Писание ясно говорит отом, что Бог будет абсолютно справедлив и что в тот день никто не сможет упрекнуть Его в пристрастности. Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» (1 Пет. 1:17), «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:11; ср.: Кол. 3:25). Поэтому «заграждаются всякие уста» и «весь мир становится
5 См. гл. 40, а также: Лк. 16:24-26; Евр. 9:27.
6 Berkhof, Systematic Theology, p. 731.
Глава 55. Последний суд и вечное наказание
виновен пред Богом» (Рим. 3:19), и при этом никто не сможет сказать, что с ним обошлись несправедливо. Одно из великих благословений последнего суда будет заключаться в том, что святые и ангелы увидят абсолютную справедливость Божью в применении к миллионам жизней, и это будет источником Его прославления в вечности. Во время осуждения развращенного Вавилона на небесах будет великое прославление Бога, так как Иоанн говорит: «Я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя] спасение и слава, и честь и сила Господу нашему; ибо истинны и праведны суды Его\» (Отк. 19:1,2, курсив мой. — У. Г.).
|
|
«|шч1 й.>чм<оО.п.:
Е. Моральное значение последнего суда ,.:.,
Учение о последнем суде имеет для нас большое моральное значение. Л|
1. Учение о последнем суде удовлетворяет наше внутреннее стремление к
справедливости в мире. Знание, что последний суд состоится, дает нам уве
ренность в справедливости Божьего мира, поскольку Бог ведает обо всем и
судит справедливо. Когда Павел повелевает рабам подчиняться своим госпо
дам, он уверяет их: «Кто неправо поступит, тот получит по своей неправде: у
Него нет лицеприятия» (Кол. 3:25). Когда в описании последнего суда гово
рится о том, что «книги раскрыты были» (Отк. 20:12; ср.: Мал. 3:16), это напо
минает нам (в каком бы смысле ни говорилось о книгах — в буквальном или в
символическом) о том, что Бог постоянно и тщательно учитывает все наши
поступки, и в конце концов за все содеянное люди дадут ответ.
2. Учение о последнем суде дает нам силы прощать. Мы понимаем, что
нам не следует мстить другим за то, что они дурно с нами поступили, или даже
просто намеревались с нами дурно поступить, так как Бог оставляет это пра
во за Собой. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию.
Ибо написано; „Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь "» (Рим. 12:19, кур
сив мой. — У. Г.). Поэтому, когда с нами плохо поступают, мы можем предо
ставить Богу право посчитаться с обидчиком, зная, что за любое зло в конеч
ном счете будет заплачено: либо зло будет искуплено крестной смертью Хрис
та (если обидчик станет христианином), либо за зло воздастся по заслугам на
последнем суде (это касается тех людей, которые не верят в Христа ради спа
сения). Однако в любом случае мы можем предать подобную ситуацию в руки
Божьи и молиться о том, чтобы наш обидчик уверовал в Христа ради спасе
ния и таким образом получил прощение своих грехов. Это удержит нас от оби
ды, вызванной несправедливостью, в случае есл и обидчик не понесет наказа
ния. Бог справедлив, и мы можем предоставить данную ситуацию Ему, зная,
что однажды Он исправит каждую несправедливость и абсолютно справед
ливо вознаградит или накажет. Таким образом мы следуем примеру Христа,
|
|
Часть VI]. Учение о грядущем
Который, «будучи злословим... незлословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23, курсив мой. — У. Г.). Он также молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Л к. 23:34; ср.: Деян. 7:60, где Стефан последовал примеру Иисуса и молился о тех, кто предавал его смерти).
3. Учение о последнем суде побуждает нас жить праведно. Для верующих
мысль о последнем суде — побуждение к верности и к добрым делам не для
того, чтобы обрести прощение грехов, а для того, чтобы получить большее воз
награждение в вечности7. Это здравый и благой мотив для нас. Иисус гово
рит: «Собирайте себе сокровища на небе» (Мф. 6:20) — хотя это и противоре
чит взглядам, распространенным в мирской культуре, в той среде, в которой
люди не верят ни в небеса, ни в вознаграждение в вечности.
Для неверующих учение о последнем суде является определенным сдерживающим моральным фактором. Если в обществе большинство людей признает, что все однажды дадут отчет перед Творцом за свою жшнь, то определенный «страх Божий» будет влиять на очень многих людей. Напротив, те, кто не осознает, что последний суд действительно состоится, предают себя все большему злу, показывая, что «нет страха Божия пред глазами их» (Рим. 3:18, курсив мой. — У. Г.). Петр говорит, что тс, кто отрицает последний суд, — это «наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: „где обетование пришествия Его?.."» (2 Пет. 3:3,4, курсив мой. — У. Г.). Он говорит также, что разнузданные люди, которые «дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас», тем не менее «дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых» (1 Пет. 4:4,5). Мысль о последнем суде — это утешение верующим и предостережение неверующим, данное им, чтобы они оставили свои злодеяния.
4. Учение о последнем суде — мощный стимул к проповеди. Решения, кото
рые люди принимают в этой жизни, повлияют на их судьбу в вечности. В на
ших сердцах и устах эхом отзывается призыв Бога, данный через Иезекииля:
«Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом
Израияев?» (Иез. 33: Н, курсив мой. — У. Г.). Петр говорит даже, что возвра
щение Господа откладывается потому, что Бог «долготерпит нас, не желая, что
бы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).
-b;tuMus!J!;tvNqy "; UiiX'iH 'Шг.-ч\Ь\<>/. Ht>.ij,osr../S 'Wina^; Л ■■И.).>•. '■■■ ■ \Ь -'■■'-..
Ж. Учение об аде
Уместно рассмотреть учение об аде в связи с учением о последнем суде. Понятие «ад» мы можем определить следующим образом: ад — это место
7 Мысль о трудах ради большего вознаграждения на небесах — частая тема в Новом
Завете, см. выше....
Глава 55. Последний суд и вечное наказание
градая, не угрожал, но й. — У Г.), Он также;.23:34;ср.:Деян.7:60, тех, кто предавал его
'ведно. Для верующих добрым делам не для юлуч ить большее воз-для нас. Иисус гово-штя это и противоре-(той среде, в которой сти.
определенным сдер-эшинство людей при-ою жизнь, то опреде-1ей. Напротив, те, кто тредают себя все боль-[иих» (Рим. 3:18, кур-юследний суд, — это охотям и говорящие: сив мой. — У. Г.). Он ся, что вы не участву-(с менее «дадут ответ ■,5). Мысль о послед-неверуюшим, данное
|
|
веди. Решения, кото-
[ьбуввечности. Вна-
ый через Иезекииля:
гго умирать вам, дом
ритдаже, что возвра-
[итнас, не желая, что-
,3:9).. -
ем о последнем суде, зом: ад — это место
х — чапая тема в Новом
вечного, осознаваемого наказания грешников. Писание очень часто говорит, что такое место существует. В конце притчи о талантах господин говорит: «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25:30). Это одно из многочисленных подтверждений того факта, что после суда наказание будет осознаваться теми, кто ему подвергнется. На суде царь скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). И Иисус говорит, что проклятые «пойдут... в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46)s. Параллель, проводимая в данном тексте между «вечной жизнью» и «вечной мукой», указывает на то, что оба состояния будут бесконечными9.
Иисус говорит об аде, как о «неугасимом огне» (Мк. 9:43), и говорит, что ад —это место, «где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк. 9:48)ш. История о богаче и Лазаре также указывает на ужасающее осознаваемое нака-
...Умер и богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив,. сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы 1 ,. омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в 5. пламени сем (Лк. 16:22-24).
Затем богач просит Авраама послать Лазаря в дом его отца, говоря: «Ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения» (Л к. 16:28, курсив мой. — У. /".)..■р- - В Откровении вечное наказание описывается тоже весьма красноречиво:
...Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во аеки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью покло-няющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его ■ ■ (Отк. 14:9-11).
|
|
Этот отрывок совершен] ю ясно говорит нам о вечном осознаваемом наказании неверующих.;uilu,.,,oABJ ,1,.,.,= „, ■'! >......,■.:
* Слово, переведенное здесь как «мука», — по-гречески кбХаащ — обычно обозначает сильное физическое страдание или пытку, которым подвергались христиане («Мученичество Поликарпа» 2.4, ср.: Игнатий, "Послание к Римлянам 5.3»). Иногда это слово означает просто божественное наказание в целом, без определения его природы (ср.: BAGD,pp.440,441).
9 Эти тексты и тексты, которые цитируются в следующих абзацах, ясно указывают,
что Библия не учит универсализму (доктрине о том, что в конечном счете все люди будут
спасены).
10 Ср.: Ис. 66:24, где говорится о непокорных Богу: «Ибо червь их не умрет, и огонь
их не угаснет».,-■■-,■■ ----,-................. :-
Часть VII. Учение о грядущем
В связи с осуждением Вавилона, огромная толпа на небесах восклицает: «Аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков» (Отк. 19:3, курсив мой. — У. Г.). В период последнего отступления, когда сатана будет побежден, «диавол, прельщавший их. ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Отк. 20:10, курсив мой. — У. Г.). Этот отрывок также очень важен в связи с Мф. 25:41, где говорится, что неверующие отсылаются «в огонь вечный, уготованный дианолу и ангелам его». Эти стихи помогают осознать, каким страшным злом является грех и непокорность Богу и насколько велика святость и справедливость Бога, которая и приводит в исполнение приговор.
Представление о венном осознаваемом наказа] ши неверующих не так давно отрицалось даже некоторыми евангельскими богословами11. Прежде это учение отвергалось церковью Адвентистов седьмого дня и отдельными людьми в течение всей церковной истории. Те, кто отрицает вечное осознаваемое наказание, часто выступают в защиту «антгиляционизма» (от лат. annihilare, «уничтожать»), учения о том, что грешники, после того как испытают гнев Божий в течение определенного времени, будут «уничтожены» Богом, такчто они не будут более существовать12. Таким образом, наказание «осознается», но не является «вечным».
Аргументы, вьщвигаемыевзащитуаннигиляционизма, следующие: 1) иногда говорят, что библейское упоминание о погибели грешников означает, что они перестанут существовать (Фл п. 3:19; 1 Фес. 5:3; 2 Фес. 1:9; 2 Пет. 3:7 и др.); 2) что существует противоречие между осознаваемым наказанием и любовью Бога; 3) что есть несправедливость, связан пая с неравнозначностью совершенных во времени грехов и наказанием, назначаемым в вечность; 4) что посто-янное присутствие злых существ в Божьем мире портило бы совершенство мира, созданного Богом для отражения Его славы.
В ответ на первый аргумент следует сказать, что терминология, употребленная в этих отрывках (Флп. 3:19; 1 Фес. 5:3; 2 Фес. 1:9; 2 Пет. 3:7), не подразумевает непременного прекращения существования или аннигиляции
11 См.: Philip E. Hughes, The True Image: The Origin ami Destiny of Man in Christ (Grand
Rapids: Eerdmans, 1989), pp. 405-407; David L. Edwards and John R. W. Stoil, Essentials:
A Liberal-Evangelical Dialogue (London: Hodder and Stoughton, 1988), pp. 275, 276; Clark
Pinnock, "The Destruction of the Finally Impenitent", CThRev 4 (Spring 1990), pp. 243-259.
12 Разновидностью точки зрения о том, что Бог впоследствии уничтожит неверую
щих (собственно аннигиляиионизм}, является позиция, которую называют «уаювным бес
смертием». Она заключается в том, что Бог делает людей бессмертными (т. с. они могут
жить вечно) только в том случае, если они принимают Христа как Спасителя. Таким
образом, люди, которые не становятся христианами, не имеют дара вечной жизни, и
после смерти или в конце последнего суда они просто перестают существовать. Этот
взгляд очень близок к аннигиляционизму, и я не рассматриваю его в данной главе от
дельно. (Сторонники некоторых разновидностей условного бессмертия отрицают также
и осознаваемое наказание, даже на короткое ирсмя.)
т
Глава 55. Последний суд и вечное наказание
ебесах восклицает: сив мой. —У Г.). В эбежден, «диавол, 1Срьилжепророк,и эсив мой. — У. Г.).)ворится,чтоневе-элуи ангелам его». 1ястся грех и непо-сть Бога, которая и
рующих не так да в-1ами". Прежде это отдельными людь-■шос осознаваемое ■ (от лат. annihilare, ак испытают гнев ны» Богом, так что i ни е «о с оз нается»,
[едующие: 1) иногда в означает, что они Э; 2 Пет. 3:7 и др.); шнием и любовью костью совершен-ость; 4) что посто- эверше нство мира,
нология,употреб- I Пет. 3:7), не под-или аннигиляции
f Man in Christ (Grand I. W. Stott, Essentials:), pp. 275, 276; Clark ig 1990), pp. 243-259. уничтожит неверую-■ывают «условным бес- ■1ыми (т.е. они могут IK Спасителя. Таким ipa вечной жизни, и: сущее пювать. Этот ■о в данной главе от-ртия отрицают также
какого-либо рода. Эти выражения могут просто обозначать тяжелые и разрушительные последствия последнего суда для неверующих1!.
Что же касается второго аргумента, то трудно согласовать также Божью любовь и вечное наказание, которое содержится в представлении о божественном наказании в целом. И, наоборот, если (как об этом исчерпывающе свидетельствует Писание) Бог может наказывать грешников в течение некоторого времени после суда, то почему Он не может применить такое же наказание на бесконечный период времени?
Такое рассуждение может привести нас к другой разновидности анни-гиляционизма, в которой осознаваемое наказание отрицается в принципе, даже на короткое время, и единственное наказание грешников заключается в том, что после смерти они перестают существовать. Но можно ли считать наказанием подобное немедленное уничтожение, ведь в этом случае человек не ощущает страдания. Гарантия прекращения существования многим людям, особенно тем, кто страдает от тягот этой жизни, показалась бы своего рода желанной альтернативой. И если бы не существовало никакого наказания неверующих, то даже люди, подобные Гитлеру и Сталину, не получали бы никакого возмездия, и в мире не было бы справедливости. Тогда люди не боялись бы быть в этой жизни настолько грешными, насколько это возможно.
Третий аргумент, гласящий, что вечное наказание несправедливо (так как нет соразмерности временного греха и вечного наказания), основан на неверной предпосылке о том, что мы осознаем масштаб зла, твори мого через непокорность грешников Богу- ДеЙвид Кингдон замечает, что «грех против Творца отвратителен до такой степени, которая выходит далеко за рамки нашего пронизанного грехом воображения... Кто был бы настолько дерзок, чтобы указывать Богу., каким должно быть наказание?»14 Свой ответ на это замечание
13 В Флп. 3:19 и 2 Пет. 3:7 понятие «гибель» выражено слоном amiAsia. т. е. тем же
самым словом, которое ученики употребили для обозначения «траты» (как они считали)
масла, которым были помазаны волосы Иисуса (Мф. 26:8). Однако масло не перестало
существовать; оно было на голове Иисуса. Оно было «погублено» в том смысле, что его
уже невозможно было использовать иначе или продать. В 1 Фес. 5:3 и 2 Фес. 1:9 для
обозначения «погибели» (в русском синодальном переводе — «пагубы». — Примеч. пер.)
грешников употреблено другое слово, б&еврод, однако и это слово не подразумевает пре
кращения существования чего-либо, так как в 1 Кор. 5:5 оно употреблено в отношении
человека, преданного сатане {изгнание из церкви) для погибели плоти (в русском сино
дальном тексте — «во измождение плоти». — Примеч. пер.). Однако плоть человека явно
не перестала существовать после того, как он был изгнан из церкви, даже если он стра
дал в теле (это будет правильным не зависимо оттого, считаем ли мы «плоть» обозначе
нием физического тела человека, или его греховной природы).
14 David Kingdon, "Annihilationism: Gain or Loss?" (1992 г.; неопубликованная руко
пись, полученная от автора), р. 9.
Часть VII. Учение о грядущем
он продолжает утверждением о том, что грешники в аду могут продолжать грешить, получать наказание за грех и не раскаиваться в нем, и отмечает, что на это указывает текст Отк. 22: ] 1: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится»15.
Однако здесь против аннигиляционизма может быть выдвинут аргумент, основанный на понятии Божьей справедливости. Разве кратковременное наказание, предполагаемое аннигиляционистами, является подлинной^яс/ма- топ за вес грехи неверующих и удовлетворяет справедливость Божью? Если нет, то справедливость Бога не была удовлетворена и неверующий не должен быть уничтожен. Если же да, то неверующему следует предоставить право взойти на небеса и его не следует уничтожать. В любом случае аннигиляционизм не является необходимым и правильным подходом.
Что касается четвертого аргумента, который гласит, что зло, которое остается без наказания, уменьшает славу Божью в мире, то следует сказать, что нам нужно помнить о том, что когда Бог наказывает зло. Он торжествует над ним и слава Его справедливости, праведности и торжества над любым врагом в конце концов будстяшзеиа (см.: Рим. 9:17,22-24). Глубина милосердия Божьего также будет явлена, поскольку все спасенные грешники осознают, что они заслуживают наказания Божьего и избежали его лишь по милосердию Божьему, благодаря ходатайству Иисуса Христа (ср.: Рим. 9:23,24).
После всего сказанного следует отметить, что окончательное разрешение этого вопроса во всей его глубине лежит далеко за пределами нашего понимания и скрыто в сознании Бога. Если бы процитированные отрывки из Писания не учили пас столь ясно вечному осознаваемому наказанию, аннигиляционизм мог бы показаться нам привлекательной точкой зрения. Хотя анни-гиляционизму можно противопоставить богословские аргументы, в конечном счете, лишь ясность и авторитет Писания убеждают нас, что данная точка зрения противоречит учению о вечном осознаваемом наказании грешников16.
Как нам следует относиться к данному учению? В наши дни нам сложно — а иначе и быть не может — размышлять об этом учении. Если в нашем сердце не возникает глубокая печаль, когда мы размышляем об этом учении, то в духов-
15 David Kingdon, "Annihiiationism: Gain or Loss?" (1992 г.; неопубликованная руко
пись, полученная от автора), pp. 9, 10.
16 Поскольку учение о вечном осознаваемом наказании столь чуждо нашей культу
ре и на более глубоком уровне — нашему инстинктивному, Богом данному чувству люб
ви и желанию искупления каждого человеческого существа, созданного по образу Божь
ему, то в наши дни это одно из наиболее трудно принимаемых христианских учений.
Наблюдается также следующая тенденции: те, кто перестает верить в Библию как в ис
точник абсолютной истины, в первую очередь отрекаются именно от этого учения. Сре
ди либеральных богословов, которые не признают абсолютной правдивости Библии, в
наши дни, возможно, нет ни одного человека, который верил бы В учение о вечном осо
знаваемом наказании.
т
Глава 55. Последний суд и вечное наказание
' могут продолжать «м, и отмечает, что це делает неправду;
выдвинут аргумент, штковременное на-подлинной распла- юсть Божью? Если рующий не должен ставить право взой-аннигиляиионизм
i aio, которое оста- тедует сказать, что Он торжествует кества над любым.Глубина мил осер-грешникиосозна-;голишь по мило-р.: Рим. 9:23,24). шьное разрешение и нашего понима-отрывки из Писа-занию, аннигиля-рения.Хотяанни-*енты, в конечном ■данная точказре- ш грешников16, цни нам сложно — щ в нашем сердце учении, то вдухов-
убл и кованная руко-
уждо нашей культу-н ном у чувству любого по образу Божь-истиаиских учений, в Библию как в ис-г этого учения. Сре-вдивости Библии, в кние о вечном осо-
ном и эмоциональном плане с нами что-то не в порядке. Павел, размышляя о гибели своих братьев по крови, о гибели евреев, говорит: «Великая для меня печаль п непрестанное мучение сердцу моему» (Рим. 9:2, курсив мой. — У. Г.). Не случайно и Бог говорит нам о Своей собственной печали при виде гибели грешников: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилсв?» (Исз. 33:11). Мучения Иисуса очевидны из Его слов: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37,38; ср.: Л к. 19:41,42).
Нам потому трудно размышлять об аде, что Бог поместил в наши сердца часть Своей собственной любви к людям, сотворенным по Его подобию, даже к грешникам, которые Ему непокорны. Чем дольше мы живем и чем больше мы видим людей, которые нуждаются в Евангелии и вере в Христа ради спасения, тем большую печаль и угнетение духа мы испытываем, когда размышляем о вечном наказании. Однако мы должны помнить, что все, задуманное Богом и изложенное в Писании, справедливо. Поэтому мы должны остерегаться, чтобы нам не возненавидеть это учение или не начать сопротивляться ему, мы должны стремиться, насколько это возможно, признать, что вечное наказание справедливо и правильно, ибо в Боге нет никакой несправедливости.
Нам может помочь осознание того факта, что если бы Бог не осуществил вечного наказания, то Его справедливость не была бы удовлетворена, а Его слава не была бы явлена так, как Он считает необходимым. Возможно, нам поможет также мысль о том, что с точки зрения будущего мира необходимость и справедливость вечного наказания гораздо более очевидна. Иоанн слышит, как мученики на небесах восклицают: «Доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Отк. 6:10). Кроме того, при разрушении Вавилона, великий глас множества людей на небесах прославляет Бога за справедливость Его суда, ибо эти люди наконец увидели отвратительную природу зла такой, какова она есть:
...Аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему; ибо ■■ истинны и праведны суды Его! потому что Он осудил ту великую любо-; '■ ' дейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь " рабов Своих от руки ее... Аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков ' (Отк. 19:1-3).
Когда это произошло, «двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуйя!» (Отк. 19:4). Мы не можем утверждать, что все это множество спасенныхлюдей и небесных животных морально не правы, когда они славят Бога за свершение возмездия над злом, так как все они свободны от греха и их моральное суждение угодно Богу.
Часть VII. Учение о грядущем
Однако в нынешнем веке мы можем так приветствовать справедливость Божью в наказании ала лишь при размышлении о вечном наказании сатаны и бесов. Когда мы размышляем о них, мы не испытываем инстинктивной любви к ним, хотя и они также были сотворены Богом. Ныне они полностью предали себя злу и находятся вне возможности спасения. Поэтому мы не можем желать их спасения, как мы желаем спасения всех людей. Мы должны верить, что вечное наказание подлинно и справедливо, и все же нам следует желать, чтобы даже те люди, которые особен но жестоко преследовали церковь, пришли к вере в Христа и избежали вечного осуждения.
Вопросы для самостоятельной работы """■" '-'' "
■г ' Ч. Прежде вы думали о том, что верующие также предстанут на последнем суде? Как теперь вы к этому относитесь? Как влияет на вашу жизнь осознание того факта, что мы предстанем перед престолом Христа-Судьи? Как вы думаете, что мы ощутим, когда все наши мысли и дела будут явлены в последний день? Ошушаете ли вы страх, когда размышляете об этом дне? Если да, то подумайте над текстом 1 Ин. 4:16—18:
И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви (курсив мой. — У. Г.).
2. Вы задумывались раньше о приобретении сокровищ на небесах или о боль
шем вознаграждении? Если вы действительно верите в это учение, то каким об
разом, по вашему мнению, оно влияет на вашу жизнь?
3. Как вы думаете, что испытают те, кто будет участвовать вместе с Христом в
суде над ангелами и над всем миром (см.: 1 Кор. 6:2,3)? Что говорит о нашем
творении по образу Божьему и о плане Бога о нас тот факт, что Он допускает нас
к участию в последнем суде? Что вы чувствуете в связи с этим по поводу вас самих
и ваших отношений с Богом в вечности?
4. Подумайте о ваших друзьях-христианах в церкви. Как вы думаете, что вы
почувствуете, когда увидите их перед Христом на последнем суде? Что они по
чувствуют, когда увидят вас перед лицом Христа? Ваши размышления о будущем
суде оказывают какое-либо влияние на ваши взаимоотношения с братьями и се
страми во Христе сегодня?
5. Вы рады, что произойдет последний суд над верующими и неверующими?
Вы осознаете справедливость Бога, или, по-вашему, во всем этом сеть что-то не
правильное?
6. Вы убедились, что Писание учит о вечном осознаваемом наказании греш
ников? Когда вы размышляете об этом в связи с сатаной и бесами, вы чувствуете,
что это справедливо?
Глава 55, Последний суд и вечное наказание
7. Есть ли такие люди, которые вас обидели в прошлом и которых вам было трудно простить? Помогло ли вам учение о последнем суде простить этого человека?
Специальные термины
■>'.,; if j
ад
аннигиляционизм великий суд белого престола вечное осознаваемое наказание
последний суд к(. суд народов универсализм условное бессмертие
Библиография