Вопросы и задания для обсуждения

отрывка из книги И.М. Савельевой и А.В. Полетаева «История и время: в поисках утраченного»:

1. Охарактеризуйте представления о времени Платона, Аристотеля, Св. Августина, Фомы Аквинского.

2. О каких образах времени говорят авторы? В чем заключается сущность понятий «вечность» и «время»?

3. Какой смысл в понятие «век» вкладывал Фома Аквинский?

4. Как изменились представления о концепции двух времен в XVII в., в конце XIX – начале XX вв.?

5. В чем заключаются различия между «Временем-1» и «Временем-2» (в формулировке авторов)?

6. В чем заключается философская сущность датировки события?

7. Каковы были представления о хронологии в Средневековье, Новое время, в ХХ в.? Определите различия.

8. Каковы подходы к периодизации у античных авторов, ученых Средневековья, Нового времени?

9. Какие события всемирной истории признаны «эпохальными»?

10. Охарактеризуйте подход к структурированию времени представителями школы «Анналов» (в частности Ф. Броделя).

11. Каково соотношение между «прошлым», «настоящим» и «будущем» в свете представлений о времени?

12. Какие существуют виды календарей? Приведите примеры.

13. Когда впервые появились лунные календари, лунно-солнечные и солнечные? В каких государствах они использовались?

14. Какой календарь лег в основу современного?

15. В чем различие юлианского и григорианского календарей?

16. Какие черты являются общими для всех календарей?

17. Охарактеризуйте понятие «календарный период». Приведите примеры. Когда впервые появилось понятие «неделя»?

18. Какую роль в концепции исторического времени играет хронологическая шкала?

19. Когда впервые появляется понятие «историческая эпоха»?

20. Какие события повлияли на формирование представлений об исторических эпохах?

21. Какой вклад внесли гуманисты в развитие представлений о времени?

22. Охарактеризуйте представления о периодизации исторического развития человечества во времена Средневековья, Нового времени.

23. Какую роль сыграла археология в развитии научных представлений об истории?

24. Когда впервые появилось понятие «Средние века». С чем это было связано? Какие хронологические рамки выставляли этому периоду ученые?

отрывка из книги М. Блока «Апология истории»:

1. Каким образом М. Блок интерпретирует понятие «история»?

2. Как ученый характеризует понятие «исторического времени»?

3. Каково соотношение «современного «и «настоящего», по мнению ученого?

4. При каких обстоятельствах появляется опасность «потерять время»?

5. Каковы главные черты исторического наблюдения?

6. Каким образом ученый отвечает на вопрос: «судить или понимать» историю?

7. Какова роль анализа в историческом исследовании?

8. В чем заключается сущность научного метода, по мнению ученого?

9. Как вы понимаете выражение Блока «историк никогда не выходит за рамки времени, но вынужден двигаться внутри него то вперед, то назад…»?

10. Какую роль в историческом анализе играет терминология?

11. Как следует относиться к терминологии исследуемого документа? К каким последствиям может привести «не точное» прочтение документального источника?

12. Каким образом М. Блок характеризует хронологию как «инструментарий исторических исследований»?

13. На какие аспекты в систематизации (периодизации) исторического процесса обращает внимание ученый?

14. Каковы перспективы в развитии исторической науки, по мнению М. Блока?

отрывка книги А. Тойнби «Постижение истории» (части седьмой «Вдохновение историков. Взгляд историка»):

1. Каким образом ученый отвечает на вопрос: Почему люди изучают историю?»

2. Какие факторы влияют на успешность исследовательской деятельности ученых – историков?

3. От каких ошибок предостерегает Тойнби?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: