В философии исторически сложились два различных понимания бытия и сознания — диалектическое и метафизическое.
Если все явления рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником этого процесса признается присущая им внутренняя противоречивость, то такой подход называется диалектическим. Диалектика объективно присуща природе и обществу, а диалектический взгляд лишь более или менее точно отражает ее в теории.
В отличие от диалектического подхода к пониманию мира метафизический подход искажает объективную диалектику и фактически отрицает ее, тяготея, к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. Современные метафизики признают движение, развитие, но дают ему извращенное толкование. Отрицая диалектический характер развития и внутреннюю противоречивость вещей, они усматривают источник движения в их внешних столкновениях, что логически приводит к теологической идее творения мира.
Как диалектика, так и метафизика имеют свою многовековую историю. Слово «диалектика» древнегреческого происхождения. В буквальном переводе оно означает искусство вести спор, полемику. Древнегреческий философ Сократ рассматривал диалектику как искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на обсуждение проблемы с целью достижения истины путем столкновения противоположных мнений. В философии Платона, Аристотеля и других древнегреческих мыслителей диалектика обычно применяется к осмыслению сферы мышления и связывается с совершенствованием способности последовательно, логично мыслить. Среди диалектических умов Древней Греции, акцентировавших свое вни-
мание на диалектической сущности бытия, В. И. Ленин особо выделял Гераклита, который доказывал, что мир, бытие находится в беспрерывном движении, изменении, обусловливаемом борьбой противоположных начал. Древнегреческим философам принадлежит огромная заслуга в создании исторически первой, наивной формы диалектики.
Более совершенный вид диалектика обрела в немецкой классической философии, особенно в философии Гегеля, который сформулировал основные диалектические законы, гениально угадав в диалектике понятий диалектику вещей '. Гегель «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения...»2. Но Гегель был объективным идеалистом. Развитие трактовалось им как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. В понятии он находил высший расцвет и бытия и сущности. В итоге понятие у Гегеля выступало и как субъект, и как объект, и как абсолютная идея.
Идеализм Гегеля резко критиковали русские революционные демократы, прежде всего В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, которые сделали серьезную попытку материалистического осмысления диалектики.
Подлинно научную форму диалектика обрела в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, благодаря которым она стала действительной наукой, изучающей наиболее общие законы развития объективного мира и человеческого мышления.
Метафизические воззрения зародились также в античной философии. Еще в VI—V веках до н. э. в философии Ксенофана, Парменида, Зенона и других содержались попытки доказать, что бытие неделимо и неподвижно, что всякая множественность и всякое изменение представляются противоречивыми, а поэтому невозможными3. Но особое развитие метафизические воззрения получили в философии Нового времени, которая испытывала огромное влияние естествознания, достигшего в эту эпоху выдающихся успехов, особенно в математике и механике. Осуществляемое естественными науками расчленение единой природы на состав-
1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 178.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 23.
С термином «метафизика» такое понимание состояния мира тогда не связывалось. Этот термин ввел в философию систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский (I в. н. э.), назвавший так группу трактатов о «бытии самом по себе». «Метафизика» — буквально «после физики». Следуя этой традиции, с первых веков нашей эры словом «метафизика» стали обозначать философские учения о недоступных органам чувств (сверхчувственных) и лишь разумом (умозрительно) постигаемых началах всего сущего.
ные части и изучение их порознь, будучи необходимой стороной общего познавательного процесса, формировало у исследователей привычку рассматривать эти составные части, вещи и процессы в их обособленности, вне общей связи, движения и развития. «Перенесенный... из естествознания в философию, этот способ понимания создал специфическую ограниченность последних столетий — метафизический способ мышления», — писал Ф. Энгельс. Ограниченность этого метода была подвергнута основательной критике с позиций идеалистической диалектики Гегелем. К. Маркс и Ф. Энгельс, вскрыв несостоятельность метафизического образа мышления, противопоставили ему материалистическую диалектику.
Диалектико-материалистическая философия явилась в известном смысле диалектическим отрицанием всей предшествующей философской мысли. Это нашло свое отражение и в трактовке ею своего собственного предмета. Она отвергла как ненаучные претензии домарксистской философии на создание завершенной умозрительной картины мира, разрушив тем самым прежнее традиционное основание для понимания философии в качестве «науки наук». Объектом философского исследования она считает развивающуюся действительность и процесс ее познания человечеством. Поэтому единственно верным, адекватным методом ее изучения может быть только материалистическая диалектика как наука «об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления...»2.
Сконцентрировав внимание на изучении материального бытия, сознания и присущих им всеобщих законов, марксистско-ленинская философия дает последовательно научное решение вопроса об отношении сознания к бытию, мышления к материи, то есть основного вопроса философии. Материю и сознание, а также их взаимоотношение она трактует как развивающиеся, подчиняющиеся общим диалектическим законам. Поэтому марксистско-ленинскую философию часто характеризуют как науку, изучающую законы взаимосвязи материи и сознания, наиболее общие законы развития природы, общества и мышления и на их основе разрабатывающую мировоззрение и метод познания и революционного преобразования действительности.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 21. ! Там же, т. 21, с. 302.
5. Марксистско-ленинская философия и частные науки
Философия и частные науки — естественные, технические, гуманитарные — развиваются в неразрывной связи друг с другом. Что же дает диалектике-материалистическая философия этим наукам?
При рассмотрении процесса развития теоретического знания в любой научной дисциплине следует помнить, что науку двигают не какие-то абстрактные существа, а люди, живущие в обществе, с присущими ему экономическими отношениями и политическими порядками. Ученый, если даже он работает над сугубо теоретическими проблемами, например в области элементарных частиц или космологии, в течение всей своей жизни оказывается вовлеченным (порою помимо его воли и желания) в водоворот событий, происходящих в обществе.
Марксистско-ленинская философия дает деятелям науки верный ориентир для оценки социальных явлений, определяет точные, научно обоснованные цели, которыми они призваны руководствоваться в своей профессиональной и общественной деятельности. Марксистский гуманизм, его идеалы не могут не воодушевлять ученых на самоотверженный труд во имя мира, прогресса и процветания всего человечества. Но для этого нужно, чтобы они могли сознавать реальный социальный смысл новых научных открытий, видеть ближайшие и более отдаленные перспективы применения их на практике, в том числе воплощение их в новых технических устройствах, и, конечно, не в последнюю очередь глубоко понимать ведущие тенденции развития научных знаний в условиях научно-технической революции.
В наши дни, когда милитаристские круги Запада угрожают самому существованию человеческой цивилизации, важно покончить с опасной тенденцией превращения науки в средство достижения антигуманных, преступных намерений империализма; здесь от активной социальной позиции научной интеллигенции зависят многое.
Марксистско-ленинская философия не только дает науке ясные мировоззренческие принципы, но и вооружает ее единственно правильной общей методологией научного познания — материалистической диалектикой. Сознательное усвоение диалектических принципов представителями частных наук — важнейшее обязательное условие прогресса науки, ибо диалектика является не просто каким-то инструментом теоретического поиска, а основополагающим методом получения новых научных знаний.
Было бы неверно, однако, представлять дело так, что знакомство с содержанием законов и категорий материалистической
диалектики должно чуть ли не автоматически вести к разрешению любой научной проблемы. Механическое, нетворческое использование диалектического подхода в научном исследовании ровным счетом ничего не дает. Необходимо делать соответствующие теоретические выводы на основе законов и категорий диалектики, формулировать принципиальные требования, правильно ориентирующие познавательную деятельность субъекта, и научиться их применять в процессе научного исследования. Только в этом случае диалектика раскрывает свои огромные эвристические возможности.
В последние годы все более значительной становится интеграционная и коммуникативная роль марксистско-ленинской философии в научном познании. Ни в одной науке нельзя обойтись без таких понятий, как качество и сущность, случайность и возможность, причина и противоречие. Материалистическая диалектика, разрабатывая общий для всех наук категориальный аппарат, тем самым содействует их сближению между собой, устанавливает связи между, казалось бы, совершенно далекими друг от друга частными дисциплинами и таким образом содействует в конечном счете их взаимному обогащению и развитию.
В. И. Ленин выдвинул и всесторонне обосновал идею союза диалектического материализма с естественными науками, философов-марксистов с естествоиспытателями. «...Без солидного философского обоснования, — писал он, — никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом». Коммунистическая партия Советского Союза и другие братские марксистско-ленинские партии последовательно проводят в жизнь это важнейшее философское завещание В. И. Ленина. Ныне с полным правом можно сказать, чтд в нашей стране, в странах социалистического содружества сложился и все более крепнет союз философов, естествоиспытателей и ученых, работающих в различных областях гуманитарных наук.
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 45, с. 29—30.
Глава II