double arrow

Д. Справедливость Бога на последнем суде

Писание ясно говорит отом, что Бог будет абсолютно справедлив и что в тот день никто не сможет упрекнуть Его в пристрастности. Бог «нелицеприят­но судит каждого по делам» (1 Пет. 1:17), «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:11; ср.: Кол. 3:25). Поэтому «заграждаются всякие уста» и «весь мир становится

5 См. гл. 40, а также: Лк. 16:24-26; Евр. 9:27.

6 Berkhof, Systematic Theology, p. 731.


Глава 55. Последний суд и вечное наказание



виновен пред Богом» (Рим. 3:19), и при этом никто не сможет сказать, что с ним обошлись несправедливо. Одно из великих благословений последнего суда будет заключаться в том, что святые и ангелы увидят абсолютную спра­ведливость Божью в применении к миллионам жизней, и это будет источни­ком Его прославления в вечности. Во время осуждения развращенного Вави­лона на небесах будет великое прославление Бога, так как Иоанн говорит: «Я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя] спасение и слава, и честь и сила Господу нашему; ибо ис­тинны и праведны суды Его\» (Отк. 19:1,2, курсив мой. — У. Г.).

«|шч1 й.>чм<оО.п.:

Е. Моральное значение последнего суда ,.:.,

Учение о последнем суде имеет для нас большое моральное значение. Л|

1. Учение о последнем суде удовлетворяет наше внутреннее стремление к
справедливости в мире.
Знание, что последний суд состоится, дает нам уве­
ренность в справедливости Божьего мира, поскольку Бог ведает обо всем и
судит справедливо. Когда Павел повелевает рабам подчиняться своим госпо­
дам, он уверяет их: «Кто неправо поступит, тот получит по своей неправде: у
Него нет лицеприятия» (Кол. 3:25). Когда в описании последнего суда гово­
рится о том, что «книги раскрыты были» (Отк. 20:12; ср.: Мал. 3:16), это напо­
минает нам (в каком бы смысле ни говорилось о книгах — в буквальном или в
символическом) о том, что Бог постоянно и тщательно учитывает все наши
поступки, и в конце концов за все содеянное люди дадут ответ.

2. Учение о последнем суде дает нам силы прощать. Мы понимаем, что
нам не следует мстить другим за то, что они дурно с нами поступили, или даже
просто намеревались с нами дурно поступить, так как Бог оставляет это пра­
во за Собой. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию.
Ибо написано; „Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь "» (Рим. 12:19, кур­
сив мой. — У. Г.). Поэтому, когда с нами плохо поступают, мы можем предо­
ставить Богу право посчитаться с обидчиком, зная, что за любое зло в конеч­
ном счете будет заплачено: либо зло будет искуплено крестной смертью Хрис­
та (если обидчик станет христианином), либо за зло воздастся по заслугам на
последнем суде (это касается тех людей, которые не верят в Христа ради спа­
сения). Однако в любом случае мы можем предать подобную ситуацию в руки
Божьи и молиться о том, чтобы наш обидчик уверовал в Христа ради спасе­
ния и таким образом получил прощение своих грехов. Это удержит нас от оби­
ды, вызванной несправедливостью, в случае есл и обидчик не понесет наказа­
ния. Бог справедлив, и мы можем предоставить данную ситуацию Ему, зная,
что однажды Он исправит каждую несправедливость и абсолютно справед­
ливо вознаградит или накажет. Таким образом мы следуем примеру Христа,



Часть VI]. Учение о грядущем


Который, «будучи злословим... незлословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23, курсив мой. — У. Г.). Он также молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Л к. 23:34; ср.: Деян. 7:60, где Стефан последовал примеру Иисуса и молился о тех, кто предавал его смерти).

3. Учение о последнем суде побуждает нас жить праведно. Для верующих
мысль о последнем суде — побуждение к верности и к добрым делам не для
того, чтобы обрести прощение грехов, а для того, чтобы получить большее воз­
награждение в вечности7. Это здравый и благой мотив для нас. Иисус гово­
рит: «Собирайте себе сокровища на небе» (Мф. 6:20) — хотя это и противоре­
чит взглядам, распространенным в мирской культуре, в той среде, в которой
люди не верят ни в небеса, ни в вознаграждение в вечности.

Для неверующих учение о последнем суде является определенным сдер­живающим моральным фактором. Если в обществе большинство людей при­знает, что все однажды дадут отчет перед Творцом за свою жшнь, то опреде­ленный «страх Божий» будет влиять на очень многих людей. Напротив, те, кто не осознает, что последний суд действительно состоится, предают себя все боль­шему злу, показывая, что «нет страха Божия пред глазами их» (Рим. 3:18, кур­сив мой. — У. Г.). Петр говорит, что тс, кто отрицает последний суд, — это «наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: „где обетование пришествия Его?.."» (2 Пет. 3:3,4, курсив мой. — У. Г.). Он говорит также, что разнузданные люди, которые «дивятся, что вы не участву­ете с ними в том же распутстве, и злословят вас», тем не менее «дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых» (1 Пет. 4:4,5). Мысль о послед­нем суде — это утешение верующим и предостережение неверующим, данное им, чтобы они оставили свои злодеяния.

4. Учение о последнем суде — мощный стимул к проповеди. Решения, кото­
рые люди принимают в этой жизни, повлияют на их судьбу в вечности. В на­
ших сердцах и устах эхом отзывается призыв Бога, данный через Иезекииля:
«Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом
Израияев?»
(Иез. 33: Н, курсив мой. — У. Г.). Петр говорит даже, что возвра­
щение Господа откладывается потому, что Бог «долготерпит нас, не желая, что­
бы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).

-b;tuMus!J!;tvNqy "; UiiX'iH 'Шг.-ч\Ь\<>/. Ht>.ij,osr../S 'Wina^; Л ■■И.).>•. '■■■ ■ \Ь -'■■'-..

Ж. Учение об аде

Уместно рассмотреть учение об аде в связи с учением о последнем суде. Понятие «ад» мы можем определить следующим образом: ад — это место

7 Мысль о трудах ради большего вознаграждения на небесах — частая тема в Новом
Завете, см. выше....


Глава 55. Последний суд и вечное наказание




градая, не угрожал, но й. — У Г.), Он также;.23:34;ср.:Деян.7:60, тех, кто предавал его

'ведно. Для верующих добрым делам не для юлуч ить большее воз-для нас. Иисус гово-штя это и противоре-(той среде, в которой сти.

определенным сдер-эшинство людей при-ою жизнь, то опреде-1ей. Напротив, те, кто тредают себя все боль-[иих» (Рим. 3:18, кур-юследний суд, — это охотям и говорящие: сив мой. — У. Г.). Он ся, что вы не участву-(с менее «дадут ответ ■,5). Мысль о послед-неверуюшим, данное

веди. Решения, кото-
[ьбуввечности. Вна-
ый через Иезекииля:
гго умирать вам, дом
ритдаже, что возвра-
[итнас, не желая, что-
,3:9).. -

ем о последнем суде, зом: адэто место

х — чапая тема в Новом


вечного, осознаваемого наказания грешников. Писание очень часто говорит, что такое место существует. В конце притчи о талантах господин говорит: «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25:30). Это одно из многочисленных подтверждений того факта, что после суда наказание будет осознаваться теми, кто ему подвергнется. На суде царь скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). И Иисус говорит, что проклятые «пойдут... в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46)s. Параллель, проводимая в данном тексте между «вечной жизнью» и «вечной мукой», указывает на то, что оба состояния будут бесконечными9.

Иисус говорит об аде, как о «неугасимом огне» (Мк. 9:43), и говорит, что ад —это место, «где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк. 9:48)ш. Ис­тория о богаче и Лазаре также указывает на ужасающее осознаваемое нака-

...Умер и богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он под­нял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив,. сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы 1 ,. омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в 5. пламени сем (Лк. 16:22-24).

Затем богач просит Авраама послать Лазаря в дом его отца, говоря: «Ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения» (Л к. 16:28, курсив мой. — У. /".)..■р- - В Откровении вечное наказание описывается тоже весьма красноречиво:

...Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восхо­дить во аеки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью покло-няющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его ■ ■ (Отк. 14:9-11).

Этот отрывок совершен] ю ясно говорит нам о вечном осознаваемом на­казании неверующих.;uilu,.,,oABJ ,1,.,.,= „, ■'! >......,■.:

* Слово, переведенное здесь как «мука», — по-гречески кбХаащ — обычно обозна­чает сильное физическое страдание или пытку, которым подвергались христиане («Му­ченичество Поликарпа» 2.4, ср.: Игнатий, "Послание к Римлянам 5.3»). Иногда это слово означает просто божественное наказание в целом, без определения его природы (ср.: BAGD,pp.440,441).

9 Эти тексты и тексты, которые цитируются в следующих абзацах, ясно указывают,
что Библия не учит универсализму (доктрине о том, что в конечном счете все люди будут
спасены).

10 Ср.: Ис. 66:24, где говорится о непокорных Богу: «Ибо червь их не умрет, и огонь
их не угаснет».,-■■-,■■ ----,-................. :-



Часть VII. Учение о грядущем


В связи с осуждением Вавилона, огромная толпа на небесах восклицает: «Аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков» (Отк. 19:3, курсив мой. — У. Г.). В период последнего отступления, когда сатана будет побежден, «диавол, прельщавший их. ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Отк. 20:10, курсив мой. — У. Г.). Этот отрывок также очень важен в связи с Мф. 25:41, где говорится, что неве­рующие отсылаются «в огонь вечный, уготованный дианолу и ангелам его». Эти стихи помогают осознать, каким страшным злом является грех и непо­корность Богу и насколько велика святость и справедливость Бога, которая и приводит в исполнение приговор.

Представление о венном осознаваемом наказа] ши неверующих не так дав­но отрицалось даже некоторыми евангельскими богословами11. Прежде это учение отвергалось церковью Адвентистов седьмого дня и отдельными людь­ми в течение всей церковной истории. Те, кто отрицает вечное осознаваемое наказание, часто выступают в защиту «антгиляционизма» (от лат. annihilare, «уничтожать»), учения о том, что грешники, после того как испытают гнев Божий в течение определенного времени, будут «уничтожены» Богом, такчто они не будут более существовать12. Таким образом, наказание «осознается», но не является «вечным».

Аргументы, вьщвигаемыевзащитуаннигиляционизма, следующие: 1) иногда говорят, что библейское упоминание о погибели грешников означает, что они перестанут существовать (Фл п. 3:19; 1 Фес. 5:3; 2 Фес. 1:9; 2 Пет. 3:7 и др.); 2) что существует противоречие между осознаваемым наказанием и любовью Бога; 3) что есть несправедливость, связан пая с неравнозначностью совершен­ных во времени грехов и наказанием, назначаемым в вечность; 4) что посто-янное присутствие злых существ в Божьем мире портило бы совершенство мира, созданного Богом для отражения Его славы.

В ответ на первый аргумент следует сказать, что терминология, употреб­ленная в этих отрывках (Флп. 3:19; 1 Фес. 5:3; 2 Фес. 1:9; 2 Пет. 3:7), не под­разумевает непременного прекращения существования или аннигиляции

11 См.: Philip E. Hughes, The True Image: The Origin ami Destiny of Man in Christ (Grand
Rapids: Eerdmans, 1989), pp. 405-407; David L. Edwards and John R. W. Stoil, Essentials:
A Liberal-Evangelical Dialogue
(London: Hodder and Stoughton, 1988), pp. 275, 276; Clark
Pinnock, "The Destruction of the Finally Impenitent", CThRev 4 (Spring 1990), pp. 243-259.

12 Разновидностью точки зрения о том, что Бог впоследствии уничтожит неверую­
щих (собственно аннигиляиионизм}, является позиция, которую называют «уаювным бес­
смертием».
Она заключается в том, что Бог делает людей бессмертными (т. с. они могут
жить вечно) только в том случае, если они принимают Христа как Спасителя. Таким
образом, люди, которые не становятся христианами, не имеют дара вечной жизни, и
после смерти или в конце последнего суда они просто перестают существовать. Этот
взгляд очень близок к аннигиляционизму, и я не рассматриваю его в данной главе от­
дельно. (Сторонники некоторых разновидностей условного бессмертия отрицают также
и осознаваемое наказание, даже на короткое ирсмя.)


т


Глава 55. Последний суд и вечное наказание




ебесах восклицает: сив мой. —У Г.). В эбежден, «диавол, 1Срьилжепророк,и эсив мой. — У. Г.).)ворится,чтоневе-элуи ангелам его». 1ястся грех и непо-сть Бога, которая и

рующих не так да в-1ами". Прежде это отдельными людь-■шос осознаваемое ■ (от лат. annihilare, ак испытают гнев ны» Богом, так что i ни е «о с оз нается»,

[едующие: 1) иногда в означает, что они Э; 2 Пет. 3:7 и др.); шнием и любовью костью совершен-ость; 4) что посто- эверше нство мира,

нология,употреб- I Пет. 3:7), не под-или аннигиляции

f Man in Christ (Grand I. W. Stott, Essentials:), pp. 275, 276; Clark ig 1990), pp. 243-259. уничтожит неверую-■ывают «условным бес- ■1ыми (т.е. они могут IK Спасителя. Таким ipa вечной жизни, и: сущее пювать. Этот ■о в данной главе от-ртия отрицают также


какого-либо рода. Эти выражения могут просто обозначать тяжелые и разру­шительные последствия последнего суда для неверующих1!.

Что же касается второго аргумента, то трудно согласовать также Божью любовь и вечное наказание, которое содержится в представлении о божествен­ном наказании в целом. И, наоборот, если (как об этом исчерпывающе свиде­тельствует Писание) Бог может наказывать грешников в течение некоторого времени после суда, то почему Он не может применить такое же наказание на бесконечный период времени?

Такое рассуждение может привести нас к другой разновидности анни-гиляционизма, в которой осознаваемое наказание отрицается в принципе, даже на короткое время, и единственное наказание грешников заключается в том, что после смерти они перестают существовать. Но можно ли считать наказанием подобное немедленное уничтожение, ведь в этом случае чело­век не ощущает страдания. Гарантия прекращения существования многим людям, особенно тем, кто страдает от тягот этой жизни, показалась бы сво­его рода желанной альтернативой. И если бы не существовало никакого на­казания неверующих, то даже люди, подобные Гитлеру и Сталину, не полу­чали бы никакого возмездия, и в мире не было бы справедливости. Тогда люди не боялись бы быть в этой жизни настолько грешными, насколько это воз­можно.

Третий аргумент, гласящий, что вечное наказание несправедливо (так как нет соразмерности временного греха и вечного наказания), основан на невер­ной предпосылке о том, что мы осознаем масштаб зла, твори мого через непо­корность грешников Богу- ДеЙвид Кингдон замечает, что «грех против Творца отвратителен до такой степени, которая выходит далеко за рамки нашего про­низанного грехом воображения... Кто был бы настолько дерзок, чтобы указы­вать Богу., каким должно быть наказание?»14 Свой ответ на это замечание

13 В Флп. 3:19 и 2 Пет. 3:7 понятие «гибель» выражено слоном amiAsia. т. е. тем же
самым словом, которое ученики употребили для обозначения «траты» (как они считали)
масла, которым были помазаны волосы Иисуса (Мф. 26:8). Однако масло не перестало
существовать; оно было на голове Иисуса. Оно было «погублено» в том смысле, что его
уже невозможно было использовать иначе или продать. В 1 Фес. 5:3 и 2 Фес. 1:9 для
обозначения «погибели» (в русском синодальном переводе — «пагубы». — Примеч. пер.)
грешников употреблено другое слово, б&еврод, однако и это слово не подразумевает пре­
кращения существования чего-либо, так как в 1 Кор. 5:5 оно употреблено в отношении
человека, преданного сатане {изгнание из церкви) для погибели плоти (в русском сино­
дальном тексте — «во измождение плоти». — Примеч. пер.). Однако плоть человека явно
не перестала существовать после того, как он был изгнан из церкви, даже если он стра­
дал в теле (это будет правильным не зависимо оттого, считаем ли мы «плоть» обозначе­
нием физического тела человека, или его греховной природы).

14 David Kingdon, "Annihilationism: Gain or Loss?" (1992 г.; неопубликованная руко­
пись, полученная от автора), р. 9.



Часть VII. Учение о грядущем


он продолжает утверждением о том, что грешники в аду могут продолжать грешить, получать наказание за грех и не раскаиваться в нем, и отмечает, что на это указывает текст Отк. 22: ] 1: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится»15.

Однако здесь против аннигиляционизма может быть выдвинут аргумент, основанный на понятии Божьей справедливости. Разве кратковременное на­казание, предполагаемое аннигиляционистами, является подлинной^яс/ма- топ за вес грехи неверующих и удовлетворяет справедливость Божью? Если нет, то справедливость Бога не была удовлетворена и неверующий не должен быть уничтожен. Если же да, то неверующему следует предоставить право взой­ти на небеса и его не следует уничтожать. В любом случае аннигиляционизм не является необходимым и правильным подходом.

Что касается четвертого аргумента, который гласит, что зло, которое оста­ется без наказания, уменьшает славу Божью в мире, то следует сказать, что нам нужно помнить о том, что когда Бог наказывает зло. Он торжествует над ним и слава Его справедливости, праведности и торжества над любым врагом в конце концов будстяшзеиа (см.: Рим. 9:17,22-24). Глубина милосер­дия Божьего также будет явлена, поскольку все спасенные грешники осозна­ют, что они заслуживают наказания Божьего и избежали его лишь по мило­сердию Божьему, благодаря ходатайству Иисуса Христа (ср.: Рим. 9:23,24).

После всего сказанного следует отметить, что окончательное разрешение этого вопроса во всей его глубине лежит далеко за пределами нашего понима­ния и скрыто в сознании Бога. Если бы процитированные отрывки из Писа­ния не учили пас столь ясно вечному осознаваемому наказанию, аннигиля­ционизм мог бы показаться нам привлекательной точкой зрения. Хотя анни-гиляционизму можно противопоставить богословские аргументы, в конечном счете, лишь ясность и авторитет Писания убеждают нас, что данная точка зре­ния противоречит учению о вечном осознаваемом наказании грешников16.

Как нам следует относиться к данному учению? В наши дни нам сложно — а иначе и быть не может — размышлять об этом учении. Если в нашем сердце не возникает глубокая печаль, когда мы размышляем об этом учении, то в духов-

15 David Kingdon, "Annihiiationism: Gain or Loss?" (1992 г.; неопубликованная руко­
пись, полученная от автора), pp. 9, 10.

16 Поскольку учение о вечном осознаваемом наказании столь чуждо нашей культу­
ре и на более глубоком уровне — нашему инстинктивному, Богом данному чувству люб­
ви и желанию искупления каждого человеческого существа, созданного по образу Божь­
ему, то в наши дни это одно из наиболее трудно принимаемых христианских учений.
Наблюдается также следующая тенденции: те, кто перестает верить в Библию как в ис­
точник абсолютной истины, в первую очередь отрекаются именно от этого учения. Сре­
ди либеральных богословов, которые не признают абсолютной правдивости Библии, в
наши дни, возможно, нет ни одного человека, который верил бы В учение о вечном осо­
знаваемом наказании.


т


Глава 55. Последний суд и вечное наказание




' могут продолжать «м, и отмечает, что це делает неправду;

выдвинут аргумент, штковременное на-подлинной распла- юсть Божью? Если рующий не должен ставить право взой-аннигиляиионизм

i aio, которое оста- тедует сказать, что Он торжествует кества над любым.Глубина мил осер-грешникиосозна-;голишь по мило-р.: Рим. 9:23,24). шьное разрешение и нашего понима-отрывки из Писа-занию, аннигиля-рения.Хотяанни-*енты, в конечном ■данная точказре- ш грешников16, цни нам сложно — щ в нашем сердце учении, то вдухов-

убл и кованная руко-

уждо нашей культу-н ном у чувству люб­ого по образу Божь-истиаиских учений, в Библию как в ис-г этого учения. Сре-вдивости Библии, в кние о вечном осо-


ном и эмоциональном плане с нами что-то не в порядке. Павел, размышляя о гибели своих братьев по крови, о гибели евреев, говорит: «Великая для меня печаль п непрестанное мучение сердцу моему» (Рим. 9:2, курсив мой. — У. Г.). Не случайно и Бог говорит нам о Своей собственной печали при виде гибели грешников: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но что­бы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилсв?» (Исз. 33:11). Муче­ния Иисуса очевидны из Его слов: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий про­роков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37,38; ср.: Л к. 19:41,42).

Нам потому трудно размышлять об аде, что Бог поместил в наши сердца часть Своей собственной любви к людям, сотворенным по Его подобию, даже к грешникам, которые Ему непокорны. Чем дольше мы живем и чем больше мы видим людей, которые нуждаются в Евангелии и вере в Христа ради спа­сения, тем большую печаль и угнетение духа мы испытываем, когда размыш­ляем о вечном наказании. Однако мы должны помнить, что все, задуманное Богом и изложенное в Писании, справедливо. Поэтому мы должны остерегать­ся, чтобы нам не возненавидеть это учение или не начать сопротивляться ему, мы должны стремиться, насколько это возможно, признать, что вечное нака­зание справедливо и правильно, ибо в Боге нет никакой несправедливости.

Нам может помочь осознание того факта, что если бы Бог не осуществил вечного наказания, то Его справедливость не была бы удовлетворена, а Его слава не была бы явлена так, как Он считает необходимым. Возможно, нам поможет также мысль о том, что с точки зрения будущего мира необходимость и справедливость вечного наказания гораздо более очевидна. Иоанн слышит, как мученики на небесах восклицают: «Доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Отк. 6:10). Кроме того, при разрушении Вавилона, великий глас множества людей на небесах прославляет Бога за справедливость Его суда, ибо эти люди наконец увидели отвратительную природу зла такой, какова она есть:

...Аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему; ибо ■■ истинны и праведны суды Его! потому что Он осудил ту великую любо-; '■ ' дейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь " рабов Своих от руки ее... Аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков ' (Отк. 19:1-3).

Когда это произошло, «двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуйя!» (Отк. 19:4). Мы не можем утверждать, что все это множество спасенныхлюдей и небес­ных животных морально не правы, когда они славят Бога за свершение воз­мездия над злом, так как все они свободны от греха и их моральное суждение угодно Богу.



Часть VII. Учение о грядущем


Однако в нынешнем веке мы можем так приветствовать справедливость Божью в наказании ала лишь при размышлении о вечном наказании сатаны и бесов. Когда мы размышляем о них, мы не испытываем инстинктивной люб­ви к ним, хотя и они также были сотворены Богом. Ныне они полностью пре­дали себя злу и находятся вне возможности спасения. Поэтому мы не можем желать их спасения, как мы желаем спасения всех людей. Мы должны ве­рить, что вечное наказание подлинно и справедливо, и все же нам следует же­лать, чтобы даже те люди, которые особен но жестоко преследовали церковь, пришли к вере в Христа и избежали вечного осуждения.

Вопросы для самостоятельной работы """■" '-'' "

г ' Ч. Прежде вы думали о том, что верующие также предстанут на последнем суде? Как теперь вы к этому относитесь? Как влияет на вашу жизнь осознание того факта, что мы предстанем перед престолом Христа-Судьи? Как вы думаете, что мы ощутим, когда все наши мысли и дела будут явлены в последний день? Ошушаете ли вы страх, когда размышляете об этом дне? Если да, то подумайте над текстом 1 Ин. 4:16—18:

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви (курсив мой. — У. Г.).

2. Вы задумывались раньше о приобретении сокровищ на небесах или о боль­
шем вознаграждении? Если вы действительно верите в это учение, то каким об­
разом, по вашему мнению, оно влияет на вашу жизнь?

3. Как вы думаете, что испытают те, кто будет участвовать вместе с Христом в
суде над ангелами и над всем миром (см.: 1 Кор. 6:2,3)? Что говорит о нашем
творении по образу Божьему и о плане Бога о нас тот факт, что Он допускает нас
к участию в последнем суде? Что вы чувствуете в связи с этим по поводу вас самих
и ваших отношений с Богом в вечности?

4. Подумайте о ваших друзьях-христианах в церкви. Как вы думаете, что вы
почувствуете, когда увидите их перед Христом на последнем суде? Что они по­
чувствуют, когда увидят вас перед лицом Христа? Ваши размышления о будущем
суде оказывают какое-либо влияние на ваши взаимоотношения с братьями и се­
страми во Христе сегодня?

5. Вы рады, что произойдет последний суд над верующими и неверующими?
Вы осознаете справедливость Бога, или, по-вашему, во всем этом сеть что-то не­
правильное?

6. Вы убедились, что Писание учит о вечном осознаваемом наказании греш­
ников? Когда вы размышляете об этом в связи с сатаной и бесами, вы чувствуете,
что это справедливо?


Глава 55, Последний суд и вечное наказание



7. Есть ли такие люди, которые вас обидели в прошлом и которых вам было трудно простить? Помогло ли вам учение о последнем суде простить этого человека?

Специальные термины


■>'.,; if j

ад

аннигиляционизм великий суд белого престола вечное осознаваемое наказание


последний суд к(. суд народов универсализм условное бессмертие


Библиография


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: