Борьба материализма и идеализма в средневековой, философии

Средневековье с его безраздельным господством религиозной идеологии, проникающей во все сферы духовной жизни общества, наложило отпечаток и на развитие философии, которая в данную эпоху фактически становится служанкой богословия. Она, как пра­вило, должна была обосновывать церковные догмы, доказать их истинность и непоколебимость.

Особенно много внимания в средневековой философии уделя­лось вопросу об универсалиях, об отношении общего к единичному. Вокруг этого вопроса велись ожесточенные споры. Идеалисты утверждали, что общие понятия (универсалии) существуют не­зависимо от вещей, единичного, и в конечном счете связаны с богом. Больше того, сам бог является сущностью всего бытия. Сторонников данной точки зрения, признававших реальное сущест­вование общих понятий — универсалий, называли реалистами (от лат. геаlis — вещественный, действительный). Представители ма­териалистической тенденции обосновывали прямо противополож­ное мнение. Они заявляли, что общее (универсалии) не может су­ществовать самостоятельно. Реально существуют только конкрет­ные единичные вещи. Сторонников этой точки зрения называли номиналистами (от лат. nomen — имя), поскольку они отрицали реальное существование общего и объявляли его лишь именем.

Реалисты — Ансельм Кентерберийский (1033—1109) и др.— доказывали, что реально существует лишь вечный, единый бог, ко­торый выступает как всеобщая сущность. Все, что существует, имеет свое начало в боге. Отсюда происхождение единичных вещей связано с их божественным творением. Бог выступает в роли ху­дожника, творящего свои произведения по имеющемуся у него

замыслу. Идеальное бытие вещей в божественном разуме вечно, реальное же бытие (бытие вне бога) имеет преходящий харак­тер.

Против этой точки зрения решительно боролся сторонник номи­нализма Росцелин (около 1050 — около 1112). Согласно его уче­нию, общее не только не предшествует чувственным вещам, не только их не определяет, но вообще не существует. Общие идеи, по Росцелину, представляют собой лишь слова, имена, даваемые человеком отдельным, единичным вещам. Реально существуют лишь отдельные вещи. Отрицая существование общего, общих идей, Росцелин вступал в противоречие с догмой о нераздельности трои­цы. Учение Росцелина вызвало бурю негодования со стороны церкви и было осуждено на Суассонском соборе (1092 г.).

Крайности, свойственные номиналистам и реалистам, пытался преодолеть итальянский богослов и философ Фома (Томас) Аквинский (1225—1274) — основатель томизма. Как и реалисты, перво­причиной всего существующего он считал бога. Основная задача, которую ставит себе Фома Аквинский, — это упорядочение мно­жества в единстве. Он как бы стремится вывести бытие бога из бы­тия вещей. Фома согласен с реалистами в том, что общие идеи су­ществуют до реального бытия вещей в божественном разуме. Но вместе с этим он пытался в какой-то мере оправдать номиналистов, утверждая, что если иметь в виду идеи, которые присутствуют не в божественном, а в человеческом разуме, то они не могут сущест­вовать до вещей и не могут их порождать. Фома Аквинский стре­мился теоретически обосновать зависимость философии от теоло­гии. Философско-теологическое учение Фомы Аквинского стало с XIV века знаменем доминиканских схоластов. С XVI века то-мизм энергично насаждается иезуитами. Со второй половины XIX века система взглядов Фомы Аквинского становится основой неотомизма — официальной философской доктрины католической церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: