476-479

2. Написанные после II Ватиканского собора
1980 McBrien, 2:1141-1142, 1155-1156



"ill И:-1


Другое работы

Blamires, Harry. Knowing the Trulh About Heaven and Hell. Knowing the Truth se­ries, eds. J. I, Packer and Peter Kreeft. Ann Arbor: Servant, 1988.

Gilrnore, John. Probing Heaven: Key Questions on the Hereafter. Grand Rapids: Baker, 1989.



Часть VIS. Учение о грядущем


Gridcv, J. К. "Heaven". In £07; pp. 499, 500.

Hoekema. Anthony A. "The New Earth". In The Bible and the Future. Grand Rap­ids: Eerdmans, 1979, pp. 274-287.

Lincoln, Andrew T. Paradise Now and Not Yet: Studies in the Role of the Heavenly Dimension in Paul's Thought With Special Reference to His Eschatology. Society for New Testament Studies Monograph Series. London; New York: Cambridge, 1981.

Murray, John. "Glorification". In Redemption Accomplished and Applied. Grand Rapids: Eerdmans, 1955, pp. 174-181.

Smith, Wilbur M. The Biblical Doctrine of Heaven. Chicago: Moody, 1968.

Отрывок для запоминания


Отк. 21:3,4: "" ' " ' "'■ ■"■' ■ - '

И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками,
и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет
Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плана,
ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло.
-..,


■fft




■■Л

кц


//>..■' л«■■ '■{'


Future. Grand Rap-

lole ofihe Heavenly j3>. Socicly for New ge, 1981. \ndApplied. Grand

loody, 1968.


веры


SKI-.";


эга с человеками, Зог с ними будет туже; ни плача,

., I.'J.


ПРИЛОЖЕНИЯ

; г д;.гг 0 f i '■'■'■


-■■'.п.: - fc:


■ о.1-;.- А И ■ >


       
 
   
 


л !. f.:.<•,

i'i.: '-■:'.-

•;i,r. м I:,1»' •■■,. чь-i.'.


" ■ ti.-


fefl?.^;..^v-..■-.■ у -- -,■.. Приложение 1


trf43'a ROBMNO NNXOdjlOTOOnA

(,e.

■■-:■ (


I


Исторические символы веры1

В этом приложении представлены некоторые наиболее значительные символы веры, сформулированные в различные периоды истории Церкви. Из раннехристианской церкви я включил в этот перечень четыре великих вселен­ских символа веры: Апостольский (III—IV вв.), Никейский (325/381 гг.), Афа­насьевский (конец IV — начато Vв.) и Халкидонский (451 г). Из протестант­ских церквей, начиная с Реформации, я включил еще четыре символа веры: «Тридцать девять статей» (1571 г) [англиканская церковь и методисты]; «Вест­минстерское вероисповедание» (1643-1646 гг.) [британские реформаты и пре­свитериане]; «Нъю-Хемпширское баптистское исповедание» (1833 г) и «Бап­тистскую веру и весть» (1925/1963 гг.) [Южные баптисты]. И наконец, я вклю­чил «Чикагскую декларацию о непогрешимости Библии» (1978 г.), потому что она явилась результатом работы конференции, представляющей все много­образие евангелических традиций, и получила широкое признание как нор­мативный вероучительный документ, посвященный вопросу разногласий в церкви, имевших место в недавнем прошлом и в настоящем.

Недостаток места заставил меня включить в приложение только один из весьма пространных символов веры, созданных в эпоху Реформации, и я оста­новился на «Вестминстерском вероисповедании», в котором, отражена докт-ринальная позиция, во многом совпадающая с позицией этой книги. Это озна­чает, что я не смог включить сюда второй из величайших лютеранских сим во­лов веры — «Аугсбургское вероисповедание» (1530), или «Формулу согласия» (1576)1

Учащиеся, которые уделят время внимательному чтению этих вероиспо­веданий, убедятся, что в них представлено великолепное изложение учения Писания.

1 Апостольский, Никейский, Афанасьевский символы веры шт. по: Книга согласия: Вероисповедание и учение лютеранской церкви. М.: Лютеранское наследие, 1998.

Вестминстерское исповедание веры цит. по: Вестминстерское исповедание веры. М.: Протестант, 1995. — Примеч. ред.

1 Эти лютеранские вероисповедания легко найти в книге: Philip Schaff, The Creeds of Christendom, 3 vols. (Grand Rapids: Baker, 1983, reprint of 1931 edition), 3:3-73, 93-180.



Приложения


АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ (III-IV вв. н. э.)

Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли.

И во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, зача­того от Духа Святого, рожденного от девы Марии, пострадавшего при Пон-тии Пилате, распятого, умершего и погребенного1, воскресшего из мертвых в третий день, вознесшегося на небеса, сидящего одесную Бога, всемогущего От] (а, откуда Он придет судить живых и мертвых.

Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в обще­ние святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную. Аминь.

'W'' ' НИКЕИСКИИ СИМВОЛ ВЕРЫ

(325 г. н. э.; уточнен на Константинопольском соборе в 381 г. н. э.)

Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего ви­димого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога3, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, нссотворенного, единосущного Отцу, и чрез Которого все сотворено, сошедшего с небес ради нас, людей, и нашего ради спасения; воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечивше-гося, и распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию, и вознесшегося на небеса, и сидяще­го одесную Отца, и снова грядущего во славе судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца,

И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца и Сына3 исходя­щего, с Отцом и Сыном достойного принять поклонение и прославление, го­ворившего через пророков.

1 Я не включаю сюда фразу «сошедшего в ада, так как ее нет в ранней редакции
Апостольского символа веры и так как это вызывает доириналъные споры (см. дискус­
сию в гл. 26).

' Слов «Бога от Бога» не было в версии 381 г., они взяты из предыдущего текста, 325 г., и включены в современную редакцию.

2 Слова «и Сына» были включены в текст после Константинопольского собора 381 г.,
и сегодня такая релакция этого текста принята и протестантской, и Римско-католи­
ческой церковью. Но этих слов нет в тексте, принятом православными церквами. (См.
гл.13.) ■..... ,_Л_ ■,:..._■_______ „


Приложение I, Исторические символы веры


132I



ЕРЫ


И во единую святую, христианскую (кафолическую) и апостольскую Церковь.

Исповедую единое Крещение во оставление грехов, ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. - ■ <\ -■-, ■ ■- .г- ■■■;.



1СМЛИ.

, Господа нашего, зача-эстрадавшего при Пон-скресшего из мертвых в ную Бога, всемогущего

[скую Церковь, побще-вжизнь вечную. Аминь.

соборе в 381 г. н. э.)

небаи земли, всего ви-

о Сына Божия, от Отца Света, Бога истинного юсущного Отцу, и чрез людей, и нашего ради евы, и вочеловсчивше-jero и погребенного, и;я на небеса, и сидяще-!вых и мертвых; Его же

Отца и Сына3 исходя-ие и прославление, го-


ХАЛКИДОНСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ ч1'1^--

>?•-,■. ■: (451 г н.э.) ^w.^™.^'.^..?)

J4^a чгЯ i.Wv.-eiu'3'' «■ игпшм тО r/f:rRftDf.»*■ >']>! Ли"!.f!

Итак мы, следуя Святым Отцам, единодушно учим людей исповедовать единого Сына, нашего Господа Иисуса Христа, единого совершенного в Бо­жественной сущности и совершенного в человеческой сущности; истинного Бога и истинного человека, наделенного разумной душой и телом; единосущ­ного Отцу в Божестве и единосущного нам по человеческой сущности; во всем подобного нам, без греха; рожденного прежде всех веков Отцом в Божествен­ной сущности и в сии последние дни, нас ради и нашего ради спасения, родив­шегося от Девы Марии, Матери Божьей, в человеческой сущности; единого Христа, Сына, Господа, единородного, признаваемою ъ двух природах, неслиян-но, неизменно, нераздельно, неразлучно; так что различение природ никоим об­разом не уничтожается их соединением, но свойства каждой природы сохраня­ются и согласно действуют в одном Лице и одной ипостаси, не разделенной на два лица, но единого Сына, единородного, Бога. Слова, Господа Иисуса Хрис­та, как о Нем возвестили пророки от начала, и как нас научил Сам Господь Иисус Христос, и как нам передано в исповедании Святых Отцов.

АФАНАСЬЕВСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ (IV-Vbb. н.э.)

if W



:е нет в ранней редакции льные споры (см. дискус-

федыдущеготекста, 325 г.,

нополыжого собора 381 г., "ской, и Римско-каголи-лавными церквами. (См.


1. Всякий, желающий спастись, должен прежде всего иметь всеобщую
[кафолическую] христианскую веру.

2. Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно обречен на
вечную погибель.

3. Всеобщая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу
в Триединстве и Триединству в Едином Божестве;

4. Не смешивая ипостаси и не разделяя сущность Божества.

5. Ибо одна ипостась Божества — Отец, другая — Сын, третья же — Дух
Святой.



Приложения



6. Но Божество — Отец, Сын и Святой Дух — едино, слава [всех ипоста­
сей] одинакова, величие [всех ипостасей] вечно.

7. Каков Отец, таков же и Сын и таков же Дух Святой. н^,:.ю'-г.>Н

8. Отец не сотворен, Сын не сотворен и Дух не сотворен.

9. Отец не постижим, Сын не постижим и Святой Дух не постижим.
10. Отец вечен, Сын вечен и Святой Дух вечен.

П. И всеже они являются не тремя вечными, но единым Вечным [Боже­ством].

12. равно как не существует трех Несотворенных и трех Непостижимых,
но один Нссотворенный и один Непостижимый.

13. Таким же образом, Отец всемогущ, Сын всемогущ и Святой Дух все-

14. Но все же не трое Всемогущих, но один Всемогущий. ■ vt ^

15. Так же Отец есть Бог, Сын есть Боги Святой Дух есть Бог.

16. Хотя они являются не тремя Богами, но одним Богом.

17. Точно так же Отец есть Господь, Сын есть Господь и Святой Дух есть
Господь.

18. И всеже существуют не три Господа, но один Господь.

19. Ибо подобно тому, как христианская истина побуждает нас признать
каждую ипостась Богом и Господом, так и всеобщая [кафолическая] вера зап­
рещает нам говорить, что существуеттри Бога, или три Господа.

20. Отец является Несозданным, Несотворенным и Нерожденным.

21. Сын происходит только от Отца, Он не создан и не сотворен, но по­
рожден.

22. Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан, не сотворен,
не рожден, но исходит [от Них].

23. Итак, существует один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына,
один Святой Дух, а не три Святых Духа.

24. И в этом Триединстве никто не является ни первым, ни последующим,
равно как никто не больше и не меньше других,

25. Но вес три ипостаси одинаково вечны и равны между собою. Итак во
всем, как было сказано выше, надлежит поклоняться Единству в Триедин­
стве и Триединству в Единстве.

26.И всякий, кто желает обрести спасение, должен так рассуждать о
Троице.

27. Кроме того, для вечного спасения необходимо твердо веровать в во­
площение нашего Господа Иисуса Христа.

28. Ибо праведная вера заключается в том, что мы веруем и исповедуем
нашего Господа Иисуса Христа Сыном Божьим, Богом и Человеком.

29. Богом от Сути Отца, порожденным прежде всех веков; и Человеком,
от естества матери Своей рожденным в должное время.

30. Совершенным Богом и совершенным Человеком, обладающимразум-
нойдушойичеловеческимтелом..,


31. Равны
ловеческой су

32. Которь
мя, но единым

33.Едины

34.Полно
чине единства

35.Ибо ка
век есть один'

36. Которь
вых в третий Д|

37. Он воз]
откуда Он при

38.ПриЕг о своих деяния

39. И твор
[будут послань

40. Это вес
руетвэто, нем

СИ

Существую частей или стр£ благостью; Со: единстве этого гущестдеивеч!

Сын, Кото] нял человеческ полные и совер

ВОДНОЙ ЛИЧНО!

что есть один X] пят, умер и был вой не только з;


южение 1. Исторические символы веры




лава[всех ипоста-

.... - j jj i

Ь......... л..н

непостижим, [м Вечным [Боже-(Непостижимых, 1 Святой Дух все-

гьБог.нь,:-,ж i Святой Дух есть

№.

[ает нас признать ческая] веразап-ода.

эжденным. сотворен, но по­ган, не сотворен, ^ а не три Сына, и последующим,

собою. И так во ству в Триедин-

iK рассуждать о о веровать в во-

м и исповедуем

эвеком.

в; и Человеком,

дающим разум-


31. Равным Отцу по Божественности и подчиненным Отцу по Своей че­
ловеческой сущности.

32. Который, хотя и является Богом и Человеком, при этом является не дву­
мя, но единым Христом.

33. Единым не потому, что человеческая сущность превратилась в Бога.

34.Полностью Единым не потому, что сущности смешались, но по при­
чине единства ипостаси.

35. Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Чело­
век есть один Христос.

36. Который пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, воскрес из мерт­
вых в третий день.

37.Он вознесся на небеса, Он восседает одесную Отца, Бога Всемогущего,
откуда Он придет судить живых и мертвых.

38. При Его пришествии все люди вновь воскреснут телесно и дадут отчет
о своих деяниях.

39.И творившие добро войдут в жизнь вечную. Совершавшие же зло —
[будут посланы] в вечный огонь.

40.Это всеобщая [кафолическая] вера. Тот, кто искренне и твердо не ве­
рует в это, не может обрести спасения.

[..' '1;','Л СИМВОЛ ВЕРЫ (ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТЬ СТАТЕЙ) (1571: англиканская церковь)

/. О вере в Святую Троицу

Существует только один живой и истинный Бог, вечный, не имеющийтела, частей или страстей; обладающий бесконечными могуществом, мудростью и благостью; Создатель и Хранитель всех вещей, видимых и невидимых. И в единстве этого Бога заключены три Личности, единые в Своей сущности, мо­гуществе и вечности: Отец, Сын и Святой Дух.

■■'.(Ktfftfo'flHiV-.i п. О Слове, иди Сыне Божьем, ~"""~ " Который был воплощен в человека

Сын, Который является Словом Отца, извечно порожденным Отцом, при­нял человеческую природу во чреве Девы Марии, от ее сущности, так что две полные и совершенные природы, Божественная и человеческая, соединились в одной Личности, чтобы никогда больше не разъединяться, откуда следует, что есть один Христос, Бог и Человек; Который претерпел страдания, был рас­пят, умер и был погребен, чтобы примирить Своего Отцас нами и стать жерт­вой не только за первородный грех, но и за индивидуальные грехи людей.



Приложения


///. О сошествии Христа в ад гО;>«•-: ^.-.Ч.-И. Поскольку Христос умер за нас и был погребен, следуеттакже верить, что Он сошел в ад.

лгшЗччря&чт-к^'к^ IV. О воскресении Христа ®хсЯ-*Н.™ы*ЫиЗ-.'Л.

Христос действительно воскрес из мертвых и получил снова Свое тело из плоти, костей и всех вещей, присущих совершенству человеческой природы; после чего Он вознесся на небо, и восседает там, пока не возвратится, чтобы судить всех людей в последний день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: