Функции философии. Философия изучает всеобщие законы развития природы, общества и мышления

Философия изучает всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Но данное определение предмета философии указывает лишь на то, что изучает философия, но оно ничего не говорит о тех задачах, которые она решает на основе изучения этих всеобщих законов, о том, каковы ее функции. А без этого невозможно определить место и роль философии в обществе, ее социальное назначение. Таким образом, определение предмета философии предполагает также выявление тех функций, которые она выполняет в обществе Какие же основные функции философии? Изучая всеобщие законы действительности, она выполняет следующие три основные "функции: мировоззренческую, гносеологическую и методологическую.

Мировоззренческая функция философии. Эта функция предполагает разработку системы взглядов на мир, дающей единое понимание происходящих в мире явлений, определяющей место человека в мире и закономерности его взаимосвязи с миром. Такая система взглядов, основываясь на изучении всеобщих законов, так или иначе охватывает все явления природной и социальной действительности.

В условиях социализма овладение научным, марксистско-леннским мировоззрением имеет исключительно большое значение б ез этого люди не смогут правильно понять происходящие в мире явления, разобраться в сложной обстановке, уяснить свое место в обществе, определить свою жизненную позицию, идеалы. Давая целостную систему взглядов на окружающую действительность, философия определенным образом ориентирует людей в их жизни и деятельности, помогает выработать активное, творческое отнощеяие к действительности, верно понять проводимую марксистско - ленинской партией и социалистическим государством политику и тем самым способствует сознательному участию трудящихся в политической жизни общества, в борьбе за социальный прогресс, за реализацию социалистических идеалов.

Изучение философии играет важную роль и в повышении общей культуры людей. Дело в том, что в философии в наиболее концентрированном виде выражены результаты развития научного познания и общественной практики. Ознакомление людей с философией, усвоение ими ее содержания есть, таким образом, не что иное, как приобщение их к общечеловеческой культуре, к наиболее важным результатам ее развития. Высокий уровень культуры людей — необходимое условие их плодотворной деятельности. Эффективное решение задач дальнейшего совершенствования современной техники, производства предполагает широкую эрудицию, способ-

ность предвидеть тенденции развития отрасли и общественно­го производства в целом. А это является следствием высокой общей и профессиональной культуры, высокой культуры мышле­ния.

Участвуя в решении той или иной практической задачи, каж­дый труженик всегда имеет дело не только с техникой и технологи­ческими процессами, но и с другими, такими же, как и он, тружени­ками. В своей трудовой деятельности в коллективе, в решении практических задач трудящиеся неизбежно сталкиваются с социаль­ными проблемами, с социальными отношениями. И если это так, то они должны знать законы развития общественных отношений, общества. Познание же общих законов развития общества воз­можно лишь на основе марксистско-ленинского учения об общест­ве, исторического материализма.

Гносеологическая функция философии. Данная функция ка­сается научного познания, выявления закономерностей его воз­никновения и развития. В отличие от агностиков, отрицающих возможность познания мира, и объективных идеалистов, рассмат­ривающих познание как саморазвитие духа, мышления, диалек­тический материализм считает, что мир познаваем и процесс по­знания представляет собой отражение действительности в созна­нии людей в виде идеальных образов, их взаимосвязи и движения. Марксистско-ленинская теория познания исходит из последова­тельно материалистического решения основного вопроса филосо­фии, то есть рассматривает мир, объективную реальность как су­ществующую вне и независимо от нашего сознания.

Раскрывая законы функционирования и развития познава­тельной деятельности людей, философия исследует формы движе­ния мышления к истине, пути и средства ее достижения, проверки полученных знаний и т. д.

Овладение законами функционирования и развития познаватель­ной деятельности — весьма важная задача. Дело в том, что созна­тельное участие в решении задач общественного развития предпо­лагает умение мыслить, анализировать складывающуюся обстанов­ку, находить наиболее рациональные пути решения возникающих проблем. Но чтобы правильно, на современном уровне культуры мыслить, необходимо знать законы, по которым развивается по­знание, осуществляется мыслительный процесс, и руководствовать­ся ими в своей практической деятельности.

Методологическая функция философии. Разрабатывая мировоз­зрение — целостную систему взглядов на мир, дающую понимание происходящих в нем явлений, и теорию познания, призванную изучать законы функционирования и развития познавательной деятельности, философия вырабатывает и общий метод познания, который представляет собой совокупность требований к мысляще-

му субъекту, сформулированных на основе всеобщих законов действительности и познания и ориентирующих его в познава­тельной и практической деятельности. Он является выводом из истории развития познания и общественной практики. В самом деле, в требования к мыслящему и действующему субъекту можно перевести лишь те закономерности, те свойства и связи общест­венной действительности и познания, которыми человек овладел, которые открыты и так или иначе используются на практике. А если это так, то метод познания существенным образом зависит от уровня развития науки и общественной практики. С развитием науки и практики изменяется метод, совершенствуются его требо­вания, один метод заменяется другим, более соответствующим новому уровню развития науки и практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: