В философии исторически сложились два различных понимания бытия и сознания — диалектическое и метафизическое.
Если все явления рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником этого процесса признается присущая им внутренняя противоречивость, то такой подход называется диалектическим. Диалектика объективно присуща природе и обществу, а диалектический взгляд лишь более или менее точно отражает ее в теории.
В отличие от диалектического подхода к пониманию мира метафизический подход искажает объективную диалектику и фактически отрицает ее, тяготея, к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. Современные метафизики признают движение, развитие, но дают ему извращенное толкование. Отрицая диалектический характер развития и внутреннюю противоречивость вещей, они усматривают источник движения в их внешних столкновениях, что логически приводит к теологической идее творения мира.
|
|
Как диалектика, так и метафизика имеют свою многовековую историю. Слово «диалектика» древнегреческого происхождения. В буквальном переводе оно означает искусство вести спор, полемику. Древнегреческий философ Сократ рассматривал диалектику как искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на обсуждение проблемы с целью достижения истины путем столкновения противоположных мнений. В философии Платона, Аристотеля и других древнегреческих мыслителей диалектика обычно применяется к осмыслению сферы мышления и связывается с совершенствованием способности последовательно, логично мыслить. Среди диалектических умов Древней Греции, акцентировавших свое вни-
мание на диалектической сущности бытия, В. И. Ленин особо выделял Гераклита, который доказывал, что мир, бытие находится в беспрерывном движении, изменении, обусловливаемом борьбой противоположных начал. Древнегреческим философам принадлежит огромная заслуга в создании исторически первой, наивной формы диалектики.
Более совершенный вид диалектика обрела в немецкой классической философии, особенно в философии Гегеля, который сформулировал основные диалектические законы, гениально угадав в диалектике понятий диалектику вещей '. Гегель «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения...»2. Но Гегель был объективным идеалистом. Развитие трактовалось им как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. В понятии он находил высший расцвет и бытия и сущности. В итоге понятие у Гегеля выступало и как субъект, и как объект, и как абсолютная идея.
|
|
Идеализм Гегеля резко критиковали русские революционные демократы, прежде всего В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, которые сделали серьезную попытку материалистического осмысления диалектики.
Подлинно научную форму диалектика обрела в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, благодаря которым она стала действительной наукой, изучающей наиболее общие законы развития объективного мира и человеческого мышления.
Метафизические воззрения зародились также в античной философии. Еще в VI—V веках до н. э. в философии Ксенофана, Парменида, Зенона и других содержались попытки доказать, что бытие неделимо и неподвижно, что всякая множественность и всякое изменение представляются противоречивыми, а поэтому невозможными3. Но особое развитие метафизические воззрения получили в философии Нового времени, которая испытывала огромное влияние естествознания, достигшего в эту эпоху выдающихся успехов, особенно в математике и механике. Осуществляемое естественными науками расчленение единой природы на состав-
1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 178.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 23.
С термином «метафизика» такое понимание состояния мира тогда не связывалось. Этот термин ввел в философию систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский (I в. н. э.), назвавший так группу трактатов о «бытии самом по себе». «Метафизика» — буквально «после физики». Следуя этой традиции, с первых веков нашей эры словом «метафизика» стали обозначать философские учения о недоступных органам чувств (сверхчувственных) и лишь разумом (умозрительно) постигаемых началах всего сущего.
ные части и изучение их порознь, будучи необходимой стороной общего познавательного процесса, формировало у исследователей привычку рассматривать эти составные части, вещи и процессы в их обособленности, вне общей связи, движения и развития. «Перенесенный... из естествознания в философию, этот способ понимания создал специфическую ограниченность последних столетий — метафизический способ мышления», — писал Ф. Энгельс. Ограниченность этого метода была подвергнута основательной критике с позиций идеалистической диалектики Гегелем. К. Маркс и Ф. Энгельс, вскрыв несостоятельность метафизического образа мышления, противопоставили ему материалистическую диалектику.
Диалектико-материалистическая философия явилась в известном смысле диалектическим отрицанием всей предшествующей философской мысли. Это нашло свое отражение и в трактовке ею своего собственного предмета. Она отвергла как ненаучные претензии домарксистской философии на создание завершенной умозрительной картины мира, разрушив тем самым прежнее традиционное основание для понимания философии в качестве «науки наук». Объектом философского исследования она считает развивающуюся действительность и процесс ее познания человечеством. Поэтому единственно верным, адекватным методом ее изучения может быть только материалистическая диалектика как наука «об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления...»2.
Сконцентрировав внимание на изучении материального бытия, сознания и присущих им всеобщих законов, марксистско-ленинская философия дает последовательно научное решение вопроса об отношении сознания к бытию, мышления к материи, то есть основного вопроса философии. Материю и сознание, а также их взаимоотношение она трактует как развивающиеся, подчиняющиеся общим диалектическим законам. Поэтому марксистско-ленинскую философию часто характеризуют как науку, изучающую законы взаимосвязи материи и сознания, наиболее общие законы развития природы, общества и мышления и на их основе разрабатывающую мировоззрение и метод познания и революционного преобразования действительности.
|
|
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 21. ! Там же, т. 21, с. 302.
5. Марксистско-ленинская философия и частные науки
Философия и частные науки — естественные, технические, гуманитарные — развиваются в неразрывной связи друг с другом. Что же дает диалектике-материалистическая философия этим наукам?
При рассмотрении процесса развития теоретического знания в любой научной дисциплине следует помнить, что науку двигают не какие-то абстрактные существа, а люди, живущие в обществе, с присущими ему экономическими отношениями и политическими порядками. Ученый, если даже он работает над сугубо теоретическими проблемами, например в области элементарных частиц или космологии, в течение всей своей жизни оказывается вовлеченным (порою помимо его воли и желания) в водоворот событий, происходящих в обществе.
Марксистско-ленинская философия дает деятелям науки верный ориентир для оценки социальных явлений, определяет точные, научно обоснованные цели, которыми они призваны руководствоваться в своей профессиональной и общественной деятельности. Марксистский гуманизм, его идеалы не могут не воодушевлять ученых на самоотверженный труд во имя мира, прогресса и процветания всего человечества. Но для этого нужно, чтобы они могли сознавать реальный социальный смысл новых научных открытий, видеть ближайшие и более отдаленные перспективы применения их на практике, в том числе воплощение их в новых технических устройствах, и, конечно, не в последнюю очередь глубоко понимать ведущие тенденции развития научных знаний в условиях научно-технической революции.
В наши дни, когда милитаристские круги Запада угрожают самому существованию человеческой цивилизации, важно покончить с опасной тенденцией превращения науки в средство достижения антигуманных, преступных намерений империализма; здесь от активной социальной позиции научной интеллигенции зависят многое.
|
|
Марксистско-ленинская философия не только дает науке ясные мировоззренческие принципы, но и вооружает ее единственно правильной общей методологией научного познания — материалистической диалектикой. Сознательное усвоение диалектических принципов представителями частных наук — важнейшее обязательное условие прогресса науки, ибо диалектика является не просто каким-то инструментом теоретического поиска, а основополагающим методом получения новых научных знаний.
Было бы неверно, однако, представлять дело так, что знакомство с содержанием законов и категорий материалистической
диалектики должно чуть ли не автоматически вести к разрешению любой научной проблемы. Механическое, нетворческое использование диалектического подхода в научном исследовании ровным счетом ничего не дает. Необходимо делать соответствующие теоретические выводы на основе законов и категорий диалектики, формулировать принципиальные требования, правильно ориентирующие познавательную деятельность субъекта, и научиться их применять в процессе научного исследования. Только в этом случае диалектика раскрывает свои огромные эвристические возможности.
В последние годы все более значительной становится интеграционная и коммуникативная роль марксистско-ленинской философии в научном познании. Ни в одной науке нельзя обойтись без таких понятий, как качество и сущность, случайность и возможность, причина и противоречие. Материалистическая диалектика, разрабатывая общий для всех наук категориальный аппарат, тем самым содействует их сближению между собой, устанавливает связи между, казалось бы, совершенно далекими друг от друга частными дисциплинами и таким образом содействует в конечном счете их взаимному обогащению и развитию.
В. И. Ленин выдвинул и всесторонне обосновал идею союза диалектического материализма с естественными науками, философов-марксистов с естествоиспытателями. «...Без солидного философского обоснования, — писал он, — никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом». Коммунистическая партия Советского Союза и другие братские марксистско-ленинские партии последовательно проводят в жизнь это важнейшее философское завещание В. И. Ленина. Ныне с полным правом можно сказать, чтд в нашей стране, в странах социалистического содружества сложился и все более крепнет союз философов, естествоиспытателей и ученых, работающих в различных областях гуманитарных наук.
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 45, с. 29—30.
Глава II